Доклад дети группы риска

Обновлено: 17.05.2024

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно выделить три основные группы факторов риска, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

  • медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
  • социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);
  • психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
  • педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных семей, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.

Часть педагогов в своих ответах выделили такой ряд трудностей: неудобные, неуправляемые, агрессивные, не понимают учителей и сверстников. На них необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление наследственности, влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет доверия к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире. Эти трудности педагоги описывают, опираясь на свои реакции по отношению к таким детям, и чаще всего демонстрируют невыраженное внутреннее отторжение таких детей, их категорическое неприятие.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное образовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, – право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Причины попадания детей в группу риска

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.); устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Ребенок из такой семьи обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, набору лексических нецензурных выражений, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семье, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентиров, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания нецензурная брань и т.д.)

Психологическая характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.

Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

Опыт работы в школе показывает, что количество неблагополучных семей с каждым годом возрастает, что состояние семьи в российском обществе имеет отчетливо выраженные черты кризиса, которые отрицательно сказываются на воспитании детей, а значит и на будущем нашей страны.

Дети "группы риска " – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. К ним можно отнести всех учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям.

Имеют хронические заболевания внутренних органов

Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи

Часто и длительно болеют

Состоит на учете у психоневропотолога

Перенесли сложные медицинские операции

Леворукие дети (левша)

Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку

Живут в малообеспеченной семье

В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)

Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса

Самовольный уход из дома

Имеют стойкую неуспеваемость

Пропуски занятий без уважительных причин

Пропускают отдельные предметы без уважительных причин

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями

Употребление наркотических веществ

Подростки группы риска имеют следующие особенности:

1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.

2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей, напоминающей гонки на выживание.

3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.

4. Среди ценностей на первом месте — счастливая семейная жизнь, на втором — материальное благополучие, на третьем — здоровье.

5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса.

7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.

8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.

9. Изменение направленности интересов — свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).

10. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.

В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Рассмотрим наиболее распространенные типы неправильного воспитания:

1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта.

3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок.

4. Эгоцентрический тип восприятия – ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как идеальному ребенку. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.

  • принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);
  • принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);
  • принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью, не унижает достоинство других);
  • принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);
  • принцип диалога (уравнивание позиций педагога и школьника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений. Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов);
  • принцип педагогической поддержки (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);
  • принцип стимулирования самовоспитания (каждый школьник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);
  • принцип связи с реальной жизнью (дела, организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными делами поселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);
  • принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).

Причина постановки на учет

Сивенков Дмитрий Валерьевич

Обвиняется в совершении преступления по ст. 158 ч. 2 УК РФ.

Курдаков Евгений Александрович

Обвиняется в совершении преступления по ст. 158 ч. 2 УК РФ.

Береснев Максим Сергеевич

Не достиг возраста с которого наступает уголовная ответственность по ст. 116 УК РФ.

Иванов Егор Сергеевич

Обвиняется в совершении преступления по ст. 158 ч. 2 УК РФ.

Кулаковский Иван Вячеславович

Не достиг возраста уголовной ответственности по ч. 2 ст. 158 УК РФ.

Митюков Владимир Владимирович

Не достиг возраста уголовной ответственности по ч. 2 ст. 158 УК РФ.

Вяткин Ринат Ришатович

Обвиняется в преступлении предусмотренного ст. 158 УК РФ.

Матвеев Николай Николаевич

Не достиг возраста административного воздействия ст. 20.22 КоАП РФ. Обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 158. ч. 2 УК РФ. Примирение

Беляков Вячеслав Игоревич

Обвиняется в преступлении предусмотренного ст. 158 УК РФ.

Атнаев Евгений Федорович

Обвиняется в преступлении предусмотренного ст. 158 ч. 3 УК РФ.

Вахрушев Дмитрий Александрович

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21. КоАП РФ.

Кабытова Яна Валерьевна

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21. КоАП РФ.

Несененко Елена Владимировна

Не достигла возраста административного воздействия ст. 20.22 КоАП РФ.

Дятлов Никита Эдуардович

Пропуски уроков без уважительных причин, поведение во время уроков и на переменах

Банников Алексей Владимирович

Поведение во время уроков и на переменах, в жилом корпусе

Тафтай Иван Иванович

Поведение во время уроков и на переменах

  1. ст. 116. Побои. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, -
  2. ст. 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, -

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дети – социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности. Детей можно разделить на две группы: малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) [3].

С другой стороны, эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. [3].

Дети особенно уязвимы и подвержены отрицательным воздействиям в период социального созревания и вхождения в мир взрослых, так как в это время им свойственны неустойчивость психики, слабая приспособляемость к растущей интенсификации жизни, нервно-психическим перегрузкам и стрессам вкупе с материальной необеспеченностью и зависимостью от старших на фоне стремления к самостоятельности и широких потребительских запросов.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных) [3].

В.Е. Летунова выделяет следующие группы факторов риска:

- медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни и т.д.);

- социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида и т.д.);

- психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта и т.д.) [3].

- безнадзорные – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих;

- беспризорные – дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания;

- дети-беглецы – убежавшие из дома или из воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентаций и других причин, приведших к кризису отношений [2].

Говоря о детях группы риска, важно выделить современные условия, приводящие к этому социальному явлению. Заметное место среди них принадлежит ряду социально-экономических факторов:

- фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. Современный ритм жизни и занятости родителей (вместе с другими факторами) существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей. Это проявляется в уменьшении продолжительности и обеднении содержания общения в семье, дефиците теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновении действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы – по поводу обихода, режима дня, учебы, а поощрение сводится только к материальным его формам. Эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, отрицательные формы самоутверждения;

- чрезвычайно усложняет условия развития детей рост числа разводов и неблагополучных, конфликтных семей. Распад семьи является весьма сильным психогенным фактором, ставящим ребенка в тяжелую ситуацию. Алкоголизм и наркомания родителей порождают качественные изменения генофонда нации в сторону деградации и физического уродства, нарушают социальное здоровье детей, растущих в таких семьях;

- на фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей. В современном мире привлекательным стало убеждение, что одиночество является комфортабельным стилем жизни. Мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и ребенком. Проблема детей в неполных семьях – затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации. Ребенок формирует стереотипы своего поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь, родители [4];

- ещё одним фактором риска является детская инвалидность. Уход за ребенком-инвалидом нередко несовместим с занятостью вне дома, поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу либо поменять ее на более свободную по графику, близко расположенную, но нижеоплачиваемую. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной помощи, порой ведут биологическое существование и не получают тех навыков и умений, которые могут помочь им хотя бы в самообслуживании;

- начатые в 80-х гг. прошлого века процессы перестройки общества повлекли за собой глубокие и непредсказуемые социальные трансформации, очень скоро перешедшие в системный общественно-экономический и духовный кризис, непосредственно затронувший большую часть населения страны. Среди многочисленных проблемных категорий детей, появившихся вследствие острого социального неблагополучия последних десятилетий, появились дети беженцев, переселенцев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей. Большая часть беженцев – это семейные люди. Пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с вынужденной переменой места жительства, родители не придают особого значения той психологической травме, которую переживает их ребенок. Это приводит к серьезным социальным последствиям. Дети лишаются своих домов, привычных вещей, друзей, родственников [3].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кнутас Валентина Ивановна,

преподаватель физической культуры

высшей квалификационной категории

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Выделяет основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, асоциальные семьи, неприспособленность к жизни в обществе);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности общения, невротические реакции и т.д.);

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, отсутствие интереса к обучению и др.).

дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств (дети-сироты);

дети из неблагополучных, асоциальных семей;

дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

дети с проявлениями психолого-педагогической и социальной дезадаптации.

медицинский фактор - Дети с ограниченными возможностями(слепота, глухота, умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм и др.)

психологический фактор - Дети с психологическими проблемами в развитии интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах

социальный фактор - дети из неблагополучных семей, дети-сироты, педагогически запущенные дети.

Следует отметить, что леворукие дети включены в группу риска не случайно. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Следует отметить, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, или оказавшихся в трудной жизненной ситуации отличается от развития сверстников, растущих в полноценных семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Младший школьный возраст. Дети группы риска младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умениями и низкому качеству учения.

Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Такое начало учения связано с социальной ситуацией этих детей. Редко когда дети группы риска посещают детское образовательное учреждение или школу регулярно. Родители не занимаются с детьми, не создают им условия для учения, не покупают необходимые учебные принадлежности. Поэтому такие дети оказываются слабо мотивированными к учению. Эти дети не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры-драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. В лучшем случае им доступны простейшие игры-манипуляции, характерные для более маленьких детей. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.

Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников, что оно лежит в основе готовности детей выполнять любые задания учителя. В то же время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формирований полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника.

Дети подросткового возраста. Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания, усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Характеристика современных детей группы риска имеют следующие особенности:

отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, по знание, активная деятельность в жизни); они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

эмоциональное отвержение подростков со стороны родите лей и одновременно их психологическая автономия;

среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт – один из источников стресса;

повышенный уровень тревожности и агрессивности;

искажение направленности интересов – свободное времяпрепровождение в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска и т.д.).

Выделила основные группы главных интересов подростков. К ним относятся:

эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности;

доминанта усилия – тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.;

доминанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

При работе с подростками группы риска следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями.

Старшеклассники. Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Для большинства старшеклассников характерны следующие специфические особенности:

неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;

нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

низкий уровень социального интеллекта, что мешает пони мать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

не сформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

не сформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

склонность к аддитивному (само разрушающему) поведению — злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой – боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут.

организационные социально-педагогические технологии;

социально-педагогические технологии индивидуальной работы;

технологии «Социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;

Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти направления деятельности обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии:

Формирование банка данных детей и подростков группы риска:

из семей, находящихся в социально опасном положении;

безнадзорных или беспризорных;

занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

оставшихся без попечения родителей;

употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;

совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административного взыскания;

совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

состоящих на разных формах учёта.

Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков. Она необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребёнка из банка данных. В процессе диагностики изучаются индивидуальные особенности ребёнка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяются их причины. При этом важнейшим документом выступает педагогическое наблюдение.

Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребёнком, группой. По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Программы разрабатываются с привлечением представителей необходимых для разрешения проблем служб, ведомств, административных органов.

Обеспечение условий реализации программы. Социальный педагог, являясь, в зависимости от целей и задач программ, посредником между обучающимся и образовательным учреждением, семьёй, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов:

организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и индивидуально-ориентированных программ;

Информирование. социальный педагог информирует:

КДН о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации программ;

администрацию школы о ходе выполнения программ;

педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутришкольных структур по выполнению программы.

Межведомственные связи. Социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, правоохранительных органов.

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими принципами:

не навреди, не оценивай, принимай ребенка таким, каков он есть;

соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию;

не отнимай у ребенка право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов;

минимум специальных терминов, соблюдай принцип добровольности.

Виды социально-педагогической помощи:

Наблюдение и консультации учителей.

Консультации для родителей.

Консультирование классных руководителей (по запросу).

Индивидуальные профилактические беседы с родителями по проблемам обучения и воспитания.

Организация дополнительной помощи в выполнении домашних заданий, в учебе.

Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.

Вовлечение детей в школьные кружки, студии, секции, центры детского творчества.

Организация профилактических бесед с обучающимися по проблемам социализации личности.

Организация индивидуальных профилактических бесед с родителями по проблемам обучения и воспитания.

Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей.

Задачи технологии:

Осуществить профилактику беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Улучшить психическое и физическое состояния несовершеннолетних с девиантным поведением.

Сформировать у несовершеннолетних с девиантным поведением навыки эффективного общения, критического мышления.

Способствовать снижению уровня агрессивности, тревожности и иных форм проявления внутренних психологических проблем.

Задачи технологии:

Организация и поддержка группы родительской взаимопомощи.

Формирование системы взаимной поддержки родителей, находящихся в трудных ситуациях с детьми.

Повышение родительской компетентности членов группы посредством вовлечения в информационно-просветительскую, обучающую, досуговую и оздоровительную деятельность.

Обмен родительским опытом в вопросах построения конструктивных детско-родительских взаимоотношений.

встречи для оказания взаимной родительской помощи;
консультации;

телефонная связь между членами группы;

предоставление информации;
обучающие занятия (лекции, тренинги, групповые занятия);

досуговые и оздоровительные мероприятия и пр.

Цель технологии – повышение эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствование межведомственного взаимодействия по организации работы с несовершеннолетними (их семьями), находящимися в социально опасном положении, оказание им социальной, медицинской, правовой и иной помощи.

Задачи технологии:

Выявление детей (семей), находящихся в социально опасном положении.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних (содействие в получении мер социальной поддержки, оказание психологической, юридической помощи и т. п.).

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Профилактика жестокого отношения с детьми.
Снижение числа правонарушений в отношении несовершеннолетних.

патрулирование улиц города, проведение индивидуальной и групповой профилактической работы с несовершеннолетними в местах их скопления;

организация выезда для оказания адресной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям по месту жительства;

принятие мер по устранению причин, обусловивших трудную жизненную ситуацию;

проведение социально-психологической диагностики детей и членов их семей;

выявление и устранение причин и условий способствующих безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

организация и проведение просветительской работы в учреждениях образования, культуры, досуговых учреждениях, направленных на профилактику семейного неблагополучия.

Цель технологии – раннее выявление неблагополучия в семье и оказание помощи на стадии возникновения проблемы в семье.
Задачи:

Своевременное оказание помощи (до необходимости изъятия ребенка из семьи).

Стимулирование активности членов семьи и их ближайшего окружения для изменения сложившейся ситуации к лучшему.

Максимальная активизация ресурсов самой семьи и ее окружения.

Список литературы:

Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте - М.: Юрайт, 2002.

Зыкова М. Н. Психолого – педагогическое содействие развитию личности подростка - М.: МПСИ, 2009.

Осорина М. В. Секретный мир детей. – СПб.: Питер, 2008.

Раттер М. Помощь трудным детям - М: Юрайт, 2013.

Реан А. А. Психология подростка. Трудный возраст от 11 до 18 лет. – Изд. Прайм-Еврознак, 2013.

Сушкова Ф. Диалог на уроке – залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска//Воспитание школьников. 2002


Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. [7, c .110]

Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории.Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т. д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории.

Л. В. Мардахаев относит к группе риска группу, члены которой уязвимы или могут понести ущерб от определенных социальных обстоятельств или воздействий окружающей среды. Так группой риска он считает многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей — инвалидов; детей, оставшихся без попечения родителей. Что касается детей, подростков группы риска, то к ним он относит детей, которые в силу различных причин генетического, биологического и социального свойства уже приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. [6, c .132–133]

По мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические.

медико-биологические (группы здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушение в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное повеление, употребление спиртных напитков, наркотиков);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми);

Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева дают следующие определение детям группы риска: категория детей, которые в силу определенных обстоятельств жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. [6, c .146–154]

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить причины попадания детей в группу риска. Основными такими причинами являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и прочее); устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод); оставление малолетних детей одних без еды и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых и т. д.

дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;

дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

дети из семьи беженцев и вынужденных переселенцев;

дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

дети, проживающие в малоимущих семьях;

дети с отклонениями в поведении;

Следовательно, принадлежность детей к группе риска обусловлено различной неблагоприятной этнологией, т. е. имеет разные социальные корни.

Большинство детей попадает в группу риска в подростковом возрасте. Поэтому специалистам, работающим с данной категорией детей, необходимо знать их психологические особенности.

Подростковый возраст — это возраст очень быстрых качественных изменений. Он совпадает с периодом полового созревания. В организме ребенка происходят серьезные гормональные перестройки, ускоряются темпы роста, развиваются репродуктивные органы, увеличивается мышечная и жировая масса тела. Постепенно тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Интенсивный рост конечностей сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Подросток смотрит на все эти изменения с ужасом, он становится недовольным своим телом и внешностью. Все это может привести к большим изменениям в психике подростка.

Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающим людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугубление трудности в овладении учебных материалов, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утраты своей ценности и ценности другого человека.

Психологи выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся: эгоцентрическая доминанта- интерес к собственной личности; доминанта усилия — тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т. д.; доминанта к романтике — стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Изучением беспомощности у детей и подростков занимались И. С. Коростелева, В. С. Ротенберг, а также зарубежные исследователи.

как стереотипная деятельность, неадекватная конкретной ситуации;

как перебор стереотипных действий (неконструктивных способов поведения и деятельности, не приносящих результата);

как отказ от выполнения деятельности, сопровождающийся апатией, депрессией;

как состояние оцепенения, плач и т. д.;

В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности социальной жизни. Реакция на ограничение поведения, деятельности (в том числе на наказание, например, по закону) может приводить к состоянию беспомощности у подростков, что выражается в апатии, депрессии.

информация о современной жизни; они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросами, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т. д.);

сочетание свободы и ответственности деятельности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;

принятие себя (своего физического Я, характера, особенности, эмоций и т. д.);

Основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующие особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное общеобразовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами,- право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанное в нужный момент помощь могла бы поддержать ребенка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью. [6, c .189–204].

Дементьева И.Работа школы с детьми группы риска//Воспитание школьников. — 2002. — № 7. — С. 21- 28.

Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка//Социальная педагогика. — 2005. — № 1. — С. 81–83.

Макаренко С. Профилактика полоролевых нарушений у подростков группы риска//Социальная педагогика. — 2005. — № 2. — С. 79–82.

Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269с.

Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2002. — 192с.

Основные термины (генерируются автоматически): группа риска, ребенок группы риска, ребенок, категория детей, подростковый возраст, подросток, полноценное развитие, риск, состояние беспомощности, трудная жизненная ситуация.

Похожие статьи

группа риска, ребенок, подросток, подростковый возраст, ребенок группы риска, автор, большинство детей, данные, семья.

Система психолого-педагогического сопровождения детей группы.

Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети / Л. И. Петрова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации.

пр. Это подростки, которые по различным причинам, из-за различных условий и под влиянием различных факторов не смогли адаптироваться к социуму, таким образом, входящие в группу риска социально-психологической дезадаптации.

Технологии и опыт подготовки студентов-волонтеров в рамках.

Основные термины (генерируются автоматически): трудная жизненная ситуация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, семья, развитие, молодежь

Особенности формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов.

Педагогические условия обеспечения успешной социальной.

Анализ эффективности программы социально-педагогической.

Влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного.

Семьи, пренебрегающие моральными и духовными нуждами детей, способствуют их попаданию в зону риска.

Особенностями подростков с девиантным поведением являются: абсолютно нормальное самочувствие и уверенность в себе в трудных жизненных ситуациях.

Психолого-педагогическое обеспечение социальной адаптации.

Похожие статьи

группа риска, ребенок, подросток, подростковый возраст, ребенок группы риска, автор, большинство детей, данные, семья.

Система психолого-педагогического сопровождения детей группы.

Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети / Л. И. Петрова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания в рамках ФГОС.

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации.

пр. Это подростки, которые по различным причинам, из-за различных условий и под влиянием различных факторов не смогли адаптироваться к социуму, таким образом, входящие в группу риска социально-психологической дезадаптации.

Технологии и опыт подготовки студентов-волонтеров в рамках.

Основные термины (генерируются автоматически): трудная жизненная ситуация, ребенок, ограниченная возможность здоровья, семья, развитие, молодежь

Особенности формирования психологической беспомощности в трудной жизненной ситуации у детей-инвалидов.

Педагогические условия обеспечения успешной социальной.

Анализ эффективности программы социально-педагогической.

Влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного.

Семьи, пренебрегающие моральными и духовными нуждами детей, способствуют их попаданию в зону риска.

Особенностями подростков с девиантным поведением являются: абсолютно нормальное самочувствие и уверенность в себе в трудных жизненных ситуациях.

Психолого-педагогическое обеспечение социальной адаптации.

Читайте также: