Доклад трудовое воспитание школьников

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 1391 0

АКТУАЛЬНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Трудовое воспитание —

это, образно говоря,

гармония трёх понятий:

надо, трудно и прекрасно.

Сухомлинский В.А.

В связи с приоритетом воспитания в концепции современной школы возрастает роль трудового воспитания.

Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности [3, c. 306, 307].

Трудовое воспитание способствует не только физическому, но и нравственному воспитанию и развитию личности: развивает такие качества как любовь к труду (трудолюбие), уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого), скромность, терпение и целеустремлённость; формирует положительное отношение к труду, как жизненно необходимому процессу (потребность в труде). Испытать радость труда школьники смогут, ощутив его общественную значимость. Поэтому именно общественно-полезный труд занимает в системе школьного воспитания главное место. Он включает в себя такие виды деятельности, как, например, помощь ветеранам войны, инвалидам и больным. Известны примеры, когда некоторые школы успешно организуют отправку в дома для престарелых консервации, заготовленной школьниками на уроках технологии и т. п. Также к общественно-полезной деятельности относится забота об окружающей среде: сбор макулатуры, участие в городских субботниках по уборке мусора в парках и т. д. Роль таких мероприятий трудно переоценить. Однако даже элементарная помощь школе, такая как подклейка книг в библиотеке или работа на пришкольном участке могут иметь положительный воспитательный эффект, если дети будут выполнять эти поручения не ради вознаграждения, а из чувства морального долга [3, с. 313]. Такая работа будет полезна для ребёнка и доставит ему радость.

Проблема трудового воспитания также актуальна на современном этапе интегрированного обучения. Трудовое воспитание в коррекционно-педагогической работе учитывает психические особенности ребёнка, степень его девиации и педагогической запущенности [2, с. 212]. Трудовая деятельность для детей с отклонениями или задержкой в развитии более доступна, чем учебная, в силу особенностей их психики и интеллекта. Очень часто именно в ней они стремятся реализоваться и почувствовать свою полезность и нужность, как для сверстников, так и для взрослых. Поэтому при коррекционной работе труд (как процесс и как школьный предмет) может являться одним из главных средств не только физического и психического развития детей с отклонениями, но и их социализации.

И, наконец, развитие творческих способностей детейтакже возможно, благодаря трудовому воспитанию: многообразие способов выполнения трудового поручения (задания) и предоставление ученикам своды в выборе такого способа способствует их творческому развитию.

Обратимся к организации трудовой деятельности, которая является важным аспектом успешного трудового воспитания. Первейшее условие нравственной привлекательности, эстетичности трудовых действий — четкая организация труда и рабочего места [3, с. 319]. Однако заметим, что в рамках школы, на сегодняшний день, процесс организации трудовой деятельности затрудняют некоторые факторы. Во-первых: возрастающая учебная нагрузка, и как следствие повышенная утомляемость детей. Во-вторых: рост количества детей с хроническими заболеваниями, в том числе аллергическим, которым некоторые виды трудовой деятельности частично или полностью противопоказаны. Поэтому при организации трудовой деятельности следует учитывать индивидуальные особенности детей и осуществлять подбор поручений в соответствии с ними. Никто не должен оставаться без работы.

Каждый этап трудовой деятельности является значимым в воспитательном плане. От умения поставить цель зависит качество выполняемой работы, у детей пробуждается интерес к ней (мотивация).

Этап подготовкик работе является не менее важным. На этом этапе у детей развиваются навыки простого сотрудничества, распределения общей работы между ее участниками, то есть, умение планировать работу [6, с. 45]. Навык простого сотрудничества предполагает, что дети могут работать в паре друг с другом, присматриваться, кто нуждается в помощи и пытаться совместно оценивать результаты труда. Он формируется, как правило, в младшем школьном возрасте, за ним следует более сложный навык: совместное планирование работы. На этапе формирования этого навыка важна уже слаженная работа детского коллектива, поручения и инструментарий усложняются. В ходе распределения заданий уже можно предоставить больше самостоятельности детям, что учит их слаженной работе в коллективе. Однако следить за справедливостью распределения объёма работы должен педагог. Именно его труд, как организатора, развивает активность и инициативность школьников, ответственность за результат труда [3, с. 315].

По окончании работы обязательным является уборка оборудования и инструментария. Это также важный навык, при формировании которого развивается аккуратное и бережное отношение к инструментам, оборудованию, умению содержать в порядке рабочее место [1, с. 26]. Также, по завершении работы, педагог не забывает подчеркнуть, благодаря чему достигнут хороший результат: раскрывает связь между качеством результата и тщательной подготовкой к выполнению задания, порядком его выполнения с организацией рабочего места. Полезно к оценке работы привлекать и самого ребёнка. Это позволяет учить его видеть причину успеха в овладенииорганизационными навыками и не удачи при их отсутствии. Если ребенок стремится всякий раз начинать свою работу с тщательной подготовки, он легко овладевает навыками организации труда [1, с. 28].

Как мы видим трудовое воспитание является значимой частью общей системы воспитания, и не теряет своей актуальности на протяжении всей истории педагогики. Опыт отечественных педагогов в сфере трудового воспитания актуален и в наши дни. Эффективность и результативность трудового воспитания в школе во многом зависит от педагога, его организаторских способностей и личностных качеств. Перед ним стоит сложная задача: педагогически целесообразно сочетать свою руководящую роль, как организатора процесса труда, с самостоятельностью школьников, ученическим самоуправлением, активизацией учащихся в труде и общественной деятельности. Не только учителя труда, но и классные руководители, которые сопровождают учеников на протяжении длительного времени, могут способствовать развитию трудовых навыков детей, тем самым не только подготавливая их к будущей жизни, но и способствуя развитию их нравственных качеств и творчества.

Буре Р.С. Година Г.Н. Учите детей трудиться. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М.: Юрайт, 1999. — 523 с.

Макаренко А.С. Воспитание гражданина. / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.

Содержание трудового воспитания школьников / Под ред. А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой. М.: Педагогика, 1989. — 144 с.

Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. С. Соловейчик. М.: Изд-во политической литературы, 1988. — 269 с.

Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении Собрание сочинений. М.: 1974. [Электронный ресурс] — Режим доступа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и школе.

Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье и школе.

Вопросы для обсуждения:

Труд и его значение в жизни ребенка.

Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка.

Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе.

Ход собрания

(Cлайд 2) "Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни." (К.Д.Ушинский).

Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. (Слайд 3) Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания.

Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка!

.Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием(слайд 4). Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. (Слайд 5) Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.

И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.

Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая (Слайд 6).

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя (Слайд 7). Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

В трудовом воспитании детей важен пример. (Слайд 8) В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь (Слайд 9)

Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

И в заключении несколько советов:

Советы родителям (слайд 10)

Будьте последовательны в своих требованиях.

Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.

Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.

Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей. В родительский дневник (слайд 11)

Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

В родительский дневник (слайд 11)

Ну и для снятия напряженности такие шуточные стихи о семье.

“Когда появилось слово “семья”?
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Кто деток родит мне, богиня моя?
Кто их воспитает, царица моя?
Кто есть приготовит, о радость моя?
Кто платье сошьет, постирает белье,
“Я.я”, – тихо молвила Ева: “Я, я”
Вот так на Земле появилась семья.

Когда-то о нем не слыхала Земля –
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
И Ева тихонько ответила:“Я”.
И Ева покорно ответила, “Я”
И Ева все также ответила “Я”.
Меня приласкает, украсит жилье?
Сказала она знаменитых семь “я”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа должна растить, обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить, и работать в новом веке.

Организация трудовой деятельности школьников

Трудовое воспитание—это процесс организации и стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования творчества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.
Для реализации содержания трудового воспитания нужно широко использовать такие формы работы, как:

- изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;

- регулярный домашний труд школьников;

- проведение трудовых десантов;

- создание школьных кооперативов;

- накопление в школе трудовых традиций;

- беседы, лекции, читательские конференции, литературно-художественные вечера, производственные экскурсии, встречи со знаменитыми людьми;

- все виды трудовой деятельности и др.

Трудолюбие — результат трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется:
1)прочной потребностно-мотивационной сферой;
2) глубоким пониманием нравственного смысла и преобразующе-воспитатель-ной роли труда в развитии личности (знания, убеждения);
3) умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу;
4) проявлением волевых усилий в преодолении трудностей и препятствий в трудовой деятельности.

Все эти компоненты определяют методическую основу трудового воспитания.

Трудолюбие – результат трудового воспитания, трудового обучения и профориентации, оно выступает как важнейшее нравственно – личностное качество. Развить это качество в наших детях - насущная задача школы.

Трудовое воспитание в школе

Организация воспитывающей трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду; развитие умений, навыков; стимулирование творчества и осознанного стремления к достижению результатов – цель, которую ставит перед собой трудовое воспитание в школе. Оно начинается с базовых представлений об обязанностях и заканчивается осознанным выбором профессии.

Школа с помощью средств, приемов и методов вооружает детей общими трудовыми знаниями, элементарными навыками для их развития как полноценных граждан, тружеников современного общества.

Задачи, функции школьного воспитания

Трудовое воспитание школьников всегда являлось важнейшим направлением образовательного процесса. В труде простая деятельность превращается в естественную физическую и интеллектуальную необходимость.

Задачи, решаемые школой:

  • формирование отношения к труду;
  • повышение мотивации, интереса, потребности в творчестве, стремления использовать полученные знания;
  • формирование трудолюбия и качеств, характеризующих делового, честного человека;
  • развитие трудовых навыков.

Выделяются функции воспитания:

  1. обучающая функция – овладение умениями, навыками поведения;
  2. развивающая – обеспечение интеллектуального, морального, физического развития;
  3. воспитательная (воспитывающая) – формирование трудолюбия, коллективизма, дисциплинированности.

Схема: Критерии воспитанности и формирования трудолюбия

Критериями воспитанности, формирования трудолюбия школьников являются:

  • личностная заинтересованность;
  • трудовая активность, творчество;
  • рационализаторский подход;
  • стремление к производительности;
  • дисциплина.

Содержание трудового воспитания

Содержание этого важнейшего направления в воспитании определяется задачами, социальными и экономическими факторами региона. Основу для воспитания трудолюбия в общеобразовательных учреждениях составляют основные виды труда:

  1. Учебная деятельность или учебный труд (умственный, физический). Умственный или интеллектуальный труд самый напряженный. Он требует терпения, волевых усилий, является основой для физического. Физический труд разнообразен, он предусмотрен воспитательными программами в виде уроков трудового обучения, работа на участке, трудовых акции и т.д. Такая активность развивает коллективизм, взаимопомощь, формирует уважительное отношение к результатам.
  2. Общественно-полезный труд призван удовлетворять интересы не одного ученика, а всех членов коллектива, и приносит пользу всему обществу, которое окружает ребенка. К общественно-полезной работе относятся: работа на пришкольной территории, сельхозугодиях, лесопосадках, в строительных и волонтерских отрядах.
  3. Производительный вид относится больше к старшему возрасту. Это работы по созданию материальных благ. Этот вид труда предполагает материальное оценивание, включение во взрослые производственные отношения. Он помогает развитию профессионального интереса, повышению потребности в труде, понятию экономических и экологических составляющих производственной деятельности.

Педагогические условия успеха воспитания

Эффективность школьного воспитания зависит во многом от соблюдения условий:

  • соответствие учебно-воспитательным задачам;
  • соответствие знаний, умений их практической значимости;
  • комплексное решение разных трудовых задач;
  • сочетание собственных интересов и общественной значимости;
  • доступность, посильность;
  • наличие разумной требовательности от школьников;
  • сочетание индивидуальных, коллективных форм;
  • обязательное наличие ответственности;
  • адекватное применение поощрений, наказаний.

Формы, методы осуществления воспитания

Школьное трудовое воспитание идет несколькими путями:

  • при общеобразовательной подготовке;
  • при трудовом обучении;
  • во внеурочной, внешкольной деятельности;
  • в процессе любой групповой работы, общения.

Система трудового воспитания использует формы, методы, способные развивать положительное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность.

Наиболее ощутимый эффект в школе приносят мероприятия, предусматривающие распределение обязанностей и выделение ответственных, содержащие стимулирование учащихся, имеющие общественное признание.

Используются следующие формы работы:

  • совместный труд;
  • знакомство с семейными, коллективными трудовыми традициями;
  • организация занятий по интересам;
  • упражнения по выработке конкретных трудовых навыков (ремонт мебели, учебников и, изготовление поделок, домиков для животных);
  • творческие игры и конкурсы, соревнования;
  • временные, долгосрочные поручения;
  • общественно-полезный труд;
  • подготовка по профессии;
  • трудовое обучение;
  • домашний труд;
  • трудовые десанты;
  • лекции, конференции, вечера, экскурсии;
  • собственно, трудовая деятельность.

Схема: Формы трудовой деятельности

Воспитание младших школьников

Переход в начальную школу – кризисный этап в детстве человека. Сфера его взаимодействия сильно расширяется, изменяется его статус, увеличивается потребность самовыражения. Цель воспитания определяется как формирование добросовестного отношения к повседневному труду, осознание его роли.

Задачи воспитания на этом этапе:

  • формирование психологической готовности;
  • осознание целей деятельности;
  • формирование мотивов, первоначальных умений, навыков.

Девочка на шоколадной фабрике

В младших классах продолжается ознакомление с деятельностью взрослых, развитие отношения к трудящимся людям. Представления о труде углубляются, закрепляется отношение к профессиям.

Вовлечение в трудовую деятельность проходит с учетом возрастных особенностей учащихся, их способностей. Дети включаются в межличностные отношения, познают результат труда. Для школьников важно развитие чувства аккуратности, дисциплинированности, ответственности за выполняемое ими дело .

Структура воспитательного процесса в младших классах предусматривает комплексность, она включает как формирование представлений о технологиях, так и развитие умения решать разные задачи на практике. Высоко оценивается творческих подход. Работа становится личностно-ориентированной и при этом полезной для общества.

Среди форм отметим праздники, вахты, выставки поделок, уборки, озеленение, благоустройство школы, работа кружков.

Эффективным средством остаются игры. Дети получают возможность воспроизводить элементы деятельности взрослых, их ситуации общения. Важно привлечение в кружки технического творчества или художественного профиля, способствующие появлению познавательных интересов, передаче социального опыта.

В начальной школе используются методы:

  • рассказ;
  • инструктажи;
  • пример;
  • упражнение;
  • требование;
  • поручение;
  • наказание;
  • поощрение.

Все методы применяются системно и комплексно.

Важным методом является практический показ, обучение приемам работы, соблюдение основ техники безопасности. Большое значение уделяется руководству процессом труда, помощи в освоении способов его выполнения.

Трудовое воспитание в коррекционной школе

Для специализированной коррекционной школы воспитание трудом – одно из актуальных направлений всего воспитательного процесса. Это система, способная формировать личность ребенка, имеющего отклонения. В труде идет качественное формирование мировоззрения, ведущих мотивов жизнедеятельности, его моральные качества. Существенно корректируется познавательная активность, волевая сфера и черты характера.

Специальная школа ставит задачу посредством трудового воспитания подготовить ребенка для полноценного проживания в окружающей его общественной среде, сформировать представление о важности труда и на основе этого развивать нравственные качества порядочного, воспитанного человека, как производителя ценностей. Важно учить детей аккуратности, умению планировать, организовывать трудовой процесс, бережливости к рабочему месту, предметам труда. Происходит подготовка к одной из несложных, но востребованных профессий.

Труд для ученика коррекционной школы имеет колоссальное коррекционное значение. Он помогает обучению ребенка, имеющему нарушения интеллекта, способствует физическому развитию, корректирует эмоциональную, волевую сферу, снижая уровень негативизма, неуверенности, возбудимости, заторможенности.

Практическое изготовление изделий наглядным путем знакомит детей с простейшими технологическими процессами. На трудовых занятиях дети получают опыт совместных коллективных действий, опыт подчинения правилам. Здесь они узнают первые радости от успеха. Ручной труд благоприятствует развитию самостоятельности, настойчивости, чувство ответственности.

Самообслуживание — первая несложная трудовая обязанность ребенка. Она крайне важна для развития распространенных простых трудовых навыков, необходимых в жизни.

В работе коррекционной школы широко используются игры, позволяющие применять знания, полученные на уроках. Значительным воспитательным эффектом обладают занятия ручного труда и социально-бытовой ориентировки.

Вся деятельность учащихся носят исключительно общественно полезный характер. Это помогает воспитанию моральных качеств детей с особенностями. Производительный труд — завершающий этап подготовки специальной коррекционной школы.

Старшая школа: профессиональное определение

В старшем возрасте с основными задачами воспитания актуальность приобретают профессиональная ориентация и жизненное определение подростков. Школа призвана помочь сделать выбор профессии, с которой ребенок свяжет свою жизнь.

Профориентационной работе уделялось большое внимание во все периоды становления образования. Это меры, которые предназначены для оказания помощи новому поколению для выбора профессии, с учетом интересов, склонностей маленького человека, только такая профессия может принести радость, удовлетворение результатами.

В старшем возрасте школьники нуждаются в информации о профессиях, помощи в профессиональном становлении.

Все компоненты работы по профориентации взаимосвязаны, подчинены между собой. В этой системе используются следующие формы и методы работы: беседы, рассказы, лекции, экскурсии, встречи, работа при производственной практике. Отдельное место уделяется игровым занятиям (деловые и экономические игры), творческой, инновационной, рационализаторской активности.

Школьное трудовое воспитание – основа для гражданского, нравственного формирования личности. Это первоначальный фундамент творческой активности, продуктивности в учебе, спорте, творчестве, служении Родине. Роль школы – помочь ребенку профессиональному становлению, подготовить его через труд как истинного патриота, гражданина своей страны.



Читайте также: