Театр кукол не только для маленьких доклад

Обновлено: 16.05.2024

Рассказываем, нужен кукольный театр в 21 веке, или нет. Как он возник. Это театр только для детей, или для взрослых тоже. И что сейчас происходит с кукольным театром на примере Украины.

Театр кукол принято считать театром детским. В значительной мере он таковым и является. Конечно, существуют кукольные представления для взрослых. Но главная ценность кукольного театра, его значение для общества, все же видится именно в фокусе на ребёнка.

Декоратор, мастер реквизита, работавший над многими кукольными спектаклями в лучших театрах Украины Эдуард Полонский говорит, что, как правило, первым театром в жизни маленького человека оказывается именно кукольный. И от того, что ребенок там увидит, какой опыт получит, будут зависеть в будущем его отношения не только с театром, но и с другими людьми, с социумом, с самим собой, в итоге.

- Именно кукольный театр закладывает в человеке первые представления о добре и зле, красоте и уродстве, учит делать правильный выбор и занимать активную жизненную позицию, - рассказывает Эдуард Полонский

По словам театрала, куклы и актеры, которые ими управляют становятся одновременно и друзьями, и учителями для маленького человека. Важно, что с помощью этой пары малыш получает эстетический и этический опыт непосредственно, непринуждённо.

И оттого такой опыт особенно ценен, так как он не травмирует психику, не закрывает человека, но наоборот открывает ему новый мир, и его миру. Побуждает становится сотворцом сначала реальности игровой, театральной, а через нее и социальной.

Но почему для детей важен именно театр кукольный? Почему он им интересен?

- Да потому что куклы – это игрушки, - говорит Эдуард Полонский, - вещи, знакомые с младенчества. Представление игрушек – это естественно для ребенка, игра театральная – продолжение его собственной игры домашней.

Театр кукол происходит из домашней игры куклами, вещи простой и естественной. Эта игра – один из первых в жизни способов освоении среды, адаптации к ней, а в дальнейшем - трансформации и созидания.

Потому-то так легко и естественно театр кукол стал искусством именно детским. Ведь в его основе лежит игрушка – первый друг, и первый инструмент, с помощью которого ребенок познает мир.

Значит искать корни кукольного театра следует в детской игре игрушками.

Первыми куклами можно считать каменные, костяные, глиняные фигурки, которые присутствовали во всех обнаруженных древних культурах. Чаще всего им приписываю сакральное, культовое значение, но обряды и ритуалы – это тоже своего рода игра.

В дальнейшем появились куклы из ткани. Мотанка стала прообразом современных кукол, при этом сохранилась до нашего времени и стала одним из самых известных символов украинской культуры.

О появлении на территории Украины кукольного театра в том виде, какой привычен для нас сейчас, можно говорить начиная со времен Киевской Руси (9-13 века). Тогда одной из составляющих скоморошьих представлений были сценки с участием перчаточных кукол.

Появление вертепа стало следующим этапом развития театра кукол. Распространившийся по Европе, и оттуда в 16 веке попавший в Украину, вертеп поначалу показывал зрителям сценки о жизни Христа. Но постепенно там появились и народные герои – Запорожец, животные, наделенные человеческими чертами.

Отличительной чертой вертепа было наличие декораций и системы их смены. Это стало важным шагом на пути создания профессионального кукольного театра.

- Театр - это особая сфера, которая создает свою реальность, и эта особая реальность не может существовать без декораций. Декорации необходимы для театра. Они могут превратить обычную комнату с голыми стенами в полноценный мир со своей атмосферой, - уверен Эдуард Полонский.

Кукольный же театр в том виде, в каком знаем его мы, впервые появился на территории Украины почти сто лет назад. Только появившееся тогда советское государство уделяло много внимания искусству, прежде всего, как средству пропаганды своей идеологии. И кукольный театр был выбран как лучший способ донести нужные новой власти идеи маленьким детям.

Так был задан вектор на создание профессиональных кукольных театров и их направленность на самого маленького зрителя.

Из ныне существующих кукольных театров самый старый – Киевский академический театр кукол. Он был создан в 1927 году. В 1932 появился театр кукол в Одессе.

В 1934 году правительство Украинской советской социалистической республики (УССР) распорядилось создать театры кукол в каждом областном центре.

Процесс не был быстрым. В некоторых крупных городах театры кукол появились только в 80-х годах 20-го столетия.

- К счастью, детская специфика позволила избежать излишней зацикленности на идеологии, которая доминировала в искусстве для взрослых. - поясняет Эдуард Полонский, - Кукольные же театры стали учить детей базовым понятиям о добре и зле, о прекрасном и уродливом.

Тяжелыми выдались для театров кукол 90-е годы 20-го века. После того как в 1991 году Украина стала независимым государством, начались проблемы с финансированием. В это время у театров кукол главной целью было выжить: сохранить свои коллективы и помещения.

С началом века 21-го страна оправилась от экономического кризиса. Получили толчок к развитию и кукольные театры. В коллективах задумались о творческих переменах. Прежде всего за счет расширения репертуара в сторону взрослой аудитории и актуальных для современности тем. Во многих из них появились вечерние представления, направленные именно на взрослых (Ивано-Франковск, Харьков).

- Для подростков можно ставить произведения Шекспира и Чехова с привлечением кукол, а для взрослых разработать развлекательный репертуар из истории Львова. Это привлечет туристов и даст прибыль. Кукольный театр имеет широкие возможности, надо просто найти способ их правильно реализовать, - говорит директор-художественный руководитель Львовского областного театра кукол Ульяна Мороз.

Экспериментируют в кукольных театрах Украины и с формой. Все чаще на сцене вместе люди и куклы. В планах – коллаборация с театрами других направлений и даже музеями. Например, в Одессе готовят совместный проект с Театром оперы и балета, и второй с Художественным музеем.

Как видим, у кукольных театров есть будущее. Они не стоят на месте, а динамично развиваются, следуя за изменениями в мире и в тоже время сами этот мир меняют.

Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.

Отголоски этого театра живут и сейчас: украинский вертеп, польская шопка. Во всем мире кукольный театр стал подлинно народным искусством. Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды.

В каждой стране есть любимые куклы.

В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной.

Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.

В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.

Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с чертями и другим злом.

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Он был организован в 1931 году (Центральный театр кукол). Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире. На спектакли приходят с удовольствием и как совсем малыши. так и взрослые люди.

Может быть, одно из самых ярких впечатлений детства у каждого из нас — это кукольный спектакль, посещение театра кукол. Вначале дома, играя с куклой как с живым существом, мы потом сохраняем это отношение и к театральным куклам. Но кукла в театре выводит нас за пределы детства и воспринимается уже как искусство лицедея-актёра и художника. Кукольный театр — единственный вид сценического искусства, где роль художника первостепенна, ибо каждая кукла — творение его рук.

Искусство театра кукол — одно из древнейших. Игра с куклой — это не только твоё детство, это детство человечества. Искусство кукольного театра, как и театра маски, имеет глубочайшие корни в культуре разных народов. Национальные традиции живут и развиваются в кукольных театрах Китая и Юго-Вос-точной Азии, Арабского Востока и стран Европы, Африки и Южной Америки. Они имеют свои традиции и каноны, которые часто действуют до сих пор.


Театральная кукла по своему воздействию на зрителя сравнима со своеобразной маской. И та и другая — застывшие и статичные, и за той и за другой скрывается актёр, оживляющий их.

Даже самая простая кукла, кажущаяся на первый взгляд игрушкой, пустяком, — маленькая тайна. Когда видишь до начала представления висящие или лежащие в странных позах куклы, будто застывшие в загадочном, нереальном сне, да ещё в полутьме костюмерной, тебя невольно охватывает трепет. С застывшими лицами и безвольно повисшими телами, они не куклы, а призраки, ждущие, когда в них вдохнут душу и они превратятся в Мальвину или Пьеро, пса Артемона или кота Базилио.


По способам работы с театральными куклами различают куклы перчаточные, тростевые, марионетки и др.

В соединении искусства художника и актёра заключена тайна жизни куклы. И только для Карабаса-Барабаса здесь нет таинства, а есть лишь дрянной кукольный народец, которому всегда нужна плётка!


Конечно, художник не только делает кукол, но и выполняет весь спектр сценографической работы: живописные декорации, плоскостные или объёмные элементы игрового пространства и бутафорию (включая занавес, ширму и другие специфические элементы кукольного представления).

Перед художником и в кукольном театре стоит задача добиться единства изобразительного стиля облика куклы со всем остальным оформлением спектакля, свет и всякие пиротехнические трюки тоже занимают значительное место в создании впечатляющего зрелища, которое захватывает и маленького, и взрослого зрителя.


Кукольный спектакль сегодня — это совсем не обязательно детская сказка. Современный театр кукол поражает многообразием жанров, экспериментами и поисками игровых сценических форм: сочетанием ростовых кукол (кукол в рост человека и более) и актёров, теневого театра и джаза, соединением световых и компьютерных эффектов. На этом игровом многообразии строится особая драматургия, для которой требуется художник, стремящийся раскрыть новые горизонты древнейшего театрального жанра — игры с куклой.

Раньше в России в городах была очень сильна традиция домашних семейных театров, а в деревнях — традиция народных праздников и игр. Театральное представление даёт возможность возродить эти естественные творческие связи дома, в кругу друзей. Горизонты этих игр расширились и вбирают в себя сегодня не только скромные семейные кукольные спектакли для малышей, но и молодёжные перформансы. Твоя фантазия может воплотиться и в сказку для малышей, и в сценарий для школьного вечера, где всегда есть место и куклам — этим вечно веселящим нас актёрам.


На фотографиях — сцены из современных кукольных представлений с применением разных игровых форм, технологий и спецэффектов

Перед создателями любительских кукольных спектаклей стоят те же творческие задачи, что и перед профессионалами (различие в технических возможностях). Не цеха, а вы сами создаёте и кукол, и всё оформление.


Задание

Учебно-исследовательское

  1. Какие виды театральных кукол и жанров вы знаете? (Проиллюстрируйте жанровое многообразие и зрелищную специфику театра кукол на примере кукольных сценок, сделанных вами вместе с двумя-тремя одноклассниками.)
  2. Почему роль художника в театре кукол столь значительна?
  3. В чём общее и различное между драматическим и кукольным спектаклями? Как устроить и провести простейший любительский детский кукольный спектакль?

Куклы в хорошем спектакле через некоторое время воспринимаются как живые. Но у куклы есть ещё одно волшебное свойство. Она, подобно маске, может раскрепощать актёра, как бы помогая ему скрываться за ней (мол, это не я, а он). Пользуясь этим преимуществом кукольного театра, постройте этюд на органику диалога с куклой как с реальным партнёром.


В этюде вы можете играть две роли, будучи актёрски единым в двух лицах.

Простейшая кукла или даже шарик, надетый на палец, превращается в живого человека, потому что артист относится к нему как к живому существу. На него можно сердиться, его можно бранить или жалеть, и мы — зрители — начинаем видеть в нём то малышку, то злого разбойника, то шекспировскую Джульетту.


Поэтому неважно, движется ли кукла на тростях, перчаточная ли она, маленькая или ростом с кукловода, спрятан ли артист за ширмой или манипулирует куклой на наших глазах, — всё дело в вере зрителя и в этом магическом если бы. Вспомните свой игровой опыт в казаки-разбойники или в дочки-матери, когда любая деревяшка или кукла благодаря вере в неё и фантазии обретала жизнь.

Вот и сейчас, правдиво общаясь с куклой, вы обретаете партнёра по диалогу!

Гост

ГОСТ

История кукольных театров

Кукольный театр уходит своей историей в далекие от нас времена. Древние люди верили в различных богов, дьяволов и священных животных. Для вознесения молитвы этим богам, люди начали делать их изображения. Это были куклы из камня, глины, кости, дерева разных размеров. Вокруг них устраивали пляски, носили их на носилках, возили на спинах слонов и колесницах. Впоследствии, за счет различных приспособлений, заставляли кукол, изображавших предмет поклонения, поднимать руки или лапы, открывать и закрывать глаза, кивать головами и скалить зубы. Постепенно данные зрелища становились похожими на современные театральные представления. С помощью кукол разыгрывались легенды, проигрывали народные сказки и сатирические сценки, в европейских странах в средние века куклы изображали сотворение мира.

На Руси не было государственных кукольных театров. Бродячие кукольники давали маленькие представления на ярмарках, в городских дворах, на бульварах. Под громкие звуки шарманки кукольник показывал из-за маленькой ширмы небольшую историю про Петрушку. Жизнь народных кукольников была тяжелой и мало чем отличалась от жизни обычных нищих. После представления актер-кукольник снимал свою шапку и протягивал ее зрителям, чтобы желающие бросали в нее медные копейки.

Куклы, похожие на русского Петрушку были и в других странах. Все они изображали длинноносого, крикливого забияку. Они носили разные имена, например, в Англии куклу звали Панч, а во Франции это был Полишинель, Пульчинелла в Италии, два героя в Германии — это Кашперле и Гансвурст, в Турции забияку звали Карагёз, а в Чехословакии — Кашпарек.

Виды кукол

В современном мире кукольные театры есть почти во всех странах. В них используют для представлений три вида кукол:

  • куклы, приводящиеся в движение нитками;
  • куклы, надевающиеся на руку;
  • куклы на тростях.

Готовые работы на аналогичную тему

При использовании кукол на нитках актер-кукловод располагается на возвышении позади сцены и держит в руках вагу.

Вага - специальное устройство, состоящее из двух-трех перекрещивающихся палочек с прикрепленными к ним нитями.

При этом нижние концы ниток соединены с куклой в районе головы и спины, привязаны к ее рукам, плечам, коленкам и ступням ног. У куклы обычно бывает $10-20$ нитей, но иногда их количество доходит до $40$ ниток. При раскачивании палочки, от которой нити идут к коленям куклы, она начинает двигать ногами, ходить и даже танцевать. При натяжении нитки, прикрепленной к спине, кукла выполняет поклон. Куклы такой системы еще называются марионетками, что не совсем верно, потому что так принято называть любую театральную куклу во многих странах. Правильнее этих кукол называть - куклы на нитках.

Еще одна система кукол – это куклы, которые надеваются на руку, как перчатки. При этом голова куклы надевается на указательный палец, одна рука — на средний, а другая рука — на большой палец. Таких кукол часто называют в нашей стране петрушками, что также не совсем верно, так как куклы этой системы есть в разных странах. Правильное их название –перчаточные куклы или куклы на пальцах.

Куклами на тростях актер-кукловод играет из-за ширмы. Такую куклу держат за центральную палку, проходящую через всю куклу. К палке крепятся голова и плечи куклы. Актер управляет руками куклы при помощи тонких палочек-тростей, которые крепятся к локтям или кистям куклы. Палочки невидимы зрителям, они скрыты в одежде игрушки.

Куклы на нитках и перчаточные куклы на пальцах много сотен лет существуют практически во всех странах. Куклы на тростях до начала $20 века$ существовали только на Востоке, преимущественно в Китае и Индонезии. В России куклы на трости появились впервые у кукольников-художников Ефимовых.

Современные кукольные театры

Государственные кукольные театры в России были созданы только после революции $1917 года.$

В кукольных театрах ставят народные сказки, а также пьесы, написанные драматургами. Большинство кукольных театров играют для детей, но в некоторых ставятся представления для взрослых, которые любят кукольный театр не меньше детей.

Кукольные театры – первая ступень в приобщении детей к театральному искусству. Они не просто дарят радость, учат понимать искусство театра, формируют художественный вкус, учат восприятию окружающего мира.

Читайте также: