Доклад на тему зарубежные теории личности

Обновлено: 18.05.2024

1. Студенты выбирают вариант контрольной работы согласно последней цифры в номере зачетной книжки. Контрольная работа сдается в методический кабинет факультета психологии, не менее чем за месяц до начала сессии. После проверки преподаватель возвращает контрольную работу в методический кабинет. Студент самостоятельно выясняет результат проверки: зачтена или не зачтена работа. В случае не зачтенной контрольной работы, студенту следует самостоятельно доработать недочеты работы, которые будут указаны в работе. После этого работа снова сдается в методический кабинет.

2. Контрольная работа выполняется в отдельной тетради, объемом 12 листов, либо в сшитых листах формата А4, где должны быть предусмотрены поля для комментариев преподавателя.

3. Работа должна содержать:

- введение: историческое развитие концепции личности, ее основные представители и основные категории концепции, изложенные тезисно. Здесь же должны быть определены цель, задачи работы. Объем введение не превышает 1,5 -2 листа.

- Основная часть: непосредственное раскрытие темы, выполнение заданий контрольной работы. Объем основной части не превышает 10 – 15 листов.

- Заключение: подведение итогов работы, выводы, сделанные по результатам выполнения контрольной работы, свои комментарии. Объем заключения не более 1,5 – 2 листа.

1. Ядро и периферия личности.

2. Потребности в теории Дж. Роттера.

3. Потребность в самоактуализации. Признаки самоактуализирующейся личности. Эутопсихея.

4. Изложите взгляды на природу, содержание и развитие личности в теории К. Роджерс.

5. Анализ литературного произведения

1. Ядро и периферия личности………………………… ……………………………….5

2. Потребности в теории Дж. Роттера…………………………………………………..6

3. Потребность в самоактуализации. Признаки самоактуализирующейся личности. Эутопсихея…………………………………………………… ………………………….9

4. Изложите взгляды на природу, содержание и развитие личности в теории К. Роджерс…………………………………………………… …………………………….14

5. Анализ литературного произведения………… ……………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………. . 22

Актуальность. Личность - объект многосторонний, многозначный, к нему обращаются многие науки: философия, социология, педагогика, психиатрия, психотерапия, различные отрасли психологии, экономика и другие. И каждая из названных и не названных наук находят в этом объекте свой предмет. 1

В современном обществе постоянно говорится о личности человека, о ее свободе и неприкосновенности. Для современного человека просто необходимо осознание и понимание себя как личности. Конечно, лучше обратиться к психологической науке, здесь мы встречаем различные школы и направления, дающие широкий спектр представлений о личности человека.

Существует много работ, хрестоматий по психологии, излагающих взгляды различных школ и отдельных исследователей на личность человека, но, к сожалению, все эти работы построены на фундаменте плюрализма. Нам не известно ни одной работы, которая, разобрав различные взгляды психологов на личность человека, показала их разобщенность и неспособность, применяя только свой инструментарий, ответить на вопрос что представляет собой личность как таковая.

Разработанность темы. Попытки исследовать природу личности зародились еще в античном мире, в сочинениях философов (мыслителей), когда появились первые представления о личности. Можно выделить труды Сократа, Эпиктета, Сенеки и др.

Стоит отметить, что все эти взгляды, хотя и затрагивали, лишь некоторые аспекты изучаемой проблематики послужили, тем не менее, важной предпосылкой формирования базы для дальнейших более серьезных, целевых исследований в сфере понимания личности.

В 1734г. Х.Вольф дал дефиницию личности (Persoenlichkeit) следующим образом: „То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь".

Период повышенного интереса к изучению проблемы личности приходится на кон. XIX - сер.ХХ века. Здесь, прежде всего, можно отметить работы классиков З.Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма и др.

В XIX веке появилась первая типология личности, автором которой является американский психолог и философ У. Джемс (1842-1910), один из основоположников американского функционализма. В дальнейшем данная типология претерпела эволюционные изменения, благодаря другим исследователям она была расширена и дополнена новыми элементами. В этой связи можно выделить работы К.Г. Юнга, Э. Фромма Э. Берна и др.

Для углубленного исследования данной проблемы принципиальное значение имеют четыре группы работ: в рамках 1) психоанализа, 2) аналитической теории, 3) индивидуальной психологии и 4) неофрейдизма.

Исследованием проблем характера в рамках конституционной и др. типологии занимались Э.Кречмер, Н.Н.Обозов, В. Райх и др. Они акцентировали внимание на влияние телосложения и структуры поведения на характер человека.

Подробно изучались также отдельные явления, затрагивающие проблему развития личности в неразрывной связи с деятельностью, как одной из главной формирующей личности. Много внимания уделяется взаимоотношению личности с конкретной группой, социализация личности.

Цель данной работы – изучить концепции личности, ее основные представители и основные категории концепции.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Изучить ядро и периферию личности;

Исследовать потребности в теории Дж. Роттера

Рассмотреть потребность в самоактуализации, признаки самоактуализирующейся личности.

Изложить взгляды на природу, содержание и развитие личности в теории К. Роджерс.

1.Ядро и периферия личности

В структуре личности удобно выделять следующие (метафорические) части:

Ядро личности - то, что идет изнутри человека навстречу или против ожиданий окружающих и жизненных обстоятельств.

Периферия личности - инструментарий или обоз личности.

Обстоятельства жизни личности - человеческое окружение и жизненные обстоятельства.

Между этими частями могут быть разные взаимодействия: когда-то человеком управляют обстоятельства, когда-то - человек сам управляет обстоятельствами своей жизни.

Разделение на ядро и периферию

Разделение на ядро и периферию личности сугубо функционально и не имеет четкой привязки к тем или иным личностным структурам. Те структуры, что стабильно, неотъемлемо работают на свободу и самостоятельность человека, являются его ядром (ядрами). Те структуры, которые этого направления сами не задают и могут свободе как помочь, так и помешать - являются периферией. И то, что было ядром в одной жизненной ситуации, может оказаться периферией в другой, и наоборот.

Негативизм, привычка возражать и безрассудная смелость - эти качества могут быть одним из ядер личности подростка. А любовь к маме и уважение к отцу - скорее периферией, корректирующей и сдерживающей импульсы ядра.

Мотив гиперкомпенсации мог быть одним из элементов ядра личности Наполеона, а его потрясающая энергия, ум, красноречие и память - служили ему сильной периферией.

Нет никаких оснований утверждать, что у человека есть только одно его личностное ядро. У человека может быть несколько его биологических ядер (врожденных черт характера, утверждающих его как личность) и несколько, сменяющих друг друга с возрастом и развитием его культуры - культурных ядер.

2. Потребности в теории Дж. Роттера

Разработанная Роттером концепция потребностей позволила ему создать общую формулу предсказаний (generalpredictionformula),при помощи которой можно делать прогнозы более общие, чем те, которые можно получить с помощью четырех переменных, входящих в основную формулу предсказаний.

Концептуально потребности можно описать как набор или группу функционально связанных поведений, то есть поведений, ведущих к получению одинаковых или подобных подкреплений. Например, человек может удовлетворять потребность в признании во множестве различных ситуаций и с помощью различных людей. Таким образом, он может получить подкрепление, реализуя группу функционально связанных поведений, каждое из которых приводит к удовлетворению его потребности в признании. Роттер и Хочрейх (1975) перечислили шесть достаточно широких категорий потребностей. Следующий список не является исчерпывающим, но он представляет большинство наиболее важных человеческих потребностей. 2

Потребность в физическом комфорте включает поведение, нацеленное на приобретение еды, сохранение здоровья и физической безопасности. Эта потребность, возможно, основная из потребностей, потому что другие потребности развиваются (по Роттеру — выучиваются) в связи с ней.

Потребность в признании и статусе включает в себя потребность преуспевать в том, что другие считают важным, например в учебе, в спорте, в работе, в увлечении или в умении хорошо выглядеть. Сюда также входит потребность иметь определенное социально-экономическое положение и пользоваться определенной степенью личного престижа. Желание разбираться в коллекционных французских винах — пример потребности в признании и статусе.

Потребность доминировать или управлять деятельностью других включает любой набор поведений, направленных на достижение власти над жизнью друзей, членов семьи, коллег, начальников и подчиненных. Человек, убеждающий коллег принять его идеи, — пример удовлетворения потребности доминировать.

Потребность в независимости включает набор поведений, нацеленных на приобретение свободы самостоятельно принимать решения, полагаться только на себя и достигать своих целей без посторонней помощи. Это потребность быть свободным от доминирования других. Отказ от помощи в написании курсовой работы демонстрирует потребность Алисы в независимости.

В эту категорию потребностей входит желание, чтобы другие заботились о нас, предохраняли нас от расстройств и неприятностей и помогали нам удовлетворять остальные категории потребностей. Фактически эта группа почти противоположна потребностям в независимости и доминировании. Конкретный пример потребности в защите и зависимости — заболевшая Алиса просит своего отца не идти на работу, а остаться дома и ухаживать за ней, пока она больна, будто за маленькой.

Зарубежная психология

В зарубежной психологии можно выделить несколько подходов, в рамках которых трактуется феномен личности.

Биологизаторский подход

В основе – идея о биологических процессах созревания организма, разбитых на универсальные стадии.

Теория С. Хола

В своей концепции автор ориентировался на закон рекапитуляции, то есть утверждал, что в своем развитии каждый человек проходит стадии развития всего общества.

Теория Э. Кречмера

Автор утверждает, что существует связь между конституцией человека и его личностным развитием.

Теория З. Фрейда

Согласно этой концепции, все поведение и развитие человека пронизано бессознательными влечениями и инстинктами, особенно сексуальными.

Социогенетический подход

Представители этого направления ориентируются на взаимосвязь развития личности и социализации, развития общества, взаимоотношений индивида с окружением. То есть человек становится личностью только в обществе, в процессе социальных отношений.

Теория Э. Торндайка и Б. Скиннера

Жизнь личности – результат подкрепляемого научения, усвоения знаний и навыков.

Теория К. Левина

Психогенетический подход

Мотивы

Представители этого направления не исключают влияния обоих факторов (биологического и средового). Но на первое место по значимости выносится развитие психических процессов.

Теория Э. Эриксона

Психодинамическая концепция, согласно которой ведущими элементами личности являются внерациональные, например, эмоции и стремления.

Теории Ж. Пиазже, Дж. Келли

Когнитивистские концепции, акцентирующие внимание на познавательном развитии личности.

Теории Э. Шпрангера, К. Бюллера, А. Маслоу, К. Роджерса

Персонологические концепции, авторы которых рассматривали развитие личности в целом, а не по категориям.

Теории специфики личности

Некоторые авторы посвятили свои исследования выявлению характерных черт личности, факторов поведения, особенностей.

Теория Р. Кеттела

Автор выделил 16 факторов (устойчивых черт), по которым можно предсказывать поведение личности (рисунок ниже).

Черты личности

Опорные черты личности по Р. Кеттелу

Теория Г. Айзенка

Английский психолог рассматривал 2 отличительных направления личности:

    ;
  • нейротизм (стабильность или нестабильность эмоциональной сферы).

Совокупность этих элементов создает тип личности. В результате можно выделить 4 типа личности (рисунок ниже).

Особенности

Типы личности по Айзенку

Даже на фоне анализа этих концепций можно отметить размытость границ между понятиями личности, индивида, индивидуальности, характера, темперамента, врожденного и приобретенного.

Отечественная психология

Отечественная психология пронизана идеей взаимоотношений человека и мира.

Теория Н. А. Бердяева

Согласно концепции, личность нельзя отождествлять с обществом. Общество – часть личности. Сама личность – этическая и духовная категория. В каждой личности заключено что-то общее для всех людей и что-то отличное.

В восприятии личности как чего-то духовного есть доля мистицизма, однако эта теория послужила базой для многих нынешних положений о феномене человека как личности.

Теория отношений В. Н. Мясищева

Согласно концепции, человек как личность характеризуется через систему сознательных отношений. Автор выделяет отношение человека к миру природы и вещей, людям и обществу, к самому себе как личности. При этом система отношений подчинена определенной иерархии, где отражена значимость объектов отношений для человека.

Вместе с этим любое отношение человека наделено следующими признаками:

  • возникает, развивается, оформляется и распадается в процессе жизни человека;
  • всегда выражает личность в целом;
  • содержательно (имеет предмет);
  • на определенном уровне осознанно;
  • носит непосредственный или опосредованный характер (связано с процессом или местом);
  • связано с потребностями;
  • имеет три аспекта (волевой, когнитивный, эмоциональный);
  • избирательно;
  • в разной степени обобщено;
  • отличается по значимости и устойчивости.

На первый план автор выдвигал отношения с людьми.

На развитие любых отношений, то есть самой личности оказывает влияние воспитание и самовоспитание на базе врожденных особенностей, а также социальные условия развития и сознательная деятельность человека.

Теория В. С. Мерлина

Автор одним из первых отечественных исследователей стал рассматривать личность как единство свойств, а не совокупность отдельных элементов. В итоге психолог отметил обобщенность, активность и устойчивость отношений. Это характеристики, отвечающие за то, как именно и как скоро меняется симптомокомплекс (определенные взаимосвязанные свойства личности) в зависимости от изменения внешних условий.

Автор определил, что целостность личности зависит от равного развития и влияния 3 факторов (мотивов):

  • идейная направленность;
  • стремление к самовыражению;
  • удовлетворение материальных потребностей и органических влечений.

Такой подход полезен в изучении природы неврозов, расстройств характера, личности и психики.

Послесловие

Рассмотренные концепции в чем-то схожи, но в чем-то абсолютно разные. В частности, нет однозначного ответа о том, что в итоге первично: человек или общество, природа или среда.

Но если ориентироваться на отечественные концепции, то можно отметить, что личностью человек становится под влиянием социума, через отношения и усвоение культурного опыта.

В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.

1. Психоаналитическая концепция З. Фрейда. Одной из наиболее распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Эта теория возникла в тот период исследования личности, который был определен нами как клинический. Создателем этой теории является З. Фрейд. Впоследствии на базе фрейдизма воз­ник целый ряд теорий, которые могут быть условно объединены в группу теорий неофрейдизма.

По его мнению, структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству. Од­нако это стремление не всегда может быть осуществлено. Так, из-за дефекта в раз­витии телесных органов человек начинает переживать чувство своей неполноцен­ности, оно может также возникнуть в детстве из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполно­ценности и прибегает к разным видам компенсации. Адлер разбирает разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорит о возможных ее уровнях

7. Теория личности Жане. Говоря о различных теориях личности, мы не можем не сказать несколько слов о французской психологической школе и о ее наиболее выдающемся представите­ле П. Жане. Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы представ­ляют собой явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития лично­сти им положено учение о поведении. Но понятие поведения Жане использует не в бихевиористском смысле. Оно рассматривается как включающее не только из­вне наблюдаемую активность индивида, но и внутреннее психическое содержа­ние, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим зве­ном.

Положение Жане о том, что в структуру психических процессов включен про­цесс регуляции, является чрезвычайно важным. По существу, здесь уже предвос­хищена мысль, которая нашла свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович и других, а именно превращение индивида в человека определяется тем, что появ­ляется возможность регуляции и саморегуляции. Жане говорит о том, что психика человека развивается в сотрудничестве с дру­гими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и лишь потом, на основе этого, может регулировать собственное поведение. Интересной представляется структура поведенческого акта, предложенная Жане. В соответствии с ней в поведенческом акте выделяются три этапа: внутрен­няя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия. Как мы видим, в это описание поведенческого акта включено уже представление о цели действия.

1) висцеральная, или эмоциональная;

3) ларингальная, или вербальная.

В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми

Содержание

Общая характеристика теорий личности 3
Теории личности 5
Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд. 5
Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. 5
Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. 6
Эрих Фромм, Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности. 7
Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк. 8
Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А.Бандура. 10
Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли. 10
Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс. 11
Заключение 12
Список источников 13

Вложенные файлы: 1 файл

Теории личности в зарубежной психологии(доклад).docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Теории личности в зарубежной психологии

студентки группы 151103

Скибина В., Золотухина О.

кафедры общей и клинической

Общая характеристика теорий личности 3

Теории личности 5

Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд. 5

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. 5

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. 6

Эрих Фромм, Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности. 7

Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк. 8

Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А.Бандура. 10

Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли. 10

Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс. 11

Список источников 13

Общая характеристика теорий личности

Теории выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определенным образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Другими словами, теория обеспечивает смысловой каркас или схему, позволяющую упрощать и интерпретировать все, что нам известно о соответствующем классе событий. Объяснительная функция теории приобретает особое значение, когда мы имеем дело с огромным количеством фактов и наблюдений, связанных с поведением. Хорошая теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным согласованно описывать и интерпретировать поведение человека.

Теория должна не только объяснять прошлые и настоящие события, но также и предсказывать будущие. Она должна обеспечивать основу для прогнозирования результатов и событий, которые пока еще не наступили. Эта цель с очевидностью предполагает, что теоретические концепции должны быть не только открытыми для проверки, но что они также могут подтверждаться или не находить подтверждения. Хорошая теория личности напрямую стимулирует психологические исследования. И наоборот, научную ценность непроверяемых теорий (то есть тех, на основе которых нельзя сделать предсказания для дальнейшего исследования) невозможно определить. Теории должны обладать исследовательским импульсом, если они претендуют на то, чтобы способствовать нашему пониманию человеческой природы во всех ее неповторимо индивидуальных проявлениях.

Теории личности выполняют разные функции в психологии. Они дают нам возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Теории также позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее. С позиции функции предсказания теории намечают направления, в которых плановое исследование может привести к новым открытиям во многих до сих пор неизведанных областях. Однако чрезвычайно важно то обстоятельство, что все теории поведения человека создаются самими людьми. Персонологи — те же люди и точно так же, как и остальные, имеют различные взгляды на природу человека. Например, некоторые теоретики убеждены, что корни человеческих поступков находятся глубоко в бессознательных мотивах, истинная природа последних не осознается индивидуумом, а источники мотивации захоронены в отдаленном прошлом. Другие полагают, что люди в значительной степени осознают свои мотивы, а их поведение является в первую очередь результатом актуальных обстоятельств. Каким бы ни было мнение каждого конкретного теоретика, совершенно очевидно, что исходные положения о природе человека, которых придерживаются персонологи, различны, и это делает их взгляды такими несхожими. Теоретик может осознать и раскрыть смысл этих положений, а может и потерпеть в этом неудачу или просто обобщить все свои посылки таким образом, что уже трудно будет распознать в них именно исходные положения.

Теории личности

Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд.

Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность Оно — Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности.

Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям.

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум — нечто большее, чем только продукт этих двух влияний (Adler, 1964). А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество.

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности.

Юнг утверждал, что личность состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Юнг отмечает, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума.

Целью исследования является изучение зарубежных теорий личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных нами задач, а именно:
1) проанализировать специальную научную и психологическую литературу по избранной теме;
2) изучить теоретические аспекты зарубежных теорий личности;
3) провести сравнительный анализ зарубежных теорий личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами………………5
1.1. Зигмунд Фрейд – Классический психоанализ……………………………5
1.2. Альфред Адлер – Индивидуальная теория личности……………………8
1.3. Карл Густав Юнг – Аналитическая теория личности…..………………10
1.4. Эрик Эриксон – Эго-теория личности…………………………………….15
1.5. Абрахам Маслоу – Гуманистическое направление………………………18
1.6. Альберт Бандура – Социально-когнитивная теория личности…………20
1.7. Эрих Фромм – Типологические модели социальных характеров………22
2. Сравнительный анализ зарубежных теорий личности…………………… .26
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………………………31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Теории личности.doc

1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами………………5

1.1. Зигмунд Фрейд – Классический психоанализ……………………………5

1.2. Альфред Адлер – Индивидуальная теория личности……………………8

1.3. Карл Густав Юнг – Аналитическая теория личности…..………………10

1.4. Эрик Эриксон – Эго-теория личности…………………………………….15

1.5. Абрахам Маслоу – Гуманистическое направление………………………18

1.6. Альберт Бандура – Социально-когнитивная теория личности…………20

1.7. Эрих Фромм – Типологические модели социальных характеров………22

2. Сравнительный анализ зарубежных теорий личности…………………… .26

Личность – это понятие, которое объединяет собой многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. В рамках психологии нет единственного общепринятого значения – значений столько, сколько психологов, решающих эту задачу.

Проблема личности является центральной в психологии. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к зарубежным и отечественным теория личности в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Объектом данного исследования являются зарубежные теории личности.

При этом предметом исследования является анализ современных зарубежных теорий личности.

Целью исследования является изучение зарубежных теорий личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд поставленных нами задач, а именно:

    1. проанализировать специальную научную и психологическую литературу по избранной теме;
    2. изучить теоретические аспекты зарубежных теорий личности;
    3. провести сравнительный анализ зарубежных теорий личности.

Для достижения цели и задач нами будут использованы следующие методы:

  • метод теоретического анализа научно-психологических источников.

1. Теории личности, выдвинутые зарубежными психологами

1.1. Зигмунд Фрейд – Классический психоанализ

Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений.

В психической жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное [11].

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаём в данный момент времени. Фрейд настаивал, что незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входят в сферу сознания, чтобы в данный момент времени не переживалось в сознании человека.

Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознаётся в данный момент, но может легко вернуться в сознание.

Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Позже Фрейд выделяет в структуре личности: Ид, Эго и Суперэго. Сфера Ид полностью неосознаваема, в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трёх уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид [12].

Ид по Фрейду означает примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности. Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которое наполняют наше поведение энергией. Ид – нечто тёмно, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей человеческий жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Поскольку Ид не ведает страха и тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели.

Психоаналитическая теория основывается на представлении, что поведение человека активизируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остаётся при этом тем же самым) и мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимыми телесными потребностями, выраженными в виде желаний, называются инстинктами [14].

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни (Эрос) и смерти (Танатос).

Первая группа включает наиболее существенные, сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов – это определённое количество энергии, находящая разрядку только в сексуальном поведении. Вторая группа – лежит в основе всех проявлений жесткости и агрессии. Он полагал, что инстинкты подчиняются принципу энтропии, согласно которому любая энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, под давлением чрезмерной тревоги человек иногда, дабы снизить ее, вынужден принимать чрезвычайные меры. Эти меры называются защитными механизмами.

Все механизмы зашиты имеют две общие характеристики: 1) они отвергают, фальсифицируют или искажают реальность; 2) они действуют бессознательно, так что человек не подозревает об их существовании.

Подавление – в отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию внутренних импульсов и угроз. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.

Рационализация – этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство обычно уже после их совершения. Наиболее типичные приемы рационализации:

а) оправдание своей неспособности что-либо сделать;

б) оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.

Формирование реакции – иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.

Проекция – все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Интеллектуализация – это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Замещение – выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Неудовлетворенные импульсы, дают о себе знать в закодированной, символической форме – в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений [12].

В развитии личности Зигмунд Фрейд считал, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии – либидо, и выделял 5 стадий психосексуального развития личности (Приложение 1).

1.2. Альфред Адлер – Индивидуальная теория личности

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека:

1) человек является единым, самосогласующимся и целостным;

2) человеческая жизнь – это динамическое стремление к превосходству;

3) индивидуум – есть творческая и самоопределяющаяся сущность;

4) социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и её поведении, направленном на решение трёх основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. Основываясь на оценке степени выраженности социального интереса и степени активности, по отношению к этим трём задачам, Адлер различал типы установки, сопутствующих стилю жизни:

– управляющий (самоуверенность, напористость, незначительный социальный интерес, установка превосходства над внешним миром);

– берущий (паразитизм в отношении внешнего мира, отсутствие социального интереса, низкая степень активности);

– избегающий (отсутствие активности и социального интереса, опасение нуда, бегство от решения жизненных задач);

– социально-полезный (сочетание высокой степени социального интереса с высокой активностью, забота о других и заинтересованность в общении, осознание важности сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других).

Адлер полагал, что стиль жизни создаётся благодаря творческой силе индивидуума, однако определённое влияние на него оказывается порядком рождения: первенец, единственный ребёнок, средний или последний ребёнок [5].

Также в индивидуальной психологии упор делается на так называемый социальный интерес, а именно внутреннюю тенденцию человека к участию в создании идеального общества.

Таким образом, теория Адлера восполняет главный пробел психоанализа – отсутствие социальной ориентации. Адлер особо подчеркивал значение социального влияния, волевых и творческих аспектов личности.

Читайте также: