Выборы в германии доклад

Обновлено: 04.07.2024

Германия – одно из крупнейших и развитых государств мира, которое занимает ведущее место по основным жизненным показателям не только в Европе, но и в мире; играет активную роль в интеграции современной Европы и международном сотрудничестве в рамках ООН, НАТО, других международных организациях.

После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) Германия была разделена на 4 оккупационных зоны. Общее управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете. В конце 1946 г. было создано сепаратное управление тремя западными зонами. Логическим следствием этого стало разделение Германии и образование двух самостоятельных государств. Решение об этом было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести западных держав: США, Англии, Франции,

Бельгии, Голландии и Люксембурга.

Новое германское государство построено на началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель (в настоящее время - 14), самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. Хотя некоторые специалисты и предпочитают называть парламент ФРГ – однопалатным.

Верхняя палата - Бундесрат (Союзный совет), нижняя - Бундестаг. Бундесрат - это узкая коллегия, состоящая из 41 члена, которая выражает интересы субъектов федерации. Бундесрат, является представительством земель, но не избираемым, а назначаемым. Число представителей земли, зависит от численности населения земли, но не пропорционально ему. При голосовании каждая земля имеет число голосов, равное числу ее представителей. Т.е. земли не равноправны. Земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. - 4 голосами, а свыше 6 млн. - пятью. Голоса каждой земли должны подаваться согласованно, т.к. представители каждой земли действуют в Бундесрате по инструкции своего правительства. Однако в отличие от Бундестага, Бундесрат не может быть распущен. В связи с чем, и позволяются трактовки отрицающие Бундесрат, как верхнюю палату парламента.

В ФРГ политические партии, не представленные в Бундестаге или одном из ландтагов с момента проведения последних выборов как минимум пятью депутатами, могут выдвигать кандидатов лишь после того, как уведомят руководителя выборов о своем намерении участвовать в избирательной кампании, а федеральный комитет признает за ними свойства партии. Кроме того, партия, не представленная в парламенте, должна собрать не менее 200 подписей избирателей в каждом округе, где выдвигается ее кандидат, и не менее 1000 подписей избирателей в каждой земле, где выдвигаются списки кандидатов (исключение составляют политические партии национальных меньшинств).[11]

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты - он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции, то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Президент выбирается на 5 лет косвенными выборами, как и положено в парламентской республике. Президент республики представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, осуществляет право помилования и др. На деле всеми этими полномочиями без контрасигнатуры (правило, по которому издаваемые главой государства нормативные акты недействительны, если не скреплены подписью соответствующего министра, который несет юридическую и политическую ответственность за данные акты)[15] федерального канцлера, президент может воспользоваться лишь в случаи вакантности поста канцлера. Правительство несет ответственность только перед парламентом, как индивидуальную, так и коллективную (ответственность канцлера). Однако, процедура вынесения недоверия правительству в ФРГ, сложнее, чем во Франции. В Германии действует так называемый конструктивный вотум недоверия. Одним блоком голосуется и против федерального канцлера, и за его преемника. Но т.к. предложить кандидатуру канцлера на практике может только (блок) большинства в парламенте, конструктивный вотум применялся только дважды, да и то в обоих случаях его инспирировало правительство, с целью роспуска неугодного парламента. Так как в случае выражения недоверия возможно или назначение нового канцлера или роспуск парламента.[16]

Подводя итоги этой главы мы можем сделать вывод, что в Федеративной Республике Германии формирование верхней палаты происходит посредством назначения, то есть не имеет выборного управления. Нижняя палата парламента – Бундестаг избирается по смешанной избирательной системе (328 депутатов избраны по одномандатным округам, остальные – по партийным спискам земель).

По образцу Германии в последние десятилетия смешанную избирательную систему приняли 26 стран (причем наряду с западноевропейскими такие, как Албания, Армения, Сенегал, Япония), и уже сегодня эксперты замечают, что данные реформы позволяют ускорить в этих странах процесс политической структуризации общества и парламента.

Избирательная система существенно влияет на всю деятельность представительных и законодательных органов власти. В странах, где традиционно применяется мажоритарная избирательная система, тем не менее, наблюдается тенденция к её объединению с пропорциональной.

Так в Великобритании региональные законодательные органы власти (парламенты Шотландии и Ольстера, Национальное собрание Уэльса) избираются на пропорциональной основе. Во Франции, где тоже применяется мажоритарная избирательная система, законодательные органы власти департаментов и регионов, как и городской совет Парижа, избираются полностью по партийным спискам.

Из приведенных выше данных мы видим, что объединение избирательных систем в разных странах, и особенно в Европе, предопределяет сложившуюся там демократию, как партийную, создавая наиболее благоприятные условия для того, чтобы во власти были представлены интересы если не всех, то большинства социальных групп, этнических и религиозных меньшинств и чтобы представляющие их партии и объединения были способны обеспечить отлаженный и эффективный механизм управления государством в целом, смягчая тем самым недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

По-видимому, система выборов, принципы которой заимствованы из практики проведения выборов в Германии, была полезна для России. Но прямое копирование опыта Германии, как и любой другой страны, было бы для России нежелательным: конкретная избирательная система в каждой стране отрабатывается десятилетиями и использует именно её особенности, которые в России могут быть иными.

1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Вопросы и ответы. - М.: Юриспруденция, 2000. – 176 с.

2. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-издание, переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2007. – 792 с.

5. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Эриашвили М.И. и др. / под ред.В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. – 678 с.

[3] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Эриашвили М.И. и др. / под ред.В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. - С.217.

[4] Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Вопросы и ответы. - М.: Юриспруденция, 2000. - С. 35.

[5] Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Вопросы и ответы. - М.: Юриспруденция, 2000. - С. 35.

[6] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Эриашвили М.И. и др. / под ред.В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. - С.227.

[8] Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Эриашвили М.И. и др. / под ред.В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. - С.395.

[15] Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-издание, переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир, 2007. - С. 287.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 30697
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0


Как устроена избирательная система в Германии? Почему немцы голосуют дважды? Как организованы выборы в период пандемии? Кто может занять место Ангелы Меркель? Сегодня поговорим об этом и многом другом.

Рука опускает бюллетень в корзину для голосования, фото

26 сентября 2021 года в Германии пройдут выборы в бундестаг 20-го созыва. От данного выбора также будет зависеть, кто станет следующим канцлером Германии. Кто же придет на смену Ангеле Меркель?

Что такое бундестаг

Итак, пожалуй, стоит начать с того, что же такое бундестаг (Bundestag), какие задачи на него возложены.

Помимо принятия законов, бундестаг уполномочен выполнять следующие задачи:

  • выбор канцлера,
  • контроль деятельности правительства,
  • участие в выборах Федерального президента, судей в Федеральный конституционный суд и т.д.

Парламент должен всегда действовать в интересах народа, поэтому и избирается им напрямую.

Рейхстаг, фото

Заседания бундестага проходят в Берлине, в здании Рейхстага (Reichstagsgebäude). Но и для туристов двери Рейхстага открыты. Ежегодно на крышу парламента поднимаются до трех миллионов человек. Притягивает гостей и жителей города стеклянный купол здания, откуда открывается прекрасный панорамный вид на город.

Рядом с Рейхстагом располагаются остальные парламентские здания: Пауль-Лёбе-Хаус (Paul-Löbe-Haus), Мари-Элизабет-Людерс-Хаус (Marie-Elisabeth-Lüders-Haus) и Якоб-Кайзер-Хаус (Jakob-Kaiser-Haus). Подробнее о достопримечательностях Берлина мы писали в нашей более ранней статье.

Мечтаете выучить немецкий, чтобы разговаривать на нем в путешествиях? А может, вам нужен деловой немецкий для общения с немецкими партнерами? Марафоны немецкого языка в Deutsch Online - это три дня обучения в прямом эфире с преподавателем для уровней A1 (начинающие), А2 и В1. Стоимость - 500 рублей, а заниматься можно онлайн из любой точки мира. Количество мест ограничено, запишитесь прямо сейчас, позвонив по телефону 8 (800) 350 03 83 (звонок по России бесплатный) или пройдите по ссылке для записи онлайн.

Кнопка записи

Выборы в Германии 2021

Выборы в бундестаг проходят раз в четыре года. Проголосовать могут все граждане Германии старше 18 лет. В этом году право голоса получат 60,4 миллиона избирателей.

Выборы обязательно должны отвечать следующим принципам:

  • они должны быть всеобщими (все граждане, достигшие 18 лет, избирают и могут быть избраны),
  • прямыми (выбор из списка кандидатов),
  • свободными,
  • равными
  • и тайными.

Как организованы выборы в период пандемии

В период пандемии актуальным стал вопрос голосования без необходимости идти на избирательный участок. У немцев есть возможность проголосовать по почте, если они не могут или не хотят нарушать режим самоизоляции. Не все немцы доверяют данному способу голосования, так как возникают вопросы, дойдет ли письмо, куда нужно, не потеряется ли оно, засчитан ли будет такой голос и так далее.

Несмотря на это, около 20% избирателей проголосовали на прошлых выборах, не покидая свой дом. Власти также обещают, что проголосовать смогут все граждане Германии, вне зависимости от того, привиты ли они, переболели и т.д. Обязательным условием будет, конечно, ношение защитных масок.

По-иному выглядит и предвыборная агитация. В период пандемии партии сделали ставку на размещение агитационных материалов в СМИ и социальных сетях, ведь собирать толпы людей на площадях уже не представляется возможным. Отсюда возникают попутные проблемы: не все партии располагают средствами для проведения такой агитационной кампании. Крупные партии оказываются в более выигрышном положении.

Список и ручка, фото

Как распределяются места в бундестаге

Бюллетени для голосования разделены на две половины, поэтому можно сказать, что немцы голосуют дважды.

В левой части они выбирают прямого кандидата от округа (Erststimme), а справа – партию (Zweitstimme). Кандидаты, получившие в своем округе большинство первых голосов, попадают в бундестаг по прямому мандату. Очень важно, сколько процентов голосов набрала партия, так как от этого будет зависеть, сколько мест в парламенте она получит.

Но всё не так просто. Изначально в бундестаге 598 мест, однако их количество возрастает по ряду причин.

Бундестаг 19-го созыва стал самым многочисленным за всю историю выборов и состоял он из 709 депутатов.

Всё дело в том, что существуют дополнительные (Überhangmandate) и уравнивающие (Ausgleichsmandate) мандаты. Места в парламенте заполняются депутатами, выбранными в округах. Если их недостаточно, чтобы заполнить все отведенные партии места, то остальные места распределяются по партийному списку. Бывает также, что избранных депутатов по первым голосам больше, чем выделено мест по подсчетам вторых голосов, тогда для них создают дополнительные места.

Плюс, если в какой-то партии слишком мало представителей по сравнению с общим количеством депутатов, то партии дают уравнивающие мандаты, чтобы сравнять силы в парламенте. В 2017 году, например, было выдано 46 дополнительных и 65 уравнивающих мандатов. Вот почему бундестаг становится всё более многочисленным.

Часто партии объединяются в коалиции. Так, например, в 2018 году коалиционный договор заключили партии CDU, CSU и SPD. Это способствует ведению единой, целенаправленной политики, а также помогает избежать раздробленности в парламенте. Конечно, объединиться в коалицию могут только те партии, которые имеют схожие политические взгляды.

Как выбирают канцлера

После формирования состава бундестага начинается выбор канцлера. Он/она обычно (но не строго обязательно) является лидером главной партии коалиции и избирается большинством голосов в парламенте. Так как в прошлый раз победу одержала фракция CDU/CSU, то канцлером была назначена Ангела Меркель – лидер партии CDU. Но в 2021 году выборы особенные, так как Ангела Меркель покидает пост канцлера.

Ангела Меркель, фото

Рассмотрим основных кандидатов на её место:

Предварительные опросы перед голосованием в 2021 году

Результаты опросов, проводимых немецкими изданиями, показывают, что немцы готовы к переменам. За партию SPD, а также за ее лидера намерены отдать свои голоса примерно столько же избирателей, сколько и за партию CDU. Но это только предварительные данные, показывающие примерную расстановку сил. Ангела Меркель считает Армина Лашета достойной кандидатурой на должность канцлера. Но это и понятно, ведь Армин Лашет – представитель от партии CDU, как и она сама.

Кстати, помимо канцлера, в Германии есть существует должность бундеспрезидента. О том, в чем заключаются полномочия бундеспрезидента, читайте в нашей статье по ссылке (текст на немецком языке).

Тест "Какая партия подходит вам"

Важно! Так как этот тест создан для того, чтобы помочь самим немцам определиться с выбором, он составлен полностью на немецком языке. Соответственно, вам понадобятся хорошие знания языка, чтобы понять вопросы и ответить на них.

Сегодня мы с вами рассмотрели, как выглядят выборы в бундестаг в Германии. На первый взгляд кажется, что всё слишком запутанно и сложно, но, на самом деле, система давно налажена и проверена временем. А нам с вами остается следить за развитием событий.

Гост

ГОСТ

Особенности избирательной системы Германии

В Бундестаг выборы проходят каждые четыре года, выборы прямые. Возможно проведение досрочных выборов. Выборы проходят по одномандатным округам и партийным спискам.

На выборах каждый избиратель отдает два голоса:

  • Первый голос (Erststimme) отдается за депутата в одномандатном округе;
  • Второй голос (Zweitstimme) отдается за партийный список.

Вся территория страны разделена на 299 одномандатных округа. В Бундестаг избирается по одному депутату от каждого округа. В 16 многомандатных округах проходит голосование по партийным спискам.

Каждая федеральная земля является отдельным многомандатным округом, от которого выдвигается определенное число кандидатов согласно количеству населения федеральной земли. В каждом отдельном многомандатном округе политические партии предоставляют отдельные партийные списки. То есть каждая партия формирует 16 партийных списков (на каждый округ – по одному).

Готовые работы на аналогичную тему

При выборах в Европейский парламент По данной теме мы уже выполнили реферат Европейский парламент подробнее используется пропорциональная избирательная система. Формируются земельные и общенациональные списки. Заградительный порог составляет 5%. На региональном уровне используется кумулятивное голосование.

Прямые и дополнительные мандаты

В одномандатных округах выборы строятся по мажоритарной избирательной системе. Побеждает тот кандидат, у которого набирается наибольшее число голосов. Прямые мандаты (Direktmandate) – это депутатские кресла, полученные по одномандатным округам.

Активное и пассивное избирательное право

Для того, чтобы обладать активным избирательным правом, возрастной ценз должен составить 18 лет. Гражданин должен иметь так называемый ценз оседлости, то есть постоянно проживать на территории страны или иметь постоянное жилище сроком не менее 3-х месяцев. В общинах и уездах (на местном уровне) могут участвовать в выборах граждане стран – членов Европейского союза По данной теме мы уже выполнили реферат Право Европейского Союза подробнее .

Избирательных прав лишены лица, находящиеся под опекой, в отношении которых вынесен судебное решение о лишении прав избирателя, или лица, помещенные в соответствии с Уголовным кодексом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу уголовное право подробнее страны в психиатрическую лечебницу.

Участие в выборах могут принять только граждане, включенные в списки избирателей или имеющие открепительное удостоверение.

Возрастной ценз при пассивном избирательном праве составляет 18 лет (для Бундестага). В отдельных федеральных землях этот возраст может быть увеличен до 25 лет (Бавария).

Пассивное избирательное право служащих публичной службы, чиновников, военных может быть ограничено законодательством.

Выделяют избирательные органы следующих уровней:

  • Первый уровень. Федеральный избирательный комитет По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федеральный законодательный процесс подробнее , федеральный руководитель выборов и его заместитель (руководитель назначается Федеральным министерством внутренних дел По данной теме мы уже выполнили реферат Министерство внутренних дел РФ подробнее ).
  • Второй уровень. Земельный избирательный комитет и земельный избирательный начальник (назначается правительством федеральной земли).
  • Третий уровень. Окружной избирательный комитет и окружной избирательный начальник (назначается правительством федеральной земли или ими определенными органами)
  • Четвертый уровень. Избирательные правления и избирательные начальники на избирательных участках (назначаются с учетом мнения партий окружными избирательными начальниками).

Члены избирательных органов любого уровня исполняют свои обязанности на общественных началах.

Избирательная система Германии построена на Конституции ФРГ от 1949 года, а также на Федеральном законе о выборах 1993 года. Кроме того, есть ещё нормативно-правовые акты земель. Однако они в большей степени повторяют соответствующие федеральные законы.

Выборы в стране бывают 3 уровней. Это:

· Местные. Выбирают бургомистров городов, а также уездные, земские и общинные советы.

· Региональные. Речь идёт о гражданских собраниях земель-городов и о ландестагах, то есть высших органах земельной ассоциации. Соответствуют землям.

· Федеральных. Это выборы в Бундестаг и в Европейский парламент.

Необходимо уточнить, что такое Бундестаг. Это орган народного представительства, который является также однопалатным собранием. Формируется по принципу мандатов. Принимает законы, выбирает федерального канцлера, а также осуществляет контроль за работой правительства. Депутаты ограничены только законом и собственной совестью.

По Конституции ФРГ новые выборы должны проходить в период с 45 по 47 месяц после того, как начала работать легислатура. Партия имеет право на распределение мандатов при получении не меньше 5% за свой список по стране. Другой вариант – это не меньше 3 депутатов, которые выиграли на одномандатных округах в ФРГ.

Выборы назначаются Президентом. Голосование происходит с 8 утра в течение 10 часов. Всё проходит либо в воскресенье, либо в другой нерабочий день. Страна разделена на 299 округа, откуда в Бундестаг выбирают депутатов. По спискам голосуют в 16 случаях. Количество депутатов зависит от размеров населения округа. Партии должны предлагать отдельные списки для каждого из округов. Один состав Бундестага работает в течение 4 лет, после чего назначаются новые выборы.

Процедура выборов канцлера ФРГ

Процедура выборов канцлера закреплена в статье 63 конституции, а также в правилах, установленных Бундестагом. Кандидатуру выдвигает президент страны (по традиции - по предложению крупнейшей парламентской фракции). Кандидат на пост канцлера должен быть немцем, обладающим избирательным правом, при этом он не обязан быть депутатом парламента.

Канцлер избирается тайным голосованием без прений. Для победы в первом туре кандидату необходимо получить абсолютное большинство голосов (50% плюс 1 голос; так называемое канцлерское большинство; в действующем Бундестаге, состоящем из 709 депутатов, "за" должны проголосовать минимум 355 человек). Если победителя выявить не удается, в течение 14 дней проводится второй тур, при этом инициатива выдвижения кандидата (их может быть несколько) переходит к Бундестагу. Предложение может быть внесено 1/4 от общего состава депутатского корпуса.

Во втором туре количество раундов голосования не ограничено, для избрания кандидату также необходимо абсолютное большинство. Если и второй тур оканчивается безрезультатно, сразу же проводится третий тур, в котором для победы достаточно относительного большинства голосов. В течение семи дней после третьего тура президент может либо назначить избранного таким образом кандидата канцлером ("канцлер меньшинства"), либо распустить Бундестаг (в этом случае в 60-дневный срок проводятся новые выборы). Если же в третьем раунде претенденту удается набрать абсолютное большинство, президент назначает его канцлером, вопрос о роспуске парламента не встает. При равном количестве голосов у кандидатов проводится новый раунд голосования на тех же условиях.

После назначения президентом канцлер приносит присягу в Бундестаге и объявляет состав нового правительства, которое также назначается президентом и приводится к присяге.

Срок выборов канцлера законодательно не установлен. До сих пор самый короткий промежуток между парламентскими выборами и выборами канцлера - 23 дня - был зафиксирован в 1983 году (6 и 29 марта). В 2018 году установлен новый рекорд по длительности этого периода - 171 день (24 сентября 2017 года и 14 марта 2018 года).

До сих пор все канцлеры избирались в первом туре, при этом большинство из них - с минимальным перевесом голосов. Так, согласно данным сайта Бундестага, первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр на выборах в 1949 года получил ровно столько голосов, сколько тогда было необходимо для победы (202); Вилли Брандт в 1969 году - на два голоса больше необходимого (251); Гельмут Шмидт в 1976 году и Гельмут Коль в 1994 году - на один голос больше (соответственно 250 и 338; известно, что дополнительный голос за Коля отдал депутат от его партии Роланд Рихтер, который опоздал на заседание, но смог проголосовать в последний момент); Герхард Шрёдер в 2002 году - на три голоса больше (305).[6]




Беспрецедентно высокие результаты были у Меркель. В 2005 году ее кандидатуру поддержали 397 депутатов (для победы было достаточно 308 голосов), а в 2013 году - 462 (316; в 2009 году за нее проголосовали 323 депутата, было необходимо 312 голосов).

Согласно конституции, действующей с 1949 года с последующими поправками, канцлер определяет основные положения политики страны и несет за них ответственность. Его деятельность подотчетна парламенту. Глава кабинета - единственный член правительства, избираемый Бундестагом. Срок пребывания канцлера на посту - четыре года. Полномочия заканчиваются в день первого заседания парламента очередного созыва (в 2017 году - 24 октября). После этого весь кабинет министров исполняет обязанности до приведения к присяге нового главы правительства и его кабинета.

Канцлер может быть смещен с поста, только если депутаты инициируют и вынесут ему вотум недоверия. При этом парламент должен не только проголосовать за недоверие канцлеру, но и выбрать нового главу правительства (поэтому данная процедура называется конструктивным вотумом недоверия).

С 2005 года должность канцлера занимает Ангела Меркель, она - восьмой канцлер в послевоенной истории Германии, первая женщина, возглавившая правительство страны.[7]

Избирательная система Германии построена на Конституции ФРГ от 1949 года, а также на Федеральном законе о выборах 1993 года. Кроме того, есть ещё нормативно-правовые акты земель. Однако они в большей степени повторяют соответствующие федеральные законы.

Выборы в стране бывают 3 уровней. Это:

· Местные. Выбирают бургомистров городов, а также уездные, земские и общинные советы.

· Региональные. Речь идёт о гражданских собраниях земель-городов и о ландестагах, то есть высших органах земельной ассоциации. Соответствуют землям.

· Федеральных. Это выборы в Бундестаг и в Европейский парламент.

Необходимо уточнить, что такое Бундестаг. Это орган народного представительства, который является также однопалатным собранием. Формируется по принципу мандатов. Принимает законы, выбирает федерального канцлера, а также осуществляет контроль за работой правительства. Депутаты ограничены только законом и собственной совестью.

По Конституции ФРГ новые выборы должны проходить в период с 45 по 47 месяц после того, как начала работать легислатура. Партия имеет право на распределение мандатов при получении не меньше 5% за свой список по стране. Другой вариант – это не меньше 3 депутатов, которые выиграли на одномандатных округах в ФРГ.

Выборы назначаются Президентом. Голосование происходит с 8 утра в течение 10 часов. Всё проходит либо в воскресенье, либо в другой нерабочий день. Страна разделена на 299 округа, откуда в Бундестаг выбирают депутатов. По спискам голосуют в 16 случаях. Количество депутатов зависит от размеров населения округа. Партии должны предлагать отдельные списки для каждого из округов. Один состав Бундестага работает в течение 4 лет, после чего назначаются новые выборы.

Процедура выборов канцлера ФРГ

Процедура выборов канцлера закреплена в статье 63 конституции, а также в правилах, установленных Бундестагом. Кандидатуру выдвигает президент страны (по традиции - по предложению крупнейшей парламентской фракции). Кандидат на пост канцлера должен быть немцем, обладающим избирательным правом, при этом он не обязан быть депутатом парламента.

Канцлер избирается тайным голосованием без прений. Для победы в первом туре кандидату необходимо получить абсолютное большинство голосов (50% плюс 1 голос; так называемое канцлерское большинство; в действующем Бундестаге, состоящем из 709 депутатов, "за" должны проголосовать минимум 355 человек). Если победителя выявить не удается, в течение 14 дней проводится второй тур, при этом инициатива выдвижения кандидата (их может быть несколько) переходит к Бундестагу. Предложение может быть внесено 1/4 от общего состава депутатского корпуса.

Во втором туре количество раундов голосования не ограничено, для избрания кандидату также необходимо абсолютное большинство. Если и второй тур оканчивается безрезультатно, сразу же проводится третий тур, в котором для победы достаточно относительного большинства голосов. В течение семи дней после третьего тура президент может либо назначить избранного таким образом кандидата канцлером ("канцлер меньшинства"), либо распустить Бундестаг (в этом случае в 60-дневный срок проводятся новые выборы). Если же в третьем раунде претенденту удается набрать абсолютное большинство, президент назначает его канцлером, вопрос о роспуске парламента не встает. При равном количестве голосов у кандидатов проводится новый раунд голосования на тех же условиях.

После назначения президентом канцлер приносит присягу в Бундестаге и объявляет состав нового правительства, которое также назначается президентом и приводится к присяге.

Срок выборов канцлера законодательно не установлен. До сих пор самый короткий промежуток между парламентскими выборами и выборами канцлера - 23 дня - был зафиксирован в 1983 году (6 и 29 марта). В 2018 году установлен новый рекорд по длительности этого периода - 171 день (24 сентября 2017 года и 14 марта 2018 года).

До сих пор все канцлеры избирались в первом туре, при этом большинство из них - с минимальным перевесом голосов. Так, согласно данным сайта Бундестага, первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр на выборах в 1949 года получил ровно столько голосов, сколько тогда было необходимо для победы (202); Вилли Брандт в 1969 году - на два голоса больше необходимого (251); Гельмут Шмидт в 1976 году и Гельмут Коль в 1994 году - на один голос больше (соответственно 250 и 338; известно, что дополнительный голос за Коля отдал депутат от его партии Роланд Рихтер, который опоздал на заседание, но смог проголосовать в последний момент); Герхард Шрёдер в 2002 году - на три голоса больше (305).[6]

Беспрецедентно высокие результаты были у Меркель. В 2005 году ее кандидатуру поддержали 397 депутатов (для победы было достаточно 308 голосов), а в 2013 году - 462 (316; в 2009 году за нее проголосовали 323 депутата, было необходимо 312 голосов).

Согласно конституции, действующей с 1949 года с последующими поправками, канцлер определяет основные положения политики страны и несет за них ответственность. Его деятельность подотчетна парламенту. Глава кабинета - единственный член правительства, избираемый Бундестагом. Срок пребывания канцлера на посту - четыре года. Полномочия заканчиваются в день первого заседания парламента очередного созыва (в 2017 году - 24 октября). После этого весь кабинет министров исполняет обязанности до приведения к присяге нового главы правительства и его кабинета.

Канцлер может быть смещен с поста, только если депутаты инициируют и вынесут ему вотум недоверия. При этом парламент должен не только проголосовать за недоверие канцлеру, но и выбрать нового главу правительства (поэтому данная процедура называется конструктивным вотумом недоверия).

С 2005 года должность канцлера занимает Ангела Меркель, она - восьмой канцлер в послевоенной истории Германии, первая женщина, возглавившая правительство страны.[7]

Читайте также: