Шум защита от шума информатика доклад
Обновлено: 02.07.2024
Анкета № 1. Влияние шума на обучающихся.
- Шум на уроках мешает сосредоточиться.
- Шум на перемене мешает отдохнуть.
- Шум вызывает усталость, головную боль.
Из анализа анкет, учащихся выявили, что любой шум мешает сосредоточиться на уроке, отдохнуть на перемене, вызывает головную боль и усталость.
Анкета № 2. Какие звуки из предложенных вам нравятся, а какие - нет.
- Шелест листьев.
- Стук дождевых капель.
- Шум телевизора.
- Шум ручья, водопада.
- Работа пылесоса.
- Шум в доме.
Вывод: школьникам нравятся шум листьев, стук дождевых капель, шум ручья, отрицательно относятся к шуму телевизора, пылесоса, к шуму в доме.
Из анализа анкет убедились, что шум отрицательно влияет на самочувствие учеников, отрицательно сказывается на здоровье.
Анкета № 3. Социологический опрос среди учеников и учителей о влиянии шума на здоровье человека (11 учителей и учащихся 49).
1. Можно ли считать шум невидимым убийцей? Ответ. Да, нет, не знаю.
По мнению учеников и учителей, шум влияет на здоровье человека.
2. Как вы думаете, где на территории школы повышено шумовое загрязнение: на этажах, спортзале, столовой, классе?
На этажах в перемену | Спортзал | Столовая | Класс | |
Учителя | 48% | 25% | 18% | 9% |
Ученики | 34% | 26% | 24% | 16% |
Главными источниками шума являются этажи, спортзал, меньше столовая.
3. Считаете ли вы, что шум является причиной рассеянности, отвлеченности учащихся на уроке?
Большинство учителей и учеников считают, что шум влияет на сосредоточенность учеников на уроке.
4.А что лично вам мешает сосредоточиться на уроке?
Шум в коридоре | Шум в классе | |
Учителя | 82% | 12% |
Ученики | 28% | 72% |
Вывод: по мнению учителей шум в коридоре мешает больше чем на уроке в классе. А ученики считают, что шум в классе более отрицательно влияет на сосредоточенность на уроке.
5.Что вы чувствуете при шумовом загрязнении? Как шум влияет на вас?
Головная боль | Усталость | Раздражение | Не знаю | |
Учителя | 36% | 45% | 10% | 9% |
Ученики | 34% | 51% | 13% | 2% |
Вывод: Учителя и ученики отметили, что шум вызывает головную боль, раздражение, усталость.
6. Где больше шумов загрязнения?
На улице | В школе | Дома | В лесу | |
Учителя | 19% | 72% | 9% | - |
Ученики | 23% | 70% | - | 7.% |
Вывод: большинство участвующих в анкетировании считают, что наибольшее шумовое загрязнение в школе. Таким образом, по мнению учащихся и учителей, шум может быть причиной болезней, усталости, влиять на сосредоточенность и вызывать головную боль. Шум может мешать нормальному ритму жизни, а школа является объектом повышенного уровня шума. (Приложение №1)
Экспериментальная работа о шуме
Тема. Исследование по воздействию шума на кошку.
Цель. Изучить изменение в поведении кошки в зависимости от разных жанров музык Длительный шум высоких звуков приводит к угнетению, а нередко и к гибели животных организмов.
Когда кошка лежала, я включил ей классическую музыку, ее состояние не изменилось, она вела себя спокойно. Тогда я включила пылесос, она вскочила на ноги и убежала. Я повторил опыт, и после включения очень громкой музыки, она опять убежала из комнаты. Значит, животное ведет себя беспокойно при громкой эстрадной музыке и остается в состоянии покоя при включении спокойной тихой классической музыки.
Исследовательская работа № 2
Тема: Влияние шума на объем выполненных заданий.
Цель: Выяснить влияние шумового фона на объем выполненных заданий.
Оборудование. Листки с заданиями, компьютер, телефон.
Задание. В течение 3 мин необходимо решить примеры и ответы записать на листах. Количество правильно решенных примеров умножить на 10. Подсчитать % правильно решенных примеров в тишине и при громкой музыке, чтении текста другим учеником вслух, телефонном разговоре.
Вначале урока решали карточки №1, а в шумной обстановке карточку №2. Задания выполняли ученики 4.классов.
4 г кл В тишине | В шуме |
1. 240+360) :12+150 ) : 2 = |
2. (2*49 +502) :10 +80 =
3. (12 *12 +156) : 3 *7 =
В шуме. Решали 23 учеников. Из 69 примеров в шуме решено - 21, это составляет % от предложенных. В тишине из 69 примеров решено 25 это составляет- 43%.
Вывод: решение примеров с сопровождением неприятных звуков отвлекают от работы. Такие звуки способствуют невнимательности и увеличению ошибок, отрицательно влияют на объем выполненных заданий.
Тема. Как шум влияет на запоминание.
Цель: Выяснить, как шум притупляет умственные способности.
Задание. Выучить четверостишье в тишине и при искусственно созданном шуме (играет бубен, ученик громко читает текст, играет громкая музыка). Время на запоминание 2 минуты.
В тишине | В шуме |
1.Как дорожу я прекрасным мгновеньем! |
Музыкой вдруг наполняется слух.
Звуки несутся с каким-то стремленьем,
Звуки откуда-то льются вокруг.
как в небе, навсегда
Результаты: Чтобы выучить четверостишье при шуме затрачено больше времени, а некоторые ученики не смогли запомнить, и отказались рассказывать стихотворение.
Заключение
Проведены исследования
- По воздействию шума на остроту слуха.
- Влияние шума на объем выполненных заданий.
- Как шум влияет на кошку.
- Как шум влияет на запоминание.
Результаты исследования
- Шум влияет на остроту слуха, притупляют его, влияет на объем полученной информации.
- Шум вызывает головную боль, раздражение, усталость. Шум может мешать нормальному ритму жизни, а школа является объектом повышенного уровня шума.
- Выработаны рекомендации учащимся.
Рекомендации по снижению вредного воздействия звука на организм человека
- Старайтесь не шуметь на уроках и переменах;
- ограничьте ежедневное прослушивание громкой музыки.
- просмотр телевизионных передач, работу за компьютером; делайте 10 минутный перерыв и слушайте успокаивающую музыку;
- следите за разговорной речью: не кричите, не повышайте голос;
- регулярно проходите медицинское обследование;
- сажайте деревья -они производители кислорода и защищают от шума;
- чаще ходите пешком, или используйте велосипед, так как это укрепляет здоровье, и способствует уменьшению шумового загрязнения;
- больше бывайте на природе, слушайте пение птиц, шелест листвы. Это благотворно сказывается на состоянии нервной системы и здоровье в целом.
Внедрение
Ученикам школы выполнять рекомендации, способствующие защите от шума.
По результатам анкет классным руководителям провести беседы в классах.
Выступили с презентацией в 4г классе.
Вывод: Убедились в том, что выдвинутая гипотеза верна. Шум влияет на здоровье человека доказали экспериментами.
Гипермаркет знаний>>Информатика>>Информатика 9 класс>>Информатика: Информатика 9 класс. Дополнение к главе 1
Дополнение к главе 1
1.1. Передача информации по техническим каналам связи
Основные темы параграфа:
♦ схема К. Шеннона;
♦ кодирование и декодирование информации;
♦ шум и защита от шума. Теория кодирования К. Шеннона.
Схема К. Шеннона
Американским ученым, одним из основателей теории информации, Клодом Шенноном была предложена схема процесса передачи информации по техническим каналам связи, представленная на рис. 1.3.
Работу такой схемы можно пояснить на знакомом всем процессе разговора по телефону. Источником информации является говорящий человек. Кодирующим устройством — микрофон телефонной трубки, с помощью которого звуковые волны (речь) преобразуются в электрические сигналы. Каналом связи является телефонная сеть (провода, коммутаторы телефонных узлов, через которые проходит сигнал). Декодирующим устройством является телефонная трубка (наушник) слушающего человека — приемника информации. Здесь пришедший электрический сигнал превращается в звук.
Связь, при которой передача производится в форме непрерывного электрического сигнала, называется аналоговой связью.
Кодирование и декодирование информации
Под кодированием понимается любое преобразование информации, идущей от источника, в форму, пригодную для ее передачи по каналу связи.
На заре эры радиосвязи применялся код азбуки Морзе. Текст преобразовывался в последовательность точек и тире (коротких и длинных сигналов) и передавался в эфир. Принимавший на слух такую передачу человек должен был суметь декодировать код обратно в текст. Еще раньше азбука Морзе использовалась в телеграфной связи. Передача информации с помощью азбуки Морзе — это пример дискретной связи.
В настоящее время широко используется цифровая связь, когда передаваемая информация кодируется в двоичную форму (0 и 1 — двоичные цифры), а затем декодируется в текст, изображение, звук. Цифровая связь, очевидно, тоже является дискретной.
Шум и защита от шума. Теория кодирования К. Шеннона
Клодом Шенноном была разработана специальная теория кодирования, дающая методы борьбы с шумом. Одна из важных идей этой теории состоит в том, что передаваемый по линии связи код должен быть избыточным. За счет этого потеря какой-то части информации при передаче может быть компенсирована. Например, если при разговоре по телефону вас плохо слышно, то, повторяя каждое слово дважды, вы имеете больше шансов на то, что собеседник поймет вас правильно.
Однако нельзя делать избыточность слишком большой. Это приведет к задержкам и удорожанию связи. Теория кодирования К. Шеннона как раз и позволяет получить такой код, который будет оптимальным. При этом избыточность передаваемой информации будет минимально возможной, а достоверность принятой информации — максимальной.
Коротко о главном
Любая техническая система передачи информации состоит из источника, приемника, устройств кодирования и декодирования и канала связи.
Под кодированием понимается преобразование информации, идущей от источника, в форму, пригодную для ее передачи по каналу связи. Декодирование — это обратное преобразование.
Шум — это помехи, приводящие к потере информации.
В теории кодирования разработаны методы представления передаваемой информации с целью уменьшения ее потерь под воздействием шума.
Вопросы и задания
1. Назовите основные элементы схемы передачи информации, предложенной К. Шенноном.
2. Что такое кодирование и декодирование при передаче информации?
3. Что такое шум? Каковы его последствия при передаче информации?
4. Какие существуют способы борьбы с шумом?
1.2. Архивирование и разархивирование файлов
Основные темы параграфа:
♦ проблема сжатия данных;
♦ алгоритм сжатия с использованием кода переменной длины;
♦ алгоритм сжатия с использованием коэффициента повторения;
♦ программы-архиваторы.
Проблема сжатия данных
Вы уже знаете, что с помощью глобальной сети Интернет пользователь получает доступ к огромным информационным ресурсам. В сети можно найти редкую книгу, реферат практически по любой теме, фотографии и музыку, компьютерную игру и многое другое. При передаче этих данных по сети могут возникнуть проблемы из-за их большого объема. Пропускная способность каналов связи еще достаточно ограничена. Поэтому время передачи может быть слишком большим, а это связано с дополнительными финансовыми расходами. Кроме того, для файлов большого размера может оказаться недостаточно свободного места на диске.
Решение проблемы заключается в сжатии данных, которое ведет к сокращению объема данных при сохранении закодированного в них содержания. Программы, осуществляющие такое сжатие, называются архиваторами. Первые архиваторы появились в середине 1980-х годов XX века. Главной целью их использования была экономия места на дисках, информационный объем которых в те времена был значительно меньше объема современных дисков.
Сжатие данных (архивирование файлов) происходит по специальным алгоритмам. В этих алгоритмах чаще всего используются две принципиально различающиеся идеи.
Алгоритм сжатия с использованием кода переменной длины
Алгоритм сжатия с использованием коэффициента повторения
Вторая идея: использование коэффициента повторения. Смысл алгоритма, основанного на этой идее, заключается в следующем: если в сжимаемом массиве данных встречается цепочка из повторяющихся групп символов, то ее заменяют парой: число (коэффициент) повторений — группа символов. В этом случае для длинных повторяющихся цепочек выигрыш памяти при сжатии может быть очень большим. Данный метод наиболее эффективен при упаковке графической информации.
Программы-архиваторы
Программы-архиваторы создают архивные файлы (архивы). Архив представляет собой файл, в котором в сжатом виде хранятся один или несколько файлов. Для использования заархивированных файлов необходимо произвести их излечение из архива — разархивирование. Все программы-архиваторы обычно предоставляют следующие возможности:
• добавление файлов в архив;
• извлечение файлов из архива;
• удаление файлов из архива;
• просмотр содержимого архива.
В настоящее время наиболее популярны архиваторы WinRar и WinZip. WinRar обладает более широкими возможностями по сравнению с WinZip. В частности, он дает возможность создания многотомного архива (это удобно, если архив необходимо скопировать на дискету, а его размер превышает 1,44 Мбайт), а также возможность создания самораспаковывающегося архива (в этом случае для извлечения данных из архива не нужен сам архиватор).
Приведем пример выгоды использования архиваторов при передаче данных по сети. Размер текстового документа, содержащего параграф, который вы сейчас читаете, — 31 Кб. Если этот документ заархивировать с помощью WinRar, то размер архивного файла составит всего 6 Кб. Как говорится, выгода налицо.
Пользоваться программами-архиваторами очень просто. Чтобы создать архив, нужно сначала выбрать файлы, которые необходимо в него включить, затем установить необходимые параметры (способ архивации, формат архива, размер тома, если архив многотомный), и, наконец, отдать команду СОЗДАТЬ АРХИВ. Похожим образом происходит обратное действие — извлечение файлов из архива (распаковка архива). Во-первых, нужно выбрать файлы, извлекаемые из архива, во-вторых, определить, куда должны быть помещены эти файлы, и, наконец, отдать команду ИЗВЛЕЧЬ ФАЙЛЫ ИЗ АРХИВА. Подробнее с работой программ-архиваторов вы познакомитесь на практических занятиях.
Коротко о главном
Сжатие информации производится с помощью специальных программ-архиваторов.
Чаще всего в алгоритмах сжатия используются два метода: использование кода переменной длины и использование коэффициента повторения группы символов.
Вопросы и задания
1. В чем различие кодов постоянной и переменной длины?
2. Какими возможностями обладают программы-архиваторы?
3. Какова причина широкого применения программ-архиваторов?
4. Знаете ли вы другие программы-архиваторы, кроме перечисленных в этом параграфе?
И. Семакин, Л. Залогова, С. Русаков, Л. Шестакова, Информатика, 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Открытый урок информатики, школьный план, рефераты информатики, всё школьнику для выполнения домашнего задания, скачать информатику 9 класс
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.
Исследование действия сочетания различных нежелательных звуков на организм человека. Нормирование, измерения шума и вибрации и методы борьбы с ними. Основные понятия и их физические параметры. Средства коллективной и индивидуальной защиты от шума.
Рубрика | Безопасность жизнедеятельности и охрана труда |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.02.2014 |
Размер файла | 39,1 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Міністерство внутрішніх справ
Харківський національний університет внутрішніх справ
Навчально-науковий інститут права і масових комунікацій
2. Действие шума на организм человека
3. Методы защиты от шума
В современных условиях шум - это один из серьезных факторов загрязнения окружающей среды; связанный с ростом городов, развитием транспорта, промышленности, бытовой техники). Шум определяют как всякий нежелательный для человека звук. Другими словами, это звук, оцениваемый негативно и наносящий вред здоровью. С физической точки зрения шум - это беспорядочное сочетание звуков различной частоты и интенсивности (силы), возникающих при механических колебаниях в твердых, жидких и газообразных средах. Проявление вредного воздействия шума на организм весьма разнообразно. К настоящему времени накоплены многочисленные данные, позволяющие судить о характере и особенностях влияния шумового фактора на слуховую функцию. Течение функциональных изменений может иметь различные стадии. Помимо действия шума на органы слуха установлено его вредное влияние на многие органы и системы организма, в первую очередь на центральную нервную систему, функциональные изменения в которой происходят раньше, чем диагностируется нарушение слуховой чувствительности; привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сдвигам в обменных процессах (нарушение основного, витаминного, углеводного, белкового, жирового, солевого обменов), нарушению функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Звуковые колебания могут восприниматься не только органами слуха, но и непосредственно через кости черепа (так называемая костная проводимость). Воздействие шума может привести к сочетанию профессиональной тугоухости (неврит слухового нерва) с функциональными расстройствами центральной нервной, вегетативной, сердечно-сосудистой и других систем, которые могут рассматриваться как профессиональное заболевание -- шумовая болезнь. Самые разнообразные специфические и неспецифические воздействия на организм, включая социальные, вызывают мобилизацию клеточных и гуморальных факторов иммунитета. Повышение иммунитета приводит к возрастанию устойчивости к инфекциям и опухолям. Однако резкое повышение иммунитета ведет к гиперчувствительности и аутоиммунным заболеваниям. Таким образом, здоровье следует рассматривать как динамический процесс в условиях постоянного влияния на человеческий организм природных и искусственно создаваемых факторов окружающей среды. Все эти факторы тесно взаимосвязаны между собой и в одних случаях способствуют укреплению здоровья, а в других - вызывают болезни.
2. Действие шума на организм человека
Шум, даже когда он невелик (при уровне 50-60 дБ), создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью. Слабый шум различно влияет на людей. Причиной этого могут быть: возраст, состояние здоровья, вид труда, физическое и душевное состояние человека, и др. Неприятное воздействие шума зависит и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект. Известно, что ряд таких серьезных заболеваний, как гипертоническая и язвенная болезни, неврозы, желудочно-кишечные, заболевания кожи, патологические изменения, связаны с перенапряжением нервной системы в процессе труда и отдыха. Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости, а часто и к заболеваниям. В этой связи необходимо отметить, что шум в 30-40 дБ в ночное время может явиться серьезным беспокоящим фактором. С увеличением уровней до 70 дБ и выше шум может оказывать определенное физиологическое воздействие на человека, приводя к видимым изменениям в его организме. Под воздействием шума, превышающего 85-90 дБ, в первую очередь снижается слуховая чувствительность на высоких частотах.
Сильный шум вредно отражается на здоровье и работоспособности людей. Человек, работая при шуме, привыкает к нему, но продолжительное действие сильного шума вызывает общее утомление, может привести к ухудшению слуха, а иногда и к глухоте, нарушается пищеварение, происходят изменения объема внутренних органов.
В промышленном городе обычно высок процент грузового транспорта на магистралях. Увеличение грузовых автомобилей, особенно большегрузных с дизельными двигателями, приводит к повышению уровней шума. Грузовые и легковые автомобили создают на территории городов тяжелый шумовой режим. Шум, возникающий на магистралях, распространяется не только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействия шума находятся части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значения (эквивалентные уровни шума от 67,4 до 76,8 дБ). Уровни шума, замеренные в жилых комнатах при открытых окнах, ориентированных на указанные магистрали, всего на 10-15 дБ ниже. За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 дБ, поэтому проблема борьбы с шумом в городе приобретает все большую остроту.
Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта.
Разрабатываются мероприятия по защите населения от шума. Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счет уменьшения шумности транспортных средств.
Существенный защитный эффект достигается в том случае, если жилая застройка размещена на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей и зоны разрыва озеленены. При замкнутом типе застройки защищенными оказываются только внутриквартальные пространства, а внешние фасады домов попадают в неблагоприятные условия, поэтому подобная застройка автомагистралей нежелательна. Расположение магистрали в выемке также снижает шум на близ расположенной территории.
3. Методы защиты от шума
шум индивидуальный защита организм
Средства защиты от шума подразделяют на средства коллективной и индивидуальной защиты. Меры относительно снижения шума следует предусматривать на стадии проектирования промышленных объектов и оборудования. Особое внимание следует обращать на вынос шумного оборудования в отдельное помещение. Снижение шума можно достичь только путем обесшумливания всего оборудования с высоким уровнем шума. Работу относительно обесшумливания действующего производственного оборудования в помещении начинают с составления шумовых карт и спектров шума, оборудования и производственных помещений, на основании которых выносится решение относительно направления работы. Борьба с шумом в источнике его возникновения -- наиболее действенный способ борьбы с шумом. Создаются малошумные механические передачи, разрабатываются способы снижения шума в подшипниковых узлах, вентиляторах. Архитектурно-планировочный аспект коллективной защиты от шума связан с необходимостью учета требований шум защиты в проектах планирования и застройки городов и микрорайонов. Предполагается снижение уровня шума путем использования экранов, территориальных разрывов, шум защитных конструкций, зонирования и районирования источников и объектов защиты, защитных полос озеленения. Организационно-технические средства защиты от шума связаны с изучением процессов шум образования промышленных установок и агрегатов, транспортных машин, технологического и инженерного оборудования, а также с разработкой более совершенных малошумных конструкторских решений, норм предельно допустимых уровней шума станков, агрегатов, транспортных средств и т. д. Акустические средства защиты от шума подразделяются на средства звукоизоляции, звукопоглощения и глушители шума. Снижение шума звукоизоляцией. Суть этого метода заключается в том, что шум излучающий объект или несколько наиболее шумных объектов располагаются отдельно, изолировано от основного, менее шумного помещения звукоизолированной стеной или перегородкой. Звукоизоляция также достигается путем расположения наиболее шумного объекта в отдельной кабине. При этом в изолированном помещении и в кабине уровень шума не уменьшится, но шум будет влиять на меньшее число людей. Звукоизоляция достигается также путем расположения оператора в специальной кабине, откуда он наблюдает и руководит технологическим процессом. Звукоизолирующий эффект обеспечивается также установлением экранов и колпаков. Они защищают рабочее место и человека от непосредственного влияния прямого звука, однако не снижают шум в помещении. Звукопоглощение достигается за счет перехода колебательной энергии в теплоту вследствие потерь на трение в звукопоглотителе. Звукопоглощающие материалы и конструкции предназначены для поглощения звука как в помещениях с источником, так и в соседних помещениях. Потери на трение наиболее значительны в пористых материалах, которые вследствие этого используются в звукопоглощающих материалах. Звукопоглощение используется при акустической обработке помещений. Акустическая обработка помещения предусматривает покрытие потолка и верхней части стен звукопоглощающим материалом. Вследствие этого снижается интенсивность отраженных звуковых волн. Дополнительно к потолку могут подвешиваться звукопоглощающие щиты, конусы, кубы, устанавливаться резонаторные экраны, то есть искусственные поглотители. Глушители шума применяются в основном для снижения шума различных аэродинамических установок и устройств. В практике борьбы с шумом используют глушители различных конструкций, выбор зависит от конкретной установки, спектра шума и требуемой степени снижения шума. Глушители разделяются на абсорбционные, реактивные и комбинированные. Абсорбционные глушители, содержащие звукопоглощающий материал, поглощают поступившую в них звуковую энергию, а реактивные отражают ее обратно к источнику. В комбинированных глушителях происходит как поглощение, так и отражение звука.
Шум - совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно изменяющихся во времени. Для нормального существования человеку шум необходим, но в пределах 20-80 дБ, выше может отрицательно сказаться на организме человека. При высоких частотах шум оказывает влияние на весь организм человека: угнетается Центральная Нервная Система, происходит изменение скорости дыхания и частоты пульса, что приводит к возникновению сердечно - сосудистых заболеваний, гипертонии, а также происходит снижение слуха или его потерю. Шум вызывает снижение функции защитных систем и общей устойчивости организма к внешним воздействиям. Источники шума многообразны, различные источники порождают разные шумы. К таким источникам относят: автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, авиатранспорт (самолёты, вертолёты), удары пневматического инструмента, колебания всевозможных конструкций, громкая музыка и многое другое. Методы снижения шума на пути его распространения также разнообразны. Снижение шума на пути его распространения от источника в значительной степени достигается:
- акустическими средствами (звукоизоляция, звукопоглощение, глушители шума и т.п.);
Шум ухудшает условия труда оказывая вредное действие на организм человека. Работающие в условиях длительного шумового воздействия испытывают раздражительность, головные боли, головокружение, снижение памяти, повышенную утомляемость, понижение аппетита, боли в ушах и т. д. В табл.4.2 указаны предельные уровни звука в зависимости от категории тяжести и напряженности труда, являющиеся безопасными в отношении сохранения здоровья и работоспособности /27/.
Предельные уровни звука, дБ, на рабочих местах
Уровень шума на рабочем месте инженеров-программистов и операторов видеоматериалов не должен превышать 50дБА, а в залах обработки информации на вычислительных машинах - 65дБА. Для снижения уровня шума стены и потолок помещений, где установлены компьютеры, могут быть облицованы звукопоглощающими материалами. Уровень вибрации в помещениях вычислительных центров может быть снижен путем установки оборудования на специальные виброизоляторы.
4.3. Организация рабочего места оператора
Разработка данного дипломного проекта проводится одним автором на персональном компьютере в домашних условиях. Проведем расчет параметров рабочего места инженера-программиста с точки зрения эргономических требований.
Высота одноместного стола для занятий с ПЭВМ
Высота над полом, мм | ||
Рост учащихся или студентов в обуви, см | поверхность стола | пространство для ног, не менее |
116 – 130 | 520 | 400 |
131 – 145 | 580 | 520 |
146 – 160 | 640 | 580 |
161 – 175 | 700 | 640 |
Выше 175 | 760 | 700 |
Примечание. Ширина и глубина пространства для ног определяются конструкцией стола.
Реальная высота стола на рабочем месте автора данного проекта составляет 760 мм. Размер пространства для ног составляет 800 мм. Эти показатели соответствуют допустимым.
В табл. 4.4 приведены параметры стула, которым должно быть оснащено рабочее место инженера-программиста.
Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм. На рабочем месте автора данного проекта подставка для ног отсутствует.
Исходя из эргономических требований, пространство рабочего места можно разделить на несколько частей:
1) моторное поле – пространство рабочего места, в котором могут осуществляться двигательные действия человека;
2) максимальная зона досягаемости рук – это часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми максимально вытянутыми руками при движении их в плечевом суставе;
3) оптимальная зона – часть моторного поля рабочего места, ограниченного дугами, описываемыми предплечьями при движении в локтевых суставах с опорой в точке локтя и с относительно неподвижным плечом.
Основные размеры стула для учащихся и студентов
Рост учащихся и студентов в обуви, см | |||||
Параметры стула | 116-130 | 131-145 | 146-160 | 161-175 | > 175 |
Высота сиденья над полом, мм | 300 | 340 | 380 | 420 | 460 |
Ширина сиденья не менее, мм | 270 | 290 | 320 | 340 | 360 |
Глубина сиденья, мм | 290 | 330 | 360 | 380 | 400 |
Высота нижнего края спинки над сиденьем, мм | 130 | 150 | 160 | 170 | 190 |
Высота верхнего края спинки над сиденьем, мм | 280 | 310 | 330 | 360 | 400 |
Высота линии прогиба спинки не менее, мм | 170 | 190 | 200 | 210 | 220 |
Радиус изгиба переднего края сиденья, мм | 20 - 50 | ||||
Угол наклона сиденья, град. | 0 - 4 | ||||
Угол наклона спинки, град. | 95-108 | ||||
Радиус спинки в плане не менее, мм | 300 |
Зоны досягаемости рук в горизонтальной плоскости |