Совет федерации российской федерации доклад

Обновлено: 02.07.2024

Согласно Конституции РФ (ст. 94), Федеральное Собрание является парламентом РФ, представительным и законодательным органом. Представительный орган означает, что формой государства является представительная парламентская демократия, опосредованная выборами народа, посредством которой реализуется принцип народовластия. Законодательный орган означает, что народ передал парламенту законодательную власть.

Поэтому ни один закон в РФ не может быть принят без парламента. Федеральное Собрание состоит из двух палат — СФ и Государственной Думы.

Членом СФ может быть избран (назначен) гражданин РФ, достигший возраста 30 лет и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, избирается его депутатами на срок полномочий этого органа, В законе установлен перечень случаев, когда гражданин Российской Федерации не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В частности, не может быть кандидатом гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации - вносятся председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Важную роль СФ играет в законодательном процессе. Законы, принятые Государственной Думой, в течение 14 дней должны быть одобрены СФ. Деятельность СФ основывается на принципах коллективного свободного обсуждения вопросов. Основной формой работы являются пленарные заседания палаты, проводимые открыто, но при необходимости могут проходить и закрытые заседания. СФ избирает тайным голосованием из своего состава Председателя СФ и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта федерации. Председатель СФ осуществляет общее руководство деятельностью палаты: председательствует на заседаниях палаты; представляет на рассмотрение членов палаты повестку дня заседания. Заместители выполняют поручения Председателя и замещают его, когда он отсутствует.

Полномочия:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

г) назначение выборов Президента РФ;

д) отрешение Президента РФ от должности;

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Структура: Руководство (председатель и его заместители), Совет палаты (входят председатель СФ и его заместители а также председатели комиссий и комитетов – осуществляют организацию СФ ФСРФ), члены СФ, комитеты (по обороне и безопасности, по эконом политике), временные комиссии (по развитию информационного общества), аппарат СФ.

Совет Федерации РФ — это орган, благодаря которому регионы нашей страны могут участвовать в принятии важнейших решений.

Россия – это огромное многонациональное государство, которое имеет федеративное устройство. В ее состав входят края, области, округа и целые республики. Равное участие отдельных территорий в управлении нашей страной обеспечивает верхняя палата парламента – Совет Федерации или Совфед .

В СФ ФС РФ является инструментом консолидации регионов, его главная задача – обеспечить баланс местных и федеральных интересов при принятии важных государственных решений.

Общая информация

Совет Федерации (СФ РФ , Сенат) – это верхняя палата российского парламента , в состав которой входят представители субъектов РФ .

Заседания — главная форма работы Совета Федерации .

За время существования данного органа количество сенаторов в нем много раз менялось из-за образования новых субъектов РФ . На данный момент в СФ РФ заседает 187 членов. Согласно последним изменениям в законодательстве, экс-президенты также становятся пожизненными сенаторами.

Кроме того, в работе СФ РФ старается дистанцироваться от политики. Он формируется не по партийному принципу, в органе нет фракций или политических объединений.

Формирование и работа

Каждый субъект РФ направляет в Совфед двух своих представителей – по одному от законодательной и исполнительной власти региона. Большинство сенаторов назначается на шесть лет, однако часть членов СФ РФ выполняет свои функции пожизненно. Получить статус пожизненного сенатора можно за особые заслуги перед обществом и страной.

Законодательную власть представляет один из депутатов местного собрания. Его кандидатура выдвигается председателем органа, депутатской группой или фракцией. Решение принимается голосованием, для его утверждения требуется простое большинство голосов.

Нынешний председатель Совета Федерации РФ . Занимает эту должность с 2011 года.

С представителем от исполнительной власти все обходится еще проще. Каждый губернатор уже идет на выборы в связке с тремя кандидатами на пост сенатора. После окончания выборов один из них становится представителем региона в Совфеде . Указ о назначении сенатора подписывается в первый день пребывания губернатора на его должности.

Региональное заксобрание или глава региона не имеют права отозвать своего представителя из СФ РФ .

Требования к будущим сенаторам достаточно высоки. Они обязаны:

  • быть не младше 30 лет;
  • не иметь иностранного гражданства или вида на жительство в других странах;
  • отличаться безупречной репутацией;
  • подтвердить пятилетний срок проживания в данном регионе.

Члены Совфеда не могут хранить средства за пределами РФ или иметь счета в иностранных финансовых учреждениях.

В период своей каденции сенаторы пользуются полной неприкосновенностью. Их нельзя арестовывать или задерживать, подвергать обыску. Они имеют социальные гарантии, соответствующие уровню членов правительства, иногородним в Москве предоставляется квартира. Для помощи в работе им положены помощники.

Основная форма работы СФ РФ – регулярные заседания. Их количество должно быть не меньше двух в месяц, но обычно сенаторы собираются чаще, проводя заседания по мере необходимости. Они проходят отдельно от сборов Госдумы , в некоторых случаях палаты собираются вместе. Это происходит во время посланий президента страны, Конституционного суда, приезда иностранных делегаций или выступлений лидеров других стран.

Полномочия

Полномочия Совфеда РФ весьма широки, их определяет Конституция нашей страны. Их можно разделить на три большие группы:

  • законодательные;
  • кадровые;
  • другие.

СФ РФ отклоняет или одобряет законы, уже проголосованные в Госдуме . И уже затем они передаются на подпись президенту. Для прохождения обычного федерального закона нужны голоса половины состава СФ РФ , конституционного – три четверти сенаторов. Столько же нужно и для внесения поправок в Основной закон. Две трети голосов сенаторов необходимо для преодоления вето президента.

Совет Федерации утверждает решения президента об использовании российских войск за пределами страны, о введении чрезвычайного и военного положения.

Есть и еще один порядок одобрения законопроектов – Совфед может просто не рассматривать их в течение 14 дней. В этом случае считается, что верхняя палата парламента одобрила их.

К кадровым вопросам, которые входят в компетенцию СФ РФ относятся:

  • лишение главы державы неприкосновенности и отстранение его от должности.
  • назначение судей КС и его председателя;
  • назначение и отстранение руководителя Счетной палаты ;
  • назначение судей Верховного суда РФ и его председателя;
  • консультации с президентом по поводу назначения руководителей органов исполнительной власти, в том числе и министров.

Кроме того, Совфед утверждает изменения административных границ между субъектами РФ , решает вопрос о возможном использовании российских ВС за пределами страны, утверждает президентские указы о введении чрезвычайного и военного положения, назначает новые выборы главы державы.

Структура

В 2002 году Совфедом РФ было принято постановление о Регламенте органа. Именно этот документ определяет структуру СФ РФ и функции его структур.

Сенаторы путем тайного голосования выбирают председателя органа. После избрания он предлагает собранию кандидатуры своего первого заместителя и заместителей. Они избираются на первом заседании СФ РФ .

Согласно регламенту, председатель и его заместители не могут представлять один субъект РФ . Член Совфеда , выдвинутый на пост председателя, может отказаться от своего назначения.

Полномочия председателя СФ РФ весьма широки, согласно регламенту, он:

  • созывает заседания органа, ведет их и контролирует работу депутатов;
  • формирует повестку заседания и выносит ее на рассмотрение органа;
  • координирует работу комиссий и комитетов органа, направляет в них законопроекты, уже одобренные Госдумой ;
  • подписывает постановления и выступает с заявлениями от имени СФ РФ ;
  • направляет на подпись к президенту законопроекты, уже принятые органом.

Кроме того, председатель СФ РФ выполняет еще и представительские функции. Он представляет Совфед на заседаниях ГД РФ , встречах с президентом, представителями правительства, других органов власти.

Также глава Совфеда приводит к присяге председателя Конституционного суда, принимает решения о награждении российских и иностранных граждан, представляет доклады о деятельности органа.

Заместители председателя выполняют все указанные функции во время его отсутствия.

Организацией текущей работы Совфеда занимается Совет палаты. В его состав входит председатель СФ РФ , его заместители, главы комитетов и комиссий, руководитель аппарата органа. Обычно данный Совет собирается на одно заседание в неделю, решения относительно текущей повестки принимается большинство голосов.

Каждый сенатор СФ РФ обязан работать в комитете.

Основным рабочим органом СФ РФ являются комитеты. В них трудятся все без исключения члены Совфеда РФ . Для каждого комитета избирается председатель и его заместитель. В среднем в них находится от 6 до 8 сенаторов. Сферы деятельности комитетов и их полномочия закреплены в регламенте СФ РФ .

К временно функционирующим органам Совфеда относятся комиссии и рабочие группы. Они создаются для рассмотрения и решения определенных вопросов, подготовки слушаний, докладов. Комиссии и комитеты СФ РФ имеют право создавать экспертные советы, обращаться к государственным органам, министерствам и ведомствам для проведения необходимых экспертиз.

Осуществление деятельности Совета Федерации обеспечивает аппарат органа, в состав которого входит целый ряд управлений. Они отвечают за аналитическое, информационное, правовое, кадровое сопровождение деятельности СФ РФ .

Данную структуру возглавляет руководитель аппарата, в подчинении которого находятся четыре заместителя и начальники управлений.

История

Первой формой народовластия на Руси считается вече – собрания свободных граждан городов, где принимались основные решения. История двухпалатного парламента в нашем Отечестве значительно короче. По сути, она началась в последний период существования СССР.

Предыстория

Верхние палаты парламентов во многих странах образовались из круга ближайших к правителю советников. В Московском княжестве подобным органом была Боярская дума, которую Петр I преобразовал в Сенат.

Попытка создать настоящий двухпалатный парламент была предпринята во время царствования Александра II. Однако убийство императора помешало этим планам.

В 1906 году был учрежден первый российский двухпалатный парламент, верхняя палата которого – Государственный совет – частично формировалась по территориальному принципу.

В СССР также существовал двухпалатный парламент, в его верхней палате заседали представители республик и автономий.

Первый председатель Совета Федерации РФ Владимир Шумейко .

В 1990 году после изменений в Конституцию был учрежден Совет Федераций СССР, в состав которого вошли руководители всех союзных республик. 30 января 1991 года был образован Совфед РСФСР , в котором заседали представители 89 субъектов республики.

Первое формирование

В 1994 году был сформирован первый российский Совет Федерации . Его создание было закреплено в Конституции РФ. Председателем органа стал Владимир Шумейко . Первый Совфед РФ проработал до января 1996 года. Члены органа избирались гражданами на прямом голосовании.

Второе формирование

В 1995 году появился закон о новом принципе формирования Совфеда . Согласно его нормам, сенаторами становились губернатор и председатель заксобрания каждого региона. Их работа была непостоянной – члены СФ РФ периодически приезжали на сессии в столицу, но большую часть времени они находились в своих регионах.

Совфед второго формирования приступил к своей работе в январе 1996 года. Его главой стал Егор Строев , исполнявший обязанности губернатора Орловской области .

Третье формирование

В 2000 году был принят новый закон, значительно изменивший систему формирования Совфеда . Орган заработал на постоянной основе, а главу законодательной власти и губернатора региона заменили назначаемые представители. Объем их полномочий остался прежним.

В 2001 году главой Совфеда стал Сергей Миронов . Он переизбирался несколько раз и руководил органом до 2011 года. В начале 2002 года был изменен регламент СФ РФ .

Четвертое формирование

В 2011 году Совфед РФ возглавила Валентина Матвиенко . В 2012 году был принят закон, уточняющий полномочия сенаторов и требования, выдвигаемые к кандидатам. Регионам запретили досрочно отзывать своих представителей из Совфеда .

Двухпалатный парламент в других странах мира

Двухпалатные парламенты – распространенное явление, их достаточно много в странах Европы, Азии и Америки. Разделение парламента на две палаты преследует две основные цели:

  • необходимость равного представительства территорий в федеративных государствах;
  • достижение большего консерватизма в принятии высших государственных решений.

Сегодня двухпалатные парламенты функционируют в Польше , Германии , Франции , Великобритании , Бразилии , США , Канаде .

Польша

Верхняя палата польского парламента называется Сенатом, в ее состав входит 100 депутатов. Сенаторы избираются прямым народным голосованием сроком на четыре года.

Сенат в Польше имеет глубокие исторические традиции. Подобная институция существовала в Речи Посполитой, а затем в Польской республике с 1921 по 1939 год.

Франция

Французские сенаторы избираются непрямым голосованием сроком на шесть лет. Выборы проходят в каждом департаменте страны. По сравнению с парламентом, французский Сенат традиционно отличается консервативностью взглядов. В настоящее время в состав этого органа входит 348 членов.

Заседание Сената Франции .

Сенат Франции имеет особые конституционные права, его председатель считается вторым лицом в государстве.

Великобритания

Англичане могут похвастать одной из старейших в мире парламентских систем. Верхняя палата парламента Британии называется Палатой лордов. Нетрудно догадаться, что в ее состав входит высшая аристократия страны.

В настоящий момент она насчитывает 785 членов, среди которых есть, как представители высшего духовенства англиканской церкви, так и светские аристократы.

Полномочия палаты лордов значительно уступают возможностям нижней палаты парламента. Она не имеет права контролировать правительство или принуждать его к отставке. Зато у палаты лордов есть судебные функции. В некоторых случаях она играет роль высшей судебной инстанции, хотя создание Верховного суда в 2009 году значительно урезали эти полномочия.

Верхней палатой Конгресса США является Сенат. В состав данного органа входит по два представителя каждого штата, независимо от количества населения, проживающего в нем. Так американцы на практике реализуют право штатов на самостоятельность.

Американские сенаторы после заседания.

Сенаторы избираются на шестилетний срок прямым всенародным голосованием. Каждые два года примерно 2/3 состава этого органа обновляется. В настоящее время большинство в Сенате имеет республиканская партия США .

Бразилия

В Бразилии верхняя палата парламента носит название Федерального сената. Ее члены избираются населением на прямом голосовании по мажоритарной системе. От каждого субъекта федерации в Сенат проходит по три представителя.

Сенаторы снимают, а если нужно, то и судят, президента страны, генерального прокурора и главу верховного суда. Они выбирают губернаторов, руководство Центробанка , утверждают глав дипломатических миссий.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Ст. 95 Конституции РФ определяет, что Федеральное Собрание состоит из двух палат:

    1. Совет Федерации;
    2. Государственная Дума.

    Совет Федерации является субъектом права законодательной инициативы и осуществляет государственную власть в РФ в пределах, установленных Конституцией РФ.

    Совет Федерации формируется в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

    В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

    Члены Совета Федерации имеют особый статус:

      • обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий,
      • не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также
      • не могут быть подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ст. 98 Конституции РФ).

      Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

      Полномочия и основы организации деятельности Совета Федерации определены в гл. 5 Конституции РФ.

      Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Заседания Совета Федерации являются открытыми или закрытыми (в случаях, предусмотренных регламентом палаты).

      Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

      Совет Федерации образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

      Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

      Полномочия Совета Федерации

      К ведению Совета Федерации относятся:

        1. утверждение изменения границ между субъектами РФ;
        2. утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
        3. утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
        4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
        5. назначение выборов Президента РФ;
        6. отрешение Президента РФ от должности;
        7. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
        8. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
        9. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

        Организация деятельности Совета Федерации

        Организация деятельности Совета Федерации определена Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

        Совет Федерации действует на постоянной основе и самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, в том числе по вопросам укрепления федерализма, государственной безопасности и кадровой политики.

        Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата может проводить закрытые заседания.

        В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений, а также организация и ведение любой деятельности в интересах политических партий.

        Совет Федерации может выступать соучредителем средств массовой информации, учреждаемых в целях информирования общественности о работе Федерального Собрания - парламента РФ по исполнению его конституционных полномочий.

        Основной формой работы комитетов и комиссий Совета Федерации являются их заседания, которые считаются правомочными, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание Совета Федерации также правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

        Заседания Совета Федерации проводятся в Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено. Каждому члену Совета Федерации отводится в зале заседаний Совета Федерации постоянное место, которое, в частности, оформляется табличкой с указанием его фамилии, инициалов, субъекта РФ, который он представляет. Особые места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации.

        Специальные места в зале заседаний Совета Федерации отводятся для Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других высших должностных лиц страны.

        По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам. Присутствие представителей средств массовой информации на открытых заседаниях палаты регулируется Пресс-службой Совета Федерации.

        Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и другие должностные лица, перечисленные в Регламенте (ст. 52), вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты.

        Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на открытых заседаниях только по специальному разрешению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.

        Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 30 человек. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации. Председательствующий на заседании информирует членов Совета Федерации и присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения информации, составляющей государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну.

        Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, субъекта РФ либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета Совета Федерации или субъекта РФ должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

        Функции Совета Федерации

        Совет Федерации – это один из органов законодательной власти в Российской Федерации, верхняя палата российского парламента, представляющая интересы субъектов федерации (регионов). Вместе с Государственной Думой (нижней палатой) они формируют парламент – Федеральное Собрание. Давайте разберемся что представляет из себя Совет Федерации и в чем заключаются его функции.

        Общие сведения

        Для начала посмотрим СФ как структурную единицу.

        · На настоящий момент Совет Федерации состоит из 178 представителей.

        · В него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти), то есть численность Совета Федерации зависит от количества регионов в стране. А также СФ включает в себя представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом РФ, числом не более 10% общего числа представителей СФ.

        · Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

        · В Конституции определен количественный состав палат Совета Федерации, в ФЗ – порядок создания и ключевые аспекты деятельности.

        Функции Совета Федерации

        В 102 статье Конституции Российской Федерации устанавливаются вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации, а именно:

        · утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

        · утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положений;

        · решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

        · назначение выборов Президента Российской Федерации и отрешение его от должности;

        · назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

        · назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

        · назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

        Законодательная деятельность Совета Федерации

        В функции Совета Федерации также входит принятие или отклонение нормативных актов, принятых нижней палатой парламента. На это Совету Федерации отводится 14 дней, по истечении этого срока Федеральный Закон будет считаться одобренным.

        В ст. 106 Конституции РФ приведен список вопросов, Федеральные Законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации:

        · федеральных налогов и сборов;

        · финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

        · ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

        · статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

        Совет Федерации – одна из двух палат парламента РФ. Не смотря на то что, Совет Федерации и Государственная Дума работают раздельно, имеют в ведении разные вопросы и общих решений не принимают, палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

        Совет Федерации – является верхней палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации. Проблемы, которые возникают при формировании верхней палаты парламента Российской Федерации, а также их разрешение, имеют важное значение для конституционного права.

        Содержание

        Введение 3
        Глава 1. Правовая природа Совета Федерации 5
        1.1.Совет Федерации в структуре Совета Федерации 5
        1.2 Порядок формирования Совета Федерации 7
        Глава 2. Компетенция Совета Федерации 10
        2.1 Представительные полномочия Совета Федерации 10
        2.2 Законодательные полномочия Совета Федерации 16
        2.3 Контрольные полномочия Совета Федерации 19
        Заключение 25
        Список использованной литературы 27

        Прикрепленные файлы: 1 файл

        ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.docx

        ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

        ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ
        АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

        Кафедра Конституционного и муниципального права

        По Конституционному праву

        Выполнила студентка 2 курса

        доцент кафедры,
        к.и.н.,
        доцент

        Оглавление

        Глава 1. Правовая природа Совета Федерации 5

        1.1.Совет Федерации в структуре Совета Федерации 5

        1.2 Порядок формирования Совета Федерации 7

        Глава 2. Компетенция Совета Федерации 10

        2.1 Представительные полномочия Совета Федерации 10

        2.2 Законодательные полномочия Совета Федерации 16

        2.3 Контрольные полномочия Совета Федерации 19

        Список использованной литературы 27

        Введение

        Совет Федерации – является верхней палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации. Проблемы, которые возникают при формировании верхней палаты парламента Российской Федерации, а также их разрешение, имеют важное значение для конституционного права. И поэтому рассматриваемая тема является на сегодняшний день актуальной. Более глубокое изучение правовой природы Совета Федерации и других аспектов его деятельности способствует разрешению противоречий и проблем в данной области.

        Объектом исследования в моей работе являются общественные отношения, возникающие непосредственно при формировании Совета Федерации и при исполнении им своих полномочий.

        Предметом исследования является правовые нормы, определяющие правовую природу Совета Федерации и регулирующие его деятельность.

        Цель исследования выявить сущность Совета Федерации, как верхней палаты российского Парламента и попытаться усовершенствовать законодательство в данной области.

        Задачами исследования являются рассмотрение таких важных вопросов как: - правовая природа Совета Федерации;

        - место Совета Федерации в структуре российского парламента;

        - порядок формирования Совета Федерации;

        - компетенция и полномочий Совета Федерации, в том числе его представительные, законодательные, контрольные полномочия.

        Методами исследования являются синтез, анализ, теоретическое исследование.

        Теоретическую базу составили труды таких исследователей в области юриспруденции, как Д. Покровский, В.Т Кабышев, Е,В Колесников, И.А Дюльденко, Г. Бурбулис, А.А Смоленская и другие.

        Глава 1. Правовая природа Совета Федерации

        1.1.Совет Федерации в структуре Совета Федерации

        В Конституции РФ, а именно в ч. 1 ст. 95 говорится, что Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Это обусловило принципиально новую политико-правовую ситуацию, когда дело приходится иметь с двумя самостоятельными формированиями Федерального Собрания, роль которых ощутимо различается.

        Во-вторых, Совет Федерации предстает в виде внутриструктурного подразделения Федерального Собрания России, осуществляющего установленные Конституцией представительские, законодательные, контрольные и иные функции.

        Таким образом, являясь федеральным государственным органом, Совет Федерации одновременно выступает частью общероссийского парламента.

        На сегодняшний день существуют многочисленные споры по поводу существования и функционирования этого органа это обусловлено следующими причинами:

        Другой аргумент в пользу целесообразности верхней палаты связан со специфической конституционной функцией, осуществляемой ею. Она представляет собой противовес нижней палате. Средоточие парламентской власти в руках единственной палаты расценивается как политический риск, от которого требуется действенная защита.

        1.2 Порядок формирования Совета Федерации

        Если посмотрим на ст. 2 ч. 1, 2 то увидим, что кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. 4 В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.

        Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации. 5

        Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва. 6

        При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным Федеральным законом требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

        Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

        Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".

        Глава 2. Компетенция Совета Федерации

        2.1 Представительные полномочия Совета Федерации

        Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей. В Конституции России сделан акцент на указание полномочий Совета Федерации (ст. 102), Государственной Думы (ст. 103).Типология полномочий Совета Федерации в зависимости от оснований может быть следующей:

        Читайте также: