Доклад роль семьи в духовно нравственном воспитании

Обновлено: 16.05.2024

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как :

• уважение к старшим,

• дружеские отношения со сверстниками,

• умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,

• добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности,

• воспитание начал ответственности.

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Традиционными источниками нравственности являются :

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); - традиционные российские религии.

Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям:

1) для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;

2) воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;

3) в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;

4) чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо :

- безусловно принимать ребёнка,

- проводить время вместе (читать, играть, заниматься)

- не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,

- помогать, когда просит,

- делиться своими чувствами (значит доверять)

- конструктивно разрешать конфликты,

5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Доклад на тему:

Подготовила:

социальный педагог

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как:

• уважение к старшим,

• дружеские отношения со сверстниками,

• умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,

• добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности,

• воспитание начал ответственности.

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Традиционными источниками нравственности являются:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); - традиционные российские религии.

Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям:

1) для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;

2) воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;

3) в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;

4) чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:

- безусловно принимать ребёнка,

- проводить время вместе (читать, играть, заниматься)

- не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,

- помогать, когда просит,

- делиться своими чувствами (значит доверять)

- конструктивно разрешать конфликты,

5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит разработку выступления на общешкольном родительском собрании.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

(Выступление на общешкольном родительском собрании )

Подготовила: Нартикоева С. Ю.

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей у детей.

Цели: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и знаний по нравственному воспитанию ребенка в семье.

2. Формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества.

А начать собрание я хотела бы следующими словами:

Точка, точка, запятая –

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик-

Что увидят эти точки?

Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе.

Мы его нарисовали – только и всего.

Что вы! Что вы! Это важно!

Чтобы вырос он отважным,

Чтобы мог найти дорогу.

Это трудно, это сложно,

Но иначе невозможно.

Только так из человечка

А что же это такое, нравственность? Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. О том, каким образом их воспитывать, мы сегодня и будем вести разговор.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения очень актуальна в наши дни. В какой степени нравственными, добрыми, порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании нравственности играет главную роль. Что бы много мы ни говорили о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица.

Социологические данные

Давайте посмотрим на социологические данные:

влияние улицы – 10%.

влияние школы – 20%

Таким образом, мы видим: семья является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами, начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.

А теперь давайте вместе попробуем разрешить несколько педагогических ситуаций.

Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребенка. Ребенок отрицает это. Родители не замечали за ребенком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребенок солгал. Как правильно поступить в этом случае?

Когда вы узнали о каком-то ужасном проступке ребенка не от него, а от посторонних людей, все равно ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Как только мы начинаем раздражаться и кричать, ответ на это может иметь обратный результат. Наш гнев лишь утвердит ложь как средство, с помощью которого можно избежать наказаний и упреков. Надо создать такие взаимоотношения в семье, чтобы у ребенка не было потребности обманывать. Если дети нам доверяют, не боятся нас, если у них есть возможность спокойно объяснять свое поведение, будь оно хорошее или плохое, тогда нет нужды говорить неправду.

Особое значение в воспитании честности играет поведение взрослых, личный пример родителей, близких людей. Взрослые должны быть честны даже в мелочах. Маленькие дети не понимают двойной морали. Если вы просите ребенка отвечать по телефону, что вас нет дома, то дети усвоят навыки такого поведения, и честность их будет иметь такой же относительный характер. Ну, а если все же такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелем случившегося, признайтесь, что совершили ошибку, что вам неприятно и вам за это стыдно. Все должны стремиться быть честными, искренними и доверять друг другу.

Ситуация 3. Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки встали и отошли от класса. Укрылись в тени деревьев и стали кушать вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Надо учить ребенка радости давать и дарить. Не упускайте возможности предоставить ему повод и шанс почувствовать, как приятно дарить подарки, делать добрые дела и в ответ получать благодарность от друзей и близких.

Очень важно поговорить сегодня о жестокости, которая стала привычной в детской среде. Часто жестокость у детей выступает средством достижения какой-нибудь цели, возможности отнять у другого ребенка что-либо или как способ самоутвердиться среди сверстников.

Причиной детской жестокости, в первую очередь, являются неприязненные отношения в семье, когда родители сами проявляют жестокость по отношению к своим детям, между супругами часто возникают ссоры, сопровождающиеся хамством, оскорблением и криками. Дети усваивают горький опыт своих родителей. А иногда ребенок просто не знает, как себя вести, так как у него отсутствуют навыки культурного поведения.

Причиной жестокости у современных детей могут быть компьютерные игры. Чаще всего детей привлекают отрицательные герои, которые сильные, могущественные и грубые. И, конечно, на проявление жестокости у детей оказывает влияние наше телевидение, где очень много убийств, насилия, крови.

Задача родителей – никогда не проявлять по отношению к своим детям грубость и жестокость, чаще включать в общение добрые слова и ласку, а также научить детей уступать, договариваться и управлять своими эмоциями и, конечно, родителям необходимо более внимательно относиться к покупке компьютерных игр и выбору телепередач для просмотра детьми.

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли порядочными, добрыми. Ребенок - это подсолнух – поворачивается к добру, как к солнцу. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, для этого надо доставлять ребенку радость общения с нами. Это может быть радость совместного познания, совместного труда, совместного отдыха. Доброта начинается с любви к людям, прежде всего, к близким и природе. Дети учатся любви и доброте у нас, у взрослых, Поэтому нам необходимо проявлять доброту на деле, а не на словах. Ничто не приносит вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их наставлениями.

Важнейшим условием развития нравственных качеств у ребенка является также воспитание трудолюбия. Основная цель домашнего труда ребенка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий. Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, но при этом их больше привлекает процесс труда, чем результат, их трудовая активность зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции.

Основной причиной, которая сдерживает привлечение детей к труду, является длительная опека. Сначала родители убирают за маленьким ребенком игрушки, а потом, уже чуть позже, когда он идет в школу, собирают ему ранец. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на жертву: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастают, таким образом, потребители. Необходимо приучать детей выполнять любую домашнюю работу, внушая детям, что любой труд, направленный на благо, благороден.

У ребенка в семье должны быть постоянные обязанности, которые способствуют воспитанию ответственности за порученное дело. Надо поощрять ребенка за самостоятельность и инициативу, качество выполненной работы. Если у ребенка что-то не получилось, не раздражаться, а терпеливо объяснить ему еще раз. Надо чаще практиковать совместный труд детей и взрослых и никогда не наказывать ребенка трудом, это вызовет у него отвращение к труду. Ребенок должен видеть, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Учитывая всё вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Сегодня наша с вами встреча подошла к концу,

и в заключение мне хотелось бы дать вам небольшие рекомендации, которые, я надеюсь, помогут вам в формировании нравственных качеств у ваших детей.

Всем большое спасибо за участие в сегодняшнем нашем разговоре. До свидания.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.

Как можно больше времени проводите вместе с детьми, со своей семьёй. Обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, советуйтесь друг с другом.

Старайтесь знать друзей вашего ребёнка. Знать, где и с кем он играет, проводит время.

Обсуждайте возникшие проблемы спокойно, без крика и раздражения; тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.

Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка. Это сблизит вас.

Не заставляйте ребёнка доверять ему свои тайны. Этим вы ничего не добьётесь.

Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.

Будьте примером для ребёнка: ведь как вы относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.

Автор: Завьялова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель кро
Учебное заведение: КОУВО Елань- Коленовский ЦППМСП
Населённый пункт: с.Елань-Колено Воронежской обл.
Наименование материала: доклад
Тема: "Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании детей."
Раздел: среднее профессиональное

КОУВО « Елань – Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и

Роль семьи и школы в духовно-

нравственном воспитании детей.

Обучение и воспитание открывают детям путь к духовно-нравственному

познанию окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание

его человеком так же должно быть гармоничным.

Но общественная и личная духовно-нравственная культура переживают

сегодня тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу: антисоциальное

поведение подростков, распространение вредных привычек среди молодёжи,

рост преступности, общественная социальная несправедливость, крушение

тех идеалов, которые служили официальной опорой нравственности. Сегодня

принимаются разнообразные меры для спасения и укрепления духовности и

нравственности в нашем обществе, особенно в среде молодёжи,

Духовно-нравственную культуру нельзя никак создать искусственно,

нравственность органически вырастает на основе конкретной

жизнедеятельности. Сегодня школьники нуждаются в разговоре: что есть

добро, духовность, нравственность. Основными параметрами личности

развития ребёнка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на

общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, активность,

чувство собственного достоинства. Уровень развития этих качеств можно

рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности

и социального становления личности.

. «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в

результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате

будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и

Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную,

творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и

педагоги действовали как союзники, ( делясь с детьми своей добротой,

опытом, знаниями..) Сотрудничество педагога с родителями является залогом

успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья

оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка

Семья — это первая и самая важная ступень в жизни человека. Народная

мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на

него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят

доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться

определяется несколькими параметрами. Влияние семьи на формирование

личности ребенка зависит от следующих факторов:

социально-культурного, который определяется образовательным

уровнем родителей и их ценностными установками;

бытового, определяющегося условиями проживания, особенностями

образа жизни семьи.

.Глубоко прав был А. С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям,

говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним

разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в

одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или

печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету

— все это имеет для ребенка большое значение… А если дома вы грубы, или

хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже

учителю, перерастающее в устойчивый нигилизм – вот самый ожидаемый

результат разрушенных связей двух мощных субъектов воспитания

Очень важен для воспитания ребёнка и здоровый образ жизни в семье.

Отсутствие вредных привычек у родителей, пропаганда ими здорового образа

жизни, занятия спортом, следование правилам личной гигиены благотворно

скажется на детях. Трудно приходится ребёнку, когда родители имеют

вредные привычки. Алкоголизм и употребление наркотиков и психотропных

веществ родителями. В нашей школе проводится много мероприятий по

пропаганде здорового образа жизни, но часто родители своими вредными

привычками ставят под сомнение услышанное и усвоенное детьми в школе.

Если ребёнок каждый день видит курящую мать, пока молодую и красивую,

он начинает сомневаться во вреде курения, и переубедить его будет сложно.

Родителям всегда нужно внимательно относится к своим поступкам,

предполагать их результат, смотреть в будущее.

Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость

приобретает работа образовательного учреждения с семьёй. Огромное

значение в воспитании ребенка играет то, насколько сильна связь школы и

Актуальность темы

государственный образовательный стандарт.

Наверное, впервые в материалах стандарта расставлены акценты на

вопросы, о которых раньше либо не говорилось вовсе, либо говорилось в

процесса стало приоритетной задачей, стоящие перед школой и обществом.

обучающихся даны рекомендации по организации взаимодействия школы и

семьи. В шестом разделе этой программы определены условия совместной

духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

Семья и школа – два социально значимых института, от согласованности

действий, которых зависит эффективность процессов воспитания и обучения

ребенка. Семья и школа являются основными звеньями в системе воспитания

нового поколения. Перед этими социальными институтами стоят важные

задачи, связанные с нравственной подготовкой подрастающего поколения к

разрушения, морального опустошения. Это потребовало приведения методов

воспитания в соответствие с требованиями жизни.

стороной будет нравственное воспитание в единстве семьи и школы.

учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию

общественности, особенности этой работы в современных условиях;

-задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры

родителей, взаимодействия образовательного учреждения с

общественными объединениями и традиционными религиозными

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна

из главных задач школы.

Духовно-нравственное воспитание личности в целом является сложным,

многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее

полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в

целом. Оно начинается в семье. Родители (законные представители), так же

как и педагог подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет

огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании

обучающихся на ступени начального – общего образования.

Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности,

непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса

воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с

семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного

развития обучающихся, создавая:

-общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство

духовно-нравственного обучения и воспитания;

-условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и

стала социальной семьей ребенка.

Родители - социальные партнеры учителя

Одной из педагогических задач современной школы является организация

эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного

развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических

расширенных педагогических советов, организации родительского лектория,

выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по

итогам работы за год на сайте школы.

- совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и

родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций.

Работа с родителями – один из труднейших участков деятельности педагога,

она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и

педагогики. Эффективность воспитательной работы педагога во многом

зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их

помощь и поддержку. Не зная детей и их родителей, не создав дружного

коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания.

Чтобы сделать родителей своими единомышленниками в деле воспитания и

образования подрастающего поколения, школа должна провести большую и

серьезную работу, выступив объединяющим ядром образовательного

пространства. Эта работа предполагает педагогизацию сознания родителей,

под которой мы понимаем целенаправленный процесс утверждения в

сознании знаний, схем, способов деятельности, а так же оценок, помогающих

эффективно решать такие педагогические задачи, как построение

бесконфликтных отношений с людьми; сохранение любви и доверия с

близкими людьми; предотвращение появления отчужденности в отношениях

со своими детьми и близкими людьми; успешная реализация социальных

ролей (сына или дочери, мужа или жены, отца или матери, воспитателя или

воспитуемого, учителя или ученика) и сознательная подготовка своих детей к

Основные направления сотрудничества

А) Просвещение по вопросам психологии и педагогики

К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо

привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов,

психологов, представителей общественных организаций, социальных

педагогов, воспитателей, учителей-предметников.

Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному

Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с

экскурсии по школьному зданию, знакомство с Уставом школьного заведения,

с правилами поведения в классе, спортивном зале, столовой и т.д.

Особое внимание педагог уделяет знакомству родителей учащихся класса с

содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного

процесса в детском коллективе. Родители должны знать традиции школы;

какова система контроля выполнений домашних заданий, критерии оценки

деятельности ученика на уроке. Педагог должен познакомить родителей с

приемами развития читательских умений учащихся на уроке, с учебниками и

их структурой. Классный руководитель и воспитатель с первых дней работы с

Читайте также: