Роль родителей в нравственном воспитании детей доклад

Обновлено: 07.07.2024

на родительском собрании определяются следующие группы:

  • Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения;
  • Призвать к самостоятельному педагогическому творчеству;
  • Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей.

Оборудование:

  • Включить тихую мелодию;
  • Детские работы, фотографии;
  • Таблички с обозначением групп;
  • Варианты ситуаций;
  • Карточки с вопросами;

Воспитатель.

Основные наши условия – это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.

Итак, правила игры:

Все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу

Воспитатель.

У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей - улыбка - подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.

Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения.

Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи

во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

(Каждой группе раздаются листы с вопросами, которые помогут в формировании идеи).

1. В проявлении, каких родительских чувств нуждается ребенок?

2. Нужно ли устанавливать равенство позиций ребенка и взрослого?

3. На чем необходимо строить контакт с ребенком?

4. Всегда ли ребенок должен походить на родителей?

5. Как правильно создать эмоциональный фундамент взаимных отношений?

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

Семья - 50%

СМИ, телевидение - 30%

Детский сад - 10%

Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в нравственном воспитании детей в семье.

Важна структура семьи. Лучше, если в семье не один ребенок. Даже если он не один, не надо делать его центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи.

Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.

Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща. Подумайте:

1) Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?

2) Как учитываются возрастные особенности ребенка?

3) Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей (как наши дети здороваются)

ответы родителей в микро группах

Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются

1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять
затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей
является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем
проявлениям зла .

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

Рассмотрим некоторые законы семейной жизни

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети—свидетели, они учатся жить у жизни.

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится . (ненавидеть).

2. Ребенок живет во вражде, он учится. (быть агрессивным).

3. Ребенок живет в упреках, он учится. (жить с чувством вины).

4. Ребенок растет в терпимости, он учится. (понимать других).

5. Ребенка хвалят, он учится . (быть благородным).

6. Ребенок растет в честности, он учится . (быть справедливым).

7. Ребенок растет в безопасности, он учится . (верить в людей).

8. Ребенка поддерживают, он учится . (ценить себя).

9. Ребенка высмеивают, он учится . (быть замкнутым).

10. Живет в понимании и дружбе, он учится . (находить любовь в мире).

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убеж­денного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом до­брый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Практическое задание родителям

Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка.

А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Работа в микро группах.

Активные родители:

"Лукошко сказок"

Иван-царевич символически являет собой мужское начало и мужские ценности, в нем заключена сила защитника своей родной земли, чести и совести. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая и другие образы – символы женского начала, это непременные символы мудрости, любви, Родины.

Добрые родители:

"В лучах родительского солнца"

В центре солнца вы, а теперь на лучиках вашего солнца напишите по очереди, чем вы согреваете своего ребёнка, как солнце согревает землю.

Строгие родители.

"Конверт откровений"

с признаниями в любви.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГБОУ Воскресенская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Доклад на тему:

Подготовила:

социальный педагог

Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.

И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как:

• уважение к старшим,

• дружеские отношения со сверстниками,

• умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,

• добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности,

• воспитание начал ответственности.

Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.

Традиционными источниками нравственности являются:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); - традиционные российские религии.

Вследствие этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям:

1) для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;

2) воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны;

3) в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;

4) чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:

- безусловно принимать ребёнка,

- проводить время вместе (читать, играть, заниматься)

- не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,

- помогать, когда просит,

- делиться своими чувствами (значит доверять)

- конструктивно разрешать конфликты,

5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит разработку выступления на общешкольном родительском собрании.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

(Выступление на общешкольном родительском собрании )

Подготовила: Нартикоева С. Ю.

Роль семьи в воспитании нравственных ценностей у детей.

Цели: 1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и знаний по нравственному воспитанию ребенка в семье.

2. Формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества.

А начать собрание я хотела бы следующими словами:

Точка, точка, запятая –

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик-

Что увидят эти точки?

Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе.

Мы его нарисовали – только и всего.

Что вы! Что вы! Это важно!

Чтобы вырос он отважным,

Чтобы мог найти дорогу.

Это трудно, это сложно,

Но иначе невозможно.

Только так из человечка

А что же это такое, нравственность? Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. О том, каким образом их воспитывать, мы сегодня и будем вести разговор.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения очень актуальна в наши дни. В какой степени нравственными, добрыми, порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании нравственности играет главную роль. Что бы много мы ни говорили о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица.

Социологические данные

Давайте посмотрим на социологические данные:

влияние улицы – 10%.

влияние школы – 20%

Таким образом, мы видим: семья является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами, начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.

А теперь давайте вместе попробуем разрешить несколько педагогических ситуаций.

Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребенка. Ребенок отрицает это. Родители не замечали за ребенком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребенок солгал. Как правильно поступить в этом случае?

Когда вы узнали о каком-то ужасном проступке ребенка не от него, а от посторонних людей, все равно ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Как только мы начинаем раздражаться и кричать, ответ на это может иметь обратный результат. Наш гнев лишь утвердит ложь как средство, с помощью которого можно избежать наказаний и упреков. Надо создать такие взаимоотношения в семье, чтобы у ребенка не было потребности обманывать. Если дети нам доверяют, не боятся нас, если у них есть возможность спокойно объяснять свое поведение, будь оно хорошее или плохое, тогда нет нужды говорить неправду.

Особое значение в воспитании честности играет поведение взрослых, личный пример родителей, близких людей. Взрослые должны быть честны даже в мелочах. Маленькие дети не понимают двойной морали. Если вы просите ребенка отвечать по телефону, что вас нет дома, то дети усвоят навыки такого поведения, и честность их будет иметь такой же относительный характер. Ну, а если все же такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелем случившегося, признайтесь, что совершили ошибку, что вам неприятно и вам за это стыдно. Все должны стремиться быть честными, искренними и доверять друг другу.

Ситуация 3. Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки встали и отошли от класса. Укрылись в тени деревьев и стали кушать вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Надо учить ребенка радости давать и дарить. Не упускайте возможности предоставить ему повод и шанс почувствовать, как приятно дарить подарки, делать добрые дела и в ответ получать благодарность от друзей и близких.

Очень важно поговорить сегодня о жестокости, которая стала привычной в детской среде. Часто жестокость у детей выступает средством достижения какой-нибудь цели, возможности отнять у другого ребенка что-либо или как способ самоутвердиться среди сверстников.

Причиной детской жестокости, в первую очередь, являются неприязненные отношения в семье, когда родители сами проявляют жестокость по отношению к своим детям, между супругами часто возникают ссоры, сопровождающиеся хамством, оскорблением и криками. Дети усваивают горький опыт своих родителей. А иногда ребенок просто не знает, как себя вести, так как у него отсутствуют навыки культурного поведения.

Причиной жестокости у современных детей могут быть компьютерные игры. Чаще всего детей привлекают отрицательные герои, которые сильные, могущественные и грубые. И, конечно, на проявление жестокости у детей оказывает влияние наше телевидение, где очень много убийств, насилия, крови.

Задача родителей – никогда не проявлять по отношению к своим детям грубость и жестокость, чаще включать в общение добрые слова и ласку, а также научить детей уступать, договариваться и управлять своими эмоциями и, конечно, родителям необходимо более внимательно относиться к покупке компьютерных игр и выбору телепередач для просмотра детьми.

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли порядочными, добрыми. Ребенок - это подсолнух – поворачивается к добру, как к солнцу. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, для этого надо доставлять ребенку радость общения с нами. Это может быть радость совместного познания, совместного труда, совместного отдыха. Доброта начинается с любви к людям, прежде всего, к близким и природе. Дети учатся любви и доброте у нас, у взрослых, Поэтому нам необходимо проявлять доброту на деле, а не на словах. Ничто не приносит вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их наставлениями.

Важнейшим условием развития нравственных качеств у ребенка является также воспитание трудолюбия. Основная цель домашнего труда ребенка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий. Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, но при этом их больше привлекает процесс труда, чем результат, их трудовая активность зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции.

Основной причиной, которая сдерживает привлечение детей к труду, является длительная опека. Сначала родители убирают за маленьким ребенком игрушки, а потом, уже чуть позже, когда он идет в школу, собирают ему ранец. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на жертву: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастают, таким образом, потребители. Необходимо приучать детей выполнять любую домашнюю работу, внушая детям, что любой труд, направленный на благо, благороден.

У ребенка в семье должны быть постоянные обязанности, которые способствуют воспитанию ответственности за порученное дело. Надо поощрять ребенка за самостоятельность и инициативу, качество выполненной работы. Если у ребенка что-то не получилось, не раздражаться, а терпеливо объяснить ему еще раз. Надо чаще практиковать совместный труд детей и взрослых и никогда не наказывать ребенка трудом, это вызовет у него отвращение к труду. Ребенок должен видеть, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше. Учитывая всё вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Сегодня наша с вами встреча подошла к концу,

и в заключение мне хотелось бы дать вам небольшие рекомендации, которые, я надеюсь, помогут вам в формировании нравственных качеств у ваших детей.

Всем большое спасибо за участие в сегодняшнем нашем разговоре. До свидания.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.

Как можно больше времени проводите вместе с детьми, со своей семьёй. Обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, советуйтесь друг с другом.

Старайтесь знать друзей вашего ребёнка. Знать, где и с кем он играет, проводит время.

Обсуждайте возникшие проблемы спокойно, без крика и раздражения; тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.

Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка. Это сблизит вас.

Не заставляйте ребёнка доверять ему свои тайны. Этим вы ничего не добьётесь.

Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.

Будьте примером для ребёнка: ведь как вы относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.

Одна из задач педагога образовательной организации - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей, которые дают возможность совместно найти наиболее эффективные способы формирования духовно-нравственных качеств ребёнка в семье.

Нравственное воспитание детей происходит на всём протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребёнком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

• Занятия (НОД)

• Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.

• Схемы, рисунки мелом.

• Метод решения проблемных ситуаций.

• Чтение художественных произведений, заучивание стихов А. С. Пушкина, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева, повторение новых слов.

• Целевые прогулки и экскурсии, праздники.

• Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.

• Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям.

• Конкурс детского рисунка, детский вернисаж.

• Встреча детей с защитниками Отечества.

• Работа в книжном уголке.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

•Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

•Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

•Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т. д.).

Взаимодействиесродителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин - все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

Привлечение семьи к нравственному воспитанию детей требует от воспитателя особоготакта, вниманияичуткостик каждому ребенку. Предполагаю, что данное мероприятие располагает необходимым образовательным ресурсом.

• Помощь родителям в решении вопросов духовно-нравственного воспитания детей в семье.

• Довести до понимания родителей важность передачи подрастающему поколению нравственных ценностей, используя художественное слово, просмотр видеофильма и совместное решение проблемных ситуаций;

• Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания детей;

• Укрепить сотрудничество семьи и детского сада.

Место проведения:музыкальный зал.

Участники: воспитанники детского сада, родители (законные представители, педагог.

Форма проведения: родительское собрание с участием воспитанников в нетрадиционной форме (активная дискуссия).

• оформление выставки совместных поделок (родителей и детей);

• изготовление декораций, оформление музыкального зала; Ход собрания:

(Звучит спокойная музыка)

Нашу встречу я начну со стихотворения Евгения Евтушенко.

Сколько прелести есть в человеческих лицах.

Все смотрел бы на них и смотрел без конца,

Но в глухих городишках и в громких столицах

Вдруг на улице встретишь лицо подлеца.

И брезгливость, и ужас, почти не скрывая,

Отшатнешься, стараясь с дороги свернуть, Но навеки запомнишь ухмылку кривую

И глаза, разбегающиеся, как ртуть.

Берегите лицо человеческое, несите

Сквозь года, и глаза молодые, и рты,

Словно с озера, с глади лица не спугните

Выражение детскости и чистоты.

Хочется крикнуть людям:

Будьте щедрей на ласку,

Путь человека труден-

Мало похож на сказку.

В жизни без ласки – знайте,

Слезы, дожди, озноба.

Детям и взрослым -знайте,

Ласка нужна - не злоба.

Корень теряет краски,

Если напиться нечем.

Как человек без ласки

Он опускает плечи.

Как скопидом монеты

Ласку не прячьте, люди.

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет.

Ведущий: В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, и человек вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности – детское сердце черствеет, в нём нет чуткости к добру и красоте.

Семейные отношения значительно влияют на развитие личности ребенка. Он подражает отцу и матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.

Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка — матери. Ребенок стремится достигнуть со значимым для него членом семьи общего переживания в совместных семейных делах, научиться действовать, как родители. У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый человек с твердым характером. Он любит и уважает жену и как женщину, и как мать; благороден, предупредителен, чувствует ответственность за создание семьи, воспитание детей, проявляет разумную требовательность к ним, помогает жене по хозяйству, постоянно стремится к самосовершенствованию.

У дочери на примере мамы формируется представление о том, какой должна быть женщина: нежной, мягкой и заботливой.

Нравственное воспитание – это сложный процесс, в основе которого лежит развитие высоких нравственных чувств, которые характеризуют взрослого человека, и которые способны вдохновить его на благородные поступки. Эти качества не даны ребенку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием семейных традиций и ценностей.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом, как отмечают российские и зарубежные педагоги и психологи, играет семья.

Давайте вместе прослушаем мнения наших воспитанников. Какими же глазами они смотрят на доброту, и какими людьми мечтают быть?

1. Каким ты хочешь быть человеком?

2. На кого ты хочешь быть похож (а?

3. Что такое доброта?

Черствость, жестокость и злость проявляются именно у тех детей, в чьих маленьких ячейках (семьях) нет сострадания, поддержки, любви и понимания.

Предлагаю вам познакомиться с результатами этого анкетирования.

(Слайд) Результаты анкетирования

Дорогие друзья, семья является чистым и светлым родником, из которого пьют наши дети, и давайте все вместе стремиться, чтобы этот родник не оказался мутным от недостатка любви, внимания и заботы.

Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными? Как своевременно поставить заслон жестокости, черствости и злобе? Об этом сейчас и пойдет разговор на нашей встрече.

Предлагаем Вам познакомиться с памятками, которые лежат на столах.

С чем не согласны?

Что хотели бы дополнить? (обсуждение с родительской общественностью).

Ведущий: Вы обратили внимание, что в зале находятся три стола. Каждый стол обозначает участника образовательного процесса. Как вы думаете, кто является участниками образовательного процесса? (ответы родителей).

Сейчас Вы будете представлять интересы родителей, педагогов и детей. Предлагается ряд ситуаций, выход из которых вы будете находить соответственно со стороны родителей, педагогов и детей.

В автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда. Она останавливается возле отца с сыном.

Вопросы родителям :

Как дальше будет развиваться ситуация?

Кто должен уступить место?

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это, и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата:

- Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?

- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы родителям :

В чем состоит ошибка матери?

Как изменить ситуацию?

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним.

Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

- Нет, пойдем, всё равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его за собой.

- Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

Вопросы родителям :

Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?

Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?

Ведущий: Художественная литература оказывает огромное влияние на воспитание нравственности, как маленького ребенка, так и взрослого человека.

Ты меня заобижала, Все. Теперь конец.

А скажи - зачем? Ты меня заобижала.

Леденец в руке зажала, Уходи, пора.

Я же все не съем! Лучше б кошка забежала

Я просил совсем чуточек, Просто со двора.

Крошечку просил. Молока бы ей из кружки

Я бы откусил. Ну и что ж, В блюдце б я налил.

Что он английский- О тебе, плохой подружке,

Этот леденец. Сразу бы забыл.

Был тебе я другом близким

Меня с утра до вечера

Ругали все вокруг.

А пес ко мне доверчиво

Прижался - верный друг.

Вздохнул. И замер под рукой.

И не такой уж я плохой!

Моей сестрёнке двадцать дней, Он всю цветную плёнку

Но все твердят о ней, о ней: Истратил на Алёнку.

Она всех лучше, всех умней. Я гвоздь в сарае забивал,

И слышно в доме по утрам: И то не слышал я похвал!

- Она прибавила сто грамм! Обиду трудно мне скрывать,

Ну девочка, ну умница! Я больше не могу.

- Она водички попила - И вот я тоже лёг в кровать

За это снова похвала: И стал кричать: - Агу! –

Ну девочка, ну умница! Взглянул мой папа на меня,

Она спокойно поспала: Сказал он: - Не дури!

Ну девочка, ну умница! Ты что вопишь средь бела дня,

А мама шепчет: - Прелесть! Как дети-дикари?

В восторге от Алёнки. Тогда я лёг лицом к стене,

Смотрите, разоделись - И ждал я нахлобучки.

Мы в новые пелёнки. Вдруг мама бросилась ко мне:

- Смотрите, мы зеваем, - Давай возьму на ручки?

Мы ротик разеваем! А я в ответ: - Я не грудной!

Кричит довольный папа. Ты просто так побудь со мной.

И он неузнаваем-

Прихожу вчера И в груди

Домой, Болит внутри!

Как глухонемой. Вскочили оба:

Ну, а мама — Ты больна?

Скажет слово, — А нет озноба?

И у нас Мама шепчет:

Если папа с мамой Папа просит:

В ссоре, — Дай мне ложку

Я на свете Посмотреть ее гортань.

Не живу, Не волнуйся,

Спрячусь где-то Перестань.

В коридоре Разберемся мы

Но вчера Успокойся!—

Я слезы стерла. Шепчет маме.

— Папа, папа, Помирились.

Посмотри! Как я рада!

Что-то мне Ставить градусник

Попало в горло Не надо.

Ведущий: Да, сколько проблем у детей! Все они глубоки и значимы для них.

Кого-то обидели, с кем-то не поделились, а кого-то просто не заметили. И наша с вами задача помочь малышу найти выход из любой ситуации. Время неумолимо бежит вперед - год, два, а вот уже ребёнку 6 лет. Жизненный океан наполнен радостью и болью, предательством и надежностью.

Какой багаж вы хотели бы дать ребенку, выпуская его в океан жизни? По этому жизненному океану плыть нашим детям до дерева мудрости, набираясь житейского опыта. И каким будет этот океан - глубоким или мелким, бушующим или спокойным? Окажется ребенок один в лодке, плывя по океану жизни или вместе с вами? Будет ли эта лодка яркой, красивой или серой и унылой? Перевернётся она или будет победоносно плыть? Задача взрослых в этом жизненном океане научить ребенка добру, поддержке и взаимопомощи.

(Ведущий раздаёт группам модель ребенка и рюкзака, в который они будут вписывать все то, что необходимо ребенку для преодоления жизненных препятствий).

Практическое задание для родителей. Презентация своей работы каждой группой.

Берегите друг друга!

Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте!

В этом стихотворении Ольга Высотская подчеркивает глубину и важность отношений между людьми. Багаж нравственных ценностей каждого человека зависит от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы.

(Слайды сказочных героев)

Давайте окружим наших детей добротой, лаской, заботой и родительской любовью. Пусть именно это останется в разуме и сердце ребенка.

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте,

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног,

Совладать с нею нету мочи,

Ну, а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка,

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите.

Это счастья короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти,

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом,

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство!

(Раздаются шаблоны разноцветных яблок)

Список используемой литературы:

2. Колесникова Т. А. Этическая беседа в нравственном воспитании старших дошкольни- ков // Нравственное воспитание на современном этапе. Материалы науч. – практич. конф. – М., 2001.

3. Буре Р. С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. – СПб., 2007.

4. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2000.

Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Что такое сюжетно-ролевая игра? Сюжетно-ролевая игра-это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Игра-это не просто любимое занятие.

Культурно-историческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей

Культурно-историческое наследие в духовно-нравственном воспитании детей Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Мы живем в Одоеве, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом.

Педагогические возможности физкультурно-спортивных мероприятий в духовно-нравственном воспитании дошкольников Проблема духовно- нравственного воспитания дошкольников приобретает в настоящее время все большую актуальность. Как показывает практика,.

Педагогическое сопровождение семьи в духовно — нравственном воспитании дошкольников. Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Формы работы ДОУ и семьи по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Д. С. Лихачев писал «Любовь к родному.

Читайте также: