Доклад о политике россии

Обновлено: 19.05.2024

Россия в системе международных отношений сегодня находится в неоднозначном положении. Основное внимание власти уделяют безопасности страны; восстановление взаимодействия с западом происходит медленно ввиду участия страны в военных конфликтах. Ключевыми соратниками государства являются страны Азии. У РФ налажены отношения с Индией, Китаем, Японией. Эти государства являются значимыми для политического, технологического развития на мировом уровне.

Россия в системе современных международных отношений потеряла определенные связи ввиду санкций, введенных западом. Это способствует нарушению экономического контакта с некоторыми регионами.

Россия в системе международных отношений – кратко о взаимодействии с западом и постсоветскими соседями

Место России в международных отношениях всегда определялось тремя критериями:

  • Государство на протяжении всей истории старается выступать в качестве доминанта в отношениях с соседями и другими странами;
  • Россия противопоставляет себя западу;
  • Власти зачастую руководствуются консервативными взглядами, что обусловлено особенностями внутренних условий прогрессирования.

Важная задача для Российской Федерации – сохранить свое влияние на страны бывшего СССР. Распад Советского Союза стал толчком для них к обретению независимости, что осложнило задачу РФ держать их под контролем. Каждая независимая республика имеет собственное видение дальнейшего регионального, глобального, национального развития. В ходе противостояния часто возникает международный конфликт, война. Это ослабляет государство, но Россия не может упустить природные ресурсы, которые в избытке находятся у соседей.

Богатые земли вызывают интерес у других государств. Они привлекают внимание Ирана, Турции, Китая и Соединенных Штатов Америки. Европа также заинтересована в природных богатствах постсоветского пространства. Запад и НАТО ведут активную скрытую политику по привлечению республик. Им удалось привлечь Грузию, которая полностью настроилась на европейскую систему; Украину, находящуюся в процессе становления западных идеалов. Вопрос сохранения своего влияния на территорию бывшего СССР Россия решает следующими способами:

  • Формулировка стратегии национально-государственного развития;
  • Экономическая привязка государств СНГ к фондовым рынкам РФ;
  • Обеспечение взаимодействия финансовых систем соседних держав и рынков Российской Федерации.

Место России в системе международных отношений – внешняя политика

Отношение между государствами и Россией регулируются множеством экономических и политических рычагов. Ключевыми аспектами внешней политики можно назвать:

  1. Отказ от использования военных вооруженных сил, чтобы достигнуть политических, экономических, внешних целей.
  2. Исключение отношения к другим странам как к потенциальным противникам.
  3. Защита жизненно важных интересов как приоритетное направление.
  4. Построение взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами.

Особенный вклад в устойчивость и силу РФ вносят целостность, единство народа, соблюдение национальных интересов. Каждая граница находится под надежной защитой, что позволяет гражданам чувствовать себя в безопасности, гордиться Родиной. Почему Российская Федерация – важный игрок мирового уровня:

Гост

ГОСТ

Общая характеристика современной внешней политики

Внешняя политика России – это взаимоотношения Российской Федерации с другими странами мира и международными организациями.

Современная внешнеполитическая деятельность Российской Федерации, прежде всего, ориентирована, на раскрытие потенциала международного сотрудничества в определенных интересах. Основные из них представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Ключевые внешнеполитические интересы современной России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К числу важнейших составляющих внешней политики Российской Федерации на современном этапе ее развития относятся интеграционная составляющая, политика проводимая в отношении ООН, а также развития БРИКС и ШОС.

Последний год выдался чрезвычайно сложным для всех стран мира, включая Россию. В условиях пандемии COVID-19 одним из приоритетных направлений внешней политики стала организация возвращения на Родину более 300 тыс. российских граждан и оказание экстренной помощи гражданам России за рубежом.

Что касается взаимоотношений с другими странами мира, то общая картина за последние пару лет не претерпела каких бы то ни было серьезных изменений:

Готовые работы на аналогичную тему

В целом внешняя политика России становится все более результативной и целенаправленной, а российская дипломатия – более востребованной в мировых делах.

Внешняя политика России в отношении стран Европы и постсоветского пространства

Что касается внешней политики в отношении Европейских стран, то российско-европейские отношения в настоящее время характеризуются довольно высокой степенью неопределенности. Свой отпечаток накладывают и антироссийские санкции. Особое место во внешней политике России отводится построению отношений с Украиной и Белоруссией.

Особо приоритетными направлениями внешней политики РФ считается развитие экономических и политических связей России с такими странами, как Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан. Ключевая цель взаимодействия с этими странами заключается в обеспечении суверенитета и безопасности.

Ситуация в отношении США была и до сих пор остается кране неоднозначной. В ближайшее время улучшения отношений по оценкам экспертов и представителей российской власти не ожидается, хотя потребность в этом испытывают многие страны.

Внешняя политика России в отношении Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона

В отношении Ближнего Востока внешняя политика России ориентирована на поддержание стабильности в регионе. В последние годы Россия принимает участие в конфликтах на территории Ближневосточного региона, в частности – в Сирии. Основной задачей считается поддержка легитимного правительства и борьба с террористами. Постепенно налаживают отношения между Россией и Ираном. Продолжается сотрудничество с Турцией. Высокая значимость придается российско-израильским отношениям.

В целом роль России на территории Ближневосточного региона довольно высока. Примечательно, что РФ проводит свою внешнюю политику таким образом, чтобы сохранять позиции одного из ключевых участников политического процесса на Ближнем Востоке. Не меньшее значение отводится развитию отношений России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В целях расширения сотрудничества была создана Шанхайская организация сотрудничества. Особое внимание отводится необходимости сближения России с Китаем. Успешные связи в гуманитарной и политической областях налажены с Японией. Продолжается этап поиска возможностей внешнеэкономического сотрудничества с Южной Кореей. Развивается концепция БРИКС++.

Основные направления внешней политики России в 2021 году

Согласно официальным заявлениям МИД РФ в 2021 году Россия продолжит держать курс на проведение ответственной и прагматичной внешней политики, призванной способствовать построению более демократичного и справедливого многополярного мироустройства. Как и прежде Россия будет открыта к взаимовыгодному взаимодействию при безусловном уважении национальных интересов РФ.

Эксперты к числу ключевых ориентиров внешней политики России в 2021 году относят:

Данный список весьма вероятно будет подвергнут изменениям под влиянием все новых факторов внешней среды. Однако, если хотя бы половину из представленных выше задач, все же удастся решить, 2021 год можно будет считать весьма успешным для российской внешней политики. Так страна не только обеспечит себе безопасность и стабильность, но и сможет укрепить свои позиции на мировой политической арене.

В конце 90 г. российская внешняя политика потерпела ряд неудач, ослабивших позиции страны. Кризис в экономике и разложение государственной власти привели к падению международного престижа России. Это стало причиной разрастания бло­ка НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.

В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остают­ся благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполити­ческого давления, и нет признаков подготовки внешней агрессии. У нашего государ­ства имеются перспективы внутреннего развития, возможности интеграции в миро­вую экономику. Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно отвечать на изменения, происходящие в мире, адаптиро­ваться и интегрироваться в него.

В течение длительного периода СССР являлся мощнейшим государством. Рос­сийская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако она сохранит статус второй в мире ядерной дер­жавы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллекту­альный потенциал.

Россия - крупнейшее в мире государство по природным ресурсам и территории, уникальность ее географического положения в том, что она занимает стратегически выгодное положение, являясь мостом между Европой и Азией.

Традиционные связи, существенное влияние России в ряде стран и регионов послужат успеху становления экономики и политического влияния нашего государ­ства.

События 11 сентября 2002 г. отчетливо показали способность нашего руково­дства к быстрому маневру и переориентации внешней политики и подтолкнули Рос­сию и США к партнерству и сотрудничеству на полях совпадающих интересов. Это привело к доверительности в отношениях. Однако это не означает, что Россия по­ведет политику полностью идентичную действиям США. У нашего государства есть традиционные приоритеты, экономические интересы и давние отношения с рядом стран.

В 2000 г. принята новая концепция внешней политики РФ, где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства. Для обеспечения этой программы были определены основные цели:

- обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, завоевание авторитета в мировом обществе, кото­рые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;

- воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократичного миропорядка на принципах равноправных отноше­ниях между государствами;

- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития Рос­сии, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, проведения демо­кратических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюде­ния прав и свобод человека.

Последовательность внешней политики создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.

Российская внешняя политика способна сделать немало полезного для дела мира, и в этом стремлении нет места имперским амбициям.

Несмотря на нынешние серьезные экономические и социальные трудности, Россия, несомненно, сохранится в качестве одного из центров многополярного мира.

Политический режим в России

Политический режим — это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Традиционно выделяют три вида политического режима: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Если говорить о демократическом политическом режиме, то можно выделить следующие характерные черты:

  • народовластие — народ является единственным источником власти;
  • свобода личности, в том числе и в экономической сфере, что подразумевает свободу предпринимательства и признание частной собственности;
  • гарантия прав и свобод каждого человека;
  • действует принцип разделения властей;
  • децентрализованность власти;
  • выборность и сменяемость органов государственной власти.

Именно этими чертами характеризуется политический строй России в наше время.

Политика в России

Форма политического устройства РФ

Государственный строй современной России установлен и закреплен в Конституции. Конституция — основной закон государства, документ, имеющий высшую юридическую силу, в котором определены основные аспекты политического, социального и экономического устройства государства.

Российское государство по форме правления является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции Россия является демократическим государством, а это значит, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти либо через органы местного самоуправления.

Власть в современной России имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой страны является президент. Полномочия президента достаточно широки, весь высший генералитет в стране подчиняется именно ему.

Также функционирует двухпалатный парламент. Исполнительную власть представляет правительство, а судебную — суды во главе с Верховным судом.

Федеративный режим

Федеративное устройство

По своему устройству Россия является федерацией, представленной самостоятельными субъектами. Субъекты Российской Федерации могут иметь самостоятельные органы власти на местах. Эти органы власти находятся в подчинении у верховной власти, но имеют ряд полномочий для осуществления власти на местах. На сегодняшний день в состав России входят 85 субъектов федерации. По два представителя от каждого субъекта входят в состав верховной власти Совета Федерации.

Многонациональное и светское государство

В современной России действует принцип светскости. Это значит, что государство отделено от церкви, а церковь — от государства. Это означает, что церковь не оказывает влияния на государственные дела и никак их не контролирует. В то же время и государство не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Все религиозные направления равны перед законом.

Россия является многонациональным государством. Иными словами, на его территории проживают представители разных народностей и этнических групп. Политика государства направлена на обеспечение достойного уровня жизни и защиту прав всех граждан, проживающих на территории страны.

Принцип многопартийности

Политическая партия — это упорядоченная политическая единица, которая обладает рядом признаков. Основные признаки политической партии:

  • партия — всегда носитель определенной идеологии или особого видения строения мира;
  • партия выражает и отстаивает интересы определенных групп;
  • любая партия настроена на завоевание и удержание политической власти.

Принцип многопартийности — один из фундаментальных принципов организации политической жизни в современном демократическом государстве. Он заключается в существовании в стране политического и идеологического плюрализма. В Российской Федерации действует принцип политической многопартийности, что еще раз подтверждает наличие демократического политического режима в стране.

О формах правления вы узнаете из этого видео.

Действующая Конституция РФ

Президент Российской Федерации и правительство страны во главе с премьер-министром осуществляют управление страной на основании действующей Конституции. Конституция — это законодательно-правовой акт, в котором рассматриваются основные полномочия президента и правительства, а также основные права и свободы граждан России. Любые нормативно-правовые акты, принимаемые президентом страны и правительством (указы, законы, декреты, постановления), не должны противоречить Конституции.

Любое противоречие — основание для отмены данного закона или внесения в него поправок. Ознакомиться с Конституцией можно в интернете, а также в любом книжном магазине можно приобрести брошюру с полным или сокращенным текстом этого важного документа.

Законы и конституция

В Конституции подробно рассматриваются:

  1. Роль государства и правительства в управлении страной.
  2. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Порядок демократических выборов президента страны и членов правительства.
  4. Особенности многопартийной системы.
  5. Порядок защиты прав и свобод граждан.

Нормативно-правовые акты, которые издает президент страны, должны опираться в первую очередь на содержание Конституции. Периодически в этот важный документ вносятся поправки, но суть остается неизменной начиная с момента утверждения действующей Конституции. Президент и кабинет министров руководствуются Конституцией во время принятия важных решений, связанных с внутренней и внешней политикой страны.

О политических режимах - в этом видео.

Организация и проведение выборов

  • Выборы проходят на нескольких уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Муниципальный уровень — это выборы в органы местного самоуправления. Региональный уровень — это выборы областных и краевых властей. Федеральный уровень — это выборы в Государственную думу. Высший уровень — это голосование за президента страны.
  • Участвовать в референдуме может любой гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет и получивший паспорт. При голосовании предъявлять паспорт обязательно.
  • Голосуют по месту постоянной регистрации. Если в день выборов человек планирует находиться в другом городе, нужно заранее оформить открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение — это документ, обладатель которого имеет право проголосовать на избирательном участке в любом населенном пункте, вне зависимости от места постоянной регистрации.
  • Голосование является тайным и проходит в закрытых кабинках. Каждый участник получает бюллетень, отмечает любым знаком фамилию кандидата или наименование партии, а затем помещает бюллетень в закрытую урну.
  • Когда избирательные участки закрываются, избирательная комиссия ведет подсчет голосов. Кандидаты или партии, получившие абсолютное большинство голосов, считаются победившими. При спорных результатах назначается второй тур выборов.

Политика в РФ

Преимущества действующего политического строя

Действующий политический строй имеет много преимуществ, по сравнению с тоталитарным режимом СССР, например:

  1. Основой демократии является гласность. Гласность — это свобода слова и свобода общественного мнения. Поскольку все мнения официально признаются государством, никого нельзя считать инакомыслящим, т. е. инакомыслие не преследуется.
  2. Демократия неотделима от рыночной экономики, которая имеет много плюсов в сравнении с плановым хозяйством советского периода.
  3. В России много партий, и ни одна из них не чувствует себя ущербной по сравнению с другими. Отсутствует монополия одной партии (в СССР этой партией была КПСС).
  4. Тоталитарный режим чаще всего связан с гонениями на религию. Религия нередко подменяется культом личности вождя (например, Сталин в России или Мао Цзэдун в Китае). При демократическом режиме гонения на религию обычно отсутствуют, и государство не занимается вопросами вероисповедания граждан.

В связи с этим многие политологи отмечают: переход от тоталитарного режима к демократическому способствовал резкому рывку России вперед. После распада СССР страна на некоторое время впала в стагнацию, это был период хаоса и неуверенности в будущем. Однако, с течением времени правительство вышло на правильный курс, и страна вступила в эпоху подъема. Это касается как экономической, так и социально-культурной составляющей жизни государства. Конечно, переход к демократическому режиму был довольно сложным. Тем не менее страна успешно преодолела эти сложности.

В данный момент российская демократия переживает свой расцвет. Россия вышла на один уровень с крупными европейскими государствами. Благодаря правильной политике президента и корректным действиям кабинета министров демократия оказывает положительное влияние на все сферы жизни российского общества. Хочется надеяться на то, что страна навсегда освободилась от регрессивного тоталитарного режима, а ошибки, допущенные главными руководителями в период советской власти, не будут повторяться современными государственными лидерами.

Читайте также: