Современные тренды в образовании доклад

Обновлено: 06.05.2024

Ежегодно группа ученых Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) совместно с исследователями Лаборатории искусственного интеллекта и человеческих языков Института онлайн-образования (Пекин) готовит публичный доклад Innovative Pedagogy . В нем собраны образовательные тренды, которые влияют на сферу образования, но еще не получили широкое распространение. В 2021 году в доклад вошли 10 ключевых трендов, которые по мнению регулярного издания, значительно повлияют на мировую образовательную среду. Мы собрали мнение российских экспертов и школьников о том, как они видят данные тренды применительно к образованию в России. И провели опрос среди участников Конкурса инноваций в образовании (КИвО), в котором участвовали 450 инноваторов образования из 70 регионов РФ.

Эксперты, школьники и инноваторы из разных регионов России оценили, насколько мировые тренды, зарождающиеся в образовании, способны повлиять на отечественную систему в 2022 году. Для иллюстрации происходящих изменений мы приводим примеры российских стартапов и компаний, которые уже осваивают новые ниши.

Организаторы исследования

Автор

Маловидимые сегодня, но набирающие силу изменения, возможно сравнить с устьем, которое в течение становится полноводной рекой. Понимание происходящих новых процессов помогает российским инноваторам выбрать нишу и оседлать волну, образовательным политикам сформировать стратегию, а пользователям выстроить для себя интересный образовательный маршрут. В результате происходит обратный процесс: ручейки российской инициативы впадают в общий поток и формируют мировой океан образования.

Заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ, директор Конкурса инноваций в образовании (КИвО)

Тренды

Тренд 1. Ученик — соавтор процессов обучения и преподавания

Согласны 55,6% инноваторов

Чаще об этом тренде говорят молодые инноваторы, не работающие в школе. Эксперты отмечают, что на рынке уже есть проекты, построенные на соавторстве ученика и учителя, но массово применять их пока невозможно. Мешает низкая мотивация учителей и ограниченность ресурсов школы для создания новых образовательных продуктов. Помогают — фокус на персонализацию и цифровые технологии.

Тренд 2. Работа с настроением ученика для более эффективного обучения

Согласны 22,8% инноваторов

Тренд 3. Благодарность как педагогический подход

Согласны 11,4% инноваторов

Тренд 4. Расширенная реальность

Согласны 27,4% инноваторов

Тренд 5. Использование чат-ботов для обучения

Согласны 19,1% инноваторов

Эксперты считают, что в некоторых задачах чат-бот способен заменить учителя, например, ответить на часто задаваемые вопросы, объяснить базовые правила, указать место в учебнике или ссылку в интернете. Боты могут присылать напоминания и проводить небольшие опросы. Школьники согласны, что бот — это скорее ассистент: отмечают, что с ними процесс учебы становится более интересным, но вряд ли более глубоким.

Тренд 6. Педагогика, основанная на научных данных

Согласны 40,5% инноваторов

Тренд 7. Дистанционные технологии для изучения иностранных языков

Согласны 13,3% инноваторов

В меньшей степени верят в тренд работники школ, в большей — эксперты, которые напоминают, что изучение языка помогает не только общаться, но и развивать soft skills. Дистанционные технологии дают больше возможности настроить программу под конкретного ученика — позволить ему выбирать интересные темы, типы заданий и т.д. Почти все опрошенные школьники уже пробовали дистанционные занятия по языку, но видят в них скорее не элемент школьной программы, а инструмент дополнительного образования.

Тренд 8. Равные возможности доступа учащихся к образованию

Согласны 37,3% инноваторов

Эксперты говорят, что образовательная политика и частные инициативы слишком мало внимания уделяют проблеме неравенства — часть инноваций даже усугубляет их. Например, дистант во время пандемии только подчеркнул разницу — у кого какой компьютер, интернет и навыки работы в сети. Развивать равные возможности поможет даже само обсуждение проблемы и фиксация дефицитов, потому что решения нужны на всех уровнях — от учителя в классе до политиков, распределяющих бюджеты.

Тренд 9. Культурно-значимое обучение через хип-хоп

Согласны 3,7% инноваторов

Самый противоречивый мировой тренд по мнению российских участников опроса. Эксперты признают, что оригинальная подача контента в рэп-форме могла бы повысить вовлеченность, но о широком применении такого подхода в школах даже речи не идет. Мнения школьников разделились в зависимости от их музыкальных вкусов: одним интересно, другие категорически против.

Тренд 10. Использование баз аутентичных данных о языке в педагогике

Согласны 9,5% инноваторов

Выводы

Зарубежные и российская системы образования стремительно меняются в результате мер, которые государства вводили во время пандемии covid 19. Примерно половина представленных трендов связаны с цифровизацией образования. Такая большая доля гарантия того, что уникальные сегодня технологии продолжат развитие и уже скоро станут частью массового образования.

Отдельным значимым, в том числе для российской образовательной экосистемы, является тренд связанный с необходимость обеспечить равные возможности доступа к образованию для всех категорий населения. Крайне важно, что сегодня об этом говорят не только исследователи, интересующиеся данной темой, но и инноваторы и сами школьники.

Методология

Российским инноваторам, экспертам и школьникам было предложено прокомментировать 10 мировых трендов, опубликованных в докладе Innovative pedagogy и отметить, какие из предложенных трендов являются наиболее релевантными для российской системы образования, что мешает появлению или усилению данного тренда и что может способствовать.

Контакты

Экспертная выборка является случайной, в интервью приняло участие 20 деятелей сферы образования: научные сотрудники и представители руководства университетов, лидеры ведущих образовательных проектов.

К участие в интервью было приглашено 20 школьников из разных регионов РФ. Выборка является случайной. Возраст участников интервью 13–18 лет.

Возможности современных информационных технологий позволяют собирать упорядоченные языковые базы данных, включающие случаи использования естественного языка в разных контекстах. Соответствующее программное обеспечение для обработки баз языковых данных используется для лингвистических исследований, а также для преподавания и изучения языков. Учащиеся могут получить доступ к базам языковых данных с помощью учителей или без них, и они могут проанализировать корректность собственной речи, сравнивая их языковой набор фраз, с речевыми конструкциями из базы данных.

Участник школы информационных технологий, Kaggle-мастер, участник Национальной технологической олимпиады

Примеры проектов:
    . Информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме.

Учитель математики и информатики Дипломной программы Международного бакалавриата (IB DP), Школа №45 им. Л.И. Мильграма, преподаватель разговорного английского языка, автор вирусного видео в стиле хип-хоп

Примеры проектов:
    . Мобильная платформа для изучения иностранного языка с помощью текстов песен . Экосистема проектов для реализации творческого и профессионального потенциала молодых деятелей культуры и искусств

10 трендов будущего образования

Глобализация, разработка новых технологий, тотальный переход в диджитал, пандемия COVID-19 — всё это определяет тенденции в развитии не только общества будущего, но и системы образования в 21 веке.

Какие основные тренды образования будущего уже активно внедряются в школах и университетах по всему миру? В этой статье мы собрали свой топ-10 технологий, которые пришли к нам всерьёз и надолго.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

10 трендов будущего образования

Главные тренды в будущей системе образования связывают не только с поиском новых форматов обучения, но и новых ролей для всех участников образовательного процесса. Вот какие тенденции кажутся нам наиболее важными:

  1. Непрерывное обучение, или Lifelong Learning.
  2. Тотальная цифровизация.
  3. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК).
  4. Геймификация.
  5. Технологии VR и AR.
  6. Активная проектная работа.
  7. Agile и Scrum-технологии.
  8. Адаптивное обучение.
  9. Интегральный подход.
  10. Изменение роли преподавателя и чат-боты.

Непрерывное обучение, или Lifelong Learning

Мы неспроста отвели понятию Lifelong Learning первую позицию в нашем рейтинге трендов образования будущего. Ведь это данность, без которой невозможно представить жизнь современного человека. Информация обновляется с огромной скоростью, появляются новые технологии, роботы замещают людей, растёт спрос на неизвестные ранее профессии. Печально, но часто факт: вы ещё не успели закончить университет, а знания уже устарели. Всё это вынуждает нас постоянно обучаться, чтобы просто поддерживать нужный уровень компетенции.

Если раньше выпускник университета устраивался на работу и честно трудился до пенсии, то сейчас менять рабочие места и даже сферы деятельности каждые пять лет — это нормальный путь профессионального развития.

Тотальная цифровизация

Ещё один важный тренд современного образования, который точно останется с нами надолго — цифровизация. К этому явлению относится не только переход на дистанционное обучение, но также увеличение роли мобильных технологий и создание цифровой среды для учащихся. Основная причина ухода обучения в цифровой мир — глобализация и существенный рост студентов. Университетам гораздо проще запустить курсы в интернете, чем принять на очное обучение всех желающих. Хорошо это и для студентов-иностранцев, которым больше не надо преодолевать огромные расстояния, чтобы получить диплом престижного вуза.

По последним данным статистики наблюдается стабильный рост интернет-пользователей по всему земному шару. На 2020 год в России доступ к интернету имели 118 миллионов человек, это 81% от всего числа жителей страны.


Интернет-технологии сокращают расстояния и позволяют учиться из любой точки мира

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК)

Это глобальное изменение в системе образования плавно вытекает из двух предыдущих. Массовые открытые онлайн-курсы эффективно справляются с двумя задачами:

  1. Предоставить доступ к актуальному образованию как можно большему количеству человек.
  2. Сделать процесс получения знаний открытым и интерактивным.

Такие образовательные площадки, на которых доступны курсы даже самых престижных университетов мира, есть не только за границей, но и в России. Например, на единой МООК платформе можно найти современные программы обучения по анализу данных, дизайну, маркетингу, IT-разработке, английскому и менеджменту. Там даже есть бесплатные курсы и курсы для детей.

Геймификация

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Технологии VR и AR

Логично из геймификации выходит ещё один тренд — применение технологий виртуальной и дополненной реальности. Это позволяет по-новому взглянуть на процесс образования, сделать его более объёмным и увлекательным. Методы виртуальной реальности не только повышают наглядность изучаемого материала, но и расширяют границы восприятия, помогая максимально приблизить теорию и практику.

Эффективность VR и AR технологий подтверждается различными экспериментами, которые активно проводят как за границей, так и в российских институтах.

На базе Дальневосточного федерального университета преподаватели проводят экспериментальные исследования о влиянии VR-технологий на результаты школьников при подготовке к ОГЭ. Для чистоты эксперименты детей разделяют на две группы: первая обучается с помощью VR, а вторая — традиционными способами. В итоге по предварительным данным ученики из первой группы сдают ОГЭ на 13% лучше, чем ребята из второй.


Дополненная реальность делает процесс обучения максимально наглядным

Активная проектная работа

Благодаря современным технологиям мы можем получить доступ к любой информации в один клик. При этом реальная жизнь и бизнес ждут от вчерашних выпускников не теоретических знаний, а практических навыков. Эти два факта требуют существенной перестройки образовательного процесса.

Так, возрастает роль самостоятельной работы студентов. Теперь они сами могут найти нужную информацию перед занятием и изучить её. Преподаватели же всё меньше тратят времени на объяснения, а больше организовывают групповую активность и проектную работу. На первый план выходит решение кейсов, проблемных задач, разработка учебного проекта, участие в мозговых штурмах и поиск творческих решений.

Плюсы такого подхода:

  • студенты получают живой опыт;
  • учатся критически мыслить;
  • на практике отрабатывают полученные знания и навыки;
  • лучше усваивают информацию;
  • учатся коммуницировать и сотрудничать с другими;
  • поддерживают высокий уровень мотивации к учёбе.

Проектная работа — это отличная альтернатива скучным лекциям, после которой студенты покидают стены альма-матер более мотивированными и подготовленными к реальной жизни.

Agile и Scrum-технологии

Среди тенденций современного образования не только новые форматы, но и подходы к методикам организации учебного процесса. Один из них — это внедрение принципов Agile и Scrum-технологий.

Agile и Scrum в образовании позволяет разбить учебный процесс на короткие отрезки, усилить командную работу над проектами и постоянно отслеживать результат обучения. Методология Agile учит студентов давать себе постоянную обратную связь, ответственно относиться к каждому этапу и поддерживать высокую мотивацию. А если учитывать, что Agile и Scrum — это, как правило, основные методики работы в IT-компаниях, студенты получают полезные навыки, которые точно пригодятся для быстрого профессионального роста.

Адаптивное обучение

Адаптивное обучение набирает всё большую популярность в мире. О том, что образование должно подстраиваться под нужды ученика говорили ещё в древние времена. Но по-настоящему реальной эта идея стала с развитием искусственного интеллекта. Адаптивные системы позволяют создать максимально индивидуальный путь обучения, который учитывает когнитивные особенности студента, его способы восприятия информации и начальный уровень подготовки.

Пока у адаптивных программ есть свои ограничения: они не очень подходят для гуманитарных знаний и тех областей, которые подвергаются постоянным изменениям. Но это зоны для дальнейшего развития технологий.

Интегральный подход

Интегральный подход в образовании и в жизни предполагает междисциплинарное обучение. В классической медицине болезнь — это физический недуг, который нужно лечить лекарственными или оперативными методами. Специалист, который использует интегральный подход, рассматривает заболевание не только с точки зрения физического тела, но также учитывает психологическое состояние пациента, его отношения с другими, семейную историю, знает альтернативные методы лечения.


Четыре квадранта — один из элементов интегральной системы

Если вы хотите быть действительно востребованным специалистом, стоит подумать о развитии междисциплинарных навыков, которые позволят изучить предмет с разных сторон.

Основатель интегрального подхода — современный философ и писатель Кен Уилбер. Его называют Буддой и Эйнштейном в одном лице. Его всевключающая система AQAL подходит как для личного развития, так и для роста профессиональных компетенций.

Изменение роли преподавателя и чат-боты

Важная тенденция, которая будет только усиливаться со временем — это изменение роли преподавателя. Он перестал быть единственным источником знаний. Теперь он становится режиссёром, который создаёт и курирует образовательный процесс.

На плечи преподавателя ложатся такие задачи:

  • вовлекать студентов в обучение;
  • поддерживать мотивацию;
  • придумывать и режиссировать интерактивные проекты;
  • учить мыслить и критически воспринимать информацию.

А кто же будет заниматься проверкой знаний? Пока это тоже задача преподавателя. Но уже есть сервисы по разработке чат-ботов, которые смогут автоматизировать процесс и облегчить преподавательский труд.

Бонус: Нейротехнологии и Big Data в образовании

Мы просто не можем не рассказать о нейротехнологиях и системе больших данных. Ведь они работают не только в маркетинге и экономике, помогая продавцам создавать более привлекательные продукты, а потребителям покупать больше. Они делают современное образование лучше.

Так, нейротехнологии дают ответ на вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы дольше удерживать внимание студентов? А Big Data обрабатывают тонны информации о поведении учеников во время изучения курсов и рассказывают, как мы лучше учимся. Всё это помогает делать адаптивное обучение и другие технологии более эффективными.

Благодаря нейротехнологиям, мы знаем, что студенты лучше справляются с теми задачами, которые подаются простым и понятным языком и не перегружаются визуальным мусором. Так что минимализм и чёткость линий — выбор не только модных дизайнеров, но и прогрессивных педагогов.

Вот наш топ-10 трендов современного образования. Конечно, это далеко не все нововведения, которые уже активно применяются в обучении. Однако какие бы технологии не приходили в нашу жизнь, контрольные, курсовые, дипломные и другие виды работ точно будут частью образовательного процесса. Так что если не справляетесь или нет времени писать их самостоятельно, обращайтесь за помощью в наш студенческий сервис.

— А откуда можно получить знания помимо лент? Из межзвездного пространства?
— Из книг. Непосредственно изучая приборы. Думая.

А. Азимов. Профессия (1957)


В 2020-м весь мир как будто временно оказался в тестовом режиме одного из антиутопических сценариев будущего. Всё, что нельзя было отложить или приостановить, пришлось менять: рабочий график, досуг, школьные занятия. Дети стали похожи на Марджи, героиню рассказа Айзека Азимова: грустили и думали о том, как же было весело в школах раньше.


Кажется, что образование уже никогда не будет прежним. К новому учебному году преподаватели готовят смешанные онлайн- и офлайн-программы обучения, а часть учебных заведений переходят на полностью удаленный режим.

Ошибки резкого перехода на дистанционное обучение еще свежи в памяти учителей, учащихся и их родителей. Более 85% преподавателей вузов считают удаленный формат хуже очного, а 78% учителей школ отмечают, что с переходом на дистанционное обучение у них стало больше работы.

Даже до вынужденной дистанционки многие были скептически настроены к онлайн-образованию: 55% взрослых уже имели неудачный опыт прохождения курсов в интернете.

Убедившись, что невозможно заменить живое общение преподавателя и учеников друг с другом, мы можем присмотреться к тому, что можно получить только в онлайне, и представить, каким могло бы быть образование в будущем.

Образование будет интерактивным

Геймификация уже внедрена во многие сферы: ритейл, human resources и образование. Ею активно пользуются для бизнес-обучения и оценки эффективности. В настоящее время геймификационные механики активно начинают внедрять и для реализации образовательных стратегий, в том числе в крупнейших вузах мира, на базе игр формируются образовательные проекты. Например, недавно Microsoft объявил о выпуске новых киберспортивных миров и уроков Minecraft: Education Edition.

В образовании уже давно в каком-то смысле есть элементы игры: хорошие и плохие оценки за выполнение задания как баллы в прохождении квеста. А по окончании очередного учебного года у каждого происходит Level Up — переход на следующий уровень сложности.

В онлайн-проектах геймификация представлена гораздо сложнее. Оригинально выстроенные программы, соединенные, например, с детективной историей, делают процесс обучения увлекательным — детям хочется возвращаться к занятиям регулярно и узнавать новое. За выполнение задач, достижение поставленных целей, как в компьютерной игре, они могут получать очки, баллы, дополнительные поощрения и открывать для себя новые уровни.

Теоретические знания, которые ученики получают на уроке, они сразу же могут применить при прохождении игровых испытаний. Это помогает детям взглянуть на знания и обучение в целом совершенно под другим углом.

Основной плюс геймифицированного онлайн-обучения — это мотивация к учебе. Ученик может увидеть и самостоятельно оценить свой прогресс и достижение поставленных целей. Это помогает воспитывать такие качества, как самостоятельность, ответственность и умение принимать решения. Например, исследование Калифорнийского университета в Ирвине показало, что ученики, участвовавшие в образовательной киберспортивной программе, показывают гораздо более впечатляющие результаты.

Обучению помогут гаджеты


Учителя отмечают, что дети гораздо быстрее и эффективнее осваивают электронные сервисы, чем взрослые. Сегодняшние школьники знакомы с гаджетами с рождения, умеют набирать текст раньше, чем учатся писать, а также моментально интуитивно приспосабливаются к любому электронному девайсу. Использование привычных и даже любимых устройств позволяет ученикам еще больше вовлекаться в процесс обучения: искать разные определения новых терминов, смотреть подробности о любопытном факте, искать точный перевод иностранного слова, — а учителям больше узнавать об учениках.

Сегодня всё больше учеников и учителей пользуются системами видеоконференц-связи, электронными образовательными платформами, книгами, учебниками, пособиями, а также другими приложениями, которые помогают в учебе.

Большинство интерактивных уроков и курсов легко можно пройти на смартфоне, планшете. Гаджеты постепенно становятся не врагом учителя, отвлекающим ребенка от занятий, а помощником. С помощью них и интерактивных онлайн-заданий учителя делают уроки более разнообразным, визуализируют информацию.

Образование будет дистанционным отчасти

В марте школы в разных концах Земли перешли на дистанционное обучение. И стало ясно: в теории всё звучало понятно и легко, на практике большинство оказалось к этому не готово.
Первым и безусловным лидером по скоростному переходу на онлайн-образование стал Китай.

Всего за несколько недель специалистам удалось разработать и запустить самую крупную интернет-платформу для дистанционного обучения. Одновременно ей могут бесплатно пользоваться 50 млн учащихся из разных регионов страны.

Сегодняшний опыт показывает, что онлайн-формат обучения становится неотъемлемой частью классической школы, при этом полностью дистанционное образование невозможно: живой контакт по-прежнему необходим. Скорее всего, в будущем будет меняться соотношение офлайна и онлайна: какие-то вещи будет эффективнее поручить компьютеру — например, проверку домашних заданий. Согласно отчету ЮНЕСКО, примерно 60 тыс. школ в Китае уже внедрили машинное обучение для оценки эссе: оценка алгоритма на 92% совпадает с оценкой учителя.

Образование будет индивидуальным


Большие данные уже сегодня позволяют решать важнейшие задачи. Например, алгоритмы машинного обучения, основываясь на полученных данных об успехах и неудачах ученика, научились выстраивать индивидуальные траектории изучения школьных предметов и не только.

Искусственный интеллект может проанализировать, сколько времени ребенок проводит за учебой, как долго выполняет домашнее задание, где чаще всего делает ошибки, и замерить реальные знания. Исходя из этого ученику могут быть подобраны персональные упражнения, направленные на развитие его навыков и улучшение показателей. Онлайн-обучение помогает найти индивидуальный подход к образованию, к особенностям и способностям каждого ребенка.

На образовательной онлайн-платформе Учи.ру, которой пользуются более 8 млн российских школьников, опыт ученика максимально индивидуализирован с точки зрения времени, нужного для на изучения материала, необходимого количества повторений и последовательности задач, уровня сложности. Это дает доказанный прирост образовательных результатов.

Многие EdTech-проекты направлены на то, чтобы помочь не только ученикам, но и учителям: перераспределить время с рутинных задач на творческие и индивидуальный подход. В распоряжении педагога автоматическая проверка заданий, а также постоянное наблюдение и анализ прогресса. Например, британский проект Century построен так, чтобы информировать учителя об успехах каждого ученика и давать рекомендации по построению дальнейшей работы.

Специалисты говорят, что в самом ближайшем будущем data-driven-индивидуализация готова шагнуть еще дальше. Системы научатся подбирать и рекомендовать курсы, задания и даже различные методики не только на основе того, как ученик справляется с программой. Возможно, рекомендации по обучению будут составляться исходя из интересов ребенка, его любимых видов спорта, компьютерных игр, прошедших или предстоящих поездок и путешествий, а также социальных навыков. Британский проект ClassCharts, например, уже предлагает оптимальный план рассадки учеников в классе, руководствуясь анализом полученных данных. Искусственный интеллект анализирует способности и успеваемость учеников, то, как они взаимодействуют и влияют друг на друга, а также ищет оптимальные схемы работы в парах и группах.

11 трендов образования будущего: на что обратить внимание в 2021 году?

2020 год изменил систему образования кардинальным образом. Глобализация, резкий скачок в мире технологий, переход в диджитал и сверху добавим немного пандемии коронавируса – это всё оказало существенно влияние на многие сферы нашей жизни, в том числе и на образование.

На дворе начло 2021 года, а значит, настала пора поговорить о том, какие образовательные тренды будут доминировать в сфере образования в будущем, на что стоит обратить внимание и чего ожидать в ближайшие месяцы и годы в своих школах, колледжах и вузах.

Это интересно!
Современные образовательные тренды ищут всё новые пути и способы заинтересовать учащихся в процессе. Если раньше было достаточно использовать новые технологии, то сейчас ими не удивить. Поэтому всё больше рождается идей, где роли ученика и учителя изменяются, преображаются, а иногда даже и меняются.

Итак, 11 трендов образования будущего! Почему 11? Потому что 10 – слишком просто и избито, а 9 – слишком мало. 11 в самый раз!

Тренд № 1: Lifelong Learning или Обучение всю жизнь

Даже старость не может стать оправданием

Даже старость не может стать оправданием

Это важно!
Современные тенденции привели к тому, что сейчас уже вряд ли кто-то может устроиться в одну компанию и проработать в ней до самой пенсии. Сейчас вполне нормально менять место работы каждые 5 лет – это профессиональное развитие, вот и всё.

Тренд № 2: Тотальная цифровизация

Цифровизация образования происходит уже довольно долго, но лишь в последние годы она набрала такой масштабный ход. Цифровизация – это внедрение современных технологий в ту или иную сферу жизни человека, в данный момент речь идёт об образовании.

Один из важных флагов успешности этого процесса – то, с какой легкостью все школы и вузы смогли перестроиться на дистанционную систему обучения. Ещё 5 лет назад подобное даже представить бы не вышло.

Ещё одна из причин тотальной цифровизации системы высшего образования: общий рост числа студентов. Население Земли растёт, количество студентов неминуемо увеличивается и вузы не всегда могут позволить себе обучать всех желающих очно, поэтому продолжается рост курсов в интернете от конкретного вуза. Хорошо это и для студентов-иностранцев, которым больше не надо преодолевать огромные расстояния, чтобы получить диплом престижного вуза.

Интернет в каждый дом!
Доступ к глобальной паутине в России имеют более 80% от всего населения нашей страны, а это порядка 120 миллионов россиян.

Тренд № 3: Онлайн-курсы всего и вся

Если вы сидите на YouTube, то во второй половине 2020 года наверняка обратили внимание на обилие интеграций различных онлайн-школ, курсов и так далее. Это глобальное изменение в системе образования плавно вытекает из двух предыдущих. Массовые открытые онлайн-курсы эффективно справляются с двумя задачами:

  1. Доступ к актуальным образовательным данным для максимального количества людей.
  2. Сделать образовательный процесс более открытым, интерактивным и интересным.

Тренд № 4: Геймификация образования

Геймификация – внедрение в образовательный процесс элементов игр и развлечений – помогает школьникам и студентам в процессе обучения развивать креативное и адаптивное мышление, совершенствуя свои soft skills, без которых невозможно выживать в современном мире.

Яркий пример геймификации!
Практически все образовательные игры для детей построены на играх. Что в детском саду, что на смартфонах. Обратите на это внимание.

Тренд № 5: Дополненная и виртуальная реальность

Казалось бы, только недавно в наш мир ворвались технологии VR и AR, а сейчас они уже вовсю используются везде даже в образовании. При правильном подходе это позволяет учителю и ученику погрузиться в процесс гораздо глубже, сделать его более объёмным, уникальным и увлекательным. Виртуальная и дополненная реальность повышают границы восприятия, позволяют нагляднее и обширнее оценить различные моменты. А в некоторых моментах теория и практика и вовсе становятся одним целым.

Это интересно!
Ряд исследований подтвердил, что использование технологий Virtual Reality и Augmented Reality существенно повышает эффективность и восприятие образовательной информации.

Тренд № 6: Методология Agile и Scrum

Scrum принято считать за фреймворк, каркас, основу, структуру Agile-подхода.

Схема работы Agile-методологии

Схема работы Agile-методологии

Scrum исходит из идеи четкого распределения ролей, задач и процессов. Над каждым проектом работает определенная команда специалистов, а их действия координирует заказчик и scrum-мастер. Это два разных человека и у каждого разные задачи: первый следит чтобы итоговый продукт соответствовал задачам, которые на него будут возлагаться, второй же – контролировать действия команды и направлять в нужную сторону в случае необходимости. Вся работа будет состоять из коротких этапов длиной в 1-2 недели – спринтов. На плече каждого работника возлагаются конкретные задачи и каждый ответственен за итоговый результат. Такой подход позволяет быстро создать продукт, поддерживать высокую мотивацию команды и не тратить время и деньги на неэффективные действия.

Тренд № 7: Активная работа над проектами

Если раньше студенты большую часть времени проводили за выполнением домашних работ, а также на лекциях с семинарами, то сейчас всё меняется. Всё чаще студентам дают групповые задания или проекты, ведь это гораздо ближе к реальным кейсам, которые ждут студентов во взрослой жизни, а не работы на лекциях и семинарах. Также это ведёт к росту личной ответственности и осознанию своей роли в самостоятельной работе.

Преимуществ у такого подхода масса:

  • Студенты получают реальный опыт, который может помочь им в будущей работе.
  • Студенты учатся мыслить критически и развивают навыки работы в коллективе.
  • Отрабатывают навыки и знания на практике.
  • Такой подход позволяет лучше усваивать информацию.
  • Позволяет сохранить мотивацию к учебе даже по прошествию времени.
  • Освобождает преподавателя от лишней и бесполезной работы.

Тренд № 8: Использование принципов адаптивного обучения

Наконец-то в сферу образования пришли принципы адаптивности. Преподаватели поняли, что не студенты должны подстраиваться под них, а наоборот – педагоги под учащихся. Об этом долго ходили разговоры, но лишь с развитием искусственного интеллекта, AI (Artificial Intelligence) это стало реальным. Используя принципы адаптивности и искусственный интеллект, становится реальным подстроить образовательный процесс под каждого учащегося в отдельности, используя в полной мере его сильные стороны, и подтягивая слабые.

К сожалению, в 2021 году адаптивные программы не достигли пика своего развития: они ещё недостаточно хороши для гуманитарных программ и тех специальностей, где изменения происходят постоянно (привет программистам). Что будет в 2024? Кто знает.

Тренд № 9: Интегральный подход

Интегральный подход в образовании и в жизни предполагает междисциплинарное обучение. В классической медицине болезнь — это физический недуг, который нужно лечить лекарственными или оперативными методами. Специалист, который использует интегральный подход, рассматривает заболевание не только с точки зрения физического тела, но также учитывает психологическое состояние пациента, его отношения с другими, семейную историю, знает альтернативные методы лечения.

Если вы хотите быть действительно востребованным специалистом, стоит подумать о развитии междисциплинарных навыков, которые позволят изучить предмет с разных сторон.

Тренд № 10: Нейротехнологии и Big Data

Забыть про развитие нейротехнологий и про Big Data – непозволительно! Последние пару лет эти технологии настолько активно врываются в современный мир, что в ближайшие годы охватят и образовательную сферу тоже. Начавшись как элемент маркетинга, всё это разрослось до таких высот, что сейчас проще выбрать сферу, где не нужна Big Data, чем перечислить все те, где её используют.

Что такое Big Data и зачем она нужна?

Невозможно переоценить важность Big Data в современном мире

Что же касается образования, то здесь всё просто: нейротехнологии используются для грамотной интеграции информации в образовательный процесс, чтобы удерживать внимание студентов как можно дольше. Big Data обрабатывает килотонны информации для того, чтобы аналзиировать всё, и делать на основе собранной информации выводы с целью улучшения образовательного процесса.

Тренд № 11: Изменение роли педагога в образовательном процессе.

В классическом стиле образования преподаватель занимает практически надзирательную роль, всё должно быть так, как этого хочет он, педагог находится в центре и руководит всеми процессами. А вот в современных трендах всё иначе, преподаватель становится скрам-мастером, который лишь помогает, корректирует, но не полноценно руководит процессом. Он выступает скорее помощником и советчиком, а не руководителем.

Преподаватель сейчас же занимается слегка другими задачами, чем раньше:

  • Делать всё, чтобы вовлечь каждого студента в образовательный процесс.
  • Поддерживать мотивацию, не давая ей затеряться.
  • Создавать, режиссировать и направлять уникальные и интерактивные проекты.
  • Учить не чему-то конкретному, а мышлению.

Заключение

На этом наш топ-11 подходит к своему логическому завершению. Мы надеемся, что вы смогли здесь отметить что-то интересное для себя. Если у вас остались вопросы или предложения – милости просим в комментарии.

В начале 2022 года я проанализировала несколько статей и постов о том, какие тренды в образовании будут актуальны, добавила и мои личные выводы, что забрать в работу. В статье вы найдете информацию о 8 трендах, которые важно учитывать при разработке продукта. Это поможет выбрать фокусы и для проектов, и для личного плана развития. Следите за трендами, чтобы создавать топовые образовательные продукты, отвечающие современным требованиям и запросам.

Ура, дождались! Гонка за количеством приостановлена, и все основные игроки на рынке образования заговорили о качестве. Причем фокус не только на контенте и образовательных результатах. Требования растут и к экспертам, сопровождению, коммуникации, организации процессов, упаковке. Клиенты обращают внимание и на продвижение, качество рекламы и этап продаж. Растет стоимость привлечения новых пользователей, поэтому фокус смещается на работу с постоянной клиентской базой, рост повторных продаж и LTV.

Забираем в работу:

  • Представить команду без методиста становится все сложнее. Ключевым навыком этого специалиста остается формулировка образовательных результатов и проектирование траектории обучения, обеспечивающей их достижение.
  • Проектировать нужно не только само обучение, а задумываться о всем пути ученика, всех точках касания и опыте, который возникает при этом.
  • Ученики ждут не просто курс, а понятную образовательную экосистему с линейками продуктов, сообществом, экспертной поддержкой, удобной цифровой средой.
  • Фокус в метриках на измерении показателей качества обучения: какои результат получили ученики (кейсы), сколько человек дошли до конца обучения, какои процент удовлетворенности у студентов.
  • Просто информация уже не интересна, требования студентов к наполнению курса растут: уникальный экспертный контент, ссылки на исследования и первоисточники, соблюдение авторских прав.
  • Растет запрос на аудит курсов и их переупаковку: от оценки структуры, наполнения, организации практики до сопровождения.
  • Креативные подходы и разнообразные модели обучения, чтобы продукт выделялся на рынке: проектирование под архетипы целевой аудитории, сторителлинг, игрофикация, интерактивные механики.

Забираем в работу:

  • Часть образовательных результатов в программе должна закрываться механиками сообщества. Одного формального и самостоятельного обучения не достаточно.
  • Методист должен ориентироваться в инструментах и уметь проектировать создание сообщества в учебной среде.
  • Обязательными в процессе обучения становятся дополнительные групповые активности: мастермайнды, созвоны с бадди, проекты в команде, групповые воркшопы, практикумы.
  • В профессиональном обучении необходимы карьерные ярмарки, стажировки и возможность общения с работодателями, профессиональный нетворкинг.
  • Растет потребность в обучении по подписке, чтобы оставаться в сообществе и знакомой среде. Ученик подписывается на один продукт, в котором он сможет удовлетворить разные запросы в обучении.

Дополнительное образование все больше заменяет (или дополняет) высшее. Ученики выбирают пойти на небольшие онлаин-курсы вместо классического образования в университете. Освоить новую профессию, сразу применять знания на рабочих кейсах и получить диплом онлаин становится нормой. Новые проекты на рынке все чаще делают упор на уникальные форматы и глубокое погружение в узкие специализированные ниши. Кроме того, специалисты по узким темам и навыкам становятся все более популярными. Востребованы люди, которые разбираются в чем-то одном и очень хорошо. Человек теперь не должен быть специалистом во всем.

Забираем в работу:

Все больше людей задумываются о смене профессии, а к 2025 году половине нынешних работников потребуется переобучение. Продолжается процесс изменения ключевых компетенций, которые требуются в работе сотрудников. Компаниям уже сейчас пора задуматься о внедрении программ для переквалификации текущих сотрудников и дообучения новичков.

Забираем в работу:

  • Чтобы знать, кого и чему учить, необходима работающая система диагностики компетенций (для замера точки А и точки Б).
  • Изменение карьерной траектории – уже обычный процесс для сотрудников любых уровней и направлений. Внутри компании должна существовать прозрачная система переквалификации.
  • Ваш образовательный продукт должен подсвечивать ученику возможности дальнейших переходов между позициями или сферами деятельности.
  • Сейчас смена социального статуса и повышение уровня дохода напрямую коррелируют именно с уровнем профессионального образования, а не стажем работы. Круто, если продукт не ограничивается только образовательными результатами, а включает и более верхнеуровневые обещания (которые выполняются, конечно).
  • Чтобы сделать переквалификацию более доступной, развивается практика партнерства с вузами, чтобы вместе адаптировать образование к требованиям рынка через практико-ориентированные треки.

У людей все выше потребность в том, чтобы обучение было интегрировано в жизнь, не нарушало привычный ритм и не вызывало стресс. Непрерывное обучение становится естественнои составляющеи жизни и требует подстройки под ученика. Человек все меньше готов выделять специальное время, или ехать в определенное место за обучением и развитием.

Забираем в работу:

У большого числа людей уже появился опыт обучения на разных программах у разных провайдеров. Поэтому требования к продукту все растут, ученики более критично относятся к качеству программ и достижению обещанных результатов. Офлайн и онлайн перестают разделяться на два отдельных канала, все чаще используется гибридное обучение, чтобы объединять плюсы обоих вариантов.

Забираем в работу:

У учеников снижается запрос на получение информации, больше потребность в практике, реализации прикладных навыков, получении возможности для тренировки и обратной связи от экспертов и других учеников. Всё важнее становится применение изученного на практике. Нужна быстрая интеграция знаний в жизнь, учиться впрок просто некогда.

Забираем в работу:

  • Проектируем программы с активностями, в которых меньше учим, а ученики больше учатся сами и в группе.
  • Продумываем задания, практики для реальной деятельности ученика. Новую теорию давать только, если она реально необходима для выполнения этих задач.
  • Создаем больше условий для создания контента самими учениками: много диалогов, взаимодействия, неформального обучения.
  • Развитие некоторых навыков невозможно встроить в само обучение, поэтому важно проектировать и опыт ученика после обучения. Продумываем, что он будет делать дальше, включаем в программы пост-сопровождение.
  • Все больше используем инструменты, помогающие усилить вовлеченность в учебный процесс (интерактивные занятия, обучение в группе, игро- и геймификация, применение цифровых гаджетов в оффлайне).

Data-Driven Design и продуктовый подход уже не просто тренд, а естественный образ мышления и принятия решений. Продолжаем проектировать продукты на основе данных (исследований, тестов, проверки гипотез, Big Data).

Забираем в работу (если все еще нет):

  • К 2022 точно нужно ориентироваться во всем многообразии образовательных метрик, уметь подбирать, измерять, и анализировать их в своем продукте.
  • Данные должны помогать команде продукта изучать поведение пользователей на обучении и их реакцию на события (контент, взаимодействие с преподавателем, учениками и пр.). И на основе всего этого дорабатывать программы.

В этом обзоре я не коснулась трендов, связанных с маркетингом и продажами образовательных продуктов. Их предлагаю изучить, сделать выводы самостоятельно и обсудить в комментариях 😎

В качестве источников информации использовала посты и статьи о трендах 2022 в каналах “Образование, которое мы заслужили” , “Живое обучение”, “Списать не получится”, конспект вебинара Юлии Родочинской.

Читайте также: