Математика в гинекологии доклад

Обновлено: 31.05.2024

Кисловодск, 2015 год

Рассматриваются математические методы, применяемые в медицине, примеры задач.

1. Характеристика проекта

5. Основная часть

1. Характеристика проекта

Проект информационный, монопредметный, внутришкольный, с открытой координацией, средней продолжительности, групповой.

К современной медицине предъявляют высокие требования, как к квалификации врачей, так и к используемым методикам. Общее количество информации о болезнях увеличивается с каждым годом и один человек не в состоянии в точности оценить важность имеющегося материала для врачебной практики и тогда приходит на помощь математика, которая помогает структурировать материал. Выбор тех или иных математических моделей при описании и исследовании медицинских объектов зависит от индивидуальных знаний специалиста и от особенностей решаемых задач.

Математический подход не только облегчает точное количественное описание определенной задачи путем построения той или иной подходящей модели, но и дает средство к решению поставленной задачи. Степень разработанности математических методов в научной дисциплине служит объективной характеристикой глубины знаний об изучаемом предмете.

"Во всякой науке столько истины, сколько в ней математики"

Использование математики в области медицины имеет глубокие исторические корни. Вместе с тем, ввиду развития научно-технического прогресса, процесс укрепления взаимосвязи между математикой и медициной не только не ослабевает, но усиливается еще больше на фоне всеобщей информатизации.

5. Основная часть

Глава I . Исторические сведения. Интересные факты.

Глава II . Математические методы в медицине.

Глава III . Примеры задач.

На первый взгляд медицина и математика могут показаться несовместимыми областями человеческой деятельности.
Математика , по общему признанию, является "царицей" всех наук. Она решает проблемы химии, физики, астрономии, экономики, социологии и многих других наук.
Медицина долгое время развивалась "параллельно" с математикой, оставаясь практически неформализованной наукой, тем самым подтверждая, что "медицина - это искусство".

Обратимся к истории.
Выдающийся итальянский физик и астроном, один из основателей точного естествознания, Галилео Галилей (1564-1642) говорил, что "Книга природы написана на языке математики". Почти через двести лет родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1742-1804) утверждал, что "Во всякой науке столько истины, сколько в ней математики". Наконец, ещё через почти сто пятьдесят лет, практически уже в наше время, немецкий математик и логик Давид Гильберт (1862-1943) констатировал: "Математика - основа всего точного естествознания".

Витрувианский человек - рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних"). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным. Далее идет описание соотношений между различными частями человеческого тела.
"Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
длина четырёх пальцев равна длине ладони,
четыре ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя - рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.
Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.
Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8.
Длина всей руки - это 1/10 роста.
Стопа - 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица."
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.

Так какие же математические методы применяются в медицине?

Моделирование

Моделирование – один из главных методов, позволяющих ускорить технический процесс, сократить сроки освоения новых процессов.
В настоящее время математику все чаще называют наукой о математических моделях. Модели создаются с разными целями – предсказать поведение объекта в зависимости от времени; произвести действия, которые над самим объектом производить нельзя; представление объекта в удобном для обозрения виде и другие.
Моделью называется материальный или идеальный объект, который строится для изучения исходного объекта и который отражает наиболее важные качества и параметры оригинала. Процесс создания моделей называется моделированием. Модели подразделяют на материальные и идеальные. Математическое моделирование относится к классу знакового моделирования. Реальные понятия могут заменяться любыми математическими объектами: числами, уравнениями, графиками и т.д., которые фиксируются на бумаге, в памяти компьютера.
И в чём же принцип моделирования в медицине? Первыми кто стали использовать этот метод это клиницисты и иммунологи. В настоящее время накоплен очень богатый запас знаний по поводу инфекционных болезней, не только симптоматика, но и течение болезни, результаты фундаментальных анализов, касающиеся механизма взаимодействия антигенов и антител на различном уровне детализации: макроскопическом, микроскопическом, вплоть до генетического уровня. Эти методы исследований позволили подойти к построению математических моделей иммунных процессов. Вот это и есть наглядный пример использования моделирования в медицине.
Итак, моделирование – это метод изучения объектов, при котором вместо оригинала (интересующий объект) эксперимент проводят на модели (другой объект), а результаты распространяют на оригинал.
При математическом моделировании выделяют два независимых круга задач, в которых используют модели. Первый носит теоретический характер и направлен на расшифровку структуры систем, принципов ее
функционирования, оценку роли и потенциальных возможностей конкретных регуляторных механизмов.
Другой круг задач имеет практическую направленность. В медицине
они применяются, например, с целью получения конкретных рекомендаций для индивидуального больного или группы однородных больных:
определение оптимальной суточной дозы препарата для данного больного при различных режимах питания и физической нагрузки.

Статистика

Статистика (от латинского status — состояние дел) - изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Вначале статистика применялась в основном в области социально-экономических наук и демографии, а это неизбежно заставляло исследователей более глубоко заниматься вопросами медицины.

Основателем теории статистики считается бельгийский статистик Адольф Кетле (1796-1874). Он приводит примеры использования статистических наблюдений в медицине: два профессора сделали любопытное наблюдение относительно скорости пульса - они заметили, что между ростом и числом пульса существует зависимость. Возраст может влиять на пульс только при изменении роста, который играет в этом случае роль регулирующего элемента. Число ударов пульса находится, таким образом, в обратном отношении с квадратным корнем роста. Приняв за рост среднего человека 1,684 м, они полагают число ударов пульса равным 70. Имея эти данные, можно вычислить число ударов пульса у человека какого бы то ни было роста. Фактически Кетле предвосхитил анализ размерности и аллометрические уравнения применительно к человеческому организму. Аллометрические уравнения: от греч. alloios — различный. В биологии большое число морфологических и физиологических показателей зависит от размеров тела; эта зависимость выражается уравнением: y = a • xb.

Прошли те времена, когда применение статистических методов в медицине ставилось под сомнение. Статистические подходы лежат в основе современного научного поиска, без которого познание во многих областях науки и техники невозможно. Невозможно оно и в области медицины. Медицинская статистика должна быть нацелена на решение наиболее выраженных современных проблем в здоровье населения. Основными проблемами здесь, как известно, являются необходимость снижения заболеваемости, смертности и увеличения продолжительности жизни населения. Соответственно, на данном этапе основная информация должна быть подчинена решению этой задачи.


Биометрия

Наиболее интересные дисциплины возникают в пограничных областях нескольких наук. Такой дисциплиной стала биометрия, у истоков которой стоял Фрэнсис Гальтон (1822—1911). Первоначально он готовился стать врачом, однако обучаясь в Кембриджском университете, увлекся естествознанием, метеорологией, антропологией, теорией наследственности и эволюции. Он заложил основы новой науки и дал ей имя, однако в стройную научную дисциплину ее превратил математик Карл Пирсон (1857—1936).

Систематизированный биометрический подход был разработан в конце XIX в. писарем парижской полицейской префектуры Альфонсом Бертильоном. Предложенный им метод основывался на измерении антропологических параметров человека (рост, длина и объем головы, длина рук, пальцев, стоп и т.п.) с целью идентификации личности. Новый метод произвел революцию в криминалистике и получил название по имени автора — бертильонаж. Возобновление научного интереса к биометрии было вызвано трагическими событиями в США 11 сентября 2001 года, вследствие которых стала очевидной необходимость точной идентификации людей в местах их массового скопления. В первую очередь это коснулось безопасности транспортных систем (аэропортов, вокзалов, морских портов, метрополитена) а также паспортно-визовых, таможенных, миграционных и оперативных служб. Традиционные технологии идентификации личности, основанные на проверке удостоверяющих личность документов, уже не отвечали этой задаче. Биометрический метод идентификации имеет в этом отношении значительные преимущества. Физиологические особенности человека: папиллярные узоры, геометрия ладони или рисунок радужной оболочки глаза и др. являются не только постоянными, но и практически неизменными его характеристиками, гарантирующими безошибочную идентификацию. С развитием компьютерных технологий биометрический метод находит широкое применение во многих сферах деятельности. Биометрия может служить задачам удостоверения, идентификации, аутентификации и авторизации личности, поиска людей (преступников, террористов, пропавших без вести), оплаты покупок и услуг, учета использования рабочего времени и др.

Определение и нахождение процента и понятие пропорций. Вычисление индекса массы тела. Расчет срока беременности, даты родов и физиологической кровопотери. Диагностика плода, определение благоприятных для зачатия дней и предупреждение заболеваний.

Рубрика Медицина
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.06.2015
Размер файла 45,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ОБОУ СПО "Курский Базовый Медицинский Колледж"

По Математике на тему:

Математические вычисления в предметах "Акушерство" и "Гинекология"

2 курса 1 ак. группы

Мирошнеченко Светлана Андреевна

Проверил: Шаповалова Вера Олеговна

1. Определение и нахождение процента

2. Разведение растворов

3. Понятие пропорций

4. Основные математические вычисления в предметах "Акушерство" и "Гинекология"

Любой медработник должен:

составлять и решать пропорции;

рассчитывать концентрацию растворов;

получать нужную концентрацию раствора;

Акушеры и гинекологи должны уметь:

Вычислять ИМТ (индекс массы тела)

Вычислять дни овуляции и безопасных дней:

Рассчитывать срок беременности и дату родов

Вычислять предполагаемую массу плода

Вычислять норму физиологической кровопотери при родах

Вычислять шоковый индекс

1. Определение и нахождение процента

Сотая часть числа называется, одним процентом этого числа само число соответствует ста процентам.

Пусть дано число и требуется найти этого числа Это будет число равное

20 числа 18 дает число

150 числа 18 - число

Она позволяет находить какой процент составляет от .

2 от 4 составляет

12 от 4 составляет .

Если известно, что число составляет числа , то само число находится так

Например: При ставке налога на прибыль налоговые отчисления составили 3 млн. руб. Прибыль (до уплаты налога) была равна

2. Разведение растворов

Формула №4 для решения задач на разведение растворов (получить из более концентрированного раствора менее концентрированный)

количество мл более концентрированного раствора (который необходимо развести)

необходимый объем в мл (который необходимо приготовить)

- концентрация менее концентрированного раствора (того, который необходимо получить)

- концентрация более концентрированного раствора (того, который разводим)

количество концентрированного раствора, который необходимо развести до необходимого объема ()

Например: Для постановки согревающего компресса из 40% раствора этилового спирта необходимо взять 50мл. Сколько нужно взять 96% спирта для постановки согревающего компресса?

Ответ: Для приготовления согревающего компресса из 96% раствора этилового спирта необходимо взять 21 мл.

3. Понятие пропорций

Отношение числа х к y называется частное чисел х и y. Записывают или

Отношение показывает во сколько раз больше (если ) или какую часть числа составляет число (если ).

Пропорцией называется равенство двух отношений, именно

- называют крайними членами пропорции

- средними членами пропорции

Основное свойство пропорции: произведение крайних членов равно произведению ее средних членов, т.е.

Это свойство пропорции позволяет найти неизвестное число пропорции, если три других числа этой пропорции известны.

Например: Сколько нужно взять 10% раствора осветленной хлорной извести и воды (в литрах) для приготовления 10л 5%раствора.

1) активного вещества

Ответ: необходимо взять 5л осветленной хлорной извести и 5л воды.

4. Основные математические вычисления в предметах "Акушерство" и "Гинекология"

Антропометрические показатели имеют важное значение для диагностики ряда эндокринных расстройств, которые тесно связаны с гинекологическими заболеваниями. Кроме того, при дефиците или избытке массы тела вероятность нарушений менструального цикла возрастает. Поэтому одним из необходимых действий гинеколога является вычисление индекса массы тела. Вычисление ИМТ (индекс массы тела):

Например: вес женщины 67кг, рост 172см, т.е. 1,72м

Ее ИМТ = 67/ (1,72)І = 22,64

20 -26 норма для женщин репродуктивного возраста

?30 средняя степень риска развития гормональных и эндокринных заболеваний

?40 высокая степень риска

Вычисление дня овуляции и безопасных дней:

первый день последних менструаций + день овуляции (обычно 14 день) = дата овуляции (t влагалища выше 37°, в норме ниже)

Продолжительность менструального цикла у женщин индивидуально разная Продолжительность менстр. цикла/ 2 = день овуляции

Благоприятные дни для зачатия считаются от 14 до 16 дня, безопасные дни до 10 дня цикла и с 21 до 28 день цикла

Расчет срока беременности

- по размеру плода. ((Расстояние от головки до тазового конца в см * 2)-5см)/ 5 = срок беременности в месяцах.Например: ((23,5*2)-5)/5 = 8,4 мес

расстояние от головки до тазового конца + лобно-затылочный размер = N недель.

Расчет даты родов

- По последней менструации. При нерегулярном менструальном цикле ПДР по первому дню менструации не вычисляют.

ПДР (предполагаемая дата родов) = первый день последней менструации + 280 дней

Например: первый день последней менструации 13 июня, отнимаем 3 мес = 13 марта, прибавляем 7дней = 20 марта - это и есть ПДР

Вычисление предполагаемой массы плода (ПМП). Расчеты проводятся после 37 недели.

- метод Жордания (Лебедева):

ПМП= высота стояния дна матки в см * окружность живота в см.

ПМП = 1/20 веса женщины.

Например: 79 000гр/20= 3950гр

ПМП = (рост матери+вес матери+окружность живота+высота стояния дна матки)*10

ПМП+(высота стояния дна матки - 11)* 155, где 11 - условный коэффициент при массе женщины до 90кг.

- метод по Якубовой (более точный):

Вычисление физиологической кровопотери при родах

В норме физиологическая потеря при родах составляет 0,5% от массы тела.

Например: Определить кровопотерю в мл, если масса женщины 67 кг? Решение: Воспользуемся пропорцией

Ответ: Кровопотеря составила 0,34 мл.

Вычисление шокового индекса

Шоковый индекс равен отношению пульса к систолическому давлению.

Например: Определить шоковый индекс, если пульс - 100, а систолическое давление - 80

Решение: для определения шокового индекса необходимо значение пульса разделить на значение систолического давления:

Ответ: шоковый индекс равен 12,5

пропорция беременность зачатие физиологический

В наше время ни одна наука и ни один предмет не обходятся без математики в любом его выражении. Математика тесно связана с все более нарастающим прогрессом и компьютеризацией. Что касается медицины, то здесь с наступлением новых технологий и точных расчетов эффективность лечения и родоразрешения будет равна практически 100%.

Математические вычисления в акушерстве и гинекологии играют важную роль в диагностике плода, будущей беременности и родов, в определении благоприятных для зачатия дней, предупредить некоторые заболевания… Без этих вычислений результат был бы непредсказуемым.

1. "Акушерство и гинекология", Бекманн Ч.Р., М., 2004г.

2. "Акушерство: руководство для практикующих врачей", Сидорова И.С.,М, 2013г.

3. "Математика для медицинских колледжей, Гилярова М.Г., М., 2013г.

Меры объема, веса

1литр (л) = 1 куб. дециметру (дм3)

1 куб. дециметр (дм3) = 1000 куб. сантиметрам (см3)

1 куб. метр (м3) = 1000 000 куб. сантиметрам (см3)

1 куб. метр (м3) = 1000 куб. дециметрам (дм3)

0,1 г - дециграмм

0,001 - миллиграмм (мг)

0,000001 - миллимиллиграмм или промилли или микрограмм (мкг)

Количество мл в ложке

1 столовая ложка - 15 мл

1 десертная ложка - 10 мл

1 чайная ложка - 5 мл

1 мл водного раствора - 20 капель

1 мл спиртового раствора - 40 капель

1 мл спиртово-эфирного раствора - 60 капель

Определение объема деления шприца.

Подобные документы

Ранняя диагностика беременности, определение ее срока. Эхографическое определение срока беременности. Подсчет срока беременности по менструации, овуляции, первому шевелению плода. Осмотр шейки матки. Физиологические, гормональные, анатомические изменения.

презентация [2,2 M], добавлен 20.12.2016

Вычисление предполагаемой массы плода и срока родов. Измерение таза беременной. Специальные исследования внутренних органов. Анализ степени риска по перинатальной патологии. Составление плана ведения родов. Постановка клинического диагноза. Течение родов.

история болезни [18,5 K], добавлен 29.05.2016

Анамнез жизни роженицы. Течение настоящей беременности. Данные лабораторных и инструментальных исследований. Специальный акушерский осмотр. Определение предполагаемой массы плода. Клиническое течение родов. Дневники течения послеродового периода.

история болезни [22,8 K], добавлен 12.06.2013

Максимович-Амбодик и его роль в акушерстве. История развития отечественного акушерства. Организация и принципы работы стационара. Критические периоды онтогенеза. Диагностика беременности. Определение сроков беременности и родов. Нормальные размеры таза.

шпаргалка [81,1 K], добавлен 28.04.2013

Определение сроков беременности и установление головного предлежания плода на основании данных УЗИ, наружного акушерского и влагалищного исследований. Диагностика этиологических факторов недонашивания, методы лечения и профилактики преждевременных родов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Математические вычисления в медицине

Описание презентации по отдельным слайдам:

Математические вычисления в медицине

Математические вычисления в медицине

Проценты часть числа Задачи: 1. Найти число а, составляющее р % от числа в: Н.

Проценты часть числа Задачи: 1. Найти число а, составляющее р % от числа в: Например, 20% числа 18 дают 2. Найти какой процент составляет число а от числа в: Например,12 от 4 составляет 3. Найти число в, если известно, что а, составляет р % от числа в: (1) (2) (3)

Пропорции Пропорцией называется равенство двух отношений или х1, у2- называют.

Пропорции Пропорцией называется равенство двух отношений или х1, у2- называют крайними членами пропорции; х2, у1- средними членами пропорции. Основное свойство пропорции: произведение крайних членов равно произведению ее средних членов

Математические вычисления в акушерстве и гинекологии; в педиатрии; в технолог.

Математические вычисления в акушерстве и гинекологии; в педиатрии; в технологии оказания медицинских услуг.

Математические вычисления в акушерстве и гинекологии В норме физиологическая.

Математические вычисления в акушерстве и гинекологии В норме физиологическая потеря крови в родах составляет 0,5% от массы тела. Шоковый индекс равен отношению пульса к систолическому давлению.

Математические вычисления в акушерстве и гинекологии Задача №1: Определить кр.

Математические вычисления в акушерстве и гинекологии Задача №1: Определить кровопотерю в родах (мл), если масса женщины 67 кг. Задача №2: Определить шоковый индекс, если пульс – 100, а систолическое давление – 80. Задача №3: Определите кровопотерю в родах, если она составила 10% ОЦК, при этом ОЦК составляет 5000 мл.

Математические вычисления в педиатрии Расчет основных антропометрических пока.

Математические вычисления в педиатрии Расчет основных антропометрических показателей (массы ребенка) Таблица 1. Увеличение массы тела ребенка 1 года жизни Массу тела ребенка до 10 лет (кг) вычисляют по формуле: где 10 - средний вес ребенка в 1 год, кг; 2 – ежегодная прибавка веса, кг; n – возраст ребенка, в годах. Массу тела ребенка после 10 лет (кг) вычисляют по формуле: где 30 - средний вес ребенка в 10 год, кг; 4 – ежегодная прибавка веса, кг; n – возраст ребенка, в годах.

Математические вычисления в педиатрии Расчет основных антропометрических пока.

Математические вычисления в педиатрии Расчет основных антропометрических показателей (роста ребенка) Таблица 2. Изменение роста ребенка 1 года жизни Рост ребенка (см) после года можно вычислить по формуле: где 75 - средний рост ребенка в 1 год, см; 6 – среднегодовая прибавка, см; n – возраст ребенка, в годах. месяц123456789101112 Прирост,см3332,52,52,51,51,51,5111

Математические вычисления в педиатрии Максимальное артериальное давление у де.

Математические вычисления в педиатрии Максимальное артериальное давление у детей после года определяют с помощью формулы В.И.Молчанова: где 80 – среднее давление ребенка 1 года, мм.рт.ст.; п - возраст ребенка, год. Минимальное давление составляет 2/3 от максимального. Суточную калорийность пищевого рациона детей после года рассчитывают по формуле: где 1000 – суточная калорийность пищевого рациона ребенка для годовалого ребенка, ккал; п - возраст ребенка, год.

Математические вычисления в педиатрии Задача № 1: Физиологическая убыль массы.

Математические вычисления в педиатрии Задача № 1: Физиологическая убыль массы новорожденного ребенка в норме до 10%. Ребенок родился с весом 3500 г, а на третьи сутки его масса составила 3300 г. Вычислить процент потери веса. Задача № 2: Вес ребенка при рождении 3300 г, в три месяца его масса составила 4900 г. Определить степень гипотрофии. Задача № 3: Ребенок родился весом 3900г. Какой вес должен быть у него в 6 месяцев, 6 лет, 12 лет? Задача № 4: Ребенок родился ростом 51 см. Какой рост должен быть у него в 5 месяцев (5 лет)? Задача№5: Какое артериальное давление должно быть у ребенка 7 лет? Задача № 6: Рассчитать суточную калорийность пищевого рациона ребенка 10 лет.

Математические вычисления в технологии оказания медицинских услуг Определение.

Математические вычисления в технологии оказания медицинских услуг Определение цены деления шприца Антибиотики выпускают во флаконах, дозируют в единицах действия (ЕД) и в граммах (г): 1,0 г – 1000000 ЕД; 0,5 г – 500000 ЕД; 0,25 г – 250000 ЕД Разведение антибиотиков Таблица 3. Правила разведения антибиотиков Соотношение ингредиентовРасчетСоотношение ингредиентовРасчет 1:1На 100000 ЕД – 1 мл растворителя 250000 ЕД – 2,5 мл растворителя 500000 ЕД – 5,0 мл растворителя 1000000 ЕД – 10,0 мл растворителя 2:1На 100000 ЕД – 0,5 мл растворителя 500000 ЕД – 2,5 мл растворителя 1000000 ЕД – 5,0 мл растворителя

Пример 1. Во флаконе ампициллина находится 0,5 г сухого лекарственного средс.

Пример 1. Во флаконе ампициллина находится 0,5 г сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества? Решение: при разведении антибиотика на 0,1 г сухого порошка берут 0,5 мл растворителя, следовательно, 0,1 г сухого вещества – 0,5 мл растворителя 0,5 г сухого вещества - х мл растворителя получаем: Ответ: необходимо взять 2,5 мл растворителя. Пример 2. Ребенку с диагнозом пневмония назначена разовая доза ампицилина внутримышечно по 250000 ЕД. У старшей медсестры получены флаконы антибиотика по 0,25 г. Определите количество растворителя для разведения содержимого флакона и количество раствора антибиотика для инъекции. Решение: В детской практике применяют разведение 1:1. 0,25 г соответствуют 250000 ЕД. Значит для разведения 0,25 г ампицилина необходимо взять 2,5 мл растворителя. Количество раствора для инъекции также равно 2,5 мл. Ответ: необходимо взять 2,5 мл растворителя и 2,5 мл раствора. Математические вычисления в технологии оказания медицинских услуг

Математические вычисления в технологии оказания медицинских услуг На практике.

Математические вычисления в технологии оказания медицинских услуг На практике для разведения растворов пользуются формулой: где V1 - объем более концентрированного раствора (того, который необходимо развести), мл; V2 - объем менее концентрированного раствора (того, который необходимо приготовить), мл; C1 - концентрация более концентрированного раствора (того, который разводим), %; C2 - концентрация менее концентрированного раствора (того, который необходимо получить), %. Разведение растворов (4),

Математические вычисления в технологии оказания медицинских услуг Пример № 3.

Математические вычисления в технологии оказания медицинских услуг Пример № 3. Сколько нужно взять 10% раствора осветленной хлорной извести и воды (в литрах) для приготовления 10 л 5% раствора. Решение: 1 способ: Для определения объема 10% раствора осветленной хлорной извести воспользуемся формулой (4): Объема воды найдем как разницу объемов менее концентрированного и более концентрированного растворов:

Математические вычисления в технологии оказания медицинских услуг 2 способ (а.

Математические вычисления в технологии оказания медицинских услуг 2 способ (алгебраический): Воспользуемся определением процента: 5% раствор - 5 мл активного вещества в 100 мл раствора. Составим соответствия: 1)100 мл раствора – 5 мл активного вещества 10000 мл раствора – х мл активного вещества 2) 100 мл раствора – 10 мл активного вещества х мл раствора – 500 мл активного вещества (мл) - активного вещества 3) 10-5= 5 (л) - воды Ответ: необходимо взять 5 л осветленной хлорной извести и 5 л воды. - 10% раствора осветленной хлорной извести

Математические вычисления в технологии оказания медицинских услуг Задача № 1.

Математические вычисления в технологии оказания медицинских услуг Задача № 7.

Математические вычисления в технологии оказания медицинских услуг Задача № 7. Больной должен принимать лекарство по 1 мг в порошках 4 раза в день в течении 7 дней. Сколько необходимо выписать данного лекарства (расчет вести в граммах)? Задача № 8. Сколько нужно взять 10% раствора хлорной извести и воды для приготовления 5л 1% раствора? Задача № 9. Сколько нужно взять 10% раствора хлорной извести и воды для приготовления 2л 0,5% раствора? Задача № 10. Сколько нужно взять хлорамина (сухого) в г и воды для приготовления 3-х литров 0,5% раствора? Задача № 11. Сколько нужно взять хлорамина (сухого) в г и воды для приготовления 5 литров 3% раствора? Задача № 12. Для постановки согревающего компресса из 40% раствора этилового спирта необходимо взять 50мл. Сколько нужно взять 96% спирта для постановки согревающего компресса?

Краткое описание документа:

Различные математические методы применяются к таким областям биологии и медицины, как экология, теория эпидемий, генетика, медицинская диагностика и организация медицинской службы.

Математические вычисления в акушерстве и гинекологии играют важную роль в диагностике плода, будущей беременности и родов, в определении благоприятных для зачатия дней, предупреждении некоторых заболеваний. Рассмотрено применение вычислений для определения физиологической кровопотери во время родов и расчета шокового индекса. Приведены формулы для расчета основных антропометрических показателей развития ребенка; определения цены деления шприца, разведения антибиотиков и растворов.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Человек, не знающий математики,

Введение

Цельработы: выявление возможности применения различных разделов школьного курса математики при решении задач в медицине.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

1. Сформировать умения и навыки самостоятельного поиска информации и работы с ней.

2. Проанализировать какие темы школьного курса математики применяются в математике в медицине.

Предмет исследования: возможности применения различных тем школьного курса математики в медицине.

Актуальность: многие люди из нашего окружения хотят связать свою дальнейшую жизнь с медициной, и нам стало интересно, с какими науками взаимодействует медицина. Начать своё исследование мы решили с наиболее близкой нам науки – математики.

Математика применяется во многих областях жизни при анализе различных ситуаций. На первый взгляд медицина и математика могут показаться несовместимыми областями человеческой деятельности. Математика, по общему признанию, является "царицей" всех наук, решает проблемы химии, физики, астрономии, экономики, социологии и многих других наук. Медицина же, долгое время, развиваясь "параллельно" с математикой, оставалась практически неформализованной наукой.

Математика— наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных или других математических объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика — фундаментальная наука, предоставляющая языковые средства другим наукам.

Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.

В обязанности мед работника при различных обстоятельствах входит:

- измерение температуры тела больного,

- измерение артериального давления,

- расчет в зависимости от веса больного правильной дозировки лекарственных средств

- чтобы вводить лекарственные препараты, необходимо рассчитать концентрацию раствора и лекарственное вещество развести перед инъекцией.

Различные области математики применяются в биологии и медицине, таксономии, экологии, теории эпидемии, генетики, медицинской диагностики и организации медицинской службы. В том числе методы классификации в применении к задачам биологической систематики и медицинской диагностики, распространения эпидемии и роста численности популяции, модели генетического сцепления, использованию методов исследования операций в организационных вопросах, связанных с медицинским обслуживанием. Существенно, важен вопрос о том, в каких областях медицины применима математика.

Нас заинтересовало, какие же темы школьного курса математики играют важную роль в медицине. Для этого мы почитали медицинскую литературу, провели опрос среди одноклассников, обратились за помощью к родителям-врачам и поработали с Интернет–ресурсами, проанализировали учебники математики 5-9 классов. В результате получили следующую информацию.

Глава1. Теоретическая часть

На вопрос, какие темы школьного курса математики встречаются в медицине, ученики 9 классов ответили так: сложение и вычитание -78%,пропорции-46%,объемы-36%,решение уравнений-10,диаграммы-23%,статистика-67%,арифметическая прогрессия-6%.

В медицинских образовательных учреждениях роль математики неприметна, поскольку во всех случаях на первый план, естественно, выдвигаются медицинские и клинические дисциплины, а теоретические, в том числе математика, отодвигаются на задний план, как предмет базового высшего образования. При этом не учитывается, что математизация здравоохранения в мировом пространстве происходит стремительно, вводятся новые технологии и методы, основанные на математических достижениях в области медицины.

Любой врач или медицинский работник подтвердит, что не раз вспоминал и использовал ту же таблицу умножения или правила подсчёта рациональных чисел. Математические методы широко применяются в медицине. Хотя бы для того, чтобы грамотно прочитать обычную кардиограмму. Без знания азов математики нельзя быть докой в компьютерной технике, использовать возможности компьютерной томографии. Ведь современная медицина не может обходиться без сложнейшей техники. В настоящее время широко применяются математические методы в биофизике, биохимии, генетике, физиологии, медицинском приборостроении, создании биотехнических систем. Развитие математических моделей и методов способствует: расширению области познания в медицине; появлению новых высокоэффективных методов диагностики и лечения, которые лежат в основе разработок систем жизнеобеспечения; созданию медицинской техники.

В последние годы активное внедрение в медицину методов математического моделирования и создание автоматизированных, в том числе и компьютерных, систем существенно расширило возможности диагностики и терапии заболеваний.

Большое место в современной медицине занимает математическая статистика. Статистика (от латинского status — состояние дел) - изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.

Вначале статистика применялась в основном в области социально-экономических наук и демографии, а это неизбежно заставляло исследователей более глубоко заниматься вопросами медицины.

Основателем теории статистики считается бельгийский статистик Адольф Кетле (1796-1874). Он приводит примеры использования статистических наблюдений в медицине: два профессора сделали любопытное наблюдение относительно скорости пульса - они заметили, что между ростом и числом пульса существует зависимость. Возраст может влиять на пульс только при изменении роста, который играет в этом случае роль регулирующего элемента.

Число ударов пульса находится, таким образом, в обратном отношении с квадратным корнем роста. Приняв за рост среднего человека 1,684 м, они полагают число ударов пульса равным 70. Имея эти данные, можно вычислить число ударов пульса у человека какого бы то ни было роста.

Прошли те времена, когда применение статистических методов в медицине ставилось под сомнение. Статистические подходы лежат в основе современного научного поиска, без которого познание во многих областях науки и техники невозможно. Невозможно оно и в области медицины. Медицинская статистика должна быть нацелена на решение наиболее выраженных современных проблем в здоровье населения. Основными проблемами здесь, как известно, являются необходимость снижения заболеваемости, смертности и увеличения продолжительности жизни населения. Соответственно, на данном этапе основная информация должна быть подчинена решению этой задачи.

Какие задачи решаются в медицине?

В настоящее время в медицине решаются множество математических задач таких, как:

1) задачи на проценты;

2) задачи на пропорции;

3) статистические вычисления;

4) задачи на математические вычисления.

Проценты в анатомии и физиологии

Например, в организме человека насчитывается 400-600 мышц. У новорожденного масса мышц составляет 20-22% от общего веса тела, масса мышц у мужчин составляет 40-45%, у женщин (в возрасте 22-25 лет) – 30% от массы тела; в пожилом возрасте отмечается постепенное уменьшение массы мускулатуры до 25-30%. Сердце человека весит 300 г., это примерно 0,4-0,5% веса всего тела. 85% энергии сердца расходуется на продвижение крови по артериолам и капиллярам и только 15% – на продвижение по крупным и средним артериям и венам.

Пропорции в медицинской практике

Одна из основных задач фармакологии – разработка лекарственных препаратов, помогающих в борьбе с тем или иным заболеванием.

Фармацевты, опытным путем, используя теоретическое знание, составляют растворы лекарственных веществ в таких пропорциях, чтобы оказать помощь организму человека, и в то же время, не нанести вред.

В медицинской практике врачи следят за тем, сколько и когда надо давать лекарства больному. В правильных дозах лекарство даёт лечебный эффект, в меньших – оно бесполезно, а в больших – приносит вред. При изготовлении лекарств тоже соблюдаются пропорции. Здесь необходима точность, так как при нарушении пропорций, составляющих лекарство ингредиентов, может получиться не лекарство, а яд.

Пропорция — это равенство двух отношений. С помощью букв пропорцию записывают так

Числа a и d называют крайними членами пропорции, числа b и c — средними членами пропорции.Основное свойство пропорции:

Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.

Отсюда следует, что

Таким образом, если в пропорции поменять местами крайние члены или средние члены, то получим новые верные пропорции.

Объём— количественная характеристика пространства, занимаемого телом или веществом. Объём тела или вместимость сосуда определяется его формой и линейными размерами. С понятием объёма тесно связано понятие вместимость, то есть объём внутреннего пространства сосуда, упаковочного ящика и т. п.

Единица измерения объёма в СИ — кубический метр; от неё образуются производные единицы, такие как кубический сантиметр, кубический дециметр (литр) и т. д. В разных странах для жидких и сыпучих веществ используются также различные внесистемные единицы объёма — галлон, баррель.

МЕРЫ ОБЪЕМА.

КОЛИЧЕСТВО МЛ В ЛОЖКЕ

1 ст.л. – 15 мл

1 дес.л. – 10 мл

1 ч.л. – 5 мл

КАПЛИ

1 мл водного раствора – 20 капель

1 мл спиртового раствора – 40 капель

1 мл спиртово-эфирного раствора – 60 капель

Медицинская статистика

Медицинская статистика является методом социальной диагностики, поскольку она позволяет дать оценку состояния здоровья населения страны, региона и на этой основе разработать меры, направленные на улучшение общественного здоровья. Важнейшим принципом статистики является применение ее для изучения не отдельных, единичных, а массовых явлений, с целью выявления их общих закономерностей.

Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, то есть при изучении статистической совокупности.

В медицине статистика - ведущий метод, так как:

1) позволяет количественно измерить показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинских учреждений

2) определяет силу влияния различных факторов на здоровье населения

3) определяет эффективность лечения и оздоровительных мероприятий

4) позволяет оценить динамику показателей здоровья и позволяет прогнозировать их

5) позволяет получить необходимые данные для разработки норм и нормативов здравоохранения.

В основе санитарной статистики лежат объективные законы действительности:

1. закон больших чисел - закономерности, присущие явлению, наиболее четко проявляются при большом числе наблюдений

2. теория вероятности - в основе выборочных методов исследования; суть: создание одинаковых условий быть отобранным и изученным.

Каждое крупное учреждение имеет кабинет статистики. Использование средних величин в медицине и здравоохранении:

а) для оценки состояния здоровья — например, параметров физического развития (средний рост, средний вес, средний объем жизненной емкости легких и др.), соматических показателей (средний уровень сахара в крови, средний пульс, средняя СОЭ и др.);

б) для оценки организации работы лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических учреждений, а также деятельности отдельных врачей и других медицинских работников (средняя длительность пребывания больного на койке, среднее число посещений за 1 ч. приема в поликлинике и др.);

в) для оценки состояния окружающей среды.

В медицинских исследованиях из средних величин наиболее часто используется среднее арифметическое. В то же время, у больных людей значения многих физиологических параметров имеют асимметричное распределение, ввиду того, что изменяются в сторону увеличения или уменьшения под влиянием заболевания. Поэтому для характеристики центральной тенденции их распределения помимо среднего арифметического используется медиана, мода и размах ряда величин.

Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество. Среднее арифметическое является важной характеристикой ряда чисел.

Год от года расширяется сфера использования вычислительных машин. С их помощью, а также при содействии телевидения стала возможной передача на расстояние электрокардиограмм тяжелобольных в центр и консультация специалистов. Разрабатываются специальные программы по диагностике заболеваний на расстоянии. Цифровые осциллографы Аппарат для снятия ЭКГ. В медицинской практике используются математические модели для компьютерного анализа кардиограмм и распознавания болезней сердца.

Математика играет одну из главных ролей при создании и применении лекарств. Лечебный эффект лекарства зависит не только от вида составляющих, но и от пропорций, в которых они входят в него. Фармацевт должен уметь решать задачи на пропорцию и концентрацию растворов. На упаковке лекарства мы можем прочитать состав и количественные показатели ингредиентов, активных веществ, указания о норме и времени приема лекарства – и это тоже математика.

Математика тесно связана с педиатрией. Ведь с математики начинается все. Ребенок только появился, а первые цифры в его жизни уже звучат: дата рождения, рост, вес. Многие не знали, что кормление ребёнка требует подсчёта формул. Или то, что есть формулы подсчёта давления у новорождённого ребёнка. Сколько должен ребенок весить при определенном росте, какое должно быть давление, какой рацион питания применять.

Вышеперечисленные области применения математики далеко не все. На многих знакомых нам медицинских приборах и аппаратах мы увидим шкалы – на градуснике, тонометре, ростомере, весах, шприцах, пробирках для взятия анализов крови. Также в медицине очень много математических формул, например:

-для расчета пульсового давления;

-подбора линзы при замене хрусталика;

-во введении жидкости и электролитов больным с дегидратацией и др.

Мы сами провели исследования: С целью выявления наиболее частой причины обращения учащихся разных классов нашей школы к доктору, нами были изучены записи в амбулаторном журнале в период с 16 января по

Читайте также: