Доклад познание мира как педагогическая наука

Обновлено: 01.06.2024

С первых лет жизни малыш знакомится с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира , тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы, либо с помощью взрослого.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Наблюдая окружающий мир , дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно - следственные связи.

Дети подмечают многое: особенности строения предметов, растений, животных, их поведение, настроение людей и т. д. Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства.

Одним из направлений детской экспериментальной деятельности , которое я использую - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности . Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, бумагой, сахаром и др.

Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята всё проделывают сами.

Ведь вода - это уникальная и жизненно - необходимая жидкость. Существование без нее на нашей планете было бы невозможным. Достаточно только взглянуть на нашу планету! Вода содержится в разных водоемах. Вода нужна не только человеку, но и животным, птицам, рыбам, растениям. Без воды не могут работать заводы и выпускать необходимую людям продукцию. Там, где нет воды или ее недостаточно, ее развозят на специальных машинах.

Считается, что вода относиться к неживой природе.

Цель: Изучение особенностей воды, её свойств и качеств, обогатить представления о воде как, о ценном продукте в жизни человека и не только.

Задачи: изучить свойства воды, провести опыты с водой, расширить знания о воде и её пользе.

Актуальность работы заключалась в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Выбрали воду, она вокруг нас повсюду.

Провели ряд опытов.

Цель: Познакомиться со свойством воды как прозрачность.

Оборудование: Два стакана, две ложки, вода, молоко.

Проведение опыта: Наливаю в один стакан воду, в другой стакан молоко, опустила ложки и увидела. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком не видна.

Вывод: Вода прозрачная, а молоко имеет белый цвет.

Цель: Узнать есть ли у воды вкус?

Оборудование: Вода, сок, стаканы, трубочки для коктелей.

Проведение опыта: Наливаю в стаканы сок, воду. Пробую через трубочку на вкус сок, затем воду.

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Цель: Определить есть ли у воды запах?

Оборудование: Стаканы, вода, духи.

Проведение опыта: Наливаю в два стакана воду, и в один стакан капаю духи. Нюхаю стаканы и прихожу к такому мнению, что стакан с водой не имеет запаха.

Вывод: Вода не имеет запаха.

Цель: Определить одно из свойств воды как растворимость.

Оборудование: Стаканы, вода, сахарный песок, речной песок, ложки.

Проведение опыта: Наливаю воду в стаканы. В один стакан насыпаю сахарный песок, а во второй речной песок. Размешиваю ложками и вижу, что в стакане, где был сахарный песок, песок растворился. А в стакане с речным песком растворение не произошло.

Вывод: В воде одни вещества растворяются, а другие остаются не изменными.

Цель: Определить одно из свойств воды как- текучесть.

Оборудование: Вода, большой и маленький стаканы.

Проведение опыта: Переливаю из большого стакана в маленький воду, и прихожу к выводу, что вода перетекает легко из одного сосуда в другой.

Вывод: Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Цель: Определить когда вода превращается в лёд.

Оборудование: Замороженные кубики льда.

Проведение опыта: Налить воду в формочку и поставить в холодильник на некоторое время. Вода застыла - образовался лед. А в руках кубик льда тает и превращается вновь в воду.

Вывод: Вода может иметь твёрдое состояние путём заморозки, а в тепле тает.

Цель: Узнать, можно ли склеить бумагу водой.

Оборудование: Тарелка с водой, два листа бумаги.

Проведение опыта: Беру два листа бумаги, прикладываю один к другому и пробую их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую стороны. Затем смачиваю листы водой, прикладываю их друг к другу и слегка прижимаю. Пробую сдвинуть листы относительно друг друга, как в предыдущий раз.

Вывод: Вода обладает склеивающим действием.

Цель: Проверить, какие из окружающих предметов тонут в воде, а какие остаются на ее поверхности.

Оборудование: Два стакана с водой, тарелка с предметами – деревянные палочки, карандаш, деревянная игрушка, монета, болт, камень.

Проведение опыта: По одному из предметов опускаю в воду и наблюдаю за происходящим.

Вывод: Одни предметы тонут, а другие нет (деревянные не тонут).

Цель: Определить значение- животворное свойство воды.

Оборудование: Цветочный горшок, лейка с водой, засохший букет цветов.

Проведение опыта: Один букет цветов оставила без воды на несколько дней, а другой регулярно поливала.

Вывод: Без воды букет цветов засох, а который поливала, остался живой. Вода имеет животворное свойство. И человек тоже не сможет без воды.

Цель: Изучить условия окрашивания листьев в различные цвета.

Оборудование: Вода, два отростка комнатного растения (кислица), два стакана, гуашь красного и фиолетового цвета.

Проведение опыта: Помещаю отростки в стаканы с подкрашенной водой и оставляю на 15 дней.

Вывод: Стебельки и листочки окрасились в красный и синий цвета. Растения поглощают воду, и разноцветные краски находят свой путь через капилляры растения.

1.История методики преподавания дисциплины Познание мира.


История методики преподавания дисциплины окружающий мир по характеру ведущих идей, закономерностям и состоянию школьного естествознания подразделяется на 3 этапа: первый этап с 1786 по 1828 гг.; второй этап с 1852 по 1878 гг.; третий этап с начала ХХ века до 1933 г.

Первый период начинается введением естествознания в школу по времена царствования Екатерины II и продолжается до начала правления Николая I. Характеризуется как описательно-систематический. Отмечен именами В.Ф. Зуева, А. Теряева, И. Мартынова.

Второй период - с момента восстановления школьного естествознания в гимназиях (май 1852 г.) по новому школьному уставу, до внедрения в школу биологического направления. Характеризуется как любеновский. Отмечен именами Д.С. Михайлова, К.К. Сент-Илера, А.Н. Бекетова, А.Я. Герда и др.

Третий период: характеризуется критической переоценкой содержания школьного естествознания, методов и организационных форм, разделением естествознания на самостоятельные предметы: биологию, географию, физику и химию. Отмечен именами Д.Н. Кайгородова, В.В. Половцова, Б.Е. Райкова, Л.С. Севрука, К.П. Ягодовского, В.А. Герда, Б.В. Всесвятского, П.И. Боровицкого, И.И. Полянского, С.А. Павловича и других.


  • Утилитарно-описательное. При решении проблемы содержания естественнонаучного образования В.Ф. Зуев руководствовался принципом полезности знаний, выдвигал на первый план сведения о полезных для человека ископаемых, растениях и животных с указанием их хозяйственного значения, проявлял преимущественный интерес в связи с этим к местному материалу, использовал тематический порядок изложения, т.е. описывая отдельные виды растений и животных. Он рекомендует строить урок в виде беседы с демонстрацией наглядных пособий. С этой целью он издает атлас "Фигуры по естественной истории" как приложение, таблицы с изображением животных (от 2 до 5 на одном листе) во время урока раздавались учащимся. В.Ф. Зуев выделяет графическую и натуральную наглядность (натуральные объекты), причем натуральную наглядность он ставит выше графической. При этом он рекомендует использование оригинальных методических приемов: распознавание объектов в природе, отыскание на географической карте мест, откуда происходят изучаемые растения и животные. Таким образом, решая практические вопросы преподавания "естественной истории", В.Ф. Зуев приступил к решению важнейших проблем методики преподавания естествознания:

- отбор учебного содержания;

- формирование мировоззрения учащихся. Все это дает основание считать В.Ф. Зуева первым русским методистом, основателем методики преподавания естествознания.


  • описательно-систематическое направление получает развитие наряду с утилитарно-описательным в начале XIX века. Содержание учебников данного периода целиком было построено на искусственно-метафизической системе Линнея, а содержание курса зоологии - на столь же метафизической системе Кювье. Чудовищная перегрузка учебников терминологией заставляла учащихся выучивать колоссальный материал на память, вызубривать его наизусть. Представителями этого направления в России были А.М.Теряев, И.И.Мартынов и другие. Естественные науки как предмет преподавания были сухими и трудными для понимания. Основная задача направления - познание природных богатств страны, полезных ископаемых, растительных и животных ресурсов с целью их практического использования. Утилитарный характер обучения естествознанию – основное назначение школьного естествознания данного периода. Реформа образования 1804 года преобразовала народные училища в гимназии. Одновременно появляются реальные училища и открываются частные школы. Пересматривалось содержание школьного естествознания с целью введения преподавания естественных наук на уровне, соответствующем морфолого-систематическому направлению науки. В 1809 году ученик В.Ф. Зуева А.М. Теряев получил ответственное поручение написать для гимназий учебник естественной истории (ботаники). Он был выпущен под названием "философия ботаники". Новый учебник был, по существу, сводкой ботанических терминов. Учебник, тем не менее, был очень сложным для восприятия учащимися. В школу пришла голая наука, линнеевская систематика в неадаптированном для учащихся варианте. учащимися.

  • биологическое направление: метод Любена – система обучения естествознания, в основу которой положено наблюдение предметов и явлений окружающей природы, их описание и затем только систематизация. Остановимся прежде всего на некоторых основных принципах А. Любена. Он различает две цели обучения естествознанию:

- Способствовать общему развитию ребенка. Первая задача была ясна предшественникам Любена, а вторая задача, напротив, ими в большинстве случаев опускалась. А между тем Любен именно образовательному значению естествознания отводил важнейшее место. Основные положения своего метода Любен сформулировал в виде правил:


    • Начинай с природы родины и кончай природой отдаленных стран.

    • Наблюдай, прежде всего, такие тела природы, которые выделяются по своему наружному виду или по другим свойствам: заботься при этом о том, чтобы ребенок знал те из них, которые оказывают значительное влияние на благосостояние человека или служат к вреду его.

    • Начало положи на тех телах природы, которые наиболее доступны детям.

    • Так выбирай объекты природы, чтобы для учеников получилось в каждом курсе законченное целое и в каждом следующем - дальнейшее развитие предыдущего.

    • Начинай с наблюдения отдельных тел природы и научи детей отыскивать в них общее.

    • Показывай ученику как можно больше тел природы и предоставь ему самому их наблюдать, описывать и систематизировать.

    • Чаще возобновляй приобретенные знания.

    • Приучай детей к самостоятельному изучению и наблюдению природы. Таким образом, система А. Любена представляет собой совокупность правил, которые регламентировали отбор учебного материала из области систематики, логические и психологические требования к структуре учебного материала из области систематики, логические и психологические требования к структуре учебной информации. Основная методическая идея А. Любена – не догматическое заучивание линнеевской систематики, а последовательное подведение учащихся к ее построению и открытию. Любеновское направление получило воплощение в русских учебниках зоологии Д. Михайлова – 1862 г., К.К. Сент-Илера (1862 г.), ботаники Н.И. Раевского (1865 г.).

    Проводником эволюционных идей в содержание школьного естествознания был Валериан Викторович Половцов (1862-1919 гг.). Прежде всего, он обстоятельно разработал вопрос об образовательном значении естественных наук, изучение которых, по его мнению, должно не только привести к пониманию явлений внешнего мира, отправлений собственного организма, развитию органов чувств, но и способствовать развитию методов мышления, самостоятельности, т.е. развитию личности школьника.

    В.В. Половцов, призывал широко использовать в школьном преподавании биологический метод: изучать не только внешние признаки организмов, но и их жизнь, их взаимоотношения с другими организмами, со средой.

    С целью предостеречь учителя от возможности "впасть в самое примитивное телеологическое направление" при использовании биологического метода Половцов разработал три принципа:


    • Формы должны изучаться в связи с отправлением.

    • Образ жизни должен изучаться в связи со средой обитания.

    • В школе должен изучаться "наиболее ценный" материал.

    • От простого и легкого переходить к более трудному и сложному, от конкретного к отвлеченному.

    • Учебный предмет следует излагать научно, выбирать из науки для учебного предмета самое существенное, необходимое для правильного понимания явлений природы и методов их исследования.

    • Учитывать возраст учащихся, для которых создается учебный предмет.

    Таким образом, анализируя особенности развития отечественной методики преподавания естествознания дореволюционного периода, важно отметить, что основными проблемами школьной методики являлись:

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Самое непостижимое в этом мире — это то, что он постижим.

    Тема 2. Методологические основы познания.

    Сущность познания и его характеристика.

    Гносеология – наука о познании. Основные виды познания.

    Чувственное познание и его формы. Рациональное познание и его формы. Научное познание. Формы научного знания.

    Научная картина мира. Уровни научного познания: эмпирический и теоретический.

    Сущность познания и его характеристика

    Познание — это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

    Процесс познания - это всегда взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются знания об окружающем мире.

    Субъект познания — это тот, кто хочет получить знания об окружающем мире.

    Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность.

    Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека.
    Гносеология – наука о познании. Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis — познавание, узнавание; познание, знание и episteme — знание, умение; наука.

    Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Научное познание бытия природы привело к возникновению естествознания. Познание человеком своей собственной природы обусловило появление гуманитарных и социальных дисциплин. Познание не существует в виде некоего законченного результата, а всегда является процессом.

    Цель познания - достижение истинных знаний, которые реализуются в виде теоретических положений и выводов, законов и учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от нас.

    Истина – соответствие знаний о предмете самому предмету.

    Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.

    Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

    Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

    Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

    Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

    Основные концепции истины

    Сенсуалисты (от лат. sensus — чувство, ощущение) критерием истины считают чувственный опыт. Рационалисты (от лат. ratio — разум) считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Идеальной моделью истинного знания считается математика.

    Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Истинной является то, что находится в согласии с системой математических знаний.

    Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое приносит практическую пользу в жизни.

    В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный). Истинным признается только то, что проверено практикой и опытом поколений..

    Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство.

    Выделяют два принципиально различающихся вида человеческого познания: чувственное (перцептивное) и рациональное.

    Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание — познание при помощи органов чувств. Основные чувства — вкус, осязание, зрение, слух и обоняние. Чувственное познание человеком мира осуществляется в трех основных формах .

    Ощущение — отражение отдельных свойств объектов, возникающих при непосредственном воздействии их органы чувств.

    Восприятие — целостное отражение объектов при непосредственном их воздействии на органы чувств.

    Восприятие имеет осмысленный характер: воспринимая какой-то объект, человек узнает его, относит его к определенному классу или виду.

    Представление — наглядный образ объекта, не воздействующего в данный момент на органы чувств.

    Содержание представлений формируется на основе прошлых восприятий. Представления опираются не только на воспоминание, но и на воображение.

    Рациональное познание (от латинского слова ratio — разум, рассудок ) — более сложный, присущий человеку способ отражения дейст вительности посредством мышления.

    Мышление - процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека, существенных свойств и отношений действительности.

    К основным формам рационального познания относят следующие виды мыслительной деятельности: понятие, суждение и умозаключение, а также более сложные формы, гипотезы и теории.

    Понятие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений.

    Суждение – это форма мысли, в которой утверждается или отрицается существование предметов, связь между предметами и их признаками и отношение между предметами.

    Умозаключение — форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками (основаниями), выводится новое суждение, называемое заключением или следствием, выводом.

    Дедуктивные умозаключения – вид умозаключений, в котором из посылок, выражающих знания большей степени общности, необходимо следует заключение, выражающее знание меньшей степени общности. Дедукция в переводе с латинского означает "выведение".

    Например: Ни один смертный не может до конца постичь замысел Бога. Все люди смертны. Ни один человек не может до конца понять замысел Бога.

    Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам делают вывод о его принадлежности классу предметов в целом.

    Например: Меркурий движется вокруг Солнца. Земля движется вокруг Солнца. Венера движется вокруг Солнца. Марс движется вокруг Солнца. Сатурн движется вокруг Солнца. Юпитер движется вокруг Солнца. Уран движется вокруг Солнца. Нептун движется вокруг Солнца. Плутон движется вокруг Солнца.

    Меркурий, Земля, Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун, Плутон – все известные планеты Солнечной системы.

    Все известные планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца.

    В мышлении дедукция и индукция взаимно дополняют друг друга.

    Чувственный и рациональный уровни познания взаимосвязаны и образуют единое целое.

    Виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Все эти виды познавательной деятельности не являются изолированными от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

    Научное познание

    Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

    Цель научного познания — описание, объяснение и предсказание событий.
    Предметом научного познания может быть любое явление реального мира — природные процессы, психическая или хозяйственная деятельность человека, законы функционирования и развития общества.

    Основные черты научного познания

    Основными особенностями научного познания являются следующие:

    объективность добываемого знания;

    развитость понятийного аппарата (категориальность);

    рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;

    высокий уровень обобщения знаний;

    использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

    Уровни научного познания

    В процессе научного познания обычно выделяют два уровня: эмпирический и теоретический.

    1. Эмпирический (выражает объективные факты, выявленные в результате экспериментов и наблюдений, как правило со стороны их очевидных связей);

    2. Теоретический (включает идеи, концепции, идеальные объекты)/

    Главные формы научного познания: научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.

    Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — форма научного знания, в которой фиксируется некоторое конкретное явление, событие.
    Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Э мпирическими законами принято называть законы, которые подтверждаются наблюдениями или специально поставленными экспериментами.
    Проблема (греч. problema - преграда, трудность, задача) — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
    Проблема может быть теоретической или практической .
    Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.
    Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
    В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.
    Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

    Ненаучное познание

    Формы ненаучного познания:

    Миф появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире.

    Опыт – жизненная практика, опыт повседневной жизни.

    Народная мудрость – опыт предыдущих поколений, отраженный пословицами, поговорками загадками.

    Паранаука – околонаучное знание, неподтвержденное доказательствами.

    Искусство – художественное освоение мира.

    Социальное познание — изучение обществом самого себя, фактов и закономерностей общественно-исторического развития, социальных явлений, человеческой деятельности и взаимоотношений в обществе. Результат социального познания — социальное и гуманитарное знание.

    Социальное знание содержит сведения о закономерностях общественно-исторического процесса, явлениях общественной жизни, материальных и идеальных отношениях отдельных людей и социальных групп, взаимодействии различных народов и культур.

    Гуманитарное знание ориентировано на субъективный внутренний мир человека, цели и мотивы его деятельности, систему потребностей, духовных ценностей, идеалов. Гуманитарное знание направлено на понимание человеческого сознания и призвано способствовать развитию личности, формировать моральные, идейные, мировоззренческие установки.

    Особенности социального познания:

    Субъект и объект познания совпадают: изучая социальные процессы и явления, общество познает самого себя. Объектами социального познания выступают социальные факты: действия и поступки людей, материальные и духовные результаты человеческой деятельности, вербальные действия (мнения, суждения, оценки).

    Социальное знание непосредственно связано с интересами отдельных людей и общественных групп.

    Социальное знание имеет эмоциональную окраску: оно рассматривает изучаемые явления с точки зрения фундаментальных ценностей (истины, добра, красоты, справедливости).

    Количественные методы, формализация и математизация в социальном познании применяются значительно реже, чем в естествознании.

    Ограничена возможность эксперимента, наблюдения, предсказания. Большая роль в социальном познании отведена научной абстракции.

    Общество постоянно развивается и изменяется, что затрудняет установление социальных закономерностей, причинно-следственных связей. В ходе социального познания открываются только относительные истины, точные прогнозы развития ситуации невозможны.

    Научная картина мира

    Научная картина мира – – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания.

    Научная картина мира является важным компонентом научного мировоззрения, но не сводится к нему. В мировоззрении кроме знаний присутствуют убеждения, ценности, идеалы и нормы деятельности, эмоции относятся к объекту изучения и т.д.

    Научная картина мира системное образование, ее изменение связано с целой серией открытий в фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

    В истории развития науки можно выделить три научные картины мира , которые принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.

    Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля.

    Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютона. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально - математического естествознания.

    Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы.

    Вопросы для самопроверки:

    Каковы основные концепции истины?

    В каких основных формах осуществляется чувственное познание человеком мира?

    Какие виды мыслительной деятельности относят к основным формам рационального познания?


    О чем эта статья:

    10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

    Определение познания

    Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

    Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

    Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

    Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

    Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

    Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

    • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).

    Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

    Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

    Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

    Методы познания

    Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

    Эмпирические методы — выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

    Теоретические методы — это выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение скрытых проявлений за видимыми, внутренние связи и отношения.

    Наблюдение — исследователь изучает объект в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.

    Измерение — исследователь получает численные характеристики объекта через, за которым наблюдает, и сравнивает его свойства с образцовыми значениями.

    Эксперимент — исследователь намеренно создает особые условия и далее изучает объект, который помещает в них.

    Классификация — исследователь объединяет изучаемые объекты в группы по одинаковым свойствам.

    Систематизация — исследователь объединяет накопленные знания в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.

    Описание — исследователь фиксирует сведения об объектах и данные в наблюдении с помощью естественного или искусственного языка.

    Сравнение — исследователь сопоставляет свойства объекта, который изучает, со свойствами других объектов.

    Исторический метод — исследователь изучает историю во всей ее полноте, обобщает эмпирический материал и устанавливает на этой основе общую историческую закономерность.

    Восхождение от конкретного к абстрактному — метод, при котором исследователь сперва находит главную связь, а после шаг за шагом наблюдает, как она изменяется в разных условиях и открывает новые связи.

    Восхождение от абстрактного к конкретному — метод изучения действительности, суть которого в последовательном переходе от абстрактных и односторонних представлений о ней к более конкретному ее воспроизведению в теоретическом мышлении.

    Формализация — построение абстрактных математических моделей, которые раскрывают сущность изучаемых процессов.

    Математизация — применение методов и понятий математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа явлений, которые они исследуют.

    Также существуют общенаучные методы познания. Среди них выделяют:

    Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.

    Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.

    Аналогия — это прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

    Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.

    Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).

    Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.

    Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.

    Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.

    Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

    У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

    Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

    Чувственное познание

    Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

    Формы чувственного познания:

    Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

    Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

    Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

    Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

    Рациональное познание

    Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

    Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

    Формы рационального познания:

    Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

    Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

    Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

    Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

    Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

    Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

    То, которое получается по аналогии.

    Сравнение чувственного и рационального познания

    Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

    Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

    Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

    Опора на результаты чувственного познания.

    Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

    Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

    Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

    Основные виды и формы знаний

    Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

    Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

    Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

    Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

    Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

    Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

    Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

    Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

    Читайте также: