Мой кейс методов оценивания доклад

Обновлено: 17.05.2024

Идея обучения с помощью кейсов зародилась и впервые была реализована в Гарвардской школе бизнеса. Предложенный метод зарекомендовал себя как эффективный в практике бизнес-образования, поэтому и получил распространение во многих университетах мира.

Заметим, что на качество обучения влияет не только формат подачи материала, но и мотивация самих студентов к обучению. Об этом мы рассказывали ранее в материале 30 правил мотивации студентов Гарварда .

Гарвардская школа бизнеса выделяет значительную часть времени на разбор кейсов, сохраняя приоритетное значение case-study в обучении бизнесу. Поэтому каждый студент Гарварда за время своего обучения решает сотни кейсов. Методология case-study применяется не только в бизнес-образовании, но и в юриспруденции, медицине и других направлениях.

В России эта методология применяется относительно недавно, начиная с 90-х годов, но многие вузы уже подхватили идею коллег с Запада и активно применяют ее в своих учебных планах.

Давайте разберемся, что же из себя представляет кейс-метод и почему его стоит использовать во время занятий.

Прежде всего, кейс 一 описание конкретной ситуации в любой сфере, а также описание определенной проблемы или задачи. Решить кейс — значит понять проблему, проанализировать все имеющиеся данные и предложить один или несколько вариантов решения проблемы.

Кейс-метод является интерактивной технологией обучения, поскольку вовлекает всех ее участников в дискуссию. Студенты должны применить полученные теоретические знания, свои личные качества и умения для решения практической задачи, предложенной в кейсе. Кейсы решаются в условиях ограниченного времени, вводные данные могут противоречить друг другу.

Очевидно, что абсолютно все занятия не могут быть построены исключительно на решении кейсов. Преподаватель также должен уметь проводить интересные семинары. О том, как их подготовить , мы рассказывали ранее.

Кейс-метод отличается от традиционного подхода в обучении. В таблице ниже отражены главные отличия этих методов обучения.

Таблица. Отличия кейс-метода от традиционного подхода в обучении


Для чего нужен кейс-метод

Кейс направлен на формирование практических навыков решения проблемной ситуации, приближенной к жизни. Кейс-метод формирует креативность мышления, гибкость в принятии решений у студентов, способствует развитию soft skills: умения работать в команде, убеждать и искать компромиссы.

Креативность студентов и умение находить новые нестандартные решения помогает развить дизайн-мышление. Подробнее о том, что это такое и как его применить в обучении, читайте в нашем материале .



VUCA-кейсы
VUCA (volatility ー нестабильность, uncertainty ー неопределенность, complexity ー сложность, ambiguity ー неоднозначность).

VUCA 一 концепция, описывающая не временное состояние среды, а новую современную реальность, к которой важно адаптироваться и быть готовым на уровне компетенций, поведения и мышления.

Чем полезны VUCA-кейсы
Кейсы, разработанные на основе VUCA-концепции, учат студентов принимать решения в условиях неполноты/ограниченности информации, находить смысл в противоречивой и разнородной информации, а также искать связи между разными факторами.

VUCA-кейсы позволяют развить вариативность мышления, способность переключаться между разными альтернативами, отказываться от своего решения в пользу лучшего для конкретной ситуации. Кроме того, такие кейсы помогают сформировать коммуникативную модель принятия решений, терпимость к противоречиям. Также немаловажно, что решение VUCA-кейсов помогают студентам научиться сохранять психологический комфорт в ситуации информационной перегрузки.


Как составить хороший кейс
Чтобы решение кейса дало необходимые результаты, к его составлению стоит подойти ответственно и учесть основные требования.

Кейс должен быть ориентирован на конкретную аудиторию. Содержание кейса должно соответствовать уровню знаний студентов.

Преподавателю и студенту должно быть понятно, зачем написан кейс. Стоит обозначить, какие учебные цели могут быть достигнуты с его помощью. Рекомендуется моделировать ситуации, с которыми будущим молодым специалистам придется столкнуться в своей профессиональной деятельности.

Убедитесь в достоверности фактов. Как правило, самостоятельно кейсы не придумывают авторы, они опираются на реальные события, которые связаны с учебным предметом. Допускается подготовка кейсов на основе открытых публикаций и ситуаций, с которыми обычно сталкивается компания. Желательно, чтобы кейс строился на реальных событиях, в центре которых находятся лица, принимающие решения.

У описываемой ситуации должен быть проблемный характер. Кейс должен быть структурирован таким образом, чтобы давать возможность студентам самостоятельно добывать нужную информацию из текста. Проблема должна задевать читателя, побуждать к поиску решения. Важно, чтобы кейс не имел очевидного и единственного верного решения. В ходе решения кейса между студентами должна возникнуть дискуссия для лучшего усвоения учебного материала.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Использование Кейс-метода

в образовательном процессе

Метод case - study (кейс-метод) или метод конк­ретных ситуаций (от английского case – слу­чай, ситуация) основан на обучении путем реше­ния конкретных задач-ситуаций (кейсов) и ориен­тирован на формирование готовности обучающих­ся решать практические задачи и находить реше­ние в реальных, жизненных, а также проблемных ситуациях. Актуальность кейс-метода обусловлена тем, что нередко выпускники учреждений профес­сионального образования, имея достаточно высо­кий уровень теоретических знаний, с трудом справляются с выполнением элементарных прак­тических заданий.

Метод кейсов начинает внедряться в практику обучения студентов вузов и учреждений среднего профессионального образования, а также в школь­ную практику. Однако педагоги пока недостаточно четко осознают сущность и дидактические воз­можности данного метода. Это связано с тем, что в литературе существуют различные подходы к тол­кованию метода, а рекомендаций по его примене­нию и конкретных методических разработок недо­статочно.

Непосредственная цель кейс-метода – совмест­ными усилиями обучающихся проанализировать конкретную производственную или жизненную ситуацию и выработать практическое решение; завершение процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте постав­ленной проблемы.

Метод case - study наиболее широко использует­ся в обучении экономике и бизнесу за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 г., внедрение его в Гарвардской школе бизнеса нача­лось в 1920 г.

Сегодня метод case - study завоевал ведущие позиции в зарубежном бизнес-образовании и счи­тается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем. Так, Гарвардская школа бизнеса выделя­ет почти 90% учебного времени на разбор конк­ретных кейсов.

Актуальность кейс-метода в настоящее время обусловлена общей направленностью образования не столько на получение предметных знаний, сколько на формирование компетентностей, раз­витие способностей к самообразованию, самораз­витию, самореализации; к оптимальному поведе­нию и деятельности в различных жизненных ситу­ациях.

Рассмотрим сущность данного метода и приве­дем несколько распространенных определений кейса как дидактической категории:

кейс – это описание реальной ситуации, слу­чая;

кейс – это событие, реально произошедшее в той или иной сфере деятельности и описанное автором для того, чтобы спровоцировать дискус­сию в учебной аудитории, стимулировать обучаю­щихся к обсуждению, анализу ситуации и приня­тию решения;

кейс – это конкретная практическая ситуация, рассказывающая о случае, событии, в котором можно обнаружить проблему, описывающая конк­ретных людей в момент принятия важного реше­ния, сталкивающихся с необходимостью предпри­нимать какие-то действия и нести ответственность за последствия.

В данных определениях кейс рассматривается как ситуация, случай.

Анализ ситуации – это детальное исследова­ние реальной или искусственно сконструирован­ной ситуации для выявления проблем и причин, вызвавших ее, определения путей и способов ее оптимального и оперативного разрешения.

Таким образом, кейс-технологию можно рас­сматривать как совокупность действий по созда­нию кейсов и их использованию в образовательном процессе, гарантированно обеспечивающую дости­жение запланированных результатов обучения.

Для того чтобы учебный процесс на основе кейс-технологий был эффективным, необходимы два условия: тщательно разработанный кейс и пра­вильная методика его использования в учебном процессе.

Идеи кейс-метода достаточно просты:

С этих позиций кейс-метод может быть использован в обучении школьников технологии, так как технологи­ческие решения многих производственных проблем многовариантны.

2. Акцент обучения переносится не на овладе­ние готовыми знаниями, а на их поиск, на сотвор­чество обучающегося и учителя.

3. Результатом применения метода являются знания, умения и навыки, опыт деятельности, а также развитие системы ценностей, жизненных установок, мироощущения и миропонимания.

4. Технология заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей (или воз­можной) в реальной жизни, определяется комп­лекс знаний и практических навыков, которые нужно усвоить; при этом учитель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующе­го ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли модератора процесса сотворчества.

5. В методе case - study преодолевается пассив­ность обучающихся, происходят столкновение взглядов, защита своей позиции, отрабатывается умение аргументировать, доказывать, строить диалог.

Кейс должен удовлетворять следующим требо­ваниям:

– содержать четкие дидактические цели, соот­ветствующие особенностям обучающихся;

– содержание ситуации и представленные материалы должны быть актуальными, достовер­ными, иллюстрировать различные аспекты реаль­ной жизни, экономики, экологии, конкретного производства и т.д.;

– не устаревать слишком быстро;

– развивать аналитическое мышление;

Суть обучения кейс-методом состоит в том, что каждый из участников или группа предлагают варианты разрешения ситуации, исходя из имею­щихся знаний, практического опыта и интуиции. Поскольку любая ситуация имеет несколько вари­антов решения, происходят обсуждение и поиск оптимального варианта.

Кейс-метод принадлежит к активным методам обучения. К его преимуществам можно отнести:

– использование принципов проблемного обу­чения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраи­вая логические схемы решения проблемы, аргу­ментировать свое мнение;

– развитие навыков работы в команде;

– отработка коммуникативных навыков (уме­ния слушать, вести диалог, задавать вопросы, аргу­ментировать собственную точку зрения, презента­ции и т.д.).

Можно сказать, что кейс-метод является одним из средств реализации компетентностного подхода в обучении. Задания, предлагаемые учащимся в рамках международных исследований по диагнос­тике качества образования ( TIMSS , PISA ), также можно рассматривать как мини-кейсы.

Кейсы можно классифицировать по различным основаниям. Остановимся на тех системах класси­фикации кейсов, которые наиболее интересны для обучения технологии.

Исходя из целей и задач процесса обучения, выделяют кейсы:

– обучающие анализу и оценке;

– обучающие решению проблем и принятию решений;

– иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

По наличию сюжета различают сюжетный кейс, бессюжетный кейс.

По способу представления материала: рассказ, эссе, аналитическая записка, журналистское рас­следование, отчет, очерк, совокупность фактов, совокупность статистических материалов, совокуп­ность документов и производственных образцов.

По типу методической части: вопросный кейс, кейс-задание.

По объему: краткий (мини), средних размеров, объемный кейсы.

По степени воздействия их основных источни­ков:

– практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

– обучающие кейсы, основной задачей кото­рых выступает обучение;

– научно-исследовательские кейсы, ориенти­рованные на осуществление исследовательской деятельности.

Источниками формирования кейсов могут быть:

1. Художественная и публицистическая литера­тура, которая может подсказывать идеи или опре­делять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты текстов из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ актуализируют кейс, повышают интерес к нему со стороны обучающихся.

2. Информация производственного, экономи­ческого, социального характера, связанная с про­блемами местного социума.

3. Статистические материалы, которые могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации или выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации.

4. Научная литература: статьи, монографии, научные отчеты.

5. Интернет-ресурсы. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и опера­тивностью.

Рассмотрим основные этапы создания кейсов:

2. Определение проблемной ситуации.

3. Построение программной карты кейса, состо­ящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

4. Построение или выбор модели ситуации, проверка ее соответствия реальности.

5. Выбор жанра кейса.

6. Написание текста кейса.

7. Диагностика правильности и эффективности кейса и его корректировка.

8. Внедрение кейса в практику обучения, его публикация.

9. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для обу­чающихся и возможных вопросов для ведения дис­куссии и презентации кейса, описание предполага­емых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Основные требования к кейсу:

– должен быть написан интересно, простым и доходчивым языком;

– содержать проблему и пояснительную запис­ку, в которой предлагаются конкретные рекомен­дации по разбору ситуации, излагаются авторский разбор ситуации, ключ, а также рекомендуемая методика проведения занятий;

– демонстрировать положительные и отрица­тельные стороны проблемы;

– соответствовать потребностям контингента обучающихся;

– содержать оптимальное количество инфор­мации;

– текст кейса не должен подсказывать ни одно­го варианта решения поставленной проблемы.

Сюжетная часть – описание ситуации, содер­жащее информацию, позволяющую понять окру­жение, в котором развивается ситуация, с указани­ем источника получения данных.

Информационная часть – информация, кото­рая позволит правильно понять развитие событий.

Методическая часть – разъясняет место дан­ного кейса в структуре учебной дисциплины, фор­мулирует задания по анализу кейса для обучаю­щихся.

Решение кейсов рекомендуется проводить в пять этапов:

1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.

2. Выделение основных проблем, факторов и персоналий, которые могут реально воздейство­вать на ситуацию.

4. Анализ последствий принятия того или иного решения.

5. Решение кейса-предложения одного или нескольких вариантов (последовательности дейс­твий), указания на возможное возникновение про­блем, механизмы их предотвращения и решения.

Ознакомление обучающихся с текстом кейса и анализ кейса чаще всего осуществляются за несколько дней до его обсуждения как самостоя­тельная работа. Обучающиеся определяют ключе­вые проблемы кейса, его главных действующих лиц, отбирают факты и понятия, необходимые для анализа, определяют трудности, которые могут возникнуть при решении задачи. Далее определя­ется метод исследования.

Работу обучающихся можно оценивать по сле­дующим показателям:

1. Аргументированность и обоснованность выступления.

2. Выделение круга вопросов, которые требуют углубленного обсуждения.

3. Владение категориальным аппаратом, стрем­ление давать определения, выявлять содержание понятий.

4. Демонстрация умения логически мыслить.

5. Предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания.

6. Предложение определенного плана действий или плана воплощения решения.

7. Определение существенных элементов, кото­рые должны учитываться при анализе кейса.

8. Активное участие в обработке количествен­ных данных, проведении расчетов.

9. Подведение итогов обсуждения. Применяя кейс-метод, можно использовать все виды оценок: текущую, промежуточную и итого­вую. Текущая оценка помогает руководить процес­сом обсуждения кейса; промежуточная оценка позволяет фиксировать продвижение обучающего­ся по пути решения кейса; конечная – подводит итог успехам в анализе кейса и овладении дисцип­линой. При оценке работы групп (подгрупп) в открытой дискуссии может быть использовано публичное оперативное оценивание текущей рабо­ты группы (подгруппы), которое стимулирует соревновательность.

Оценка должна носить обоснованный характер. Обучающийся должен понимать не только правила разбора кейса, но и систему его оценивания препо­давателем, что требует обязательного ее разъясне­ния до начала работы над кейсом.

В последнее время все более популярным стано­вится использование кейсов не только на стадии обучения, но и при проверке результатов обучения на экзаменах. Обучающиеся получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Можно предложить кейс прямо на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в ограниченные временные рамки.

Педагогические возможности использования кейс-метода и его применение в образовательном процессе зависят от профессиональной компетент­ности педагогов. Изучение данного метода и внед­рение его в образовательный процесс позволят не только организовать обучающихся на усвоение необходимых знаний, но и научить использовать их в жизнедеятельности.

Аргунова, Т.Г. Применение кейс-метода в образова­тельном процессе и методической работе ССУЗА [Текст] / Т.Г. Аргунова, В.Н. Андреева, В.А. Подвойский: науч.-ме­тод, пособие. – М., 2007. – 104 с.

Долгоруков, A . Case - study как способ (стратегия) понимания [Текст] / А. Долгоруков. Практическое руко­водство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий / под ред. А.Дол­горукова. – М.: Центр интенсивных технологий образо­вания, 2002. – С. 22-44.

Панфилова, А.Н. Игровое моделирование в деятель­ности педагога [Текст] /А.Н.Панфилова: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 368 с.

Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обу­чения ( case - study ) [Электронный ресурс] Режим доступа www . casemethod . ru .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс - инновационная технология
в учебном процессе.

Учитель начальных классов

Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

В связи с модернизацией образовательной системы - предлагаются: иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом, поэтому учить только традиционными методами нельзя.

Вот учителю и приходится постоянно искать эффективные методы обучения.

Для себя я выбрала кейс - технологии. Что же такое кейс- технологии?

Особенности кейс- технологий.

Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. В ходе её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся неоднозначность решения проблем, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении

Кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся , опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

- Для кого и чего пишется кейс?

- Чему должны научиться дети?

- Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

-Структурирование учебного материала

-Выбор организационных форм, методов и средств обучения.

Методы кейс – технологии

- игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

- ситуационно ролевая игра

- Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

- метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

- кейс- стади

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Структура обучения и действия учителя.

1. Подбирает кейс.

2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся.

3.Разрабатывает сценарий урока.

4. Организует предварительное обсуждение кейса.

5. Делит класс на группы.

6. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

7. Оценивает работу учащихся.

8. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

Работа ученика с кейсом

I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Цель работы с кейсом: создать условия для развития навыков анализа и критического мышления.

Результаты работы с кейсом:

Учебные – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков.

Умение работы с текстом

Освоение методов анализа

Образовательные – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.

Появление опыта принятия решений, решения проблем

Повышение уровня коммуникативных умений

Опыт работы в группе

Преимущества использования кейс технологий в обучении

- Кейс -технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивают у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

- Развивают презентационные умения.

- Приобретают экспертные умения и навыки.

- Изменяют мотивацию к обучению.

Виды кейсов

Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, он состоит из 3 частей:

1.Вспомогательная информация (необходимая для анализа кейса).

2.Описание конкретной ситуации;

3.Задания к кейсу.

Печатный кейс, мультимедиа- кейс, видео кейс.

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе. Ведь погоду в классе делаем Мы с вами. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно!

Спасибо за внимание!

Сборник кейсов по литературному чтению для 4 класса.

Долг
Холодный шум ночного океана,
Незримые дороги кораблей.
Я вижу земляничную поляну.
Над той поляной – крики журавлей.
Родимый край мой!
В грёзах или в росах,
В туманах ночи и в сиянье дня,
И в пору жатвы, и на сенокосах
Ты с детства завораживал меня.
А дни идут.
Над палубой эсминца
Качается свинцовый небосклон.
А волны, волны, волны вереницами
Стремительно бегут со всех сторон.
И там, где сила духа на пределе,
Где шторм встает преградой кораблю,
Я должен, должен доказать на деле,
Что сердцем всем я Родину люблю.
(Н. Рубцов)

Проанализировав стихи. сделать вывод: главный долг гражданина своего Отечества – это …….

Россия! Не искать иного слова.

Иной судьбы на свете нет.

Ты вся - сплошное поле Куликово

На протяженье многих лет.

НЕТ, мужество случайным не бывает
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь!

Всегда Россия славилась отважными героями,
Не раз встревожена была войны шальными зорями,
И офицер, и рядовой воспитан был на доблести.
И за Отчизну рвался в бой по чести и по совести!

Ребят не мало полегло, и в наше время сложное
Они сражались яростно, вершили невозможное,
И на корню рубили зло, враг не дождался милости!
Уже нет сил, уже нет слов, а друга надо вынести.

Спасибо всем, кто воспитал сынов своих мужчинами!
Никто из них не задрожал пред пулями и минами!
И вновь готовы на Руси герои биться с нечестью.
Храни, Господь, и укрепи Защитников Отечества!

Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни –
Радость работы на мирной, счастливой земле

1.Нет милее дружка, чем родная матушка.

2.При солнышке тепло, при матушке тепло.

3.На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

4. Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.

5. Сердце матери лучше солнца греет.

Расул Гамзатов.

Трудно жить, навеки Мать утратив,

Нет счастливей нас, чья мать жива,

Именем моих погибших братьев

Вдумайтесь, молю, в мои слова.

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей, подобно мелу,

Выбелит ей косы добела.

Если даже сердце очерствело,

Дайте Маму капельку тепла

Если сердцем стали вы суровы,

Будьте дети ласковее с ней.

Берегите Мать от злого слова,

Знайте: дети ранят всех больней!

Если ваши Матери устали,

Добрый отдых вы им дать должны.

Берегите их от чёрных шалей,

Берегите женщин от войны!

Мать умрёт и не изгладить шрамы,

Мать умрёт и боли не унять.

Заклинаю: берегите Маму,

Дети мира, берегите Мать!

Музыка- это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. Музыка, как один из видов искусства направлена прежде всего на душу человека, на его сознание. Именно по этой причине сходятся иногда совершенно разные люди, которым нравится одна и та же музыка. По музыкальным пристрастиям человека мы можем очень многое о нем узнать: его характер, привычки, чувства и даже образ жизни. Когда бы и где бы ни жил человек музыка всегда играла и играет огромную роль в его жизни и судьбе.

Текст о живописи.

Живопись - один из древнейших видов изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.

До наших времён дошли изображения животных и людей, сделанные ещё в эпоху первобытного общества на стенах пещер. С тех пор прошли многие тысячелетия, но живопись всегда оставалась неизменным спутником духовной жизни человека. В последние века она, бесспорно, самый популярный из всех видов изобразительного искусства.

Текст о литературе.

Роль литературы в жизни человека трудно оценить. Книги воспитали не одно поколение людей. К сожалению, в современном обществе роль литературы недооценивается. Есть категория людей, которая заявляет о том, что литература изжила себя как вид искусство, ее заменило кино и телевидение. Но остается та категория людей, которая признает и ценит значение литературы в нашей жизни.

Как известно, книги выполняют две основные функции: информационную и эстетическую. Из поколения в поколения именно при помощи книг передавался опыт, накопленный веками, в книгах хранились знания, запечатлевались открытия. Книги являли собой трибуну для провозглашения новых идей и мировоззрений. В трудных жизненных ситуациях человек прибегает к книге и черпает из нее мудрость, силы и вдохновение. Ведь книга универсальна, в ней человек может найти ответ на любой интересующий вопрос.

Современное общество часто недооценивает влияние театра на жизнь людей. Со всеми сегодняшними технологиями, люди забыли, что значит настоящее искусство, а в обществе, где нет истинного искусства, всегда будут проблемы. Театр воплощает все хорошее и все плохое, что есть в социальном мире. Театр развивает в людях воображение, чувство прекрасного – это всё духовное развитие человека. Это место, где человек может посмотреть на себя как бы со стороны.

Кинематограф плотно засел в жизни людей. Кино играет и обучающую и развлекающую роль. Обучать начинают фильмы уже с малых лет. Дети очень любят смотреть мультфильмы. На примере персонажей делают выводы, что такое плохо и хорошо, добрые или злые и т. д. А сколько эмоций переживают! Если смотреть фильмы о дружбе, верности, смелости и благородстве с детства, то вероятнее всего, повзрослев, привычка не изменится. Кино — это одна из самых эффективных форм обучения. Какой бы смысл не был заложен в фильме, каждый сможет получить информацию, интересующую именно его, найти пищу для размышлений. Возможно, человек в фильме найдет ответы на важные вопросы. Также фильм может стать стимулом к какому-то действию, вдохновить человека на поступок.

Задание к кейсам

-Каждая группа пытается выяснить влияние изучаемого вида искусства на жизнь человека

Вопросы к кейсам.

Для каждой группы подготовлены тексты о видах искусства, к ним даны вопросы для анализа:

-Название вида искусства.

-Как этот вид искусства представлен.

-Что чувствуют люди при встрече с этим искусством.

-Как этот вид искусства отражает окружающий человека мир.

-Даёт ли искусство представление об окружающем мире человеку.

Когда была написана статья? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.

Какой стиль текста?

Назовите жанр текста.

Что вы можете сказать: поступки Чкалова это лихачество или каждодневный подвиг?

Минотавр был сыном Миноса, царя острова Крит, расположенного в Средиземном море. Минос повелел афинянам ежегодно присылать на Крит по семь юношей и семь девушек. Несчастным юным пленникам предстояло стать жертвами кровожадного царского отпрыска- Минотавра. Чтобы Минотавр не вырвался на волю и чтобы его жертвы не ускользнули от него, Минос повелел построить Лабиринт – огромный дворец в несколько этажей, со множеством запутанных переходов, лестниц, подвалов и потайных комнат. Построил Лабиринт знаменитый греческий мастер Дедал, а хозяином и единственным обитателем дворца стал Минотавр. На греческом острове Крит до сих пор сохранились развалины Лабиринта – дворца легендарного царя Миноса. Миф о Минотавре живёт в современном языке: запутанные сооружения со множеством тупиков и извилистых переходов мы до сих пор называем ЛАБИРИНТАМИ.

К какому жанру относится данный текст?

Мечта о счастье

Малые фольклорные произведения

Сказки (о животных, бытовые, волшебные)

Вопросы. Что такое устное народное творчество?

Расскажи используя опорные слова.

Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или интернете.

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку -

Прилетите к нам,

Задание. Дополни текст заклички

Прочитайте докучную сказку.

Слушайте ,послушайте! Расскажу вам сказочку- хорошую – прехорошую, длинную – предлинную, интересную – преинтересную!

Жил – был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет, хвост вытащит – ноги увязнут, ноги вытащит – хвост увязнет, хвост вытащит – ноги увязнут, ноги вытащит – хвост увязнет …

Хороша ли моя сказочка?

Как начинается докучная сказка про журавля?

Назови повторяющиеся слова, выражения.

Какими словами заканчивается сказка?

Определи и назови, какое слово лучше всего раскрывает понятие докучать.

Оценочный лист работы на уроке.
Ф.И.ученика _______________
№ Критерии оценки 5 4 3 2 1
1 Слушаю, не перебивая, учителя и одноклассников.
2 Принимаю участие в работе моей группы.
3 Принимаю участие в работе всего класса.
4 Работаю творчески
5 Оцениваю одноклассников.
6 Оцениваю себя.

Оценочный лист работы группы №___________________________

№ Критерии оценки работы группы.
5-отлично
4-удовлетворительно
3-надо постараться № группы
1 Материал изучен в полном объеме.
2 Участие всех членов группы в работе.
3 Творческий подход в изложении материала.
Итоговое количество балов


Внедрение практико-ориентированных (деятельностных и интерактивных) технологий, форм и методов обучения является необходимым требованием стандартов нового поколения.В этом случае перед преподавателем встает задача совместить традиционные методы обучения и современные образовательные технологии.

Цель данной работы – рассмотреть вопрос применения кейс - метода в организации современного занятия по биологии и его интеграции в образовательном процессе.

Содержимое разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАТЕРИАЛЫ ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

преподавателя естественных дисциплин Квасовой Н.П.

Кейс-метод как инструмент достижения целей образовательных стандартов нового поколения

1. КЕЙС-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

1.1 Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса:

1.2 Научное обоснование и определение понятий

1.3. Материалы для создания кейса и их классификация

1.4. Технология обучения методом кейсов

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС – МЕТОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1 Методика работы с кейсом на занятии

2.2 Примеры использования кейсов на уроках

3.1 Результаты работы с кейсом

Система подготовки высококвалифицированных специалистов испытывает в настоящее время серьезные перемены. Как альтернатива классической (информационно-репродуктивной) системе обучения активно внедряется система компетентностного образования. Ее обоснованное внедрение является социально обусловленным, поскольку ориентирует на формирование соответствующего типа личности человека, специалиста, который, прежде всего, мог бы бесконфликтно адаптироваться к условиям рыночной экономики, демократического социального устройства. [12]

Внедрение практико-ориентированных (деятельностных и интерактивных) технологий, форм и методов обучения является необходимым требованием стандартов нового поколения. Главные позиции современного образования в полной мере соотносятся с глобальными мировыми тенденциями в сфере образования, наиболее значимыми из которых являются:

1) непрерывность образования как его новое качество;

2) образование как основа самореализации студента, формирование субъектной позиции в обучении, будущей профессиональной деятельности, жизни в целом;

3) ориентация обучения на формирование мобильной, динамичной, самодостаточной личности, обеспечение возможностей для ее самореализации.

В этом случае перед преподавателем встает задача совместить традиционные методы обучения и современные образовательные технологии.

Цель данной работы – рассмотреть вопрос применения кейс - метода в организации современного занятия по биологии и его интеграции в образовательном процессе.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть особенности кейс - метода

- показать использование кейс-метода на практике;

- проанализировать эффективность ее использования в учебной деятельности.

Результатом проделанной работы можно считать - повышение познавательной активности студентов к изучению биологии.

1. КЕЙС-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

1.1 Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса:

Применение различных методик требует от преподавателя участия в исследовании видов деятельности, которые обеспечивают поэтапное овладение опытом профессионального творчества: познавательную, исследовательскую и информационно-обобщающую. Выделенные виды деятельности не рассматриваются как взаимодействие равноценных компонентов, вносящих одинаковый вклад в современное образование. Более того, в педагогике доказано, что в группе деятельностных методов существует ведущий, лидирующий компонент, который запускает процесс в целом. Следовательно, необходимо выделить доминанту деятельности на каждом этапе подготовки и, исходя из этого, отобрать соответствующие методы и формы организации деятельности преподавателя. На первом этапе подготовки преподавателя к профессионально-творческой деятельности при реализации кейс-метода лидирующим компонентом выступает познавательная деятельность, на втором этапе - исследовательская деятельность, на третьем - обобщающе-информационная.

На познавательном этапе - изучение методической литературы по применению кейс-метода в различных дисциплинах; изучение существующих технологий самообразования, исследование состояния проблемы в теории и практике среднего профессионального образования; определение методологических основ создания кейсов; уточнение цели, объекта, предмета, задач, содержания исследования; составление плана опытно-поисковой работы, разработка понятийного аппарата.

На исследовательском этапе - конструирование процесса обучения, нацеленного на формирование компетенций профессионального образования с помощью интерактивных технологий, разработка учебно-методических материалов; проведение пробных занятий; проверка и уточнение научно-методических выводов, диагностика результатов.

И именно с позиций такого анализа мы не можем отрицать значимость наработанной практики реализации кейс-методики на этапах учебно-воспитательного процесса.

Новизна опыта заключается в том, что применение кейсов в обучении биологии связано с противоречием между возможностью использования кейсов для повышения биологических знаний студентов и недостаточной разработанностью содержания и практики применения кейсов в процессе обучения биологии. Все это обусловливает актуальность выбранной нами темы с целью реализации образовательных стандартов нового поколения.

1.2 Научное обоснование и определение понятий

Анализ конкретных ситуаций (от англ, case method, case-study) (метод конкретных ситуации, кейс-метод, кейс-стади, метод ситуационного анализа) - метод обучения, который использует описание реальных профессиональных, экономических, социальных ситуаций., реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами с целью спровоцировать дискуссию в учебной аудитории.

А. М. Долгоруков описывает метод case-study как инструмент, разрешающий использовать теоретические знания к решению практических задач, способствующий формированию у обучающихся самостоятельного мышления, умения слушать, учитывать и аргументировано высказать свою точку зрения. При помощи этого метода обучающиеся располагают возможностью проявлять и совершенствовать свои оценочные и аналитические навыки, учатся работать в команде, находить наиболее целесообразное решение поставленной проблемы. [3]

Принципиальные особенности метода исследования ситуации следующие:
а) центральный пункт — проблема, а не предмет;
б) кейс должен иметь дело с конкретным объектом, а не только с общей теорией;
в) обучаемые обязаны активно участвовать в процессе учения, а не только быть пассивными слушателями;
г) возможно не одно решение проблемы [9]

Обозначим конкретные профессиональные навыки, формированию которых способствует использование кейс-метода.

1. Аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать её, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их; мыслить ясно и логично.

2. Практические навыки: формирование на практике навыков использования педагогической теории, методов и принципов.

3. Творческие навыки: генерация альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т. д.

6. Самоанализ: осознание и анализ мнения других и своего собственного; развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. [8]

1.3. Материалы для создания кейса и их классификация

Кейс как интеллектуальный продукт имеет свои источники. Они делятся на первичные – общественная жизнь во всем её многообразии, образование и наука, вторичные – средств массовой информации, специализированных журналов и изданий, информационных вестников и буклетов, распространяемых на выставках, презентациях и т.д. и третичные, наименее распространенный, вариант – описание вымышленной ситуации. К числу коренных недостатков такого подхода следует отнести максимальную отстраненность от реальной жизни, реальных объектов. В практике конструирования кейсов чаще всего наблюдается доминирование одного из источников. Данный подход положен в основу классификации кейсов по степени воздействия их основных источников:

- практические, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

- обучающие, основной задачей, которых выступает обучение;

- научно-исследовательские, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. [8]

Хотя каждый кейс должен нести однозначную обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Так кейс с доминированием обучающей функции содержит:

во-первых, типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться в процессе профессиональной деятельности;

во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, ситуация, проблема такие, какими они могут быть в жизни.

Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам. Строится такой кейс по принципам создания исследовательской модели. Поэтому применять его лучше для работы с небольшой творческой группой студентов.

Основная задача практического кейса заключается в том, что рассматриваются реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. Выделяются разные типологии кейсов:

- по наличию сюжета (сюжетные и бессюжетные);

- по субъекту кейса (личностные, организационно-институциональные, многосубъектные);

- по объему предоставляемого материала (мини-кейс, средний кейс, объемный кейс);

- по способу представления материала (эссе, рассказ, аналитическая записка, отчет, очерк, совокупность фактов, совокупность статистических материалов, совокупность документов и пр.);

- по виду методической продукции (вопросный кейс, кейс-задание, кейс-задача);

- по представлению информации (структурированные, неструктурированные) и др.

Интересной является классификация кейсов, предложенная на основе анализа зарубежного опыта применения метода конкретных ситуаций

Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и слушатель постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их. [13]

Классифицироваться кейсы могут и в зависимости от доминирующей функции (Таблица 1)

Таблица 1 - Функции, типы и примеры кейсов

Характеристика функций кейса

Тренировка применения навыков деятельности в изменяющихся ситуациях

тренировка практических навыков получать разный результат в зависимости от разных условий

овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов

анатомия: организм человека и животного

выработка умений и навыков аналитической деятельности

анализ явлений и объектов науки и практики

получение нового знания относительно развивающихся объектов

систематизация ситуационного знания

разнообразные статистические материалы, анализ средних температур за определенный период времени в каком-либо регионе, адаптация живых организмов

получение сведений о развитии данной системы

прогноз событий, возможные последствия решения экологических проблем.

Во всем многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Кейс включает в себя:

- сюжетную часть – случай, проблема, история из реальной жизни;

- методическую часть – вопросы и задания для работы с кейсом;

- информационную часть – приложения (глоссарий, параграф учебника, научная статья и т.д.) [6]

1.4. Технология обучения методом кейсов

Представить кейс на уроке можно различными способами, но, как правило, представляется в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. В последнее время все популярнее становится мультимедиа презентации (Схема 1). Однако фильм, видео и аудио презентации могут создавать некоторые проблемы. С печатной информацией легче работать и анализировать ее, чем информацию, представленную, например, в фильме. Ограниченные возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к искажению информации и ошибкам. Возможности мультимедиа представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного видео. [6]


Схема 1 - Виды представления кейсов.

Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Преподаватель и слушатель постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, сталкиваются друг с другом, мотивируют свои действия, аргументируют их. [13]

При преподавании биологии кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения, в процессе закрепления и в процессе контроля.

В реализации кейс-метода выделяют следующие этапы:

- Подготовительный этап: подготовка ситуации, дополнительных информационных материалов, определение места занятия в системе предмета, задачи и цели занятия

- Ознакомительный этап: вовлечение студентов в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации: введение в ситуацию, описание ситуации, изучение информационного материала, словарей

- Основной (аналитический) этап: определение формы проведения мероприятия - индивидуальная или групповая; объяснение критериев оценивания; анализ ситуации, выявление проблемы; обсуждение проблемных моментов, поиск аргументов и решений; представление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.

- Итоговый этап, это заключительная презентация результатов аналитической работы (обучающиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы). Именно на этом этапе умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его рекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным качеством обучающихся. [8]

Устная презентация обладает свойством кратковременного воздействия и, поэтому, трудна для восприятия и запоминания. Степень подготовленности выступающего проявляется в спровоцированной им дискуссии. Преимуществом такой презентации является ее гибкость. Оратор может откликаться на изменения окружающей обстановки, адаптировать свой стиль и материал, чувствуя настроение аудитории.

Непубличная презентация менее эффектна, чаще всего это отчет по выполнению задания, при этом стимулируются такие качества, как умение подготовить текст, точно и аккуратно составить отчет. Письменные отчеты-презентации обычно более структурированы и детализированы. Основное правило письменного анализа кейса заключается в том, чтобы избегать простого повторения информации из текста, информация должна быть представлена в переработанном виде. Самым важным при этом является собственный анализ представленного материала, его соответствующая интерпретация и сделанные предложения.

Следующий шаг итогового этапа: обобщающее выступление преподавателя – анализ ситуации; оценивание учителем обучающихся по следующим критериям: практическое обоснование, самостоятельность решения, грамотный язык, предложение нетрадиционного и перспективного решения проблем. [7]

Следовательно, технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста. Для решения кейса могут использоваться различные методы, приёмы и стратегии различных современных образовательных технологий, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно – воспитательной деятельности. (Таблица 2). [9]

Таблица 2. Содержание деятельности методов и приемов для решения кейсов

Читайте также: