Цирк и гладиаторы в древнем риме доклад

Обновлено: 20.05.2024

Гладиаторские игры возникли из погребального обряда этрусков, в который когда-то входили человеческие жертвоприношения. Со временем обряд видоизменился: обречённых на смерть перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Такого рода действа известны также в культуре египтян, греков, славян, норманнов.

Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264 г. до н.э. на Бычьем рынке в Риме, где на поминках по гражданину Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима.

По убитым гладиаторам проводили религиозные панихиды и собирали их кровь, так как она считалась священной. Её давали пить больным эпилепсией, поскольку древние римляне верили в её целебные качества. Существовали самые различные поверья, связанные с их смертью. Так, например, богатые невесты во время свадебной церемонии втыкали в свои волосы шпильки, смоченные кровью убитого бойца. Считалось, что это сопутствует счастливой семейной жизни, как в наши дни бросать рис на молодожёнов.

Если гладиатор настолько угождал публике своим мастерством и мужеством, то она требовала немедленного вручения ему деревянного тренировочного меча в качестве символа полного освобождения не только от схваток на арене, но и от рабства. Разумеется, касалось это только военнопленных и рабов, но не добровольцев.

Во времена Республики многие богатые и знатные люди формировали из своих рабов гладиаторские отряды: удобно было иметь в своем распоряжении (особенно в последний век республики) эту вооруженную охрану. Например, у Юлия Цезаря был двухтысячный отряд гладиаторов, которые были его телохранителями. Если хозяин хотел устроить игры, у него оказывались под рукой свои гладиаторы; их можно было и предоставить какому-нибудь устроителю игр, получив с него за это деньги.

Подготовка гладиаторов. Жизнь гладиатора зависела от его способностей и тренированности. Это понимали и владельцы гладиаторов: публика намного охотнее будет смотреть бой, где боец умирает не сразу. Гладиаторы становились профессиональными убийцами, проходя специальное обучение в школах. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 г. до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили, важное место в процедурах занимали массаж и ароматерапия. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе. Спали гладиаторы попарно в небольших каморках площадью 4 – 6 квадратных метров. Питались калорийной смесью, состоящей из зерновых культур. Но на ужин перед сражением могли употреблять всё, что хотели. Интересен факт, раскрытый археологами, занимающимися раскопками кладбища гладиаторов в Эфесе: во многих костях много кальция и селена, что говорит о их крепости, а вот зубы сохранились плохо, очевидно многие страдали кариесом и пародонтозом из-за недостатка витаминов.

Дисциплина в школах была жестокой. С гладиаторов не спускали глаз; императорские школы охранял военный караул; в карцере помпейской гладиаторской школы были найдены колодки – орудие наказания страшное: это деревянная доска с набитой на нее железной полосой, к которой прикреплены вертикально стоящие кольца; сквозь них пропускалась железная штанга, наглухо закреплявшаяся с обеих сторон замком. Ноги наказываемого клали между кольцами, продевали через все кольца штангу и запирали замки: человек мог только лежать или сидеть и то лишь в одном положении; это была настоящая пытка. Пытавшихся бежать сжигали заживо. Организовать вооруженное восстание также было очень сложно. Все гладиаторское оружие хранилось в особом арсенале, откуда и выдавалось только в дни игр. Ведал арсеналом императорский отпущенник – препозитус. Во главе школы стоял прокуратор, имевший при себе помощника; оба принадлежали к сословию всадников – одному из высших в обществе.

Франкийцы были вооружены маленьким круглым щитом, небольшим изогнутым мечом, поножами на обеих ногах, железным нарукавником на правой руке, шлемом с забралом со множеством отверстий, закрывавшим все лицо.

Но все же самыми дорогими, а потому зрелищными, были морские сражения – наумахии. Первую наумахию провел в 46 г. до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 г. до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие. А чтобы отбить у такого количества преступников, собранных в одном месте, охоту организовать мятеж, озеро было окружено войсками. Морское сражение происходило в той части озера, где холмы образовывали естественный амфитеатр. Недостатка в зрителях не было: около 500 тысяч человек – практически все взрослое население Рима, расположилось на склонах.

Подземная часть амфитеатра не уступала объемами наземной. Там размещались комнаты для гладиаторов, зверинец, кладовые, лечебница, морг, шахта, куда сбрасывали убитых людей и животных, и помещение для предсказателей. При закладке фундамента Колизея была применена традиция служителей восточного бога Ваала. В котлован сбросили 77 человек. Заживо погребенные рабы якобы помогут устоять зданию 77 веков.

Едва началось строительство Колизея, по городу о нем поползли таинственные слухи, и сложилась первая легенда. Этот амфитеатр возводили на месте, где располагалось искусственное озеро, созданное по приказу Нерона. Однажды скучающему императору доставили из болот Центральной Африки неизвестное чудовище. В Рим его привезли тайком. Охотники объяснили Нерону, что зверь неимоверно силен и очень опасен. Он пожирает даже гиппопотамов, носорогов и молодых слонов. А люди от одного взгляда этого неизвестного животного сходят с ума или столбенеют, пока тварь их не растерзает. Император приказал поместить чудовище в озеро, а чтобы укротить его нрав, приказал днем и ночью дежурить у водоема сотне воинов, вооруженных длинными копьями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего профессионального образования

Гладиаторы Древнего Рима

Силаев Д.Е. -101о ИО СГФ

П. Гладиаторы и гладиаторские бои в Риме.

1. История возникновения и развития гладиаторских боев.

2. Участники гладиаторских игр

4. Типы гладиаторов.

5. Содержание гладиаторских игр

6. Окончание игр.

Ш. Заключение

Типы гладиаторов (изображения)

Гладиаторы в кинематографе.

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства. Древний Рим подарил миру величайшие творения скульптуры, архитектуры, живописи, литературы. Но среди этого признанного наследия есть то, что стало отличительной чертой Римского общества, характеризующего его с отрицательной стороны.

Это бои гладиаторов.

Убить противника или умереть – так гласил закон, вынуждавший их выступать на арене друг против друга. Их страшная борьба не на жизнь, а на смерть служила одной – единственной варварской цели – пощекотать нервы жадной до развлечений толпе свободных римских граждан.

Цель: изучение явления гладиаторства в Древнем Риме.

Объект: культура Древнего Рима

Предмет: явление гладиаторства.

Проанализировать историю возникновения и развития гладиаторских боев.

Изучить типы гладиаторов.

Рассмотреть содержание гладиаторских игр.

П. Гладиаторы и гладиаторские бои в Риме.

1. История возникновения и развития гладиаторских боев.

В самом начале первой Пунической войны, в 264 г. до н.э., два сына умершего Децима Юния Брута Перы выставили на тризне на Бычьем рынке (Forum Boarium) три пары фехтовальщиков, одновременно сражавшихся друг против друга. И хотя с этого началось быстрое развитие римской гладиатуры, „ nj зародились все же несколькими веками раньше. Римлянам были известны и раньше человеческие жертвоприношения в честь умерших; поэтому было бы неверно утверждать, что сыновья Брута Перы неожиданно изобрели этот вид погребальных игр.

Но еще раньше этруски превратили простое заклание военнопленных, приносимых в жертву при погребениях, в их борьбу не на жизнь, а на смерть у могил и на арене. До нас дошли этрусские погребальные урны второй половины III в. до н.э., на которых изображены такие фехтовальные игры. На этих изображениях в двух случаях галлы противостоят своим соплеменникам, а в одном случае – галлы фракийцам. Оба этих сочетания хорошо известны нам по более поздним гладиаторским боям римлян.

Долгое время, примерно до конца II в. до н.э., римляне устраивали бои гладиаторов исключительно на погребальных празднествах, которые все еще носили печать религиозного жертвоприношения. На государственных праздниках с их скачками и сценическими представлениями они еще полностью отсутствовали. Сначала эти показательные бои происходили редко, затем все чаще и становились более дорогими и роскошными. Принесение человеческих жизней в жертву богам при этом не играло никакой роли.

Важным рубежом в развитии и изменении гладиаторских игр является год консульства П. Рутилия Руфа и Г. Малия (или Манлия) Максима. Тогда, в 105 г. до н.э., преподаватели из школы гладиаторов Г. Аврелия Скавра обучали своему искусству легионы Рутилия. Эта систематическая подготовка солдат в боевом искусстве была призвана противодействовать изнеживающей греческой культуре, которая повсюду задавала тон.

Тем самым гладиаторские игры, учитывая их военное значение, получили признание государства. В то же время оба консула впервые официально устроили гладиаторские игры для народа как магистраты, т. е. независимо от заупокойного культа. Из ритуалов жертвоприношения они превратились в публичное развлечение.

Если раньше они проводились исключительно при погребении умерших, то постепенно их перенесли на декабрь, когда справлялись сатурналии – праздники в честь бога Сатурна, связанные вначале с человеческими жертвоприношениями. Человеческой кровью умиротворяли и страшных богов подземного мира, а также богов земледелия.

Гладиаторские игры стали проводить в годовщины дней рождения или смерти, в честь победы или наступления нового столетия, при сооружении новых зданий и освящении статуй или храмов или по другим подобным поводам.

2. Участники гладиаторских игр

В этих показательных сражениях не на жизнь, а на смерть участвовали - - военнопленные,

- нанятые свободные граждане.

Одних выпускали на убой без всякой подготовки, других готовили к виртуозному убийству друг друга в течение многих лет.

Другую группу преступников, осужденных к принудительным работам на рудниках или в каменоломнях, где едва ли кто выживал, в императорскую эпоху часто обрекали на обучение в гладиаторских школах – ad ludum, если они были пригодны для поединков на арене. Оба вида наказания были связаны с утратой свободы и считались одинаково суровыми. И тем не менее многие считали осуждение ad ludum более мягким, ибо счастливчику и виртуозу своего кровавого ремесла все же светила искорка надежды на то, что после двух лет гладиаторской школы и последующих трех лет гладиаторской службы он сможет выжить.

В гладиаторы весьма часто попадали рабы – как в Риме, так и в остальных городах мировой Римской державы. В конце существования Республики целые группы гладиаторов входили обычно в военные отряды знати, состоявшие из рабов. Использовали их по-разному: как личную охрану господина или как bravi, т.е. наемных или профессиональных убийц, а также как смертников, сражавшихся на зрелищах, устраиваемых их господином или кем-то другим, для кого владелец сдавал их за деньги, как цирковых лошадей или медведей.

Первым из них было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами.

Второй закон - полное соблюдение правил. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять шлем, открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, .

Третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, что бы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и, выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

4.Типы гладиаторов

Гладиаторы различались снаряжением, пользовавшимся у публики различной популярностью. Зрители болели за тот, другие – за иной род оружия.

Со времен Республики иноземных участников заставляли биться друг с другом не только в их экзотических одеждах, но и с их собственным оружием и по их обычаям. С этими особенностями разнопленных бойцов связано появление некоторых категорий профессиональных гладиаторов:

Бестиарий . Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками ( ноксиями ), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.

Венатор . Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии . Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату. Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.

Бустуарий . Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

Галлы б ыли экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.

Легниарий – бойцы , сражавшиеся палкой, кнутом, посохом или металлическим бичом, которым могли одним ударом сломать позвоночник крупному животному или человеку.

Навмахиарий – воин, участвующий в морских баталиях. Имели сверкающие шлемы с гребнями. Вооружены короткими мечами, абордажными крючьями.

Сагиттарий — к онный лучник, вооружённый гибким луком , способный запустить стрелу на дальнюю дистанцию.

Фракиец . Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды ), маленький круглый или приплюснутый щит и две большие поножи. Их оружием был фракийский изогнутый меч ( sicca , длиной около 34 см).

Эквит - всадник на коне, который может сделать только один бросок копья и продолжить бой пешим.

Пегниарий . Использовал кнут , дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.

Рудиарий . Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis ), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.

Самнит . Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были украшенный перьями шлем, короткий меч, и поножа на левой ноге.

Секутор . Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями . Секуторы были разновидностью мурмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая средний овальный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

5. Содержание гладиаторских игр

Специально нанятые писцы писали объявления обычно красной краской на стенах домов, городских стенах и надгробиях, установленных вдоль дорог. Часто в эти надписи вписывались имена главных участников.

Наряду с настенными объявлениями организаторы игр составляли и размножали списки с описаниями наиболее привлекательных пар бойцов и их вооружения, продавали их затем на улицах города.

Всем было хорошо известно, что половина гладиаторов не покинут арену живыми. Поэтому каждый с особыми чувствами переживал последнюю трапезу накануне игр. Изобильное угощение для приговоренных к смерти являлось частью установленного ритуала.

Каждый любопытствующий мог побыть рядом с гладиаторами и посмотреть, как держатся мужчины, которые всего лишь через несколько часов вступят, может быть, в свой последний бой. Быть в непосредственной близости от смертника, разглядывать и даже ощупывать его, слушать его хвастовство или жалобы, читать отражающееся на его лице беспредельное мужество либо смертельный страх – такая щекочущая нервы возможность вызывала у посетителя гамму чувств – от живого интереса до злорадства.

Как правило, гладиаторские игры начинались лишь во второй половине дня. Тем не менее с самого утра тысячи зрителей спешили в амфитеатр для того, чтобы развлечься на государственный счет. Часто праздник открывался травлей диких зверей. Кровавые сцены, когда хищники с жадностью раздирали друг друга, сменялись показом дрессированных животных, удивлявших публику невероятными цирковыми трюками. Люди также боролись со зверями. Чаще всего это тоже были военнопленные, осужденные преступники или же вольнонаемные, обучавшиеся в специальных училищах.

По нескольку дней не кормленные, либо специально натасканные на людей дикие звери выступали в некотором роде в качестве палачей, ибо в программу игр в амфитеатре входило и публичное наказание преступников. Самым безобидным при этом считалось выставление виновного на всеобщее обозрение посреди арены. Хуже приходилось тем, кого бичевали либо сжигали живьем.

Особенно любимы были собственно театральные, особенно пантомимические, представления с пытками и казнями на арене. Однако, вместо того, чтобы пригласить артистов изображать муки и смерть, выводили преступников, предварительно заставив их выучить изображаемые сцены.

Столь пестрая смесь травли зверей и чудес их дрессировки, казней (обычных и необычны), веселых сцен, длившихся с утра до полудня, вполне успевала за это время подогреть страсти публики, с нетерпением ожидавшей кульминации празднества – гладиаторских боев. На скамьях амфитеатра постепенно затихала болтовня, делались последние ставки на известных гладиаторов и вот внимание всех переключалось на великолепную гладиаторскую колонну, входившую на арену.

Правда, некоторые историки опровергают этот факт.

После приветствия и парадного марша устроитель игр лично или его доверенные лица проверяли оружие. Зазубренные или тупые мечи отбирали и заменяли острыми.

Перед смертельными поединками гладиаторов были показательные бои с тупым оружием, т.е. без пролития крови, подобные тем, что мы наблюдаем и сегодня в спортивном фехтовании.

Под музыкальное сопровождение на арену выходили гладиаторы с самым различным вооружением.

Обычно гладиаторы дрались попарно, но часто устраивались и групповые бои. Недостаточно смелых и решительных презирали. Просто словами римляне не удовлетворялись, отдавали приказы рабам, чтобы те бичами подстегнули недостаточное воодушевленных гладиаторов, не желавших убивать или умирать. И их жертвам не оставалось ничего иного, как броситься в гущу боя. Тех же, кого так и не удавалось воодушевить, прижигали раскаленным железом. Как устроитель, так и зрители считали себя вправе требовать от бойцов настоящей резни.

Однако отнюдь не всегда бои заканчивались смертельным ударом. В большинстве случаев побежденный оказывался всего лишь без чувств или, обессиленный от ран, опускался на колени. Если он не желал биться до последнего вздоха, то он отбрасывал щит и оружие в сторону, ложился на спину и просил о пощаде, поднимая левую руку и вытягивая большой или указательный палец.

Право рокового решения принадлежало, собственно говоря, устроителю, однако же во времена Империи существовал обычай, в соответствии с которым зрители могли требовать пощады или смерти побежденного.

Если гладиатор бился смело и даже в безвыходной ситуации оказывал сопротивление противнику, то зрители поднимали большой палец. Побежденный боец мог покидать арену помилованным, если свой большой палец поднимал и император.

Если же поединок заканчивался ничьей, то обычно оба бойца живыми покидали сцену. Никто не победил, ни и никто не проиграл. Такой вид пощады ценился, конечно, ниже, чем победа, но выше, чем милость, оказанная побежденным.

Случалось, что организовывались гладиаторские игры, на которых милость к израненным гладиаторам исключалась с самого начала и бой неизбежно продолжался до тех пор, пока в живых оставался лишь один из гладиаторов.

Довольно часто случалось и так, что победа не означала еще окончания боя, особенно в тех случаях, когда публика была недовольна победителем или же на арене выступал преступник, оставлять жизнь которому не желала никто. Поэтому в тот же день он дрался против следующего определенного жребием противника или даже третьего, заступавшего на место второго.

Также многие исследователи приходят к выводу, что император не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.

Для удаления с арены павших была придумана особая процедура. Служители в масках с помощью раскаленного железа проверяли, действительно ли пресеклась нить жизни лежащего перед ними гладиатора, или же он еще вздрагивает. Тех же, кто подавал признаки жизни, добивали.

Во время пауз между боями прибирали арену, перекапывали и разравнивали песок там, где он был пропитан кровью.

Одной из первых крупных навмахий стало представление 46 года до н. э. Для этого действа по приказу Юлия Цезаря было выкопано целое озеро на Марсовом поле в Риме , по периметру которого выстроили здание со скамьями для зрителей.

Победившие гладиаторы в знак своего успеха получали пальмовую ветвь. Успешные гладиаторы, хотя и оставались рабами, получали множество привилегий. Один очень успешный бой стоил гладиатору годового жалования римского легионера, что по тем временам являлось весьма и весьма приличной суммой. А раз гладиаторы получали за свой труд деньги, то должны были иметь возможность куда-то их тратить. Раз амуниция и оружие полностью предоставлялись государством или господином, значит место траты денег выходило за пределы арены.
Существует немало письменных свидетельств того, что гладиаторы выпускались в город по специальным документам. Помимо этого, профессиональные гладиаторы не знали ни в чем нужды. Бойцов хорошо кормили, заботились об их одежде и чистоте. После каждого боя выживших израненных гладиаторов обслуживали римские врачи, которые славились тем, что прекрасно справлялись с колотыми, рваными и резаными ранами. В качестве наркоза использовали опиум. Со временем наиболее успешные гладиаторы могли даже завоевать себе свободу, примечательно, что многие даже после этого оставались гладиаторами.

6.Окончание игр

Конец кровавым оргиям на арене положила христианская церковь, ставшая в поздней Римской империи серьезной как духовной, так и политической силой. Выдержав страшные гонения в первые 300 лет и потеряв десятки тысяч первых последователей Христа, замученных все на той же арене, церковь в 365 году добилась повсеместного запрета звериной травли в цирках. В 404 году монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой собственной жизни. Это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения императора-христианина Гонория, наложившего на бои официальный запрет.

Думаете, что бетон, жрецов-авгуров и мощеные дороги изобрели римляне? Нет. Их авторство принадлежит этрускам. Как и гладиаторские бои. Дело в том, что когда названная народность утопала в роскоши и требовала зрелищ, будущие обитатели Рима еще жили в шалашах. Но именно жители Pax Romana довели смертельный спорт до того состояния, в котором он нам известен по фильмам. Появилось разнообразие в числе участников, оружии и даже в конфигурации арены.

  • Первые бои
  • Почему бои гладиаторов так полюбились публике?
  • Где бились гладиаторы?
  • Строительство Колизея
  • Пик популярности боев
  • Морские сражения гладиаторов – навмахии
  • Запрет боев

Первые бои

Это были очень красивые зрелища. Шлемы с огромными разноцветными гребнями (изображения которых используют при рассказе о греках и македонянах) на самом деле были лишь у этрусков, также как вычурные доспехи.

Тиррены первыми принесли в европейское Средиземноморье шик Средиземноморья азиатского. Ведь их предки когда-то имели колонии на 2 берегах моря. Говоря по правде, у описываемого народа было все, даже парики.

бои гладиаторов

Жители Рима были не первыми из восторженных италиков, кто присутствовал на зрелищных мероприятиях Двенадцатиградья. Так называлась область тирренских полисов – 12 городов с сельской округой. Если в южной (греческой и пунической) зоне Апеннин традиционно любили олимпийские игры (там участники оставались живы), то крепыши-тиррены славились смертельными играми у саркофага (у скифов были подобные состязания). Ведь смысл происходящего заключался в принесении жертвы богам – проигравшего противника. Выбор пал естественным образом на рабов умершего – на пиру они все равно затевали кровавые драки за место у могилы.

Почему бои гладиаторов так полюбились публике?

Бои гладиаторов так увлекли плебс (небогатое, но свободное население римских городов), что выступать гладиаторами стало не зазорно даже для вольных граждан Римской империи. Речь о бывших легионерах или воинах армий федератов. В чем же был секрет славы таких схваток? Что касается рабов, то их геройства могли закончиться выдачей вольной грамоты. Свободные получали неплохой заработок. Понятно, что хозяева арен обогащались больше всех.

А сами зрители? Каким был их мотив?

На самом деле бедняки чувствовали себя хозяевами положения. Именно они голосовали, должен ли победитель лишить жизни поверженного врага или нет.

гладиаторские бои в риме

Где бились гладиаторы?

древние гладиаторские бои

Однако самые первые арены были частными: никак не были связаны с цирками, возводимыми уже в Риме (консулами и цезарями). Да и в эпоху, когда битвы рабов стали государственным делом, в Рим приходили те, кого готовили именно частные арены. Расположенные в разных (порой очень далеких) провинциях империи. Руководящий состав многонациональной армии Спартака сплошь состоял из бойцов-профи – воспитанников провинциальных гладиаторских школ.

Трибуны включали и сектор для знати (консулов, а позже императоров и патрициев). Там были лежанки под собственными навесами (не в каждом цирке сначала были общие тенты) и столики.

Строительство Колизея

Гладиаторские бои в Риме требовали все большего масштаба. Наконец, во второй половине 1-го века императоры из династии Флавиев поочередно изыскивали деньги на долгое строительство огромного здания. В итоге в нем могли вольготно разместиться 50 000 зрителей. То есть проблема тесноты была решена КОЛОССальной постройкой (наибольший диаметр 524 метра, высота 48 м).

гладиаторские бои в колизее

Пик популярности боев

Но и это стало надоедать населению. Что ж. Войска вели ожесточенные сражения в полях, лесах, пустынях, в горах и на холмах. А еще на морях. И вот правители повелевали устраивать инсценировки выдающихся римских и греческих побед. Водные виктории не стали исключением.

гладиаторские бои с животными

Морские сражения гладиаторов – навмахии

При Траяне гладиаторские бои длились 123 дня. В это время убили друг друга 10 000 гладиаторов.

Запрет боев


Гладиаторы (лат. gladiator, от gladius — меч) — в Древнем Риме — военнопленные, осуждённые преступники и рабы, специально обученные для вооруженной борьбы между собой на аренах амфитеатров. Гладиаторы Древнего Рима обычно сражались на публике до смерти. Поединки римских гладиаторов устраивались сначала в дни наиболее значительных религиозных праздников, а затем превратились в наиболее популярное увеселение простых граждан. Традиция боёв гладиаторов сохранялась на протяжении более чем 700 лет.

Жизнь гладиатора в большинстве своём была короткой и полной постоянного страха за свою жизнь и риска, без которого сама жизнь наверное была бы не возможной. судьбу каждого гладиатора вершил бой, уже после нескольких боёв было понятно, ожидает ли бойца будущее и вознаграждение, или бесславная кончина в расцвете сил. Для современного человека совершенно не понятно, как при таком образе жизни (см. образ жизни гладиатора) и работе на износ, некоторые бойцы выигрывали бой за боем и могли побеждать в яти, десяти боях подряд.

Гладиаторские бои были переняты римлянами у греков, этруссков и египтян и приняли религиозный характер жертвоприношения богу войны Марсу. В начале гладиаторами являлись военнопленные и приговорённые к смертной казни. Законы древнего Рима позволяли им участие в гладиаторских боях. В случае победы (на полученные деньги) можно было выкупить свою жизнь. Были случаи, когда граждане, отказавшись от имеющейся у них свободы, вступали в гладиаторы в погоне за славой и деньгами.


Впрочем, поначалу этот этрусский обычай достаточно медленно укоренялся в жизни римлян времен ранней Республики, может быть, потому что им приходилось много работать и много воевать, и в качестве развлечений они предпочитали атлетические состязания, конные скачки, а также театральные представления, разыгрывающиеся непосредственно в толпе отдыхающих. Тогда римлян никак нельзя было назвать любителями созерцания предсмертных конвульсий и стонов раненых, так как этого более чем хватало в их повседневной полувоенной жизни.


К исходу II века до н.э. бои, длившиеся несколько дней подряд при участии не одной сотни гладиаторов, не удивляли уже никого. Появились и люди, для которых содержание и обучение гладиаторов стало профессией. Они назывались ланистами. Суть их деятельности заключалась в том, что они находили на невольничьих рынках физически крепких рабов, причем желательно военнопленных и даже преступников, выкупали их, обучали всем премудростям, необходимым для выступлений на арене, а затем сдавали в аренду всем желающим устроить гладиаторские бои.

Из ближайшего ассоциативного ряда доступного современному человеку, гладиаторские бои ассоциируются с цирковым шоу. игры никогда не проводились спонтанно, они планировались тщательно специальными людьми, их называли – эдиторами.Эдитор занимался не только подготовкой и проведением игр, но рекламой. когда день проведения зрелища становился известным, организаторы вывешивали афиши – libelli, которые в свою очередь должны были включать имена всех бойцов и самыми большими буквами писались имена известных гладиаторов. по принципу ипотеки зрители могли осуществлять денежные ставки — на бойца, который, по их мнению, окажется победителем. как говорилось раннее, древние римляне обожали песни и театрализованные представления, поэтому перед началом боя всегда были музыкальные и театральные миниатюры.

И все же основную массу профессиональных бойцов арены составляли выходцы из гладиаторских школ. Во времена правления Октавиана Августа (около 10 года до н.э.) в Риме существовало 4 императорские школы: Большая, Утренняя, где готовили бестиариев – гладиаторов, сражавшихся с дикими зверями, школа Галлов и школа Даков. Во время обучения в школе всех гладиаторов сытно кормили и квалифицированно лечили. Примером тому может служить тот факт, что знаменитый древнеримский врач Гален долгое время работал в Большой императорской школе.


Должен был открыть противнику своё лицо, чтобы тот добил его, глядя ему глаза, или сам перерезать себе горло, сняв шлем и открыв зрителям своё лицо и глаза, и те, должны были увидеть, что в них нет ни капли страха. третьим законом было то, что гладиатор не мог сам выбирать себе противника, очевидно, это было сделано для того, что бы бойцы на арене не сводили свои личные счёты и обиды. выходя на поле, гладиатор до последнего не знал, с кем ему придётся драться.

Среди римских аристократов стало модным иметь своих личных гладиаторов, которые не только зарабатывали хозяину деньги выступлениями, но и выполняли функции личных охранников, что во времена гражданских волнений поздней Республики было чрезвычайно актуальным. В этом отношении всех перещеголял Юлий Цезарь, содержавший одно время до 2 тысяч гладиаторов-телохранителей, составлявших настоящую армию. Надо сказать, что гладиаторами становились не только по принуждению рабовладельца или по приговору суда к арене, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством.


Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. И хотя шансов погибнуть на пропитанном кровью песке арены было куда больше, рисковали многие. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок в букмекерских конторах. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах цирковой звезды. Император Нерон, например, подарил однажды гладиатору Спикулу целый дворец. А еще многие из известных бойцов давали всем желающим уроки фехтования, получая за это весьма приличную плату.

Тем не менее, удача на арене улыбалась совсем немногим – публика хотела видеть кровь и смерть, поэтому гладиаторам приходилось биться всерьез, доводя толпу до неистовства.


Ничуть не меньше, чем поединки гладиаторов, римляне любили зрелища их сражения с дикими животными, как, впрочем, и схватки между зверями.

Еще диктатор Сулла в 93 году до н.э. выставил на арену 100 львов, затем Юлий Цезарь – 400, Помпей – 600 и еще 400 леопардов и 20 слонов. В дальнейшем число животных на аренах росло просто немыслимыми темпами: на играх, данных Ульпием Траяном в честь его победы над даками, было умерщвлено около 11 тысяч самых разных зверей.

Ловцы животных трудились, не покладая рук, опустошая римские провинции в Африке и Азии, а также сопредельные территории. Этим чрезвычайно опасным, но и столь же выгодным бизнесом занимались тысячи профессионалов. Помимо сражающихся людей на аренах гибли сотни и тысячи львов, тигров, волков, леопардов, медведей, пантер, кабанов, диких быков, бизонов, слонов, бегемотов, носорогов, антилоп, оленей, жирафов, обезьян. Однажды ловцы ухитрились привезти в Рим даже белых медведей! Видимо, невыполнимых задач для них просто не существовало.


Все эти животные в цирках были жертвами градиаторов-бестиариев. Их обучение было гораздо более длительным, нежели классических гладиаторов. Учеников знаменитой Утренней школы, получившей такое название из-за того, что звериные травли проходили по утрам, обучали не только обращению с оружием, но и дрессуре, а также знакомили с особенностями и повадками разных животных.

Древнеримские дрессировщики достигли в своем искусстве невиданных высот: медведи ходили по канату, а львы клали бестиарию под ноги загнанного, но еще живого зайца, обезьяны ездили верхом на свирепых гирканских гончих, а оленей запрягали в колесницы. Этим удивительным трюкам не было числа. Но когда пресыщенная толпа требовала крови, на арене появлялись бесстрашные венаторы (от лат. wenator – охотник), умевшие убивать зверей не только различными видами оружия, но и голыми руками. Высшим шиком у них считалось накинуть на голову льва или леопарда плащ, замотать его, а затем убить зверя одним ударом меча или копья.

Огромной популярностью пользовалось также стравливание животных друг с другом. Римлянам надолго запомнился бой между слоном и носорогом, во время которого слон схватил метлу, которой подметали арену, ослепил ее острыми прутьями носорога, а затем растоптал противника.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления, введенные в практику массовых развлечений Юлием Цезарем. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ. И хотя римлян чем-то удивить было крайне трудно, императору Клавдию, правившему в середине I века, это вполне удалось. Воплощенная по его приказу наумахия (инсценировка морского сражения) была такого масштаба, что оказалась способной поразить воображение всех жителей Вечного города от мала до велика. Хотя наумахии устраивались достаточно редко, так как были очень дорогостоящими даже для императоров и требовали тщательной разработки.

Первую же наумахию провел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь. Тогда на Марсовом поле Рима для проведения морской битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В этом представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов. Казалось, более масштабное зрелище устроить уже невозможно, но во 2 году до н.э. первый римский император Октавиан Август после годичной подготовки представил римлянам наумахию с участием 24 кораблей и 3 тысяч солдат, не считая гребцов, которые разыграли битву между греками и персами при Саламине. Побить этот рекорд удалось только императору Клавдию. Для проведения задуманной им наумахии было выбрано Фуцинское озеро, находящееся в 80 километрах от Рима. Никакой другой близлежащий водоем просто не мог вместить 50 настоящих боевых трирем и бирем, экипажи которых составили 20 тысяч приговоренных к арене преступников. Для этого Клавдий опустошил все городские тюрьмы, посадив на корабли всех, кто мог носить оружие.


Именно гладиаторские бои, проводимые на аренах цирков, были ежедневным и любимым зрелищем римлян, прекрасно разбиравшихся в нюансах рукопашных схваток.

Публика внимательнейшим образом следила за ходом поединка, отмечая малейшие изменения в действиях сражающихся гладиаторов.

До наших дней дошло имя гладиатора Фламмы, во время карьеры которого восхищенные зрители четырежды требовали вручения ему деревянного меча, а он все четыре раза отказывался! Не исключено, что Фламма проявлял столь неслыханное упрямство в погоне за славой и деньгами. Так или иначе, но это ему удалось, он ушел с арены добровольно, более или менее невредимым, причем в довольно зрелом возрасте и будучи обладателем приличного состояния.

А я вам напомню вот такую спорную тему: Колизей, которого нет ? А так же давайте вспомним Зарождение римских легионов

Читайте также: