Речевой жанр ссоры и конфликтные сценарии доклад

Обновлено: 28.06.2024

На сегодняшний день понятие конфликта не относится к какой-либо конкретной науке или области, он рассматривается в лингвистике, психолингвистике, исследованиях по теории речевой коммуникации, психологии, истории, философии, политологии и других сферах научной деятельности. Каждая из этих областей научного знания выделяет свое понятие конфликта, и каждое из этих понятий имеет право на существование. Разумеется, все эти понятия перекликаются, и нельзя сказать, что одно из них является единственно верным. Однако подход к изучению конфликта с точки зрения психолингвистики дает возможность оценить причины развития конфликта в речевой коммуникации, определить своеобразность вариантов вербального выражения коммуникативного конфликта, а также пронаблюдать, как коммуниканты выбирают ту или иную стратегию в случае разгорания конфронтации в межличностной коммуникации [5].

Коммуникативная стратегия являет собой набор структурированных коммуникативных тактик, которые, в свою очередь, реализуют на практике намерения говорящего и помогают достичь коммуникативной цели. Речевая тактика – это определенные речевые действия, реализующие ту или иную стратегию. Речевые тактики обеспечивают гибкость стратегии, так как у определенной стратегии есть определенные тактики, что способствуют более удачному выбору наиболее подходящей тактики этой стратегии.

Гибкость стратегии является одним из главных ее признаков и обеспечивается различными средствами и способами достижения цели при выборе какой-либо стратегии говорящим. О.С. Иссерс говорит, что гибкость зависит от способности стратегий воплотиться в диалоге посредством различных коммуникативных тактик и ходов и от применения языковых возможностей и техник речевого влияния [3, С. 133]. Помимо данного свойства существует понятие жесткости речевой стратегии, устанавливающей для членов социума план манипуляций и их хронологию в типовых условиях [7]. С одной стороны, посредством гибкости говорящий сам выбирает то, как вести себя в конфликтной ситуации, это индивидуальный процесс; с другой стороны, жесткость задает определенные стандарты поведения.

Существует множество классификаций стратегий, построенных на разных основаниях. Большинство ученых, работающих в научной области, которая так или иначе занимается изучением конфликта, условно выделяют три вида стратегий: кооперации (один или оба участника коммуникации желают добиться собственных целей, но при разрешении сложившегося конфликта мирным путем), конфронтации (один из коммуникантов добивается желаемого, игнорируя при этом интересы другой стороны) и нейтрализации (коммуникант игнорирует своего оппонента и старается избежать общения с ним по причине того, что общение с ним доставляет ему неудобство).

Стратегиям конфронтации присущи следующие коммуникативные тактики: оскорбление, неявно выраженная ирония, угроза, упрек, возмущение, прерывание оппонента, выражающиеся в речи лексически посредством ругательств или сниженной лексики. Например:

Здесь мы видим, что бытовой конфликт между коммуникантами, которые являются супружеской парой, имеет негативный исход, поскольку один из них прибегает к тактике упрека и отказывается разрешить конфликтную ситуацию.

Стратегиям кооперации присущи следующие коммуникативные тактики: убеждение, привлечение внимания, проявление сочувствия, смены темы. Например:

В данном примере мы видим, что несмотря на то что один из коммуникантов придерживается стратегии конфронтации, реализуемой посредством тактик нападения и угрозы через ультиматум, другой собеседник придерживается кооперационной стратегии и прибегает к тактике убеждения, тем самым пытаясь сгладить разгоревшийся конфликт и разрешить его в положительном ключе.

К.Ф. Седов выделяет три стратегии речевого поведения в ситуации конфликта, соответствующие трем типам языковых личностей говорящих:

Scarlett: Do you think I’ll let that child get out of this house when you probably have her around people like that Belle? (Вы думаете, что я отпущу своего ребенка с Вами, когда Вы, скорее всего, будете в обществе людей вроде этой Бель?)

Один из коммуникантов, Рэтт, в ходе речевой коммуникации руководствуется своими эмоциями и прибегает к непосредственной вербальной агрессии и угрозе, что является отражением конфронтационной коммуникативной стратегии.

2. В куртуазной стратегии проявляется высокий уровень семиотичности и этикетизации. Разрядка происходит путем выражения обиды. Например:

Higgins: How the devil do I know what’s to become of you? Why does it matter what becomes of you? (Откуда, черт побери, мне знать, что с Вами будет? Почему это вообще важно?)

В данном примере, наоборот, один из коммуникантов, Элиза, оперирует именно чересчур возвышенным языком, прибегая к тактике обвинения и придерживаясь тем самым стратегии конфронтации.

3. Оперируя рационально-эвристической стратегией, коммуниканты полагаются на силу рассудка и здравого смысла, тем самым выражая негативные эмоции косвенным путем. Разрядка происходит путем непрямой вербальной агрессии, в виде иронии [6, С. 10]. Например:

Stella: You know I… You stupid and horrid! You stay away from these things before she comes out of the bathroom (Знаешь, я…Какой ты тупой и мерзкий! Держись подальше от ее вещей, а то будет неудобно, когда она выйдет из ванной).

Stanley: The Kowalski and the DuBois got a different notion on this. (тактика колкости) (Семьи Ковальски и Дюбуа по-разному смотрят на то, что неудобно).

В вышеизложенном примере один из коммуникантов, Стелла, относится к рационально-эвристическому типу языковой личности, также придерживаясь конфронтационной коммуникативной линии, реализующейся посредством тактики иронии.

ЛИТЕРАТУРА:

REFERENCES:

Кудесова Александра Сергеевна
адъюнкт кафедры английского языка (второго)
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
SPIN-код: 7329-3949
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Kudesova Alexandra Sergeevna
Adjunct at the Department of English Language (second)
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

В самом общем виде под речевой агрессией понимают: 1) грубое, оскорбительное, обидное общение и 2) словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме. Речевая агрессия проявляется в оскорблении, угрозе, грубом требовании, грубом отказе, обвинении, насмешке. Агрессивные намерения скрыто или косвенно могут выражаться в разнообразных формах: от ерничества и брани до доносов и сплетен.

Ю. В. Щербинина, специалист в области речевой агрессии, выделяет несколько путей классификации вербальной агрессии:

— по степени осознанности действий говорящего и цели воздействия: осознанная и неосознанная;

— но способу выражения: выражение агрессии и в форме, и в содержании; выражение агрессии исключительно формальное; выражение агрессии в содержании;

— по числу участников: массовая и социально замкнутая (групповая, межличностная).

Если речь идет о межличностном общении, то традиционно в нем выделяют следующие типы речевой агрессии.

В качестве наиболее распространенных способов оскорбления профессор В. И. Жельвис выделяет следующие: а) сопоставление имени адресата с обеденными (непристойными) наименованиями; б) метафорический перенос на адресата названия животного (козел); в) обвинение в нарушении социальных норм (вор); г) употребление сниженного слова или выражения для демонстрации отрицательного отношения к адресату (морду отъел).

Агрессия понятие и сущность

. целом. Актуальность изучения данной проблемы определяется также малой ис-следованностью речевой агрессии в отечественной науке и на отечественном материале. Даже в . ослаблением коммуникативных механизмов, традиционно сдерживавших проявления агрессии слова. Вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого взаимодействия: деструктивно воздействует на сознание .

Возможны также скрытые или косвенные угрозы, которые воплощаются в форме высказываний, построенных на приеме умолчания или с помощью намека.

Речевой жанр ссоры и конфликтные сценарии

Речевая агрессия в насмешке может проявляться не только в содержании высказывания, но и в его форме например, в иронической, язвительной интонации или особом темпе речи (с намеренным, утрированным растягиванием слов, с искусственными паузами и т.п.).

8. Ссора — это сложный речевой жанр межличностного общения, в котором в наибольшей степени проявляется речевая агрессия.

Языковое воплощение ссоры многообразно: неслучайно словари синонимов русского языка приводят протяженный ряд схожих по значению слов: свара, несогласие, раздор, разлад, размолвка, распря, нелады.

Психолингвисты И. Н. Горелов и К. Ф. Седов выделяют следующие тактики развертывания ссоры.

1. Тактика возмущения — применяется, как правило, в начале ссоры как негативная эмоциональная реакция на поступок собеседника.

2. Тактика насмешки — чаще всего строится па использовании иронии и может возникнуть в любой момент ссоры.

3. Тактика колкости — строится на косвенном выражении намерений говорящего (намек, подтекст).

4. Тактика упрека — имеет место на любой стадии развития ссоры.

5. Тактика демонстрации обиды — недовольство говорящего высказывается не но поводу какого-либо действия адресата, а по поводу его речевого поведения, которое рассматривается как оскорбительное.

6. Тактика оскорбления — возникает обычно в кульминации ссоры и предполагает употребление оскорбительной лексики.

7. Тактика угрозы — возникает чаще всего в высших по накалу стадиях ссоры.

К. Ф. Седов связывает речевую агрессию с типом личности и выделяет так называемых конфликтных агрессоров (они склонны к ссоре, скандалу, выяснению отношений) и конфликтных манипуляторов (они предпочитают использовать речевые жанры выговора, нравоучения и т.п.).

Особенности речевого поведения в социальном взаимодействии

. призыв к по­ступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия. Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения . Особое значение в социальном взаимодействии приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики [4;237]. Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение .

Следует отметить, что Комитет министров Совета Европы определяет язык вражды как все формы самовыражения, которые включают распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации или враждебностиií отношении меньшинств, мигрантов и лиц с эмигрантскими корнями.

В России (как и в большинстве цивилизованных стран мира) существуют довольно жесткие административные и уголовные запреты на действия, возбуждающие расовую, национальную и религиозную рознь, однако время от времени в публичном пространстве возникают прямые или закамуфлированные проявления языка вражды, которые нужно уметь видеть и с которыми, безусловно, следует бороться.

Социологи и лингвисты выделяют разнообразные формы существования языка вражды, важно знать наиболее часто встречающиеся из них.

Деструктивные группы, психологическое воздействие на личность. Секты

. серьзной в научном или религиозном отношении, но которая имеет смысл только внутри группы. Эта лукавая техника лишает . общества. Это приводит к РАЗРУШЕНИЮ СЕМЬИ, критическим замечаниям, агрессии, оскорблениям, клевете, отдалению, разрыву отношений детей с родителями, . Введение. Для своего реферата я выбрала тему Деструктивные группы, психологическое воздействие на личность. Секты потому, что считаю .

6. Публикации и высказывания, подвергающие сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации (например, наличие или масштабы Холокоста).

11. Рассуждения о непропорциональном превосходстве той или иной социальной группы в материальном достатке, представительстве во властных структурах, прессе и т.д.

13. Упоминание этнической или религиозной группы или се представителей как таковых в унизительном или оскорбительном контексте (например, в уголовной хронике).

14. Цитирование ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание позиций интервьюируемого и журналиста.

Таким образом, следует помнить, что свобода массовой информации не должна вступать в конфликт с такой фундаментальной ценностью демократического общества, как равенство прав граждан. Любое средство массовой информации в своей деятельности может случайно перейти данную грань, но целенаправленное нарушение равновесия, особенно имеющее массовый характер, может свидетельствовать о назревшем социальном конфликте, о болезненном состоянии общества.

По мнению Ю. В. Щербининой, вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.

• не пытаться переделать собеседника во время разговора;

• пытаться преодолеть негативную установку в отношении собеседника; во время общения отвлекаться от недостатков собеседника;

• приспосабливаться к собеседнику (учитывать его настроение, уровень речевой подготовленности и т.п.).

Существует множество способов преодоления речевой агрессии в конкретных коммуникативных актах.

Тема 2. Группа как социально-психологический феномен

. и коммуникативно-поведенческие, национально-психологичес­кие особенности. Психологические особенности некоторых этнических групп. Этнический стереотип, темперамент, способности. Этноцентризм. Этнофилия, этнофобия. Социально-психологические аспекты . информационная модель, б) модель контакта, в) переориентация человеческой агрессии, г) введение надгрупповых целей, д) достижение общей идентичности. .

Игнорирование — это метод, который вследствие эффекта неожиданности оказывает психологическое воздействие на проявляющего агрессию собеседника и разрушает его негативный сценарий действия. Однако следует помнить, что этот метод борьбы против агрессии действенен в том случае, когда ситуация не приобрела острый характер и не перешла в открыто обидное, неприемлемое общение. В противном случае подобная тактика может лишь усугубить конфликт.

Юмор. Вовремя сказанная шутка может снять напряжение. Однако необходимо помнить, что шутки неприязненного содержания — это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка).

Такие шутки, наоборот, могут провоцировать усиление агрессии (см. п. 8.4).

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

. отделить наблюдателя от изучаемой им системы. При этом, какие аспекты ситуации — ее физические условия или, например, социальные нормы, правила и т.д. — рассматриваются, фактически не имеет . Таким образом, в настоящее время остро встает вопрос функционирования, адаптации, выработки эффективных стратегий поведения в условиях трудных жизненных ситуаций, что и объясняет социальную значимость данной .

Таким образом, вербальная агрессия как негативный способ коммуникации имеет разнообразные формы существования от насмешки и грубого отказа до политических лозунгов и экстремистских призывов, — однако за долгую историю существования человечество выработало и оружие противодействия речевой агрессии, пользоваться которым можно, нужно учиться этому.

Примеры похожих учебных работ

Конфликтные ситуации в группе и психологические методы их профилактики и регулирования

. или группами. Это ситуация, при . формы. Одна из наиболее распространенных форм - это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, . ситуаций, как в семье, так и на работе. Разборки и ссоры, .

Совладание с трудными жизненными ситуациями

. поддержки). Д. Признаю свое поражение в этой ситуации и постараюсь впредь не допускать таких ошибок . родного человека; тюрьма; революция; эпидемия неизвестного заболевания; агрессия со стороны близких; насилие; кораблекрушение; отсутствие условий .

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

. этом, какие аспекты ситуации — ее физические условия или, например, социальные нормы, . мы разделили на три группы. В первую группу (10 человек) вошли . ситуаций. Гипотеза исследования – когнитивная оценка трудных жизненных ситуаций имеет разную форму .

. две базовые стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, интраиндивидуального, подхода интересуют .

Причины возникновения речевой агрессии

На сегодняшний день понятие конфликта не относится к какой-либо конкретной науке или области, он рассматривается в лингвистике, психолингвистике, исследованиях по теории речевой коммуникации, психологии, истории, философии, политологии и других сферах научной деятельности. Каждая из этих областей научного знания выделяет свое понятие конфликта, и каждое из этих понятий имеет право на существование. Разумеется, все эти понятия перекликаются, и нельзя сказать, что одно из них является единственно верным. Однако подход к изучению конфликта с точки зрения психолингвистики дает возможность оценить причины развития конфликта в речевой коммуникации, определить своеобразность вариантов вербального выражения коммуникативного конфликта, а также пронаблюдать, как коммуниканты выбирают ту или иную стратегию в случае разгорания конфронтации в межличностной коммуникации [5].

Коммуникативная стратегия являет собой набор структурированных коммуникативных тактик, которые, в свою очередь, реализуют на практике намерения говорящего и помогают достичь коммуникативной цели. Речевая тактика – это определенные речевые действия, реализующие ту или иную стратегию. Речевые тактики обеспечивают гибкость стратегии, так как у определенной стратегии есть определенные тактики, что способствуют более удачному выбору наиболее подходящей тактики этой стратегии.

Гибкость стратегии является одним из главных ее признаков и обеспечивается различными средствами и способами достижения цели при выборе какой-либо стратегии говорящим. О.С. Иссерс говорит, что гибкость зависит от способности стратегий воплотиться в диалоге посредством различных коммуникативных тактик и ходов и от применения языковых возможностей и техник речевого влияния [3, С. 133]. Помимо данного свойства существует понятие жесткости речевой стратегии, устанавливающей для членов социума план манипуляций и их хронологию в типовых условиях [7]. С одной стороны, посредством гибкости говорящий сам выбирает то, как вести себя в конфликтной ситуации, это индивидуальный процесс; с другой стороны, жесткость задает определенные стандарты поведения.

Существует множество классификаций стратегий, построенных на разных основаниях. Большинство ученых, работающих в научной области, которая так или иначе занимается изучением конфликта, условно выделяют три вида стратегий: кооперации (один или оба участника коммуникации желают добиться собственных целей, но при разрешении сложившегося конфликта мирным путем), конфронтации (один из коммуникантов добивается желаемого, игнорируя при этом интересы другой стороны) и нейтрализации (коммуникант игнорирует своего оппонента и старается избежать общения с ним по причине того, что общение с ним доставляет ему неудобство).

Стратегиям конфронтации присущи следующие коммуникативные тактики: оскорбление, неявно выраженная ирония, угроза, упрек, возмущение, прерывание оппонента, выражающиеся в речи лексически посредством ругательств или сниженной лексики. Например:

Здесь мы видим, что бытовой конфликт между коммуникантами, которые являются супружеской парой, имеет негативный исход, поскольку один из них прибегает к тактике упрека и отказывается разрешить конфликтную ситуацию.

Стратегиям кооперации присущи следующие коммуникативные тактики: убеждение, привлечение внимания, проявление сочувствия, смены темы. Например:

В данном примере мы видим, что несмотря на то что один из коммуникантов придерживается стратегии конфронтации, реализуемой посредством тактик нападения и угрозы через ультиматум, другой собеседник придерживается кооперационной стратегии и прибегает к тактике убеждения, тем самым пытаясь сгладить разгоревшийся конфликт и разрешить его в положительном ключе.

К.Ф. Седов выделяет три стратегии речевого поведения в ситуации конфликта, соответствующие трем типам языковых личностей говорящих:

Scarlett: Do you think I’ll let that child get out of this house when you probably have her around people like that Belle? (Вы думаете, что я отпущу своего ребенка с Вами, когда Вы, скорее всего, будете в обществе людей вроде этой Бель?)

Один из коммуникантов, Рэтт, в ходе речевой коммуникации руководствуется своими эмоциями и прибегает к непосредственной вербальной агрессии и угрозе, что является отражением конфронтационной коммуникативной стратегии.

2. В куртуазной стратегии проявляется высокий уровень семиотичности и этикетизации. Разрядка происходит путем выражения обиды. Например:

Higgins: How the devil do I know what’s to become of you? Why does it matter what becomes of you? (Откуда, черт побери, мне знать, что с Вами будет? Почему это вообще важно?)

В данном примере, наоборот, один из коммуникантов, Элиза, оперирует именно чересчур возвышенным языком, прибегая к тактике обвинения и придерживаясь тем самым стратегии конфронтации.

3. Оперируя рационально-эвристической стратегией, коммуниканты полагаются на силу рассудка и здравого смысла, тем самым выражая негативные эмоции косвенным путем. Разрядка происходит путем непрямой вербальной агрессии, в виде иронии [6, С. 10]. Например:

Stella: You know I… You stupid and horrid! You stay away from these things before she comes out of the bathroom (Знаешь, я…Какой ты тупой и мерзкий! Держись подальше от ее вещей, а то будет неудобно, когда она выйдет из ванной).

Stanley: The Kowalski and the DuBois got a different notion on this. (тактика колкости) (Семьи Ковальски и Дюбуа по-разному смотрят на то, что неудобно).

В вышеизложенном примере один из коммуникантов, Стелла, относится к рационально-эвристическому типу языковой личности, также придерживаясь конфронтационной коммуникативной линии, реализующейся посредством тактики иронии.

ЛИТЕРАТУРА:

REFERENCES:

Кудесова Александра Сергеевна
адъюнкт кафедры английского языка (второго)
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
123001, г. Москва, Б. Садовая ул., д. 14.
SPIN-код: 7329-3949
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Kudesova Alexandra Sergeevna
Adjunct at the Department of English Language (second)
Military University of the Ministry of Defence of the Russian Federation
B. Sadovaya ul., d.14, Moscow, Russia, 123001

Во всех сферах деятельности человека приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают существенное место в жизни каждого человека, ведь последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью

Оглавление

Введение 3
1.Определение речевого конфликта 4
2. Факторы, обусловливающие речевой конфликт 6
2.1. Лингвистические факторы 6
2.2. Лингвопрагматические факторы 6
2.3. Психолого-прагматические факторы 7
3.Конфликтные ситуации и способы их решения 10
3.1. Правила поведения в конфликтных ситуациях 10
3.2. Решение конфликтных ситуаций 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Referat.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

им. М. Т. Калашникова

РЕФЕРАТ

Выполнил студент группы Б01-781-2

Наумова А.Д.

_________________

Проверил доктор. филол. наук, профессор

Баранов В. А.

_________________

Оценка _________________

Ижевск

1. Определение речевого конфликта4

2. Факторы, обусловливающие речевой конфликт 6

2.1. Лингвистические факторы6

2.2. Лингвопрагматические факторы6

2.3. Психолого-прагматические факторы7

3. Конфликтные ситуации и способы их решения10

3.1. Правила поведения в конфликтных ситуациях10

3.2. Решение конфликтных ситуаций11

Заключение14

Список литературы15

Введение.

Во всех сферах деятельности человека приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают существенное место в жизни каждого человека, ведь последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и что его следует незамедлительно разрешать, как только он возникнет. Для разрешения конфликтных ситуаций нужно изучить факторы, под влиянием которых возникла такая ситуация, а также уметь правильно вести себя на разных стадиях конфликта.

Цель этого реферата – всесторонне изучить такое коммуникативное явление как речевой конфликт. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- дать определение речевому конфликту, изучить его природу;

- классифицировать факторы возникновения речевых конфликтов;

- рассмотреть способы их разрешения.

Речевой конфликт - неадекватное взаимодействие в коммуникации субъекта речи и адресата, связанное с реализацией языковых знаков в речи и восприятием их, в результате чего речевое общение строится не на основе принципа сотрудничества, а на основе противоборства.

К речевым ситуациям, несущим в себе элементы психологического напряжения, относится коммуникативный конфликт, который определяется как речевое столкновение, основанное на агрессии, выраженной языковыми средствами. В основе коммуникативного конфликта обычно лежит стремление одного или обоих участников общения снять психологическое напряжение за счет собеседника. Такого рода разрядке предшествует чувство фрустрации – психологический дискомфорт, возникающий при невозможности добиться какой-либо цели. В межличностном взаимодействии фрустрация возникает в том случае, когда (по мнению одной из конфликтующих сторон) коммуникативный партнер нарушает нормы поведения.

Обязательным участником конфликта является языковая личность. Как член данного социума она интуитивно чувствует дальнейшее развитие коммуникации. В сознании языковой личности есть определенные алгоритмы поведения в той или иной ситуации, при нарушении рамок которых можно спровоцировать конфликт.

Коммуникативный конфликт назревает тогда, когда одна из сторон в ущерб другой совершает речевые действия, которые могут выражаться соответствующими негативными средствами языка и речи. Такие речевые действия говорящего провоцируют речевое поведение другой стороны – адресата: он, осознавая, что указанные речевые действия направлены против него, предпринимает ответные речевые действия подобного рода, выражая отношение к предмету речи или собеседнику.

Анализ конфликта выявляет стратегии выбора языковых средств конфликтующими сторонами в зависимости от своих намерений и целей. Так, если участники конфликтной коммуникации стараются сгладить появившееся напряжение, они используют в своей речи гармонемы – слова с позитивной семантикой. Если же у коммуникантов нет такой установки, напротив они хотят достичь апогея конфликта, актуализируются конфликтемы.

Каждая языковая личность обладает собственным запасом средств и способов достижения коммуникативных целей, применение которых ограничено рамками заданного жанра, но свобода выбора у говорящего, тем не менее, существует. В связи с этим развитие коммуникативно обусловленных сценариев разнообразно: от гармоничного, кооперативного до дисгармоничного, конфликтного. Выбор варианта развития коммуникации зависит от типа личности участников конфликта, их коммуникативного опыта, коммуникативной компетенции, коммуникативных установок, коммуникативных предпочтений. Следует также принимать во внимание аксиологические системы, существующие в культуре, где осуществляется речевое взаимодействие.

2.1 Лингвистические факторы

Исследование речевого конфликта не исключает обращения к собственно лингвистической стороне дискурса - языковым единицам и их речевой семантике, а также к особой лингвистической дисциплине - культуре речи, представляющей научную область, имеющую предметом исследования языковые средства, которые позволяют в определенной ситуации общения обеспечить наибольший эффект в достижении коммуникативных задач.

Можно говорить о двух аспектах культуры речи: нормативном и коммуникативном. Нормативный аспект - это элементарный уровень культуры речи, связанный со следованием нормам литературного языка в процессе общения, норма - это основа речевой культуры. Однако изменчивость нормы, ее динамизм, вариативность, профессиональная и территориальная локальность, а зачастую незнание ее основ вызывают различные отклонения, ошибки, приводящие к непониманию, различного рода недоразумениям, снижающим эффективность общения, и даже к речевым конфликтам. Так, в диалоге незнание орфоэпической нормы одним из собеседников негативно характеризует его речевой облик и вызывает отрицательную реакцию другого.

2.2 Лингвопрагматические факторы

2.3 Психолого-прагматические факторы

Такие факторы как психологические, физиологические и социокультурные, - также обусловливающие процесс порождения и восприятия речи и определяющие деформацию/ гармонизацию общения, являются частным проявлением главного, прагматического фактора и тесно с ним сопряжены. Совокупность этих факторов определяет необходимый темп речи, степень ее связности, соотношение общего и конкретного, нового и известного, субъективного и общепринятого, выбор средств для достижения цели, фиксацию точки зрения говорящего и т.п. Так, непонимание может быть вызвано неопределенностью или двусмысленностью высказывания, которые запрограммированы самим говорящим или которые появились случайно, а может быть вызвано и особенностями восприятия речи адресатом: невниманием адресата, отсутствием у него интереса к предмету или субъекту речи и т.п. И в том и в другом случаях действует прагматический фактор, названный нами ранее, но явно присутствуют помехи психологического характера: состояние собеседников, неготовность адресата к общению, отношения партнеров по коммуникации друг к другу и т.п. К психолого-прагматическим факторам также относятся следующие: различная степень интенсивности ведения речевого общения, особенности восприятия контекста общения и т.п., обусловленные типом личности, особенностями характера, темпераментом коммуникантов.

Помехи в общении создаются и психофизиологическими особенностями личности, такими как манера общения, индивидуальная невербалика, темп речи, тембровые особенности, громкость, артикуляционная нечеткость, акцент. Игнорирование этих особенностей коммуникативного партнера всегда наносит ущерб процессу общения.

При рассмотрении речевого конфликта необходимо помнить и тот факт, что участники коммуникативного акта - это члены конкретной лингвокультурной общности, определенной социальной или национальной группы, и особенности коммуникативного поведения во многом определяются их социокультурными качествами: отношением к проблемам языка и речи, убеждениями, ценностными ориентациями, социальным и профессиональным статусом, национальными и территориальными особенностями общения. Прогнозирование речевого поведения с учетом этих социально-прагматических факторов должно способствовать успеху в достижении поставленных коммуникативных задач.

3. Конфликтные ситуации и способы их решения.

Под конфликтной ситуацией следует понимать такое совмещение обстоятельств человеческих интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Очевидно, что главная черта ситуации – это возникновение предмета конфликта. Поскольку ситуация предшествует конфликту, она может быть еще и не использована сторонами и даже в полной мере не осмыслена ими.

Во всех сферах деятельности человека приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают существенное место в жизни каждого человека, ведь последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни.
Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью

Оглавление

Введение 3
1.Определение речевого конфликта 4
2. Факторы, обусловливающие речевой конфликт 6
2.1. Лингвистические факторы 6
2.2. Лингвопрагматические факторы 6
2.3. Психолого-прагматические факторы 7
3.Конфликтные ситуации и способы их решения 10
3.1. Правила поведения в конфликтных ситуациях 10
3.2. Решение конфликтных ситуаций 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Referat.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

им. М. Т. Калашникова

РЕФЕРАТ

Выполнил студент группы Б01-781-2

Наумова А.Д.

_________________

Проверил доктор. филол. наук, профессор

Баранов В. А.

_________________

Оценка _________________

Ижевск

1. Определение речевого конфликта4

2. Факторы, обусловливающие речевой конфликт 6

2.1. Лингвистические факторы6

2.2. Лингвопрагматические факторы6

2.3. Психолого-прагматические факторы7

3. Конфликтные ситуации и способы их решения10

3.1. Правила поведения в конфликтных ситуациях10

3.2. Решение конфликтных ситуаций11

Заключение14

Список литературы15

Введение.

Во всех сферах деятельности человека приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают существенное место в жизни каждого человека, ведь последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и что его следует незамедлительно разрешать, как только он возникнет. Для разрешения конфликтных ситуаций нужно изучить факторы, под влиянием которых возникла такая ситуация, а также уметь правильно вести себя на разных стадиях конфликта.

Цель этого реферата – всесторонне изучить такое коммуникативное явление как речевой конфликт. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- дать определение речевому конфликту, изучить его природу;

- классифицировать факторы возникновения речевых конфликтов;

- рассмотреть способы их разрешения.

Речевой конфликт - неадекватное взаимодействие в коммуникации субъекта речи и адресата, связанное с реализацией языковых знаков в речи и восприятием их, в результате чего речевое общение строится не на основе принципа сотрудничества, а на основе противоборства.

К речевым ситуациям, несущим в себе элементы психологического напряжения, относится коммуникативный конфликт, который определяется как речевое столкновение, основанное на агрессии, выраженной языковыми средствами. В основе коммуникативного конфликта обычно лежит стремление одного или обоих участников общения снять психологическое напряжение за счет собеседника. Такого рода разрядке предшествует чувство фрустрации – психологический дискомфорт, возникающий при невозможности добиться какой-либо цели. В межличностном взаимодействии фрустрация возникает в том случае, когда (по мнению одной из конфликтующих сторон) коммуникативный партнер нарушает нормы поведения.

Обязательным участником конфликта является языковая личность. Как член данного социума она интуитивно чувствует дальнейшее развитие коммуникации. В сознании языковой личности есть определенные алгоритмы поведения в той или иной ситуации, при нарушении рамок которых можно спровоцировать конфликт.

Коммуникативный конфликт назревает тогда, когда одна из сторон в ущерб другой совершает речевые действия, которые могут выражаться соответствующими негативными средствами языка и речи. Такие речевые действия говорящего провоцируют речевое поведение другой стороны – адресата: он, осознавая, что указанные речевые действия направлены против него, предпринимает ответные речевые действия подобного рода, выражая отношение к предмету речи или собеседнику.

Анализ конфликта выявляет стратегии выбора языковых средств конфликтующими сторонами в зависимости от своих намерений и целей. Так, если участники конфликтной коммуникации стараются сгладить появившееся напряжение, они используют в своей речи гармонемы – слова с позитивной семантикой. Если же у коммуникантов нет такой установки, напротив они хотят достичь апогея конфликта, актуализируются конфликтемы.

Каждая языковая личность обладает собственным запасом средств и способов достижения коммуникативных целей, применение которых ограничено рамками заданного жанра, но свобода выбора у говорящего, тем не менее, существует. В связи с этим развитие коммуникативно обусловленных сценариев разнообразно: от гармоничного, кооперативного до дисгармоничного, конфликтного. Выбор варианта развития коммуникации зависит от типа личности участников конфликта, их коммуникативного опыта, коммуникативной компетенции, коммуникативных установок, коммуникативных предпочтений. Следует также принимать во внимание аксиологические системы, существующие в культуре, где осуществляется речевое взаимодействие.

2.1 Лингвистические факторы

Исследование речевого конфликта не исключает обращения к собственно лингвистической стороне дискурса - языковым единицам и их речевой семантике, а также к особой лингвистической дисциплине - культуре речи, представляющей научную область, имеющую предметом исследования языковые средства, которые позволяют в определенной ситуации общения обеспечить наибольший эффект в достижении коммуникативных задач.

Можно говорить о двух аспектах культуры речи: нормативном и коммуникативном. Нормативный аспект - это элементарный уровень культуры речи, связанный со следованием нормам литературного языка в процессе общения, норма - это основа речевой культуры. Однако изменчивость нормы, ее динамизм, вариативность, профессиональная и территориальная локальность, а зачастую незнание ее основ вызывают различные отклонения, ошибки, приводящие к непониманию, различного рода недоразумениям, снижающим эффективность общения, и даже к речевым конфликтам. Так, в диалоге незнание орфоэпической нормы одним из собеседников негативно характеризует его речевой облик и вызывает отрицательную реакцию другого.

2.2 Лингвопрагматические факторы

2.3 Психолого-прагматические факторы

Такие факторы как психологические, физиологические и социокультурные, - также обусловливающие процесс порождения и восприятия речи и определяющие деформацию/ гармонизацию общения, являются частным проявлением главного, прагматического фактора и тесно с ним сопряжены. Совокупность этих факторов определяет необходимый темп речи, степень ее связности, соотношение общего и конкретного, нового и известного, субъективного и общепринятого, выбор средств для достижения цели, фиксацию точки зрения говорящего и т.п. Так, непонимание может быть вызвано неопределенностью или двусмысленностью высказывания, которые запрограммированы самим говорящим или которые появились случайно, а может быть вызвано и особенностями восприятия речи адресатом: невниманием адресата, отсутствием у него интереса к предмету или субъекту речи и т.п. И в том и в другом случаях действует прагматический фактор, названный нами ранее, но явно присутствуют помехи психологического характера: состояние собеседников, неготовность адресата к общению, отношения партнеров по коммуникации друг к другу и т.п. К психолого-прагматическим факторам также относятся следующие: различная степень интенсивности ведения речевого общения, особенности восприятия контекста общения и т.п., обусловленные типом личности, особенностями характера, темпераментом коммуникантов.

Помехи в общении создаются и психофизиологическими особенностями личности, такими как манера общения, индивидуальная невербалика, темп речи, тембровые особенности, громкость, артикуляционная нечеткость, акцент. Игнорирование этих особенностей коммуникативного партнера всегда наносит ущерб процессу общения.

При рассмотрении речевого конфликта необходимо помнить и тот факт, что участники коммуникативного акта - это члены конкретной лингвокультурной общности, определенной социальной или национальной группы, и особенности коммуникативного поведения во многом определяются их социокультурными качествами: отношением к проблемам языка и речи, убеждениями, ценностными ориентациями, социальным и профессиональным статусом, национальными и территориальными особенностями общения. Прогнозирование речевого поведения с учетом этих социально-прагматических факторов должно способствовать успеху в достижении поставленных коммуникативных задач.

3. Конфликтные ситуации и способы их решения.

Под конфликтной ситуацией следует понимать такое совмещение обстоятельств человеческих интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Очевидно, что главная черта ситуации – это возникновение предмета конфликта. Поскольку ситуация предшествует конфликту, она может быть еще и не использована сторонами и даже в полной мере не осмыслена ими.

Читайте также: