Дюрер праздник четок доклад

Обновлено: 11.05.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Собственно от исторического консультанта fvl1_01

История праздника четок он же праздник розовых венков началась с того, что в 1214 году святому Доминику во время молитвы явилась Дева Мария.
А так как святой в этот момент перебирал молитвы из "розария" - цикл молитв Деве Марии, то и праздник в эту честь получил название "День Девы Марии Розария"

"Розарий" придумал не святой Доминик. Первые молитвы из этого цикла были записаны еще в XI веке. Но что бы облегчить их правильное прочтение и чередование - были изобретены (и молва приписывает изобретение Доминику) четки-"розарий" - кольцо из 5 наборов в 11 бусин (одна большая и десять маленьких) и плюс три малых и одна большая бусина - и крест.

Праздник в честь этого события был установлен на 7й октября (даже в СССР 7 октября был нерабочим днем, с 1978 по 1991й год, правда вместо Доминика и роз у нас был Леонид и Конституция).

Постепенно со становлением традиции и превращением ее в канон - четки розария стали ассоцироваться с венком, который Богородица возлагала на достойных людей (в то время как саму Деву Марию короновали ангелы уже короной). При этом венок из роз повторял по композиции четки - белая роза вместо крупной бусины (она же символ Девы Марии и ее непорочности), красная роза вместо малой бусины - она же символ Крови Христовой.

Вот все это и изобразил на спор Дюрер, именно на спор - он жил тогда в Венеции, а итальянские художники признавали, что он мол де хороший гравер, но не живописец. Ах я то не живописец - смотрите:


Картина кстати очень непростая - и ангел с лютней тут не просто так, и корона что возлагают на голову Деве Марии не просто корона, и Дюрер на картинке есть да еще держит в руках кое-что.

И Дюрер смело идет против традиций - его венки из роз не похожи на канонические - это просто венки из цветов. Одного цвета. И тиара и корона валяются на земле. Как хлам. Вот такой он праздник - Rosenkranzfest

И еще - у самой картины судьба интересная. Мы точно знаем когда была написана эта картина - закончена в начале сентября 1506 года. И сколько ее писал художник - девять месяцев (а обещал за пять успеть), и сколько получил за работу (110 гульденов). А дальше еще интереснее - заказчики (а несмотря на пари, Дюрер писал ее на заказ, для церкви святого Варфоломея в Фондако деи Тедески в Венеции) картину так и не получили - ее быстро (увы мне, не быстро - а всего через 70 лет - ошибся ваш консультант fvl1_01 простите) перекупил император Рудольф II (а иначе ее бы купил венецианский дож). Зато заказчики были изображены на картине - это их утешило, думаю (то есть и утешать не надо - картина все же провисела сколько лет в церкви заказчиков). А потом картина переходила из рук в руки, ее затопило водой в наводнение и по легенде ее выбросили на помойку, потом вернули, она попала в музей, но потом сочли что она слишком повреждена и продали, потом выкупали, потом прятали от нацистов.

Альбрехт Дюрер. Праздник четок. ок.1506

Альбрехт Дюрер. Праздник четок. ок.1506

В 1505 году Альбрехт Дюрер во второй раз отправился в путешествие Италию. Зачем ему понадобилось совершить эту поездку, точно неизвестно. Во всяком случае, учеба и приобретение нового опыта явно не являлись его основной целью, поскольку к тому времени он уже был вполне зрелым и уважаемым мастером. Предполагается, что Дюрер, во-первых, хотел заработать, а, во-вторых, решить вопрос с авторскими правами на свои гравюры, копированием которых занимался художник Маркантонио Раймонди.
Судя по всему, у Дюрера были некоторые связи в среде немецких купцов, которые вели свой бизнес в Венеции, поэтому он направился именно туда. В этом городе уже около 400 лет (с 1228 года) существовал немецкий торговый дом, называемый Фондако-деи-Тедеско, вокруг которого сложилась община земляков Дюрера.
Надо полагать, что художник рассчитывал получить заказы именно от них. И не ошибся в своих расчетах (а может, у него существовали и какие-то предварительные договоренности).
За 2 года пребывания в Венеции Дюрер выполнил несколько совершенно блестящих работ, это были и портреты и композиции на религиозные темы.

Альбрехт Дюрер. Портрет венецианки. 1505

Альбрехт Дюрер. Портрет венецианки. 1505

Альбрехт Дюрер. Портрет Буркхарда Шпеера. 1506

Альбрехт Дюрер. Портрет Буркхарда Шпеера. 1506

Альбрехт Дюрер. Мадонна с чижиком. 1506

Альбрехт Дюрер. Мадонна с чижиком. 1506

Попав в Венецию Дюрер познакомился с Джованни Беллини, картины которого произвели на немца сильнейшее впечатление, особенно в части работы с цветом. Несмотря на существенную разницу в возрасте (а Беллини тогда было уже около 75 лет, тогда как Дюреру - слегка за 30), художники быстро нашли общий язык и подружились. Вероятно, именно Беллини сподвиг Дюрера на создание нескольких картин, совершенно нетипичных и необычных для его творчества, среди которых был, например, "Христос среди учителей". Эту работу Дюрер предназначил в подарок своему старшему коллеге.

Альбрехт Дюрер. Христос среди учителей. Ок.1506

Альбрехт Дюрер. Христос среди учителей. Ок.1506

Но всё-таки главным итогом его поездки в Венецию стала картина "Праздник четок". Ее Дюреру заказала община немецких купцов, а точнее самый именитый ее представитель Якоб Фуггер для венецианской церкви Сан-Бартоломео, расположенной возле Фондако-деи-Тедеско, где они обычно собирались на молитву. Есть версия, что заказ Дюрер получил ещё в Германии, когда был гостем Фуггера в Аугсбурге, а детали и условия окончательно были обговорены уже когда он прибыл в Венецию.

Альбрехт Дюрер. Портрет Якоба Фуггера. 1518

Альбрехт Дюрер. Портрет Якоба Фуггера. 1518

Название "Праздник четок" картине Дюрера было дано только в 19 веке, также ее называют "Праздник Розария" или "Праздник венков из роз". Согласно контракту, заключённому художником и немецкими купцами из Венеции, картина должна была быть посвящена Празднику Розария, поскольку именно к Богоматери Розария немцы, жившие в Венеции, питали особо благоговейные чувства.
Вообще, Розарий в католицизме - это особая форма молитвы на четках, обращённой к Богоматери. Праздник Розария отмечается 7 октября. Изначально этот праздник восходил к событию, случившемуся в 1206 году. Тогда святой Доминик прибыл в Пруиль (Франция) дабы обратить назад в католическую веру еретиков-альбигойцев. У молодого священника ничего не получалось, пока однажды с ним не случилось видение Пресвятой Богородицы, в котором она дала ему четки как радикальное орудие воздействия на еретиков.

Бернардо Каваллино. Видение Св. Доминика, получающего Розарий от Богоматери.

Бернардо Каваллино. Видение Св. Доминика, получающего Розарий от Богоматери.

 Праздник четок Альбрехт Дюрер

Картину “Праздник четок” заказали Дюреру обосновавшиеся в Венеции немецкие купцы для церкви Сан-Бартоломео, что подле Немецкого подворья. Сюжет картины известен: Мадонна, младенец-Христос и святой Доминик раздают венки из роз коленопреклоненным молящимся.

В Европе были распространены братства четок, основателем которых, по легенде, был святой Доминик. Члены братства убеждали верующих не просто перебирать четки, а представлять, что их бусины – это розы: белые, символизирующие чистоту Девы Марии, и красные бусы напоминают о крови Христа.

Композицию “Праздника четок” Дюрер обдумывал долго. Вся средняя часть картины и ее передний план строго симметричны. По обе стороны от Марии и младенца стоят на коленях император Максимилиан и папа Юлий II.

Остальные люди образуют кольцо вокруг Мадонны, разомкнутое ковром.

Мадонна, папа, император вписываются в воображаемую пирамиду. Позади Мадонны, выделяя ее, висит узкий длинный ковер. Подобный ковер, как фон для девы Марии, Дюрер видел на картинах Джовани Беллини.

Ковер поддерживают два парящих в воздухе ангела. Ангелы написаны так, как Дюрер раньше их не писал, но как было принято у итальянцев: только головы и крылья. Бело – розовые пышные крылья ангелов трепещут в воздухе. В них угадывается внимательное изучение птиц.

Два других ангела висят в воздухе над головой Марии, поддерживая корону необычайной красоты и сложности.

Наслаждаясь своим мастерством, писал художник золотисто – красную парчу, пурпурный и фиолетовый бархат, темно – синий шелк, грозный блеск стали, темное сукно, сверкание золота и драгоценных камней, благородный узор ковра, нежность бледно – красных и белых роз.

Как всегда, с любовью и пониманием самой души деревьев написал он коричнево – черные стволы двух старых сосен. Строгие, неподвижные, они подобны молчаливым стражам. Между их стволами и краями ковра, висящего позади Марии, открывается широкая равнина, пересеченная рекой. У подножия скалы город.

Пейзаж навеян путешествием через Альпы, но сосны, ели, березы, ивы напоминают родину Дюрера. В пейзаже много солнечного света, свежей зелени, прозрачной голубизны, праздничной радости…

Праздник венков из роз (Праздник чёток). Альбрехт Дюрер

Картина – значимая веха в творчестве художника. Её создание стало доказательством мастерства Дюрера-живописца, которого ранее коллеги по цеху считали только успешным гравёром. В произведении ощущается сильное влияние венецианской школы, но собственная манера молодого немца просматривается очень чётко. Написана во время итальянского путешествия под впечатлением от работ местных мастеров. Библейский сюжет, к которому общается художник, красив и наполнен глубоким символизмом.

Лучшие работы современных авторов

КОММЕНТАРИИ: 1 Написать Ответы

Людмила.Волгоград. (Гость)

Спасибо авторам художественной галереи за возможность увидеть шедевры мирового искусства. Пожелание : публиковать название картин.


На картине есть что-то из этого: святой, бог, книга, святой, ренессанс, девственница, духовность, религиозная, люди, мэри, чудо, молитва, аура, поклонение, пересекать, апостол.

Картина – значимая веха в творчестве художника. Её создание стало доказательством мастерства Дюрера-живописца, которого ранее коллеги по цеху считали только успешным гравёром. В произведении ощущается сильное влияние венецианской школы, но собственная манера молодого немца просматривается очень чётко. Написана во время итальянского путешествия под впечатлением от работ местных мастеров.

Библейский сюжет, к которому общается художник, красив и наполнен глубоким символизмом. Распространённое на территории Европы братство чёток, по легенде основанное св. Домиником, традиционно устраивало праздник, корни которого уходили к явлению Девы Марии пред святым. Чётки для членов братства были не просто молитвенным инструментом, они считали, что каждая белая бусина – это роза, символ невинности Богоматери, а красная – цветок-символ крови Христовой. На картине изображено действо, где раздаются венки: Мария возлагает на голову папы римского Юлия II, младенец-Иисус – на чело Максимилиану I.

Есть на картине и миряне. Рядом с Мадонной и младенцем, а также со св. Домиником, раздающими венки, находятся Иероним, знаменитый архитектор из Аугсбурга, Гримани, кардинал Венеции, немецкие купцы, выступавшие заказчиками произведения.

Пройдя путь в более чем полтысячи лет, перенеся множество повреждений и восстановлений, сегодня произведение хранится в Праге, в Национальной галерее.

Читайте также: