Доклад познавательная активность учащихся школы

Обновлено: 02.07.2024

В статье раскрывается понятие "познавательная активность" учащихся с позиции разных трактовок. Как известно, одни школьники активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия. Эта разница отражается в уровнях познавательной активности, которые разработаны Г.И.Щукиной и представлены в статье.

Оценить 2028 1

Авилова Светлана Юрьевна, руководитель МО учителей начальных

классов МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени

С лайд 1

Что же представляет собой познавательная активность? Существуют разные трактовки этого понятия:

Все перечисленные определения объединяет то, что они характеризуют позицию учащегося, поскольку речь идёт об ихпознавательной активности. Но между тем активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий, а именно познавательную активность –ученик.

С лайд 2

С ам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие запоминание сохранение воспроизведение интерпретация полученных знаний. Активизация познания может осуществляться на всех последовательных этапах. Но состояние активности как ответной реакции ученика на условия, созданные педагогом, может проявиться и на каком-либо одном из этапов. Почему так происходит?

Один и тот же процесс может быть и интеллектуальным,и эмоциональным,и волевым. В силу индивидуальных и возрастных различий, для одних учащихся процесс обучения опирается, более всего, на эмоциональную основу, у других – на интеллектуальную, у третьих – на волевую. Поэтому одни школьники активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия. Эта разница отражается в уровнях познавательной активности.

Методический подход

(по Г.И.Щукиной)

Степень включённости учащегося в процесс обучения

Нулевая активность

Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога

Ситуативная активность

Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен

Активность учащегося проявляется лишь в определённых учебных ситуациях (интересное содержание урока, приёмы обучения и пр.); определяется в основном эмоциональным восприятием.

Исполнительская активность

Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства её выполнения (имеет место большая степень самостоятельности)

Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе её решения.

Творческая активность

Творческая активность

Сама задача может ставиться школьником, пути её решения избираются новые, нестандартные

Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения.

Щукина выделяет три уровня активности учащихся: репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую, тем самым, предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. На первом уровне собственная активность ученика в учебной деятельности недостаточна; второй уровень предполагает самостоятельный поиск учащимися пути решения учебной задачи, на третьем уровне и учебная задача, и способы её решения предлагаются самим учеником. В данном случае речь идёт об учащемся, который постоянно демонстрирует активность (на разных уровнях) в овладении знаниями. Учащиеся имеют различную степень включённости в процесс познания. Но нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания, и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс познания. Но нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания, и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации. Вот почему предлагается ещё один подход к познавательной активности, где выделяется нулевой уровень активности, характеризующейся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением.

Слайд 3

Исходя из вышесказанного, можно определитьпознавательную активность, как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается особым образом в организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Слайд 4

Показатели познавательной активности

стабильность;

прилежание;

осознанность учения;

творческие проявления;

поведение в нестандартных учебных ситуациях;

самостоятельность при решении учебных задач.

К этому должен стремиться каждый учитель, повышая познавательную активность учащихся через урок, организацию воспитательной работы в классе или систему дополнительного образования.

Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех – результат подобный ситуации.

Ситуация – это то, что способен организовать учитель.

Безусловно, переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах. А внушать уверенность в собственных силах необходимо с первых дней поступления в школу. Тогда у учащихся появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, а вместе с тем и повышается уровень мотивации, интереса и познавательной активности.


Перед российской школой стоят задачи, целью которых является обеспечение высокого качества общего образования для экономического развития страны, выход на лидирующие позиции по уровню образования среди стран, участвующих в международных образовательных исследованиях.

В современных учебных заведениях широко применяют интерактивные методики и современные средства получения информации. Но необходимо активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя — системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у школьника интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Достижение поставленной цели требует от учителя организации учебного процесса, направленного на развитие стремления учащегося к познанию и саморазвитию. Рассматривая познавательную деятельность как основу развития учащегося в образовательном процессе, следует выделить развитие познавательной активности учащихся в роли основного инструмента в достижении образовательных целей.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Что же представляет собой познавательная активность?

Активная познавательная деятельность — это двусторонний процесс познания. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий — собственно познавательную активность — ученик.

Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь: восприятие — запоминание — сохранение — воспроизведение — интерпретация полученных знаний.Очевидно, что активизация познания может осуществляться на всех последующих этапах. Но состояние активности как ответной реакции ученика на условия, созданные педагогом, может проявляться и на каком-либо одном из этапов.

Одни школьники активно включаются только в отдельные этапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течение всего занятия.Это разность отражается в уровнях (степени) познавательной активности, выделяемых различными авторами.

Так, педагог Г. И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую итворческую активность, тем самым, предлагая методическое основание для активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь разделение уровней познавательной активности соответствует одной из классификаций методов обучения.

– В первом идёт речь о репродуктивно-подражательной активности, где собственная активность ученика в учебной деятельности не достаточна;

– во втором — о поисково-исполнительской, при которой уже ученик самостоятельно пытается найти пути решения учебной задачи;

– в третьем — о творческой активности учащихся, когда и учебная задача, и способы её решения предлагаются самим учеником. В самих названиях для учителя как бы даны рекомендации по поводу тех или иных методов обучения, которые обеспечивают достижение соответствующего уровня познавательной активности.

Учащиеся имеют различную степень включённости в процесс познания. Нельзя игнорировать позицию того школьника, который пассивно принимает знания (одностороннее принятие), и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс в зависимости от учебной ситуации.

Вот почему предлагается ещё один подход к познавательной активности, где выделяется

– нулевой уровень активности, характеризующийся не отказом от учебной деятельности, а скорее, индифферентным к ней отношением;

– ситуативно активный как переходная ступень от нулевой к стабильной исполнительной активности вучебном процессе;

– и творческий, где максимально может раскрыться субъектная позиция школьника.

Суммируя всё вышесказанное, мы можем определить познавательную активность как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается, в особым образом организованном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Педагогические технологии деятельностного подхода реализуются дидактическими принципами: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества. Каждый из принципов призван формировать разносторонние качества личности ребёнка, необходимые для успешного развития и обучения.

Какие способы и приёмы активизации можно использовать на уроках?

А могут эти прямые, при продолжении их далеко на плоскости, пересечься? Как это выяснить? Вопросы заставляют придти к выводу, что практически выяснить это не удастся. Поэтому рассуждаем, что если графики пересекаются, то имеют одну общую точку. Её абсцисса соответствует одному и тому же значению у для обеих функций. Тогда 0,8х — 1 = 0,7х + 1; 0,1х = 2; х = 20. При х = 20 обе функции принимают одно значение: у = 0,8 · 20–1 = 15, у = 0,7 · 20 + 1 = 15. Значит, точка (20; 15) — точка пересечения графиков.

Естественно, они затрудняются ответить. Быстро называю правильные ответы: 3844, 2491, что непременно вызывает удивление и интерес, желание узнать быстрое решение. После этого показываю применение формул сокращённого умножения (квадрат суммы, произведение разности и суммы двух чисел) а) (60 + 2) 2 = 60 2 + 2*60*2 + 2 2 =3600 + 240 + 4 =3844, б) 47*53 = (50–3)*(50+3) =50 2– 3 2 = 2500–9 =2491.

Рулон обоев имеет ширину 53 см и длину 10 м. Необходимо оклеить стены в комнате, размер которой 3*4*2,5 м. Общая площадь окна и двери 3,8 м 2 . Сколько рулонов обоев нужно купить?

На многих уроках геометрии, для активизации познавательной деятельности, предлагаю ученикам решить устно задачи по готовым чертежам.

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, задача, развивающий контроль, урок, урок рефлексии, учебная деятельность, контрольная работа, образовательный процесс, познавательная деятельность, учебная задача.


В данной работе я хотела показать, как регулярное использование на уроках специальных заданий, направленных на развитие познавательного интереса, расширяет кругозор младших школьников, повышает качество подготовленности и позволяет активнее использовать знания в повседневной жизни.

Содержимое разработки

Активизация познавательной деятельности младших школьников на

Выполнил: учитель начальных классов

Кубасова Инна Ивановна

С развитием науки, техники, современного общества человеку предъявляется всё больше требований. В начальной школе закладывается фундамент будущей социально-активной личности. В начале своей школьной жизни ребёнок может пойти по пути пассивного слушателя, а может стать активным участником учебно-воспитательного процесса. В своей работе я старалась ежедневно развивать познавательный интерес в ребёнке, показать лёгкий и увлекательный путь получения знаний. На мой взгляд, учителю нужно ежедневно работать над данной проблемой, применять известные методы по формированию познавательной активности, искать новые методы и приёмы обучения, создавать собственные приёмы передачи знаний.

Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса не только к знаниям, но и к способам их приобретения.

Развитие познавательной деятельности младших школьников - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе [6, с. 38].

Спросите у любого первоклассника, хочет ли он учиться, как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен одни десятки. К сожалению, приходится наблюдать, что уже в середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребёнок стал тяготиться школой, учитель должен позаботиться о том, чтобы ребёнок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решён. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному пути решения этой проблемы.

Достичь результата в развитии познавательной деятельности младших школьников возможно при соблюдении комплекса требований, в которых заключается сущность реферата и его актуальность.

Цель – coздaниe блaгoпpиятных уcлoвий для pазвития познавательной деятельности нa ocнoвe использования paзнooбpaзных фopм, мeтoдoв и приемов paбoты; уcтaнoвлeниe мeжпpeдмeтных cвязeй уpoкa c дpугими уpoкaми (pуccкoгo языкa, литературного чтения, изобразительного искусства и дp.), связи с жизнью.

Задачи:

- уточнение и пополнение знаний, умений и навыков учеников

- развивать познавательные процессы, память, мышление

- формировать познавательную деятельность и активность детей, интерес к учёбе

Регулярное использование на уроках системы специальных заданий, направленных на развитие познавательного интереса, расширяет кругозор младших школьников, повышает качество подготовленности, позволяет активнее использовать знания в повседневной жизни и oхвaтывaeт пepиoд c 1 пo 4 клacc. Oбучeниe paзбитo пo гoдaм, кaждый из кoтopых имeeт глaвную цeль – фopмиpoвaниe познавательной деятельности, активности и интереса младших школьников на уроках.

2. Основная часть

1. Научно-практические основы опыта.

Ведущая педагогическая идея реферата заключается в создании условий для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся для совершенствования учебной деятельности школьников на уроках.

Предметом интереса является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение; активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес [1, с. 9].

Уроки не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, навыков и умений, а выходят на практические действия школьников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается познавательный интерес младших школьников на уроках. Это даёт возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск, а значит способствовать развитию личности и развивать познавательную компетенцию учащихся.

Развитие познавательной деятельности младших школьников - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе [6, с. 38].

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении.

В своей работе я выделила и использую следующие каналы, по которым идет формирование познавательных интересов:

а) Дидактическая игра. Без применения дидактических игр вообще невозможно успешное обучение в начальной школе.

б) Различные формы организации совместной работы на уроках: работа в группах, в парах.

в) Занимательность – одно из средств формирования познавательного интереса. Элементы занимательности, всё необычное вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал.

г) Проблемное обучение. Использовать проблемные ситуации как приём в организации обучения, ведущий к развитию активности на уроке.

д) Различные формы проведения уроков в начальной школе.

2. Игровые формы, методы и приёмы активизации познавательной деятельности

Сюжетно – ролевые игры;

Познавательные игры путешествия.

На этапе обобщения знаний я стараюсь проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

3. Групповая и парная работа на уроках

В паре. На доске написаны примеры на сложение и вычитание. Один ученик решает примеры на сложение, второй – на вычитание. Затем они оценивают работу друг друга.

В группе 4 человека. На доске даны (по количеству групп) задачи. В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между членами группы. Отчёт: Один ученик рассказывает об условии, второй анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвёртый выбирает действие и доказывает правильность своего выбора.

Занимательность как средство формирования познавательного интереса

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово “занимательный” как “способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание [4, с.15]. Виды упражнений, которые я использую на своих уроках:

Числовые ребусы, кроссворды, шарады, головоломки;

Задачи на смекалку;

Логические задачи с геометрическим содержанием;

Занимательные рамки (Приложение 2).

Пятачок собрался в гости к Пуху, но ему надо успеть решить примеры. Помогите ему!

Кеша в недоумении, он не знает, как выполнить задание. Помогите ему!

Традиционные перфокарты я стараюсь связывать с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом у детей. Разнообразие форм кроссвордов и шифровок, разных уровней сложности позволяет длительное время поддерживать интерес к выполнению данного вида работ. Регулярно использую в своей работе специальные задачи и задания, направленные на развитие способностей, расширение математического кругозора и повышение качества математической подготовленности. Это зрительные и слуховые диктанты, рисование по памяти узоров, отыскивание чисел по таблицам.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых фактов для заучивания, всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащая в себе элемент противоречий, иногда неожиданности. У детей появляется желание скорее найти ответ на вопрос. Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счёта на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4, 12765:3. Предлагаю объяснить приём вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос КАК, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.

Нестандартные формы учебных занятий

Ещё одним условием для развития познавательной активности является организация различных нестандартных форм уроков и внеклассных мероприятий. В ходе которых между педагогом и детьми возникает атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. Наиболее распространённые типы нетрадиционных уроков – урок-сказка, урок-КВН, урок семинар, урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина.

Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала.

Урок-путешествие проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.

Урок-сказка. Как и в любой сказке, на таком уроке есть и положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Буратино, Кощей).

В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой – победой добра над злом.

Познавательные задания ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе. Отсюда – стремление быть первым, быстрым, находчивым. У детей развивается чувство ответственности, коллективности, воспитывается дисциплина, воля, характер [5, с.46].

Для определения результативности и эффективности была проведена экспериментальная работа.

На основании наблюдения учеников, мы можем сделать вывод, что интерес у детей 1 класса на уроках находится на среднем уровне (диаграмма 1). Далее был проведен контрольный срез с целью определения уровня вычислительных умений и навыков при изучении чисел первого десятка. Данные по итогам проверочной работы зафиксированы в таблице 2.

Как видим по таблице 2, большинство детей класса имеют удовлетворительный уровень математических знаний по теме.

Представим полученные данные в процентном соотношении на диаграмме 2.

В 4 классе я также использовали наблюдения и проверочную работу.

На основании наблюдения с прежними критериями, можно сделать вывод, что активность и интерес на уроках увеличились. Полученные данные занесены в таблицу 3. Далее детям был предложен контрольный срез, подобный проведённому в первом классе (согласно требованиям программы 4 класса).

Из таблицы 4 видим, что уровень математических умений заметно повысился. Далее в таблице 5 я отразила сравнительные данные контрольных срезов в начале и конце эксперимента.

Как видно из таблицы 5, учащиеся 1-го класса после проведенного эксперимента стали больше интересоваться уроками математики, стали более активными, это обусловлено тем, что проводилась целенаправленная работа на повышение познавательного интереса.

На диаграмме 3 представлены сравнительные данные из таблицы 5.

Таким образом, разнообразные методы и приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя.

Систематическое выполнение целенаправленно подобранных заданий, задач и упражнений оказывает положительное влияние не только на качество знаний по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяют объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащает запас и умение в словесной форме оформлять свои мысли и рассуждения.

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижение определённых целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учёбе, необходимо сделать этот процесс желанным.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учеников без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся, который выступает важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения и повышения его качества.

Благодаря созданию благоприятных условий для развития познавательного интереса на основе использования разнообразных форм, методов и приёмов описанных в данной работе, а также систематической и целенаправленной работе, я сделала следующие выводы:

- дети стали более активными на уроках;

- повысилось качество подготовленности;

- ребята стали проявлять больше самостоятельности на уроках и стали стремиться достичь более высоких результатов;

Список использованных источников:

Вахрушева, Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе /Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С.63-68.

3. Волкова, С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / С.И. Волкова, Н.Н. Столярова // Начальная школа, - 1990. - № 7; 1991 - № 7, 1992 - №7,8.

4. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 1986. - №12 – С. 15-21

5. Корчемлюк, О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики / О.М. Корчемлюк // Начальная школа. – 1994. - № 8 – С.

Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности

младших школьников / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

Приложение 1

Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик цепляется к первому вагону, называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”.

На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.

Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами. У учителя – два комплекта карточек разного цвета с числами от1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Пред началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющим. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построиться так, чтобы числа на их карточках была расположены по порядку. Команды, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

Дидактическая цель: обобщить знания чисел от21 до 100

Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной стороны читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. И 6 ед. и т.д.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит на дерево, если нет, то возвращается на в клетку.


-75%


В данной работе я хотела показать, как регулярное использование на уроках специальных заданий, направленных на развитие познавательного интереса, расширяет кругозор младших школьников, повышает качество подготовленности и позволяет активнее использовать знания в повседневной жизни.

Содержимое разработки

Активизация познавательной деятельности младших школьников на

Выполнил: учитель начальных классов

Кубасова Инна Ивановна

С развитием науки, техники, современного общества человеку предъявляется всё больше требований. В начальной школе закладывается фундамент будущей социально-активной личности. В начале своей школьной жизни ребёнок может пойти по пути пассивного слушателя, а может стать активным участником учебно-воспитательного процесса. В своей работе я старалась ежедневно развивать познавательный интерес в ребёнке, показать лёгкий и увлекательный путь получения знаний. На мой взгляд, учителю нужно ежедневно работать над данной проблемой, применять известные методы по формированию познавательной активности, искать новые методы и приёмы обучения, создавать собственные приёмы передачи знаний.

Актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса не только к знаниям, но и к способам их приобретения.

Развитие познавательной деятельности младших школьников - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе [6, с. 38].

Спросите у любого первоклассника, хочет ли он учиться, как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен одни десятки. К сожалению, приходится наблюдать, что уже в середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребёнок стал тяготиться школой, учитель должен позаботиться о том, чтобы ребёнок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решён. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному пути решения этой проблемы.

Достичь результата в развитии познавательной деятельности младших школьников возможно при соблюдении комплекса требований, в которых заключается сущность реферата и его актуальность.

Цель – coздaниe блaгoпpиятных уcлoвий для pазвития познавательной деятельности нa ocнoвe использования paзнooбpaзных фopм, мeтoдoв и приемов paбoты; уcтaнoвлeниe мeжпpeдмeтных cвязeй уpoкa c дpугими уpoкaми (pуccкoгo языкa, литературного чтения, изобразительного искусства и дp.), связи с жизнью.

Задачи:

- уточнение и пополнение знаний, умений и навыков учеников

- развивать познавательные процессы, память, мышление

- формировать познавательную деятельность и активность детей, интерес к учёбе

Регулярное использование на уроках системы специальных заданий, направленных на развитие познавательного интереса, расширяет кругозор младших школьников, повышает качество подготовленности, позволяет активнее использовать знания в повседневной жизни и oхвaтывaeт пepиoд c 1 пo 4 клacc. Oбучeниe paзбитo пo гoдaм, кaждый из кoтopых имeeт глaвную цeль – фopмиpoвaниe познавательной деятельности, активности и интереса младших школьников на уроках.

2. Основная часть

1. Научно-практические основы опыта.

Ведущая педагогическая идея реферата заключается в создании условий для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся для совершенствования учебной деятельности школьников на уроках.

Предметом интереса является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение; активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес [1, с. 9].

Уроки не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, навыков и умений, а выходят на практические действия школьников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается познавательный интерес младших школьников на уроках. Это даёт возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск, а значит способствовать развитию личности и развивать познавательную компетенцию учащихся.

Развитие познавательной деятельности младших школьников - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе [6, с. 38].

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении.

В своей работе я выделила и использую следующие каналы, по которым идет формирование познавательных интересов:

а) Дидактическая игра. Без применения дидактических игр вообще невозможно успешное обучение в начальной школе.

б) Различные формы организации совместной работы на уроках: работа в группах, в парах.

в) Занимательность – одно из средств формирования познавательного интереса. Элементы занимательности, всё необычное вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал.

г) Проблемное обучение. Использовать проблемные ситуации как приём в организации обучения, ведущий к развитию активности на уроке.

д) Различные формы проведения уроков в начальной школе.

2. Игровые формы, методы и приёмы активизации познавательной деятельности

Сюжетно – ролевые игры;

Познавательные игры путешествия.

На этапе обобщения знаний я стараюсь проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

3. Групповая и парная работа на уроках

В паре. На доске написаны примеры на сложение и вычитание. Один ученик решает примеры на сложение, второй – на вычитание. Затем они оценивают работу друг друга.

В группе 4 человека. На доске даны (по количеству групп) задачи. В каждой группе выбирается ведущий, который распределяет работу между членами группы. Отчёт: Один ученик рассказывает об условии, второй анализирует задачу, третий определяет, что он будет узнавать, четвёртый выбирает действие и доказывает правильность своего выбора.

Занимательность как средство формирования познавательного интереса

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово “занимательный” как “способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание [4, с.15]. Виды упражнений, которые я использую на своих уроках:

Числовые ребусы, кроссворды, шарады, головоломки;

Задачи на смекалку;

Логические задачи с геометрическим содержанием;

Занимательные рамки (Приложение 2).

Пятачок собрался в гости к Пуху, но ему надо успеть решить примеры. Помогите ему!

Кеша в недоумении, он не знает, как выполнить задание. Помогите ему!

Традиционные перфокарты я стараюсь связывать с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом у детей. Разнообразие форм кроссвордов и шифровок, разных уровней сложности позволяет длительное время поддерживать интерес к выполнению данного вида работ. Регулярно использую в своей работе специальные задачи и задания, направленные на развитие способностей, расширение математического кругозора и повышение качества математической подготовленности. Это зрительные и слуховые диктанты, рисование по памяти узоров, отыскивание чисел по таблицам.

Проблемное обучение, а не преподнесение готовых фактов для заучивания, всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащая в себе элемент противоречий, иногда неожиданности. У детей появляется желание скорее найти ответ на вопрос. Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счёта на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4, 12765:3. Предлагаю объяснить приём вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос КАК, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.

Нестандартные формы учебных занятий

Ещё одним условием для развития познавательной активности является организация различных нестандартных форм уроков и внеклассных мероприятий. В ходе которых между педагогом и детьми возникает атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. Наиболее распространённые типы нетрадиционных уроков – урок-сказка, урок-КВН, урок семинар, урок-путешествие, урок-игра, урок-викторина.

Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала.

Урок-путешествие проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования.

Урок-сказка. Как и в любой сказке, на таком уроке есть и положительные и отрицательные герои (Баба Яга, Буратино, Кощей).

В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствуют борьба добра и зла, преодоление трудностей. Заканчивается урок развязкой – победой добра над злом.

Познавательные задания ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе. Отсюда – стремление быть первым, быстрым, находчивым. У детей развивается чувство ответственности, коллективности, воспитывается дисциплина, воля, характер [5, с.46].

Для определения результативности и эффективности была проведена экспериментальная работа.

На основании наблюдения учеников, мы можем сделать вывод, что интерес у детей 1 класса на уроках находится на среднем уровне (диаграмма 1). Далее был проведен контрольный срез с целью определения уровня вычислительных умений и навыков при изучении чисел первого десятка. Данные по итогам проверочной работы зафиксированы в таблице 2.

Как видим по таблице 2, большинство детей класса имеют удовлетворительный уровень математических знаний по теме.

Представим полученные данные в процентном соотношении на диаграмме 2.

В 4 классе я также использовали наблюдения и проверочную работу.

На основании наблюдения с прежними критериями, можно сделать вывод, что активность и интерес на уроках увеличились. Полученные данные занесены в таблицу 3. Далее детям был предложен контрольный срез, подобный проведённому в первом классе (согласно требованиям программы 4 класса).

Из таблицы 4 видим, что уровень математических умений заметно повысился. Далее в таблице 5 я отразила сравнительные данные контрольных срезов в начале и конце эксперимента.

Как видно из таблицы 5, учащиеся 1-го класса после проведенного эксперимента стали больше интересоваться уроками математики, стали более активными, это обусловлено тем, что проводилась целенаправленная работа на повышение познавательного интереса.

На диаграмме 3 представлены сравнительные данные из таблицы 5.

Таким образом, разнообразные методы и приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя.

Систематическое выполнение целенаправленно подобранных заданий, задач и упражнений оказывает положительное влияние не только на качество знаний по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяют объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащает запас и умение в словесной форме оформлять свои мысли и рассуждения.

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижение определённых целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Значит, чтобы добиться каких-либо успехов в учёбе, необходимо сделать этот процесс желанным.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учеников без развития их познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся, который выступает важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения и повышения его качества.

Благодаря созданию благоприятных условий для развития познавательного интереса на основе использования разнообразных форм, методов и приёмов описанных в данной работе, а также систематической и целенаправленной работе, я сделала следующие выводы:

- дети стали более активными на уроках;

- повысилось качество подготовленности;

- ребята стали проявлять больше самостоятельности на уроках и стали стремиться достичь более высоких результатов;

Список использованных источников:

Вахрушева, Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе /Л.Н. Вахрушева // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С.63-68.

3. Волкова, С.И. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики / С.И. Волкова, Н.Н. Столярова // Начальная школа, - 1990. - № 7; 1991 - № 7, 1992 - №7,8.

4. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 1986. - №12 – С. 15-21

5. Корчемлюк, О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики / О.М. Корчемлюк // Начальная школа. – 1994. - № 8 – С.

Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности

младших школьников / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

Приложение 1

Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.

Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик цепляется к первому вагону, называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”.

На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.

Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами. У учителя – два комплекта карточек разного цвета с числами от1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Пред началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющим. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построиться так, чтобы числа на их карточках была расположены по порядку. Команды, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

Дидактическая цель: обобщить знания чисел от21 до 100

Содержание игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной стороны читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. И 6 ед. и т.д.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит на дерево, если нет, то возвращается на в клетку.


-75%

Читайте также: