Организация учебного процесса в первом классе доклад

Обновлено: 03.05.2024

В данной статье говорится об особенностях адаптации первоклассника к школьной жизни и организации учебного процесса в 1-ом классе.

Содержимое публикации

Организация учебного процесса в 1-ом классе с учётом индивидуальных особенностей.

Коняева Ирина Юрьевна

Учитель начальных классов

Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации( привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно трудный для ребёнка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, новому режиму, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально- психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трёх месяцев. Поэтому важно их не пропустить. Ребёнок в это время привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, устанавливает дружеские отношения. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, позитивное отношение к школе, желание добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их обычно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителей, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении школьных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной ( до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу, негативным отношением ко всему.. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы.

Учитель должен строить свою деятельность с учётом степени и деятельности адаптации детей к школе.

Организация учебного процесса в 1-ом классе.

Участниками процесса являются учащиеся, их родители, педагоги.

И прежде всего, мы начинаем работу с родителями. В конце мая проводится первое родительское собрание, на котором знакомим родителей с программами, учебными пособиями, режимом первоклассника, даём рекомендации по организации домашнего режима, по организации занятий для подготовки детей к школе. На собрании обсуждаем вопросы организации отдыха детей, проведение праздников, экскурсий. В конце августа проводится повторное собрание, на котором обязательно встаёт вопрос об организации учебного процесса, в котором родители должны принимать активное участие. Если взрослый спокойно и планомерно осуществляет режимные моменты, то ребёнок усваивает обязательные правила режима и его психологическая напряженность в период адаптации падает.

С первых дней пребывания в школе мы учим детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы ( например, убрать учебник и тетрадь, закрыть книгу и т.д.). Ежедневно идёт терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать.

При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детейпланировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках письма и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для этого уроки труда, когда дети анализируют образец будущего изделия выделяют последовательность действий. Здесь очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, самостоятельно осуществлять контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.

Первые месяцы в школе задача учителя – научить всех детей работать вместе, хотя поначалу такая работа может продолжаться не более нескольких минут. Часто простая инструкция, обращённая классу, бывает услышана не более чем половиной детей. Остальные требуют специального, индивидуального обращения. И есть 2-3 ребёнка, которые не услышат этой инструкции.

Эти особенности являются нормой для шестилетних школьников. Для облегчения формирования школьных навыков необходимо введение в учебный процесс особых ритуалов, которые становятся привычными и сами организуют детей. Например, после перемены или динамической паузы дети с трудом возвращаются в рабочее состояние. Необходимо использование особых приёмов сосредоточения, которые помогут организовать детей.

Встав около своих столов, лети кладут руки на плечи впереди стоящему, склоняют головы и закрывают глаза. Учитель спокойным голосом произносит любые стихотворные строки (четверостишие), постепенно понижая голос. Или , встав около столов, дети несколько раз медленно вдыхают и выдыхают воздух, можно вести обратный счёт, послушать тишину, услышать звуки, доносящиеся с улицы и т.п. Важно не просто использовать эти примеры, но повторять их, практически не меняя. Тогда сам ритуал превращается в своеобразную медитацию, которая помогает ребёнку перейти от шумной игры к спокойной работе.

Полезно использовать символические изображения, чтобы напоминать ребёнку о забытых им правилах поведения, не прерывая его ответа, а просто указывая на нужный символ. Это может быть, например, изображения поднятой руки, нескольких детских лиц, ребёнка у доски … . Эти символы позволяют ввести в процесс организации работы не только словесные, но и зрительные средства.

Но вводить символы следует по одному, следующий вводится, когда усвоен и используется в работе предыдущий.

Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и пр.

И в заключение: при организации учебного процесса в первом классе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, что в итоге является залогом успешной учёбы в течение всего периода обучения. Главными помощниками в организации должны стать родители учеников и школьные психолог.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Доклад учителя начальных классов Годош Эльвиры Леннуровны.

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Что должен делать учитель, проектируя и воспроизведя современный урок в первом классе:

1. Формировать у шестилеток мотивы учения, создавать эмоциональное настроение, возбуждать познавательный интерес.

2. Проектировать такую структуру урока, когда дети не только усваивают учебный материал, но и вовлекаются в самостоятельную познавательную деятельность Для этого необходимо продумать учебный материал и методы обучения.

3. Создавать на уроке учебные ситуации, которые обеспечивали бы эффективную деятельность всех шестилеток в соответствии с их способностями и подготовленностью.

4. Внедрять новые схемы взаимодействия учителя и учащихся на

уроке; использовать педагогику сотрудничества и личностно

5. Применять различные средства обучения, которые позволят развивать тему урока, экономить время, хорошо усваивать учебный материал и применять его на практике.

6. Заменять объяснительно-иллюстративный тип обучения

7. Внедрять инновационные методики и педагогические технологии в практику работы.

Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

В первом классе отсутствует система оценки в баллах. На протяжении первого года обучения отметки не выставляются, но присутствуют словесная форма поощрений и указания на недостатки в усвоении изучаемого материала. Словесная оценка отражает продвижение ребенка вперед, его индивидуальный рост в познании учебных дисциплин.

оценка обязательно должна быть содержательной. Она предполагает:

• Во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как личности;

• Положительную оценку усилий ученика, направленных на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);

• Конкретный анализ трудностей, вставших перед ребенком и допущенных им ошибок;

• Конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

Описание урока, его структура

Продолжительность урока в первом классе - 35 минут. Структура урока выглядит так:

1. Организационный момент.

Учитель в доброжелательной форме готовит детей к активной познавательной деятельности: создает мотивацию для нее, повышает их эмоциональное настроение.

Дается программа действий учителя и учащихся, направленная на получение желаемого результата. Цель носит триединый характер и состоит из взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

На данном этапе урока ведется целенаправленная работа по развитию

познавательных способностей детей, благодаря которой они вооружаются системой знаний, умений и навыков.

4. Закрепление знаний, умений и навыков.

5. Подведение итогов, рефлексия урока

Таковы этапы урока в первом классе. В его структуру включаются еще две (минимум) физкультминутки, упражнения для глаз после второго, третьего этапов урока.

Основные требования ФГОС НОО к личности современного учителя.

В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а –необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад учителя начальных классов Годош Эльвиры Леннуровны.

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Что должен делать учитель, проектируя и воспроизведя современный урок в первом классе:

1. Формировать у шестилеток мотивы учения, создавать эмоциональное настроение, возбуждать познавательный интерес.

2. Проектировать такую структуру урока, когда дети не только усваивают учебный материал, но и вовлекаются в самостоятельную познавательную деятельность Для этого необходимо продумать учебный материал и методы обучения.

3. Создавать на уроке учебные ситуации, которые обеспечивали бы эффективную деятельность всех шестилеток в соответствии с их способностями и подготовленностью.

4. Внедрять новые схемы взаимодействия учителя и учащихся на

уроке; использовать педагогику сотрудничества и личностно

5. Применять различные средства обучения, которые позволят развивать тему урока, экономить время, хорошо усваивать учебный материал и применять его на практике.

6. Заменять объяснительно-иллюстративный тип обучения

7. Внедрять инновационные методики и педагогические технологии в практику работы.

Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

В первом классе отсутствует система оценки в баллах. На протяжении первого года обучения отметки не выставляются, но присутствуют словесная форма поощрений и указания на недостатки в усвоении изучаемого материала. Словесная оценка отражает продвижение ребенка вперед, его индивидуальный рост в познании учебных дисциплин.

оценка обязательно должна быть содержательной. Она предполагает:

• Во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как личности;

• Положительную оценку усилий ученика, направленных на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);

• Конкретный анализ трудностей, вставших перед ребенком и допущенных им ошибок;

• Конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

Описание урока, его структура

Продолжительность урока в первом классе - 35 минут. Структура урока выглядит так:

1. Организационный момент.

Учитель в доброжелательной форме готовит детей к активной познавательной деятельности: создает мотивацию для нее, повышает их эмоциональное настроение.

Дается программа действий учителя и учащихся, направленная на получение желаемого результата. Цель носит триединый характер и состоит из взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

На данном этапе урока ведется целенаправленная работа по развитию

познавательных способностей детей, благодаря которой они вооружаются системой знаний, умений и навыков.

4. Закрепление знаний, умений и навыков.

5. Подведение итогов, рефлексия урока

Таковы этапы урока в первом классе. В его структуру включаются еще две (минимум) физкультминутки, упражнения для глаз после второго, третьего этапов урока.

Основные требования ФГОС НОО к личности современного учителя.

В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а –необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

В современных условиях все более возрастает значение проблемы адаптации человека. Традиционно адаптацией называют приспособление человеческого организма к условиям существования. Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видом деятельности, режиму жизнедеятельности. Ребенка, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений чаще всего и называют адаптированным.

Адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде. Поэтому, задачами адаптационного периода являются – помочь учащимся познакомиться друг с другом, учителями, с новой учебной ситуацией, со школой, со школьными правилами.

Основными признаками школьной дезадаптации являются: затруднения ребенка в учебе, агрессивное поведение по отношению к педагогам, одноклассникам и родителям, чрезмерная активность и подвижность, повышенная возбудимость, тревожность, неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.

Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация первоклассников может происходить по-разному. Значительная часть детей (50-60 %) адаптируются в течение первых двух – трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителей, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации.

От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.

Итоги первой четверти

Главная роль учителя на уроке – организатор учебного процесса, организовать его нужно так, чтобы ученик на уроке делал все сам: сам ставил цель, планировал работу, выполнял ее и оценивал себя. В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Учебный процесс ведется с учетом здоровье сберегающих технологий: физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, с элементами самомассажа. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку.

За этот период обучающиеся овладели такими учебными действиями как наблюдение за объектом окружающего мира; сравнение предметов по отдельным признакам; умение работать с учебником, понимать иллюстрации, таблицы, схемы. Строят простое речевое высказывание в устной форме, понимают смысл простого текста, умеют задавать вопросы. Все учащиеся понимают учебный материал, усваивают основное содержание программы, проявляют интерес к самостоятельной работе, всегда готовятся ко всем предметам, общественные поручения выполняют охотно и добросовестно.

Внеурочная деятельность ведется по следующим направлениям:

В заключение хочу перечислить факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации

  • Полная семья
  • Высокий уровень образования родителей
  • Правильные методы воспитания в семье, Отсутствие конфликтной ситуации в семье
  • Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса
  • Адекватное осознание своего положения в группе сверстников

Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе, ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе.

Главная > Консультации > Омбудсмен > Какие особенности организации образовательного процесса предусмотрены для первоклассников?

С момента, когда ребенок первый раз переступает порог школы, у него начинается новая неизвестная ему жизнь. Особые условия обучения первоклассникам создаются для того, чтобы они быстрее привыкли к незнакомому коллективу сверстников, к учителю, к режиму дня в школе. Родители могут найти много различной информации о том, как с психологической точки зрения грамотно организовать жизнь ребенка дома в этот период. Немаловажным будет и то, как школа реализует рекомендации по организации обучения учащихся первого класса.

Почему именно для учащихся первого класса школа должна создать особые условия обучения?

Дошкольное детство ребенка — это беззаботная пора, которая завершается поступлением в школу. В школе первокласснику приходится встречаться с множеством обязанностей и требований, которые не каждый ребенок может сразу усвоить. Чтобы процесс адаптации проходил максимально успешно, классному руководителю первого класса и администрации школы необходимо следовать правилам организации обучения детей.

Положения и рекомендации, которые указаны в следующих документах, помогают минимизировать сложности, которые могут возникнуть в начальный период обучения.

СанПиН предъявляет четкие требования к особенностям организации режима образовательного процесса первоклассников:

  • обучение 1-х классов должно быть организовано только в первую половину дня;
  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе;
  • в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый;
  • в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый;
  • январь-май — по 4 урока по 45 минут каждый;
  • для обучающихся 1-х классов объем максимально допустимой нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.

Дополнительные привилегии для первоклассников (СанПиН):

  • рекомендуется учебные помещения для обучающихся 1-х классов размещать не выше 2-го этажа;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении;
  • вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся 1-х классов — более 1,5 кг.

Рекомендации по планированию и организации уроков

Урок рекомендуется вести с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая. Физкультминутки рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока.

После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.

При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее.

Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день — четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры.

Контроль и оценка результатов обучения

Не рекомендуется также оценивать темп работы учащегося, его личностные характеристики или особенности поведения.

Какие условия должна создать школа для учеников-первоклассников с ОВЗ?

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья школа предоставляет бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иную учебную литературу.

Обучение детей, нуждающихся в особых условиях обучения, можно осуществлять в рамках домашнего обучения или в форме семейного образования в зависимости от желания родителей. Если родители решили, что дети с ОВЗ будут посещать школу, то учителю и администрации необходимо ориентироваться на рекомендации ПМПК при составлении адаптированной программы обучения.

Стоит отметить, что соблюдение рекомендаций и правил организации обучения учеников-первоклассников, является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе.

Читайте также: