Доклад на тему кадеты и война

Обновлено: 08.07.2024

М. Надеждин,
Кадет Владикавказского кадетского коопуса.

Перед революцией в России существовал 31 кадетский корпус, представляющие из себя полувоенные средние учебные заведения. Каждый корпус был обыкновенно разбит на три роты. Первая рота, в которую входили старшие классы (6-ой и 7-ой), считалась строевой. Эта рота была вооружена винтовками и в ней кадеты, юноши 16-17 лет, знакомились с основами военного дела. Численность такой роты каждого корпуса была около 100 человек, т. е. во всех корпусах России, в строевых ротах, в октябре 1917 года было приблизительно 3000 человек. Цифра для России более чем мизерная, меньше чем капля в море, при чем распыленная по воем ее необъятным просторам.

Октябрьскую революцию я лично встречал в Москве, в стенах 2-го Московского кад. корпуса. Восстание большевиков в Москве началось, как известно, 26 октября по ст. ст., почти на неделю позднее чем в Петрограде. Там к этому времени вое уже было кончено. Временное Правительство свергнуто и власть перешла в руки большевиков.

У нас в корпусе мы это почувствовали только в субботу 27-го октября. На большой перемене, когда мы выстроились идти на завтрак, командир нашей третьей роты, полк. Возницын, объявил, что так как в городе беспорядки, никто из кадет в отпуск отпущен не будет. Для нас, кто собирался в отпуск, это было большое разочарование. Попервоначалу мы, расстроенные этим малыши, эту новость о этой точки и восприняли. После завтрака как всегда, были уроки. Но тем не менее чувствовалось, что что-то происходит и надвигается что-то новое, что нарушит нормальное течение нашей жизни. Наши офицеры между собой о чем-то тихо, но возбужденно говорили. У входа в корпус были поставлены парные часовые с винтовками, из кадет 1-ой роты, которые лихо, по ефрейторски отдавали честь каждому проходящему офицеру. После обеда группа старших кадет на дворе корпуса к чему-то приготовлялась, переносила куда-то ящики с патронами. Мы, первоклассники, предоставленные более чем когда-либо самим себе, висели на окнах и с интересом и завистью наблюдали за происходящим.
Москва, как известно, сопротивлялась большевикам дольше чем Петроград. Бои с переменным успехом продолжались больше недели. В Москве против большевиков выступили юнкера Алексеевского и Александровского училищ, кадеты и только часть находящегося в Москве молодого офицерства и студенчества. Большинство интеллигенции и даже офицерства предпочло занять выжидательную позицию.

Три Московских корпуса, а рядом с ними и Алексеевское училище находились в Лефортове, т. е. довольно далеко от Кремля и центра Москвы, где в главном решался исход борьбы с большевиками. Здесь, в Лефортове, пришлось создать отдельный очаг борьбы, что раздробило и ослабило силы боровшихся против большевиков.
Наша первая рота приказание директора корпуса, ген. Свинцицкого, — кадетам оставаться нейтральными — не исполнила. Вечером наша 1-ая рота, связавшись с кадетами других корпусов, по команде своего вице-фельдфебеля Слонимского выстроилась в сборном зале и обратилась к директору за разрешением идти на помощь уже выступившим против большевиков юнкерам. Последовал категорический отказ. Он сказал, что он не в праве это сделать, что он отвечает перед родителями за жизнь вверенных ему кадет. Несмотря на это вице- фельдфебель приказал разобрать винтовки и со знаменем во главе повел роту к выходу из корпуса. Там, загородив собою дверь, директор еще раз пытался их уговорить не идти. Но он был вежливо поднят правофланговыми кадетами и отнесен в сторону.
И кадетская рота, состоящая из юношей 16-17 лет, прошла как на параде, в последний раз мимо своего директора.
Это было грубое, небывалое в стенах корпуса, нарушение дисциплины. Но как было им поступить, когда в России в тот момент, кроме этой зеленой молодежи увы, никого другого не нашлось. Думаю, это понимал и наш директор и в душе одобрял кадет. С кадетами ушел и мой отделенный воспитатель, полк. Матвеев, уже немолодой, строгий, но справедливый, всегда подтянутый офицер. Больше я его никогда не видел, в корпус он не вернулся. После победы большевиков, он с группой кадет пробрался на Дон и, как рассказывали видевшие его там, погиб в Кубанском походе.

Я хочу еще добавить, что в ночь с субботы на воскресенье у нас кроме того исчезло больше десятка кадет 2-ой роты, т. е. мальчишки 14-15 лет. Как говорили, они ночью опустились по водосточной трубе вниз и тоже отправились на помощь юнкерам.

В Ташкенте октябрьские дни были особенно кровавыми. Там, как и повсюду, строевая рота кадет Ташкенцев присоединилась к юнкерам и вместе с ними обороняла Ташкентскую крепость от большевиков. Как месть за это была. жестокая расправа: большевиками был вырезан весь персонал корпуса и оставшиеся младшие кадеты. Началась Белая борьба.

Мы видим кадет и на Дону, и с Корниловым в Кубанском походе, и под Орлом, и на Волге у Каппеля, и в Сибири у Колчака, и на подступах к Петрограду у Юденича, и на Перекопе у Врангеля. Они шли в первых рядах и о всех них осталась добрая слава. Их безымянные могилы разбросаны повсюду, где велась борьба с большевиками.
Их не нужно было призывать и мобилизовать — они сами шли. И если из-за малолетства их не хотели принимать, то упрашивали. Чтобы выглядеть старше, говорили басом, при- бавляли себе года, убеждали, что у них в роду все маленького роста и старались не показать виду, что винтовка им слишком тяжела!

2-ое ноября ст. от. 1917 года считается днем зарождения Белой армии. В этот день, т. е. через неделю после большевистского переворота, ген. Алексеев прибыл в Новочеркасск к Каледину и приступил к организации борьбы с большевиками. Кадеты одни из первых откликнулись на его призыв. Первой частью, сформированной Алексеевым, был Юнкерский батальон, состоявший из двух рот: первой — юнкерской и второй — кадетской, под командой штабс-капитана Мизерницкого.
Батальон был сформировал в течение двух недель и уже 27-го ноября от. ст., этот батальон принял участие в бою за Ростов. В нем почти полностью погиб взвод кап. Донского, состоявший из кадет Орловского и Одесского корпусов. Найденные после боя трупы были изуродованы и исколоты штыками. Так в первом бою Добровольцев пролилась первая кровь русских кадет-мальчиков.

Летом 1919 года, когда Вороиеж был занят дивизией ген. Шкуро, много кадет Воронежского корпуса, скрывавшихся в городе, пошли добровольцами к пришедшим белым. Из этих вновь поступивших, уже в первых боях были убиты кадеты- воронежцы:
Гусев, Глонти, Золоторубов, Селиванов и Гроткевич.

Ген. Туркул в своих воспоминаниях тоже пишет о кадетах и гимназистах:

«Кадеты пробирались к нам со всей России.
Мальчуганы умудрялись протискиваться через все фронты. Они добирались до Кубанских степей из Москвы, Петербурга, Киева, Иркутска, Варшавы. Сколько раз приходилось допра- шивать таких побродяжек, загорелых, оборвышей в пыльных, стоптанных башмаках, исхудавших белозубых мальчишек. Они вое желали поступить добровольцами, называли своих родных, город, корпус или гимназию, где учились.
— А сколько тебе лет? —
— Восемнадцать, — выпаливает пришедший, хотя сам что называется от горшка три вершка. Только головой покачаешь.
Мальчуган, видя что ему не верят, утрет грязный пот со щеки, перемнется с ноги на ногу.
— Семнадцать, господин полковник. —
— Не ври, не ври! —
Так доходило до четырнадцати. Все кадеты, как сговорились, объявляли, что им по семнадцати.
— Но почему же ты такой маленький? — спросишь иной раз такого орла.
— А у нас рослых в семье нет. Мы все такие малорослые. Вспоминаю какие пополнения приходили к нам на походе. Одни мальчуганы. Помню, под Бахмутом, у ст. Ямы, с эшелоном 1-го батальона пришло до сотни добровольцев. Смотрю, а из вагонов посыпались как горох самые желторотые молокососы, прямо оказать — птенцы.

В одном из очерков Пронин между прочим описывает судьбу и все злоключения попавшего к ним кадетика:

25 января 1920 года происходит эвакуация белыми Одессы. Большая часть, не желающая оставаться у большевиков, не попала на корабли. Им пришлось отступать, в пешем порядке, к румынской границе.
Огромный город, где только офицеров было больше 20 тысяч, дал отряд в 600 человек активных бойцов, под командой полк. Стесселя, который и прикрывал отход. Вместе с ним отступали и около 400 кадет Одесского и Киевского корпусов. Среди кадет многие были младших классов, в возрасте от 12 до 14 лет. Около селений Кондель и Зельц большевики большими силами преградили путь белым. Произошел бой, который открыл дорогу Добровольцам. Защита левого фланга была поручена кадетам, под командой кап. Ремерта. На этот участок боя большевики направили главный удар. После жестокой артиллерийской и пулеметной подготовки, большевики просили на кадет свою кавалерию. Это был решительный момент.

Прорыв кавалерии нес полный разгром белых. Но этого не произошло, кадетские ряды не дрогнули. Дружными залпами они встретили несущуюся кавалерию. Не ожидая такого отпора, красная кавалерия, неся большие потери, отступила. Бой продолжался с небольшими перерывами от 9 часов утра до 6 часов вечера. Все попытки большевиков поколебать кадетские ряды остались безрезультатны.

В своем приказе от апреля 1920 года Военный представитель Юга России в Румынии, ген. Геруа, касаясь этого боя, писал:

Я тоже четырнадцатилетним мальчишкой проделал с Партизанским Алексеевским полком поход от Орла до Новороссийска, а потом и Крымскую эпопею. За боевую историю нашего полка через его ряды прошло много молодежи и среди нее кадет различных корпусов. Много их, начиная о 1-го Кубанского похода, отдало свою жизнь за белое дело в рядах Партизанского Алексеевского полка. Из немногих уцелевших, в 1919 году (это был год, когда я попал в полк) большинство уже стало офицерами.
Особенно живо сохранился в моей памяти, много для меня сделавший, Жорж Иванов, кадет 3-го Московского корпуса. Он был на несколько лет старше меня и меня, маленького кадета, к тому же тоже кадета Московского корпуса, взял под свое покровительство. В октябре 1917 года Жорж, будучи кадетом 6-го класса, 16-ти лет, принимал участие в боях с большевиками в Москве. Потом бежал на Дон к генералу Алексееву. В 1-ом Кубанском походе был ранен — левая рука была перебита и высохла и он остался инвалидом на всю жизнь, но тем не менее остался в отрою. Исключительно храбрый, в Крыму при Врангеле, он в неполные 20 лет был произведен в Штабс-капитаны.
Летом 1920 года ген. Врангелем было отдано распоряжение всех учащихся, находящихся в армии, отправлять в школы для продолжения образования. Под это распоряжение попал и я, и к моему большому огорчению мне пришлось расстаться со ставшим для меня родным Алексеевским полком.
В сентябре я был отправлен в Сводно-кадетскую роту при Константиновском военном училище, которое находилось в Феодосии. Там я встретил кадет, не преувеличивая, со всех концов России, съехавшихся туда из полков Белой армии. Там были кадеты из Петрограда, Москвы, Пскова, Сум, Симбирска, Нижнего Новгорода, Одессы, Варшавы, Ташкента и др. От подростков до великовозрастных с усами семиклассников.
В Крыму ген. Врангелем из Полтавского и Владикавказского кадетских корпусов был сформирован Крымский кад. корпус. В него были позднее влиты кадеты из Феодосии, активно принимавшие участие в Гражданской войне.

Позднее, в Белой Церкви (Югославия) у нас в Крымском корпусе на Почетной мраморной доске (на мрамор денег не было, была раскрашенная под мрамор доска) были написаны имена 46- ти Георгиевских кавалеров, героев Гражданской войны, учившихся в этом корпусе.
В Крымский корпус я попал в 3-ий класс, моими одноклассниками были мальчики 13-15 лет. В моем отделении не менее половины были приехавшие с фронта. Среди них три георгиевских кавалера.

Война стала важным рубежом в истории партии народной свободы. Она внесла серьезные коррективы и в ее идеологию, и в тактику, и в организационно-практическую деятельность. Прежде всего трансформировалась их позиция по отношению к международным военным конфликтам.

Вопрос об отношении к войне рассматривался в ЦК партии народной свободы и в ее думской фракции накануне знаменитой однодневной сессии Думы 26 июля 1914 г.

В соответствии с принятым ЦК решением Милюков на экстренной сессии Думы 26 июля от имени партии заявил о ее полной готовности поддерживать правительство. Речь Милюкова вызвала овацию, причем вместе с думцами аплодировали все члены царского правительства.

Функциями ВСГ стали сбор пожертвований, организация эвакуации и заготовок для военных нужд, помощь раненым и семьям призванных, устройство госпиталей, пунктов питания и т.д. В дальнейшем масштабы этой деятельности были расширены.

Кадетские лидеры заняли прочные позиции в руководстве ВСГ. Главноуполномоченным был избран видный московский кадет М.В. Челноков. В ЦК Союза вошли пять кадетов, четыре прогрессиста и лишь один октябрист — Н.И. Гучков. Члены партии народной свободы возглавляли, как правило, и местные отделения ВСГ, наиболее активно действовавшие в Петрограде, Москве и крупных городах Сибири.

В июле 1915 г. был создан Объединенный Главный по снабжению армии комитет ВЗС и ВСГ — Земгор. К концу того же года деятель

ность обоих Союзов приняла широкий размах. Большую роль играли кадеты в кооперативных организациях, разросшихся и значительно укрепившихся в годы войны. Активное участие они принимали и в деятельности созданных по инициативе московских капиталистов военно-промышленных комитетов (ВПК). Они входили в состав Центрального и многих местных ВПК, возглавляли военно-промышленные комитеты в Ростове-на-Дону, Одессе, Твери и других городах.

Совместная деятельность в Союзе городов, а также в ВПК способствовала сближению кадетов с торгово-промышленными кругами на местах, с идеологами прогрессистской буржуазии. Укрепление этих контактов, так же как и связей с земскими элементами октябристского толка, явилось одним из факторов изменения социальной базы партии в послефевральский период.

Первый, малочисленный, в связи со всеобще забастовкой, съезд партии прошел в период с 12 по 18 октября1905 года. На нем были приняты устав партии и ее программа.

Состав и структура

Социальный состав партии включал в себя как образованных аристократов, землевладельцев и мещан, так и крестьян и рабочих, вступивших в нее в революционный период 1905-1907 годов. Последние слои населения, правда, не задержались надолго в составе партии, в связи с недовольством ее мягкими методами и вплоть до Февральской революции их число продолжало падать. В ее период численность партии вновь возросла, за счет того, что все большее число людей рассматривали ее как единственную надежду на мирное завершение революции. Впрочем, желание кадетов сохранить монархию и продолжить участвовать в Первой Мировой войне не играло им на руку и поддержка их народом падала, соответственно плачевной ситуации на фронте и в стране. После Октябрьской революции положение кадетов ухудшилось еще сильнее - теперь их поддерживали в основном лишь буржуазия и интеллигенция, как оппозицию большевикам.

Верховным органом партии был Съезд, избиравший Центральный Комитет, состоявший из Петербургского и Московского отделов. Не смотря на существование формального ядра и явного лидера — П. Н. Милюкова, публициста, историка, значительную фигуру в оппозиционных кругах — кадетами провозглашалось равенство всех членов организации.

Политическая программа

Кадеты придерживались умеренных взглядов, отрицая как бюрократию, так и полное отстранение государства от деятельности хозяйственного сектора.

Целью организации были кардинальные преобразования мирным путем.

Изначальная программа партии подразделялась на восемь разделов, регулирующих гражданские права, государственное и местное самоуправление, судебную систему, аграрное и рабочее законодательство, вопросы образования и просвещения.

Основные положения программы выглядели следующим образом:

1. Гражданские права:

— достижение равных прав граждан не зависимо от пола, национальности, вероисповедания и сословия;

— свобода совести и вероисповедания, мысли и слова;

— право на культурное самоопределение;

— свобода публичных собраний, организаций обществ и союзов;

— неприкосновенность личности и жилища;

— свобода передвижения, выезда за пределы страны;

— включение всех гражданских прав в основной государственный закон и их судебная защита.

2. Государственное устройство:

— конституционное устройство должно определяться основным законом;

— народные представители избираются путем прямого, всеобщего, равного и закрытого голосования;

— народное правительство принимает участие в осуществлении законодательной власти, контроле бюджета и законности высшей и низшей администрации;

— законодательная инициатива должна принадлежать членам народных представительств;

— ни один нормативный акт, если он не основан на постановлениях народного представительства, не может иметь силу закона;

— налоги, пошлины и сборы могут быть установлены лишь законодательно, бюджет принимается также лишь законодательно и сроком на один год;

— министры обязаны нести ответственность перед представителями народа.

3. Местное самоуправление:

— самоуправление на местах должно быть распространено по всей территории государства;

— члены органов местного самоуправления должны избираться путем всеобщего, равного, прямого и закрытого голосования;

— деятельность представителей центральной власти на местах должна быть сведена к надзору за местными органами власти;

— Царство Польское получало автономию, Финляндия - особый статус.

4. Судебная система:

— никто не должен подвергаться наказанию без приговора суда;

— министр юстиции не участвует в назначении судей, судьи не получают наград;

— необходим полный пересмотр уголовного законодательства, переработка гражданского;

— отмена смертной казни;

— введение условного срока;

— установление состязательного порядка проведения судебного заседания и защиты на предварительном следствие;

— должностные лица обязаны нести ответственность на общих условиях;

— компетенция суда присяжных должна зависеть от тяжести дела.

5. Финансовая и экономическая политика:

— необходим пересмотр бюджета;

— разработка налоговой реформы, развитие системы прямого налогообложения;

— отмена выкупных платежей;

— снижение таможенных пошлин;

— развитие мелкого кредитования.

6. Аграрная политика:

— увеличение площадей землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом;

— организация системы государственной помощи крестьянам;

— упорядочение законом арендных отношений;

— учреждение сельскохозяйственных инспекций для надзора за исполнением законодательства.

7. Рабочее законодательство:

— свобода рабочих советов и собраний, право на стачки;

— введение, по возможности — немедленное, восьми часового рабочего дня. Запрет ночной и сверхурочной работы, за исключением необходимой;

— развитие охраны труда женщин, детей и работников вредных производств;

— обязательное государственное медицинское страхование, страхование на случай старости и нетрудоспособности;

— введение уголовной ответственности за нарушение норм охраны труда;

— учреждение трудовых инспекций для надзора за исполнением законодательства.

8. Вопросы просвещения:

— ликвидация любых препятствий для школьного образования, связанных с полом, вероисповеданием, социальным статусом;

— введение всеобщего, бесплатного и обязательного начального образования;

— свобода инициатив по открытию учебных заведений;

— установление связи между ступенями образования для облегчения перехода между ними;

— автономия и свобода образования в высших учебных заведениях;

— увеличение числа средних и высших учебных заведений;

— снижение стоимости образования;

— начальное образование должно перейти под ответственность органов местного самоуправления;

— развитие профессионального образования;

— создание образовательных учреждений для обучения взрослого населения.

Все формулировки программы, за исключением, пожалуй пунктов, касавшихся гражданских прав, были сформулированы нечетко и размыто, в связи с неуверенностью членов партии в форме государственного строя, к которой в результате придет государство.

Роль партии в событиях 1905-1917 годов

Участие партии в политической жизни России начиналось триумфально — в Первой Государственной Думе (27 апреля — 9июля 1906 г.) кадеты являли собой крупнейшую фракцию — 35,87%, число мест, по разным источникам, от 161 до 179. Председателем Думы также был назначен член партии — С. А. Муромцев.

Но после роспуска Первой Думы повторить успех им уже не удалось — во Второй Государственной Думе (20 февраля — 3 июня1907 г.) они получили 98—99 мест (19%), в Третьей (1 ноября1907 г. — 9июня1912 г.) 52-54 места (12%) и в Четвертой (15 ноября1912 г. — 6октября1917 г.) - 57-59 мест.

В мае 1917 года, после первого правительственного кризиса, Милюков, в связи со своей позицией в отношении участия России в Первой Мировой войне и народного возмущения ей, отправлен в отставку.

После Октябрьской революции

В день, когда кадетов объявили незаконной организацией, арестованы А. И. Шингарев и Ф. Ф. Кокошкин. В ночь с 6 на 7января1918 оба были убиты в Мариинской тюремной больнице.

Князь Павел Долгорукий — расстрелян в 1927 году, его брат-близнец Петр скончался в тюрьме в 1951.

В. Д. Набоков погиб в 1922, во время покушения на Милюкова в Париже.

Князь Д. И. Шаховской и Н. В. Некрасов стали жертвами террора 30-х годов и были расстреляны в 1939 и 1940, соответственно. В 1937 году расстрелян Ф. А. Головин.

Н. Н. Глебов, инженер и изобретатель, один из членов ЦК кадетов, умер от голода в Ленинграде в 1941 году.

П. Н. Милюков, В. А. Маклаков, Ф. И. Родичев и ряд других участников партии продолжили свою деятельность в эмиграции, где партия просуществовала еще несколько лет.

Российский кадетский корпус: история славных традиций

28 февраля (по н. ст.) 1732 года, 287 лет назад, открыл свои двери первый в истории России кадетский корпус.

Еще его называли Сухопутным шляхетским или шляхетным (дворянским) кадетским корпусом. С этого времени начинается долгая и славная история отечественных кадет. Несмотря на многочисленные реформы, переименования, подчас и закрытие некоторых корпусов, кадетское образование и в истории, и в наши дни устойчиво ассоциируется с высоким качеством знаний, физического развития и отличным воспитанием. С XVIII века кадетские корпуса продолжают оставаться кузницей кадров для отечественного офицерства, многие из наших прославленных полководцев и флотоводцев начинали свой путь именно в стенах кадетских корпусов. Неизменным остается и тот факт, что выпускник корпуса, решивший не связывать свою жизнь с военной службой, благодаря высокому качеству образования быстро находит себя в гражданской жизни и даже делает успешную карьеру, в том числе на государственном уровне. Кадетские корпуса остаются гордостью российского образования.

Создание кадетского корпуса в России

Первые кадетские корпуса появились в 1653 году в Пруссии. Во многом они напоминали петровские Потешные полки и служили в основном для развлечения и привития интереса к военному делу у прусских наследников престола и аристократии. В Российской империи обратили внимание на этот опыт, к тому же после смерти Петра Великого дефицит надежных и квалифицированных офицерских кадров стал остро ощущаться. Так в 1732 году по инициативе графа П. И. Ягужинского и фельдмаршала графа Б. Миниха, бывших преданными сподвижниками Петра I, и по указу императрицы Анны Иоанновны открылся первый кадетский корпус. Корпусу передали Меншиковский дворец на Васильевском острове, и первые 56 кадет приступили к занятиям.

В число дисциплин, изучаемых кадетами, входили не только военные науки, но и иностранные языки, включая латынь, ораторское искусство, философия. До начала XIX века корпус пережил несколько реформ, и несколько раз менял название. Он назвался Рыцарской академией, Сухопутным кадетским корпусом, пока наконец не стал Императорским сухопутным шляхетным кадетским корпусом. За это время, корпус обрел свой первый устав, составленный секретарем Екатерины II, известным педагогом И. И. Бецким. Тогда же появилось деление на специализации в образовании, а по принятой внутренней структуре стали делить кадетов по возрасту (прием велся с 5-6 лет). Будущие инженеры, моряки и артиллеристы воспитывались отдельно. Однако такие изменения не пошли корпусу на пользу, военным наукам уделялось всё меньше внимания, и квалификация выпускников как офицеров год от года падала. Всё изменил приход на пост главы корпуса в 1794 году М. И. Кутузова, тогда еще генерал-поручика. С его приходом корпус получил новый мощный виток развития, Кутузов очень заботился о высоком качестве образования и дисциплины, при этом использовал свои связи при дворе, чтобы снабжать корпус всем самым лучшим. С этого момента в корпус вернулась сугубо военная структура, воспитанники составили пять рот, а преподаватели стали исключительно военными, изучалась тактика и военная история, проводились реальные полевые маневры. Начиная с царствования императора Павла I, появилась традиция посещения корпуса монархом, который проводил смотр кадет лично и принимал их торжественный парад.

Расцвет кадетского образования

В годы правления следующего императора – Александра I, кадетские корпуса впервые появляются за пределами Санкт-Петербурга. Отныне дворянским детям не обязательно было ехать в столицу, они могли получить качественное военное образование ближе к месту своего проживания. Корпуса появились в Шклове (затем этот корпус был переведён в Москву), Омске, Оренбурге, Гельсингфорсе (сейчас Хельсинки, Финляндия), Нижнем Новгороде.

XX век и современная Россия

После Октябрьской революции 1917 года советское правительство распустило кадетские корпуса, казалось, что кадетскому образованию пришел конец. Следует отметить, что в то время 7 кадетских корпусов действовали в эмиграции в разных странах, куда волею судеб отправились бывшие офицеры Белых армий со своими семьями и детьми. Учебные заведения располагались в Югославии, Франции и Китае, а также в Бизерте, где стоял ушедший из Крыма Белый флот. Дольше всех (до 1964 года) проработал кадетский корпус во французском городе Версале.

После распада СССР в 1991 году в России были восстановлены кадетские корпуса и классы. Они гармонично сосуществуют с Суворовскими училищами. По-прежнему эти военно-учебные заведения являются синонимами высококлассного и всестороннего образования, а их воспитанники традиционно показывают хорошие результаты в учебе и занимают призовые места на всероссийских и международных олимпиадах. Сейчас в Российской Федерации действует 20 Суворовских и 1 Нахимовское училище, 10 президентских и 9 кадетских корпусов Министерства обороны РФ. Помимо них существует еще 57 различных кадетских и казачьих корпусов, под шефством различных министерств и ведомств. Продолжают открываться и новые кадетские корпуса.

Так, по инициативе министра культуры РФ и председателя Российского военно-исторического общества В. Р. Мединского в 2015 году был создан Первый музыкальный кадетский корпус на базе Московского государственного института культуры. В 2016 году открылся второй – в Северо-Кавказском государственном институте искусств города Нальчика. Музыкальный кадетский корпус, открытый в 2017 году в Краснодаре, стал третьим в стране. К 23 февраля 2019 кадеты-музыканты Первого Московского музыкального кадетского корпуса подготовили поздравление с Днем защитника Отечества.

Сегодня можно с большой уверенностью сказать, что традиции кадетского образования в России не забыты, они динамично развиваются и устремлены в будущее. А выпускники российских военно-учебных заведений достойно носят звания российских кадет и суворовцев, как и их предшественники, составляя будущую военную элиту нашей страны.

Доклад на межрегиональный семинар

История последних десятилетий убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий, но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В соответствии с примерной программой в центре воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.

Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной работе. Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности.

В современной социокультурной ситуации особенно актуализировались вопросы военно-патриотического воспитания, потому что формируется чувство патриотизма, сознания активного гражданства, обладающего политической культурой и мышлением, способностью самостоятельно сделать свой выбор. Кроме того, военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.

Цель воспитательной системы нашей школы состоит в выработке нравственно-этических качеств кадет, развитии интеллектуальных возможностей и способностей, подготовке кадет к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще.

Для реализации данной цели работа ведется по следующим направлениям:

2. Духовно– нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин. В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни: “Для чего человек живет?”, “Кто такой нравственный человек?”, “Духовность– норма человеческой жизни”, а также изучают историю своей семьи, историю своего края. Кадеты принимают участие в уроках мужества, эстафете Памяти, Вахте Памяти, и др.

3. Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. В связи с этим проводятся классные часы “ Воспитание патриота – гражданский долг”, “ Твои права и обязанности”, “Противодействие терроризму”, “ Гимн России”, “ Наш флаг”, “ Знамя Победы”, “ Я и Закон” и т.д.

Один из главных результатов кадетского движения – эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её. 40% наших учеников поступили в высшие учебные заведения. 7% поступили в высшие военные заведения г.Хабаровск, Анапа, Благовещенск и Владивосток.

Кадеты на принципах добровольности принимают участие в различных формах внеклассной трудовой деятельности и спортивно-массовых мероприятиях.

Уровень образованности, общая культура, физическое и интеллектуальное развитие, содержательный досуг кадет обеспечиваются дополнительным образованием, которое предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по профильным дисциплинам, культурологической и спортивной направленности. Кадеты занимаются в кружках и секциях, создаваемых при школе, это футбол, волейбол, баскетбол, рукопашный бой, вольная борьба, хореография, хор и др., участвуют в соревнованиях, смотрах, конкурсах, олимпиадах, выставках и других массовых мероприятиях различного уровня.

В кадетских классах от многого приходится отвыкать. Здесь каждый хочет быть центром внимания, а слезы и обиды никто не воспринимает. Нужно воспитать в себе выдержку, твердость, быть сильным и морально, и физически.

Далеко не все ребята-кадеты, станут военными, но принципы, которые заложены в кадетском движении, - любить Отчизну и служить Отчизне - у них останутся навсегда.

· Уже много лет наша школа сотрудничает со школой – интернатом №1 г. Читы. Школа №1 всегда оказывает нам методическую помощь, по первому нашему обращению. Сотрудничаем со Знаменской кадетской – казачьей школой. Уже два раза кадеты выезжали на встречу по обмену опытом. Где показывали свои умения и знания. Данный вид сотрудничества помогает наполнить кадетскую жизнь новыми красками, яркими впечатлениями. На базе Знаменской школы проводился семинар для воспитателей кадетских классов.

· В кадетском движении школы зародились свои традиции, например: торжественная церемония принятия в кадеты. Ритуал защиты и получения зелёных беретов. Мы придумывали и разрабатывали положения вместе с ребятами. Они же создали кадетский герб, затем шеврон, который украшает сегодня форму кадета Урлукской средней школы.

· Стало доброй традицией выступление кадетских классов с показательными выступлениями рукопашного боя, бальными танцами, на школьных смотрах , творческих отчётах, на разных праздниках.

· В заключении хочу отметить, что говорить о сформированности патриотического сознания человека можно лишь тогда, когда данные нами знания помогли ему определить свою жизненную позицию и когда эта позиция выросла в убеждение, определяющее весь его жизненный путь.

Сегодня наша страна нуждается в человеке, воспитанном в духе патриотизма. Патриот – это личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от сиюминутных политических уловок, готовая сделать свой вклад в построение сильной России. Будем надеяться, что выпускники нашей школы будут трудиться в различных сферах общественной жизни честно, по свободному выбору. А в случае необходимости встанут на защиту нашей Родины.

Читайте также: