Абрахам харольд маслоу доклад

Обновлено: 18.05.2024

«Санкт–Петербургский национальный исследовательский университет

Факультет информационных технологий и программирования

Кафедра социальных и гуманитарных наук

Психология общения.

Доклад.

Выполнил студент

В возрасте 18 лет Абрахам Маслоу поступил в Нью-Йоркский Сити-Колледж. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако юридическая карьера юношу абсолютно не привлекала.

Позже, Абрахам поступает в Висконсинский университет на факультет психологии и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая. Это произошло под влиянием ярких выступлений отца американского бихевиоризма Джона Уотсона. Бихевиоризм - это систематический подход к изучению поведения людей и других животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в среде. Долгие годы Маслоу сохранял приверженность поведенческой психологии и убеждение, что только естественно-научный подход к человеческому поведению открывает путь к решению всех мировых проблем. Лишь со временем ограниченность механистической трактовки поведения, характерной для бихевиоризма, стала для него не только очевидна, но и неприемлема.

В 1930 году Маслоу получил степень бакалавра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, получил степень доктора. После получения ученой степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с Эдвардом Торндайком, известным психологом Колумбийского университета.

Через полтора года Маслоу получил место преподавателя в Бруклинском колледже, где и проработал 14 лет.

В период Второй мировой войны Маслоу понял, что психология может внести лишь незначительный вклад в уменьшение международного конфликта. В это время Маслоу стал заниматься вместо экспериментальной психологии социальной и персональной.

В 1951 году Маслоу пригласили во вновь открытый Университет Брандеса, под Бостоном. Маслоу принял предложение и остался там до 1968 года. Он заведовал кафедрой первого психологического факультета и своей деятельностью способствовал развитию всего университета.

На протяжении всей карьеры Маслоу его новаторские работы почти всегда отклонялись как ненаучные и несоответствующие основному направлению в психологии. Но постепенно его работы получили более высокую оценку. В 1967 году Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации, что очень удивило самого Маслоу. На этом посту он пробыл один год.

В январе 1969 года Маслоу ушел из Университета Брандеса, членство в научном обществе давало ему возможность полностью заняться научными трудами. В июне 1970-го, в возрасте 62 лет, Маслоу умер от сердечного приступа.

Научная деятельность:

Маслоу один из основателей гуманистического "положительного психоанализа", автор оригинальной концепции культуры и человека. Он анализировал культуру сквозь призму основных потребностей человека. Исходный пункт его исследований - всесторонне развитая личность, стремящаяся к совершенству. Мерой совершенства культуры считал ее способность удовлетворять потребности человека и создавать условия реализации потенциальных способностей личности. "Человек должен стать тем, кем может быть" - это цель "положительного психоанализа" Маслоу. Предметом изучения Маслоу. являются творчество, любовь, игра, высшие ценности бытия, высшие состояния сознания и их значение в функционировании культур.

В целом гуманистическая концепция культуры и человека представляет собой своеобразную общекультурную теорию, в центре которой - развивающийся человек с его внутренним миром, полным переживаний, размышлений, чувств и стремлений. Маслоу. полагает, что его концепция - "новая общая понимающая философия жизни", приложимая к любым культурным институтам: семье, образованию, религии и т.д.

Ядро теории Маслоу. - пять иерархизированных уровней потребностей.


Первый уровень – физиологические потребности (потребность в еде, воде, поддержке здоровья, воссоздании себе подобных), необходимые условия, обеспечивающие функционирование организма.

Второй уровень - потребность в самосохранении, безопасности. Это пункт подразумевает наличие дома над головой, материальных средств, уверенности в завтрашнем дне. Но у каждого человека собственно представление о комфорте и безопасности. Кому-то достаточно не замерзнуть во сне, а кому-то необходимо иметь не только жилье, но средство передвижения, охрану, поддержку влиятельных людей.

Третий уровень - потребность в любви и сообщности. Стремление к любви и общению Маслоу считал неотъемлемым качеством человека, отсутствие подобных потребностей - признаком патологии.

Четвёртый уровень - стремление к самоутверждению, самоуважению, признанию. Этот тип потребностей подразделяется на два вида: желание самоутверждения, достижение в выбранной области деятельности свободы и независимости; стремление к престижу, признанию в глазах окружающих.

Высшим уровнем потребностей Маслоу считает самоактуализацию, тенденцию к реализации своих потенциальных способностей и беспрерывное совершенствование их. Когда личность приходит к потребности саморазвития, она начинает открывать свои возможности, свой потенциал, развивать те способности, которые заложены в ней от природы. Пиком самоактуализации является развитие и усовершенствование человека. Считается, что достигнуть его можно лишь, пройдя все предыдущие этапы и обеспечив себе комфорт, признание и любовь.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Авраам Маслоу(1908 - 1970) был американским психологом и философом, известным своим вкладом в гуманистическое направление науки о человеческом поведении. Его самые известные теории включают в себя теорию самоактуализации и пирамиду человеческих потребностей.

Авраам Маслоу изучал психологию в то время, когда господствующим направлением были гештальт и поведенческая психология. Однако Маслоу считал, что теории обоих не могут правильно объяснить человеческое поведение, поскольку они почти не учитывают эмоциональный и субъективный фактор.

На протяжении своей карьеры Маслоу создавал различные теории, которые легли в основу гуманистической психологии. Кроме того, он опубликовал множество работ, таких какМотивация и личность(1954) иК психологии бытия(1962). В этой статье мы подробно рассмотрим различные аспекты его жизни и работы.

биография

Ранние года

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Бруклине, штат Нью-Йорк. Он был первым из семи братьев и сестер, а его родители были евреями русского происхождения, которые ранее иммигрировали в Соединенные Штаты. Согласно его более поздним свидетельствам, его детство было несчастливым и одиноким, и Маслоу проводил много времени в библиотеке, погруженной в книги всех видов.

Окончив среднюю школу, Абрахам Маслоу начал изучать право в Городском колледже Нью-Йорка и женился на Берте Гудман, своей двоюродной сестре. Однако вскоре после этого он проявил большой интерес к области психологии и переехал в Висконсин, где начал учиться у знаменитого психолога Гарри Харлоу.

В последующие годы Маслоу продолжал изучать психологию в этом учреждении, получив ученую степень в 1930 году, степень магистра в 1931 году и, наконец, докторскую степень в 1934 году. После этого он вернулся в Нью-Йорк, город, где одновременно начал работать учителем. с этого началась его карьера исследователя.

Профессиональная жизнь и развитие их теорий

После получения докторской степени в Университете Висконсина Абрахам Маслоу получил предложение о работе профессором Бруклинского колледжа. Он начал преподавать в этом учреждении в 1937 году и оставался на факультете до 1951 года. По его собственным свидетельствам, время, которое он провел там, сильно повлияло на его видение психологии.

Во время учебы в Бруклинском колледже Маслоу находился под сильным влиянием таких мыслителей, как гештальт-психолог Макс Вертхаймер и антрополог Рут Бенедикт. Маслоу был настолько впечатлен их работой, что даже записывал их поведение и анализировал их, поскольку считал их исключительными людьми. Эти анализы позже послужили основой для многих его теорий.

1950-е годы и гуманистическая психология

Без сомнения, идея самореализации была самой важной в теориях Маслоу. Этот мыслитель определил это как полное использование талантов, способностей и потенциала человека таким образом, чтобы он достиг своего абсолютного потенциала.

Согласно этой теории, самоактуализация - это тенденция, а не цель, и не все люди участвуют в ней. Люди, которые находятся на пути самоактуализации, обладают рядом очень узнаваемых конкретных характеристик, таких как спонтанность, независимость, принятие себя или способность получать пиковые переживания.

Значение для психологии

Одним из наиболее важных вкладов Авраама Маслоу в область психологии была его склонность исследовать самые положительные аспекты человеческой природы в то время, когда большинство мыслителей были сосредоточены на понимании проблем разума.

Его интерес к человеческому потенциалу и его развитию, описание этапов, необходимых для его достижения, и его исследования выдающихся людей позволили ему открыть новые пути к изучению таких явлений, как самооценка, рост, мотивация или личные цели.

Маслоу умер в Калифорнии 8 июня 1970 года из-за сердечного приступа, который он перенес во время тренировки.

Основные теории и концепции Маслоу

Гуманистическая психология

Авраам Маслоу был одним из основателей и главных пропагандистов гуманистической психологии. Большинство предыдущих психологических течений были сосредоточены на изучении психических патологий и проблем, и с этой точки зрения было предпринято стремление положить конец этому менталитету.

Таким образом, Маслоу хотел понять, что значит иметь хорошее психическое здоровье, и считал, что у каждого человека есть все ресурсы, необходимые для того, чтобы выздороветь и достичь самореализации. Некоторые из наиболее важных принципов этого течения следующие:

- Самое главное, чтобы понять человека, - это изучить его текущее состояние. Таким образом, для гуманистов понимание прошлого или предсказание будущего было не очень важным.

- Чтобы достичь хорошего состояния психического здоровья, люди должны брать на себя ответственность за свои действия, независимо от того, положительные они или отрицательные.

- Люди ценны просто потому, что существуют. Никакие негативные действия не могут лишить людей этой внутренней ценности.

- Самая главная цель жизни человека - личностный рост и самопознание. С точки зрения гуманистов, мы можем быть по-настоящему счастливы только благодаря постоянному самосовершенствованию и процессу самопонимания.

Встречи на высшем уровне и плато

Еще одно важное понятие в теориях Маслоу - пиковые переживания. По словам этого автора, в дополнение к рутинным моментам, посвященным основным человеческим потребностям, мы также можем пережить определенные моменты, когда нас охватывают всевозможные сильные положительные чувства.

Во время этих пиковых переживаний человека могут переполнять такие чувства, как любовь, понимание, счастье или экстаз. Кроме того, часто проявляются такие симптомы, как чувство связи с миром или идея, что все в порядке.

По мнению Абрахама Маслоу, пиковые переживания будут представлять наивысшую точку в жизни человека и могут быть достигнуты только людьми, достигшими необычайного уровня самореализации.

Остальные люди могут испытать нечто подобное в так называемых переживаниях плато, которые будут характеризоваться меньшей интенсивностью и продолжительностью, с безмятежным и спокойным чувством благополучия.

B значения

Иерархия человеческих потребностей

Возможно, наиболее известным вкладом Абрахама Маслоу в область психологии является его иерархия человеческих потребностей. По мнению этого автора, у людей есть ряд потребностей, которые представлены нам упорядоченным образом, таким образом, что мы не можем сосредоточиться на одной, пока не сможем решить потребности предыдущего уровня.

Эта теория часто представлена ​​знаменитой пирамидой потребностей Маслоу, но правда в том, что этот автор никогда не использовал эту метафору для обозначения своей теории. Фактически, в своей работе он утверждал, что потребности относительно изменчивы и что несколько могут быть представлены одновременно в одном человеке.

Эта теория была важна для Маслоу, поскольку этот автор считал, что решение потребностей каждого уровня было единственным способом продвинуться в жизни и в конечном итоге достичь самореализации. Однако позже он понял, что удовлетворения потребностей недостаточно для достижения этого идеального состояния.

Список уровней

Как мы уже видели, потребности человека распределяются по Маслоу на несколько уровней, которые часто представлены в виде пирамиды. Хотя есть некоторые вариации этой теории, наиболее распространенные различают следующие уровни:

– Физиологические потребности. Все они связаны с физическим выживанием и включают такие элементы, как еда, питье, сон, секс или гомеостаз.

– Уровень безопасности. Они связаны с защитой от явлений окружающей среды. Это будет включать некоторые предметы первой необходимости, такие как поиск убежища и создание некоторой стабильности.

– Любовь и принадлежность (принадлежность). Как только человеку уже гарантировано выживание, он начнет искать связь с другими людьми и создание стабильных отношений.

– Самоуважение и признание. Когда человек уже установил отношения с другими, он может начать ценить себя и ценить то, чего он достиг. Обычно стремится к признанию со стороны других и к достижению определенного уровня статуса.

– Познавательные потребности. На этом уровне человек стремится к умственной стимуляции, а также к пониманию и исследованию своего окружения.

– Гармония. Предпоследний уровень включает в себя цели, связанные с стремлением к красоте, порядку и гармонии.

– Самореализация. Наконец, люди, которые выполнили потребности предыдущих уровней, будут стремиться достичь состояния гармонии и понимания, которое будет связано с раскрытием их полного потенциала.

В этом коротком интервью мы можем увидеть, как Маслоу рассказывает о некоторых своих учениях:

Другие материалы Маслоу

Самореализованные люди

Помимо своих самых известных теорий, Абрахам Маслоу также посвятил большую часть своей жизни изучению людей, которые достигли нижнего уровня его иерархии потребностей: самоактуализирующихся людей.

По мнению автора, люди этого уровня будут иметь большое влияние на мир и обладают рядом характеристик, которые позволят им оказывать положительное влияние на окружающую их среду.

Маслоу начал проводить исследования в этом направлении, когда понял, что у большинства влиятельных людей в его жизни были очень похожие черты характера. Вскоре он понял, что некоторые из самых выдающихся личностей в истории, такие как Альберт Эйнштейн, также обладают этими характеристиками.

Некоторые более поздние исследователи определили самоактуализирующихся людей как имеющих здоровый нарциссизм. Это потому, что они будут ценить свое собственное мнение больше, чем мнение других, и они будут очень уверены в своих силах, зная свои пределы и сильные стороны.

С другой стороны, люди из этой категории были бы в высшей степени реалистичными и обладали бы большой способностью отличать то, что правда, от того, что нет. Кроме того, они будут рассматривать все трудности, которые им преподносятся, как проблемы, которые необходимо решить, что поможет им преодолеть их быстрее, чем большинству людей.

Как правило, самореализующиеся люди в значительной степени игнорируют социальные условности и не имеют проблем с одиночеством.Однако их характеристики также помогут им создать глубокие и прочные отношения с другими подобными людьми, так что они будут иметь небольшой, но удовлетворительный круг общения.

В конечном счете, самореализованные люди будут единственными, кто способен регулярно получать пиковые переживания, и будут в значительной степени руководствоваться познаниями B и ценностями B. Для Маслоу достижение этого состояния будет конечной целью всех людей.

Взносы в администрацию

- В своей работе Евпсихийский менеджмент: журнал (1965) Маслоу исследовал рабочее поведение и попытался предсказать, как оно работает и какие триггеры на него влияют.

- Разработана концепция эвпсихия, утопия, означающая способность всех членов общества к самореализации. Это относилось к администрации как форме управления людьми.

- Он понимал, что часть этой самореализации заключалась в том, чтобы заставить сотрудника ассимилировать работу как часть своей личности.

- Сильно повлияло на то, что гуманистическая психология стала частью административного управления.

Маслоу

Помимо своей работы в качестве исследователя и пропагандиста гуманистической психологии, Абрахам Маслоу также опубликовал множество работ на протяжении всей своей жизни. Некоторые из наиболее важных были следующие:


Детство и юность.

Перед рождением Абрахама, его семью одолевало множество трудностей. Отец ученого, носивший фамилию Маслов, еврей по национальности, боявшийся, что корни не дадут спокойной жизни, эмигрировал из Российской империи в США. Устроившись бочаром (изготовителем бочек), заработал денег и забрал с родины невесту. По прошествии лет, в Бруклине, 1 апреля 1908 года, у пары родился сын, Абрахам Гарольд Маслоу, фамилию сменили на американский лад, дабы избежать возможных проблем. Позже, в семье появились еще шесть детей. Детство было трудным, отец много пил и часто изменял матери. Мать, в свою очередь, была скверной женщиной и недолюбливала первенца. Частые избиения, оскорбления - неполный список того, что испытал будущий ученый. После ее смерти, сын даже не явился на похороны. Абрахам рос стеснительным мальчиком, трудно заводил новые знакомства, боясь, что люди будут осуждать еврейское происхождение. Стоит отметить, что внешне Маслоу, был не красив, скорее, уродлив. Разочаровавшись в себе, занялся спортом, но, не достигнув желаемого результата, посвятил свою жизнь науки. Первую любовь испытал достаточно поздно, влюбившись в кузину. Абрахам долго боялся признаться в любви, но чувства оказались взаимны, в возрасте 20 лет пара заключила брак. Любовь мотивировала Маслоу, сделав его более открытым и уверенным.

Отец видел в сыне юриста, но парня, не привлекала такая перспектива. Маслоу считал, психология – вот главная наука, дарованная человеку. Поступив в Корнеллский университет, обучение, как не странно, казалось скучным, в частности, из-за того, что Абрахам не разделял взгляды преподавателя Эдварда Титченера, прирожденного структуралиста. Как итог, начинающий психолог в 1928 году переводится в Висконсинский университет, в Мэдисоне. Там он занимается экспериментами, связанными с изучением животных. Здесь уже к 26 годам получает степень доктора философских наук.

Становление ученого и новые знакомства.

Гуманизм в психологии.

Абрахам пытается найти новый подход в изучении психики. Большинство психологов того времени считали, что человеческой жизнью управляют психические механизмы. Иными словами, человек – марионетка во власти своего же мозга. Маслоу настаивал, люди – это не только стимульно-реактивные механизмы. Необходимо искать новые методы изучение, так как представленный принцип нарушает гуманность. За свои высказывания, Абрахама критиковали, не признавая всей важности его идеи.

В 1951 году ученого приглашают в Бостонский университет. Приняв приглашения, Маслоу отработал до 1968 года заведующим кафедрой психологии. Студенты восхищались новым преподавателем. Несмотря на огромную популярность среди молодежи, статьи Абрахама часто отвергали, ссылаясь на его ошибочное видение.

Идеи самоактуализации.

Последние годы жизни.

Скончавшись 8 июня 1970 года, от сердечного приступа, психолог так и не смог увидеть новое видение своей идеи.

Заключение.

Абрахам Гарольд Маслоу, испытал трудную жизнь, стеснялся, боялся, подвергался критики, но уверенно шел к своей цели, занимался любимым делом. На пути встретил множество трудностей, но он добился своей цели, уважения, почитание среди людей. Маслоу не просто великий ученый, это человек, жизнью которого стоит восхищаться.

Абрахам Харольд Маслоу родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он получил образование, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства.Отношения Маслоу с матерью были наполнены горечью и враждебностью. Сильная ненависть Маслоу к матери сохранялась до конца ее дней. Мать Маслоу была очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие проступки.

Файлы: 1 файл

Теория личности А.Маслоу..docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Факультет социальных наук

Реферат

Дисциплина: Психология личности

Тема :Абрахам Маслоу

Выполнил студент

3 курса 14 группы

Преподаватель

Нижний Новгород, 2014

Оглавление

1.Биография А.Маслоу

Абрахам Харольд Маслоу родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он получил образование, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства.Отношения Маслоу с матерью были наполнены горечью и враждебностью. Сильная ненависть Маслоу к матери сохранялась до конца ее дней. Мать Маслоу была очень религиозной женщиной и часто угрожала сыну, что Бог накажет его за малейшие проступки. В результате Маслоу научился ненавидеть религию и сомневаться в Боге. Отец внушил ему, что он уродлив и глуп. Позже Маслоу примирился с отцом и часто говорил о нем с любовью. Однако он никогда не простил матери того, как она обращалась с ним.Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон но он перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году.. Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию полового и доминантного поведения в колонии обезьян!После получения докторской степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк , где познакомился с элитой европейских интеллектуалов, которые были вынуждены спасаться от Гитлера(Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер.)В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис, он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонже Калифорния. Но в 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.

2. Основные принципы гуманистической психологии.

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор Карл Ясперс Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как "сущий-в-мире", осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных факторов, либо влияния окружающей среды экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, – это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления.

3. Гуманистическая теория личности А.Маслоу

В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности.

Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.

Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек – нечто большее, чем просто животное; Поэтому изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (например, идеалы, ценности, мужество, зависть, вина), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума.

Внутренняя природа человечества. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Возможно, вы захотите оспорить эту точку зрения, если во время вечерней прогулки в парке на вас нападут грабители. Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Именно такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всю жизнь.

Творческий потенциал человека. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, он рассматривал творчество как черту, присутствующую во всех людях от рождения. По его мнению, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей.

Акцент на психическом здоровье. Маслоу решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только "увечную" психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека – темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.

4.Мотивация: иерархия потребностей

Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Читайте также: