Институт мировых судей в рф доклад

Обновлено: 30.06.2024

Появление мировых судей в современной России можно рассматривать как восстановление демократических традиций российской реформы 1864 года. Возрождение мировых судей призвано было решить преимущественно две принципиально важные проблемы: приблизить суды к местному населению и тем самым облегчить доступ граждан к правосудию и разгрузить районные суды от чрезмерно большой нагрузки, которая постоянно возрастает. Мировой суд в Российской Федерации - это низшее звено судебной системы, рассматривающее мелкие гражданские и уголовные дела в качестве первой инстанции.

Неисполнение постановлений мирового судьи, а равно иное проявление неуважения к нему влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Имея в виду, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ, последние могут устанавливать дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей. Эти гарантии могут касаться, в частности, дополнительных денежных выплат, улучшения жилищных условий и медицинского обслуживания, а также социальной защиты, как мирового судьи, так и членов его семьи.

Мировой судья рассматривает также дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законами субъектов РФ.

В отношении вступивших в силу решений мирового судьи в Законе установлено, что они пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам самим мировым судьей, т.е. в порядке, аналогичном тому, который предусмотрен ГПК РФ. Что касается поводов и оснований к указанному пересмотру решений мирового судьи, а также самой процедуры рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам, то эти вопросы разрешены в процессуальном законодательстве.

Указание в Законе на то, что мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, означает: на этих судей в полной мере распространяется положение ч. 1 ст. 47 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. На каждом отдельном участке может действовать только один мировой судья.

Передача дела от одного мирового судьи в производство мирового судьи другого судебного участка возможна лишь в случаях, исключающих рассмотрение дела первым мировым судьей (например, по причине его отвода).

В законе четко установлено, что общее количество мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом. Причем допускается внесение проекта такого федерального закона как по законодательной инициативе самого субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, так и по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ. Закрепление такого порядка связано с тем, что финансирование мировых судей производится из федерального бюджета. Исходя из того, что возможности для введения института мировых судей и местные условия лучше известны органам государственной власти субъектов РФ, возлагающим на себя ответственность по решению данного вопроса, практика пошла по тому пути, что проекты федеральных законов о числе мировых судей и количестве судебных участков в конкретных субъектах РФ вносят в Государственную Думу Федерального Собрания РФ этими субъектами с обязательным голосованием законодательной инициативы с Верховным судом РФ. Помимо самого законопроекта, субъект РФ представляет в Государственную Думу и Верховный Суд РФ соответствующие документы и расчеты, обосновывающие необходимость конкретного числа мировых судей и количества судебных участков в данном субъекте РФ с учетом численности населения и территории. Так как, в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ, указанные проекты федеральных законов с необходимым финансово-экономическим обоснованием направляются в Правительство РФ.

- документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку и (или) иные документы, подтверждающие наличие 5-летнего стажа работы по юридической профессии;

- документ, подтверждающий профессиональное образование;

- документ о результатах сдачи квалификационного экзамена;

- характеристики с мест работы по юридической профессии;

- медицинское заключение о состоянии здоровья;

- иные документы, включая и те, необходимость представления которых вызывается предъявлением к кандидату на должность судьи дополнительных требований в соответствии с законом субъекта РФ.

Заявление кандидата на должность мирового судьи должно содержать указание на согласие кандидата на проведение проверки сообщаемых им о себе сведений.

Как и другие судьи, мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Нарушение этого запрета влечет приостановление либо прекращение полномочий мирового судьи.

В законе субъекта РФ о мировых судьях могут быть установлены дополнительные требования к кандидату на должность судьи. В Законе отсутствует перечень этих дополнительных требований. Однако, это не может ограничивать права мирового судьи как гражданина за исключением тех, которые непосредственно указаны в ст. 5. Необходимость содержащихся в ней требований к мировым судьям как носителям судебной власти объясняется спецификой их профессиональной деятельности, которая должна осуществляться также в строгом соответствии с Кодексом чести судьи РФ.

Закон не содержит нормы о том, кто представляет законодательному (представительному) органу к назначению кандидатом на должность мировых судей. Как показывает практика, такое назначение производится по представлению председателей Верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов. В случае отклонения кандидатуры на должность мирового судьи председателем указанного вышестоящего суда либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ квалификационная коллегия судей может при наличии повторного заявления кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность судьи. В данном случае вопрос о назначении кандидата на должность мирового судьи решается на общих основаниях.

Аппарат мирового судьи обеспечивает работу мирового судьи. Деятельность аппарата мирового судьи (далее - аппарат) организуется в соответствии с Положением об аппарате мирового судьи субъекта федерации, утверждаемым начальником департамента администрации субъекта федерации по обеспечению деятельности мировых судей.

Аппарат мирового судьи должен включать в себя секретаря судебного заседания и секретаря канцелярии. Однако на судебных участках с незначительным объемом судебной работы аппарат может состоять из секретаря судебного заседания, и, напротив, если у мирового судьи большой объем работы, то в его аппарат может быть введена также должность заведующего канцелярией и, кроме того, помощника мирового судьи. Помимо сотрудников аппаратов мировых судей в штатное расписание включается также персонал, обеспечивающий техническое обслуживание зданий и помещений, занимаемых мировыми судьями. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом соответствующего субъекта РФ. В этом законе, во всяком случае, должно быть определено такое число штатных единиц, которое необходимо для надлежащей деятельности мирового судьи по осуществлению правосудия.

Руководство деятельностью аппарата осуществляет мировой судья. В случае временного отсутствия в судебном участке мирового судьи руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет председатель соответствующего районного суда. Структура и штатное расписание аппарата устанавливается Администрацией субъекта федерации на основании областного законодательства о государственной службе субъекта Федерации.

Действующим федеральным законодательством предусмотрено, что финансирование мировых судей производится из федерального бюджета. Такое финансирование должно покрывать расходы на заработную плату и все иные расходы, включая социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральных судов общей юрисдикции, и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Должностной оклад мирового судьи установлен в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда РФ. То есть на мировых судей распространен тот же порядок определения размера их должностного оклада, что и на судей федеральных судов общей юрисдикции. Несмотря на то, что Законом установлено, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, во многих регионах высказывается мнение о том, что указанное обеспечение деятельности мировых судей должно осуществляться за счет средств федерального бюджета управлениями (отделами) Судебного департамента при Верховном суде РФ в субъектах РФ.

Однако, это мнение противоречит действующему федеральному законодательству, в соответствии с которым из федерального бюджета финансируются только мировые суды. Поэтому организационное обеспечение их деятельности должно осуществляться органами юстиции либо органами исполнительной власти субъекта РФ за счет средств его бюджета, что практически и делается.

В некоторых субъектах РФ был найден иной путь, а именно: материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется через органы судебного департамента на местах на договорных началах с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ за счет финансовых средств последних.

Так как мировой судья является носителем судебной власти, процедура осуществления им правосудия должна происходить в торжественной обстановке. Этому, безусловно, способствуют помещение в зале судебного заседания мирового судьи Государственного флага РФ и изображения Государственного герба РФ, а также возможное установление флага и помещение изображения герба соответствующего субъекта РФ. Однако, торжественность обстановки в суде достигается не только этим, но и архитектурой, местоположением здания мирового судьи, установленным порядком в его помещениях, а главное - строгим соблюдением самим мировым судьей норм процессуального закона и правил судебной этики при рассмотрении конкретных дел.

В законах многих субъектов РФ определено, что мировой судья заседает в мантии, чего вполне достаточно для обозначения его должности.

В связи с тем, что того числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах РФ, которые определены упоминавшимся Федеральным Законом, недостаточно, в субъектах РФ пошли по пути создания судебных участков и должностей мировых судей в районах с наибольшей нагрузкой по разрешению дел. Что касается районов, оставшихся без мировых судей, то на их территории до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами, как это и предусмотрено ст. 12 Закона.

Работники аппарата по представлению мирового судьи, согласованному с председателем районного суда, назначаются на должность и освобождаются от нее приказом начальника Департамента администрации субъекта федерации.

Основными задачами аппарата мирового судьи являются: организационное, информационно-аналитическое и документационное обеспечение деятельности мирового судьи; организационное обеспечение взаимодействия мирового судьи с судебными и правоохранительными органами, адвокатурой, Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в области, департаментом Администрации субъекта федерации по обеспечению деятельности мировых судей, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, их должностными лицами и работниками по вопросам обеспечения деятельности мирового судьи; оперативное рассмотрение (в пределах своей компетенции) поступающих заявлений, жалоб и писем граждан. Так что одно перечисление задач свидетельствует о большом объеме должностных обязанностей, которые придется выполнять двум должностным лицам, чтобы обеспечить выполнение указанных задач и способствовать полноценному функционированию мирового судьи по выполнению его основной миссии - оперативному и правильному рассмотрению судебных дел, отнесенных к компетенции мирового судьи.

Чтобы мировой судья надлежаще исполнял свои функции, к уже упомянутым действиям, связанным с выполнением задач аппарата, помощник мирового судьи обязан дополнительно:

а) организовать работу аппарата мирового судьи;

б) помогать мировому судье в приеме граждан;

в) принимать, регистрировать и отправлять корреспонденцию;

г) учитывать движение и хранение уголовных, гражданских и административных дел и других материалов, заполнение и ведение форм первичного учета;

д) учитывать и регистрировать поступившие заявления, жалобы, письма и контролировать сроки их исполнения, кроме контроля за сроками рассмотрения жалоб на приговоры, решения, определения, судебные приказы и постановления;

ж) учитывать и хранить вещественные доказательства;

з) оформлять, подготавливать и отправлять дела для направления их в апелляционную и надзорную инстанции;

л) учитывать и контролировать исполнение судебных поручений, направленных в другие суды или поступившие из других судов, в том числе связанных с исполнением обязательств по международным соглашениям;

м) учитывать частные постановления и контролировать переписку по их исполнению;

н) подготавливать и сдавать в архив судебного участка законченные дела, журналы, картотеку, учитывать и хранить указанные материалы, вести архив судебного участка;

о) подготавливать и сдавать в государственный, муниципальный архив или объединенный архив судебных участков законченные дела, журналы, картотеку;

п) подготавливать сводные описи судебных дел постоянного хранения;

р) составлять статистические отчеты;

с) выдавать справки и документы по делам;

т) выдавать подлинники документов из дел по распоряжению мирового судьи;

у) проводить прием граждан по вопросам его компетенции;

ф) вести табель учета рабочего времени работников аппарата;

х) вести финансовую документацию, а также учет хозяйственного инвентаря и канцелярских принадлежностей;

ц) учитывать юридическую литературу, систематизировать законодательство и судебную практику вышестоящих судов.

Дополнительные обязанности (кроме основных, которых 7 позиций) составляют 22 позиции. Учитывая, что инструкция по делопроизводству у мирового судьи предусматривает ведение 23 видов основных номенклатурных нарядов и заполнение 62 форм различных журналов, книг, учетных и учетно-статистических карточек, извещений, алфавитных указателей, сведений и другой документации, в будущем необходимо будет решать вопрос об увеличении штатной численности аппарата мирового судьи или о пересмотре делопроизводственной документации мирового судьи, которая в настоящее время в значительной степени копирует инструктивное состояние и делопроизводство в районном суде, которое также громоздко.

Для аппарата мирового судьи, где объем слушаемых дел в несколько раз будет меньше, чем в районном суде (в 60-е гг. XX столетия районные суды создавались путем объединения нескольких судебных участков от 3 и более - в единый районный (городской) суд), вести такое объемное делопроизводство - это значит отнимать время у посетителей, которые приходят к мировому судье за разрешением более животрепещущих проблем, чем учитывать частные постановления и контролировать переписку по ним или подготавливать сводные описи судебных дел постоянного хранения, хотя учет работы в делопроизводстве мирового судьи - важное требование.

Затем секретарь судебного заседания обязан внести дела, назначенные на данный день, в журнал судебного заседания, вывесить список слушаемых дел на видном, определенном мировым судьей месте, доступном для ознакомления участвующими по делу лицами и посетителями. При такой организации секретарь судебного заседания сам будет в курсе того, какая перспектива возможности рассмотрения (отложения или приостановления) дела имеется перед началом заседания, и ответит на любой вопрос по делу посетителю или мировому судье. И участники процесса из вывешенного списка получат необходимую информацию: где, в какое время, и какое дело будет слушаться.

За несоблюдение ограничений, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, превышение должностных полномочий работники аппарата мирового судьи могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию.

В зале судебных заседаний мировых судей должны быть размещены символы государственной власти: Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба РФ. Может также устанавливаться флаг и помещаться изображение герба субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен участок мирового судьи.

Мировой судья при осуществлении правосудия заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Введение отличительного знака мирового судьи - это новелла. В каждом субъекте федерации для мировых судей утверждается в законодательном порядке свой отличительный знак.

Среднемесячная нагрузка на одного мирового судью составляет в среднем 43,8 дела против среднемесячной нагрузки федерального судьи - 41 дело. Таким образом, изменения в основах государства, направленные на построение эффективной демократической власти привели к созданию системы законов устанавливающих судебную власть, важнейшую в системе разделения властей. Важнейшим звеном судебной системы современной России стали мировые судьи. При создании данного института законодатель учитывал опыт деятельности мировых судей уже существовавший в России в результате судебной реформы 1864 года.


Актуальность данной темы определяется тем, что хронологию возникновения и развития мировой юстиции в России трудно определить четко, так как практически все исследователи предлагают периоды, которые удалены друг от друга достаточно продолжительными этапами. Данный факт не только усложняет установление хронологических границ возникновения и развития данного института, но и делает невозможным однозначную его датировку. В итоге в периодизации института мировых судей проявляется определенная условность хронологических границ, в рамках которых развивался и формировался объект исследования.

Ключевые слова: мировой суд, мировой судья, мировая юстиция, судебная реформа, история развития, законодательство.

Первое упоминание о мировой юстиции относится к 1826 году. Наиболее активное движение в сторону создания системы мировых судей относится к периоду судебного реформирования 1864 г. С данного момента историография становления института мировых судей поддается конкретной датировке. В соответствии с Судебными уставами от 20 ноября 1864 г. в России начинается введение первых пореформенных судебных учреждений — мировых судов, которые были приписаны к окружным судам.

Сторонники считали становление института мировых судей важной мерой в развитии судебной системы по причине того, что легкие, не представляющие значимости дела, переходят к судьям, которые и занимаются преимущественно подобными делами. Итогом такого реформирования станет то, что с территориальной точки зрения правосудие станет намного ближе к народу, следовательно, станет для населения наиболее доступным, что будет способствовать оперативному рассмотрению судебных дел.

Таким образом, еще задолго до наступления событий, связанных с Октябрьской революцией 1917 г., исполнительной властью, которая возглавлялась Императором, был нанесен удар по либеральному законодательству 1860-х годов по судебной системе России. Данный тезис подтверждается так же и Постановлением Временного правительства от 25 марта 1917 г., где регламентировались положения, согласно которым независимость суда стала пустым звуком, гласность исчезала по первому желанию администрации. Военный суд стал обычным явлением. Итогом данных преобразований, стало то, что среди населения появилось недоверие к суду.

Также важно отметить, что достаточно серьезные преобразования претерпевает система местных судов при Временном правительстве. Министерство юстиции окончательно упраздняет должности земских начальников и кандидатов на эти должности. Судебные функции земства передаются временным судам, а административные функции — уездным комиссарам, что способствует явному разделение административных и судебных функций [3].

Временным правительством были созданы временные суды. Временные суды действовали в составе мирового судьи (председателя), выборного представителя от армии и выборного представителя из числа рабочих. К подсудности временных судов относились дела об агитации против нового строя, о продаже спиртных напитков, о сокрытии торговцами продовольствия, о кражах, хулиганстве и т. д.

Вопросы о создании и развитии мировой юстиции в России вызвало большой резонанс в юридических и научных кругах. Безусловно, оно имело многочисленное количество сторонников, но были и противники. Важно отметить, что сейчас споры о необходимости и целесообразности введения института мировой юстиции поутихли, так как польза мирового суда очевидна, а сомнения и опасения противников оказались однозначно преувеличены.

Важно отметить, что появление в современной системе мировой юстиции позволило:

во-первых, снизить нагрузку на федеральных судей;

во-вторых, максимально приблизить правосудие к населению;

в-третьих, повлекло за собой изменение подсудности дел, упростилась процедуры обращения граждан к суду;

в-четвертых, упростилась процедура рассмотрения дел [9].

На основании вышеизложенного, важно отметить, что институт развития мирового судейства в РФ в процессе своего становления претерпел значительное количество изменений. На современном этапе этот институт в России перенял большое количество нововведений, в том числе и от зарубежных стран. Главной и самой важной причиной возрождения и восстановления института мирового судейства стала необходимость обеспечения доступности правосудия, именно этот фактор и стал решающим в развития рассматриваемого правового явления.

Необходимо отметить, что предложенная хронология становления института мировой юстиции в настоящем исследовании позволяет проследить этапы организации становления института мирового суда, сравнить его с предшествующим дореформенным и последующим пореформенным качественным состоянием, рассмотреть закономерности его развития и степень преемственности.

Основные термины (генерируются автоматически): мировая юстиция, Россия, суд, мировой суд, судебная реформа, Временное правительство, выборный представитель, либеральное законодательство, мировое судейство, мировой судья.

Вот и сейчас у них появилась почва для исследований в этой области. В Российской Федерации наконец введен, а точнее возрожден, институт мировых судей. Институт мировой юстиции в России впервые был учрежден в ходе судебно-правовой реформы второй половины XIX в.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Гл. 1. История становления института мирового судьи: 5
1.1. Реформа 1864 г. И развитие до 1917 г. 5
1.2. Возрождение института мировых судей. 13
Гл. 2. МИРОВЫЕ СУДЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. 16
2.1. Правовые основы деятельности. 16
2.2. Полномочия мировых судей. 18
2.3. Порядок назначения мирового судьи на должность. 22
Заключение. 25
Список использованной литературы: 26
Нормативный материал: 26
Дополнительная специальная литература: 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик.doc

Гл. 1. История становления института мирового судьи:

1.1. Реформа 1864 г. И развитие до 1917 г.

1.2. Возрождение института мировых судей.

Гл. 2. МИРОВЫЕ СУДЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

2.1. Правовые основы деятельности.

2.2. Полномочия мировых судей.

2.3. Порядок назначения мирового судьи на должность.

Список использованной литературы:

Дополнительная специальная литература:

ВВЕДЕНИЕ

Практическое значение данной работы состоит в том, чтобы как можно подробней изучить историю института мировых судей и его структуру. Так же материал этой работы может служить и основой для последующих исследований в этой области.

Структура курсовой определена ее содержанием. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, и заключения.

История становления института мирового судьи:

1.1. Реформа 1864 г. И развитие до 1917 г.

Мировой суд, по замыслу его создателей, должен быть универсальным органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы низшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно, поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к чему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировой юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с перспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось в высочайшем повелении 25 марта 1859 г. Решение правительства отделить суд от полиции обусловливалось необходимостью упорядочить отношения между помещиками и крестьянами, выходящими из крепостной зависимости. У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные дела должен разрешать специальный суд – мировой – в составе одного судьи. Участия присяжных поверенных не допускалось. Учреждением судебных установлений закреплялась судебная система. Очевидные изменения по сравнению с программой судебной реформы получил мировой суд, что явилось результатом столкновения взглядов на его природу.

Принципы и порядок избрания мировых судей

1) Они должны быть местными жителями.

2) Возраст не ниже 25 лет. (ст. 19 у. с. у.).

3) Обладание известным образовательным и имущественным цензом.

1) состоящие под следствием или судом, подвергшиеся по приговору суда наказанию не ниже тюремного заключения и бывшие под судом и не оправданные судебным приговором, если деяние, в котором они обвинялись, влечет означенные наказания;

3) объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие под опекой за расточительство (ст. 21 у. с. у.);

5) священнослужители и церковные причетники (ст.22 у. с. у.).

Участковые мировые судьи считаются состоящими на государственной службе в пятом классе, получают известное вознаграждение от казны, но права на пенсию не имеют.

Уволены с должности мирового судьи могут быть по следующим основаниям:

1) за истечением трехлетнего срока и неизбранием на следующее трехлетие;

2) за сокращением числа участков;

3) за проступки и преступления, совершенные во время исполнения должности мирового судьи.

В отношении дисциплинарной ответственности мировые судьи сравнены с членами окружных судов; дисциплинарное производство возбуждается съездами мировых судей. Непосредственный надзор за деятельностью мировых судей осуществляется мировыми съездами, а высший надзор – кассационный департамент сената и министром юстиции (ст. 64 у. с. у.).

Виды мировых судей

Мировые судьи разделяются на:

1) участковых – общий тип; они должны избрать определенное место жительства, где и иметь свою камеру, обязаны спрашивать отпуск при необходимости отъезда, устанавливают между собой очередь для исполнения обязанностей выбывающих в течение трехлетия судей (ст. 41-45 у. с. у.);

2) почетные мировые судьи всем этим не связаны; служебные обязанности почетных мировых судей начинаются с момента прибытия их в свой округ, если стороны обратятся к ним с просьбой о разрешении дела, или (ст. 43 у. с. у.), если установленная перед началом трехлетия очередь возлагает на них обязанность заменить выбывшего судью; вознаграждения почетные мировые судьи не получают; в остальном почетные и участковые мировые судьи не различаются (ст. 46-50 у. с. у.);

3) почетных участковых судей – участковых судей по собственному желанию не получающих жалования (ст. 45 у. с. у.). Кроме того закон знает добавочных мировых судей и помощников. Первые учреждены в обеих столицах, Одессе, в губерниях Астраханской и Оренбургской, в Варшавском округе и Прибалтийском крае; их назначение заменяет участковых судей, с которыми они равны в правах. Помощники мировых судей имеются в Закавказье и в среднеазиатских владениях.

Компетенция мировых судей

По предмету ведомства компетенция мировых судей разделяется на: судебные дела и дела административного и охранительного порядка. В отношении дел судебных мировые судьи представляют суд первой инстанции по делам гражданским и уголовным. Из гражданских дел: иски не выше 500 рублей кроме исков о владении недвижимостью; иски о бесчестии; о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев; просьбы об обеспечении доказательствами по искам разной ценности. При этом дела об исках на сумму не выше 30 рублей решаются мировым судьей окончательно.

В 80-х годах XIX века, одновременно с усилением отрицательного отношения ко всем реформам императора Александра II, все чаще и чаще стали появляться нападки на мировой суд. Случались неудачные решения мировых судей, их обобщали и говорили о несостоятельности мировых судей вообще. Случилось несколько раз за двадцать лет, что в уездах заседания мирового суда не могли состоятся по причине неприбытия судей; случалось, что некоторые судьи медленно решали дела. Единичные случаи подхватывали, замалчивали образцовую работу других мировых съездов (в больших центрах они превратились в постоянные учреждения), игнорировали и то, что решения в общем были хороши, и то, что мировые судьи были завалены работой. Начались требования коренных преобразований: назначения председателя мирового съезда от правительства, подчинение мировых судей окружным судам, отмены выборного начала и т. д. Особенно тревожным симптомом явилась в 1888 году резкая критика со стороны добросовестного публициста (П. Н. Обнискова), горячо преданного основным принципам Судебных Уставов. Предположение, будто в уездных земских собраниях выборы мирового судьи определяются кумовством, и мировые судьи не способны творить суд за отсутствием юридического образования, так что фактически дело правосудия перешло в руки частного ходатая – все это привело критика к мысли, что необходимо уничтожить выборное начало и назначать судей от правительства из числа юристов. Тогда же ему было сделано возражение, что достаточно уничтожить имущественный ценз, повысить ценз образовательный или отменить требование единогласия при избрании кандидатов, не имеющих ценза, чтобы сразу ввести в круг учреждения юристов, не ломая выборного начала. Недоумевали, почему назначенный судья будет ближе к народу, чем выборный, почему полная зависимость от администрации (в то время нельзя было надеяться, что при назначении судей им будет гарантирована несменяемость) лучше влияния со стороны избирателей. Однако, весь этот спор, в котором были правы сторонники сохранения выборных мировых судей, оказался бесполезным. Судьба, которая постигла учреждение в 1889 году, не соответствовала ожиданиям и тех, которые стояли за назначение судей-юристов.

Мировой судья — судья общей юрисдикции субъектов РФ, входящий в единую систему судов общей юрисдикции и занимающий положение первого (низового) звена этой системы.

Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ", иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ

Мировые судьи осуществляют правосудие именем РФ. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Мировым судьёй может быть гражданин РФ: имеющий высшее юридическое образование; достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, а также не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты

Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ.

Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Можно переназначаться. Предельный возраст пребывания 70 лет.

Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях и законами субъектов РФ.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции.

Читайте также: