Кристина пизанская и ее труд град женский доклад

Обновлено: 01.06.2024

/ This manuscript, commissioned by the bibliophile Antoine of Bourgogne in 1460, contains the "Epître d’Othea" by Christine de Pisan, decorated with about a hundred masterful miniatures (a complete pictorial cycle). One of these contains the dedication of the work and shows four figures, identifiable as Philip the Good, Charles the Brave, and the two noble bastards David and Anton of Burgundy.

Одним из популярных сочинений Кристины Пизанской было "Послание Офеи" / "Epître d'Othéa" или "Послание Офеи, Богини Благоразумия, Гектору Троянском в возрасте пятнадцати лет". Аллегорическая поэма представляет собой послание от богини мудрости и благоразумия к троянскому герою Гектору.


Произведение включает 100 глав — историй из греческой или римской мифологии, взятых в основном, из "Метаморфоз" Овидия. Каждая начинается с четырёх строк, характеризующих данную историю; затем идет глосса, в которой указано, какой урок из данной истории должен вынести хороший рыцарь. Глосса кончается цитатой из греческого философа. В конце растолковывается аллегория, которая и должна преподать урок, завершаясь цитатами из Отцов Церкви и Писания.

Ниже показаны миниатюры из различных списков "Послания Офеи".

Прощание Алкионы (Альционы) / Ceyx prenant congé d'Alcyone. Epitre d'Othea.
Lille - BM - ms. 0391 (f. 078), 15 век. via


1.2.

Апполон и Дафна, превращающаяся в лавровое дерево / Apollon et Daphné transformée en laurier.
Epître d'Othéa. Lille - BM - ms. 0391 (f. 086v) via

MS.Bodl.421

2.
2.1.

MS. Bodl. 421, fol. 042v. 15 век, Франция.
Томирис, царица Амазонок (на самом деле саков-массагетов) наблюдает за казнью Кира и его воинов / The Amazon queen, Tomyris, watches execution of Cyrus and others. via


3.
3.1.

Персей и Андромеда / Perseus and Andromeda. Den Haag, KB, 74 G 27 Christine de Pisan, L'épître d'Othéa, Burgundy; c. 1450-1475. via


3.2.

Пигмалион в храме Венеры / Pygmalion au temple de Vénus, Christine de Pisan, Epître d’Othéa, 1450-1475, 6,5 x 9 cm, Koninklijke Bibliotheek, KB, 74 G 27, fol. 25 r° via

Манускрипт Den Haag, KB, 74 G 27 содержит 98 миниатюр 100/40x90 мм с декоративными рамами. Здесь можно посмотреть все 98 иллюстраций.

4.
4.1.

Марс, сидя на радуге с мечом и скипетром, возбуждает воинов на битву / Mars, sitting on a rainbow with a sword and a sceptre, excites men to war.
Queen’s manuscript, BL, Harley 4431 f.101v, 1410-1414 г.г. via По ссылке на изображении - картинка в высоком разрешении и ее источник.
"Книга Королевы" - данный манускрипт включаюет различные сочинения* Кристины Пизанской, в том числе и "L'Épître Othéa" (ff. 95-141v).

4.2.

Нарцисс.
BL Harley 4431, f.104.
via. По ссылке на изображении - картинка в высоком разрешении и ее источник.

4.3.

Геракл, Тесей и Пирифой / Hercules, Theseus and Pirithous.
BL Harley 4431, f.108v.
via. По ссылке на изображении - картинка в высоком разрешении и ее источник.

Уважаемый kardiologn навел на манускрипт Кристины и сделал титаническую работу по верстке иллюстраций, за что ему низкий поклон. От себя в оригинал kardiologn я добавила порядковые цифры. Они не соответствует нумерации страниц рукописи.

Кристина Пизанская (1364-1431) - дочь придворного астролога и медика короля Карла V – Томмазо да Пизано. Увлечение творчеством Данте, Петрарки и Боккаччо. Кристина один из первых французских литераторов, испытавших воздействие итальянского Возрождения.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.10.2015
Размер файла 19,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Жизнь и творчество Кристины Пизанской

Кристина Пизанская (1364-1431) была дочерью придворного астролога и медика короля Карла V - Томмазо да Пизано (уроженца Пизано под Болоньей, а не Пизы). Девочка выросла при дворе и имела доступ к библиотеке Лувра, что позволило ей получить хорошее для женщины ее времени образование - она знала литературу Рима, увлекалась творчеством Данте, Петрарки и Боккаччо. В 15 лет Кристина вышла замуж, а в 1390 г. ее супруг умер от чумы, и она осталась одна с тремя детьми (ее отец умер еще раньше). После смерти мужа она находила утешение в писательском деле. Возможно, в этот период она также занималась копированием и переводом.

Начиная с 1394 г. Кристина стала литератором-профессионалом и зарабатывала себе и своим детям на жизнь своим пером: она посвящала свои произведения знатным особам (Иоанну Беррийскому, Филиппу Смелому, Людовику Орлеанскому, Изабелле баварской и т. д.). Кристина устроила своего сына Жана Кастеля на службу к графу Солсбери, затем к герцогу Бургундскому (позже он станет королевским секретарем). В наиболее искренних стихах Кристина рассказывала о незавидной доле молодой вдовы, воспитывающей детей, вынужденной писать в угоду венценосным меценатам. творчество литератор возрождение

Она была одним из первых французских литераторов, испытавших воздействие итальянского Возрождения. Поэзия Кристины Пизанской трагична, но этот трагизм стоичен. Личностное начало, столь свойственное лирике Кристины, сказалось в выдвижении на первый план переживаний женщины, матери, вдовы; оно возведено в художественный принцип и отражает общественные позиции писательницы. Кристина была первым средневековым мыслителем, открыто выступившим в защиту женщин от традиционных антиженских теорий, питавшихся или христианской, или античной мыслью. Вместе с оригинальными взглядами на брак и семью эти идеи позволяют при исследовании творческого наследия Кристины понять особенности женского мировосприятия, которые совсем не проявляются в литературе той эпохи, когда писательский труд был монополией мужчин.

Во Франции конца XIV начала XV вв. высказанные писательницей взгляды на общество и государство - это важный показатель развития социальных и политических идей. Период, когда творила Кристина, был временем тяжелых испытаний для французского общества и государства. Из-за душевной болезни короля Карла VI (1380 - 1422) между крупнейшими феодальными сеньорами герцогами Орлеанским и Бургундским началась ожесточенная распря по поводу права регентства, которая, разделив страну на два лагеря - орлеанистов (арманьяков) и бургундцев - вылилась в настоящую гражданскую войну. События приняли особенно угрожающий характер, когда в 1415 г. английская армия Генриха V в союзе с бургундцами возобновила войну с французской монархией. После разгрома французской королевской армии при Азенкуре (1415) англичане навязали Франции унизительный договор в Труа (1420), по которому французская корона после смерти Карла VI должна была перейти к королю Англии. Кристина, тяжело переживавшая все эти трагические события, в своих сочинениях с особой силой выразила идеи социального мира и согласия. В то же время она активно выступила в защиту французской национальной монархии. Позднее она стала свидетельницей возрождения королевской власти во Франции и была одной из первых, кто восторженно приветствовал явление Жанны д'Арк - ей Кристина посвятила "Песнь", где одновременно изложила и взгляды на необходимые политические реформы во Франции.

Из социально-политических трактатов Кристины прежде всего следует назвать "Книгу о Мире" (1414), где она разворачивает свои взгляды на общество как часть божественного миропорядка, основанного на христианском нравственном законе. Исходя из этого закона, она рассматривает и социальные, межсословные отношения, которые ради поддержания мира в обществе должны строиться на принципах морали.

В "Книге о политическом теле" (1407) Кристина Пизанская рассуждает о религиозно-нравственных основах общественного согласия и приводит натуралистические доводы, объясняя свою мысль о социальной пользе каждого сословия французского общества. Дидактические сюжеты она черпала из сочинений античных авторов.

В "Книге о деяниях и добрых нравах Карла V Мудрого" (1404) автор нарушила традиционную систему описания идеальных качеств государя и впервые во французской литературе создала, в определенном смысле, реалистические сочинения, использовав жанр хроники: фрагменты ее социально-политических трактатов по содержанию и по эмоциональному авторскому изложению событий прошлого можно отнести к дворянской историографии, отразившей историю французской монархии. Писательница развивает мысли о государстве и государственном управлении, сосредотачиваясь главным образом на персоне короля и его обязанностях, и тем самым обосновывает легитимность королевской власти, объясняя необходимость сохранения права наследования французского престола.

В этом оригинальном по литературной композиции сочинении речь идет о своего рода священнодействие короля: он представлен божьим учеником, который, не будучи святым, до самой смерти учится благотворительности, набираясь мудрости. Столь необычным литературным приемом писательница внушала читателям чувство сопричастности к тому богоугодному делу, которым занят государь. Кроме того, она доказывала, что все личные качества государя являются только теми добродетелями, практическое применение которых обеспечивает справедливое государственное управление.

Свои политические воззрения писательница конкретизировала в "Книге об армейских делах и рыцарстве" (1410), посвященной военным нормам государственного управления, ориентированного на достижение социальной стабильности. В этом военном трактате наилучшим образом разъясняется точка зрения автора на общественно-дисциплинирующую функцию благородного сословия. Будучи, конечно, далекой от военного дела, Кристина Пизанская использовала при работе различные военные и рыцарские трактаты, в том и числе и античные, наряду с сугубо военными вопросами в этой "Книге" поднимается также тема улучшения общественных нравов и социально-нравственного долга рыцарства, состоящего в сохранении французской

Хотя нравственными идеями проникнуты все сочинения Кристины Пизанской, ряд ее трудов посвящен специально проблемам морали. В моралистических трактатах разъясняется представление писательницы о нравственных качествах идеального подданного французской монархии. Примерами таких произведений являются: "Книга об осторожном человеке" (1405), "Притча о неволе человека" (1418), "Притча Офелии" (1402), "Семь сказочных псалмов" (1409 - 1410).

Из феминистских сочинений Кристины наиболее важным является "Книга о Граде Женском" (1405), где в аллегорической форме опровергаются все религиозные и натуралистические доводы антифеминистов. В описании деяний и добрых нравов героинь прошлого читателям объясняется право представительниц женского пола на самореализацию в любом виде социально-полезного труда. В полемике Кристины с антифеминистски настроенными писателями прошлого разъясняется, что в истории человечества женщины сыграли положительную роль и продемонстрировали свои способности к изучению наук. Таким образом, авторская мысль направлена не только на оказание женщинам моральной поддержки, но и на обоснование социальной необходимости женского религиозно-нравственного образования. Здесь же в своих новеллах писательница детально разбирает семейные отношения и семейные обязанности, определяя, что такое добрая женская судьба.

В "Книге Трех Добродетелей - Сокровищницы Града Женского" (1405) Кристина также рассуждает об общественно-полезной, миротворческой роли женщин.

Непосредственный отклик писательницы на современные ей политические события запечатлен в сохранившемся эпистолярном наследии. В адресованном принцам крови "Рассказе о несчастьях Франции" (1410) и в "Послании к королеве Изабелле Баварской" (1405) обосновано моралистическое суждение о народных чаяниях мира. Рассуждая о войне, писательница подчеркнула, что из-за немощи женского разума она не поняла целевые установки враждующих герцогов. Но она отметила, что если Бог внимает ее женским, но праведным молитвам, то и принцы могут прислушаться к ее доброму суждению и по христиански решить свой конфликт. Кристина намеренно подчеркивала исключительность своего женского труда и таким образом убеждала читателей в богоугодности своего творчества.

Моралистические баллады писательницы - одни из самых оригинальных сочинений в литературе того времени, так как они созданы на основе личного опыта. В балладах Кристина излагает свои взгляды на гармоничное воспитание детей, которое сделает их активными участниками общественной жизни и верными подданными независимо от пола, рассуждает о материнском счастье, необходимости уповать на любовь Бога, о социальном неравенстве. В произведении "Сто Баллад о Влюбленном и Даме" (1409 - 1410) автор утверждает, что любовь, как чувство взаимной привязанности, лишает любящих людей умиротворенной жизни и обрекает их на душевные муки, а личное благополучие обретается только в общении с Богом. В балладе "Одиночество" (90-е гг. XIV в.) писательница объясняет свою добровольную верность покойному супругу.

Занимаясь делом, которое считалось мужским, она вынуждена была в каждом сочинении объяснять мысль о богоугодности женского творчества, чтобы обеспечить себе безупречную репутацию при французском королевском дворе. В своих многочисленных сочинениях разных жанров Кристина выразила взгляды и убеждения очень широкого круга современников из высших сословий французского общества. Ее мировоззрение поэтому дает своего рода срез социального сознания, на основании которого можно судить о состоянии социальной мысли и об основных волновавших ее проблемах в ту эпоху.

Список использованной литературы

3. Кристина Пизанская. Из "Книги о Граде женском". Пер. с франц. Малинина Ю.П. // "Пятнадцать радостей брака" и др. сочинения французских авторов XIV - XV вв. - М.: Наука, 1991. - С. 218 - 256.

4. Михайлов А.Д. Литература XIV - первой половины XV в.: Французская литература // История всемирной литературы: В 8 томах. - М.: Наука, 1985. - Т. 3. - С. 218 - 219.

Подобные документы

Междоусобные войны французских феодалов. Присоединение французских земель к Англии в начале XV века. Начало борьбы за независимость страны. Роль Жанны д’Арк в осаде Орлеана. Коронация Карла VII в Рейне. Суд епископов и смертный приговор Жанне д’Арк.

презентация [249,7 K], добавлен 14.12.2010

Угроза нового мятежа "кавалеров", временный союз индепендентов и левеллеров. Официальное признание Карла Стюарта преступником. 1648 г. - началась вторая гражданская война. Принятие палатой общин трех резолюций. Приказ о казни короля Карла Стюарта.

реферат [21,6 K], добавлен 15.10.2008

История строительства Версальского дворца Людовиком XIV и его помощниками. Денежные средства, затраченные на замок. Личность Короля-Солнца, его жизнь и занятия в Версале, характеристика придворного общества. Французская монархия глазами Людовика XIV.

дипломная работа [86,4 K], добавлен 08.07.2011

Изучение жизни и творчества великого мастера русского классицизма Карла Росси. Московский период творчества архитектора, работа в Петербурге. Создание К. Росси интерьеров Зимнего дворца. Гармоническое сочетание архитектурных форм со скульптурой.

контрольная работа [28,4 K], добавлен 25.10.2014

Биография немецкого писателя Эрих Марии Ремарк. Личная жизнь писателя, публикация романов. Увлечение творчеством Цвейга, Т. Манна, Достоевского, Пруста и Гёте в юности. Брак с голливудской актрисой Поллет Годар, который продлился вплоть до его смерти.

Кристина Пизанская читает книгу группе мужчин

Дочь эрудита

В середине XIV века в Венеции жил врач и астролог из Болоньи Томмазо да Пиццано. Он слыл ученым и мудрым человеком, поэтому венецианцы предложили ему пост советника.

В 1364 или 1365 г. у Томмазо родилась дочь Кристина, а спустя несколько лет сразу два европейских монарха — французский и венгерский — пригласили его к себе на службу. Томмазо ответил согласием Карлу Мудрому, возможно, потому что король Франции слыл интеллектуалом и покровителем культуры. Таким образом, в 1368 г. семья Пиццано оказалась в Париже.

Отец Кристины был человеком широких взглядов, поэтому решил дать дочери такое же образование, как и сыновьям. Ее обучали не только письму и чтению, но и философии, истории, а со временем она получила доступ в библиотеку Лувра — лучшую на то время в Европе.

Презрев традиции

Обычным выходом для овдовевшей женщины в Средние века, да и позже, было вступление в новый брак, ибо забота о содержании семьи возлагалась на мужчин. Однако, несмотря на бесконечные судебные тяжбы по поводу унаследованного от покойного мужа имущества, разгар Столетней войны и политические проблемы в самой Франции, Кристина Пизанская принимает неординарное решение — самой заботиться о финансовом благополучии семьи.

В защиту женщин

Разумеется, Кристина Пизанская выступила на стороне критиков поэмы, положив начало более общим дебатам (выходившим за рамки литературы) о положении женщин и их равенстве с мужчинами. Она опровергала распространенное в средневековом обществе мнение о природной неполноценности женщин. Кристина Пизанская утверждала, что если бы им было позволено получать образование наравне с мужчинами, то они ни в чем не уступали бы мужчинам. По мнению писательницы, неполноценность женщин была не врожденной, а культурной.

Не все мужчины (особенно самые умные) разделяют мнение о том, что давать образование женщинам — это плохо. Но это правда, что многие глупые мужчины подтверждают это, поскольку им не нравится, что женщины знают больше, чем они.

От забвения к признанию

В 1415 году оставаться в Париже стало небезопасно из-за продвижения английских войск, поэтому Кристина Пизанская предпочла укрыться в аббатстве Пуасси, где ранее приняла постриг ее дочь.

Поднятые ею вопросы о месте женщины в обществе и правах женщин были благополучно забыты, как и она сама, практически на 500 лет. Только в середине XX века поборницы женского равноправия отдали должное произведениям Кристины Пизанской. Симона де Бовуар, известная французская феминистка, писала о ней, как о первой женщине, вооружившейся пером ради защиты своего пола.

"Capella De Ministrers" - объединение музыкантов, историков и этнологов из Валенсии, изучающее средневековую вокальную и инструментальную культуру. Гляньте видео, которое сделано на колыбельную "Mareta". Эта песня - часть диска "La Cité des Dames. Música y mujeres en la Edad Media", посвященного женщинам, жившим в Средние века и в эпоху Ренессанса. По оглавлению (см. под катом) понятно, что речь идет о дамах, чей образ жизни, публичные поступки и произведения сильно повлияли на самосознание современниц и де факто стали отправными точками для становления современного феминистического движения (Элоиза, Хильдегарда Бингенская, Анна Болейн + знаковые манускрипты: Кармина Бурана, Las Huelgas Codex и др.).

Название CD отсылает к книге "Град женский" Кристины Пизанской (1364-1430) - первой в Европе "профессиональной" женщине-писательнице, создательнице произведений, в которых оспариваются патриархальные гендерные стереотипы, оспаривается традиционалистская мораль, предписывающая униженное положение женщин (женщина как источник греха, проводник дьявольских соблазнов и др.). Дочь придворного астролога и врача (ее родители были венецианцами), жена пикардийского нотариуса и ученого, Кристина Пизанская в 25 лет стала вдовой. Нужно было добывать средства, чтобы кормить и дать надлежащее образование для ее троих детей. Вместо того, чтобы искать другого мужа или "попечителя", она рискнула зарабатывать писательским трудом, сама ходила по судам и тяжбам, связанным с наследством, переписывала книги, делала иллюстрации. Для того времени такая модель поведения была слишком необычной и даже вызывающей. Ее высмеивали как женщину, "ставшую мужчиной" (т.е. ведущую себя как мужчина, занимающуюся "мужскими" занятиями, развивающую в себе "мужские" черты характера).

Capella De Ministrers - Mareta (по мотивам "La Cité des dames")

см. Rebecca Clamp - St. Wilgefortis: о святой Вильгефортис - бородатой покровительнице молодых девушек, которых принуждают вступать в брак.
CD 1: Hortus conclusus

Читайте также: