Система стандартов по охране природы доклад

Обновлено: 08.05.2024

Актуальность темы: Без знания нормативно технических, организационных основ обеспечения БЖД и законов и подзаконных актов не может работать не одна производственная отрасль народного хозяйства. Знания этой темы является основой БЖД.

Выполнил: студент 2 курса Горного факультета группы БТ-10 Тарасова Майя Лукинична

Руководитель:

Дата защиты курсовой работы: 10 апреля

Подписи членов комиссии:

Оглавление

1. Законы и подзаконные акты, нормативно-технические документы по охране окружающей среды

2. Система стандартов охраны природы и ее структура

3. Сущность управления охраной окружающей среды в РФ и ее субъектах.

4. Мониторинг и контроль состояния окружающей среды на различных уровнях

Введение

В последние годы проблема охраны окружающей среды вошла в число важнейших государственных задач.

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, ее материальной основой, источником ресурсов. В рамках окружающей среды происходит две формы взаимодействия природы и общества. Экономическая форма - использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Экологическая форма - охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Экологическое право – самая молодая отрасль российского права. Она регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущих поколений.

Источниками экологического права являются нормативные акты по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимаемые (издаваемые) органами представительной и исполнительной власти всех уровней, органами местного самоуправления, государственными органами управления всех уровней, а также руководителями предприятий, учреждений и организаций.

Основополагающие экологические нормы закреплены в действующей Конституции Российской Федерации. Вменяя в обязанность каждому гражданину охрану природы, окружающей среды и бережное отношение к природным богатствам, Конституция одновременно гарантирует право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

Законы и подзаконные акты, нормативно-технические документы по охране окружающей среды

Государства, входящие в межгосударственные объединения (например, ООН), должны учитывать международные соглашения и декларации при разработке своего внутреннего правового поля.

Упрощенно существующую иерархию в правовом пространстве БЖД можно представить следующим образом.

5. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН) и др.

6. Инструкции, правила, памятки, руководства, методические указания и т.п.

Система стандартов охраны природы и ее структура

Система стандартов в области охраны природы должна состоять из комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов.

В соотвествии с ССОП охрана природы — система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.

Основными задачами ССОП является введение в стандарты правил и норм, направленных на:

- обеспечение сохранности природных комплексов;

- содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;

- содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды;

- совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.

ССОП должна способствовать решению важных народнохозяйственных задач:

- ограничению поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимы концентрации;

- рациональному использованию и охране водотоков, внутренних водоемов и морей в национальных границах СССР, их водных и биологических ресурсов;

- упорядочению землеустроительных работ, охране и рациональному использованию земли, соблюдению оптимальных нормативов отвода земель для нужд строительства промышленности и транспорта;

- сохранению и рациональному использованию биологических ресурсов;

- обеспечению воспроизводства диких животных, поддержанию в благоприятном состоянии условий их обитания;

- сохранению генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов;

- охране природно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятных и национальных парков, водных объектов и др.);

- улучшению использования недр.

Система стандартов охраны природы разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Группы стандартов, входящие в ССОП, должны соответствовать приведенным в табл.1.

Номер группы Наименование Кодовое наименование
0 Организационно-методические стандарты ССОП Основные положения
1 Стандарты в области охраны и рационального использования вод Гидросфера
2 Стандарты в области защиты атмосферы Атмосфера
3 Стандарты в области охраны и рационального использования почв Почвы
4 Стандарты в области улучшения использования земель Земли
5 Стандарты в области охраны флоры Флора
6 Стандарты в области охраны фауны Фауна
8 Стандарты в области охраны и рационального использования недр Недра

В зависимости от характера стандартизуемого объекта стандарты ССОП подразделяются на виды, указанные в табл.2.

Номер вида Наименование вида
0 Основные положения
1 Термины, определения, классификации
2 Нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивности использования природных ресурсов, загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов
3 Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов
4 Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий
5 Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды
6 Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений
7 Прочие стандарты

Обозначение стандартов ССОП состоит из индекса (ГОСТ), номера системы по Общесоюзному классификатору стандартов и технических условий (17), точки, номера группы по табл. 1, точки, номера вида по табл. 2, точки, порядкового номера стандарта и отделенных последних цифр года утверждения или пересмотра стандарта.

Озабоченность человечества безопасностью своего существования является предпосылкой качественно нового социоприродного развития. Общество оказалось перед альтернативой: либо сохранить сложившийся тип деятельности – и погибнуть в экологической катастрофе, – либо кардинально изменить его и сохранить природу для жизни последующих поколений.

По современным научным представлениям о реальных процессах, происходящих в объектах окружающей природной среды под влиянием антропогенных воздействий, само по себе соблюдение нормативов качества никоим образом не гарантирует экологическую безопасность человека.

Нормативное соответствие – это общепринятый и законодательно одобренный, но все же не единственный критерий оценки истинного состояния природных объектов с точки зрения их факторной роли в формировании среды, благоприятной для жизни и здоровья. Так, за рубежом в различных целях успешно используются результаты оценок степени экологических рисков, а на уровне научных исследований ведутся работы и в нашей стране.

1. Общая характеристика нормирования в области охраны окружающей среды

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

– проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

– проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

– установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

– осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

– формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

– оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Закон вносит определенность в круг субъектов, чья деятельность подлежит нормированию: нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются для юридических и физических лиц – природопользователей (ст. 22). Действующие подзаконные нормативные акты говорят о предприятиях, учреждениях и организациях–природопользователях; индивидуальных предпринимателях и юридических лицах. Известно, что граждане пока не рассматриваются в качестве субъектов отношений платности за загрязнение ими окружающей среды.

Особый практический интерес в связи с тенденциями децентрализации управления представляет компетенция региональных органов власти в сфере нормирования.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства.

2. Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды

Нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.[1]

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

– нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;

– нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

– нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

– иные нормативы качества окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

– нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов – нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

– нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

– нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий) – нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

– нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды – нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации;

– нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду- – нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

– нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Он рассматривается как вид нормативов допустимого воздействия (ч. 1 ст. 22) и в этом своем качестве устанавливается хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 27). Но одновременно с тем нормативы допустимой антропогенной нагрузки наряду с нормативами качества и технологическими нормативами служат исходными (данными) при установлении нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (ч. 1 ст. 23).

Кроме того, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях (ч. 2 ст. 27) – и в этой трактовке нормативы уже отрываются от конкретных хозяйствующих субъектов и привязываются к территориям.

Практический интерес представляет также введение технологических нормативов, которые рассматриваются в качестве исходных при установлении нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду наряду с нормативами допустимой антропогенной нагрузки и нормативами качества окружающей среды (ч. 1 ст. 23).

Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов (ч. 2 ст. 23).

В то же время, технологический норматив – норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции (ст. 1).

Соответствующие разрешения действуют только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Введен новый вид нормативов – нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26), которые определяются природноресурсовым законодательством. Включение данного положения в природоохранный Закон объясняется необходимостью подчеркнуть, что такие нормативы устанавливаются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Если сравнивать виды нормативов по действующему и по старому законам, то новый не регулирует такие, например нормативы, как: предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, предельно допустимые остаточные количества химических веществ в продуктах питания; нормативы санитарных и защитных зон.

Но исключение этих показателей из числа нормативов выглядит логично в структуре главы V настоящего Закона, поскольку они должны регулироваться другим законодательством – санитарным, о безопасном применении пестицидов и агрохимикатов и т.п. Заинтересованные региональные органы могут проанализировать, какие же именно нормативы из числа природоохранных остались за рамками Закона, и установить их самостоятельно.[4]

3. Стандартизация, как правовое средство охраны окружающей среды

4. Правовые основы экологической сертификации

Производство и использование на территории Российской Федерации технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.

Обеспечение работ по сертификации возложено на Министерство природных ресурсов РФ (подпункт 18 пункта 6 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации), которое и должно подготовить проекты соответствующих нормативных правовых актов – о внесении дополнений в данный Закон и постановления Правительства РФ о порядке проведения сертификации по экологическим требованиям. [6]

Заключение

Однако отсутствие подобных оснований не исключает региональные инициативы, поскольку полномочия по нормированию предоставлены органам власти субъектов Федерации федеральным законом.

В основе системы нормирования два вида нормативов: качества окружающей среды и допустимого воздействия на окружающую среду.

Литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21. 07. 2005 №111ФЗ).

3. Лесной Кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года №22-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 №111-ФЗ).

6. Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 №461.

8. Колесников С.И. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

9. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

11. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

[1] Благоприятная окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов

[3] п. 10 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. – утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 №461

[4] Васильева М.И. Указ. соч. С. 28.

[6] Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004

Обеспечение эффективности достижения целей функционирования системы безопасности жизнедеятельности может быть достигнуто по двум взаимосвязанным направлениям: качеством этой системы и организаторской деятельностью, руководством функционированием этой системы со стороны органов управления.

В русском языке синонимом слову руководство является – управление. В настоящее время нет единого понятия управления. Наиболее приемлемое определение может быть следующее:

Управление БЖД есть целенаправленное постоянное руководство со стороны руководителей, органов управления всех уровней подчиненными силами, осуществляемое с целью полного и эффективного выполнения стоящих задач БЖД.

Сама система управления БЖД включает три элемента:

  1. Силы: орган управления, штат организации, предприятия, объекта экономики;
  2. Средства: техника, оборудование, здания и сооружения, где осуществляется деятельность соответствующего коллектива
  3. Единство целей и задач, т.е. первые два элемента объединены третьим.

Любой процесс деятельности коллективов только тогда возможен, если он управляем. Изучению этого посвящена настоящая лекция. Правда, в лекции, учитывая вашу специализацию, мы акцентируем внимание больше на законодательную базу (основу) управления БЖД.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности достигается в конечном счете правильностью и своевременностью принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объединениях, предприятиях и в организациях. Управление БЖД ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную) нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями (рис. 7.1) являются обеспечение охраны труда, охраны окружающей среды, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС.

Рис. 7.1. Схема управления БЖД

Законы подзаконные акты. Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов (Минприродресурс), Министерство труда и социального развития РФ: (Минтруд), Министерство здравоохранения РФ (Минздрав), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и их территориальные органы.

Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).

Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплексов: 0 — организационно-методические стандарты; 1 — гидросфера; 2 — атмосфера; 3 — биологические ресурсы; 4 — почвы; 5 — земли; 6 — флора; 7 — фауна; 8 — ландшафты; 9 — недра.

Таблица 7.1. Содержание групп стандартов области охраны природы

Стандарт представляет собой нормативный акт, устанавли­вающий требования к объектам стандартизации. Эти требования являются правовыми нормами, так как носят общеобязательный характер, неоднократны в применении и гарантируются мерами государственного принуждения.

Та часть законодательства о стандартизации, которая свя­зана с охраной окружающей среды, включена в состав природо­охранительного законодательства и содержит в себе систему стан­дартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. В эту систему входят стандарты:

-экологические, устанавливающие предельно допустимые нормы содержания вредных веществ в атмосфере, водоемах, почве;

- производственно-хозяйственные, определяющие предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ предприятиями и организациями во внешнюю среду, предельно допустимые нормы нагрузки хозяйственной или рекреакционной деятельности на природную среду, санитарно-защитные и другие нормативы;

- терминологические, унифицирующие терминологию в об­ласти охраны природы и рационального использования ее ре­сурсов.

Стандартизация в области охраны природы имеет целью решение следующих основных задач:

1. Ограничение поступающих в окружающую среду пыле-газообразных выбросов промышленных, транспортных, сельско­хозяйственных и бытовых сточных вод.

2. Обеспечение рационального использования и охраны водных и биологических ресурсов.

3. Охрана и рациональное использование земельных ре­сурсов, соблюдение оптимальных норм отвода земли для нужд строительства, промышленности и транспорта.

4. Рациональное и промышленное использование биологиче­ских ресурсов, минеральных ресурсов, охрана недр.

5. Сохранение и рациональное использование биологических ресурсов, сохранение растительного и животного мира, охрана природно-заповедных фондов.

Таким образом, в настоящее время система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов включает в себя следующие комплексы стандартов:

1 - охрана и рациональное использование вод;

2 - защита атмосферы;

3 - охрана и рациональное использование биологических ресурсов;

4 - охрана и рациональное использование почв;

5 - улучшение использования земель;

6 - охрана флоры;

7 - охрана фауны;

8 - охрана и преобразования ландшафтов;

9 - охрана и рациональное использование недр.

Внутри каждого комплекса содержатся следующие группы стандартов:

0 - основные положения;

1 - термины, определения, классификации;

2 - показатели качества природных сред, параметры за­грязнения выбросами и сбросами и показатели интенсивности ис­пользования природных ресурсов;

3 - правила охраны природы и рационального использова­ния природных ресурсов;

4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий;

5 - требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды;

6 - требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений;

7 - прочие стандарты.




Основной закон об охране природы в нашей стране принят Верховным Советом РФ 19.12.91 и содержит 15 разделов, объеди­няющих 94 статьи.

В общих положениях сформулированы задачи (ст.1), основ­ные принципы (ст.3) и объекты (ст.4) охраны окружающей природ­ной среды.

Задачи природоохранительного законодательства:

1. Регулирование отношений в сфере взаимодействия обще­ства и природы с целью сохранения природных богатств и естест­венной среды обитания человека.

2. Предотвращение экологически вредного воздействия хо­зяйственной или иной деятельности.

3. Оздоровление и улучшение качества окружающей при­родной среды.

4. Укрепление законности и правопорядка.

Основные принципы охраны окружающей природной среды:

1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспече­ние благоприятных экологических условий для жизни, труда и от­дыха населения.

2. Научно обоснованное сочетание экологии и экономиче­ских интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.

3. Рациональное использование природных ресурсов с уче­том законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ре­сурсов и недопустимости необратимых последствий для окружаю­щей природной среды и здоровья человека.

4. Соблюдение требований природоохранительного законо­дательства, неотвратимость наступления ответст­вен­ности за их на­рушение.

5. Гласность в работе и тесная связь с общественными орга­низациями и населением в решении природоохранных задач.

6. Международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Объекты охраны окружающей природной среды:

1. Естественные экологические системы и озоновый слой Земли.

2. Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмо­сферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микро­органика, генетический фонд, природные ландшафты.

3. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Стандарт представляет собой нормативный акт, устанавли­вающий требования к объектам стандартизации. Эти требования являются правовыми нормами, так как носят общеобязательный характер, неоднократны в применении и гарантируются мерами государственного принуждения.

Та часть законодательства о стандартизации, которая свя­зана с охраной окружающей среды, включена в состав природо­охранительного законодательства и содержит в себе систему стан­дартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. В эту систему входят стандарты:

-экологические, устанавливающие предельно допустимые нормы содержания вредных веществ в атмосфере, водоемах, почве;

- производственно-хозяйственные, определяющие предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ предприятиями и организациями во внешнюю среду, предельно допустимые нормы нагрузки хозяйственной или рекреакционной деятельности на природную среду, санитарно-защитные и другие нормативы;

- терминологические, унифицирующие терминологию в об­ласти охраны природы и рационального использования ее ре­сурсов.

Стандартизация в области охраны природы имеет целью решение следующих основных задач:

1. Ограничение поступающих в окружающую среду пыле-газообразных выбросов промышленных, транспортных, сельско­хозяйственных и бытовых сточных вод.

2. Обеспечение рационального использования и охраны водных и биологических ресурсов.

3. Охрана и рациональное использование земельных ре­сурсов, соблюдение оптимальных норм отвода земли для нужд строительства, промышленности и транспорта.

4. Рациональное и промышленное использование биологиче­ских ресурсов, минеральных ресурсов, охрана недр.

5. Сохранение и рациональное использование биологических ресурсов, сохранение растительного и животного мира, охрана природно-заповедных фондов.

Таким образом, в настоящее время система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов включает в себя следующие комплексы стандартов:

1 - охрана и рациональное использование вод;

2 - защита атмосферы;

3 - охрана и рациональное использование биологических ресурсов;

4 - охрана и рациональное использование почв;

5 - улучшение использования земель;

6 - охрана флоры;

7 - охрана фауны;

8 - охрана и преобразования ландшафтов;

9 - охрана и рациональное использование недр.

Внутри каждого комплекса содержатся следующие группы стандартов:

0 - основные положения;

1 - термины, определения, классификации;

2 - показатели качества природных сред, параметры за­грязнения выбросами и сбросами и показатели интенсивности ис­пользования природных ресурсов;

3 - правила охраны природы и рационального использова­ния природных ресурсов;

4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий;

5 - требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды;

6 - требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений;

7 - прочие стандарты.

Основной закон об охране природы в нашей стране принят Верховным Советом РФ 19.12.91 и содержит 15 разделов, объеди­няющих 94 статьи.

В общих положениях сформулированы задачи (ст.1), основ­ные принципы (ст.3) и объекты (ст.4) охраны окружающей природ­ной среды.

Задачи природоохранительного законодательства:

1. Регулирование отношений в сфере взаимодействия обще­ства и природы с целью сохранения природных богатств и естест­венной среды обитания человека.

2. Предотвращение экологически вредного воздействия хо­зяйственной или иной деятельности.

3. Оздоровление и улучшение качества окружающей при­родной среды.

4. Укрепление законности и правопорядка.

Основные принципы охраны окружающей природной среды:

1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспече­ние благоприятных экологических условий для жизни, труда и от­дыха населения.

2. Научно обоснованное сочетание экологии и экономиче­ских интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.

3. Рациональное использование природных ресурсов с уче­том законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ре­сурсов и недопустимости необратимых последствий для окружаю­щей природной среды и здоровья человека.

4. Соблюдение требований природоохранительного законо­дательства, неотвратимость наступления ответст­вен­ности за их на­рушение.

5. Гласность в работе и тесная связь с общественными орга­низациями и населением в решении природоохранных задач.

6. Международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Объекты охраны окружающей природной среды:

1. Естественные экологические системы и озоновый слой Земли.

2. Земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмо­сферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микро­органика, генетический фонд, природные ландшафты.

3. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Основные механизмы экологического нормирования включают:

  • исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
  • установление условий разработки нормативов;
  • проведение экспертизы на утверждение нормативов;
  • контроль за применением нормативов;
  • формирование информационной нормативной базы;
  • прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.

Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.

Экологическое нормирование представляет собой ряд законодательных предписаний, призванных организовать рациональное и уважительное отношение человека к природе. В основе каждого документа лежат:

Регламентирование экологических правил в процессе взаимодействия с окружающей средой включает в себя:

  • научное обоснование заявленных законом нормативов;
  • соответствие установленных норм условиям их разработки;
  • экспертизу, подтверждающую правомерность Закона о природоохране;
  • систему контроля за выполнением статей ФЗ №7;
  • информационное обеспечение законодательных инициатив;
  • составление прогнозов на последствия применения положений закона в экологической, экономической и социальной сфере для юридических и физических лиц, чья деятельность связана со строительством или эксплуатацией природных объектов.

Направления экологического нормирования

Среди направлений экологического нормирования главные:

  • Выработка санитарно-гигиенических правил безопасности жизни человека;
  • Контроль над ресурсной и производственной базой в данном регионе;
  • Штрафные санкции к предприятиям, негативно влияющим на окружающую среду;
  • Охрана, рациональное использование и восстановление природных ресурсов;
  • создание благоприятных условий для развития и функционирования безвредных производств.

Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование включает в себя систему проверки качества окружающей среды, к которым относятся:

  • исследовательские работы по совершенствованию и уточнению задачи экологического нормирования в области природоохранны;
  • условия, необходимые для утверждения выработанных правил;
  • экспертиза норм, принятых в законном порядке;
  • контролирующие действия административных органов над предприятиями;
  • прогнозы на оздоровление экологии регионов;
  • информационная база о физических и юридических субъектах, имеющих производства, загрязняющие среду обитания человека.

С помощью экологического нормирования антропогенной нагрузки удаётся ограничить негативное влияние человеческого фактора на окружающее пространство и рационально размещать опасные для природы объекты на территории регионов.

Механизмы экологического нормирования

При формировании основных механизмов экологического нормирования учитываются следующие факторы:

  • существование у производства вредных отходов, представляющих опасность;
  • возможность снижения ядовитых выбросов до приемлемых уровней с помощью специальных фильтров;
  • вероятность техногенных аварий на предприятии;
  • способы контроля подотчётных производств.

Этапы реализации экологического нормирования:

  1. Выявление загрязняющих атмосферу и водоёмы предприятий;
  2. Предупреждение владельцев о необходимости соблюдения экологических норм;
  3. Наложение штрафа на администрацию.
  4. В случаях тяжёлых последствий для людей и окружающей среды —привлечение к уголовной ответственности.

Правовые основы экологического нормирования

Экологическая экспертиза начинается с выезда на объект — наши сотрудники проводят необходимые исследования и изучают особенности работы конкретного предприятия. После разрабатывается план экологических мероприятий и проводится квалифицированное консультирование. Мы анализируем, прогнозируем, обосновываем и планируем. Все это направлено для достижения гарантий полной безопасности Вашего бизнеса — контролирующие органы больше не будут мешать производственному процессу и беспокоить дополнительными проверками.

Читайте также: