Альбрехт дюрер апокалипсис доклад

Обновлено: 05.07.2024

У великого немецкого художника и мыслителя А. Дюрера есть цикл гравюр на дереве, впервые опубликованных в 1498 году. На них отражены ключевые эпизоды Апокалипсиса. Это своеобразный пересказ данного произведения, представленный в зримых образах. Обратимся к нему, заодно стараясь понять замысел выдающегося представителя Средневековья.

Первоначально мастер выполнил 15 гравюр. В издании 1511 года он добавил к ним титульный лист (1). На нем — аллегорическое изображение источника вдохновения пророка.

Иоанну Богослову является Мадонна с младенцем в лунном сиянии. Перед ним на дернине чернильница, справа орел — символ евангелиста Иоанна. (Правда, до сих пор специалисты так и не пришли к единому мнению о том, был ли автор Апокалипсиса четвертым евангелистом.)

Он пишет и неожиданно ощущает присутствие Мадонны. Непроизвольно поднимает левую руку и поворачивает к ней лицо. Где в данный момент находится Иоанн? Телесно — на земле, но душа его устремлена к высшему. По-видимому, именно это подсказывает кружево облаков, завершающее композицию.

2-й лист. Здесь показана предыстория Откровения: мучения Иоанна Богослова.

Согласно преданию, его пытали в котле с кипящим маслом: мученик отрешен от земного мира и молится Господу, а потому злодеи ничего не могут с ним поделать. Он не отрешается от Христа и получает помощь свыше. Император Домициан показан восточным деспотом, который изумлен происходящим.

Все присутствующие на казни одеты по моде европейского Средневековья. Возможно, художник хотел этим показать, что подобные события не имеют конкретной привязки к далекому прошлому, а принадлежат всем эпохам, вечности.


Лист 1. Мадонна в сиянии луны является Иоанну


Лист 2. Мучения Иоанна


Лист 3. Иоанн видит семь светильников


Лист 4. Поклонение Богу и Агнцу


Лист 5. Четыре всадника Апокалипсиса

Странное впечатление производит вид собачки, примостившейся у подножья трона. Она пристально смотрит на зрителя, не обращая внимания на действия людей, словно представитель иного мира — природы (вокруг городской пейзаж с острыми гранями домов-кристаллов и единственным деревом, у которого виден только ствол).

Все это как бы прелюдия к Откровению. Оно дано пророку, заслужившему общение с Богом благодаря своей стойкости в христианской вере, готовности претерпеть ради нее любые страдания.

(Меч, выходящий из уст Бога, показан художником натуралистично; но это, безусловно, издержки наглядности и дословной иллюстративности; словесное творчество гибче и аллегоричней, так что под этим образом следует понимать слова Господа, разящие, словно меч.)

Пророк находится на небесах перед Господом. Все земное остается где-то далеко внизу. Перед нами именно видение, взлет души к престолу Всевышнего.

4-й лист. Следующее видение Иоанна. Распахнуты небесные врата. Там, в мире ином, высшем, на престоле восседает Бог. У него на коленях книга, запечатанная семью печатями. Над ним семь горящих светильников, которые суть семь духов Божьих, а поодаль — апостолы и святые. У престола четыре шестикрылых животных, исполненных очей: лев, телец, орел и человек.

А в нижнем, земном мире время словно остановилось. Безмятежная картина: прекрасный пейзаж и полное отсутствие людей. Словно без них, без проявлений страстей человеческих мир сохраняет свое великолепие во веки веков.


Лист 6. Снятие пятой и шестой печатей


Лист 7. Запечатление 144 000 избранных


Лист 8. Избранные перед Агнцем


Лист 9. Трубный глас

В левом нижнем углу картины — разверзнутая пасть адского существа, пожирающего людей. И первый, кого постигла такая участь — коронованный властитель.

Названо и число избранных: 144 000 из двенадцати колен израилевых.

(На этом видении Иоанна Богослова определенно сказался дух того времени и тогдашние представления о структуре мироздания. В представлении пророка земля четырехугольная, и на каждой ее стороне находится источник определенного ветра.

К избранным причислены только христиане из израильтян. Это не соответствует словам Иисуса Христа, призывавшего своим последователям не обращать внимания на национальную принадлежность, ибо суть человека выражают его душа и вера, а не племенные отличия. Хотя можно при желании предположить, что в данном случае подчеркивается обращение в христианство именно иудаистов, не считая представителей других вер и народов. Впрочем, такое объяснение вряд ли назовешь убедительным.)

Вновь действие происходит преимущественно на небесах. Хотя пророк остается стоять на земле, душа и мысли его пребывают в мире ином. Все земное остается далеко внизу.

9-й лист. Снята седьмая, последняя печать. Семь ангелов предстали пред Богом, получив от него семь труб. И новый Ангел воскурил фимиам в золотой кадильнице на жертвеннике у престола. Дым с молитвами святых вознесся к Всевышнему.

С удивительным мастерством Дюрер изображает на одном листе множество событий. Однако грозные звуки небесных труб вызывают и другие бедствия, которым посвящена следующая гравюра.

Описание напоминает последствия катастрофического извержения вулкана, выбрасывающего черные клубы раскаленного пепла. Однако таково лишь первое впечатление. Оказывается, звезда закована в броню, лица имеет человеческие, а шум от крыльев ее подобен грохоту боевых колесниц.


Лист 10. Четыре Ангела с Евфрата


Лист 11. Иоанн съедает книгу

Среди тех, кого карают мечи ангелов, на первом плане царь в короне, епископ и сам папа римский, рыцарь. Вот кому многое дано, но много с них и спросится за грехи и преступления.

(Я не уверен, что такое толкование единственно верное. Напротив, смысл текста темен, и трудно понять, что означает завершение времени. У Дюрера в правой верхней части листа показан Ангел, благословляющий растения. Возможно, завершится пребывание в пространстве и времени человечества, тогда как растительный мир сохранится?)

В руке Ангела книга, повествующая о высших истинах, ибо, давая ее Иоанну, Ангел другой рукой показывает на небо, где находится престол Господа. И взял пророк книгу из его руки, и съел ее, а она на вкус была сладка, как мед, но оставляла горечь во чреве. (Человек желает знать будущее, рад такой возможности познания, но оно открывает ему горькие истины. Так, пожалуй, следует толковать слова Иоанна.)


Лист 12. Солнечная женщина и дракон


Лист 13. Михаил побеждает дракона

Передавая аллегорию Апокалипсиса, художник остается реалистом, а потому поглощение книги выглядит излишне материально, натуралистично. В этом отношении словесные образы сильней и содержательней зримых картин.

Однако за происходящим внимательно следят ангелы небесные. Они уносят дитя к престолу Господа к злобной ярости дракона.

13-й лист. Дракон и слуги его устремляются на небо, стремясь схватить младенца. Навстречу им встает архангел Михаил со своими ангелами.

В небе происходит сражение, в котором побеждают светлые силы.

А под небом, на земле не происходит ничего необыкновенного. Безмятежный пейзаж. Городок у моря, по которому плывут корабли, деревья на скале, чуть согнувшиеся от ветра.

Значит, битва сил светлых и нечистых происходит не на привычном людям небосводе, а в мире ином. Где он находится?

Можно предположить, что борьба эта происходит в душе человеческой — извечная борьба добра и зла. Согласно высшей воле победить должны светлые силы. Однако в жизни земной бывает иначе: люди вольны выбрать для себя пути нечестивые. Природа и Бог учат их иному, но многие ли прислушиваются к голосу совести, любви и сострадания, звучащему в их душах?


Лист 14. Зверь богохульства и зверь соблазна

(Возникает вопрос: кем были предоставлены такие возможности для сил зла? Не мог же Бог потакать им. Следовательно, как делал вывод замечательный русский философ Николай Бердяев, свобода предшествует всему, она первична и предоставлена всему живущему не чьей-то волей, а изначально. С позиций богословия возникает проблема дуализма, равноправия сил света и добра с силами тьмы и зла. Интересно, что преодолеть такую логическую ловушку помогает наука. Ведь светоносные лучи в мире первичны, а тьма и тень есть их отсутствие, следствие существования материальных объектов, поглощающих или отражающих свет. Вот и на гравюре Дюрера при торжестве на земле исчадий зла, в высших сферах сохраняется господство светоносного Бога и ангелов Его.)


Лист 15. Блудница вавилонская


Лист 16. Ангел с ключом от бездны

(Под этой блудницей вавилонской пророк подразумевал языческий Рим. А для художника прототипом данного образа послужил набросок одной прелестной венецианки, сделанный им в Италии в 1495 году.)

Перед блудницей, сидящей на звере, стоят: царь, вельможа, купец, рыцарь, кокетка, солдат. Даже монах пал пред ней на колени. Представители почти всех слоев общества поклоняются силе и богатству. (В тексте пророчества об этом не сказано; художник выразил свои мысли, которые созвучны идеям Иоанна Богослова.)

Дюрер не стал показывать ужасы последних дней, о которых гласит текст Апокалипсиса. Почему? Трудно сказать. Судя по всему, он верил в светлое будущее человечества, торжество разума и добра на земле под немеркнущим солнцем и Божьим благоволением.

20. Когда созданы произведения, приписываемые Дюреру

20. Когда созданы произведения, приписываемые Дюреру В [5т1], гл. 14:3, мы показываем, что произведения, приписываемые художнику якобы XV–XVI веков Альбрехту Дюреру, были созданы, скорее всего, столетием позже — в XVII веке. Оказывается, ИМЕННО НА XVII ВЕК ПРИХОДИТСЯ ПИК ОБНАРУЖЕНИЯ

20. Когда созданы произведения, приписываемые Дюреру

20. Когда созданы произведения, приписываемые Дюреру В [5т1], гл. 14:3, мы показываем, что произведения, приписываемые художнику якобы XV–XVI веков Альбрехту Дюреру, были созданы, скорее всего, столетием позже – в XVII веке. Оказывается, ИМЕННО НА XVII ВЕК ПРИХОДИТСЯ ПИК ОБНАРУЖЕНИЯ

Апокалипсис Петра

Радиационный апокалипсис

Радиационный апокалипсис Радиофобия — опаснейшая болезнь. И ее в нашем обществе упорно распространяли и обостряли многие годы после Чернобыльской аварии.Правда, поначалу Горбачев и его команда решили отмолчаться. Они не отменили первомайские демонстрации на У крайне и

АПОКАЛИПСИС В ГВАТЕМАЛЕ

АПОКАЛИПСИС В ГВАТЕМАЛЕ Во время землетрясения, происшедшего 18 апреля 1902 года, погибло свыше 12 тысяч человек, более 80 тысяч жителей небольшой страны Латинской Америки потеряли кров. Сейчас ученые называют эту трагедию одним из самых сильных землетрясений за 200-летнюю

Часть V Апокалипсис

Часть V Апокалипсис Вернемся наконец к тому, с чего начали: к Кортесу и к ацтекским сокровищам. Читатель, возможно, задается вопросом: что же с ними произошло? Неужели Кортес действительно украл их у своих людей?Ответ, по-видимому, заключается в том, что к концу осады от

АПОКАЛИПСИС XX ВЕКА

АПОКАЛИПСИС XX ВЕКА На рассвете 1 сентября 1939 г. вермахт взломал польскую границу и развернул широкое наступление. Через 17 дней с Востока в Польшу вошла Красная Армия. В отличие от 1914 г. настроение немцев, даже нацистских депутатов рейхстага было подавленным, ибо на этот

Куреневский апокалипсис

Куреневский апокалипсис Куреневская трагедия, унесшая жизни 1990 киевлян, долгое время замалчивалась советскими властями. Ведь она наглядно продемонстрировала, как дорого могут обойтись людям малейшие ошибки специалистов при строительстве гидротехнических сооружений,

Апокалипсис

Апокалипсис По своей литературной форме, Апк. представляет собою послание. За вступительными словами, в которых сообщаются сведения об источнике и содержании откровения, и ублажаются приемлющие и хранящие его (1:1-3), следует эпистолярное обращение обычного типа (стт. 4-5а) и

Глава 1 Самозащита по Альбрехту Дюреру

Глава 1 Самозащита по Альбрехту Дюреру Древний Египет, время, отделенное от нас более чем четырьмя тысячами лет… Под палящим тропическим солнцем, утопая по щиколотку в раскаленном песке, Камее, начальник отряда копейщиков, вел своих людей краем Нубийской пустыни.

6. Произведения, приписываемые сегодня известному художнику якобы XV–XVI веков Альбрехту Дюреру, были созданы, скорее всего, столетием позже — в XVII веке

6. Произведения, приписываемые сегодня известному художнику якобы XV–XVI веков Альбрехту Дюреру, были созданы, скорее всего, столетием позже — в XVII веке В книге [ИМП], ХРОН4, гл. 13:5, мы уже обосновали гипотезу, что известный художник Альбрехт Дюрер жил, скорее всего, не в XV–XVI

Апокалипсис

Апокалипсис По своей литературной форме, Апк. представляет собою послание. За вступительными словами, в которых сообщаются сведения об источнике и содержании откровения, и ублажаются приемлющие и хранящие его (1:1-3), следует эпистолярное обращение обычного типа (стт. 4-5а) и

Путинский апокалипсис

Путинский апокалипсис Любой культ с фигурой спасителя в центре обречен на апокалиптику, и это вполне логично: уникальная, сверхъестественная личность, стоящая в его центре, не может просто состариться и умереть – жизнь и смерть спасителя должны стать судьбоносным

К моменту начала работы над иллюстрациями (1496 год) Дюреру было всего около 25 лет и в то время он только открыл свою первую мастерскую в Нюрнберге. Считается, что к созданию серии апокалиптических гравюр мастера подтолкнуло его первое путешествие в Венецию в 1494 - 1495 годах, где он и познакомился с итальянским Ренессансом, столь значительно повлиявшим на сам стиль произведений. Однако сама историчность этого путешествия весьма спорна и возможно является не более чем красивой историей.

Кроме необычайного мастерства исполнения, изображения отличаются еще и рядом интересных особенностей:

Все гравюры подписаны монограммой Дюрера, что крайне необычно для подобных произведений того времени.

Кроме того, необычен и сам тип иллюстраций: во всю страницу на лицевой стороне и поясняющий текст на обороте, что представляет собой двойную версию изложенного (в картинках и словах), где читатель должен сравнить каждую иллюстрацию с написанным прежде, чем перейти к следующему шагу ознакомления со всем произведением.

В наше время подобная практика далеко не редкость для сказок и детских книг, но в XIV веке была совершенно удивительна, ведь перед читателем в прямом смысле открывался совершенно новый, доселе невиданный мир.

И совершенно не случайно.

В период политических и религиозных волнений, характеризующихся длительными ожиданиями и абсолютной неопределенностью будущего (в особенности за несколько лет до Реформации) интерес к апокалиптическим темам был необычайно велик. Публикация книги в 1498 году, одновременно на латинском и немецком языках, оказалась как никогда кстати.

В то время большая часть католической Европы с ужасом ожидала Страшного Суда, наступление которого ждали в 1500 году.

Благодаря большому тиражу несколько экземпляров книги сохранились и до наших дней, в большинстве своем в виде отдельных страниц с иллюстрациями, которые нередко продавались как самостоятельные произведения искусства, но только благодаря ним мы и сегодня можем видеть шедевры Альбрехта Дюрера созданные более 500 лет назад.

Апокалипсис (по греч. - откровение) - книга Откровения о судьбах мира и человечества, изложенная преимущественно в символах и аллегориях. Памятник раннехристианской письменности (последняя, а по хронологии написания - первая из книг Нового Завета), он издревле считается наиболее таинственным и загадочным из всего корпуса христианской литературы, включая апокрифы.

Обычно Апокалипсис воспринимается как пугающая "книга ужасов", синоним мирового катаклизма и всеобщей гибели. На самом деле он оптимистически возвещает об уничтожении зла и его демонических носителей, об установлении на земле царства Божия - Нового Иерусалима. Автор Апокалипсиса, св. апостол и евангелист Иоанн, именуемый Тайнозрителем, разворачивает перед нами целую галерею потрясающих воображение и сознание образов и событий.

Комментаторы придерживаются двух основных позиций: одни стараются свести пророчества Апокалипсиса к минимуму, видя в них отражение исторических событий, другие стремятся интерпретировать всю мировую историю, все события прошлого, настоящего и будущего, включая историю Церкви и Страшный Суд. В предложенной работе мы постарались описать самые яркие образы Апокалипсиса в изобразительном искусстве периода Северного Возрождения, в частности в творчестве Альбрехта Дюрера и Иеронима Босха.

Реформация (от лат. reformatio — преобразование) представляла собой такое же мощное религиозное движение, каким ныне является, к примеру, фундаментализм в исламских странах. Оба они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных изменений (реформации) существующей религиозной практики.

Выдающимся представителем Возрождения в Германии, творчество которого определяло немецкое искусство в течение длительного времени, был живописец и мастер гравюры Дюрер. Считается, что Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века.

Конец света в видении И. Босха

В зрелый период творчества Босх переходит от изображения видимого мира к воображаемому, порожденному его неуемной фантазией. Видения являются ему словно в сновидении, потому образы Босха лишены телесности, в них причудливо соединяются чарующая красота и нереальный, как в ночном кошмаре, ужас: бесплотные фигуры-фантомы лишены земного притяжения и легко взлетают вверх. Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры. В этом страшном мире растут невиданные деревья, стоят странные сооружения, совсем не похожие на те, что существуют в жизни. Здесь гуляют гигантские птицы, крысы размером с лошадь, летают рыбы и жареные гуси. Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Художник перевел пророчества, распространившиеся в Западной Европе к началу XVI века - времени, когда был предсказан Конец света, в наглядные образы, обладающие такой невиданной эмоциональной убедительностью.

Сегодня очевидно, что в творчестве очень многих художников и поэтов XX века, порой инстинктивно, сказывается апокалипсическое видение мира, - ведь все мы живем в безумное время. И все же каждый художник склонен воспринимать более трепетно, более адекватно свой собственный конец, свою индивидуальную смерть, чем всеобщий апокалипсис, - и это тоже понятно.

Список использованной литературы

ДЮРЕР Альбрехт АПОКАЛИПСИС гравюры / Albrecht Dürer Apocalypse

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения


Апокалипсис Иоанна Богослова – каноническая книга Нового Завета. (Я здесь не буду упоминать о различных теориях происхождения этой книги, и споров об авторстве)

Дюрер обращается к этой книге и создает знаменитую серию гравюр на дереве после своего первого путешествия в Италию. Серия из 15 гравюр, иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова, была впервые опубликована в 1498 году в Нюрнберге на латыни и немецком языке. Дюреру было 27 лет, когда он приступил к этой масштабной работе, и он уже к тому времени проработал в чужеземных мастерских, изучил работу итальянских мастеров. Апокалипсис превзошел все, что было сделано в графике того времени (да и нашего, полагаю, тоже).

  1. Мадонна на лунном серпе является к Иоанну

Все предлагаемые листы были представлены в 1498 году, а титульный лист был добавлен только в 1511 году. На Нем изображен Иоанн на Патмосе. Рядом с ним сидит орел – символ творчества. От отрывается от письма и видит Мадонну окруженную лучами с ребенком на руках. Эта гравюра не имеет отношение непосредственно к Апокалипсису.


Этот лист, в соответствии с традицией изображения Апокалипсиса Дюрер ставит первым. Здесь Иоанн изображен во время пытки в Риме перед ссылкой на Патмос. На троне восседает император Домициан, Иоанн молится, нагой и коленопреклонённый. Рядом котел с маслом. Тут, как и на большинстве картин того времени несколько событий, изложены одновременною. В одном месте только разводят огонь, в другом уже поливают Иоанна кипящим маслом. У нижнего парапета толпа зрителей.


Иоанн слышит громкий, "как бы трубный глас и видит семь золотых светильников. Посреди светильников сидит Христос на радуге, Его ниспадающие одежды подпоясаны золотым поясом. Волосы на Его голове, "как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный"; и лицо Его, "как солнце, сияющее в силе своей". Из уст Его выходит обоюдоострый меч. Иоанн падает к ногам Его, Христос приказывает ему записать все то,

что он увидит, и разъясняет тайну семи звезд в правой руке Своей и семи светильников: семь звезд - суть Ангелы семи малоазиатских Церквей (в Эфесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии), а семь светильников - суть семь Церквей.


Иоанн видит новую картину. В верхней части гравюры распахнуты Небесные врата, и видно сидящего на престоле Бога с Книгой Жизни. Над ним семь светильников. Рядом с ним Агнец с семью рогами и семью очами. Вокруг них четверо шестикрылых животных (лев, человек, орел, бык). Двадцать четыре старца на престолах собрались вокруг . У ног Бога стоит ангел и взывает к тому, кто должен открыть книгу за семью печатями, которая

Появляется Агнец с семью рогами, с семью глазами и берет книгу у Бога. Агнец - символ Христа. Снова двадцать четыре старца преклоняют колени и преподносят свои короны. Это сопровождается хвалебным пением золотых арф. А в нижней части гравюры простирается вдаль прекрасный ландшафт. Тихое озеро, окруженное лесом, крепость на берегу, на холме - башни замка.


Агнец снимает четыре печати и четыре всадника один за другим вырываются вперед. Первый на белом коне в короне и с луком «торжествующий и всегда побеждающий" – завоевание. Второй скачет на рыжем коне и размахивает мечом - война. Он прогоняет мир и сеет раздор между людьми. Третий всадник появляется с весами в руках, это голод и дороговизна. А последний - смерть на тощей кляче, и за ним следует ад. Четверть человечества, которая напрасно пытается противостоять этому жуткому натиску, низвергается. В Бамбергском Апокалипсисе всадники были изображены на четырех картинах каждый отдельно. Уже до Дюрера были сведены они в "апокалиптических всадников" , но никто не достиг такой законченности как Дюрер, в изображении этой группы, которая неудержимо несется у него по какому-то непонятному пространству и повергает в смерть все, что противостоит ей.


Снимается пятая печать: Иоанн видит под жертвенником души убиенных за веру. Они взывают о мщении. Ангел дает им белые платья, но время мщения еще не настало, число мучеников, которое должно вызвать взрыв гнева, еще не достигнуто.

Открывается шестая печать и начинается землетрясение. Солнце и луна затемняются, звезды падают с неба. Небо скрывается, горы и острова приходят в движение. Перед гневом Бога все люди равны. Великие и богатые, короли и военачальники, свободные и рабы скрываются между каменными глыбами ущелий и гор. В своем отчаянии они молят горы, готовые рухнуть на них, скрыть их от лица Бога и от гнева Агнца.


В 1500-х годах существовало н есколько техник гравировки, но самое широкое получила ксилография. Вероятно, из-за способа создания. Все линии отпечатанные на листе выступали над поверхностью доски. Гравер вырезал все, что на листе будет белым. Получалось что-то вроде печати. Задача резчика удалить все что, что не должно появиться на листе. Дюрер начинает осваивать и больше использовать технику гравировки по металлу.

Здесь принципиальная разница с ксилографией состоит в том, что линии которые проводятся по металлу, появятся потом на бумаге. Гравер проводит по пластине серым V инструментом. Он называется штихель. Процарапывая им металл можно получить тончайшие линии. Мастер прочерчивает бороздки, потом покрывает пластину чернилами, потом протирая пластину, оставлял чернила только в бородках. После этого пластина отправлялась под пресс.


Иоанн видит одетых в белые одежды людей с пальмовыми ветвями в руках. Вместе с ними двадцать четыре старца и ангелы. На его вопрос ему отвечает один из старцев, наклонясь перед ним - это верующие, всех племен и колен, народов, языков, которые должны защититься от бедствия и гибели. Один из старцев подставляет под кровь Агнца чашу. В тексте Библии говорится, что избранные омыли свои одежды кровью Агнца, которая принесет верующим избавление от гнева Божьего. В нижней части гравюры один из старцев общается с Иоанном, который в отличие от третьей гравюры цикла находится на Патмосе, внизу Дюрер нарисовал пейзаж острова.



Хотя на предыдущих листах были представлены все семь труб, Дюрер показывает еще раз Бога с последними тремя трубами. Слева летит ангел, чтобы получить пятую трубу, а справа стоит ангел с четвертой трубой, результаты действия которой были изображены на предыдущем листе. Под звуки пятой трубы из дыма выходит саранча и покрывает землю, как отряды конницы. Саранча мучит людей в жуткой тьме долгие пять месяцев. Под звуки шестой трубы голос из четырех рогов золотого алтаря приказывает освободить четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрат. С разрушительной силой набрасываются они на человечество и убивают третью его часть. Жесты неистовствующих ангелов вызывают сильное волнение. С поднятыми мечами стоят они в толпе людей и уничтожают все, что им доступно. Резким движением хватает один из ангелов женщину за волосы. Всадник, застрявший в стремени споткнувшегося коня, падает навзничь. Нет пощады ни королю, ни епископу, ни даже самому папе. Страх и ужас на лицах всех людей. Но этим не заканчивается. Толпа всадников в броне несет новую гибель. Они мчатся на конях с львиными головами, вокруг огонь и дым.

10. Иоанн съедает книгу


Седьмая труба готова вострубить, но тут появляется ангел,, одетый в облако, вокруг его головы радуга, его лицо излучает свет, как солнце, а ноги подобны огненным столбам. Он

ставит правую ногу на море, левую - на землю и в клятве поднимает руку к небу. Спускающийся с неба крылатый ангел приказывает Иоанну взять книгу из рук этого ангела и съесть ее. Книга содержит необычайные ужасы, которые произойдут, вероятно, позже. Следующее задание возлагается на Иоанна - измерение храма Божьего и его алтаря. На этом листе Дюрер изобразил ландшафт. Слева широкое озеро с облачным небом над ним, справа – покрытое лесом побережье Патмоса. На переднем плане видны только несколько деревьев. Рядом с Иоанном Откровение, которое он записывает, видны перья и чернильница. Качество детализации исключительное.

11. Жена, облечённая в солнце, и семиглавый дракон


Звучит последняя труба. Иоанн видит женщину, облеченную в солнце. Она стоит на лунном серпе, на ней корона с двенадцатью звездами. Она родила мальчика. Тут появляется рыжий семиглавый дракон с семью рогами, на головах - короны. Его хвост увлек к земле треть звезд. Жуткий дракон хочет забрать дитя. Но ангелы поднимают мальчика к Богу. Во время погони за ребенком между драконом и архангелом Михаилом разгорается жестокая схватка, которая изображается на следующем листе. Дракон сбрасывается на землю и преследует женщину. У нее вырастают два крыла, и она спасается бегством в пустыню. Напрасно выпустил дракон вслед из пасти своей воду, как реку, чтобы утопить ее, но земля, помогая женщине, раскрывается и поглощает поток.


Наряду с апокалиптическими всадниками этот лист причисляется к знаменитейшим и значительнейшим из серии Апокалипсиса . В воздухе битва архангела Михаила и его ангелов с драконом и его чудовищем. Светло и победоносно высвечивается белая одежда архангела Михаила из хаоса борющихся фигур. Дракон тяжело ранен и должен упасть на землю. Кажется, эти безобразные двуполые существа рождены больной фантазией. Они – олицетворяют зло. В нижней части гравюры мирный пейзаж, похожий на пейзаж с третьей гравюры, те же красноречивые детали — замок с открытыми воротами и опущенным мостом.


На гравюре Дюрер иллюстрирует два фрагмента Откровения. Первый из главы 13, второй из главы 14 Откровения

Иоанн ступает на морской берег и снова видит дракона с семью головами, выходящего из моря. Его ноги как у медведя, а головы - львиные. Чудовище выглядит смертельно раненым архангелом Михаилом, но раны заживляются сами собой "и вся земля удивилась зверю". Чудовище хулит Бога. Другое чудовище с двумя бараньими головами поднимается из земли и тоже хулит Бога. Оно заставляет падать огонь с неба и склоняет людей к поклонению дракону. Затем видит Иоанн ангела, который летит по небу и голосом с неба призывает к страху Божьему, так как пришло время Его Суда. Второй ангел предостерегает от поклонения дракону. Тут видит Иоанн на белом облаке Христа,

величественно восседающего, как Мировой Судья. На голове его золотая корона и острый серп в руке. Голосом ангела громко провозглашается: "Ударь своим серпом, так как время урожая пришло". Это означает, что чаша грехов переполнилась. Подобное указание получает другой ангел с серпом: "Режь гроздья винограда на земле, ибо их плоды спелы".


На гравюре Дюрер иллюстрирует четыре фрагмента Откровения. Первый фрагмент из Главы 17, два фрагмента из главы 18, и фрагмент из главы 19 Откровения.

В мыслях Иоанн переносится в пустыню и видит женщину на розовом чудовище у которого семь голов с десятью рогами. Одежды женщины блещут золотом и драгоценными каменьями. В руке у - нее кубок, полный мерзости. Это Вавилон, мать всех ужасных грехов. Перед Вавилонской блудницей стоят представители всех сословий: король, рыцарь, кузнец. Среди них и монах. Все они поклоняются ей. Воды, над которыми стоит дракон означают и народы Земли. С неба спускается ангел и провозглашает падение Вавилона, и можно видеть, как Вавилон горит вдали в страшном огне.

Небо открывается, и появляется белый конь в короне. Всадник символизирует верность и справедливость. Его одежда разорвана, в крови. Он несет острый меч, чтоб утвердить на земле справедливую власть. За ним следуют святые на белых конях, одетые в белоснежные одежды.


Ангел спускается с неба с ключом от бездны и большой цепью в руке. Он заковывает цепью дьявола и бросает его в пучину. Бездна смыкается и запирается на ключ, чтобы дьявол не мог в течение тысячи лет соблазнять людей. После этого он должен на некоторое время освободиться. Следующее видение - один из ангелов, который вылил на землю семь чаш Божьего гнева, приводит Иоанна на большую и высокую гору и показывает ему спускающийся с неба святой Иерусалим. Стены его - из яшмы, ворота - из жемчуга. Перед воротами стоит страж - ангел. Улицы города золотые. Городу не нужны ни солнце, ни луна, так как он осиян Божьей благодатью.

Читайте также: