Дюрер праздник четок доклад
Обновлено: 11.05.2024
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Собственно от исторического консультанта fvl1_01
История праздника четок он же праздник розовых венков началась с того, что в 1214 году святому Доминику во время молитвы явилась Дева Мария.
А так как святой в этот момент перебирал молитвы из "розария" - цикл молитв Деве Марии, то и праздник в эту честь получил название "День Девы Марии Розария"
"Розарий" придумал не святой Доминик. Первые молитвы из этого цикла были записаны еще в XI веке. Но что бы облегчить их правильное прочтение и чередование - были изобретены (и молва приписывает изобретение Доминику) четки-"розарий" - кольцо из 5 наборов в 11 бусин (одна большая и десять маленьких) и плюс три малых и одна большая бусина - и крест.
Праздник в честь этого события был установлен на 7й октября (даже в СССР 7 октября был нерабочим днем, с 1978 по 1991й год, правда вместо Доминика и роз у нас был Леонид и Конституция).
Постепенно со становлением традиции и превращением ее в канон - четки розария стали ассоцироваться с венком, который Богородица возлагала на достойных людей (в то время как саму Деву Марию короновали ангелы уже короной). При этом венок из роз повторял по композиции четки - белая роза вместо крупной бусины (она же символ Девы Марии и ее непорочности), красная роза вместо малой бусины - она же символ Крови Христовой.
Вот все это и изобразил на спор Дюрер, именно на спор - он жил тогда в Венеции, а итальянские художники признавали, что он мол де хороший гравер, но не живописец. Ах я то не живописец - смотрите:
Картина кстати очень непростая - и ангел с лютней тут не просто так, и корона что возлагают на голову Деве Марии не просто корона, и Дюрер на картинке есть да еще держит в руках кое-что.
И Дюрер смело идет против традиций - его венки из роз не похожи на канонические - это просто венки из цветов. Одного цвета. И тиара и корона валяются на земле. Как хлам. Вот такой он праздник - Rosenkranzfest
И еще - у самой картины судьба интересная. Мы точно знаем когда была написана эта картина - закончена в начале сентября 1506 года. И сколько ее писал художник - девять месяцев (а обещал за пять успеть), и сколько получил за работу (110 гульденов). А дальше еще интереснее - заказчики (а несмотря на пари, Дюрер писал ее на заказ, для церкви святого Варфоломея в Фондако деи Тедески в Венеции) картину так и не получили - ее быстро (увы мне, не быстро - а всего через 70 лет - ошибся ваш консультант fvl1_01 простите) перекупил император Рудольф II (а иначе ее бы купил венецианский дож). Зато заказчики были изображены на картине - это их утешило, думаю (то есть и утешать не надо - картина все же провисела сколько лет в церкви заказчиков). А потом картина переходила из рук в руки, ее затопило водой в наводнение и по легенде ее выбросили на помойку, потом вернули, она попала в музей, но потом сочли что она слишком повреждена и продали, потом выкупали, потом прятали от нацистов.
Альбрехт Дюрер. Праздник четок. ок.1506
В 1505 году Альбрехт Дюрер во второй раз отправился в путешествие Италию. Зачем ему понадобилось совершить эту поездку, точно неизвестно. Во всяком случае, учеба и приобретение нового опыта явно не являлись его основной целью, поскольку к тому времени он уже был вполне зрелым и уважаемым мастером. Предполагается, что Дюрер, во-первых, хотел заработать, а, во-вторых, решить вопрос с авторскими правами на свои гравюры, копированием которых занимался художник Маркантонио Раймонди.
Судя по всему, у Дюрера были некоторые связи в среде немецких купцов, которые вели свой бизнес в Венеции, поэтому он направился именно туда. В этом городе уже около 400 лет (с 1228 года) существовал немецкий торговый дом, называемый Фондако-деи-Тедеско, вокруг которого сложилась община земляков Дюрера.
Надо полагать, что художник рассчитывал получить заказы именно от них. И не ошибся в своих расчетах (а может, у него существовали и какие-то предварительные договоренности).
За 2 года пребывания в Венеции Дюрер выполнил несколько совершенно блестящих работ, это были и портреты и композиции на религиозные темы.
Альбрехт Дюрер. Портрет венецианки. 1505
Альбрехт Дюрер. Портрет Буркхарда Шпеера. 1506
Альбрехт Дюрер. Мадонна с чижиком. 1506
Попав в Венецию Дюрер познакомился с Джованни Беллини, картины которого произвели на немца сильнейшее впечатление, особенно в части работы с цветом. Несмотря на существенную разницу в возрасте (а Беллини тогда было уже около 75 лет, тогда как Дюреру - слегка за 30), художники быстро нашли общий язык и подружились. Вероятно, именно Беллини сподвиг Дюрера на создание нескольких картин, совершенно нетипичных и необычных для его творчества, среди которых был, например, "Христос среди учителей". Эту работу Дюрер предназначил в подарок своему старшему коллеге.
Альбрехт Дюрер. Христос среди учителей. Ок.1506
Но всё-таки главным итогом его поездки в Венецию стала картина "Праздник четок". Ее Дюреру заказала община немецких купцов, а точнее самый именитый ее представитель Якоб Фуггер для венецианской церкви Сан-Бартоломео, расположенной возле Фондако-деи-Тедеско, где они обычно собирались на молитву. Есть версия, что заказ Дюрер получил ещё в Германии, когда был гостем Фуггера в Аугсбурге, а детали и условия окончательно были обговорены уже когда он прибыл в Венецию.
Альбрехт Дюрер. Портрет Якоба Фуггера. 1518
Название "Праздник четок" картине Дюрера было дано только в 19 веке, также ее называют "Праздник Розария" или "Праздник венков из роз". Согласно контракту, заключённому художником и немецкими купцами из Венеции, картина должна была быть посвящена Празднику Розария, поскольку именно к Богоматери Розария немцы, жившие в Венеции, питали особо благоговейные чувства.
Вообще, Розарий в католицизме - это особая форма молитвы на четках, обращённой к Богоматери. Праздник Розария отмечается 7 октября. Изначально этот праздник восходил к событию, случившемуся в 1206 году. Тогда святой Доминик прибыл в Пруиль (Франция) дабы обратить назад в католическую веру еретиков-альбигойцев. У молодого священника ничего не получалось, пока однажды с ним не случилось видение Пресвятой Богородицы, в котором она дала ему четки как радикальное орудие воздействия на еретиков.
Бернардо Каваллино. Видение Св. Доминика, получающего Розарий от Богоматери.
Картину “Праздник четок” заказали Дюреру обосновавшиеся в Венеции немецкие купцы для церкви Сан-Бартоломео, что подле Немецкого подворья. Сюжет картины известен: Мадонна, младенец-Христос и святой Доминик раздают венки из роз коленопреклоненным молящимся.
В Европе были распространены братства четок, основателем которых, по легенде, был святой Доминик. Члены братства убеждали верующих не просто перебирать четки, а представлять, что их бусины – это розы: белые, символизирующие чистоту Девы Марии, и красные бусы напоминают о крови Христа.
Композицию “Праздника четок” Дюрер обдумывал долго. Вся средняя часть картины и ее передний план строго симметричны. По обе стороны от Марии и младенца стоят на коленях император Максимилиан и папа Юлий II.
Остальные люди образуют кольцо вокруг Мадонны, разомкнутое ковром.
Мадонна, папа, император вписываются в воображаемую пирамиду. Позади Мадонны, выделяя ее, висит узкий длинный ковер. Подобный ковер, как фон для девы Марии, Дюрер видел на картинах Джовани Беллини.
Ковер поддерживают два парящих в воздухе ангела. Ангелы написаны так, как Дюрер раньше их не писал, но как было принято у итальянцев: только головы и крылья. Бело – розовые пышные крылья ангелов трепещут в воздухе. В них угадывается внимательное изучение птиц.
Два других ангела висят в воздухе над головой Марии, поддерживая корону необычайной красоты и сложности.
Наслаждаясь своим мастерством, писал художник золотисто – красную парчу, пурпурный и фиолетовый бархат, темно – синий шелк, грозный блеск стали, темное сукно, сверкание золота и драгоценных камней, благородный узор ковра, нежность бледно – красных и белых роз.
Как всегда, с любовью и пониманием самой души деревьев написал он коричнево – черные стволы двух старых сосен. Строгие, неподвижные, они подобны молчаливым стражам. Между их стволами и краями ковра, висящего позади Марии, открывается широкая равнина, пересеченная рекой. У подножия скалы город.
Пейзаж навеян путешествием через Альпы, но сосны, ели, березы, ивы напоминают родину Дюрера. В пейзаже много солнечного света, свежей зелени, прозрачной голубизны, праздничной радости…
Картина – значимая веха в творчестве художника. Её создание стало доказательством мастерства Дюрера-живописца, которого ранее коллеги по цеху считали только успешным гравёром. В произведении ощущается сильное влияние венецианской школы, но собственная манера молодого немца просматривается очень чётко. Написана во время итальянского путешествия под впечатлением от работ местных мастеров. Библейский сюжет, к которому общается художник, красив и наполнен глубоким символизмом.
Лучшие работы современных авторов
КОММЕНТАРИИ: 1 Написать Ответы
Спасибо авторам художественной галереи за возможность увидеть шедевры мирового искусства. Пожелание : публиковать название картин.
На картине есть что-то из этого: святой, бог, книга, святой, ренессанс, девственница, духовность, религиозная, люди, мэри, чудо, молитва, аура, поклонение, пересекать, апостол.
Картина – значимая веха в творчестве художника. Её создание стало доказательством мастерства Дюрера-живописца, которого ранее коллеги по цеху считали только успешным гравёром. В произведении ощущается сильное влияние венецианской школы, но собственная манера молодого немца просматривается очень чётко. Написана во время итальянского путешествия под впечатлением от работ местных мастеров.
Библейский сюжет, к которому общается художник, красив и наполнен глубоким символизмом. Распространённое на территории Европы братство чёток, по легенде основанное св. Домиником, традиционно устраивало праздник, корни которого уходили к явлению Девы Марии пред святым. Чётки для членов братства были не просто молитвенным инструментом, они считали, что каждая белая бусина – это роза, символ невинности Богоматери, а красная – цветок-символ крови Христовой. На картине изображено действо, где раздаются венки: Мария возлагает на голову папы римского Юлия II, младенец-Иисус – на чело Максимилиану I.
Есть на картине и миряне. Рядом с Мадонной и младенцем, а также со св. Домиником, раздающими венки, находятся Иероним, знаменитый архитектор из Аугсбурга, Гримани, кардинал Венеции, немецкие купцы, выступавшие заказчиками произведения.
Пройдя путь в более чем полтысячи лет, перенеся множество повреждений и восстановлений, сегодня произведение хранится в Праге, в Национальной галерее.
Читайте также: