Новые образовательные стандарты в преподавании предметов гуманитарного цикла доклад

Обновлено: 05.07.2024

Значение системы стимулирования и мотивации в обучении. Предметы гуманитарного и эстетического цикла как важнейшее средство духовного формирования личности школьника. Проблемы при обучении детей чтению. Интеграция компьютера в систему образования.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.10.2014
Размер файла 7,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА КАК ВАЖНЕЙШЕГО СРЕДСТВА ДУХОВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Ну вот, скажете вы, опять нам будут говорить о формировании личности школьника. Это уже старо как мир и всем хорошо известно, традиционно. Что тут может быть нового? О каких современных подходах можно говорить? Мы все время занимаемся формированием личности, всесторонне развитой, гармоничной. Да, отчасти это так. И все-таки сегодня в этом вопросе намечены конкретные, серьезные подходы, аспекты.

Во-первых, новизна заключается в том, что у нас наконец-то появилась реальная возможность перейти от слов к делу. До недавнего прошлого понятие "формирование личности" не несло в себе никакого конкретного, действенного содержания, оставалось пустым звуком. Почему? Да потому, что все мы работали по одним и тем же программам, по одним и тем же учебникам; обучение было подчинено ведущей идеологии государства. При этом отношения между учителем и учеником в учебном процессе были субъектно-объектные, стиль обучения - авторитарный, причем не только предметам физико-математического цикла, но и гуманитарного. Точка зрения ученика никого не интересовала, в его года "не должно сметь свои суждения иметь". Надо ли говорить, что в названных условиях не может, как правило, формироваться личность. Вырастают "колесики" и "винтики", послушно подчиняющиеся единому "механизму". Сегодня человек становится капиталом, а не колесиком, не винтиком. Следовательно, этот капитал ему надо в себе копить, растить, приумножать, чтобы не отстать от быстро бегущего времени. И здесь выявляется одно из серьезных противоречий: образование должно стать капиталом личности, а получать образование в школе многие дети не хотят. Принудить человека получить хорошее образование нельзя. Как тут быть, где выход?

А выход сегодня состоит в том, что необходимо развивать систему стимулирования и мотивации в обучении. Мотивация и система стимулирования - это то, что окажет огромную помощь в формировании личности школьников. Проблема в том, что сегодня это самое слабое звено во всей системе обучения. И эту проблему надо решить как можно скорее. Нельзя забывать, что интеллектуальные способности у детей разные, впрочем, как и у взрослых. Нужно знать интеллектуальные возможности каждого ученика, давать задания и в классе, и на дом в соответствии с его интеллектуальной мощью. Отсюда основополагающим становится принцип: каждый ученик имеет право обучаться на том уровне сложности и в том темпе, которые определяют он сам и его родители, советуясь с педагогами и психологами. Школа же предоставляет ему соответствующие возможности, объективно и точно фиксируя результаты.

Второй момент новизны - духовное формирование личности. Школа занималась формированием научного, атеистического мировоззрения. До духа ли было, до корней ли, до истоков. А ведь еще древние знали, что знания, если они лишены духовного, нравственного начала, вредны, несут в себе зародыш разрушения. Духовный мир человека в первую очередь формируют, развивают предметы гуманитарного (и эстетического) цикла. Естественно, они - важнейшее средство духовного формирования личности школьника. мотивация личность чтение гуманитарный

Во временном государственном стандарте 2004 года впервые выделены общеучебные умения и навыки, среди которых важнейшее место занимают чтение, аудирование, рефлексивная деятельность. Хотя еще Аристотель отмечал, что базовые знания могут формироваться только на основе общеучебных знаний, умений и навыков. Следовательно, задачей всех педагогов школы становится работа над чтением, аудированием, рефлексивной деятельностью. И ведущее место в налаживании этой работы, конечно, принадлежит учителю русского языка и литературы. Администрации школы необходимо держать этот вопрос на постоянном контроле, возможно, помочь некоторым преподавателям овладеть указанными в стандарте общеучебными умениями и навыками, чтобы они могли использовать их в своей педагогической деятельности.

Несколько подробнее остановлюсь на проблеме чтения сегодня. Статистика отмечает, что всего 10% школьников читают каждый день, 40% не читают вообще. А. Битов отметил: "Читатель - это тот же исполнитель, что и музыкант, играющий по нотам". Но ведь музыканта учат, растят. В нашей школе обучение чтению заканчивалось в 3-ем классе. Считалось, что ученик уже умеет читать достаточно хорошо. Факты говорят об обратном. Сейчас нет времени останавливаться на этом вопросе. Но надо иметь в виду, что чтению необходимо учить на всех уроках с 1-го по 11-ый класс. (Внимательно посмотрите, как постепенно усложняется работа над чтением во временном стандарте). Кроме того, надо помнить, что автор пишет для тех, кто не только читает, но и размышляет над текстом. Представьте, что будет, если вы что-либо съедите и не переварите это. То же и с информацией. Необходимо учить извлекать информацию и переваривать ее, сортировать. Иначе новой информации некуда будет поступать. Надо избавиться от авторитарного стиля изучения, особенно при работе с художественными произведениями, от узкого догматического мышления. Это может послужить базой для того, чтобы школьник получил знания о разных религиозных учениях в доступной форме и обязательно в системе.

И еще. Компьютер должен интегрироваться в систему образования. Система образования должна быть нацелена на то, чтобы обучающийся перешел на уровень самообразования с опорой на ресурсы учебных курсов на компакт-дисках, в какой-то части на бумажных носителях. Если ученик показал свою готовность к этому - давать ему право на свободное посещение школы (если это целесообразно с его и родительской точки зрения). Изучение учебного материала должно завершаться тестированием.

Конечно, все это пока в перспективе. Но на эту перспективу нам с вами работать сегодня. Э.Д. Днепров, заместитель министра образования, отметил, что при сдаче государственных экзаменов обязательными для сдачи ЕГЭ будут русский язык, русская литература, отечественная история. Остальные - по выбору. Кроме того, ЕГЭ можно пересдавать, чтобы улучшить результат (по желанию выпускника). Отработка технологии проведения ЕГЭ будет продолжаться.

Я отметила лишь некоторые аспекты в современных подходах к преподаванию школьных предметов гуманитарного цикла. А закончить хочу словами Е.И. Рерих: "Известно, что прекрасные произведения искусства имеют в себе дар целительный, и мы имеем не мало случаев убедиться в этом. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытые, ибо сказано: "Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас".

Подобные документы

Сложности, возникающие при попытках интеграции предметов гуманитарного цикла. Необходимость, и вместе с тем, невозможность прямой интеграции предметов гуманитарного цикла. Интеграция по ключевым моментам как наиболее реальный вид интеграции предметов.

реферат [27,3 K], добавлен 02.12.2014

Основные компетенции современного учителя. Роль педагога гуманитарного профиля в формировании у студентов социально-личностных компетенций. Влияние дисциплин социально-гуманитарного цикла на формирование у студентов положительной мотивации в обучении.

научная работа [45,7 K], добавлен 24.08.2012

Основы формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках гуманитарного цикла. Разработка и реализация модели организации групповой работы младших школьников на уроке на примере изучения темы "Написание безударной гласной в слове".

дипломная работа [527,2 K], добавлен 22.02.2016

Основные характеристики педагогических технологий, обучение в сотрудничестве. Концепция развития творческого мышления. Комментированное, модульное, развивающее и программированное обучение. Игры для предметов гуманитарного цикла. Игра "Заметки на полях".

курсовая работа [43,9 K], добавлен 03.11.2013

Социально-историческая миссия дополнительного образования в воссоединении и сотрудничестве светского и духовного образования. Содержание художественно–эстетического проекта, средства художественной выразительности. Информированность учащихся о Рождестве.

доклад [17,6 K], добавлен 24.12.2011

Структура интегрированного гуманитарного цикла "Мировая художественная культура". Цели и задачи преподавания МХК в школе. Исследование возможностей курса в соединении со спортивным туризмом на примере программы "Новый Год с героями Северных Эпосов".

курсовая работа [59,4 K], добавлен 20.03.2017

Анализ методов формирования понятий информатики при обучении учащихся с учётом особенностей их возраста и факторов, влияющих на формирование их речевой культуры. Разработка методики изучения темы "Аппаратное обеспечение компьютера" на уроках информатики.


Данный материал поможет в проведении заседания методического объединения.

Содержимое разработки

Особенно актуален этот курс для подростков. Сегодня переосмысливаются идеи развития творческой личности, в том числе в подростковом возрасте, преодоления отчужденности подростка от педагогического процесса, гуманизации и демократизации педагогических взаимоотношений, подростка и учителя, оптимизации деятельности последнего. В центре современного образовательного процесса находятся взаимосвязи между видами и явлениями искусства, его проблемами, теориями, в контексте целостного гуманитарного знания.

Интеграция лежит в основе курса МХК и является основным принципом построения его программы. Ее реализация призвана помочь подростку ответить на вопросы: - как устанавливались теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи в разных цивилизациях, как связаны между собой литература, музыка, изобразительное искусство, как обусловлены они жизнью эпохи и общими закономерностями развития культуры в данный исторический отрезок времени, как передают духовные ценности от поколения к поколению, чтобы помочь человеку понять окружающий мир?

Применение интегративного принципа открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством.

Одной из первых задач в изучении МХК является раскрытие перед учащимися закономерностей развития мировой культуры, особенностей художественно-образного языка искусства. Отсюда вытекает специфика целей, задач и методики преподавания МХК как предмета эстетического цикла. Главным в методике становится развитие способности восприятия, понимания языка искусства, его роли в жизни людей, воспитание читателя, зрителя, слушателя, обогащение его духовного мира в процессе общения с прекрасным.

В помощь педагогической науке выступает медиаобразование как направление, которое и занимается проблемами образования и воспитания при помощи средствмедиа, т.е. средств массовой коммуникации.

Спецификой содержания преподавания мировой художественной культуры является передача учащимся опыта художественной деятельности человека, воспитание эстетической культуры и развитие образного мышления как необходимых личностных качеств.

В процессе формирования эстетической культуры личности предполагается организация трех видов деятельности учащихся:

непосредственное знакомство с художественными произведениями;

приобретение необходимых искусствоведческих знаний;

собственная художественно-творческая деятельность.

При этом в качестве основных образовательных задач выдвигаются:

развитие эстетического восприятия, эстетического отношения к действительности и художественного вкуса;

совершенствование эстетического образования школьников в целом.

При этом Включение личности в творческий процесс проходит в три основных этапа:

формирование мировоззренческой позиции;

осуществление субъектных отношений (становление человека как субъекта своей жизнедеятельности, как творческой личности.)

Здесь особую роль играют Интегрированные уроки искусства которые открывают возможности для решения ряда специфических проблем. Важнейшими из них следует считать, во-первых, обеспечение условий для постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками учебной информации; во-вторых, создание предпосылок для перехода к саморегуляции учебной деятельности на основе самоконтроля и самооценки ее содержания, способов и результатов.

Новые стандарты требуют новых решений и новых технологий. Подробнее о них расскажет Лоськова Тамара Анатольевна.

Обе указанные проблемы являются междисциплинарными и могут быть успешно решены только при объединении усилий и четкой координации работы всех учителей, осуществляющих развивающее обучение в VI-IX классах. Необходимыми условиями перехода к индивидуальным формам учебной деятельности являются: формирование эффективных способов работы с различными источниками учебной информации (текст, формула, график, карта и т.п.), а также изменение форм организации учебного процесса. Для этого нам потребуется определить несколько последовательных стадий. Первой из них в конце решения учебной задачи перед учащимися ставится специальная цель: попытаться зафиксировать способы, последовательность и результаты проделанной работы в знаковой форме (в виде модели, таблицы, словесного описания и т. п.). Если на предшествующей стадии происходило свертывание установленных способов действия в знаковую модель, то теперь она развертывается в новые для учащихся способы действия, позволяющие решить сформулированную учебную задачу. Такая работа предполагает существенную перестройку форм организации учебного процесса.

Наиболее эффективными формами организации интегрированной деятельности учащихся являются самостоятельные исследовательские работы, выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий и упражнений, разработка творческих проектов с использованием современных информационных технологий.

Особо можно выделить проведение самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в интегрированном курсе, которая может принимать форму реферативной работы или при более глубоком и широком подходе (в том числе и коллективном) форму проекта. Работа начинается с выбора темы и поиска материала по интересующему вопросу. В качестве источников информации могут быть книги, журналы, энциклопедии, газеты, а так же электронные источники (CD диски, электронные энциклопедии, Интернет). Под руководством учителя разрабатывается план и основное содержание работы. Когда структура и содержание реферата (или проекта) разработаны, возникает вопрос выбора формы защиты или представления его.

Современный уровень развития информационных технологий предъявляет определенные требования к решению этой проблемы, поэтому завершающим этапом реферативной или проектной работы является подготовка мультимедийной презентации, которая проводится под руководством преподавателя информационных технологий.

При работе над презентацией решается несколько вопросов:

дополнительное погружение в проблему реферата или проекта;

акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;

использование и создание иллюстрированного материала;

создание мультимедийного диска, который может быть в дальнейшем использован как учителем, так и учащимися в дальнейшей образовательной деятельности, создавая таким образом свою мультимедийную библиотеку, которая будет максимально приближена к учебному процессу. Ценность таких программ возрастает, так как они созданы непосредственно учениками под руководством учителей.

Возможно использование современных технологий при публичной защите работы. В этом случае мы имеем дело с современной формой проведения урока. Каждый учащийся имеет возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, рассказать о своей работе, отстаивать свою точку зрения, вовлекая в дискуссию остальных учеников и других слушателей, так как выступление имеет яркий, привлекающий внимание характер.

Важнейшими условиями организации интегрированной деятельности подростков на уроках искусства и информационных технологий, являются следующие:

- Интегрированный характер учебных тем и проблематики уроков и рефераты;

Таким образом, средства и формы медиаобразования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий. Последнее способствует обновлению содержания и форм современного образования.

Методика использования инновационных технологий в преподавании курса МХК

Для обязательного изучения мировой художественной культуры на базовом уровне отводится 70 часов в Х и ХI классах - по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. На профильном уровне изучение мировой художественной культуры отводится 204 часа в Х и ХI классах - по 102 часа, из расчета 3 учебный час в неделю.

Мировую художественную культуру ведут учителя при соответствующем повышении квалификации.

.Данилова Г.И. Мировая художественная культура (базовый уровень 10-11классы);

.Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура (базовый уровень 10-11 классы);

.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура (базовый уровень)

.Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура (базовый и профильный уровни)

.Рапацкая Л.А. Русская художественная культура (профильный уровень)

.Данилова Г.И. Мировая художественная культура (базовый уровень 10-11классы);

.Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура (базовый уровень 10-11 классы);

Реализация метапредметного подхода в преподавании МХК

В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения в средней школе.

Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством докт. психол. наук Ю.В.Громыко начиная с 1990 г. Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребёнку, в нём выступают культурные техники и способы мышления и деятельности

Что является результатом метапредметного обучения? Версия ответа на этот вопрос, которая даётся в ФГОС, - универсальные учебные действия.

Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;

Предметные - усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

В практике мною используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать обучающимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.

2. Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков в курсе МХК.

Проектная деятельность по мировой художественной культуре является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся.

Результативным проектом по МХК является тот, в котором учащиеся понимают, как объект изучения (художественный образ или произведение) отражает эпоху, исторические и нравственные искания конкретного времени.

В учебной деятельности для создания проекта мы выбираем темы, завершающие изучение конкретного раздела, углубляющие и расширяющие содержание или представляющие возможность дополнительной творческой работы.

Собственный опыт педагогической деятельности показывает, что проекты по МХК, как правило, долговременные.

Как правило, проектную деятельность осуществляют учащиеся одной возрастной группы, т.е. класса.

3. Интегративная технология как путь к формированию метапредметных умений.

Интегрированные уроки - это не новация, они известны каждому учителю. На мой взгляд, учитель должен в своей работе пользоваться теми методами, выбирать те формы, которые ближе и интересны именно ему, те, что будут способствовать лучшему усвоению учащимися материала.

Поэтому, работая над темой интеграции материала в обучении МХК, я стараюсь не повторяться, а развиваться в этом направлении.

В своей практике я часто провожу интегрированные уроки одной образовательной области: литература - история, литература - МХК; вместе с тем мы с учителями других предметов проводим бинарные уроки: МХК - литература - биология, МХК - литература - история, МХК - русский язык - музыка - совместно с учителями выше названных предметов.

Нереально проводить большое количество таких интегрированных уроков, однако там, где возможно (в год 4-5 уроков) можно провести эффективно, соединив близкие темы или сопроводив урок видеоматериалами, музыкой и т. п.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

4. Синхронизированный курс МХК, литературы и истории

Возможен интегрировано-синхронизированный курс преподавания истории, литературы и МХК, который позволяет учащимся увидеть целостную картину мира на основе изучения социальных процессов и восприятия произведений искусства. Это помогает им проследить взаимодействие всех сфер жизни общества.

Такая интеграция увеличивает информативную емкость урока и позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении ИЗО и истории.

Данный курс помогает формировать позитивную мотивацию обучения, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, снижать перенапряжение и утомляемость.

Таким образом, целью работы в рамках интегрировано - синхронизированного курса является формирование ключевых компетенций на основе творческого осмысления духовного опыта человечества.

На интегрировано-синхронизированных уроках мы поняли, что этот подход помогает воспитывать интерес к образовательному процессу. Во время разработки интегрированных уроков информация делится на блоки для подачи её, какие знания уже даны, или будут даваться на другом уроке, экономя время и объем информации для нового материала

При составлении тематического планирования согласуются темы, изучаемый материал, сроки проведения уроков, что позволяет не только экономить время, но, самое главное - достичь высоких результатов в усвоении учебной программы. Во избежание дублирования материала четко обговариваются все понятия и темы, связанные с культурой стран, изучаемых на уроках истории или ИЗО.

5. Интерактивная методика.

Интерактивное обучение - это обучение через опыт. Что он в себя включает?

Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).

Осмысление полученного опыта.

Применение на практике.

Огромным подспорьем в этом нелегком деле становится использование лекций-визуализаций.

Лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения в новый раздел, тему.

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения (мультимедийный проектор, ПК). Чтение лекции превращается в развернутое комментирование преподавателем подготовленных наглядных материалов.

К этой работе привлекаются и школьники, у которых в связи с этим формируются соответствующие умения, развивается высокий уровень активности, воспитывается личностное отношение к содержанию обучения. Школьники эту работу могут выполнять как в классе, дополняя лекцию учителя, так и дома, создавая свою небольшую лекцию-визуализацию.

5. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании мировой художественной культуры.

Применение компьютера может быть самым разнообразным, преследовать различные цели (заочные экскурсии по местам, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, балетов, спектаклей; прослушивание мастеров художественного слова, музыкальное сопровождение урока и.т.д.). Использование компьютеров позволяет реализовывать задачи обучающие, развивающие и эстетические на более высоком эмоциональном зрительном уровне.

Должны быть созданы необходимые условия: развивающаяся материально-техническая база (видео- и аудиоаппаратура, цифровые фотоаппараты, компьютеры, оборудование для использования звукового сопровождения, мультимедийный экран, мультимедиапроектор, сканер и т.д.).

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс мультимедийных презентаций открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий - весьма интересное и творческое дело. Интерес к представленным таким образом материалам и эффективность восприятия предлагаемой ими информации намного превосходят возможности любых традиционных наглядных пособий.

Современный ребёнок, живущий в мире цифровых технологий, мире, лишённом сантиментов, приходит на эти уроки, легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.

Современные требования к уроку ставят перед учителем много новых задач, одна из которых - научить ученика самостоятельно добывать знания. Самым распространенным и доступным для учащихся источником информации стал в последнее время Интернет. Проблема же состоит в том, каким образом воспользоваться ресурсами сети Интернет непосредственно в ходе образовательного процесса.

Все используемые источники могут быть поделены на три части:

. информационные ресурсы сети Интернет, которые могли бы быть использованы в качестве формы урока (Интернет-урок);

. информационные ресурсы сети Интернет, которые могли бы быть использованы при подготовке к уроку;

. информационные ресурсы сети Интернет, которые могли бы быть использованы во внеурочной деятельности.

В основу такого деления ресурсов сети Интернет был взят принцип расположения информации на сайте (информация располагается на одной веб-странице или на нескольких) и качество содержания информации (не перегружено сложными искусствоведческими терминами, именами, датами).

Эти учебные электронные издания обладают широким спектром возможностей применения в учебном процессе.


-80%

sm_full.aspx.jpg

    1. Применение активных форм обучения. Использование творческих заданий в обучении предметам гуманитарного цикла. Воспитание успехом.
    2. Использование учителями ИКТ, исследовательских, проблемных методов обучения, здоровье сберегающих технологий, внеурочной деятельности при организации системно-деятельностного подхода в реализации основных направлений ФГОС.
    3. Борьба за чистоту родного языка, повышение грамотности обучающихся, их техники чтения и осмысления текстов. Умение обучающихся работать с учебным материалом и пополнять свой словарный запас.
    4. Повышение результативности личностно-ориентированного образования в ходе заседаний МО, взаимопосещения уроков. Повышение уровня духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся на уроках и во внеурочное время.

    В 2019-2020 учебном году МО учителей гуманитарного цикла необходимо решать следующие задачи:

    1) Продолжать работу над повышением профессионального, творческого уровня учителей через участие в интернет сообществах, вебинарах, семинарах, круглых столах и взаимообмен опытом работы.

    2) Продолжать активно осваивать новые технологии, методики и формы организации обучения в рамках ФГОС через курсы повышения квалификации, посещение районных, областных семинаров.

    3) Активизировать работу учителей гуманитарного цикла по созданию персональных сайтов.

      • Продолжить работу над повышением качественной успеваемости обучающихся по предметам гуманитарного цикла и обеспечением высоких результатов ОГЭ и ЕГЭ.

      Месяц

      Направления работы

      Ответственные

      ноябрь

      Заседание 1.

      "Новые образовательные стандарты в преподавании предметов гуманитарного цикла".

      3.Информирование членов МО о новинках методической литературы.

      4.Изучение методических рекомендации и критериев оценивания устного собеседования, являющегося для обучающихся 9 класса допуском к государственной итоговой аттестации.

      Анализ работы методического объединения гуманитарного цикла

      Совершенствовать качество современного урока, повышать его эффективность и направленность на сохранение здоровья учащихся и формирование жизненных компетенций.

      Развивать профессиональную компетентность учителей через активное участие в работе ШМО, РМО, практических семинаров, педагогических конкурсов.

      Совершенствовать работу учителей МО с разными категориями учащихся на основе личностно-ориентированного и системно -деятельностного подходов.

      Продолжить работу с одарёнными детьми и организовать целенаправленную работу со слабоуспевающими учащимися через индивидуальные задания.

      Организация системной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

      Повышать результативность работы по самообразованию, использование рациональных методов, приёмов технологии обучения, воспитания.

      Педагогический опыт совершенствуется в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам заседания и самообразования, освоение новых педагогических технологий.

      Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.

      1. . Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО

      В 2019-2020 учебном году МО работало в составе 4 человек. В течение года состав не менялся. Педагогический стаж составляет от 11 до 44 лет. Три учителя с высшим педагогическим образованием, один с неоконченным высшим. Среди них один учитель имеет высшую квалификационную категорию (Сатыгина Н.И.), один педагог – первую квалификационную категорию (Чукарова Н.А.) 1педагог – СЗД (Гейн Н.В.) и 1- без категории (Рассеева Е.И.). Преподавание русского языка и литературы, немецкого языка, обществознания и истории велось по учебникам, включенным в Федеральный Перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019/2020 учебный год.

      В этом учебном году программы по предметам гуманитарного цикла выполнены в полном объёме.

      Деятельность МО в строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой, методической темой МО, отражая работу по реализации поставленных задач на учебный год.

      В основном поставленные перед МО задачи были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Это групповые занятия по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, немецкому языку, работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей, учащихся использовались в работе внеклассные мероприятия и индивидуальные занятия.

      Учителями апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках: защита проектов, подготовка презентации по теме урока, её защита. В школе созданы материальные условия для применения ИКТ.

      В соответствии с планом учителя-предметники прошли курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам, посещение вебинаров.

      Читайте также: