Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина доклад

Обновлено: 06.05.2024

Доклад СПЧ

8 июля Совет по правам человека при президенте России опубликовал доклад "Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина". Большинство его положений совпадают или пересекаются с масштабным исследованием положения депривированных групп населения, которое Общероссийский гражданский форум провёл совместно с ЦПУР в апреле этого года.

В своем докладе Совет обратил внимание сразу на 7 опасностей технологий, обеспечивающих режимы карантина и самоизоляции. Авторы доклада указывают на несоответствие ряда использованных технологий законодательству об охране персональных данных и на возможность дальнейшего использования цифровых профилей граждан по окончании пандемии.

Однако нужно отметить, что ряд проблем и уязвимых групп оказались за рамками доклада СПЧ.

Положение жертв домашнего насилия

Совет отметил, что российская система профилактики домашнего насилия и помощи его жертвам и ранее была далека от идеала, однако эпидемия, противоэпидемические мероприятия и сопутствующие им экономические явления сильно усугубили ситуацию.
Эти выводы полностью совпали с результатами исследования ОГФ. Наши эксперты отмечали, что к существовавшей и до карантина "невидимости" этой группы для законодательства, добавилось сведение понимания её потребностей до экономических. После введения "самоизоляции" правила ее соблюдения стали для агрессоров дополнительным инструментом манипуляции.
Риск домашнего насилия вырос для граждан всех категорий - от пенсионеров, которые оказались “взаперти” с детьми и внуками из маргинальной среды, до ЛГБТ-личностей или детей, переведенных на домашнее обучение и оказавшихся под угрозой физического и морального насилия в ультрарелигиозных семьях.

Организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей

Как и эксперты ОГФ, авторы доклада Совета отметили, что у учащихся и педагогов с введением карантина возник целый ряд проблем.
К сожалению, авторы доклада упустили те факты, что учащиеся столкнулись с вопросами соответствия качества дистанционных образовательных услуг оплате за очное обучение, с ситуациями, связанными с выселениями из общежития, с отсутствием у студентов средств к существованию - большинство подработок учащихся с введением карантина исчезло.

Проблемы лиц с инвалидностью, ВИЧ, лиц живущих в ПНИ и домах престарелых, ЛГБТ-личностей

В докладе СПЧ упоминается только одна категория граждан, проблемы которой схожи с вызовами, которые встали перед вышеперечисленными группами - больные раком.
Между тем, это только одна из групп, у которой возникли сложности с доступом к медицинским услугам и препаратам.
Так, с риском неполучения медицинской помощи столкнулись ЛГБТ-личности с ВИЧ-позитивным статусом. Особенно остро эта проблема стоит в регионах.

Многие инвалиды столкнулись с невозможностью получения своевременной медицинской помощи из-за самоизоляции и изменения порядка работы медучреждений. Эксперты ОГФ отмечали, что меры самоизоляции и карантина существенно осложнили жизнь людям с психической или ментальной инвалидностью и их родным.

Цифровизация карантина vs. пожилые люди

Исследование ОГФ показало, что многие из антикоронавирусных мер излишне завязаны на цифровую составляющую. Она облегчает работу государственной машины, но усложняет, а порой и делает невозможным нормальное существование для многих пожилых людей. Авторы этих меры полностью упустили тот факт, что современные технологии или недоступны, или трудны для освоения очень многим нашим пожилым согражданам.

Права лиц без определенного места жительства

Права лиц, находящихся в местах принудительного содержания

В то время как эксперты ОГФ называют заключенных одной из самых пострадавших от коронавируса групп населения, этот пункт доклада СПЧ выглядит скромной констатацией лишь малой части проблем.
Между тем, и представители общественности и эксперты утверждают, что в местах заключения из-за пандемии возникли серьезнейшие проблемы с медобслуживанием. Огромный риск связан с тем, что сотрудники ФСИН даже на казарменном режиме контактируют с большим числом людей вне исправительных учреждений и по возвращении увеличивают потенциальный риск заражения заключенных.

К сожалению, в докладе СПЧ не упоминается тот факт, что одной из наиболее действенных антиэпидемических мер стала бы разгрузка тюрем и СИЗО, перевод части заключенных под домашний арест и амнистия.

Группы, не вошедшие в доклад СПЧ

К большому сожалению, в сферу внимания авторов доклада не вошли очень многие уязвимые группы. Так, за рамками доклада осталась ситуация в детских домах и интернатах для детей с заболеваниями.

О проблемах медиков и домашнего уходового персонала в докладе упоминается лишь вскользь, меж тем как на эти группы упала огромная ответственность и риски для жизни. Более того, во время пандемии фиксировались многочисленные нарушения обязательств государства перед этими группами. За рамками доклада осталась большая часть соотечественников, которые заняты в неформальном секторе. Не было замечено авторами доклада того, что множество проблем возникло у волонтеров в сфере помощи животным, а также у владельцев животных, которые были госпитализированы.
Ни слова не было сказано о такой группе как “Призывники”, в то время как пик пандемии совпал с началом призывной кампании. Большинство экспертов ОГФ призывало отметить призыв или перенести его, но, к сожалению не было услышано.

Но в целом появление такого доклада СПЧ в любом случае отрадный факт, показывающий нацеленность Совета на опознание проблем и поиск путей их решения.


Фото: ссылка

Обеспокоенность президентского Совета

В Докладе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека "Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина"(июль 2020 г.) сказано:

«Введение дополнительных ограничительных мер в период пандемии потребовало принятия ряда политико-правовых решений. Законодательство предусматривает несколько вариантов реагирования в подобных ситуациях:

Три названных режима различаются по степени ограничительного воздействия, самым жёстким является режим чрезвычайного положения, самым мягким – ограничительные мероприятия. Такой вариативности достаточно для выбора оптимального сценария реагирования на ситуацию пандемии.

По имеющейся информации, режим повышенной готовности был введён во всех 85 субъектах РФ, при этом в 44 субъектах РФ данный режим был признан обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). Избранная модель регулирования представляется адекватной возникшим угрозам, поскольку она обладает меньшим негативным воздействием на экономику, чем режим ЧС.

По итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции 1 июня 2020 г. Минюсту России, Минздраву России и Роспотребнадзору было поручено проанализировать практику применения нормативных правовых актов, принятых в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции, обратив внимание на положения, в наибольшей степени затрагивающие права и интересы граждан.

5 июня с.г. на официальном сайте Минюста России появился пресс-релиз, содержащий основные выводы такого анализа. Минюст России пришёл к выводу, что введенные ограничительные меры приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти и безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан. Однако, как можно предположить, - отмечает Совет, - пресс-релиз составлен на основе неких аналитических материалов, которые в открытом доступе отсутствуют. 8 июня 2020 г. Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества направил запрос в Минюст России о предоставлении таких материалов, ответ на запрос пока не поступил.

Таким образом, Совет констатирует, что у значительной части юридического и правозащитного сообществ сохраняются сомнения в законности ряда ограничений конституционных прав и свобод граждан в период пандемии.

Дискуссию значительно обострило использование в период пандемии цифровых технологий в целях обеспечения режима самоизоляции граждан. Применяемые технологии можно подразделить на две группы в зависимости от субъектов воздействия:

технологии, обеспечивающие соблюдение режима карантина гражданами, инфицированными COVID - 19 (обязательные к установке мобильные приложения, контроль геолокации мобильных устройств, отслеживание перемещений граждан и автотранспорта при помощи городских камер видеонаблюдения);

технологии, обеспечивающие соблюдение режима самоизоляции гражданами, не инфицированными COVID - 19 (цифровые пропуска для личных нужд и передвижения автотранспорта, ограничение использования транспортных карт, регламентация прогулок вблизи места жительства).

Названные технологии обладают рядом преимуществ в сравнении с традиционными способами контроля (так, цифровой пропуск сложнее подделать, а автоматизированный контроль обладает более высокой степенью выявления нарушений), однако и степень риска нарушения конституционных прав граждан несоизмеримо выше. В частности, беспокойство вызывают следующие аспекты:

установление ограничений конституционных прав граждан нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, закрепляющей, что основные права граждан могут быть ограничены только федеральным законом;

серьезные дополнительные трудности для старшего поколения и иных отдельных групп населения, вызванные необходимостью активного взаимодействия с интернет-ресурсами;

недостаточный уровень защиты персональных данных, отмечаемый IT-специалистами (незащищенность каналов связи, использование иностранных серверов для хранения персональных данных и др.);

нестабильность работы мобильных приложений, повлекшая значительное количество ошибочно выписанных штрафов;

несоответствие ряда технологий законодательству об охране персональных данных (в части осознанного, добровольного, информированного согласия на обработку персональных данных, а также невозможности его отзыва);

несоразмерность ограничительных мер в сравнении с иными случаями ограничения свободы передвижения (например, при домашнем аресте прогулки вблизи дома разрешаются, а при режиме самоизоляции – нет);

QR – коды вне закона?

Вторая волна пандемии возродила в ряде субъектов РФ практику использования QR – кодов для отслеживания ситуации с распространением эпидемии. В частности, при посещении гражданами ночных клубов, ресторанов, кафе, торговых центров, парикмахерских и иных мест массового нахождения граждан. Но делается это по – прежнему вне федеральных законодательных решений.

Пока существует только проект приказа Минкомсвязи России о Регламенте информационного и организационно-технического взаимодействия системы отслеживания граждан, находившихся в контакте с больными новой коронавирусной инфекцией, с информационными системами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и оперативными штабами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этим проектом в качестве исходных данных функционирования системы отслеживания используются данные Минздрава России о номере абонента подвижной радиотелефонной связи (далее – ПРТС), зараженного COVID-19. С использованием специализированных алгоритмов выявляется перечень абонентов ПРТС, находившихся в одной геопозиции и имеющих постоянный контакт с использованием средств мобильной связи с абонентом, включенным в регистр, на протяжении предыдущих 14 дней. Данный перечень конкретизируется с учетом данных о времени совместного нахождения абонентов и особенностей перемещения в течение наблюдаемого периода. В результате формируются списки номеров абонентов, которые были подвержены риску заражения COVID-19 в ходе непосредственного общения с заболевшим. Полученные данные централизуются на информационных ресурсах Минкомсвязи России и направляются в оперативные штабы субъектов Российской Федерации, Росгвардию, МВД России и Минздрав России.

Функциональной возможностью системы отслеживания является геолокационный контроль соблюдения режима карантина лицами, в отношении которых вынесено решение об обязательной изоляции. В отношении указанных лиц осуществляется круглосуточный анализ местонахождения их абонентских устройств. В случае нарушения установленных границ, фиксируются время и координаты местонахождения абонента при каждом нарушении, продолжительность нарушения, максимальное удаление от места проведения карантина, показатель соблюдения карантина. Указанная информация передается в оперативные штабы субъектов Российской Федерации, Росгвардию и МВД России.

Схема информационного взаимодействия выглядит следующим образом:


двойной клик - редактировать изображение

в соответствии с Временными правилами медицинские организации, территориальные органы Федерального медико – биологического агентства (ФМБА) России, в течение 2 часов после госпитализации заболевшего новой коронавирусной инфекцией вносят информацию в региональный сегмент Информационного ресурса COVID-19;

1) Сведения о количестве абонентов сотовой связи Российской Федерации на территории иностранных государств: осуществляется обобщение информации о каждом абоненте сотовой связи находящемся в роуминге за рубежом (более 250 стран); проводится посуточный сравнительный анализ изменения их количества; на виртуальной карте мира отображается количество абонентов и динамика его изменения в виде диаграмм по каждой стране и оператору сотовой связи. Формируется перечень телефонных номеров абонентов, находящихся на территории иностранных государств с учетом даты первой регистрации в роуминге, для предоставления в Координационный совет при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Осуществляется раздельный учет абонентов ПРТС, находящихся в роуминге в период до 15.02.2020 и после этой даты.

2) Сведения об абонентах сотовой связи, пересекающих государственную границу Российской Федерации. По каждому абоненту сотовой связи определяется: время и дата первой регистрации в сети российского оператора ПРТС на территории Российской Федерации; страна визита; регион пересечения государственной границы; регион проживания абонента. Формируется перечень телефонных номеров абонентов, прибывших из-за рубежа.

3) Сведения о соблюдении абонентами сотовой связи режима самоизоляции (карантина). По каждому абоненту сотовой связи из перечня телефонных номеров абонентов, прибывших из-за рубежа: фиксируются координаты базовой станции, к которой подключено абонентское устройство при его нахождении на месте проведения изоляции; отслеживается соблюдение им режима самоизоляции в течение 14 суток после пересечения государственной границы. При этом, в качестве нарушителей режима изоляции, выявляются абоненты, впервые зарегистрировавшиеся в сети на территории Российской Федерации после роуминга. Осуществляется отслеживание абонента по его геолокации в течение первой ночи (место проведения самоизоляции), перемещение за пределы зоны на удаление более 500 м (у отдельных операторов 2000 м). По субъектам Российской Федерации формируется перечень телефонных номеров абонентов, нарушающих режим самоизоляции. Информация об абонентах сотовой связи, возвратившихся из-за рубежа и находящихся на самоизоляции по каждому субъекту Российской Федерации, отображается на виртуальной карте Российской Федерации, соблюдение абонентами режима самоизоляции – на диаграммах.

4) Сведения об абонентах сотовой связи, возможно контактировавших с заболевшими абонентами. По каждому заболевшему абоненту сотовой связи в течение 14 дней с момента внесения в Информационный ресурс COVID-19 Минздрава России: методом геолокации определяются координаты мест нахождения и перемещения абонента до размещения в медицинском стационаре или изоляции по месту жительства; осуществляется установление абонентов, с которыми контактировал заболевший абонент по телефону (звонки/смс); реализуется фильтр, по совместному нахождению абонентов в одной геолокации в течение 5 минут и более. Формируется перечень телефонных номеров абонентов по субъектам Российской Федерации, возможно лично контактировавших с заболевшими абонентами.

Как можно было убедиться, регламентация довольно детальная. Но где её законодательное закрепление? По существу мы видим схему прохождения информации, которую до пандемии возможно было получить только при осуществлении оперативно – розыскной деятельности (ОРД) в ходе предотвращения и раскрытия преступлений и обеспечения национальной безопасности, и только субъектами ОРД по судебному решению.

Лишь 23 сентября с.г. Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект, позволяющий правоохранительным органам без судебного решения получать данные о местоположении мобильных телефонов пропавших граждан любого возраста для их поиска ( сейчас это касается лишь данных о пропавших несовершеннолетних). В частности, предлагается отнести геолокационные данные к "сведениям об оказанных абоненту услугах связи, закрепив право правоохранительных органов на получение указанной информации". Также предусматривается "право абонента на передачу этой информации третьим лицам, например родственникам и поисковым отрядам".

Иными словами, в законе "Об оперативно-розыскной деятельности" устанавливается, что получение оперативными подразделениями данных об абоненте без судебного решения допускается только для поиска пропавших людей.

Но проект приказа Минкомсвязи России и уже действующая практика отслеживания распространения пандемии перешли рамки действующих законов.

Жить в пандемии по закону

И специалисты ВОЗ, и крупнейшие зарубежные и отечественные учёные – вирусологи всё чаще говорят о том, что пандемия COVID – 19 надолго пришла в нашу жизнь.

Что касается организационного решения этой задачи, то она может быть реализована путём создания в системе МВД России медицинской полиции, включающей оперативные подразделения. Тем более, что опыт функционирования такой полиции в Российской империи насчитывает почти два столетия.

Читайте также: