Доклад на тему досуг крестьян

Обновлено: 04.07.2024

Крестьяне в XIX в. продолжали быть самой многочисленной категорией населения Российской Империи, составляя около 85 процентов от общего количества ее жителей. Они же были и самой бедной частью населения, находясь в крайне трудном положении.

Положение крестьян

Основными категориями крестьян в первой половине XIX в. были:

  • государственные;
  • владельческие (помещичьи);
  • монастырские;
  • удельные.

Государственные крестьяне принадлежали непосредственно государству, но были лично свободными, то есть не крепостными. Они обрабатывали землю, которая принадлежала общине, но была в собственности государства. За пользование землей они платили в казну подати, поэтому и назывались государственными. Они могли покупать землю, заниматься торговлей и переходить в мещанское, купеческое сословия.

Крепостные крестьяне, к которым относились владельческие, монастырские и удельные, жили намного хуже. Правление Екатерины II было наиболее тяжелым временем для крепостных крестьян, так как в тот период они стали фактической собственностью помещика и потеряли почти все свои права. Теоретические же идеи императрицы о вредности крепостного права не получили никакой реализации.

В тот период в обществе уже назревает понимание губительности крепостного права как для социального, так и для экономического развития страны. Павел I предпринимает некоторые попытки улучшить положение крестьян, но его указы не оказали существенного воздействия на ситуацию.

Александр I (1801-1825) в начале царствования был настроен на либеральные реформы. Одним из первых его действий было прекращение перевода государственных крестьян в категорию помещичьих, чем так активно занимались его предшественники. Правда, в период тяжелого финансового положения страны он продал больше 10 тысяч крестьян частным владельцам.

В 1803 г. Александр издал указ о вольных хлебопашцах, в котором разрешал крепостным освобождаться с землей за выкуп. Однако за время действия этого указа до 1858 г., правом выкупа воспользовалось около 1,5 % крестьян.

Готовые работы на аналогичную тему

При Николае I (1825-1855) выходят указ, также разрешающий крестьянам освобождаться за выкуп, но без земли, которая оставалась в собственности помещика, а пользование наделом крестьянин платил подати помещику. Естественно, этот указ совсем не менял реальное положение крестьян.

Также в 1837-1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян, которая предоставляла крестьянским общинам право самоуправления.

Императоры думали об отмене крепостного права, но решались, полагая, что это мера преждевременна. Александр II (1855-1881) понимал, что это необходимо для общества, поэтому в 1861 г. он выпускает Манифест об отмене крепостного права. Согласно нему, все крестьяне получали свободу и землю, но за надел они должны были платить выкуп государству в течение определенного времени. Уклад жизни не особо поменялся после этого, так как помещик по-прежнему был главной фигурой в деревне, а крестьяне все еще не имели землю в личном пользовании. Пока крестьянин не выплатит выкуп, он назывался временнобязанным, крепостных же более не было.

Занятия крестьян

Уклад жизни крестьян был самым традиционным и в целом не менялся на протяжении столетий. Основным занятием крестьян было земледелие. Выращивали они зерновые культуры – рожь, просо, овес, гречиха. В огороде росла картошка, капуста, помидоры и разные овощи и фрукты. Основные культуры менялись в зависимости от региона. Методы и способы обработки земли передавались от отца к сыну, таким образом оставаясь архаичными, но достаточно продуманными.

Кроме земледелия крестьяне занимались скотоводством. Средняя крестьянская семья имела домашних животных – корову, лошадь, овец, куриц и пр. Животные давали продукты, шерсть, кожу, а также использовались в качестве средств передвижения. Быков и лошадей запрягали для обработки поля, на лошадях ездили верхом. Некоторые бедные семьи не могли себе позволить содержать скот, да и их урожая не хватало, чтобы себя прокормить, поэтому они становились батраками, уходя на заработки в город либо к своим зажиточным односельчанам.

В деревне развиты были такие ремесла как кузнечное дело, столярное, кожевенное, ткацкое и пр. Крестьяне занимались бортничеством, рыболовством, охотой, что также приносило доход. Шкуры, мясо шли на продажу или в качестве оброка.

Крестьяне должны были:

  • отрабатывать барщину;
  • вносить оброк;
  • нести другие повинности в пользу помещика или государства.

Оброк мог был быть денежным или натуральным, а его размер определял помещик; то же и с барщиной, представляющая собой обязательную работу крестьянина на наделе помещика, размер которой также не был определен. Повинности заключались в привлечении крестьян на строительство чего-либо, призыве их в войско и пр.

Крестьяне жили в деревнях, обычно общинами. У обычной крестьянской семьи была изба со двором, где располагались хозяйственные постройки (скотный двор, сарай, баня и пр.).

Весь уклад жизни крестьянина был завязан на сельскохозяйственных работах и занятия крестьянина менялись в зависимости от времени года: зимой - хлопоты о хранении сена и зерна, обновление сельскохозяйственного инвентаря, весной – посев, затем покос, сбор урожая и заготовка его на зиму.

Крестьяне не только занимались работой, но и отдыхали. Праздников в деревне было очень много: одни были церковными (Рождество, Пасха), а другие – языческими (Иван Купала, Масленица).

Во время праздников деревня оживлялась, на площадях устраивались ярмарки с развлечениями и сладостями. Юноши и девушки катались с горок, на каруселях, водили хороводы, устраивали различные конкурсы. По вечерам ходили по деревне и пели песни. Традиции и особенности каждых праздников зависели от региона.

Такой была жизнь крестьянина в XIX в. в России. Реформы, проводимые государством в тот период, не оказывали существенного влияния на повседневную жизнь людей. Глобальная перемена в положении крестьян произошла уже после 1917 г.

Досуг как социальное явление восходит своими истоками к периоду каменного века, когда большим праздником отмечалось возвращение охотника с добычей. Становление системы праздников на Руси обусловлено особенностью с-хоз. Труда: сменой времен года, продолжительностью дня, сроками начала и конца работ. Мифы и легенды, былины и сказки служат свидетельством того, что праздники были всеобщим явлением для населения планеты.

При княжеском же дворе устраивались пышные пиры по поводу значимых событий (победа в сражении, приезд купца и др.) Показатель княжеской щедрости – накормить и напоить гостей допьяна. В княжеских пирах нередко блистали умом и женщины. Любимой забавой высшей знати становилась звериная и птичья охота.

С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

В период татаро-монгольского ига традиции народной жизни сохранялись на незанятых татарами территориях – Новгороде, Пскове, Смоленске… С 14 века Русь начала оправляться от постигших ее бед, рождались ремесла и торговля, развивалось зодчество. Увеличилось число церквей на Руси, церковная трапезная нередко становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний. Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.

Средние века

Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там веселые представления.

К 15 веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы.

Развивались формы деревянной и каменной архитектуры. причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов сооружений – жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий, церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII века оставался в основном деревянным. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник. В каждой местности одевались по-разному, но основные предметы крестьянского костюма были одинаковыми. Одежда резко делилась на будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная демонстрировала всё, на что были способны её хозяева.

Письменность

различных сословий российского общества

в 18 – начале 20 веков.

Досуг крестьян

Досуговые занятия и развлечения дворянства.

К началу 19 века в дворянских домах стали собираться личные библиотеки, дворяне читали переводные романы или сами брались за перо. «Домашние « образцы поэзии и прозы составляли содержание литературных альбомов. Альбомы пополнялись сочинениями гостей, родственников. Именно домашние формы творчества создали основу для салонов и кружков. В круг чтения дворян входили также газеты и журналы.

В период падения силы и могущества русского дворянства рамки сословий стали размываться. Это изменило и коллективные формы дворянского досуга. Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократического сословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы). Среднее и мелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан, представителей интеллигенции. Возросло число людей, посвящавших свой досуг общественной работе (комитеты и общества грамотности).

Способы проведения свободного времени

в купеческой и мещанской среде.

Культурно-досуговая деятельность в 1917 – 1941 годах.

Революционные события и гражданская война изменили содержание культурно-досуговой деятельности. Театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусств были переданы государству. Церковь отделили от государства, школу – от церкви. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Руководство КДУ осуществляли Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования. Учреждениям культуры отводилась большая роль в деле просвещения, пропаганды, в борьбе за здоровый образ жизни, создании новой обрядности, развитию народно-художественного творчества. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликбез.

Интенсивно развивалась художественная самодеятельность, кружки создавались в воинских частях, клубах, народных домах. Популярны были интермедии, сатирические сценки, песни, частушки и даже танцы политической тематики. В годы гражданской войны появились первые передвижные КДУ – агитпоезды, агиттеплоходы, при воинских частях создавались агитпункты. В конце 20-х годов были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х – Дворцы культуры, колхозные и совхозные клубы и библиотеки. К концу 30-х годов стали появляться районные Дома культуры и библиотеки.

С 1932 года в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры народного творчества. Средства на строительство КДУ помимо государства стали выделять предприятия, колхозы и совхозы. В городах росло количество Домов и Дворцов культуры, киноустановок и библиотек, сельские избы-читальни реорганизовывались в клубы и брались на содержание колхозов и совхозов. В 1928 году был основан новый вид КДУ – ЦПКиО в Москве.

В 30-е года расширились книгоиздательство, распространение радио. Вошли в жизнь передвижные КДУ (библиотеки, кино- и радиопередвижки, выставки, агитповозки, агитмашины) для обслуживания отдаленных и сельскохозяйственных районов страны. Был открыт Московский библиотечный институт, библиотечные отделения в педучилищах, курсы клубных работников. В Наркомпросах возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления КДД.

Социальные потрясения этих лет повлияли на досуговую деятельность населения, наличие богатства или принадлежность к сословиям перестали определять способы проведения свободного времени. Получили развитие общественные и массовые формы досуга, КДД рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием, чему способствовало повышение уровня их образованности.

Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны

Основной формой работы с населением стали беседы, читки газет, небольшие концерты (в госпиталях, в цехах между сменами), встречи с фронтовиками. Работали разнообразные передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, агитпоезда, агитпункты, передвижные библиотеки (использовался опыт работы в период гражданской войны).

Основными направлениями деятельности клубов и библиотек стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, участие в обучении женщин и детей массовым профессиям (на замену мужчинам), развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с врагом, организация отдыха людей в условиях тяжелого труда. Для разъяснительной работы широко использовались сводки Совинформбюро. Культработники шли с беседами и разъяснительной работой в поля, цеха, на фермы. Любовью пользовались писатели-фронтовики (Тихонов, Симонов, Шолохов). Клубные работники организовывали работникам тыла встречи с фронтовиками.

В госпиталях, помимо концертной работы, работники культуры читали раненым книги и газеты, писали за них письма, проводили беседы, обзоры литературы. Сельские клубы вели работу по сбору теплых вещей для солдат, устраивали вечера, на которых женщины пряли шерсть, вязали носки и варежки.

В начале войны были созданы фронтовые и армейские Дома Красной Армии, дивизионные клубы, клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки. Для обслуживания фронта был создан агитпоезд. По фронту ездили агитмашины во главе с лектором, оборудованные киноустановкой, радиоприемником, библиотечкой художественной и военной литературы, музыкальными инструментами и наглядной агитацией. Фронтовые ансамбли песни и пляски проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров худ. сам-ти, оказывали метод. помощь.

За годы войны уничтожено 427 музеев, 44 тысячи зданий КДУ, пострадали книжные фонды библиотек. Но русская культура выдержала испытание войной и стала оружием в борьбе за победу.

Культурно-досуговая деятельность в 1946 – 1997 годах

В послевоенный период в силу сокращения рабочего дня, роста доходов и улучшения жизненного уровня населения, развития СМИ и появления телевидения, изменились культурные потребности людей. Возросли затраты на КДД. Больше времени людьми стало уделяться чтению газет, журналов, слушанию радио и просмотру ТВ-программ, посещению кино, театра, концертных и выставочных залов, а также самообразованию. Близ мест проживания или на дому стали собираться компании разных возрастов, стали вновь популярны загородные прогулки.

После войны страна активно восстанавливала сеть КДУ, строились новые объекты, часто благодаря безвозмездной помощи молодежи. В пустующих помещениях открывались клубы, читальни, красные уголки. С 50-х годов, когда строительство приобрело массовый характер, в него включились и колхозы, взяв многие объекты на свое содержание. С 1965 года сельские клубы были преобразованы в Дома культуры. В пределах районного центра открывались комплексы КДУ (ДК, кинотеатр, ДМШ, музей, библиотека, ПКиО и др.) В городах строительство велось за счет государственных средств и фондов предприятий. На общественных началах самодеятельные хоры, театры, оркестры, оперные, балетные студии, филармонии.

Для подготовки кадров в созданных еще во время войны библиотечных институтах началась подготовка специалистов по художественным специализациям и культ.-просвет. Работе. В 1964 году библ. Институты были переименованы в институты культуры (к 1971 году их было 8). Развивалась система образования в сфере досуга (культ.-просвет. училища), в с-хоз и пед. вузах открылись факультеты общественных профессий (подготовка руководителей худ. самодеятельности). В досуговые учреждения направлялись на работу выпускники консерваторий, театральных институтов, муз. Училищ и школ.

С середины 50-х получили распространение агитбригады. На рубеже 50-60-х годов появились первые КСП, эстрадные коллективы, оркестры народных инструментов, спортивно-художественные кружки (акробатические, худож. гимнастики). В 60-е годы появились ансамбли бального танца, ВИА, эстрадно-цирковые ансамбли. Расширились масштабы изобразительного и декоративно-прикладного искусства (больше самобытности и связи с фольклором).

Большую роли в организации КДД играли профсоюзные, комсомольские организации, органы общественного самоуправления (советы, комиссии, комитеты). На многих предприятиях после работы проводились лекции, экскурсии, коллективные выходы в театр или кино, устраивались концерты и вечера отдыха. При предприятиях действовали спортивные секции и клубы здоровья, кружки художественной самодеятельности.

Интенсивно развивается туризм. Это связано с увеличением количества транспортных средств, находящихся во владении граждан. Параллельно огромную популярность приобретают барды и КСП . Туристические походы и экскурсии приобретают все большую значимость как формы семейного досуга.

Появились новые общественно-организованные формы культурной деятельности – фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры в крупных городах (учредители – местные молодежные организации), впоследствии они были реорганизованы в Молодежные центры досуга.

С середины 70-х начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли, любительские фольклорные объединения). Продолжает формироваться в районах сеть КДУ, в том числе передвижных. На селе начали создаваться централизованные клубные системы (ЦКС), в которых сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам и красным уголкам на территории сельсоветов, хозяйств. С 1975 года в селах возникают культурные комплексы (КК) , объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации КДД, исключении дублирования культурных акций, установлении тесных контактов между работниками сферы досуга. Одновременно происходила централизация библиотек – в масштабе района, области или края создавались централизованные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников. С 1974 года начался процесс централизации музеев (музейные объединения).

Структурные изменения в системе КДУ привели к оживлению КДД, увеличению объема проводимых мероприятий, росту числа любительских объединений. Но отсутствие кадров и нехватка транспорта, предусмотренного для нормального функционирования клубных систем, снизили эффективность их работы. Централизация библиотек привела к неравномерному распределению книжного фонда, сосредоточению большей и лучшей части в центральных городах. Сельские поселения в области культуры значительно отставали от города. Лишены культурной базы были микрорайоны больших городов. К 80-м годам в культурно-досуговой сфере наступил кризис, связано это было с сосредоточением очагов культуры в больших городах и обделенностью культурой периферии. Клубные, библиотечные и музейные объединения отличала текучесть кадров. Из-за плохих условий проживания не хватало специалистов в сфере досуга на селе. Снизился уровень зарплаты работников культуры. К 90-м годам уменьшилось количество бесплатных мероприятий.


Что посеешь – то и пожнешь

Из словесных портретов русских крестьян наши современники знают, что эта прослойка общества вела натуральное хозяйство. Такой деятельности присущ потребительский характер. Производство конкретного хозяйства представляло собой продукты питания, необходимые человеку, чтобы выжить. В классическом формате крестьянин трудился, чтобы прокормить себя.

В деревенских краях крайне редко покупали еду, а питались довольно просто. Пищу люди именовали грубой, поскольку длительность приготовления сокращалась до минимально возможной. Хозяйство требовало большой работы, немалых усилий, отнимало очень много времени. У женщины, отвечавшей за приготовление пищи, не было ни возможности, ни времени для приготовления разнообразных блюд или сохранения продуктов на зиму какими-то особенными способами.

Из словесных портретов русских крестьян известно, что люди в те времена питались однообразно. На праздники обычно свободного времени было побольше, поэтому стол украшали вкусными и разнообразными продуктами, приготовленными с особенным изыском.

Как считают современные исследователи, прежде сельские женщины были более консервативными, поэтому старались пользоваться одними и теми же ингредиентами для приготовления блюд, стандартными рецептами и приемами, избегая экспериментов. В некоторой степени такой подход к повседневному питанию стал бытовой традиционной чертой общества того времени. Сельские жители к пище были довольно равнодушными. Как следствие, рецепты, призванные разнообразить рацион, казались, скорее, излишеством, нежели нормальной частью повседневной жизни.

Живописные портреты русских крестьян

О рационе

У Бржевского в описании русского крестьянина можно видеть указание на разные продукты питания и частоту их употребления в быту крестьянской прослойки общества. Так, автор любопытных трудов заметил, что мясо не было постоянным элементом меню типичного крестьянина. И качество, и объемы продуктов питания в обычной крестьянской семье не соответствовали нуждам человеческого организма. Признавалось, что обогащенная белком пища была доступна лишь по праздникам. Крестьяне в очень ограниченных количествах потребляли молоко, масло, творог. В основном их подавали к столу, если праздновали свадьбу, престольное событие. Таким было меню при разговении. Одной из типичных проблем того времени выступало хроническое недоедание.

Из описаний русских крестьян ясно, что мужицкое население было бедным, поэтому достаточно мяса получало лишь в определенные праздники, например, в Заговенье. Как свидетельствуют записки современников, даже самые бедные крестьяне к этому значимому дню календаря находили в закромах мясо, чтобы поставить его на стол и вволю наесться. Одной из важных типичных черт крестьянского быта было обжорство, если выпадала такая возможность. Изредка к столу подавали блины из пшеничной муки, смазанные маслом, салом.

Любопытные наблюдения

Как можно узнать из составленных ранее характеристик русских крестьян, если типичная семья того времени резала барана, то мясо, которое она с него получала, ели все члены. Длилось это лишь день-другой. Как отмечали сторонние наблюдатели, исследовавшие образ жизни, продукта было достаточно, чтобы неделю обеспечить стол мясными блюдами, если есть эту пищу в умеренных количествах. Однако в крестьянских семьях не было такой традиции, поэтому появление большого объема мяса отмечалось его обильным поглощением.

Крестьяне ежедневно пили воду, в жаркий сезон готовили квас. Из характеристик русских крестьян известно, что в конце девятнадцатого столетия в сельской местности не было традиции чаепития. Если такой напиток и готовили, то лишь больные люди. Обычно для заварки использовали глиняный горшок, чай настаивали в печке. В начале следующего столетия наблюдатели заметили, что напиток полюбился простому люду.

Корреспонденты сообществ, занимавшиеся исследованиями, отмечали, что все чаще крестьяне заканчивают обед чашкой чая, пьют этот напиток в период всех праздников. Зажиточные семьи покупали самовары, дополняли домашний обиход посудой для чая. Если в гости приходил интеллигентный человек, к обеду сервировали вилки. При этом крестьяне продолжали есть мясо только руками, не прибегая к столовым приборам.

Портреты русских крестьян

Бытовая культура

Как демонстрируют живописные портреты русских крестьян, а также рассказывают труды корреспондентов сообществ, занимавшихся в те времена этнографией, уровень культуры в быту в крестьянской среде определялся прогрессом конкретного населенного пункта и его сообщества, в целом. Классическое место обитания крестьянина – изба. Для любого человека того времени одним из знакомых жизненных моментов было строительства жилища.

Лишь возведя собственную избу, персона превращалась в домовладельца, домохозяина. Чтобы определить, где будет возводиться изба, собирали сельский сход, сообща принимали решение под отвод земли. Бревна заготавливали с помощью соседей или всех жителей села, так же вели работу над срубом. Во многих регионах строили в основном из дерева. Типичный материал для создания избы – круглые бревна. Их не отесывали. Исключением были степные регионы, губернии Воронежа, Курска. Тут чаще возводились мазаные хаты, свойственные Малороссии.

Как можно заключить из рассказов современников и живописных портретов русских крестьян, состояние жилья давало точное представление о том, насколько обеспечена семья. Мордвинов, приехавший в начале 1880-х в губернию вблизи Воронежа дабы организовать тут ревизию, отправлял потом высоким чинам отчеты, в которых упоминал об упадке изб. Он признавал, что дома, в которых живут крестьяне, поражают тем, насколько убого выглядят. В те времена крестьяне еще не возводили дома из камня. Такие здания были лишь у помещиков и других богатых людей.

Дом и быт

К концу девятнадцатого столетия каменные строения стали появляться чаще. Их могли себе позволить зажиточные крестьянские семьи. Крыши большинства домов в селах в те времена формировали из соломы. Реже использовали дранку. Русские крестьяне 19 века, как отмечали исследователи, еще не умели возводить кирпичные столетия, но уже к началу следующего столетия появились построенные из кирпича хаты.

Каждый согласится, что жизнь русских крестьян очень хорошо можно представить, изучая внешний и внутренний вид их жилищ. Не только состояние дома, но и дополнительных построек во дворе было показательным. Оценивая внутреннее убранство жилища, можно сразу выявить, насколько обеспечены его обитатели. Этнографические общества, существовавшие в те времена в России, уделяли внимание домам людей, обладавших хорошим достатком.

Однако члены этих организаций занимались изучением и жилищ людей, обеспеченных гораздо хуже, сравнивали, оформляли выводы в письменных трудах. Из них современный читатель может узнать, что бедный человек проживал в ветхом жилище, можно сказать, в лачуге. В его хлеву была лишь одна корова (не у всех), несколько овец. Ни овина, ни амбара у такого крестьянина не имелось, как и собственной бани.

Зажиточные представители сельского сообщества держали несколько коров, телят, около двух десятков овец. В их хозяйстве были куры, свиньи, лошадь (иногда две - для выезда и для работы). У жившего в подобных условиях человека была собственная баня, во дворе стоял амбар.

Русский крестьянин

Одежда

Из портретов и словесных описаний мы знаем, как одевались русские крестьяне в 17 веке. Не слишком изменились эти манеры и в восемнадцатом, и в девятнадцатом. Как свидетельствуют записки исследователей того времени, губернские крестьяне были довольно консервативными, поэтому их наряды отличались стабильностью и следованием традициям. Некоторые даже называли это архаичностью внешнего вида, поскольку в одежде присутствовали элементы, появившиеся десятилетия назад.

Однако по мере прогресса новые веяния проникали и в сельскую местность, поэтому можно было видеть специфические детали, отражавшие бытность капиталистического общества. Например, мужские наряды по всей территории губернии обычно поражали однообразием, сходством. От региона к региону отличия были, но сравнительно малые. А вот женская одежда была заметно интереснее благодаря обилию украшений, которые крестьянки создавали своими руками. Как известно из работ исследователей Черноземья, в этом регионе женщины носили наряды, напоминавшие южнорусские и мордовские модели.

Русский крестьянин 30-40 годов 20 столетия, как и сто лет до этого, имел в своем распоряжении одежду на каждый день и для праздника. Чаще пользовались домоткаными нарядами. Зажиточные семьи могли изредка приобретать фабричные материалы для пошива одежды. Наблюдения за жителями Курской губернии в конце девятнадцатого столетия показали, что представители сильного пола в основном пользовались приготовленным дома бельем посконного типа (из конопли).

Рубахи, которые носили крестьяне, имели косой ворот. Традиционная длина изделия – до колена. Мужчины носили портки. К рубахе шел пояс. Он был сученый или тканый. По праздникам носили рубаху из льна. Люди из богатых семей использовали изготовленные из красного ситца одежды. Верхней одеждой были свиты, зипуны (кафтаны без воротника). На празднество можно было надеть сотканный дома балахон. Люди побогаче имели в своих запасах тонкосуконные кафтаны. Летом женщины носили сарафаны, а мужчины - рубахи с поясом или без.

Традиционной обувью крестьян были лапти. Их плели отдельно для зимнего и летнего периода, для будней и для праздников. Даже в 30-е годы 20 столетия во многих деревнях крестьяне оставались верны этой традиции.

Сердце быта

Поскольку жизнь русского крестьянина в 17 веке, 18 или 19 веках концентрировалась вокруг собственного дома, изба заслуживает особенного внимания. Жильем именовалось не конкретное строение, а небольшой двор, ограниченный забором. Здесь возводили жилые объекты и строения, предназначенные для хозяйствования. Изба являлась для деревенских жителей местом защиты от непонятных и даже страшных сил природы, злых духов и другого зла. Первое время избой называли лишь ту часть дома, которая обогревалась печью.

Обычно в селе сразу было видно, у кого совсем плохо обстоят дела, кто живет обеспеченно. Основными были отличия в добротности, в количестве составных элементов, в оформлении. При этом ключевые объекты являлись одинаковыми. Некоторые дополнительные строения позволяли себе лишь обеспеченные люди. Это мшаник, баня, хлев, амбар и иные. Всего таких построек существовало больше десятка. Преимущественно в прежние времена все строения вырубали топором на каждом этапе возведения. Из работ исследователей того времени известно, что ранее мастера использовали разные виды пил.

Характеристика русского крестьянина

Двор и стройка

Жизнь русского крестьянина в 17 веке была неразрывно связана с его двором. Этим термином обозначали земельный участок, на котором находились все строения в распоряжении человека. Во дворе был огород, здесь же – гумно, а если у человека был сад, то и он включался в крестьянский двор. Практически все возведенные хозяином объекты выполнялись из древесины. Наиболее подходящими для строительства почитали ель, сосну. Вторая была в большей цене.

Дуб считали деревом, с которым сложно работать. Кроме того, его древесина много весит. При возведении строений к дубу прибегали при работе над нижними венцами, при строительстве погреба или объекта, от которого ждали сверхпрочности. Известно, что дубовой древесиной пользовались, возводя мельницы, колодцы. Лиственные виды деревьев применяли, создавая хозяйственные постройки.

Наблюдение за бытом русских крестьян позволило исследователям прошлых столетий понять, что древесину люди подбирали с умом, учитывая важные признаки. Например, создавая сруб, останавливались на особенно теплом, покрытом мхом дереве с прямым стволом. А вот прямослойность не была обязательным фактором. Чтобы сделать кровлю, крестьянин пользовался прямыми прямослойными стволами. Сруб обычно готовили на дворе или вблизи. Для каждого строения очень основательно подбирали подходящее место.

Как известно, топор в качестве орудия труда русского крестьянина при строительстве дома – это и удобный в использовании предмет, и изделие, накладывавшее определенные ограничения. Впрочем, таковых при строительстве было немало в силу несовершенства технологий. При создании построек обычно не ставили фундамент, если даже планировалось построить нечто большое. В углах ставили опоры. Их роль играли большие камни или пни дуба. Изредка (если длина стены была существенно больше нормы) опору ставили по центру. Сруб по своей геометрии таков, что четырех опорных точек достаточно. Это объясняется цельносвязанным типом конструкции.

Печь и дом

Образ русского крестьянина неразрывно связан с центром его дома – печью. Ее считали душой дома. Духовая печь, которую многие называют русской, это очень древнее изобретение, характерное для нашей местности. Известно, что в трипольских домах уже стояла такая система отопления. Конечно, за прошедшие тысячи лет конструкция печи несколько изменилась. Со временем топливом стали пользоваться рациональнее. Всем известно, что возведение качественной печи – это сложная задача.

Сперва на грунте ставили опечек, являвшийся фундаментом. Затем стелили бревна, которые играли роль днища. Под делали максимально ровным, ни в коем случае не наклонным. Над подом ставили свод. Сбоку делали несколько отверстий для просушки небольших предметов. В древности избы ставили массивными, но без трубы. Для вывода дыма в доме предусматривали маленькое окно. Вскоре потолок и стены становились черными из-за копоти, но деваться было некуда. Система печного отопления с трубой стоила дорого, возвести такую было сложно. Кроме того, отсутствие трубы позволяло экономить дрова.

Поскольку труд русского крестьянина регламентироваться не только общественными представлениями о морали, но и рядом правил, предсказуемо, что рано или поздно приняли нормы, касающиеся печей. Законодатели постановили обязательно выводить трубы от печи над избой. Такие требования касались всех государственных крестьян и принимались ради благоустройства села.

Русские крестьяне в 17 веке

День за днем

В период закрепощения русских крестьян у людей выработались определенные привычки и правила, позволявшие сделать образ жизни рациональным, дабы труд был сравнительно эффективным, а семья – благополучной. Одним из таких правил той эпохи был ранний подъем женщины, отвечавшей за дом. Традиционно первой просыпалась хозяйская жена. Если женщина была слишком стара для этого, обязанности переходили к невестке.

Проснувшись, она сразу начинала топить печь, открывала дымарь, распахивала окна. Холодный воздух и дым будили остальных членов семьи. Малышей усаживали на шесток, чтобы не зябли. Дым распространялся по всему помещению, сдвигаясь вверх, зависал под потолком.

Как показали вековые наблюдения, если дерево тщательно прокоптить, оно будет меньше гнить. Русский крестьянин хорошо знал этот секрет, поэтому курные избы пользовались популярностью благодаря долговечности. В среднем под печь отводилась четвертая часть дома. Топили ее лишь пару часов, поскольку она долгое время оставалась теплой и обеспечивала отопление всего жилища в течение суток.

Печь была предметом, отапливающим дом, позволяющим готовить еду. На ней лежали. Без печи нельзя было приготовить хлеб или сварить кашу, в ней тушили мясо и сушили собранные в лесу грибы, ягоды. Печь использовали вместо бани, дабы париться. В жаркий сезон ее топили раз в неделю, чтобы приготовить недельный запас хлеба. Поскольку такое сооружение хорошо хранило тепло, еду готовили раз в сутки. Казанок оставляли внутри печи, а в нужный момент доставали еду горячей. Во многих семьях эту домашнюю помощницу украшали, чем могли. В ход шли цветы, хлебные колосья, яркие осенние листья, краски (если их удавалось достать). Считалось, что красивая печь приносит в дом радость и отпугивает злых духов.

Традиции

Блюда, распространенные у русских крестьян, появились не просто так. Все они объяснялись конструктивными особенностями печи. Если сегодня обратиться к наблюдениям той эпохи, можно узнать, что блюда томили, тушили, отваривали. Это распространялось не только на быт простых людей, но и на жизнь мелких помещиков, поскольку их привычки и повседневность почти не отличались от присущих крестьянскому слою.

Печь в доме была наиболее теплым местом, поэтому на ней делали лежанку для старых и малых. Чтобы можно было залезть наверх, делали приступки – до трех небольших ступенек.

Жизнь русских крестьян

Интерьер

Невозможно представить дом русского крестьянина без полатей. Такой элемент считался одним из основных для любого жилого помещения. Полати – это выполненный из дерева настил, начинавшийся от бока печи и длившийся до противоположной стены дома. Полати использовали для сна, поднимаясь сюда через печь. Здесь сушили лен и лучину, а днем хранили принадлежности для сна, одежду, которой не пользовались. Обычно полати были достаточно высокими. По их краю ставили балясины, предупреждающие падение предметов. Традиционно полати любили дети, ведь здесь можно было спать, играть, наблюдать за празднествами.

В доме русского крестьянина расположение предметов определялось постановкой печи. Чаще она стояла в правом углу или слева от двери на улицу. Угол, противоположный печному устью, считался основным местом хозяйкиного труда. Здесь размещали приспособления, используемые для готовки. Вблизи печи лежала кочерга. Здесь же хранили помело, лопату из дерева, ухват. Неподалеку обычно стояли ступка, пестик, квашня. Кочергой убирали золу, ухватом перемещали горшки, в ступке перерабатывали пшеницу, затем жерновами превращали ее в муку.

Образ русских крестьян

Красный угол

Об этой части русской крестьянской избы слышали практически все, кто хоть раз заглядывал в книги со сказками или описаниями быта того времени. Этот участок дома поддерживали чистым, украшенным. Для оформления использовали вышивку, картинки, открытки. Когда появились обои, именно здесь их начали использовать особенно часто. Задачей хозяина было выделить красный угол из остального помещения. На полку поблизости ставили красивые предметы. Здесь хранились ценности. Всякое событие, важное для семьи, праздновали в красном углу.

Основным предметом мебели, располагавшимся здесь, был стол с полозьями. Его делали довольно большим, чтобы места хватало всем членам семьи. За ним в будни кушали, в праздники организовывали застолье. Если приходили свататься к невесте, обрядовые церемонии проводили строго в красном углу. Отсюда женщину забирали на венчание. Начиная сбор урожая, первый и последний снопы относили в красный угол. Делали это максимально торжественно.

Бытовые условия проживания

Крепостные обитали в простейших избах – так называемых пятистенках, часто даже полуразрушенных. Чем дальше от центра, тем бытовых возможностей было больше, имелись баня и даже некоторые хозяйственные постройки).

ВАЖНО: Дело в том, что в отдаленных краях населения было мало. Государство, а в допетровские времена, в основном, оно считалось собственником крестьян, больше ценило доставшийся ему люд (закупов, холопов и смердов). Власти старались не провоцировать побеги (в последующие годы государственные крестьяне оставались в привилегированном положении).

Основная масса не имела удобств, коими располагали свободные соотечественники, доимки по оброку не давали им развернуться. В центральных провинциях обсуждаемый класс загоняли в долги.

крестьянский быт

Домашняя утварь

Еще один угол предназначался для главы семейства – там он производил мелкий ремонт. Например, чинил лапти или рыбацкие сети, ведь в холодную погоду в сарае было неуютно. Но во время трапезы тот садился в красном углу. Кроме него там размещали гостей или молодоженов.

как жили крестьяне

В XVII веке, вв период расцвета частного крепостничества, повсеместно были в обиходе рукомойники – подвешенные на толстый гвоздь медные, а чаще деревянные сосуды с водой, которые висели у входа.

У неких семей имелся амбар (постройка для хранения запаса провианта). Его ставили дальше от жилища. В случае пожара огонь не дотягивался до этого помещения, и зерно сохранялось.

Типичный распорядок дня

У зависимых россиян был насыщенный график. Летом в 6 утра (зимой в 8) они уже на ногах. В теплое время шли в поле, в холодное – кормить скотину. Трудиться приходилось сразу и на себя, и на хозяина, чтобы выплатить ему положенную часть урожая – оброк. Позже помимо него ввели еще и барщину. Это повинность непосредственно на сельских угодьях (а в морозный сезон на подворье) владельца селения. Лишь с заходом солнца мужчины возвращались в собственный дом. Распорядок облегчался в лютый мороз. Государственным крестьянам было проще – работа четко нормировалась и регламентировалась.

Женщины ухаживали за детьми – нормальным считалось иметь не меньше 10 потомков.

быт русских крестьян

Рацион крестьян на Руси

Говоря о том, как жили крестьяне, нельзя не упомянуть об их традиционном питании:

репу (распространенная пища);

хлеб 2 раза в неделю (да и то ржаной, пшеничный по праздникам);

кашу из овса, ячменя и проса;

квас (чаще свекольный, чем хлебный);

щирицу (амарант до эпохи Петра добавляли во все блюда);

щи из капусты,если имелась, или крапивы (в летнее время);

ягоды, рыбу, грибы.

Во что одевались крестьяне?

Одежда хранилась в сундуках. У невест были свои, им понемногу откладывали наследство.

русские крестьяне жизнь быт

Летом мужчины носили рубаху (льняную или посконную), порты (ниже обматывали их онучами), ступни защищали лаптями. Зимой поверх сего набора надевался армяк – запашная длинная куртка из толстого сукна. На севере нельзя было без тулупов – халатов из меха овцы, лисицы, енота или хорька. Такие носили кожаной стороной наружу и подвязывали широким кушаком. На голове в теплое время была надета сшитая из сукна или сваленная из войлока шапка (шляпа). В холода носили головной убор из войлока или меха, и чаще с отворотами для ушей.

Читайте также: