Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса доклад

Обновлено: 01.06.2024

Последние годы характеризуются повышением внимания общества к проблемам здоровья, проводится целый ряд мероприятий, нацеленных на его укрепление. При этом традиционно основное внимание уделяется вопросам сохранения физического здоровья. Между тем, современные представления о здоровье выходят далеко за рамки медицины и предполагают немалые усилия и в другом направлении. В современных определениях здоровья – значимой его характеристикой выступают психологические аспекты.

Итак, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ - это эмоциональное благополучие, внутренний душевный комфорт, чувство защищенности.

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Создавая в образовательном учреждении здоровую, безопасную психологическую среду мы в первую очередь должны заботиться о психологическом здоровье всех участников образовательного процесса : обучающихся, родителей и педагогов. Эмоциональное состояние как школьников, родителей, так и учителей является значимым для психологического комфорта образовательного учреждения.

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути.

Психическое здоровье ребенка — важнейшее составляющее качество его жизни. Поэтому, чтобы максимально сохранить его психическое здоровье, необходимо создать условия для того, чтобы школьник ощущал удовлетворенность собственной жизнью и комфортно чувствовал себя в своей социальной роли учащегося.

1)Психодиагностика

2)Развивающая и психокоррекционная работа

1) В течение каждого учебного года в школе проводится мониторинг психического здоровья учащихся, включающий комплекс исследовательских процедур и мероприятий по выявлению состояния ведущих психологических параметров здоровья : психоэмоциональное состояния учащихся, адаптация учеников к школьным условиям, уровень тревожности, мотивация к учению, особенности взаимоотношений учащихся, межличностные отношения и другие.

Для подростков проводятся тематические классные часы. Старшеклассники психологически готовятся к осознанному выбору будущей профессии и сдаче выпускных экзаменов. Комплекс подобных занятий позволяет формировать у детей положительное самоотношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у школьников потребность в саморазвитии.

3)Консультирование. В школе проводятся индивидуальные консультации с обучающимися, родителями, а также классными руководителями по результатам обследования учащихся.

4) Просветительская работа представлена такими формами работы как: организация выступлений на родительских собраниях, через информационные стенды.

Для сохранения психического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое здоровье педагогов.

Вопрос о психологическом здоровье учителя стал в последнее десятилетие особенно актуальным. Исследования психологической сущности этой профессии позволили установить, что она требует от человека высокой эмоциональной напряженности в течение длительного времени. Естественно, что такой психологически напряженный труд не может не влиять на психологическое здоровье учителя.

Одним из проявлений нарушенного психологического здоровья педагога является профессиональное выгорание. По данным Н. Е. Водопьяновой, подверженность профессиональному выгоранию происходит у людей, содержание деятельности которых отличается такими признаками, как:

• «высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с другими лицами;

• большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности деловых контактов;

• высокая ответственность за результаты общения;

• определенная зависимость от партнеров по общению;

• необходимость понимать их индивидуальные особенности, притязания и ожидания;

• частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем;

Я предлагаю вам выяснить уровень вашего выгорания.

1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

1. Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

2. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.

3. Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

4. Не унижайте ребенка криком.

5. Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

7. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1–1,5 литра в день.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

9. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

1. Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.

2. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.

3. Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.

4. Не унижайте ребенка криком.

5. Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.

7. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

4. Пейте побольше воды (не спиртных напитков). Для того чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1–1,5 литра в день.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки — без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

9. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Ответы могут быть: почти никогда, иногда, часто, почти всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются таким образом : почти никогда-0 баллов, иногда-1, часто-2, почти всегда-3балла.

В докладе рассказывается о причинах нарушения психического здоровья детей школьного возраста, а так же об особенностях их психического развития.

ВложениеРазмер
psihologo.docx 45.55 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья обучающихся

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие у него болезней и физических дефектов.

физическое - это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды;

психическое — это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;

социальное - это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.

Среди внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

Школьная среда - один из таких мощных факторов, так как у детей от 6 до 17 лет отмечается наиболее интенсивный рост и развитие организма, и происходит формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь. И этот период совпадает с важнейшим социальным этапом развития - получением ребенком общего среднего образования.

Таким образом, на учителя ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого ученика. Поэтому мы должны знать причины тех или иных нарушении здоровья детей и подростков, уметь создавать благоприятные условия для здоровья лицеистов.

Причины психических нарушений:

  • поведенческие расстройства (СДВ);
  • особенности психического развития ребенка (планирующая функция мышления);
  • психофизиологические расстройства (медлительные дети);
  • умственная работоспособность в неблагоприятных условиях

(монотонная речь, наглядность);

Рассмотрим, как эти причины влияют на психическое здоровье обучающихся.

Одной из причин нарушения психического расстройства являются

поведенческие расстройства. Наиболее частой формой таких расстройств является синдром дефицита внимания (СДВ), чаще проявляющийся у мальчиков 10-13 лет.

  • невнимательность;
  • импульсивность;
  • моторная неловкость;
  • отвлекаемость;
  • гиперактивность.

СДВ обнаруживается у детей из семей всех социальных слоев. У таких детей всегда возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими и, как следствие, происходят нарушения психологического здоровья. Такие дети не могут успешно общаться, устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе они служат источником постоянного беспокойства: шумят; не задумываясь, берут чужие вещи; мешают окружающим, отвлекают их. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым. При этом большинство детей с СДВ имеют хорошие, интеллектуальные способности, но слабую успеваемость, которая является результатом несоответствия их поведения возрастным нормам.

Таких детей, как мы можем наблюдать, становится все больше, и поэтому нам необходимо знать способы реагирования на их поведение.

Нас раздражает то, что дети с СДВ беспокойны, навязчивы, недисциплинированны, непослушны. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

Хорошей работы от таких учащихся можно достичь, если увлечь и заинтересовать происходящим на уроке. В этом случае дети с СДВ могут удерживать внимание до нескольких часов. Хуже всего такие дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, но если на уроке происходит частая смена деятельности, учитель применяет различные формы и методы работы, а деятельность ребенка подкрепляется похвалой, то это повышает их работоспособность, устойчивость внимания.

Таким образом, мы видим, что роль учителя при работе с этими детьми немаловажная.

социальное - это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Среди внешних факторов, формирующих здоровье детей и подростков, особую значимость имеют социальные воздействия, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

  • социальное - это мера социальной активности, деятельное отношение челов поведенческие расстройства (СДВ);
  • особенности психического развития ребенка (планирующая функция мышления);
  • психофизиологические расстройства (медлительные дети);
  • умственная работоспособность в неблагоприятных условиях (монотонная

Рассмотрим, как эти причины влияют на психическое здоровье обучающихся.

Одной из причин нарушения психического расстройства являются поведенческие расстройства. Наиболее частой формой таких расстройств является синдром дефицита внимания (СДВ), чаще проявляющийся у мальчиков 10-13 лет.

  • невнимательность;
  • импульсивность;
  • моторная неловкость;
  • отвлекаемость;
  • гиперактивность.

СДВ обнаруживается у детей из семей всех социальных слоев. У таких детей всегда возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими и, как следствие, происходят нарушения психологического здоровья. Такие дети не могут успешно общаться, устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе они служат источником постоянного беспокойства: шумят; не задумываясь, берут чужие вещи; мешают окружающим, отвлекают их. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым. При этом большинство детей с СДВ имеют хорошие, интеллектуальные способности, но слабую успеваемость, которая является результатом несоответствия их поведения возрастным нормам.

Таких детей, как мы можем наблюдать, становится все больше, и поэтому нам необходимо знать способы реагирования на их поведение.

Нас раздражает то, что дети с СДВ беспокойны, навязчивы, недисциплинированны, непослушны. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

Хорошей работы от таких учащихся можно достичь, если увлечь и заинтересовать происходящим на уроке. В этом случае дети с СДВ могут удерживать внимание до нескольких часов. Хуже всего такие дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, но если на уроке происходит частая смена деятельности, учитель применяет различные формы и методы работы, а деятельность ребенка подкрепляется похвалой, то это повышает их работоспособность, устойчивость внимания.

Таким образом, мы видим, что роль учителя при работе с этими детьми немаловажная.

Другой причиной нарушения психического здоровья являются - особенности психического развития ребенка.

По плану работы изучались особенности познавательной сферы пятиклассников. Получены следующие результаты: при изучении планирующей функции мы ш ления пятиклассников выяснилось, что из 100 % учащихся, прошедших диагностику, 18 % относятся к теоретическому типу; 66 % - к эмпирическому типу; 16 % - к манипулятивному типу.

К теоретическому типу относятся дети с наиболее развитой планирующей функцией мышления. Для них характерно четкое понимание инструкций и полноценное планирование. Их можно сравнить с шахматистом, который, прежде чем сделать ход, обдумает все возможные результаты. Поэтому учебная деятельность таких обучающихся приводит к эффективным результатам.

Для представителей манипулятивного типа характерно отсутствие даже пошагового планирования, каждая последующая задача воспринимается как новая. Таким образом, манипуляторы знают, как сделать ход, но не знают зачем. Они обладают желанием решить все задание, не обращая внимания на правильность выполнения действий.

По диаграмме мы видим, что большинство пятиклассников имеют средний и низкий тип планирующей функции мышления, что является нормальным показателем для данной возрастной группы. Но эту особенность необходимо учитывать педагогам, работающим в параллели пятых классов.

Для учащихся данной возрастной группы недопустима информационная перегрузка мозга, учебный материал желательно подавать в виде алгоритмов, чтобы ученик мог наблюдать, как шаг за шагом надо подходить к результату задания, и тем самым учился планировать свою деятельность.

Несформированнность данного навыка в дальнейшем приведет к перегрузке ученика и, как следствие, к состоянию хронического эмоционального стресса и повышенной тревожности. Наличие высокой тревожности у школьников является фактором риска. Повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает психическое здоровье, провоцирует различные функциональные нарушения, особенно невротического характера.

Огромное значение для профилактики психологических нарушений, а также для поддержания работоспособности учащихся на сравнительно высоком уровне имеют методы преподавания, эмоциональность, с которой учитель излагает учебный материал. Монотонная речь учителя способствует возникновению у учащихся заторможенного состояния и усталости. Усталость проявляется в снижении работоспособности, в снижении объема памяти, ослаблении внимания, двигательном беспокойстве, отвлечениях.

Учебный материал необходимо преподносить учащимся с максимальной наглядностью, в процессе его изложения следует широко использовать показ - иллюстрации и муляжи, проводить опыты, приводить конкретные примеры и сравнения. Такие уроки не только более доходчивы, но и менее утомительны, потому что при этом раздражается не только слуховой анализатор, как при словесном изложении материала, но и зрительный.

Особого внимания заслуживают эмоциональные расстройства учащихся, связанные с его статусом в ученическом коллективе.

Другой причиной нарушения психического здоровья являются - особенности психического развития ребенка.

По плану работы изучались особенности познавательной сферы пятиклассников. Получены следующие результаты: при изучении планирующей функции мышления пятиклассников выяснилось, что из 100 % учащихся, прошедших диагностику, 18 % относятся к теоретическому типу; 66 % - к эмпирическому типу; 16 % - к манипулятивному типу.

К теоретическому типу относятся дети с наиболее развитой планирующей функцией мышления. Для них характерно четкое понимание инструкций и полноценное планирование. Их можно сравнить с шахматистом, который, прежде чем сделать ход, обдумает все возможные результаты. Поэтому учебная деятельность таких обучающихся приводит к эффективным результатам.

Для представителей манипулятивного типа характерно отсутствие даже пошагового планирования, каждая последующая задача воспринимается как новая. Таким образом, манипуляторы знают, как сделать ход, но не знают зачем. Они обладают желанием решить все задание, не обращая внимания на правильность выполнения действий.

По диаграмме мы видим, что большинство пятиклассников имеют средний и низкий тип планирующей функции мышления, что является нормальным показателем для данной возрастной группы. Но эту особенность необходимо учитывать педагогам, работающим в параллели пятых классов.

Для учащихся данной возрастной группы недопустима информационная перегрузка мозга, учебный материал желательно подавать в виде алгоритмов, чтобы ученик мог наблюдать, как шаг за шагом надо подходить к результату задания, и тем самым учился планировать свою деятельность.

Несформированнность данного навыка в дальнейшем приведет к перегрузке ученика и, как следствие, к состоянию хронического эмоционального стресса и повышенной тревожности. Наличие высокой тревожности у школьников является фактором риска. Повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает психическое здоровье, провоцирует различные функциональные нарушения, особенно невротического характера.

Огромное значение для профилактики психологических нарушений, а также для поддержания работоспособности учащихся на сравнительно высоком уровне имеют методы преподавания, эмоциональность, с которой учитель излагает учебный материал. Монотонная речь учителя способствует возникновению у учащихся заторможенного состояния и усталости. Усталость проявляется в снижении работоспособности, в снижении объема памяти, ослаблении внимания, двигательном беспокойстве, отвлечениях.

Учебный материал необходимо преподносить учащимся с максимальной наглядностью, в процессе его изложения следует широко использовать показ - иллюстрации и муляжи, проводить опыты, приводить конкретные примеры и сравнения. Такие уроки не только более доходчивы, но и менее утомительны, потому что при этом раздражается не только слуховой анализатор, как при словесном изложении материала, но и зрительный.

Особого внимания заслуживают эмоциональные расстройства учащихся, связанные с его статусом в ученическом коллективе.

Социометрические исследования в ряде классов из параллели восьмых, девятых классов показали, что в некоторых из них наблюдается большое количество учащихся, изолированных и отверженных по эмоциональноличностным предпочтениям (более 50 %). Это в основном вновь

На статус ученика в группе младших подростков немалое влияние оказывает отношение к нему педагога. Если учитель выделяет ученика, то статус его становится выше, если же педагог демонстрирует негативное отношение, то статус подростка падает, и это становится источником переживаний школьника. В связи с этим хочется пожелать, чтобы педагоги демонстрировали ровное и доброжелательное отношение ко всем обучающимся.

Какой бы фактор, влияющий на психологическое здоровье учеников, мы ни затронули, он неизбежно нас подводит к главному, а именно: на формирование психического состояния школьников влияют взаимоотношения учителя и учеников.

Неправильное поведение педагога может создавать психотравмирующие ситуации, неблагоприятно сказывающиеся на психическом состоянии учащихся. Ученик чаще всего остро ощущает недоброжелательность педагога, и это провоцирует усугубление тех черт, которые подобное отношение вызывало: пренебрежение учебным предметом, дальнейшее снижение успеваемости, грубость в ответах. Это, в свою очередь, влечет усиление антипатии со стороны педагога, и таким образом возникает порочный круг, создающий невыносимую ситуацию, порождающую у одних школьников страх, у других - резкие реакции протеста, отказы от посещения школы, то есть многообразные проявления неврозов.

В противовес этому доброжелательность учителя, вовремя сказанное слово ободрения и справедливая, хотя и строгая оценка успехов, уважительное


Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности

Дети проводят в школе большую часть дня, поэтому сохранение и укрепление психологического здоровья дело не только семьи, но и педагогов. Большинство родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнуют конфликты детей между собой и школьников с педагогами, беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Именно поэтому школа должна стать не только местом, где учат и воспитывают, но и психологически безопасным, комфортным пространством.

Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, поэтому ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формировании в детстве. Современный учитель должен обращать внимание на базовые факторы, определяющие и обеспечивающие психологическую безопасность образовательного процесса. [2]

Очевидно, что психологическая безопасность — важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.

Баева И. А. дает определение психологической безопасности в следующих аспектах:

‒ как система межличностных отношений, вызывающих у участников ощущение принадлежности (референтной значимости среды);

‒ как состояние образовательной среды, в котором отсутствует психологическое насилие во взаимодействии, которое способствует удовлетворению потребностей в общении личностно-доверительного плана, и создает референтную значимость среды, а также обеспечивает психическое здоровье всех участников;

‒ как системы мер, которые направлены на предотвращение угроз для устойчивого развития личности.

Исходя из этого, источником психологического комфорта выступает организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса. Основной угрозой при этом является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, нарушается базовое удовлетворение основных потребностей. Как правило, основным источником психотравмы является психологическое насилие в процессе взаимодействия. Анализ работ по проблемам психологического насилия дает основание выделить следующие его проявления: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, обидное обзывание, принуждение сделать что-то против своего желания, игнорирование, неуважительное отношение, недоброжелательное отношение. Критерием отсутствия данной угрозы будет оценка защищенности от психологического насилия для всех участников образовательной среды. Угрозой психологической безопасности является также непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. [1]

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психологического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования, одной из задач которой является осуществление мониторинга психологической безопасности.

Основными показателями психологической безопасности образовательной среды выступают:

  1. Качество межличностных отношений.
  2. Комфортность образовательной среды.
  3. Защищенность от психологического насилия.
  4. Удовлетворенность образовательной средой.

Качество межличностных отношений раскрывается через позитивные факторы (доверие, доброжелательность, принятие, толерантность) и негативные факторы (агрессивность, конфликтность, враждебность, манипулятивность). Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности, укрепляют психическое здоровье.

Защищенность в образовательной среде рассматривается через оценку отсутствия психологического насилия во всех его видах и формах для всех участников образовательного пространства.

Удовлетворенность образовательной средой анализируется через возможности удовлетворения базовых потребностей ребенка: в помощи и поддержке, в сохранении и повышении его самооценки, в познании и в преобразующей деятельности, в развитии способностей.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в группе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Для определения качества межличностных отношений используется социометрическая техника, разработанная Дж. Морено. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. С помощью диагностики выявлено, что психологический климат в классах положительный, но есть ребята, на которых стоит обратить внимание. Ребенок, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в психологической поддержке, и мы должны помочь ему укрепить психологическое здоровье.

По результатам проведенной нами диагностики самым благоприятным предметом является математика, на втором месте — музыка и физкультура, английский язык, затем окружающий мир, литературное чтение, технология и изобразительное искусство; русский язык занимает последнее место.

Сравнивая эти показатели со средним значением качества обученности по предметам можно заметить, что предмет русский язык имеет качество обученности сравнительно ниже других предметов. Это говорит о том, что на уроке русского языка ребята чувствуют себя тревожно, у них не все получается, скорее всего, это связано с высокими требованиями к изучению предмета.

В ходе диагностики ребята поместили на последние места такие предметы как изобразительное искусство, технология, физическая культура, но при этом качество обученности по этим предметам остается высоким. Исходя из специфики предмета, отметка выставляется с учетом творческих или физических способностей, поэтому качество обученности может отличаться от психологического состояния ребенка на уроке.

Еще одним компонентом психологической безопасности является защищенность от психологического насилия, которая определяется уровнем тревожности и напряженности на уроке, уровнем самооценки ребенка.

Уровень тревожности и напряженности учащихся начальной школы на уроке помог определить тест школьной тревожности Филлипса, целью которого является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Результаты проведенных нами исследований показали, что у 18 % детей на уроках проявляется тревожное, напряженное состояние. В ходе диагностики выявлено, что это состояние в большей степени связано с общей тревожностью в школе, страха самовыражения, переживаниями социального стресса, что характерно для первоклассников, которые принимают на себя новую социальную роль школьника.

По мнению И. А. Баевой моделирование психологической безопасности образовательной среды должно исходить из следующих принципов: принцип опоры на развивающее образование; принцип психологической защиты личности; помощь в формировании социально-психологической умелости.

Основными методически-организационными условиями осуществления сопровождения участников образовательного процесса в контексте психологической безопасности являются следующие:

  1. Проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.
  2. Программа психологического сопровождения для каждого субъекта учебно-воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.
  3. Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.
  4. В каждой из программ, помимо содержательных задач, отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества, при обсуждении группового опыта отмечаются вышеназванные аспекты.
  5. В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно-ролевого события, деловой игры, в которой совместно участвуют все субъекты учебно-воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность должна быть конкретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих.
  6. Программа сопровождения по созданию и поддержке безопасной образовательной среды школы осуществляется на протяжении всего учебного года. [3]

Психологическая безопасность учащихся может рассматриваться в рамках концепции национальной безопасности страны, тогда это защищенность их здоровья, жизни, чести и достоинства; прав и свобод. Психологическая безопасность образовательной среды может рассматриваться как прямое продолжение безопасности личности учителей, родителей, учащихся, а также как защита спокойствия и общественного порядка, прав и свобод, духовных ценностей, и нормальной деятельности учебных учреждений.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое здоровье, психологическое насилие, школа, образовательный процесс, психическое здоровье, референтная значимость среды, русский язык, учебная деятельность.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Презентация на заданную тему содержит 34 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса Педагог-психолог Г.Н. Бахарева

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии – Здоровьесберегающие технологии – совокупность методов, приемов, средств, дополняющих традиционные технологии развития, воспитания, обучения задачами здоровьесбережения.

Цель: обучать, сохраняя и укрепляя здоровье обучающихся. Задачи: Разрешить проблему перегрузки и переутомления учеников на уроке. Укреплять и развивать у обучающихся внимание, память, волю, творческое воображение. Формировать умения детей в овладении самостоятельности мышления, свободы суждений.

Зрительно-пространственная активность в режиме школьного урока достигается путем использования сенсорных крестов и схем зрительных траекторий.

Что дает технология В.Ф.Базарного: 1. Гарантированный результат улучшения здоровья учащихся. 2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса. 3. Психологический комфорт в образовательном пространстве. 4. Открытый творческий потенциал учителя. 5. Повышение рейтинга в конкурентноспособности образовательного учреждения.

Стратегическое направление развития начальной ступени– создание психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах "Я люблю свою школу".

Стратегическое направление развития средней ступени –создание психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: " Я умею и люблю учиться".

Стратегическое направление развития старшей ступени– создание психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: Стратегическое направление развития старшей ступени– создание психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: "Я выбираю свой жизненный путь и хочу учиться дальше".

МЫ ВОСПРИНИМАЕМ 10% из того, что мы ЧИТАЕМ 20% из того, что мы СЛЫШИМ 30% из того, что мы ВИДИМ 50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ 70% из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими 80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично 95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще Уильям Глассер

Концентрация внимания. Концентрация внимания. Это просто? Упражнение для подготовки учащихся к продуктивному восприятию учебного материала Можно ли сосчитать?

Необходимо сосчитать как можно быстрее эти необыкновенные сердечки. Хорошо бы еще найти скрытый треугольничек. Удачи!

Использование ИКТ позволяет проводить уроки: На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация). Обеспечивает наглядность. Привлекает большое количество дидактического материала. Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза. Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).

Для укрепления психологического здоровья учащихся важно не отсутствие трудных ситуаций. а их успешное разрешение ребенком самостоятельно или с помощью педагога, положительный фон настроения участников учебно-воспитательного процесса, фиксация на прогрессе ученика Для укрепления психологического здоровья учащихся важно не отсутствие трудных ситуаций. а их успешное разрешение ребенком самостоятельно или с помощью педагога, положительный фон настроения участников учебно-воспитательного процесса, фиксация на прогрессе ученика

Психологические рекомендации 1. Люби своего ученика. 2. Охраняй - своего ученика от физических и душевных страданий. 3. Будь добрым примером для своего ученика. 4. Играй со своим учеником, то есть уделяй ему необходимое время; играй с ним так, как ему хочется; игры его принимай всерьез; освойся с миром его представлений. 5. Трудись со своим учеником. 6. Позволь своему ученику приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно. 7. Покажи своему ученику возможности и пределы человеческой свободы. 8. Приучай своего ученика быть послушным, но мягко и деликатно. 9. Жди от своего ученика только таких мнений и оценок, на которые он способен в соответствии с опытом. 10. Предоставляй своему ученику возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний.

Читайте также: