Проблема платного высшего образования доклад

Обновлено: 02.07.2024

Говорят, что во всем виноват ЕГЭ. Обращаюсь ко всем, кому вручили аттестат задолго до введения Единого госэкзамена.

Вопрос по истории. Назовите хотя бы одного деятеля из шестнадцатого века.

Математика. Что такое функция? Её понятие в двух словах.

Физика. Первый закон термодинамики. Формулировка и физ. смысл.

В принципе, это личное дело каждого, но государство зачем-то тратило миллиарды на систему образования. И если на выходе всякий раз получается Кашпировский и “нез наю”, то, наверное, стоит что-то менять для повышения общей эффективности системы образования. Ибо в существующем виде результат налицо.

Не волнуйтесь, разразившаяся буря негодования будет вызвана теми, кто уже давно получил свои дипломы и устроился в жизни. Сами учащиеся воспримут данный факт как обыденный. Те, кто стремится к поступлению на факультет своей мечты, уже давно привыкли к внеклассным занятиям, подготовительным курсам и репетиторам. Без всего этого о поступлении на бюджет в ведущий вуз можно смело забыть. Слишком велика конкуренция. В России много талантов.

Те же, кто хочет поскорее закончить “тошниловку”, воспримут эту мысль с облегчением. Все, кому стало неинтересно в школе, получат реальный шанс перестать мучить себя, учителей и родителей.

Деньги решают не всё

Олимпиада — лучшее средство для выявления достойных. С другой стороны, это самый эффективный мотиватор для всех, у кого есть хоть капля интереса к учебе. Эти соревнования не должны выглядеть как заурядный тест по школьной программе. Наибольшую отдачу имеют научные проекты, результаты опытов и небольшие открытия, сделанные самими школьниками при содействии их научных руководителей. И наивно полагать, что подготовка к участию в подобных проектах не потребует затрат сил, времени и средств у учеников и их родителей.

А получить эту степень в наши дни несложно.



Ладно, курсовые и дипломы. Но за купленную диссертацию должна наступать уголовная ответственность. Впрочем, это тема для отдельного разговора. Почему в России из 100 тыс. научных работников со степенями 80% являются “околонаучным планктоном”, пользующимся полным пакетом привилегий научного работника при полном отсутствии знаний по выбранному предмету и кое-как вымученной диссертации по теме “Турбулентные потоки в санфаянсовых изделиях”?

Как бороться с пагубной тенденцией? Как повышать статус образования в глазах российского общества?

В результате родители выпускников трижды подумают: а стоит ли мнимый “престиж” тех колоссальных затрат? Одновременно такое решение избавит их чад от неимоверных мучений в стенах вузов, а многочисленные торговые сети — от продавцов с дипломами инженеров.

И заметьте, здесь нет ни слова о сокращении существующего числа бюджетных мест.

Реформу системы образования высоко оценят выпускники и их будущие работодатели. Диплом перестанет быть формальным дополнением на собеседовании при приёме на работу, а станет реальным гарантом знаний.

При чём здесь обиды, жалобы на семью и работу? Какой диплом, если у вас банально отсутствует возможность для получения знаний? Это так же нелогично, как подать заявку на участие в марафоне, ссылаясь на отсутствие ног.

Основные плюсы и минусы платного образования

За последние 20 лет получение знаний и диплома за деньги стало нормой нашей жизни. Конституция нашей страны гарантирует каждому гражданину получение бесплатного среднего образования. В отношении среднего специального и высшего существует некоторая особенность. Попытаться поступить на учебу за бюджетные деньги может каждый желающий, имеющий необходимые подготовку и документы, но количество бюджетных мест ограничено. Поэтому тем, кто не прошел по конкурсу, предлагается получение тех же знаний, но за определенную плату.

Где распространено платное образование

В настоящее время обучение за деньги вошло во все этапы получения образования:

  1. Среднее полное – гимназии, школы.
  2. Среднее специальное – техникумы, колледжи, училища, лицеи.
  3. Высшее – институты, университеты, академии.
  4. Курсы повышения квалификации, курсы по получению рабочей профессии, прочее.

Конечно оно доступно далеко не всем слоям населения, а лишь тем, которые имеют уровень дохода средний или выше среднего.

Образование за деньги

Плюсы и минусы платного образования в школах и гимназиях

Эти учебные заведения позволяют получить полное среднее образование. Практически в каждом более-менее крупном населенном пункте есть школы, в которых официально обучают за деньги. В чем же состоят преимущества платных школ в сравнении с бесплатными:

  • Наличие секций и кружков в самой школе. Плавание, гимнастика, танцы, каратэ — все это немногое из того, что может предложить своему ученику платное среднее учебное заведение. Безусловно, чтобы заинтересовать родителей и детей пойти учится за деньги, школы предлагают индивидуальные программы по развитию талантов и способностей у детей.
  • Более качественная материально-техническая база. Внесение платы за обучение предполагает создание максимально комфортной базы для получения знаний. Более современные компьютеры и программное обеспечение, бассейн, тренажеры, современная мебель и учебные принадлежности выгодно отличают платные школы от бесплатных.
  • Создание престижа учебного заведения. Руководство старается сформировать позитивный имидж, следит за качеством полученных знаний и прочее.
  • Забота о здоровье учащихся. В школах есть свой терапевт, стоматолог, психолог, которые следят за здоровьем детей, что особенно важно в тот момент, когда ребенок растет и развивается.
  • Качество питания. Меню формируется с учетом потребностей детей в витаминах, белках, углеводах и жирах. Поэтому на столах больше овощей и фруктов, чем в обычных школах. Детей кормят два-три раза в день.

Недостатки платных школ:

  • Как ни странно, но практика показывает, что в обычных школах уровень дисциплины среди учеников обычно выше.
  • Ученику из семьи со средним уровнем дохода будет сложно адаптироваться к коллективу, в котором учатся дети из богатых семей, из-за разницы в социальном положении.
  • Высокая стоимость обучения.
  • Уровень полученных знаний может не оправдать ожидаемых результатов и потраченных денег. Поэтому прежде чем сдавать ребенка в платную школу, лучше навести справки о ней.

Кабинет частной школы

Плюсы и минусы получения платного среднего специального и высшего образования

Частный вуз

Плюсы и минусы платных курсов

В чем же их преимущества?

  • Они дают знания узкого направления, которые необходимы для повышения квалификации.
  • Человек, обучающийся на курсах, имеет высокую заинтересованность в получении нужной ему информации.
  • Дают новейшие и более современные навыки.
  • Короткий срок обучения. К примеру, получить рабочую профессию на курсах можно за 2-3 месяца. В то время как в училище, чтобы получить ту же профессию, надо учиться 2-3 года.
  • Возможность получения знаний на расстоянии или через интернет.
  1. Дают узкоспециализированные знания. Получить полноценное среднее специальное образование на курсах невозможно, не говоря уж о высшем.
  2. Курсы выдают документ об их окончании, который зачастую не имеет юридической силы при поступлении на работу.

Выводы

Вопрос о получении качественного образования всегда был и будет актуальным. А то каким образом оно будет получено, за деньги или бесплатно, каждый человек выбирает для себя согласно своим потребностям и возможностям.






Планетологи из США и Японии предполагают, что спутники Марса — Фобос и Деймос — образовались из осколков, возникших после столкновения другого более массивного спутника с Красной планетой.


Постановлением правительства РФ вдвое увеличены ежемесячные выплаты членам государственных академий наук. Текст постановления опубликован на официальном сайте кабинета министров.


Шведский дизайнер Оскар Пернефельдт (Oskar Pernefeldt) создал макет флага Земли, который может быть использован космонавтами в экспедициях и размещен на других планетах.


Авторская реконструкция причин и механизмов реформы РАН и ее последствий.

Российский научный фонд (РНФ) преодолел важный этап в своем развитии: завершена дебютная отчетная кампания грантополучателей фонда. На днях Правление РНФ утвердило решение Экспертного совета по отчетам за первый, хотя и неполный, год исследований. Большинство исполнителей проектов получили высокие оценки и отправились на второй круг, с дистанции сошли единицы.


Запущен механизм реструктуризации институтов Академии наук.


Глава РНФ Александр Хлунов рассказал о сокращении бюджета на научные гранты, лукавстве ученых и недоверии Европы

№ 4 / январь

Прямая речь

Высшая школа: проблемы и перспективы. Часть вторая: проблема платной формы обучения


Профессор Вадим Семёнович Анищенко во время доклада в УдГУ

Мы продолжаем начатую в прошлом выпуске публикацию статьи профессора В. С. Анищенко. Это взгляд на проблемы высшей школы заслуженного деятеля науки РФ, одного из ведущих ученых России, признанного и за рубежом. Редакция газеты во многом согласна с мнением ученого по поднятым темам. Однако нельзя не задаться вопросом: возможно ли изменить устоявшуюся научно-образовательную систему или процессы, описанные в статье, необратимы? Это покажет время.

Часть вторая: проблема платной формы обучения


Профессор Вадим Семёнович Анищенко во время доклада в УдГУ

А как решается эта проблема в других развитых странах? Рассмотрим наиболее близкую мне, да и российскому образованию, систему университетского образования в Германии, которая признается одной из лучших в Европе. В Германии работают около 360 вузов, из которых 104 университета. Более 90% университетов — государственные, причем в них нет платной формы обучения. Частные университеты, которых очень незначительное количество, готовят специалистов в области бизнеса, искусства, права и финансов. Государственные университеты обеспечивают выпуск специалистов по всей широкой номенклатуре специальностей, необходимых для функционирования экономики страны. Студенты государственных университетов за обучение не платят, с них берется взнос (примерно 100–300 евро в семестр), часть которого идет на обеспечение льгот при питании в университетской столовой и транспортные льготы. Стипендию студенты не получают, за исключением специальных именных стипендий особо выдающимся студентам. Хочу еще раз подчеркнуть: в государственных университетах Германии отсутствует платная форма обучения. На платной основе обучение осуществляется исключительно в частных университетах! Государственные университеты Германии имеют современное научно-техническое оснащение и развитую инфраструктуру, удовлетворяющую самым высоким современным требованиям. При университетах функционирует широкая сеть НИИ (например, исследовательские институты общества Макса Планка), которые имеют целью обеспечить высокий уровень научных исследований в университетах и их тесную взаимосвязь с учебным процессом. Профессора университетов Германии избираются открытым (международным) конкурсом, утверждаются на должность министром образования Германии.

Государство, в котором мы живем, вполне устраивает сложившаяся система высшего образования. Любой школьник, завершивший среднее образование, может поступить в вуз. План приема сейчас превышает число окончивших школу. Благодаря классическим университетам и специализированным институтам, зарекомендовавшим себя еще в СССР, в России обеспечивается воспроизводство специалистов, удовлетворяющих требованиям сегодняшней экономики. Выпускники вузов решают проблему поддержания имеющегося производства, энергетики, транспорта и т. д. Не возникает проблемы повышения качества выпускаемых специалистов, так как в целом нет развития экономики в здравом смысле понимания этой проблемы. И все это в равной степени относится к любой государственной подсистеме, будь то милиция, суды и судопроизводство, налоговая служба, киноиндустрия, машиностроение и т. д.

Являясь все-таки оптимистом по своей природе, хочу надеяться, что модернизация возможна, и она рано или поздно будет осуществлена. Так чтó и кáк можно и нужно поменять в системе высшего образования и из каких критериев исходить? Думаю, что велосипед изобретать не стоит. Необходимо следовать примерам построения и функционирования системы университетского образования в Европе. Приоритет — резкое увеличение ассигнований в развитие вузовской науки. Начать надо с классических университетов. Необходимо, в конце концов, глубоко осознать, что без науки образования, способного повлиять на модернизацию экономики, быть не может. Это первое. Второе — надо, наконец, решить проблему финансирования вузов, проблему оплаты труда преподавателей.

Более конкретно, предлагаю сделать следующее:

Для более детальной проработки и реализации предложенного плана необходимо, прежде всего, определиться в главном. Является ли развитие фундаментальной и прикладной наук в вузах России необходимым условием их функционирования? Ответ на этот вопрос будет определять приоритеты в практической реализации предложенной программы. В частности, исходя из ответа на указанный вопрос, легче решить проблему оптимального количества вузов и университетов.

В заключение хочу отметить следующее. Я не настолько романтик, чтобы не понимать всей сложности решения проблем в плане реализации сформулированной программы. Не нужно революций! Но необходимо по крайней мере разработать реалистичную, прагматичную, согласованную современную программу действий, которая отвечала бы всем требованиям времени. Пусть ее реализация займет много времени. Но это будет нормальный эволюционный процесс, который в итоге даст реальный и нужный результат.

В общественном сознании, особенно в среде педагогов, проблема платности высшего образования подменяется проблемой его доступности. Высшее образование представляет особую ценность в этой среде, а материальные и финансовые возможности учительской семьи в настоящее время вряд ли позволяют даже рассуждать о возможности платы за обучение.

Но за возможность получения бесплатного образования в действительности приходится платить, и эта плата в первую очередь несправедлива по отношению к низкооплачиваемым слоям населения.

А. М. Соломатин,
Фонд высшей школы Свердловской области

ПЛАТНОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЗАИМОИСКЛЮЧЕНИЕ ИЛИ ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ?

В общественном сознании, особенно в среде педагогов, проблема платности высшего образования подменяется проблемой его доступности. Высшее образование представляет особую ценность в педагогической среде, а материальные и финансовые возможности учительской семьи в настоящее время вряд ли позволяют даже рассуждать о возможности платы за обучение.

Но за возможность получения бесплатного образования в действительности приходится платить, и эта плата в первую очередь несправедлива по отношению к низкооплачиваемым слоям населения, в том числе и педагогам.

Низкий уровень оплаты педагогического труда, низкий социальный статус учителя привели к уходу из сферы среднего образования многих учителей-предметников, особенно в небольших городах и сельской местности. Сегодня можно отметить, что у выпускников школ резко упал уровень знаний и подготовки по базовым дисциплинам: математике, русскому языку, иностранным языкам. Этот факт легко констатировать во время вступительных испытаний, например, в вузы Свердловской области по уровню школьных знаний первокурсников. Сегодня имеется существенная вилка между реальными знаниями выпускника школы и требованиями программ вступительных испытаний в вузы. Чтобы продолжить в дальнейшем обучения ребенка в вузе, родители еще при его обучении в старших классах несут расходы по найму репетиторов, оплате обучения в элитных школах и лицеях, на факультативах и подготовительных курсах. Сложилась своеобразная бизнес-система (к которой можно отнести и коррупцию), обеспечивающая возможность перехода из средней в высшую школу. После дополнительного обучении в рамках такой бизнес-системы возможность поступление в вуз существенно выше. Бюджет бизнес-системы Свердловской области (это расходы всех семей на устранение недостаточного уровня школьного образования при поступлении в вуз) можно оценить исходя из приближенных расходов одной семьи при обучении по двум предметам в течение восьми месяцев по четыре часа в неделю (из расчета 50 р. за час) - 12000 р. Общее число приема на первый курс в вузы области - более 20 тыс. студентов.

После такого внебюджетного инвестирования бизнес-системы, экономически эффективно использующей проблемы отбора абитуриентов в вузы, начинается бесплатное обучение в самом вузе для тех, кто поступил на бюджетную форму обучения. Но и вузы, как и школы, находятся в условиях недостаточного бюджетного финансирования. Этот недостаток бюджетных средств покрывается оплатой за обучение от студентов, которые не смогли воспользоваться услугами бизнес-системы образования. Сталкиваясь с такими студентами во время учебных занятий, у меня не сложилось впечатление, что большинство из них из весьма обеспеченных семей. Многие из них из семей технической и педагогической интеллигенции. В современных реалиях социально-экономических отношений платная форма обучения расширила доступность высшего образования. Но плата за обучение, которая вносится в кассу вуза, несправедлива: из нее производятся расходы и на студентов бюджетной формы обучения (это в первую очередь институциональные издержки вуза, которые не финансируются бюджетом: коммунальные платежи, расходы на оборудование, библиотеку, ремонты). Устранять эту несправедливость, а это придется рано или поздно сделать (совокупный бюджет вуза позволяет ему как-то прожить, но не позволяет развиваться), можно только одним способом: определенную часть расходов на высшее образование должны нести все студенты, обучающиеся в вузе. Тем более что и за возможность получить бесплатное бюджетное образование пришлось заплатить, но не в кассу вуза.

Сегодня большинство выпускников уходит в негосударственный сектор экономики, который не только не стремится возместить системе образования расходы на подготовку специалиста, но не желает платить налоги, уводя свои средства в теневой оборот. Существен отток за границу выпускников по ряду перспективных специальностям. Сегодняшняя система финансирования образования представляет только одно - нищая система образования и нищий российский педагог инвестирует своим неоплаченным интеллектуальным вкладом не бедных, а преуспевающих - как в своей стране, так и в чужой.

Сегодня главная задача - сохранить учительское сословие в средней школе, научно-педагогические школы в вузе от физического исчезновения их из системы образования (на пенсию уходит стареющий педагогический персонал, а среди молодежи немногие стремятся стать педагогами).

Распределение бремени оплаты обучения за одного студента между государством, предприятием - потребителем будущего специалиста, личными средствами семьи определит истинную ценность как образования, так и педагогического труда. Хуже того, что есть сегодня, для учителя не может быть.


Образование - это общественное благо. Образование должно быть общественным благом. Но сегодня уже только в теории. В советские времена единственным заказчиком, спонсором и контролером образовательных учреждений, начиная с детского сада и заканчивая университетом, было государство. В наше время существует очень серьезная и важная для общества проблема - это проблема платного образования. Государство перестало в полной мере отвечать за качество и доступность образования.

Проанализировав проблемы в современном высшем образовании, можно сделать следующие выводы:

В настоящее время высшее образование стало не общественным благом, а услугой, которую можно купить. Эти изменения идут в разрез с Конституцией РФ, где в статье 43 говорится, что каждый имеет право на образование, и что каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Получается, согласно соответствующей статье Конституции РФ, человек не может быть лишен своего законного права на образование потому только, что у его родителей нет средств.

Главной задачей и целью функционирования системы образования, является формирование кадрового интеллектуального потенциала, который отвечает современным требованиям, и способствует социально-экономическому развитию страны. Система образования должна обеспечить возможность получения высокопрофессионального образования , чтобы специалисты были конкурентоспособны на рынке труда. Не должно быть ограничений гражданам в получении образования, независимо от его национальности, имущественного и социального статуса, религиозных, философских и иных взглядов и убеждений. Не должно быть в системе образования коррупции, так как это воспитывает в человеке нежелание трудиться и развивает в нем безответственность. Нам надо иметь всесторонне образованного, востребованного на рынке труда специалиста, но прежде всего гражданина высоких морально-нравственных качеств.

6 декабря 2011 года на заседании коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко сообщил, что в 2012 году количество контрольных цифр приёма в вузы планируется сохранить на уровне 2011 года. При этом он отметил, что доступность качественного образования должна увеличиваться. Также на заседании коллегии была отмечена несбалансированность числа выпускников учреждений профобразования и кадровой потребности рынка труда, в результате в ряде случаев выпускники вузов оказываются невостребованными. Кроме того, была отмечена проблема несоответствия уровня квалификации выпускников предъявляемым к ним требованиям, что связано, в том числе, с приёмом в вузы абитуриентов, недостаточно подготовленных и слабо мотивированных к освоению профессиональных образовательных программ. А. Фурсенко подчеркнул, что для того, чтобы добиться качественного уровня образования, необходимо привлекать в вузы мотивированную молодежь, которая хочет и может учиться не за счет своих финансовых возможностей, а за счет своих знаний. Также министр образования подтвердил, что по окончанию вуза молодые специалисты должны трудоустраиваться, быть востребованными и не чувствовать себя обманутыми.

Представляется важным то, что проблемы нашей образовательной системы решаются и есть понимание того, что качественное, доступное высокопрофессиональное образование оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Читайте также: