Проблема мира в историко философском наследии доклад

Обновлено: 04.07.2024

Наследие и традиция: историко-философский анализ

Литостанский Владимир Викторович,

соискатель кафедры истории философии философского факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко .

В последнее время мы наблюдаем усиление интереса к феномену традиции. Это во многом связано с социокультурными процессами, происходящими в жизни современного общества, а также вопросами, относящимися к актуальным проблемам жизни современного социума. Наиболее любопытными в этой связи являются вопросы, касающиеся природы традиции, места и роли традиции в общественной жизни, а также жизни человека, отношения к наследию, осмысления традиции как сложного социокультурного феномена. Средствами историко-философского анализа традиция рассматривается как сложный многоплановый феномен, присутствующий в гуманитарном знании в частности – в политологии, истории, культурологи, этнологии, этнографии, социологии, философии и т.д. Благодаря междисциплинарному подходу, характерному для историко-философского анализа, мы можем рассматривать феномен традиции как таковой.

Как отечественные, так и зарубежные исследователи неоднократно в своих трудах обращались к исследованию феномена традиции, в частности – философскому осмыслению традиции. В Европейской философской мысли обращение к феномену традиции мы находим в работах Е. Гуссерля, в которых традиция рассматривается как некий упорядоченный, осмысленно или неосмысленно, принцип поведения, герменевтической концепции Х.-Г. Гадамера, анализе традиции К. Поппером, социологической теории традиции М. Вебера, Е. Дюркгейма. Это также исследования посвящены различным концепциям традиции, в частности а роботах Е. Алларда, С.А. Арутюнова, П.П. Гайденко, А.Н. Дондюка, Е.И, Пречепия, С. Лурьє, Е. Макарян, В.Плахова . Анализу роли традиции в конкретных сферах человеческой жизни, а именно в искусстве, религии, мифологии, научном познании посвящены роботы, Б.В. Власовой, И.Т. Касавина, Э.С. Макаряна, В.Д. Плахова, К.В. Чистова.

Целью данной статьи есть анализ феномена традиции, места и роли традиции среди фундаментальных факторов человеческого бытия. Феномен традиции рассматривается исходя из определения этого понятия как присутствие смыслов прошлого в актуальном опыте настоящего. Анализ феноменов преемственности и наследия как результата рефлексии сознания относительно смыслов прошлого.

Анализируя эволюцию исследования феномена традиции, следует заметить что, еще в средневековье традиция рассматривался как моральная норма, следующая обычаям и законам в гармонии собой и обществом. Немного по-другому относились к традиции в Новое Время, в этот период феномен традиции рассматривается через призму необходимости познания этнокультурных, религиозных, политических традиций разных народов и государств (М.О. Бердяев, Е. Дюркгейм, М. Вебер). Заинтересованность феноменом традиции прослеживается в 60-тые. годы ХХ в. Традиция рассматривается как фактор стабилизации, в общественном развитии, именно в это период выходит ряд работ посвященных этой теме (С. Эйзенштадт , Е. Шацкий, Е. Шилз, П. Штомпка, М. Фуко).

Понятие наследие, передача наследия, личность, память ставятся в один ряд, феномен наследия, на сегодняшний день стал уже культурным феноменом, в котором, безусловно, выделяются категории личного пространства, общественного пространства, социального пространства. Вопрос наследия поднимает ряд тем, а именно это темы аутентичной традиции, анализ этих понятий дает нам возможность говорить об универсальном понятии феномена традиции. В этом ракурсе определение социокультурных факторов традиции через анализ понятий наследия.

В основе каждой традиции лежит аккумулированный опыт предшественников, наследие и преемственность этого наследия новой генерацией. Говоря же об исторической связи, между новым и старым, уместной будет привести мысль К. Помяна. Анализируя тему времени, исторического времени он упомянул о понятии наследия и преемственности, отмечая, что нами принимается только то, что доступно нашему восприятию. И тут мы опять возвращаемся к гадамеровской теории присутствия истории в современности, указывая на непрерывность процесса наследия, который присущ всем сферам человеческой жизни, и социальные формы наследия воплощены в феномене традиции. Именно традиция, предполагает осознание некой закономерности, объективного осмысления, а так же критической оценки наследия. Тут важно отметить тот факт, что традицией становится не все наследие, а только лишь те элементы, которые соответствуют идеалам или потребностям социума. Отсюда и вытекает, что некоторые традиции не выдерживают испытания временем, а некоторые проходят сквозь века. Это связано с тем, что феномен традиции имеет более широкий спектр и отвечают духовным потребностям общества.

Таким образом, феномен наследия, феномен традиции – это устойчивое отношение между поколениями, анализируя феномен преемственности в частности ее роль в развитии традиции, следует отметить такой аспект как преемственность от поколения к поколению непрерывно, которая имеет следующие признаки это преемственность повторения, преемственность продолжения, преемственность развития, и тогда преемственность становится частью традиции. [7]

И так феномен наследия как составной элемент феномена традиции, остается тем фактором, у которого мы берем пример. Наследие выступает элементом стабилизации, критического осмысления достижений, формирование нашей самоидентификации. В русле наследия мы обращаем внимание на феномен преемственности его специфику и роль, на ценности, которые нам важны индивидуальные, общечеловеческие, социальные каждому типу ценностей присущий и свой способ передачи. Таким образом, осмысление феномена традиции требует междисциплинарного подхода, и комплексное исследование этого феномена возможно средствами историко-философского анализа.

1. Бадаева Н. С-Д. Традиция как социальный феномен. Автореферат на соискание научной степени кандидата философских наук.: 09.00.11/ Улан-Уде 2010.

2. Гатальська С.М Філософія культури. Підручник / Гатальська С.М – К.: Либідь, 2005 – 382 с.

3. Комаров В.М. Традиции и исторический процесс / В.М. Комаров. Российская Академия управления – М.: Луч 1994 с.

4. Лобанова Т.В. Основные подходы к изучению традиции / Лобанова Т.В.// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2008 – №1(9) – с.70-76.

5. Плахов, В. Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования / Плахов В. Д.— М.: Мысль, 1982.— 35-36 с.

6. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике [перевод с фр. и вступительная статья И.С. Вдовиной] – М.: Академический проект. 2008 с.66.

7. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. [пер. с фр. В.П. Визгина и Н.С. Автономовой]—СПб . А-cad/ 1994. С.155.

8. Четвертакова Ж.В. Смысл и природа традиции: генезис понятийного аппарата (де).

9. Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиция / Чистов К.В. – М.: О.Г.И. 2002.

10. Toulemont, R. L’essence de la société selon Husserl [Texte imprimé] – Paris PUF 1962 p.201-206.

Поступила в редакцию 16.12.2013 г.

[2] Лобанова, Т.В. Основные подходы к изучению традиции/ Лобанова Т.В.//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки . – 2008 – №1(9) – с .70-76 .

[3] Toulemont, R. L’essence de la société selon Husserl [Texte imprimé] – Paris PUF 1962 p.201-206

[4] Четвертакова Ж.В. Смысл и природа традиции: генезис понятийного аппарата (де).

[5] Гатальська, С.М Філософія культури . Підручник/ Гатальська С.М – К.: Либідь, 2005 – 382 с.

[6] Плахов, В. Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования/ Плахов В. Д.— М.: Мысль, 1982.— 35-36 с.

[7] Бадаева Н. С-Д. Традиция как социальный феномен. Автореферат на соискание научной степени кандидата философских наук.: 09.00.11 Улан-Уде 2010.

[8] Комаров В.М. Традиции и исторический процесс/В.М. Комаров. Российская Академия управления – М.: Луч 1994 с.188.

[9] Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике[перевод с фр. и вступительная статья И.С. Вдовиной ] – М.: Академический проект. 2008 с.66.

[10] Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. [ пер. с фр. В.П. Визгина и Н.С. Автономовой ] —СПб . А- cad / 1994. С.155.

2006-2019 © Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов.
Все материалы, размещенные на данном сайте, охраняются авторским правом. При использовании материалов сайта активная ссылка на первоисточник обязательна.

В ставшем уже классическим учебнике по философии читаем: "Философия выступает в двух ипостасях:
Как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру
Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.
На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические. Очевидно, что влияние первой группы функций философии (мировоззренческих функций) испытывает на себе каждый. Иными словами, всякий человек так или иначе осмысливает мир и свое место в нем.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Доклад №1.docx

Доклад по философии

тема: проблема философского наследия

Философия и философствование

В ставшем уже классическим учебнике по философии читаем: "Философия выступает в двух ипостасях:

  1. Как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру
  2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

На этом основано разделение большого числа функций философ ии на две группы: мировоззренческие и методологические. Очевидно, что влияние первой группы функций философии (мировоззренческих функций) испытывает на себе каждый. Иными словами, всякий человек так или иначе осмысливает мир и свое место в нем.

Одна из задач философии - это обсуждение ценностей человеческого существования, которые важны для любого человека, и любой человек вправе обсуждать их, а значит, в каком-то смысле философствовать. Наивность, присутствующая в здравом смысле, иногда не только не противоречит теоретическим установкам философии, но, напротив, помогает проще и яснее уловить суть поставленной проблемы. Не случайно Карл Ясперс (который, кстати, – возможно, первым из философов, – и сформулировал различие между профессорской философией и философствованием) отмечал, что изначальной формой философствования являются вопросы детей, например, когда ребенок слушает историю сотворения мира. и вскоре спрашивает: "А что было перед началом?" Этот ребенок познал бесконечность дальнейших вопросов, невозможность разума приостановить то, на что часто для него невозможен окончательный ответ".

Таким образом, можно сделать вывод, что философия неизбежна для любого человека и каждый человек философствует, даже тот, кто отрицает ее необходимость и обоснованность, невольно оставаясь на позициях лишь неразвитой формы философствования. В этом смысле, как отметил еще Карл Ясперс - истинными философами являются дети.

Андрей Платонов в повести "Происхождение мастера" описал "одного человека, рыбака с озера Мутево, который многих расспрашивал о смерти и тосковал от своего любопытства; этот рыбак больше всего любил рыбу, не как пищу, а как особое существо, наверное знающее тайну смерти. Он показывал глаза мёртвых рыб Захару Павловичу и говорил: "Гляди – премудрость. Рыба между жизнью и смертью стоит, оттого она и немая и глядит без выражения; телок ведь и тот думает, а рыба нет – она всё уже знает". Созерцая озеро годами, рыбак думал всё об одном и том же – об интересе смерти. Захар Павлович его отговаривал: "Нет там ничего особого, – так, что-нибудь тесное". Через год рыбак не вытерпел и бросился с лодки в озеро, связав себе ноги верёвкой, чтоб нечаянно не поплыть. Втайне он вообще не верил в смерть, главное же он хотел посмотреть – что там есть: может быть, гораздо интересней, чем жить в селе или на берегу озера; он видел смерть как другую губернию, которая расположена под небом, будто на дне прохладной воды, – и она его влекла. Некоторые мужики, которым рыбак говорил о своём намерении пожить в смерти и вернуться, отговаривали его, а другие соглашались с ним: "Что ж, испыток не убыток, Митрий Иванович. Попробуй, потом нам расскажешь". Дмитрий Иванович попробовал: его вытащили из озера через трое суток и похоронили у ограды на сельском погосте".

Можно сказать, что у этого необразованного рыбака было призвание к философии (точнее, к философствованию)? Несомненно. Философствование было для него призванием (даже более того: страстью) до такой степени, что он заплатил за это жизнью.

Чтобы еще раз уяснить себе разницу между философией и философствованием, можно воспользоваться делением, предложенным М.К.Мамардашвили. Он писал, что "есть реальная философия, которая присуща нам, если мы живем как сознательные существа. Если мы выполняем свою человечность. Назовем это реальной философией. И есть философия понятий и систем, в которых какой-либо акт или элемент нашей духовной жизни может быть эксплицирован (объяснен, растолкован). Тогда философия предстает как удачный язык, посредством которого что-то эксплицируется. Но удачен он только потому, что люди когда-то проделали до нас подвиг мысли, подвиг медитации или какого-то очень сложного психотехнического опыта, что ушло затем в глубь истории культуры.

Классический, Неклассический, Постклассический - понятия, характеризующие этапы и типы философствования. Рассмотрим их основные черты.
Классическая философия в ее понимании мира и человека базировалась на следующих принципах.

- Оптимизма в отношении познания – возможность разума беспредельна.

- Не признавалась возможность противоречия или конфликта между знанием и бытием. Истинное знание тождественно бытию.

- Беспередпосылочность знания, т. е. мысль, когда человек мыслит, не замутнена ничем, знание объективно. Человек познает окружающий мир адекватным образом независимо от того, к какому классу он принадлежит.

- Механицизме: мир представляется как единый механизм, созданный Богом. Механицизм – предтеча попытки подчинить себе природу. Механицизм противостоял безумию мира.

- Вере в целесообразность развития общества, в определенный смысл общественного развития, в то, что существуют законы развития общества, подчиняющиеся определенной схеме.

- Вере в то, что разум задает направления этого развития.

- Вере в прогресс. Источник прогресса – развитие человеческого разума, что проявлялось в развитии наук.

Рационализм – классический тип философствования, он не знал противоречий, противоречия преодолевались по мере возникновения. В середине 19 века господство рационализма было нарушено.

В числе причин этого можно называть, например, что к началу ХХ в. века выявились неразумные тенденции в развитии западной цивилизации, что приводило и приводит к войнам и, революциям.

Рационализм (особенно просветители) акцентировался на невежестве масс, но практика показала, что сознание масс включает в себя трезвый опыт (поговорки). Даже предрассудки обладают прочностью, их невозможно разрушить.

Рациональное знание исчерпало себя гносеологически. Мир постклассической философии – искривленное конечное пространство, представление о котором возникли в результате теории относительность Эйнштейна. Разрушилось представление о беспредпосылочности знания. Позиция ученого, философа определяет содержание знания, независимо от него самого, т. е. субъективность знания носит объективный характер.

Таким образом, неклассическая философия

- конституирует предмет познания как характеризующийся онтологически заданной и имманентной релятивностью, а потому в принципе не могущий быть моделируемым посредством универсально дедуктивных линейных концептуальных схем.

- философия неклассического типа конституирует свою проблематику именно на стыке данных проблемных областей, таких проблемных областей, как онтология, гносеология, философская антропология, философия истории и т. д. размывая границы между ними и делающей невозможной их жесткую демаркацию;

- радикальным образом отказывается от презумпции логоса;

- неклассическая философия задает семантико-аксиологический вектор философствования, находясь внутри которого практически невозможно задать жесткую дихотомию субъекта и объекта;

- неклассический отличается от классического тем, что принцип объективности знания дополняется в нем принципом учета позиции субъекта познания;

К постклассической философии относят ряд философских учений XIX - начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в. Постклассическая философия представляет собой переходный этап от классики к модерну и постмодерну, однако, несмотря на "переходность", не следует преуменьшать ценности постклассических философских концепций. Представителями этой "переходной" философии являются Артур Шопенгауэр, Серен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия воли и философия жизни, неокантиантство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Общей характеристикой философских учений этого периода (пожалуй, за исключением марксизма) является иррационализм, связанный с переосмыслением категории бытия. Бытие перестает отождествляться с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т. п. Постепенно происходит трансформация взглядов на природу человека, который более не рассматривается как существо, главной характеристикой которого является разумность, и предстает во всем богатстве своих жизненных воплощений. Постклассическая философия предлагает также новый взгляд на историю, отказываясь от квалификации ее как однозначно линейного процесса или переосмысливая исторический процесс на материалистических началах.

Можно найти проблему любого вкуса для исследований в философии, на решение которой уйдет много времени, возможно, вся жизнь, но она останется открытой. Например, я кратко назову лишь примерный круг проблем философии, в него входят такие известные:

Проблема сознания является едва ли не самой актуальной в последние десятилетия; абстрагируясь от функционального, по общему признанию ограниченного — читай ложного — понимания сознания, можно забыть большинство достижений последнего полувека в этой области, поскольку они в практическом смысле приписываются искусственному интеллекту (сознанию). Приведение проблемы к вселенскому масштабу подчеркивается способностью сознания проявляться как внутри себя, так и вне себя;

Проблема знаемости или познаваемости — вытекает из ее определения, где необходимо соблюдать достоверность полученных знаний. Именно эта надежность, критерии которой подвергаются сомнению в отдельных случаях;

Проблема времени проста в выражении, но сложна в решении: Является ли время субъективным и относительным, или объективным и фундаментальным? На мой взгляд, время — это чисто субъективная мера протяженности процессов или явлений относительно других процессов и явлений. Конечно, я буду отдельно рассматривать каждый вопрос, требующий пристального внимания;

Проблема истины возникает из вопроса о том, что ложно и что истинно, и приводит исследователя к уже упомянутой проблеме знания;

Проблема предмета и метода в философии заключается в различных подходах к проблеме и противоречивых взглядах на используемые методы. Например, идеалистическая диалектика и диалектический материализм имеют диаметрально противоположные взгляды;
Проблема смысла жизни, хотя как на нее посмотреть, на мой взгляд, не существует, и жизнь вообще не имеет смысла;

Проблемы философии - Основные проблемы философии

Основные проблемы философии

Проблема личности в ее становлении, формировании, которое не следует путать с обучением. Критерии личности умозрительны, что приводит к искусственной стратификации и создает ряд уже социально-политических проблем. Первый и последний никак нельзя назвать успехами;

Проблема смерти — существует ли она? С точки зрения функционализма, где личность, разум — это продукт организма, который смертен, тогда да — смерть есть. С другой точки зрения, эти теории сомнительны или ложны — вопрос актуален;

Проблема общества в философии схожа с проблемой личности, только здесь рассматриваются группы и их внутренние отношения; коллектив — это отнюдь не то же самое, что множество, а общество не является синонимом социума;

Проблема свободы известна каждому, но простое и эффективное рассмотрение может вызвать панику, ведь за кажущейся простотой этот вопрос связан с каждым аспектом и явлением в мире, как внешним, так и внутренним;

Проблема веры и разума заключается не в религиозной вере, а в том, что и сколько разум знает, действительно знает, а не просто принимает на веру, о проблематичных критериях и аспектах знания, о соотношении веры и разума;

Проблема идеального в философии — порождается наличием взглядов, пришедших из естествознания, где зачастую отвергается теория идеи и самого идеального;
Здесь даже возникает проблема происхождения или генезиса самой философии.
Легко заметить, насколько разнообразен и важен, более того, почти вечно актуален приведенный список, и это еще не все. Решения этих проблем философии были предложены, часто не для всех из них, но дискуссия остается, и она актуальна.

Возможно, здесь кроется главная проблема философии? Да и нет; в самом большом типе объектов науки и человек, то есть разумное существо, и мир, и их отношения, читай один из главных объектов философии, можно назвать главной проблемой.

Последнее справедливо для любой проблемы; так, если мы называем человека главной проблемой, то он не так интересен без мира, отдельно мир теряет свою полезность для разумного существа, которому мир не интересен без самого исследователя. Тогда, возможно, главная проблема философии — это связь разумного существа и мира? Наверное, это спорный вопрос.

Специфика проблем философии

Специфика проблем философии может включать:

  • трудность определения критериев проблемы;
  • возможности определения природы истины;
  • Экзистенциальная природа философского исследования;
  • Фундаментальность и экстремальность, универсальность и конкретность;
  • Антиномия и парадокс, априори и апория — формы интенсивного развития.
  • Проблемные кадры: Исторические, применимость и т.д. (общие, частные, практические, локально-ситуативные и т.д.).

На самом деле, проблему философии можно сформулировать во многих терминах, поскольку каждый ответ или подход имеет противоположный взгляд на рассматриваемое им явление или процесс, конечно, не всегда, но часто. Верно и то, что проблема в науке не является чем-то плохим и говорит о тупике в исследованиях. Нет, проблема возникает в основном тогда, когда уже есть набор теорий и гипотез, которые необходимо связать и обобщить. Таким образом, философскую проблему можно рассматривать как промежуточный этап между теорией и выводом по теме, или между основополагающей теорией и ее окончательным доказательством.

Однако, в отличие от чистых наук, в философии, в силу ее специфических тем, подходов или вопросов, не так легко прийти к окончательному решению, как, например, в физике. Хотя в физике тоже достаточно теоретических моделей с косвенными эмпирическими доказательствами. В некоторых дисциплинах, таких как этика или эстетика, невозможно получить окончательные данные экспериментальным путем, поскольку предмет в значительной степени субъективен. В этом также заключается особенность философских проблем, которая, кстати, является одной из первых проблем, часто критикуемых апологетами естественных наук. Однако следует отметить, что эти люди просто не понимают вопроса, который они критикуют, иначе они не критиковали бы с такой позиции. Но это тема для другого разговора.

Философская антропология

Философия имеет свою структуру. В структуре философского знания принято выделять отдельные разделы:

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии.

ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – учение о научном познании.

АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – учение об обществе.

АКСИОЛОГИЯ — учение о ценностях.

ЭТИКА – учение о морали и нравственности, добре и зле.

ЭСТЕТИКА — учение о том, что вызывает чувства, – о прекрасном и безобразном, о комическом и трагическом и т.д.

Праксиоло́гия (реже праксеоло́гия; от др.-греч. πράξις — деятельность, и λογία — наука, учение) –учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.

Антропология

Антропология – раздел философии, изучающий человека. Проблема человека рассматривается многими науками. Философия пытается дать ценностное представление о человеке. Что же такое человек?

Т.о., в истории философии существовало множество различных концепций существования человека.

Онтология

ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии .Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной,социальной и виртуальной.

Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, душ) и подразделяется (материалистами) накосную, живую и социальную материю (что порождает формализм и отношение к личности как к безличному человеку вообще).

Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также небытию возможности в аристотелевской философии). В экзистенциализме XVIII века бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и задавать вопросы о бытии. В классической метафизике, однако, бытие понимается как Бог. Человек как существо обладает свободой и волей.

Гносеология (эпистемология)

Аксиология

Аксиология (от греч. ценность) — это теория ценностей, отрасль философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой мира ценностей, то есть отношения различных ценностей друг к другу, к социальным и культурным факторам, а также к структуре личности.

Вопрос о ценностях впервые был поднят Сократом, который сделал его центральным пунктом своей философии и сформулировал как вопрос о благе. Благо — это реализованная ценность — полезность. Другими словами: Ценность и полезность — две стороны одной медали.

+В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включен в структуру вопроса о бытии: совершенство бытия понималось как абсолютная ценность для человека, выражающая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Благу и Прекрасному. Такой же онтологической и целостной интерпретации относительно природы ценностей придерживается вся платоническая ветвь философии вплоть до Гегеля и Кроче.

Соответственно, аксиология возникает как особая отрасль философского знания, когда понятие бытия распадается на два элемента: Реальность и ценность как возможность.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Основные разделы философии: 1. онтология - это философия бытия (учение о фундаментальных принципах существования природы) 2. гносеология - теория познания (раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности) 3. аксиология - философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни 4. праксиология - философия социального действия (теоретическое рассмотрение человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений).

Традиция — это увиденная глубина уже помысленной истины, сопровождающаяся непрестанным ожиданием, это неисчерпаемость великих сочинений, это принимаемая с глубоким почтением действительность великих мыслителей. Сущность такого авторитета в том, что он не требует от человека однозначного послушания. Задача состоит в том, чтобы с помощью этого авторитета, самостоятельно Удостоверившись в нем, прийти к самому себе, в том, чтобы в его первоистоке вновь обрести собственный первоисток. Только на основании серьезного философствования в настоящем можно достичь соприкосновения с вечной философией в историческом явлении. Историческое явление — это средство, с помощью которого осуществляется глубинная связь с общим настоящим.

4. Основные разделы философии. Проблема философского наследия. Философия и философствование. Традиции философствования.

1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания. 2. Мировоззрение: его понятие и структура. Исторические типы мировоззрения. 3. Основные философские

1. Предмет философии в его исторической динамике 2. Исторические типы мировоззрения. Специфика и сущность философского мировоззрения 3. Взаимосвязь философии с частными научными дисциплинами.

1. Онтология (он - сущее, реальность; логос учение о существующем). Античность (6 до н. э. - 6 в н. э. ) Наука Религия Метафизка Патристика: значение, представители, идеи. Отношение к античности.

Овчинникова Анастасия Валентиновна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Санкт-Петербург - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 3.9 Мб

Специальность 12.00.01.- теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Актуальность темы диссертационного исследования. В течение двух последних десятилетий

Киселева Ольга Михайловна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. САРАТОВ - 2000 | Диссертация | 2000 | Россия | docx/pdf | 4.06 Мб

Специальность 12.00.01 - Теория права и государства; история права и государства; история политических и правовых учений. Актуальность темы исследования. Специфика развития современных общественных

Книга представляет собой монографическое исследование становления философской мысли Гегеля (от ранних работ до включительно), проведенное под углом зрения проблем системности и историзма. Впервые в

ОГЛАВЛЕНИЕ Литература Раздел 1. История этических учений Тема 1.1. Этические учения древнего мира Этические учения Древнего Китая. Этические учения Древней Греции. Тема 1.2. Этические учения

Введение Последний этап жизни Гегеля—апогей его славы. Заслуга Гегеля в развитии философской мысли Изучение гегелевской диалектики, Гегелевский подход к проблеме познания диалектичен: Характерные

Существуют различные подходы к объяснению предмета и функций философии истории. Философия истории как попытка осмысления сути диалектики исторического развития общества, его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха. В другие эпохи проблемой интересовались Августин, Лейбниц, Вико, Монтескье, Кондорсе, Гегель, Шопенгауэр, Шпенглер, Тойнби и другие мыслители. Все они пытались найти и обосновать какой-то один главный фактор исторического развития или сумму, систему таких факторов.

Как видно, Н. Кареев, главное внимание обращает на выяснение смысла и направленности исторического процесса, на оценку исторических событий. По его мнению, предмет философии истории охватывает широкий спектр вопросов, касающихся всего исторического процесса: роль географической среды в общественном развитии; культурно-историческая среда; законы общества; необходимость и случайность в истории; источники исторических перемен; прогресс и регресс в истории и др.

Уже в современный период английский историк А. Тойнби дает свое понимание философии истории. Она есть особый подход к историческому материалу, когда само содержание всей целостности исторического процесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования.

Для сравнения представляют интерес и другие подходы к определению философии истории и ее предмета: философия истории - это раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Философия истории представляет собой философско-исторический анализ общества. Это логическое рассмотрение человеческого общества, очищенное от зигзагов и поворотов.




Предмет и специфику философии истории как научной дисциплины можно лучше раскрыть и понять через рассмотрение ее функций.

Функции философии истории:

1. Гносеологическая - проявляется в том, что философия истории исследует и помогает познать закономерности и содержание развития человеческой истории.

2. Методологическая - заключается в том, что философия истории выступает общим учением о принципах и методах философско-социологического анализа развития общества в контексте всемирной истории.

3. Мировоззренческая функция формирует целостно-концептуальное понимание сущности и смысла истории человечества, отношение к ней конкретного субъекта;

4. Теоретическая функция удовлетворяет потребность людей в концептуальном осмыслении исторического процесса и формирует условия научного статуса всякой истории.

5. Практическая функция дает научное объяснение исторических фактов, способствует их систематизации и классификации по важности и значимости; представляет процесс внедрения научно-теоретических знаний об истории общества в практическую жизнь людей, принятие решений и их осуществление;

6. Прогностическая функция способствует пониманию перспектив человечества.

Функции философии истории укрепляют ее научный статус. Вместе с тем, она способна реализовывать и другие свои функции: аксиологическую, системно-интеграционную, критическую и др.

Основные проблемы философии истории.

Первым, кто сделал системную попытку определить круг проблем, которыми должна заниматься философия истории, был Гердер. Первейшей проблемой философии истории он считал поиски ответа на извечные вопросы: откуда мы и куда мы идем? Уже сами эти вопросы представляют обширное поле для исследования, но несомненно не исчерпывают всей проблематики философии истории. Значительный вклад в конкретизацию этих проблем внес Э. Бернгейм.

Он обращал внимание на проблемы:

а) выяснение принципов (общих правил) анализа истории общества;

б) изучение условий и факторов, определяющих исторический процесс;

в) движение и связь исторических событий;

г) механизм исторического развития;

д) результаты и смысл исторического процесса.

С течением времени проблематика философии истории видоизменялась и конкретизировалась.

В настоящее время в обобщенном виде проблемы философии истории могут быть сведены к следующему:

- предмет и проблематика истории философии как науки, ее метод;

- источники и логика развития человеческой истории, ее сущность и внутренние механизмы;

- эволюция социальных форм, единство и многообразие исторического процесса, смысл истории;

- многомерность социального бытия и действие общественных законов;

- особенности развития социальных систем в историческом процессе;

- проблемы социального детерминизма и социального прогресса;

- периодизация и хронология истории;

- специфика исторического пространства и исторического времени;

- принципы реконструкции исторического прошлого;

- движущие силы, объективное и субъективное в общественном развитии;

- перспективы всемирной истории и человеческой цивилизации;

- культура и социальная эволюция;

- взаимоотношения человека и истории, роль личности в историческом процессе.

Существуют различные подходы к объяснению предмета и функций философии истории. Философия истории как попытка осмысления сути диалектики исторического развития общества, его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха. В другие эпохи проблемой интересовались Августин, Лейбниц, Вико, Монтескье, Кондорсе, Гегель, Шопенгауэр, Шпенглер, Тойнби и другие мыслители. Все они пытались найти и обосновать какой-то один главный фактор исторического развития или сумму, систему таких факторов.

Как видно, Н. Кареев, главное внимание обращает на выяснение смысла и направленности исторического процесса, на оценку исторических событий. По его мнению, предмет философии истории охватывает широкий спектр вопросов, касающихся всего исторического процесса: роль географической среды в общественном развитии; культурно-историческая среда; законы общества; необходимость и случайность в истории; источники исторических перемен; прогресс и регресс в истории и др.

Уже в современный период английский историк А. Тойнби дает свое понимание философии истории. Она есть особый подход к историческому материалу, когда само содержание всей целостности исторического процесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования.

Для сравнения представляют интерес и другие подходы к определению философии истории и ее предмета: философия истории - это раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Философия истории представляет собой философско-исторический анализ общества. Это логическое рассмотрение человеческого общества, очищенное от зигзагов и поворотов.

Предмет и специфику философии истории как научной дисциплины можно лучше раскрыть и понять через рассмотрение ее функций.

Функции философии истории:

1. Гносеологическая - проявляется в том, что философия истории исследует и помогает познать закономерности и содержание развития человеческой истории.

2. Методологическая - заключается в том, что философия истории выступает общим учением о принципах и методах философско-социологического анализа развития общества в контексте всемирной истории.

3. Мировоззренческая функция формирует целостно-концептуальное понимание сущности и смысла истории человечества, отношение к ней конкретного субъекта;

4. Теоретическая функция удовлетворяет потребность людей в концептуальном осмыслении исторического процесса и формирует условия научного статуса всякой истории.

5. Практическая функция дает научное объяснение исторических фактов, способствует их систематизации и классификации по важности и значимости; представляет процесс внедрения научно-теоретических знаний об истории общества в практическую жизнь людей, принятие решений и их осуществление;

6. Прогностическая функция способствует пониманию перспектив человечества.

Функции философии истории укрепляют ее научный статус. Вместе с тем, она способна реализовывать и другие свои функции: аксиологическую, системно-интеграционную, критическую и др.

Основные проблемы философии истории.

Первым, кто сделал системную попытку определить круг проблем, которыми должна заниматься философия истории, был Гердер. Первейшей проблемой философии истории он считал поиски ответа на извечные вопросы: откуда мы и куда мы идем? Уже сами эти вопросы представляют обширное поле для исследования, но несомненно не исчерпывают всей проблематики философии истории. Значительный вклад в конкретизацию этих проблем внес Э. Бернгейм.

Он обращал внимание на проблемы:

а) выяснение принципов (общих правил) анализа истории общества;

б) изучение условий и факторов, определяющих исторический процесс;

в) движение и связь исторических событий;

г) механизм исторического развития;

д) результаты и смысл исторического процесса.

С течением времени проблематика философии истории видоизменялась и конкретизировалась.

В настоящее время в обобщенном виде проблемы философии истории могут быть сведены к следующему:

- предмет и проблематика истории философии как науки, ее метод;

- источники и логика развития человеческой истории, ее сущность и внутренние механизмы;

- эволюция социальных форм, единство и многообразие исторического процесса, смысл истории;

- многомерность социального бытия и действие общественных законов;

- особенности развития социальных систем в историческом процессе;

- проблемы социального детерминизма и социального прогресса;

- периодизация и хронология истории;

- специфика исторического пространства и исторического времени;

- принципы реконструкции исторического прошлого;

- движущие силы, объективное и субъективное в общественном развитии;

- перспективы всемирной истории и человеческой цивилизации;

- культура и социальная эволюция;

- взаимоотношения человека и истории, роль личности в историческом процессе.

Читайте также: