Доклад был коротким но содержателен и интересен

Обновлено: 17.05.2024

Если у студента есть выбор, на какую тему можно сделать доклад, лучше исходить из следующих принципов:

  • Личная заинтересованность. В рамках любого предмета кому-то будут интересны одни темы, а кому-то другие.

Если тема неинтересна самому докладчику, вряд ли ему удастся заинтересовать слушателей – хотя бывает, что изначально не заинтересовавшая тема в процессе подготовки раскрывается с неожиданной стороны.

  • Актуальность темы. Лучше выбрать тему, связанную с современностью. Сложно написать хороший доклад по устаревшим вопросам (если это не исторический аспект развития некоего процесса или объекта). Почти любую тему можно связать с современностью, проследить, как изменилась ситуация, или какое влияние оказал рассматриваемый объект на становление явления. Слушатели должны понять, зачем им нужна озвучиваемая информация, зачем для них делается доклад на эту тему.
  • Наличие информации. По некоторым актуальным темам информации может быть мало (если это только сделанное открытие), или она может быть засекреченной.

Сложно придумать, как написать доклад в вузе про закрытую военную разработку – даже если факт наличия такой разработки упоминался в новостях, узнать подробности будет практически нереально.

Если преподаватель не дает выбора, придется составить доклад на навязанную тему.

Оформление доклада по ГОСТу

Доклад в идеале оформляется по ГОСТу, как и более серьезные научные работы: дипломы, диссертации, отчеты. Но требования к оформлению могут быть не такими строгими, поэтому нужно советоваться с преподавателем или посмотреть в методичке.

Для оформления большинства научных работ используются следующие стандарты:

Так как доклад близок по жанру к реферату, можно опираться на ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования.

Стандартные рекомендации по оформлению доклада:

  • шрифт Times New Roman, кегль 12 или 14;
  • выравнивание по ширине;
  • нумерация страниц начинается с введения и ставится внизу посередине страницы.

Важно! Не забудьте проверить текст на уникальность, если его необходимо будет сдать в письменном виде на проверку.

Видео

Как выбрать материал

Перед тем, как выбрать информацию из книги или интернет-источника, нужно проверить. В этом смысле книга авторитетнее и надёжнее. Энциклопедии составляются целым коллективом учёных-специалистов, затем проходят экспертную оценку и редакторскую правку. Не все сайты также добросовестно работают со своим .

Чтобы не попасть впросак, придерживайтесь нескольких правил:

Планирование

Не откладывайте написание доклада на последний день. Лучше всего составить график подготовки с учётом сроков. Если до сдачи доклада остался месяц или больше, возникает соблазн потянуть время и приступить попозже. Не поддавайтесь искушению. Чем раньше вы начнёте работать над материалом, тем более качественной получится работа.

7 ноября — написать план доклада и согласовать его с педагогом;

15 ноября — закончить собирать материал;

22 ноября — подготовить черновик и показать учителю;

25 ноября — завершить оформление доклада.

Если доклад содержит практическую часть, например, описание самостоятельно проведённого эксперимента или исследования, это исследование также нужно спланировать заранее и расписать на линии времени. Сроки в этом случае напрямую зависят от сути эксперимента. Если нужно вырастить растение из семян для доклада по биологии, заранее узнайте, сколько времени на это понадобится и учтите эти данные при составлении плана.

Правила оформления доклада

Требования к оформлению докладов в школе или колледже не фиксируются детально в нормативных документах. Однако на практике сложились требования, которые принято исполнять.


Разрешается оформлять в рукописном или печатном виде в соответствии с шаблоном. Существуют ГОСТы 7.32-2001, 7.9-95. Они относятся к рефератам, курсовым и дипломам. Их можно использовать для оформления докладов.

Текст доклада после выступления будет храниться и им смогут пользоваться люди в последующие годы. Он должен стать не только содержательным, но и выглядеть правильно оформленным.

Как оформить доклад

К оформлению доклада предъявляют намного более мягкие требования, чем к оформлению рефератов и более крупных работ. Правила написания доклада не содержат каких-то конкретных требований к оформлению. Это связано с тем, что обычно доклады не сдаются на проверку преподавателю в письменной форме, а представляются в форме рассказа перед аудиторией. Поэтому оформляете доклад Вы для себя, а не для кого-то, и он должен быть удобен именно Вам. Чтобы максимально удобно использовать лист с текстом как шпаргалку, следовать ряду правил:

  • Текст должен быть напечатан, а не написан. Каким бы разборчивым ни был почерк, в спешке можно замешкаться и неправильно прочитать слово.
  • Не стоит использовать черновики с исправлениями, лучше подготовить аккуратный конечный вариант, чтобы не путаться в процессе выступления.
  • Лист с докладом должен выглядеть аккуратно, не быть мятым и грязным. Состояние бумаги хорошо заметно даже слушателям, сидящим в дальних рядах.
  • Отдельно можно подготовить тезисное изложение доклада – только ключевые точки, основные идеи.
  • Если техническое оснащение аудитории позволяет, доклад может сопровождаться презентацией. Презентация должна быть достаточно контрастной, хорошо читаемой из аудитории.

Шаблон презентации должен соответствовать тематике доклада: например, если доклад посвящен искусству, в оформлении шаблона нецелесообразно использовать изображения шестеренок.


Рисунок 2. Шаблон презентации для доклада

  • Если в аудитории нет проектора, можно подготовить раздаточный материал, который слушатели получат в начале доклада.

Образец раздаточного материала – распечатки картин художника, если доклад подготовлен по искусствоведению; графики для доклада по экономике.

Как написать доклад — правила и советы

— это вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.

Пожалуйста помогите мне с вопросом!
Исправьте ошибки и напишите правильный вариант!
1) Автор сказал рецензенту, что вы не можете не замечать того нового, что имеется в работе.
2) То, что происходит сейчас на факультете, это настоящий анонс.
3) Профессор показал мне курсовой проект и сказал, что он уже устарел.
4) Устав после лекций, мне не работалось.
5) Можно согласиться с теми главами этого реферата, где не содержится никаких внутренних противоречий.
6) Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки.
7) Они уже сейчас готовы к экзамену.
8) Не всегда существует взаимопонимание между народом и их представителями в Законодательном собрании.
9) В январе месяце начнётся выдача удостоверений нового образца.
10) Я попросил подругу принести свои записи лекций.
11)Следует отметить следующие особенности.
12)Эта статья содержательная и интересна.
13)Автор статьи показывает, что внимательное изучения вопроса приводит к тому, что необходимо пересмотреть традиционное объяснение причин этого явления.

1) Автор сказал рецензенту, что тот мог бы и заметить то новое, что имеется в работе.
2) То, что происходит сейчас на факультете, это настоящий нонсенс.
3) Профессор сказал, что мой курсовой проект устарел,
4) Мне не работалось, так как я сильно устал после лекций.
5) Можно согласиться с теми главами этого реферата, в которых не содержится никаких внутренних противоречий.
6) Это исследование играет большую роль в развитии современной науки.
7) Они уже сейчас готовы к экзамену. ?
8) Не всегда существует взаимопонимание между народом и его представителями в Законодательном собрании.
9) В январе начнётся выдача удостоверений нового образца.
10) Я попросил подругу принести ее записи лекций.
11 Должен отметить следующие особенности.
12)Эта статья содержательна и интересна.
13)Автор статьи показывает, что внимательное изучение вопроса приводит к необходимости пересмотра традиционного объяснения причин этого явления.

Конец мая и начало июня — традиционное время защиты дипломов в вузах. Помимо самой выпускной работы, студентам нужно подготовить короткое (на 7–10 минут) выступление перед экзаменационной комиссией, а также сделать презентацию. И зачастую для студента подготовить нормальный доклад/презентацию — чуть ли не более сложная вещь, чем написать сам диплом. При этом часто оказывается, что чем содержательнее и интереснее работа, тем сложнее бывает сделать по ней качественное выступление/презентацию. В этой статье мы предлагаем наш взгляд на то, как решать эту проблему.

Примечание: дальнейшие иллюстрации взяты из презентации к дипломной работе студента 1-го года обучения нашей магистратуры “Программирование и анализ данных”, выпускника бакалаврской программы “Прикладная математика и информатика” Егора Богомолова.

1. Прежде всего, формат 7–10-минутного выступления существенным образом ограничивает количество слайдов в презентации. Опыт подсказывает, что в ней должно быть не более 12–15 слайдов. Почему? Если мы возьмем 7-минутный доклад и поделим 7 на количество слайдов, то в среднем на слайд у нас получится около 30 секунд. 30 секунд — это достаточно небольшой промежуток времени, что-то содержательное за это время сказать тяжело. Если же количество слайдов становится больше, то либо доклад превращается в пулеметную очередь и никто ничего не успевает понять, либо докладчик гарантированно не укладывается в отведенное для него время. Исходя из этого, давайте зафиксируем количество слайдов (12–15) и поймем, что на них должно быть.


2. С первым слайдом все более-менее понятно: на нем указывается название доклада, автор, научный руководитель, организация. Желательно также отметить город и год. Единственный тонкий момент: хочется, чтобы размещенная на первом слайде информация была нормально оформлена. Данный слайд задает стиль всей презентации: стиль и размер штифта, цвета, которые будут использоваться далее. Например, мы рекомендуем использовать синий и белый цвет — корпоративные цвета Вышки.


Сразу скажу о стиле оставшихся слайдов. На каждом из них желательно делать и верхний, и нижний колонтитулы. В верхнем желательно указать название блока презентации (о блоках скажем чуть ниже), в нижнем — еще раз фамилию докладчика, краткое название доклада, и, важно, номер слайда в формате x/y, где x — номер текущего слайда, y — общее количество слайдов. Зачем это делается? Слушателям, как правило, хочется понимать, в какой точке доклада они находятся и сколько еще слайдов впереди. Если этой информации нет, то либо создается впечатление, что доклад может длиться бесконечно, либо что он может кончиться в любой момент. Это раздражает.

3. Теперь перейдем к содержанию слайдов. Весь доклад условно можно поделить на две части: вводная часть (до формулировки цели и задач работы) и содержательная часть (после цели и задач). Важно: в хорошем докладе вводная часть занимает примерно половину (!) всей презентации, и вот почему. Если докладчик не сделает нормальное введение, не добьется того, чтобы всем присутствующим стали предельно понятны тема работы, постановка задачи и пр., то содержательную часть никто слушать уже не будет — слушатели просто не будут понимать, о чем же в докладе идет речь. Поэтому 50 % успеха — это грамотно построенная вводная часть.


Важно: с нашей точки зрения, вводная часть обязана состоять из трех блоков. Первый блок — постановка задачи, в нем докладчик рассказывает, в чем состоит задача, к какой предметной области она относится, вводит основные понятия и определения, указывает, почему решение этой задачи важно. И этот блок, за редким исключением, не забывают включить в свой доклад все. Однако не все, увы, умеют правильно ее рассказывать. Типичное заблуждение докладчика — что об этой задаче слушателям известно почти все, за исключением мелких деталей. И вместо того чтобы на пальцах объяснить, в чем же его задача состоит, докладчик начинает свободно использовать термины, определения и факты, известные, как правило, только ему и узкой группе его коллег, никак их не объясняя.

Я могу сказать довольно крамольную вещь, но постановка задачи должна в какой-то степени быть похожей на ответ родителям/друзьям/знакомым в баре на вопрос “А чем ты там у себя в вузе/на работе занимаешься?” И вряд ли, сидя в баре или на кухне с родителями, вы будете сыпать незнакомыми терминами и строить из себя крутого специалиста. Скорее всего вы попытаетесь на пальцах объяснить хотя бы предметную область, в которой вы проводите исследования. И как правило, сидя в баре/на кухне, вам это удается сделать, а вот во время доклада — почему-то нет. Вы должны понимать: чем проще, яснее и понятнее вы расскажете о своей предметной области, тем большее количество народа дослушает ваш доклад до конца.


Перейдем ко второму блоку — обзору имеющихся в данной области результатов. С ним у большей части докладчиков просто беда. Почему-то считается, что его смело можно выкидывать, особенно в случае коротких докладов. Между тем, это — колоссальное заблуждение, этот блок категорически необходим. Если его в докладе нет, то это, как правило, означает два варианта.

Первый вариант — докладчик просто не понимает, что, помимо него, существуют сотни, а то и тысячи исследователей, работающих и получающих результаты в данной области. Как следствие, высока вероятность того, что все, о чем докладчик собирается говорить, уже кем-то где-то давным-давно сделано, а он лишь переизобретает велосипед.

Второй вариант — что задача настолько неинтересная и никому не нужная, что ею никто не занимается. Следовательно, актуальность данной задачи близка к нулю и слушать эту работу также смысла не имеет. Это, конечно же, крайние случаи, есть и промежуточные. Например, пара ссылок на работы 1994 года. И если это все — то снова беда, смотри рассмотренные выше два варианта.


Казалось бы, на обзоре литературы можно заканчивать вводную часть и переходить к формулировке цели и задач исследования. Собственно, большинство неопытных докладчиков так и пытаются поступать. А это очень грубая ошибка: в любой презентации обязательно должна быть еще один крайне важный блок, а именно, блок под условным названием “Большое НО”. В этом блоке вы должны говорить примерно следующее: да, в моей области (смотри обязательную 1-ю часть) много чего уже сделано (смотри обязательную 2-ю часть), но: в такой-то работе имеются такие-то недостатки, в такой-то работе не сделано то-то и то-то, а из этой работы осталось непонятно то-то и то-то. И вот в моей работе я собираюсь эти моменты устранить / эти недоделанные задачи дорешать / предложить свои, более удачные решения. И только после этого вы можете переходить к центральной части доклада — формулировке цели и задач работы.


4. Цель у любой работы должна быть одна. Не допускается несколько целей. Если их несколько — это, скорее, не в том месте и не в той форме сформулированные задачи исследования. Цель — это нечто, чего вы интегрально хотите достичь своей работой: создать программный продукт, собрать датасет, построить модель, провести анализ и т. д. Подумайте, чего вы хотите достичь своей работой. Как правило, это и будет ваша цель.

Важно: в очень многих работах в этом месте встречается довольно существенная ошибка — цель формулируется слишком общо, например, “создание системы фильтрации спама” или “обнаружение ботов в социальных сетях”. Коллеги, это — задачи, которые на протяжении нескольких лет решают огромные IT-компании типа Google или Facebook. И будет очень забавно, если вдруг окажется, что именно в вашей работе эта глобальная задача будет наконец решена. С очень малой вероятностью слушатели поверят в столь оптимистичный сценарий. Скорее всего, подобным образом широко сформулированная цель — это все же, как правило, признак неопытности и/или некомпетентности. Пожалуйста, не делайте подобного рода ошибок — формулируйте цель предельно конкретно.

Перейдем к задачам. Задачи — это, по сути, краткий план вашей работы, краткое описание того, как вы собираетесь достичь поставленной выше цели. Например, “для создания модели нужно”: 1) создать такой-то инструмент; 2) собрать такой-то датасет; 3) построить прототип модели; 4) протестировать этот прототип на таких-то данных. Часто для того, чтобы правильно сформулировать задачи, вам просто нужно еще раз посмотреть на свою работу, разбить ее на 3–4 больших блока и как-то эти блоки назвать. Собственно, это и будут ваши задачи.

Важно: и в цели, и в задачах не должно быть никаких новых терминов. Если вдруг они появляются, это означает, что вы не доделали постановку задачи, не до конца объяснили все термины, инструменты, механизмы, использующиеся обычно для решения подобного рода задач и т. д. Далее, задач не должно быть много. Как правило, это 3–4 глобальные задачи. Не дробите их, не делайте 7–8 задач. Наконец, задачи должны быть достаточно короткими и емкими. В идеале, каждая из этих задач должна на последующих слайдах помещаться в колонтитул.


5. Перейдем теперь ко второй, содержательной части доклада. Ее строить очень просто. У вас осталось в запасе где-то 7 слайдов. Последний слайд вы должны оставить на выводы, остается 6 слайдов. Эти слайды разбиваются на блоки по числу задач. И на каждую задачу в своем коротком докладе вы оставляете 1–2 слайда. Увы, это — максимум, что вы можете себе позволить из-за лимита по времени. Что туда выносить — это уже довольно специфический вопрос, каждый должен эту задачу решить для себя сам. Здесь важно выбрать действительно принципиальные моменты в каждой из задач и постараться сжато про них рассказать. Общих рецептов для этой части маловато, и здесь очень важен опыт: ваш, вашего научного руководителя и ваших коллег.



Часто в этом месте студенты задают вопрос: ну хорошо, я как-то схематично, на пальцах, успею на 1–2 слайдах что-то там показать; но ведь там же куча важных деталей, десятки важных подробностей, и ни один профессионал, слушающий доклад, не сможет оценить работу без этой дополнительной информации. Что же делать в этом случае?

Здесь вы должны понимать следующее. Как правило, среди слушателей есть только 2–3 человека, которые действительно понимают, о чем идет речь в вашем докладе. Скорее всего, им действительно было бы интересно узнать о деталях исследования. Остальным же детали не важны, им нужна общая идея. Объясните ее на пальцах, а для узких профессионалов подготовьте от каждого блока несколько дополнительных слайдов за пределами презентации. Например, в вашем докладе 15 слайдов. Нумерацию оставьте по прежнему x/15, где x — номер текущего слайда. За 15-м слайдом сделайте дополнительные 16–17-й слайды в формате x/15, x=16,17 и так далее, на которые можно вынести не поместившуюся в основные блоки информацию.


Если вдруг (что не факт) после вашего доклада кто-то из слушателей решит задать вам конкретный вопрос, вы откроете эти слайды и подробно на этот вопрос ответите. При этом, отвечая на вопрос, вы уже не будете ограничены теми 7–10 минутами, которые вам отвели на доклад. Поэтому вы сможете добавить ту информацию, которая физически не влезла в основной доклад, но про которую вам так хотелось что-то рассказать.


6. Переходим к последнему слайду. На этом слайде вы формулируете выводы или результаты своего исследования. По сути, здесь вы просто должны продублировать те задачи, которые были сформулированы в середине вашего доклада. Однако при этом возникает вопрос: зачем же тогда вообще этот слайд нужен? Не легче ли просто еще раз показать задачи и сказать, что все они выполнены? Нет, здесь есть важные отличия. Дело в том, что, формулируя задачи исследования, вы еще не можете апеллировать к той информации, которая у вас появится в содержательной части вашего доклада. Вы еще не раскрыли, с помощью каких идей, методов и подходов вы достигли поставленной цели, насколько удачными оказались ваши подходы, насколько хорошо было проведено тестирование и т. д. Однако в конце вашего доклада слушатели уже погружены в тему, им известна терминология, известны предложенные вами решения, и вы можете смело в выводах сформулированные выше задачи раскрыть и коротко описать, как именно вы эти задачи решили.

Ну и вишенкой на тортике в этой части работы будут, например, ссылки на статьи, которые вы написали по результатам исследования, на доклады, которые вы сделали на той или иной конференции, на программные продукты, которые стали использовать написанный вами код и т. д.

Мелкое замечание: заключительный отдельный слайд “Спасибо за внимание” не нужен — эту фразу совершенно спокойно можно сказать в конце словами. Также неуместен слайд типа “Ваши вопросы?” Эту фразу должен сказать тот человек, который председательствует на этом собрании, не надо отнимать его хлеб.

7. Ну и в заключение пара слов о том, что делать, если у вас не короткий, 7–10-минутный, а большой, 30–40-минутный доклад. Важно: вся описанная выше структура категорически остается неизменной. Остаются блоки “постановка задачи”, “обзор имеющихся результатов”, блок “но”, слайд “цель и задачи”, слайд “выводы”. Что же меняется? Меняется количество слайдов, прежде всего в содержательной части: теперь вместо 1–2 слайдов вы, наконец, можете вставить 5–7 подробных слайдов по каждой задаче.

Но это еще не все: расширяя содержательную часть, вы не должны забывать о вводной части. Она также должна быть расширена: нужно обстоятельнее рассказать о постановке задачи, дать более подробный обзор имеющихся результатов. Помните, что вводная часть по-прежнему остается не менее, если не более, важной частью вашего доклада. Сделаете ее некачественно — и всю оставшуюся информацию либо никто не поймет, либо никто не будет слушать.

На этом в целом все. Очень надеемся, что эти заметки окажутся полезными всем, кто готовит свои доклады, а особенно — тем студентам, которые прямо сейчас готовят презентации своих выпускных работ.

Простым называется суждение, не включающее других суждений. Они являются отражением одной-единственной связи объективного мира независимо от того, какая эта связь по содержанию. Напр., "Это - человек"; "У розы приятный запах" и др.

Простые суждения разнообразны по своим проявлениям. Они делятся на виды по логическим признакам: характер связки (качество и количество) субъекта и предиката, отношение между субъектом и предикатом.

По признаку отношения между субъектом и предикатом выделяются суждения:

а) атрибутивные (от лат. "свойство", "признак") - суждения о признаке предмета. В них отражается связь между предметом и его признаком, эта связь утверждается или отрицается. Атрибутивные суждения называются также категорическими, т. е. ясными, безусловными. Логическая схема атрибутивного суждения S-Р, где S - субъект суждения, Р - предикат, "-" - связка. Напр., "Адвокат встретился с обвиняемым". Категорические суждения делятся по качеству и количеству.

По качеству выделяют утвердительные и отрицательные суждения. Утвердительное выражает принадлежность предмету какого-либо свойства, отрицательное - отсутствие какого-либо свойства, они различаются качеством связки.

Суждение с отрицательным предикатом, но с утвердительной связкой рассматривается как утвердительное, напр., "Данное решение суда является необоснованным".

По количеству выделяют единичные, частные и общие суждения. Количественная характеристика выражается квантором общности. Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается об одном предмете.

Напр., "Это здание - памятник архитектуры".

Частным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса с помощью слов некоторые, многие, немногие, большинство, меньшинство, часть. Напр., "Часть преступлений относится к экономическим".

Общим называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается обо всех предметах некоторого класса с помощью слов все, никто, любой, каждый. Напр.: "Все свидетели дали показания", "Никто не пришел на заседание". Иногда квантор не указывается, и тогда он определяется по смыслу, напр., "Равнодушие унижает";

б) об отношениях между предметами (т. н. суждения с отношениями). Это могут быть отношения равенства, неравенства, пространственные, временные, причинно-следственные и др. Напр.: "А равно В", "Казань восточнее Москвы", "Семен отец Сергея" и др. Принята следующая символическая запись суждений с отношениями: хRу, где х и у - члены отношения, они обозначают понятия о предметах; В - отношение между ними. Запись читается: х находится в отношении R к у. Запись отрицательного суждения ⌉ (хВу) (неверно, что х находится в отношении В к у);

в) существования, выражающие сам факт существования или несуществования предмета суждения. Напр., "Существуют статистические законы". Предикатами этих суждений являются понятия о существовании или несуществовании предмета.

Основные виды суждений и их краткая характеристика. Распределённость терминов. Примеры.

Виды простых суждений. Основными частями простых суждений являются один или несколько субъектов суждения (логических подлежащих) и предикат суждения (логическое сказуемое). Субъект и предикат суждения называются терминами этого суждения.

Субъект суждения – это термин, возможно, выражающий понятие и представляющий предмет, о котором нечто утверждается или отрицается. Субъект суждения принято обозначать буквой S.

Предикат суждения – часть суждения, выражающая то, что утверждается или отрицается о предметах, которые представляют субъекты. Предикат обозначается буквой Р.

В зависимости от содержания предиката суждения, т.е. от того, что именно утверждается или отрицается о тех или иных предметах, различают атрибутивные, экзистенциальные и реляционные суждения.

Атрибутивными называются суждения, в которых утверждается или отрицается наличие некоторого свойства у предмета. Логическая форма атрибутивного суждения имеет вид: S (не) есть Р.

Экзистенциальными называются суждения, в которых утверждается или отрицается существование предмета.

Реляционные – это суждения, в которых утверждается или отрицается отношение между некоторыми предметами.

В атрибутивных суждениях, как и в суждениях существования, имеется всегда лишь один субъект. В суждениях об отношении – более чем один.

Виды атрибутивных суждений. По качеству атрибутивные суждения делятся на утвердительные и отрицательные.

Утвердительными являются суждения, говорящие о принадлежности предиката субъекту суждения. Отрицательные – это суждения, говорящие об отсутствии данного предиката у субъекта.

По количеству атрибутивные суждения делятся на единичные, частные и общие. Количество суждения – это его характеристика, определяющая, в каком объеме рассматривается субъект суждения.

В общих суждениях предикат высказывается обо всем объеме субъекта.

РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ В СУЖДЕНИЯХ

В логических операциях с суждениями возникает необходимость установить, распределены или не распределены его термины - субъект и предикат. Термин считается распределенным, если он взят в полном объеме. Термин считается нераспределенным, если он взят в части объема. Рассмотрим, как распределены термины в суждениях А, Е, I, О.

Суждение А (Все S суть Р). "Все студенты нашей группы (S) сдали экзамены (Р)". Субъект этого суждения ("студенты нашей группы") распределен, он взят в полном объеме: речь идет обо всех студентах нашей группы. Предикат этого суждения не распределен, т. к. в нем мыслится только часть лиц, сдавших экзамены, совпадающая со студентами нашей группы.

Таким образом, в общеутвердительных суждениях S распределен, а Р не распределен. Однако в общеутвердительных суждениях, субъект и предикат которых имеют одинаковый объем, распределен не только субъект, но и предикат. К таким суждениям относятся обще-выделяющие суждения, а также определения, подчиняющиеся правилу соразмерности.

Суждение Е (Ни одно S не есть Р). "Ни один студент нашей группы (S) не является неуспевающим (Р)". И субъект, и предикат взяты в полном объеме. Объем одного термина полностью исключается из объема другого: ни один студент нашей группы не входит в число неуспевающих, и ни один неуспевающий не является студентом нашей группы. Следовательно, в общеотрицательных суждениях и S, и Р распределены.

Суждение I (Некоторые S суть Р). "Некоторые студенты нашей группы (S) - отличники (Р)". Субъект суждения не распределен, т. к. в нем мыслится только часть студентов нашей группы, объем субъекта лишь частично включается в объем предиката: только некоторые студенты нашей группы относятся к числу отличников. Но и объем предиката лишь частично включается в объем субъекта: не все, а только некоторые отличники - студенты нашей группы. Следовательно, в частноутвердительном суждении ни S, ни Р не распределены.

Исключение из этого правила составляют частновыделяющие суждения, предикат которых полностью входит в объем субъекта. Напр., "Некоторые родители, и только они (S), являются многодетными (Р)". Здесь понятие "многодетные" полностью входит в объем понятия "родители". Субъект такого суждения не распределен, предикат распределен.

Суждение О (некоторые S не суть Р). "Некоторые студенты нашей группы (S) - не отличники (Р)". Субъект этого суждения не распределен (мыслится лишь часть студентов нашей группы), предикат распределен, в нем мыслятся все отличники, ни один из которых не включается в ту часть студентов нашей группы, которая мыслится в субъекте. Следовательно, в частноотрицательном суждении S не распределен, а Р распределен.

Отношения между суждениями. Совместимые и несовместимые суждения. Примеры.

Отношения между простыми суждениями.Два любых суждения по их логической форме могут быть сравнимыми или несравнимыми. Несравнимыми называют суждения, в которых различны субъекты или предикаты. Сравнимыми называют суждения, имеющие одинаковые термины – субъект и предикат – и различающиеся по качеству или количеству. Среди сравнимых различают совместимые и несовместимые суждения. Совместимость бывает трех видов: полная совместимость (эквивалентность), частичная совместимость (субконтрарность), логическое подчинение.

Несовместимость бывает двух видов: противоположность (контрарность) и противоречивость (контрадикторность).

Отношения между простыми суждениями обычно иллюстрируют с помощью схемы, получившее название логического квадрата.

Вершины его символизируют простые категорические суждения А, Е, I, О; стороны и диагонали – логические отношения между суждениями.

Отношение подчинения (А – I; Е – 0) характеризуется двумя зависимостями:

─ при ложности частного суждения соответствующее ему общее суждение также будет ложным.

Для отношений подчинения остаются неопределенным следующие зависимости: при ложности подчиняющего общего суждения подчиненное частное может быть как истинное, так и ложным; при истинности подчиненного частного подчиняющее общее может быть как истинным так и ложным.

Частичная совместимость(I-O). Эти суждения могут быть истинными одновременно, но не могут быть одновременно ложными. Это значит, что ложность одного из них обусловливает истинность другого. Так, например, ложность суждения “Некоторые студенты сдали экзамены” обусловливает истинность суждения “Некоторые студенты не сдали экзамены”. В то же время для отношений частичной совместимости остаются неопределенными следующие зависимости: при истинности частноутвердительного суждения совместимое с ним частноотрицательное может быть как истинным, так и ложным. И, наоборот, при истинности частноотрицательного суждения частноутвердительное может быть как истинным, так и ложным.

Отношение противоречивости (А – О; Е - І).Здесь при истинности одного из суждений другое всегда будет ложным; при ложности первого другое будет истинным.

Отношения между сложными суждениями.При анализе структуры сложных суждений принимаются во внимание логические связи между простыми суждениями, выступающими в качестве их составляющих. Тем самым сравнимость или несравнимость сложных суждений зависит от наличия общих составляющих. Два сложных суждения P и Q считаются сравнимыми, если имеется хотя бы одно простое суждение n, которое содержится как в Р, так и в Q. Например, Р содержит суждения, обозначенные символами р, q, n; Q содержит суждения s, t, n. В этом случае P и Q рассматриваются как сравнимые.

Два сложных суждения M и N считаются несравнимыми, если они не имеют хотя бы одной общей составляющей.

Среди сравнимых сложных суждений различают совместимые и несовместимые.

Совместимость сложных суждений определяется наличием хотя бы одного случая их истинности при одинаковых значениях (истинности или ложности) их составляющих.

Совместимость сложных суждений также бывает трёх видов: эквивалентность, подчинение, частичная совместимость.

Эквивалентными являются такие сложные суждения, которые принимают одинаковые значения при одних и тех же значениях составляющих.

Несовместимость между сложными суждениями проявляется в том, что они одновременно не могут принимать значение истинности. Существует два вида логической несовместимости: противоположность и противоречивость.

Противоположнымиявляются суждения, которые не могут быть вместе истинными, но могут быть вместе ложными

Оба суждения могут принимать также несовпадающее значение.

Противоречиемежду двумя суждениями проявляется в том, что вместе они не могут быть ни истинными, ни ложными. При истинности одного другое является ложным; при ложности первого – второе будет истинным.

Сложные суждения и их виды.

Общая характеристика сложных суждений была дана в предыдущем параграфе, когда речь шла о простых суждениях. Теперь мы рассмотрим основные виды сложных суждений, которые образуются из простых суждений с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания.

Сложное суждение можно представить в виде трех простых суждений:

Доклад был коротким. Доклад был интересным. Доклад был содержательным.

(S есть Р1) (S есть Р2) (S есть Р3).

(S есть Р1) Λ (S есть Р2) Λ (S есть Р3)

Содержание каждой скобки, заменяя латинской буквой, получим: АΛВΛС.

С помощью таблиц истинности для любого сложного высказывания можно определить, при каких значениях истинности входящих в него простых высказываний это высказывание истинно.

Многие школьники, даже в старших классах, думают, что доклад – это просто пересказ, или даже копирование, какой-то сухой информации. Ничего подобного: в докладе – как в любом хорошем выступлении – должна быть своя интрига!

ВложениеРазмер
kak_delat_interesnye_doklady_i_vystupleniya.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Когда вы хотите получить хорошую оценку, один из самых интересных способов – подготовить хороший доклад.

Но многие, даже в старших классах, думают, что доклад – это просто пересказ, или даже копирование, какой-то сухой информации. Ничего подобного: в докладе – как в любом хорошем выступлении – должна быть своя интрига!

Выступление должно захватить внимание слушателей и провести его по тому сценарию, который заранее определили вы – выступающий.

(Или, конечно, выступление может перерасти в беседу со своими непредсказуемыми поворотами, где и вы как выступающий получаете что-то новое. Но сейчас рассмотрим самый простой вариант: вы делаете небольшой доклад, а вопросы задают после него).

В бытность мою студентом, пришлось мне ходить на спецкурс по экологии, что вёл профессор Замолодчиков, Дмитрий Геннадьевич. Придя впервые на его лекцию, я снисходительно настроился поскучать. Ну, я же всё это знаю, не один год читал популярные журналы: "Химия и жизнь", "Природа и человек" и так далее. И Дмитрий Геннадьевич оправдал мои ожидания. Нарочито скучным тоном он начал рассказывать о круговороте углерода в природе, рисовать очевидную схему этого круговорота.

Спрашивается, зачем я вообще упомянул о нём? Затем, что – вдруг! – лектор неожиданно сменил тон и заинтриговал нас трудными вопросами, которые, оказывается, важны для всего нашего будущего, для человечества на всей Земле. Оказалось, что в атмосфере накапливается углекислый газ и другие "парниковые" газы, ведущие к потеплению климата. Из-за этого, по некоторым расчётам, через сотню-полторы лет уровень мирового океана поднимется метров на пятьдесят. Западную Сибирь затопит, и Северный Ледовитый Океан соединится с Каспийским морем. Самые плодородные, густо заселённые и богатые земли мира окажутся под водой. От нью-йоркской статуи Свободы останется торчать лишь факел над волнами.

И дальнейшая лекция превратилась в настоящий детектив, где сталкивались интересы разных стран: одни хотят ввести ограничения на выброс углекислого газа, другим это невыгодно, и, одна за другой, происходят встречи, согласования, подписываются протоколы – идёт настоящая война за атмосферу нашей планеты.

Дмитрий Геннадьевич оказался великолепным актёром и сценаристом. В конце лекции я подумал: "Ему бы детективы писать!". А потом подумал ещё и решил, что от этих детективов человечеству не стало бы ни тепло, ни холодно; а вот экология – нужная наука. И донести её до людей, доходчиво дать её понимание и философам, и политикам – очень важно. Поэтому профессор Замолодчиков – на своём месте. Делает нужную работу, и делает её вдохновенно: интересно для себя и заинтересовывая других.

То же самое можем делать и мы с вами: готовя выступление, найти в его теме какие-то интересные зацепки, придумать интересные повороты, способы захватить внимание слушателей.

Самое интересное в любой теме – как она связана с нашей жизнью. С проблемами, которые мы решаем. С выбором, который мы делаем сегодня или в целом в нашей судьбе.

Поэтому, читая любую книжку, слушая выступление, я думаю: что это может дать практически? Как может повлиять на жизнь, мою или окружающих?

И мне малоинтересны любые фонтаны эрудиции, любые красивые рассуждения, если они не касаются практических следствий, Искусства Жизни.

Так я для себя определяю актуальность темы.

Современные научные статьи – да и не только научные – обычно начинаются с "постановки проблемы". Например, говорят о том, каково сейчас состояние исследований в данной области, какие проблемы остаются нерешёнными (актуальными). И дальше говорят о том, решением какой актуальной проблемы занимаются в этой статье.

Мы можем использовать тот же подход в наших выступлениях, это беспроигрышный приём.

Я начал эту статью со слов о том, как актуально для вас уметь делать доклады и, вообще, уметь интересно выступать перед слушателями. Речь шла о том, что вместо пересказа сухой информации мы можем сделать что-то захватывающее и интересное.

Так я поставил проблему и показал её актуальность. Дальше я привёл живой пример из жизни – это всегда интересно. И немного ещё порассуждал, осмысляя этот пример и нашу тему в целом.

Что получилось в итоге? Надеюсь, что получилось довольно интересное выступление, в то же время, я постарался сделать его коротким, без лишних деталей, без особого многословия.

Пользуйтесь этим правилом: ничего лишнего. Пусть в выступлении будет основная идея, яркий пример (или несколько примеров), понятное объяснение. Можно вместо объяснений поставить вопрос – и оставить его открытым. Пусть слушатели додумывают и решают его сами.

Можно использовать в выступлении что-то ещё, или вообще строить его по-другому. То, что я сейчас рассказал – это только вариант. Маленький кусочек искусства выступлений, искусства выражения. Я не старался впихнуть всё в одну статью. Лучше изложить одну идею, чтобы её было легко усвоить, чем пытаться навалить массу неудобоваримых сведений.

Ведь наше выступление предназначено для слушателей, наша цель – что-то донести до них, верно? И поэтому, готовя выступление, мы постоянно держим это во внимании: как это будет восприниматься? Понятно ли я говорю? Интересно ли? Нужна ли вот эта фраза, или её можно опустить? Запомнят ли что-то слушатели, или просто впечатлятся моим красноречием, артистизмом, а содержание речи забудут?

Если вы хотите что-то донести, то подчеркните основные идеи. Не стесняйтесь их повторить. Ориентируйтесь на своё понимание того, как происходит восприятие и запоминание.

Например, подбрасывайте слушателям вопросы, над которыми им захочется подумать. Тогда ваше выступление вплетётся в их мыслительную деятельность и хорошо запомнится.

Не стесняйтесь сказать очевидную, банальную вещь, если ваши слушатели не умеют этой очевидной вещью пользоваться. Например, вы мне скажете: "Алексей Вячеславович, мы и сами всё это прекрасно знаем, вы говорите банальности!"

Однако покажите мне: как вы владеете этими очевидными вещами. Если типичный ваш доклад – это сухой кусок текста, списанный из интернета?

Итак, для лучшего усвоения, давайте перечтём статью и подведём итоги. (Сделать это можно по-разному – в одной и той же информации, в разное время или для разных людей, главными могут оказаться совсем разные мысли. Но вот что получилось у меня:)

1. Захватить и удержать внимание.

1.а. Красочные детали.

1.б. Интересные повороты сюжета.

2.а. Как это связано с моей (нашей) жизнью.

2.б. Постановка проблемы. Процесс её решения.

3. Примеры из жизни.

3.а. Неплохо, если из своего опыта. (Личные впечатления).

3.б. (Личное отношение).

4. Обдумывание темы.

4.а. Обобщение, выделение основных идей.

4.б. Практические выводы.

5. Ничего лишнего.

6. Следить за тем, как у слушателей происходит восприятие.

6.а. Подтолкнуть их подумать над чем-то.

(Тогда ваш рассказ не останется чем-то отдельным: слушатели постараются найти в нём инструменты для решения задач, над которыми размышляют).

6.б. Если вы, кажется, говорите банальности, спросите слушателей: владеют ли они этими банальностями?

(Например, один ученик мне сегодня сказал, что у него нет никаких беспокойств, ему не нужно учиться расслабляться. Тогда я спросил: почему же в любую паузу на уроке ты начинаешь вертеться и болтать?)

Моя статья – не идеал риторики: вы, я уверен, смогли бы написать лучше.

Но надеюсь, эти несколько мыслей пригодятся вам, чтобы сделать нашу школьную жизнь – и всю вашу дальнейшую жизнь – чуточку интереснее!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы".


ШМО "Как сделать классное дело интересным"


Как сделать классное дело интересным и увлекательным

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.


Доклад на МО классных руководителей "Как сделать классное дело интересным и содержательным"

Доклад на МО классных руководителей.


Статья "Как сделать классное дело интересным и содержательным"

Из опыта работы классного руководителя.

В презентации представлен список воспитательных мероприятий, проведенных за время дистанционного обучения.Этапы проведения. Обратная связь с обучающимися. Создание видео ролика для семейного просмотра.


В связи со сложившейся в мире и нашей стране эпидемиологической обстановкой и введением карантина, многие ранее намеченные и начатые проекты пришлось адаптировать под условия дистанционного обучения.

Читайте также: