Доклад по математике учителя математики

Обновлено: 05.07.2024

Обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, владения технологиями целеполагания, проектирования, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом. Главным условием для успешной реализации задач по повышению профессионального мастерства учителей – предметников является работа в методическом объединении.
Деятельность ШМО учителей математики, информатики, физики строится в соответствии с планом методической работы школы и направлена на решение проблемы:
Использование современных информационных технологий для обучения и развития личности школьника.
Основная цель заключается:
в обеспечении качественных знаний учащихся.
Задачи
1.Активизировать работу по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс для повышения качества математического, физического и информационно-технологического образования учащихся.
2.Способствовать развитию познавательного интереса к математике, физике и информатике посредством вовлечения школьников 5-11 классов в организацию проектной, исследовательской деятельности на уроках, во внеурочную работу по предметам. Привлекать учащихся к участию в дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах.
3.Повысить ИКТ-компетенцию учителей.
1.Анализ условий.
Главным условием успешной реализации поставленных задач является система методической работы объединения, а это, возможно, прежде всего, при четком, обоснованном планировании работы. План составляется с учетом конкретных условий: образования и опыта работы учителей, итогов успеваемости учащихся по предмету, склонностей и интересов учителей, задач преподавания данного предмета на основании мониторинга.
100% учителей МО имеют высшее образование, 40% имеют высшую категорию, 60% первую с рекомендацией на высшую. От 10 до 20 лет работают в школе-60% учителей и свыше30 лет-40% учителей. Средний стаж составляет 23 года. Приведенные цифры свидетельствуют о наличии определенного опыта работы и достаточно высоком профессиональном уровне учителей.

2. Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:
•взаимопосещение уроков

•обобщение опыта педагогической деятельности

•прохождение курсовой переподготовки в НИПКиПРО, ОблЦИТе, включая не только обязательное прохождение курсов по нормативному обеспечению, содержанию и методике преподаваемого предмета в межаттестационный период, но и совершенствование квалификации в сфере инновационных видов деятельности и смежных областях знаний (информационной, психологической, коммуникативной и т.д.)

В течение года на заседаниях ШМО рассматривается и анализируется нормативная база, вопросы методики преподавания предметов, повышения качества знаний учащихся, пути совершенствования структуры и содержания учебных программ, проблемы непрерывности и преемственности обучения, межпредметных связей, выявляется и распространяется положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.

3.Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения, внедрению ИКТ. Включение информационных технологий (ИТ) в учебную деятельность является не только одним из методов обучения, способным разнообразить учебный процесс, но и максимально соответствует актуальным интересам современных школьников, что способствует формированию внутренней мотивации освоения учебного материала.
Использование ИТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Тем не менее, у нас на сегодня имеется ряд отработанных моделей такого использования:
1.Демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности ;
2.Тестирование – с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам;
3.Отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
4.Позитивная динамика учебных достижений учащихся по результатам внешней экспертизы:
Неплохие результаты дает действующая система подготовки выпускников к ГИА. Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на обработку базовых знаний, а так же расширение и углубление знаний учащихся за счет изучения материала повышенной сложности.

1.В целях повышения подготовки к ЕГЭ по математике 2010 г, Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) и Московский институт открытого образования (МИОО) организовал проведение серии диагностических и тренировочных работ по математике для обучающихся XI классов общеобразовательных учреждений.

4.Внеурочная деятельность по предметам.

Мы не стоим на месте, но предстоит сделать еще многое. Мы видим несколько направлений своего будущего:
• Повышение эффективности применения новых образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных.
• Изучение возможностей создания и использования системы элективных курсов в рамках предпрофильной и профильной подготовки.
• Создание системы мониторинга и диагностики результативности различных компонентов образовательного процесса.
• Реализация индивидуальных программ обучения способных и одаренных учащихся.


Одна из воспитательных задач учителя математики заключается в формировании эстетического вкуса школьников с помощью использования эстетического потенциала уроков математики, который призван повысить интерес обучающихся к предмету и формировать ценностный потенциал воспитанников, то есть их эмоциональную сферу и творческие способности через восприятие математики как тонкой изящной науки.

Описание разработки

Содержание

  • Введение
  • Умение заинтересовать математикой
  • Симметрия
  • "Красивые" задачи –
  • ключ к пониманию изящества математики
  • Математика в литературе
  • Задачи в литературных произведениях
  • Исследование учащихся по материалам произведений
  • Музыка и математика.
  • Понятие функции в жизни.
  • Заключение.

Эстетическая составляющая урока математики

Эстетическое воспитание – целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству. Эстетическое воспитание – это своеобразное, специфическое средство решения общей задачи воспитания человека.

науке – пока необязательное для школы попутное явление. Порой в рассказах учителей господствуют стершиеся, обезличенные выражения, не доходящие до сознания ученика.

Чтобы эти предпосылки реализовались, необходимо соответствующим образом построить процесс обучения.

Эта новизна обязательно должна включать продолжение детских забав и игр и быть в то же время частью настоящей жизни взрослых. Именно это сочетание и создает в большей мере эстетические нормы обучения. Когда же обстановка работы исключает игру, фантазию, когда фон мрачный гаснет радость познания. Поэтому все то, что делается в классе, школе, необходимо рассматривать и оценивать не только с точки зрения педагогики, но и эстетики, причем все это должно быть не только разумным и добрым, но и прекрасным. Пусть ученик ко всему, что изучает, относится эстетически, и тогда эрудиция, образованность, знания никогда не станут союзниками безнравственности и равнодушия.

Высокое назначение учителя – умело руководить процессом постижения прекрасного, раскрывать перед воспитанниками сущность эстетических элементов в научном познании действительности, практически показывать детям красоту человеческой мысли, эстетику самого поиска истины.

А между тем, влияние искусства на развитие эмоциональной сферы школьника, личностные качества, развитие фантазии, интуиции, воображения – доказывают и научные исследования и повседневная жизнь. Эмоционально развитый ребенок во много раз быстрее освоит науки, справится с любыми проблемами успешнее, чем человек – робот, многому обученный, но мало чувствующий. Искусство активизирует взаимодействие левого и правого полушария настолько, что снижается ассиметрия, возрастает творческий потенциал, повышается познавательная активность. Очень важно, чтобы способы познания мира научный и художественный гармонично сочетались в урочной и внеурочной деятельности. Только единство этих двух видов познания, их гармония могут дать нам мыслящую, чувствующую личность, способную к преобразованию жизни по законам красоты.

Математика с самого начала была связана с искусством. Долгое время затруднялись, куда ее отнести к естественным или гуманитарным наукам. Первые теоретические образы прекрасного и первые абстракции, понятия о прекрасном были связаны с математикой и созданы на основе математики.

Математика - это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.

СОВЕРШЕНСТВО ЯЗЫКА – ещё один признак красоты математики. Математический язык – это по преимуществу язык символов и формул, чрезвычайно точный, ясный и вместе с тем предельно краткий; язык, который не утомляя нашего внимания, одной чертой выражает обширные понятия.

Любой урок математики – это урок по развитию речи учащихся, он должен быть направлен на совершенствование точности и последовательности выражения мыслей каждого участника образовательного процесса.

Основная задача школьного образования сегодня заключается в том, чтобы превратить процесс постижения эстетической стороны математики из процесса стихийного в осознанный, научно управляемый. Учитель должен быть находчив в показе красивого. Эмоциональная подача материала педагогом, эмоциональный урок в целом вызывают ответные эмоции учащихся, содействуют активизации умственной деятельности и успешному усвоению учебного материала. Наука математика!

Сколько романтики и красоты заключено в колонках абстрактных чисел и понятий! Хорошо бы раздвинуть контакты с математикой вширь и вглубь!

Красота – есть нечто общедоступное. Каждый человек знаком с нею по своему собственному чувственному опыту. Даже маленькие дети уверенно чувствуют различия между предметами красивыми и некрасивыми. Осмысливание красоты, выражение её в понятии произошло довольно рано в истории человечества и происходит в начальный период развития понятийного мышления каждого человека.

Уроки математики в этом смысле - великолепная возможность для решения задач умственного и эстетического воспитания учащихся.

Красоту математики (её простоту, симметрию, сжатость и полноту) можно и следует дать почувствовать даже очень малым детям. Когда этот предмет излагают должным образом и притом конкретно, то усвоение математики сопровождается эмоциями и наслаждением красотой.

Одна из воспитательных задач учителя математики заключается в формировании эстетического вкуса школьников с помощью использования эстетического потенциала уроков математики, который призван повысить интерес обучающихся к предмету и формировать ценностный потенциал воспитанников, то есть их эмоциональную сферу и творческие способности через восприятие математики как тонкой изящной науки.

Потребность, которая вызвала необходимость обратиться к данному вопросу, обусловлена различным восприятием математики обучающимися и учителем.

В настоящее время происходит изменение структуры образования. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей:

· резко возросла информированность детей;

· современные дети относительно мало читают;

· ограниченность общения со сверстниками.

Учитель решает сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос: ‹‹Как обучать в новых условиях?››. Все более актуальным в образовательном процессе становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения в котором важным является:

· применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог;

· развитие способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результаты деятельности с поставленной целью, определять своё знание или не знание.

Изменение в деятельности педагога на уроке в связи с введение ФГОС.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному урока. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок. Как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

При проведении традиционного урока учитель использует жестко структурированным конспектом урока, большее количество времени на уроке занимает речь учителя. Основной оценкой является оценка преподавателя.

Новый ФГОС ориентирован на результаты освоения основных образовательных программ. Учащиеся должны не только получить предметные знания, но и уметь переносить и использовать их в практической деятельности.

Давайте рассмотрим, какие изменения произошли в деятельности педагога с введением ФГОС.

Характеристика изменений в деятельности педагога на уроке, работающего по ФГОС.

1.Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока.

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм,

способов обучения и приемов обучения.

При подготовке к уроку использует учебники и методические рекомендации.

При подготовке к уроку использует учебники и методические рекомендации,

материалом с коллегами.

2.Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя.

Самостоятельная деятельность обучающихся

(более половины времени урока).

учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано.

- по поиску и обработке информации;

- обобщению способов действий;

- постановке учебной задачи и т.д.

заданий для учащихся (определенной

решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д.

объясните, выразите символом, сравните,

создайте схему или модель,

продолжите, обобщите, сделайте выводы, выберите решение или способ решения, исследуйте,

придумайте и т.д.

В основном групповая, индивидуальная.

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога, совместно с учителями информатики, психологии, логопедами. Урок проходит с поддержкой тьютера или в присутствии родителей обучающихся.

7.Взаимодействие родителей и

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс.

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.

Общение учителя с родителями школьника может осуществляться при помощи интернета.

учебный материал, проводят презентацию).

Не только предметные,

Но и личностные и

Ориентир на самооценку

оценки детей по

себя. Оценка промежуточных

Сравним традиционный и компетентностный подходы по следующим принципам: цели обучения, пути формирования ценностных ориентаций, ожидаемый результат, критерии оценки и образовательные программы.

Сравнение традиционного и компетентностного подходов.

Ориентация на сохранение экстенсивного пути развития школы (чем больше знаний приобрел ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности).

Цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе?

Развитие способности решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний (не отрицает значения знаний, акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Цели образования предполагают ответ на вопрос: чему научился ученик за годы обучения в школе?

Пути формирования ценностных ориентаций

Личностный результат можно достичь за счет приобретения необходимых знаний.

Основной путь - получение опыта самостоятельного решения проблем.

Усвоение сведений, понятий, способность решать типовые задачи, умение действовать по алгоритму и т.д.

Умение видеть проблему, анализировать данные и ожидаемый результат, умение создавать модель, необходимую для решения проблемы, анализировать ее – важнейший результат обучения.

Пятибальная шкала оценок. Одну и ту же оценку можно получить, сделав разные ошибки.

Расширяется шкала оценок, оценка сопровождается словесными пояснениями, комментариями, рекомендациями. Большое внимание уделяется анализу работ.

Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга. Связи между ними представлены в лучшем случае на уровне выделения общих понятий.

Программа по отдельным предметам должна рассматриваться как элемент образовательной программы школы.

При разработке данных программ нужно их связывать с определенным этапом школьного образования – ступенью школы, классом.

Рассмотрев таблицу, можно сделать вывод о том, что компетентностный подход в образовании в большей степени соответствует социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса на современном этапе.

По мнению методистов важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой школьниками усваивается теория, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления является решение задач. Поэтому ключевые компетентности на уроках математики необходимо формировать через специальные задания. Эти задания и называются компетентностно-ориентированными.

Вывод: компетентностно - ориентированные задания в рамках компетентносного подхода в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

110908_html_619643cd.jpg

Цель:

Совершенствование профессионализма учителя для подготовки к Международной оценке качества образования и успешной реализации содержания и технологии профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в учебном процессе.

Проблемы, над которой работает МО:

1.Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся.

2.Внедрение эффективных педагогических технологий как фактор повышения качества физико-математического образования в условиях Единой системы оценки качества образования.

Для решения проблемы был определен следующий круг задач:

  • Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства.
  • Осуществление дидактических принципов обучения, воспитания и поддержки здоровья детей, адекватных требованиям ФГОС.
  • Работа по совершенствованию учебно-методического комплекса; использование интернет- ресурсов в учебно-образовательных целях, создание рабочих программ по предметам.

Цель:

  1. Исполнение требований к результатам освоения ООП ООО и СОО.
  2. Повышение качества обучения для достижения учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу; формирование у учащихся способностей к саморазвитию и самовоспитанию, развитие критического мышления, освоение коммуникативными универсальными учебными действиями:
    • владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов – определять тему, главную идею текста, цель его создания;
    • различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте;
    • выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста.

    3. Внедрение в практику каждого учителя новых технологий обучения.

    4. Проведение диагностических работ (мониторинг уровня обученности и качества знаний) по физике ,математике, информатике, географии, химии, анализ результатов и ошибок.

    6.Обмен опытом по совершенствованию методик преподавания, изучение передового педагогического опыта, организация круглых столов, семинаров .

    6. Работа с одарёнными учащимися:

      • организация и проведение школьного этапа олимпиад по физике ,математике, информатике;
      • участие в районных олимпиадах, конкурсах, всероссийских дистанционных олимпиадах;
      • организация элективных курсов.

      7. Внеклассная работа с учащимися по развитию познавательного интереса к изучаемым предметам, участие в предметной неделе.

      Формы методической работы ШМО:

      • Проведение заседаний.
      • Осуществление внутришкольных мониторингов преподавания предметов.
      • Подготовка и проведение предметных недель.
      • Работа учителей над темами самообразования.
      • Организация и проведение открытых уроков
      • Анализ опыта участия учащихся школы в сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике.
      • Участие в подготовке педагогических советов по методической теме школы.
      • Участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней.

      План работы ШМО учителей естественно-математического цикла

      на 2019-2020 год

      Заседание №1

      Тема заседания и содержание

      Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся.

      Активная оценка как новая эффективная стратегия обучения

      Выступление и обсуждение

      2. Утверждение темы работы МО в соответствии с единой методической темой школы. Утверждение плана МО на 2019-2020 уч. год.

      3. Анализ итоговой аттестации выпускников за 2019-2020 уч. год. (выработка мер по повышению результатов ГИА в новом учебном году)

      4. Согласование рабочих программ по математике в соответствии с требованиями стандартов образования.

      5. Согласование программ элективных курсов.

      Заседание №2

      Тема заседания и содержание

      1. Современные образовательные технологии и педагогические инновации как инструмент управления качеством образования.

      Технологии реализации ФГОС: проблемное обучение.

      Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании.

      Читайте также: