Доклад июльский кризис временного правительства

Обновлено: 02.07.2024

После Февральской революции власть в России перешла к Временному правительству. Предполагалось, что оно будет руководить страной до момента созыва Учредительного собрания. На практике выходило, что по разным причинам инициативы новой власти не встречали поддержки у масс, что только углубляло имеющиеся проблемы.

Кризисы Временного правительства — краткая история

Кризисы Временного правительства – это ситуации, сложившиеся в апреле-июле 1917 года, когда этот орган власти полностью терял контроль над ситуацией в стране.

В этот период в России сосуществовали две системы власти:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • Номинальная – официальный орган, Временное правительство, не имевшее реальных инструментов для изменения сложившейся в стране ситуации.
  • Фактическая – система Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов. Они пользовались популярностью у народных масс, имели влияние, контролировали многие области общественной жизни.

Наиболее выражено это было представлено в столице, где власть между собой разделили Временное правительство и Петросовет. Разные взгляды на актуальные вопросы (ведение войны, обеспечение крестьян, созыв Учредительного собрания и др.) порождали кризисные ситуации. Они приводили к массовым митингам, демонстрациям и забастовкам.

Первые законы принятые в марте 1917 года Временным правительством касались:

  1. Амнистии по всем политическим и религиозным делам. Сюда входили и террористические акты и военные восстания.
  2. Введения массовых гражданских свобод – слова, печати, союзов, собраний, забастовок. Новые политические права распространялись и на воинский состав.
  3. Ликвидации сословных, религиозных и национальных ограничений.

Законодательная деятельность на этом этапе носила выраженный демократический курс, но предлагаемые реформы требовали времени для воплощения. Сделать это в условиях нестабильности в обществе и разделении власти было очень сложно. Это быстро привело к тому, что народ разочаровался во Временном правительстве и был недоволен его пассивностью в решении текущих проблем. Свою роль сыграла и агитация политических партий (в том числе – большевиков), регулярно проводивших митинги и демонстрации с требованиями отставки министров-капиталистов и выступавших за смену власти.

Первый (апрельский) кризис, причины и события

К апрелю 1917 года между политическими партиями России образовались серьезные разногласия по вопросам ведения войны:

  • Большевики (кроме левого крыла) – агитировали за сепаратный мир на любых условиях.
  • Меньшевики – часть выступала за мир без аннексий и контрибуций, часть – за оборону.
  • Кадеты (наиболее представленная партия во Временном правительстве) – считали, что необходимо вести войну до победного конца.

Не было единства и в Петроградском совете рабочих и крестьянских депутатов. Там образовались два течения – пораженцы и оборонцы. Первые были за прекращение войны, вторые – за ее продолжение. Такой плюрализм, дополненный отсутствием единой и четкой политики Временного правительства, только усиливал дестабилизацию общества.

Под влиянием произошедших событий, 29 апреля Павел Милюков (партия кадетов) и военный и морской министр Александр Гучков (октябристы) подали в отставку. Это стало причиной формирования нового, второго Временного правительства. В него вошли 10 министров от кадетов и октябристов и 6 – от социалистов и эсеров (в том числе – Александр Керенский). Главой по-прежнему оставался князь Георгий Львов. При этом в стране нарастала нестабильность, многие были против продолжения войны, все больше людей симпатизировало большевикам.

Итоги первого кризиса:

  • Соглашение между крупными политическими партиями России в виде коалиционного правительства, проводящего политику продолжения войны и отказа от инициатив заключения мира. Это шло вразрез со стратегией партии большевиков.
  • Временная ликвидация кризисной ситуации, но не ее причин.
  • Разделение партии кадетов на два фланга по признаку поддержки Временного правительства – левые были за него, правые – против и призывали к возрождению Государственной думы.

Второй (июньский) кризис, причины

Его непосредственной причиной стало затягивание войны Временным правительством и сорвавшееся наступление на Юго-Западном фронте, начавшееся 18 июня. Хотя российская сторона имела численный перевес, через несколько дней продвижение войск остановилось, и, без поддержки остальных фронтов, провалилось с большими потерями (свыше 150 000 человек). В результате контрудара австро-германские войска захватили Западную Украину, часть Белоруссии и юг Латвии. Последствия – сотни тысяч беженцев покинули места проживания, спасаясь в центральных регионах России.

Военные неудачи привели к дальнейшим волнениям в армии, дополняемые агитацией большевиков. В стране по-прежнему не решались главные проблемы – тяжелое положение в промышленности, аграрный вопрос и др. На фоне продовольственного кризиса была введена карточная система.

3-24 июня в Петрограде прошел I Всероссийский съезд советов. На нем Ленин произнес известную фразу, что большевики готовы целиком взять власть в свои руки. При этом, в высшем органе – Центральном исполнительном комитете, доля этой партии составила не более 10%, а в итоговой резолюции Съезда предлагалось вести курс на сотрудничество с Временным правительством.

Итоги второго кризиса:

  • Временному правительству с большим трудом удалось преодолеть проблемную ситуацию.
  • На фронте под воздействием агитации и происходящих событий увеличились революционные настроения среди солдат, начались массовые дезертирства.

Третий (июльский) кризис, причины

В начале июля кадеты покинули правительство в знак протеста против решения большинства о признании Центральной Рады на Украине. Они считали Россию неделимой и не хотели ее разделения.

Из-за провала наступления на фронте и бездействия Временного правительства в Петрограде начались народные протесты. 4 июля здесь собралась многотысячная демонстрация (по некоторым оценкам число ее участников достигало полумиллиона), многие из ее участников были вооружены. Люди протестовали против отправки на фронт – накануне стало известно, что военные части из Петрограда будут передислоцированы для участия в боевых действиях. Временное правительство (с согласия Петросовета, где в то время преобладали меньшевики и кадеты) расстреляло демонстрацию.

8 июня публикуется новая декларация правительства. Основные ее положения касались подготовки перехода России к республиканской форме правления, созыв Учредительного собрания и начало разработки закона о земле. Перед этим, прежний глава Временного правительства князь Георгий Львов подает в отставку и его место занимает Александр Керенский.

Исторический период с февраля по октябрь 1917 г. Процесс формирования Временного правительства. Декларация Временного правительства. Июльский кризис. Конец двоевластия. Буржуазно-демократическая февральская революция.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.02.2004
Размер файла 14,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ИЮЛЬСКИЙ КРИЗИС ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Исторический период с февраля по октябрь 1917г.

2.1. Процесс формирования Временного правительства.

2.2. Декларация Временного правительства.

2.3. Июльский кризис. Конец двоевластия.

4. Список использованной литературы.

Исторический период с февраля по октябрь 1917г.

Произошедший в отечественной исторической науке отказ от тотальной идеологизации актуализировал проблему альтернативности в истории. В связи с этим вопросом возникает интерес к такого рода ключевым для понимания сущности многих процессов историческим периодам, каким является 1917 год. Советская историография характеризовала Февральскую революцию как буржуазно-демократическую. При этом господствующим стал тезис о том, что Временное правительство не смогло предложить стране четкой концепции реформ и не решило задач демократического преобразования России. Современная историография ставит под сомнение постулаты о закономерности и спасительности Октябрьской революции. Распространенным стало представление о том, что с февраля по октябрь 1917 года впервые в российской истории была сделана попытка преодолеть авторитарные традиции государственного управления и трансформировать Россию в демократическое правовое государство. Февральская революция, приведшая к падению самодержавия, была воспринята широкими общественными кругами как общенациональная демократическая. Это означало, что “она объединяет в себе все классы и все общественные группы и ставит перед собою задачи, которые должен осуществить весь народ” (П.Н.Милюков). Возникшее в обществе чувство гражданской гордости и социального оптимизма проявилось в выступлениях государственных и общественных деятелей, призывавших забыть разногласия и объединить все “живые силы” страны во имя новой свободной России.

2. Основная часть.

2.1. Процесс формирования Временного правительства

Петроградский гарнизон, перейдя на сторону восставших рабочих, сверг царское правительство. 28 февраля в Петрограде начался процесс формирования Совета рабочих и солдатских депутатов. В совет вошли представители различных политических партий. Указом царя Дума была распущена, но в условиях начавшейся революции она не разошлась. Во время революции по инициативе кадетов и октябристов был создан думский комитет во главе с председателем IV государственной Думы Родзянко. Этот комитет в ночь с 27 на 28 февраля 1917г. начал формировать Временное правительство.

Предлагалось включить в состав правительства ряд представителей Совета. Николай II пошёл на компромисс с думским комитетом и указом разрешил формировать правительство. Попытки Николая II заглушить революционные выступления в Петрограде провалились. Карательные части, посланные на Петроград, были задержаны по дороге. Николай II так же застрял по дороге (в Пскове в ставке командующего Северным фронтом генерала Рузского). 2 марта 1917г. в 15.05 Николай II подписал манифест об отречении себя и своего сына от престола и передал власть брату - Михаилу Александровичу. 3 марта Михаил отрёкся от престола и сделал заявление, что возглавит страну лишь в том случае, если Учредительное собрание возведёт его на престол.

Реальная власть в стране сосредоточилась в руках Совета рабочих и крестьянских депутатов (в Совет входило 850 рабочих и около 2000 солдат). Волна революционных выступлений прошла по всей стране. Советами руководили эсеры, меньшевики и большевики, но в самих советах преобладали меньшевистско - эсеровские настроения и поэтому Петроградский Совет выразил доверие Временному правительству, но заявил, что оно (правительство) должно работать под надзором Совета. Была создана Красная гвардия (полиция), позднее - милиция, восстановлена деятельность профсоюзов, установлен 8 - ми часовой рабочий день.

По просьбе Милюкова было объявлено, что Временное правительство создано по согласованию с Советом. Легитимность Временного правительства проявлялась в том, что Николай II передал власть Михаилу, а он - Временному правительству. Оно пыталось сохранить действующие ранее законы

Символом гражданского единения стало созданное 2 марта 1917 года Временное правительство. Оно возникло в результате компромисса между двумя источниками легитимности: Временным комитетом Государственной Думы, обеспечившим преемственность власти; и Петроградским Советом, олицетворяющим революционную законность. Принять окончательное решение об изменениях в государственном строе России и закрепить их в конституции должно было Учредительное Собрание, сформированное на основе всеобщих равных и прямых выборов. До его созыва Временное правительство сосредотачивало в своих руках законодательную и исполнительную власть.

2.2. Декларация Временного правительства

6 марта 1917 г . была провозглашена декларация Временного правительства.

В ней говорилось о необходимости вести войну, о наведении порядка в стране, о созыве Учредительного собрания после победы над Германией, о реформах, согласно решению Учредительного собрания, о введении в стране гражданских свобод, амнистия политических заключённых (под амнистию попало много уголовников), отмена смертной казни, прекращение всякой сословной, религиозной, национальной дискриминации, признание права на автономию Польши и Финляндии. Не произошло объявление России республикой (это состоялось лишь в сентябре 1917г. Была введена хлебная монополия, из - за чего цены на хлеб резко выросли (на 60 %). Провозгласили независимость Украина, Кавказ, Урал, Латвия, Литва. Женщинам - мусульманкам давались политическая свобода. Задачи партий. Кадеты поставили задачу европеизации России, путём создания сильной государственной власти. Они считали, что главную роль в стране должна играть буржуазия и настаивали на необходимости победить в войне. По их мнению, именно победа должна объединить страну. А все вопросы нужно решать после победы. Меньшевики провозглашали власть как всенародную, общенациональную и общеклассовую. Главное - создать власть, опираясь на коалицию сил, не заинтересованных в реставрации монархии. Эсеры: Правые эсеры. Взгляды правых эсеров практически не отличались от взглядов меньшевиков. Эсеры центра. Их взгляды склонялись к правым эсерам. А также они считали, что февральская революция - апогей революционного процесса и освободительного движения; в стране должно наступить гражданское согласие, примирение всех сил и слоёв общества для проведения социальных реформ. По этому в мартовском Обращении к населению России правительство заявило, что считает своим долгом еще до созыва Учредительного Собрания начать реорганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности, равноправия.

В первую очередь была объявлена полная амнистия по политическим и религиозным делам, свобода слова, печати, собраний; отменены сословные, религиозные, национальные ограничения, смертная казнь; упразднены жандармерия, полиция, цензура. В марте 1917 года Временное правительство отстранило от должности губернаторов и вице-губернаторов. Их обязанности были возложены на комиссаров Временного правительства, призванных осуществлять контроль за исполнением законов на местах. В мае 1917 года Временное правительство значительно расширило компетенцию земств. К ведению органов местного самоуправления были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда, общественных мастерских, устранение дороговизны. Исполнительными органами земств стала милиция.

Однако первоочередным для новой власти представлялись задачи связанные с нормализацией экономической жизни страны и установлением социального мира.

Временное правительство приступило к планомерному всестороннему государственному регулированию экономической жизни и трудовых отношений с тем, чтобы защитить интересы общества в целом перед лицом личных выгод, групповых и классовых интересов. В связи с этим начинает формироваться централизованная система государственных регулирующих органов. В апреле 1917 года принято решение о создании системы земельных комитетов для разрешения текущих вопросов сельскохозяйственной политики. 5 мая 1917г. было учреждено Министерство продовольствия для регулирования производства, потребления, цен на продукты и предметы первой необходимости. В июне 1917г. правительство создает Экономический совет (орган, возглавляющий всю регулирующую систему) и Главный экономический комитет (исполнительный орган). Главный экономический комитет обладал правами устанавливать планы снабжения, распределения, заготовок, перевозок продукции, нормировать цены, назначать реквизиции. Таким образом, созданные экономические регулирующие органы призваны были обеспечить связь производства и потребления за счет обезличения производимых продуктов, что достигалось путем изъятия в централизованный фонд продукции и перераспределения ее сообразно государственным приоритетам.

Особого внимания заслуживает учрежденное 5 мая 1917г. Министерство труда. За время своего существования оно обеспечило принятие целого ряда важнейших законов: о биржах труда, примирительных учреждениях, об обеспечении рабочих на случай болезни, о запрещении ночной работы женщин и детей. Министерство труда приложило немало усилий для налаживания переговорного процесса между трудом и капиталом. Его представители выступали посредниками между рабочими и предпринимателями в конфликтных ситуациях и способствовали заключению компромиссных соглашений между ними по вопросам повышения заработной платы, найма и увольнения.

Временное правительство объявило, что отныне в основу государственного управления будет положено “не насилие и принуждение, а повиновение свободных граждан созданной ими самими власти”. Для этого правительство способствовало возникновению и деятельности организованной общественности. В частности, принятые в апреле 1917г. законы о рабочих комитетах, о свободе собраний и союзов должны были способствовать формированию сознательного, политически самостоятельного рабочего класса, сообразующего свои требования с государственными интересами.

В 1917г. широкая общественность в России была убеждена, что только всероссийское представительное собрание могло адекватно решить вопрос о власти. Однако выбор в Учредительное Собрание задерживались из-за технических трудностей, связанных с отсутствием механизма выборов и органов, способных их провести. Назначенные Временным правительством сроки(17 сентября - выборы, 30 сентября - созыв Учредительного Собрания) представлялись нереальными.

После свержения самодержавия и установления двоевластия полем противоборства между Временным правительством, с одной стороны, Советами с другой, и поддерживающими их политическими силами встали острейшие проблемы российской действительности - вопросы власти, войны и мира, аграрный, национальный, выхода из экономического кризиса.

2.3. Июльский кризис. Конец двоевластия.

Кризис разразился 2 июля выходом из правительства кадетов в знак протеста против уступок украинским “сепаратистам”. Чрезвычайную остроту он пробрел 3-4 июля, когда в столице произошла многотысячная вооруженная демонстрация солдат, матросов, рабочих с целью давления на ВЦИК для создания советского правительства. Однако ВЦИК объявил демонстрацию “большевистским заговором” и отклонили требования масс. Произошли столкновения между демонстрантами и частями, верными правительству. С этой целью с Северного фронта прибыли войска численностью 15-16 тыс. человек было убито 56 и ранено 650 человек. Демонстрация была разогнана, Петроград был объявлен на военном положении.

Начались репрессии против большевиков и левых эсеров, которых обвиняли в подготовке вооруженного захвата власти , 6 июля правительство издало указ об аресте В.И.Ленина и других большевистских лидеров, обвинив их в шпионаже в пользу Германии в результате чего большевики были загнаны в подполье, а Временное правительство, для укрепления дисциплины в армии ввело на фронте смертную казнь. С двоевластием было покончено, влияние Петроградского и других Советов временно уменьшилось.

Временное правительство вновь попыталось добиться консолидации в обществе. 12-15 августа в Москве было собрано Государственное совещание, в нем приняли участие представители всех политических и общественных организаций, однако примирить политические силы не удалось, правительство критиковали со всех сторон. Вторая коалиция просуществовала немногим более месяца(24 июля- 26 августа).

3. Заключение.

За неполные восемь месяцев существования Временного правительства произошли четыре правительственных кризиса, из которых каждый последующий был глубже и длительнее предыдущего.

Временное правительство, с одной стороны, и большевики- с другой, предотвратили попытку переворота, предпринятую Корниловым, но правительство не пошло на принятие неотложных мер. В корниловские дни в глазах масс потерпела поражение идея коалиции с буржуазией, которая определяла линию меньшевистского центра, поэтому и сам факт корниловского выступления в сознании значительной части масс явился аргументом против меньшевиков.

В ходе голосований в Петроградском и Московском Советах в конце августа и начале сентября впервые после февраля были отвергнуты меньшевистские резолюции и приняты резолюции большевиков. Результат - большевизация советов. Петроградский и Московский Советы перешли на позиции большевиков и приняли резолюцию о взятии всей полноты государственной власти.

В ответ была предпринята попытка усиления высшей центральной власти и стабилизация обстановки. 30 августа создано новое правительство - Директория в составе 5 человек во главе с министром А.Ф.Керенским. Однако его власть становилась все более призрачной. Правительство утратило поддержку правых, которые обвиняли его в пособничестве “революционной анархии”, развале армии, беспомощности и политиканстве. Лидеры Советов критиковали Керенского за союз с кадетами.

Все это означало, что революция вступила в новую фазу. Большевики во главе с В.И.Лениным начали подготовку к захвату политической власти.

Список использованной литературы

1. С.А.Кислицын “История России в вопросах и ответах”. г. Ростов-на-Дону 1996г.

2. А.С. Орлов “ История России”. Москва 2001г.

3. Основные законодательные акты по советскому государственному строительству и праву, том I , М., 1972.

4. А.Ю.Полунов, Ю.А.Терещенко “Основы курса истории России”. Москва 2001г.

6. Суворов Ю.М. “Вопросы и ответы”. Минск, 1989

Подобные документы

Исторический период с февраля по октябрь 1917 года. Процесс формирования Временного правительства. Декларация Временного правительства. Первый кризис Временного правительства. Второй кризис Временного правительства. Июльский кризис. Конец двоевластия.

реферат [17,1 K], добавлен 19.06.2002

Создание Временного правительства и его состав. Законодательная политика Временного правительства. Апрельский, июньский и июльский кризисы, конец двоевластия. Выступление генерала Л.Г. Корнилова; общенациональный кризис как причина Октябрьской революции.

реферат [41,2 K], добавлен 19.03.2010

Смена политических режимов как предпосылка формирования Временного правительства. Структура, функции, задачи Временного правительства (март-октябрь 1917 года). Денежные знаки Временного Правительства 1917 г. Кризис и причины распада этого правительства.

курсовая работа [43,4 K], добавлен 15.03.2012

Причины Февральской буржуазно-демократической революции, их условное разделение на экономические, политические и социальные. Хроника революционных событий, формирование временного правительства, установление двоевластия, захват власти большевиками.

реферат [29,7 K], добавлен 17.11.2010

Причины и последствия социально-политического кризиса, начавшегося осенью и зимой 1916-1917 гг. Причины, характер и победа Февральской буржуазно-демократической революции. Становление двоевластия. Политика временного правительства и Петроградского Совета.

контрольная работа [29,5 K], добавлен 25.01.2011

Российская государственность в 1917 г., характерные слабости Временного правительства. Февральская революция как сочетание стихийных и сознательных сил революционного процесса. Функции управления в деятельности Временного правительства, его контроль.

контрольная работа [26,7 K], добавлен 28.09.2011

Февральская революция 1917 г. и проблемы трансформации самоуправлений. Демократизация городского самоуправления: законодательство Временного правительства в муниципальной сфере. Политическая роль муниципалитетов в условиях революционного процесса.

По просьбе Милюкова было объявлено, что Временное правительство создано по согласованию с Советом. Легитимность Временного правительства проявлялась в том, что Николай II передал власть Михаилу, а он — Временному правительству. Оно пыталось сохранить действующие ранее законы Символом гражданского единения стало созданное 2 марта 1917 года Временное правительство. Оно возникло в результате… Читать ещё >

Июльский кризис Времнного правительства ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

ИЮЛЬСКИЙ КРИЗИС ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Введение

Исторический период с февраля по октябрь 1917 г.

2.1. Процесс формирования Временного правительства.

2.2. Декларация Временного правительства.

2.3. Июльский кризис. Конец двоевластия.

Заключение

4. Список использованной литературы.

Введение

Исторический период с февраля по октябрь 1917 г.

2. Основная часть.

2.1. Процесс формирования Временного правительства

Петроградский гарнизон, перейдя на сторону восставших рабочих, сверг царское правительство. 28 февраля в Петрограде начался процесс формирования Совета рабочих и солдатских депутатов. В совет вошли представители различных политических партий. Указом царя Дума была распущена, но в условиях начавшейся революции она не разошлась. Во время революции по инициативе кадетов и октябристов был создан думский комитет во главе с председателем IV государственной Думы Родзянко. Этот комитет в ночь с 27 на 28 февраля 1917 г. начал формировать Временное правительство.

Предлагалось включить в состав правительства ряд представителей Совета. Николай II пошёл на компромисс с думским комитетом и указом разрешил формировать правительство. Попытки Николая II заглушить революционные выступления в Петрограде провалились. Карательные части, посланные на Петроград, были задержаны по дороге. Николай II так же застрял по дороге (в Пскове в ставке командующего Северным фронтом генерала Рузского). 2 марта 1917 г. в 15.05 Николай II подписал манифест об отречении себя и своего сына от престола и передал власть брату — Михаилу Александровичу. 3 марта Михаил отрёкся от престола и сделал заявление, что возглавит страну лишь в том случае, если Учредительное собрание возведёт его на престол.

Реальная власть в стране сосредоточилась в руках Совета рабочих и крестьянских депутатов (в Совет входило 850 рабочих и около 2000 солдат). Волна революционных выступлений прошла по всей стране. Советами руководили эсеры, меньшевики и большевики, но в самих советах преобладали меньшевистско — эсеровские настроения и поэтому Петроградский Совет выразил доверие Временному правительству, но заявил, что оно (правительство) должно работать под надзором Совета. Была создана Красная гвардия (полиция), позднее — милиция, восстановлена деятельность профсоюзов, установлен 8 — ми часовой рабочий день.

По просьбе Милюкова было объявлено, что Временное правительство создано по согласованию с Советом. Легитимность Временного правительства проявлялась в том, что Николай II передал власть Михаилу, а он — Временному правительству. Оно пыталось сохранить действующие ранее законы Символом гражданского единения стало созданное 2 марта 1917 года Временное правительство. Оно возникло в результате компромисса между двумя источниками легитимности: Временным комитетом Государственной Думы, обеспечившим преемственность власти; и Петроградским Советом, олицетворяющим революционную законность. Принять окончательное решение об изменениях в государственном строе России и закрепить их в конституции должно было Учредительное Собрание, сформированное на основе всеобщих равных и прямых выборов. До его созыва Временное правительство сосредотачивало в своих руках законодательную и исполнительную власть.

2.2. Декларация Временного правительства

6 марта 1917 г. была провозглашена декларация Временного правительства (10, "https://referat.bookap.info").

В ней говорилось о необходимости вести войну, о наведении порядка в стране, о созыве Учредительного собрания после победы над Германией, о реформах, согласно решению Учредительного собрания, о введении в стране гражданских свобод, амнистия политических заключённых (под амнистию попало много уголовников), отмена смертной казни, прекращение всякой сословной, религиозной, национальной дискриминации, признание права на автономию Польши и Финляндии. Не произошло объявление России республикой (это состоялось лишь в сентябре 1917 г. Была введена хлебная монополия, из — за чего цены на хлеб резко выросли (на 60%). Провозгласили независимость Украина, Кавказ, Урал, Латвия, Литва. Женщинам — мусульманкам давались политическая свобода. Задачи партий. Кадеты поставили задачу европеизации России, путём создания сильной государственной власти. Они считали, что главную роль в стране должна играть буржуазия и настаивали на необходимости победить в войне. По их мнению, именно победа должна объединить страну. А все вопросы нужно решать после победы. Меньшевики провозглашали власть как всенародную, общенациональную и общеклассовую. Главное — создать власть, опираясь на коалицию сил, не заинтересованных в реставрации монархии. Эсеры: Правые эсеры. Взгляды правых эсеров практически не отличались от взглядов меньшевиков. Эсеры центра. Их взгляды склонялись к правым эсерам. А также они считали, что февральская революция — апогей революционного процесса и освободительного движения; в стране должно наступить гражданское согласие, примирение всех сил и слоёв общества для проведения социальных реформ. По этому в мартовском Обращении к населению России правительство заявило, что считает своим долгом еще до созыва Учредительного Собрания начать реорганизацию государственного строя на новых принципах свободы, законности, равноправия.

В первую очередь была объявлена полная амнистия по политическим и религиозным делам, свобода слова, печати, собраний; отменены сословные, религиозные, национальные ограничения, смертная казнь; упразднены жандармерия, полиция, цензура. В марте 1917 года Временное правительство отстранило от должности губернаторов и вице-губернаторов. Их обязанности были возложены на комиссаров Временного правительства, призванных осуществлять контроль за исполнением законов на местах. В мае 1917 года Временное правительство значительно расширило компетенцию земств. К ведению органов местного самоуправления были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда, общественных мастерских, устранение дороговизны. Исполнительными органами земств стала милиция.

Однако первоочередным для новой власти представлялись задачи связанные с нормализацией экономической жизни страны и установлением социального мира.

Временное правительство приступило к планомерному всестороннему государственному регулированию экономической жизни и трудовых отношений с тем, чтобы защитить интересы общества в целом перед лицом личных выгод, групповых и классовых интересов. В связи с этим начинает формироваться централизованная система государственных регулирующих органов. В апреле 1917 года принято решение о создании системы земельных комитетов для разрешения текущих вопросов сельскохозяйственной политики. 5 мая 1917 г. было учреждено Министерство продовольствия для регулирования производства, потребления, цен на продукты и предметы первой необходимости. В июне 1917 г. правительство создает Экономический совет (орган, возглавляющий всю регулирующую систему) и Главный экономический комитет (исполнительный орган). Главный экономический комитет обладал правами устанавливать планы снабжения, распределения, заготовок, перевозок продукции, нормировать цены, назначать реквизиции. Таким образом, созданные экономические регулирующие органы призваны были обеспечить связь производства и потребления за счет обезличения производимых продуктов, что достигалось путем изъятия в централизованный фонд продукции и перераспределения ее сообразно государственным приоритетам.

Особого внимания заслуживает учрежденное 5 мая 1917 г. Министерство труда. За время своего существования оно обеспечило принятие целого ряда важнейших законов: о биржах труда, примирительных учреждениях, об обеспечении рабочих на случай болезни, о запрещении ночной работы женщин и детей. Министерство труда приложило немало усилий для налаживания переговорного процесса между трудом и капиталом. Его представители выступали посредниками между рабочими и предпринимателями в конфликтных ситуациях и способствовали заключению компромиссных соглашений между ними по вопросам повышения заработной платы, найма и увольнения.

В 1917 г. широкая общественность в России была убеждена, что только всероссийское представительное собрание могло адекватно решить вопрос о власти. Однако выбор в Учредительное Собрание задерживались из-за технических трудностей, связанных с отсутствием механизма выборов и органов, способных их провести. Назначенные Временным правительством сроки (17 сентября — выборы, 30 сентября — созыв Учредительного Собрания) представлялись нереальными.

После свержения самодержавия и установления двоевластия полем противоборства между Временным правительством, с одной стороны, Советами с другой, и поддерживающими их политическими силами встали острейшие проблемы российской действительности — вопросы власти, войны и мира, аграрный, национальный, выхода из экономического кризиса.

2.3. Июльский кризис. Конец двоевластия.

Начались репрессии против большевиков и левых эсеров, которых обвиняли в подготовке вооруженного захвата власти, 6 июля правительство издало указ об аресте В. И. Ленина и других большевистских лидеров, обвинив их в шпионаже в пользу Германии в результате чего большевики были загнаны в подполье, а Временное правительство, для укрепления дисциплины в армии ввело на фронте смертную казнь. С двоевластием было покончено, влияние Петроградского и других Советов временно уменьшилось.

Временное правительство вновь попыталось добиться консолидации в обществе. 12−15 августа в Москве было собрано Государственное совещание, в нем приняли участие представители всех политических и общественных организаций, однако примирить политические силы не удалось, правительство критиковали со всех сторон. Вторая коалиция просуществовала немногим более месяца (24 июля- 26 августа).

Заключение

За неполные восемь месяцев существования Временного правительства произошли четыре правительственных кризиса, из которых каждый последующий был глубже и длительнее предыдущего.

Временное правительство, с одной стороны, и большевикис другой, предотвратили попытку переворота, предпринятую Корниловым, но правительство не пошло на принятие неотложных мер. В корниловские дни в глазах масс потерпела поражение идея коалиции с буржуазией, которая определяла линию меньшевистского центра, поэтому и сам факт корниловского выступления в сознании значительной части масс явился аргументом против меньшевиков.

В ходе голосований в Петроградском и Московском Советах в конце августа и начале сентября впервые после февраля были отвергнуты меньшевистские резолюции и приняты резолюции большевиков. Результат — большевизация советов. Петроградский и Московский Советы перешли на позиции большевиков и приняли резолюцию о взятии всей полноты государственной власти.

Все это означало, что революция вступила в новую фазу. Большевики во главе с В. И. Лениным начали подготовку к захвату политической власти.

3. Основные законодательные акты по советскому государственному строительству и праву, том I, М., 1972.


Одним из последствий Февральской революции 1917 года стало двоевластие. Одну из властей представляло Временное правительство. В период с марта по октябрь оно быстро теряло свою популярность в ходе пережитых трудностей. Три кризиса Временного правительства – апрельский, июньский и июльский имели в целом похожие причины.

Апрельский кризис

В апреле 1917 года в Петроград приехал лидер партии большевиков Ленин и стал заниматься агитацией против Временного Правительства, председателем которого был князь Георгий Львов, а Александр Керенский занимал должность министра юстиции.

Временное правительство

Рис. 1. Временное правительство.

Кризис получил название “апрельский” из-за “ноты Милюкова”. Она была опубликована 18 апреля и подтверждала готовность продолжать участие в Первой мировой войне и следовать всем договорам царского правительства. Такой шаг вызвал недовольство у населения. Начались массовые демонстрации, погибло несколько человек. В результате, Временное правительство покинули представители партий октябристов и кадетов – Александр Гучков и Павел Милюков.

Из-за нового состава Временное правительство получило название “Коалиционное”. В него вошли шесть министров от социалистических партий. Среди них были эсеры Чернов и Керенский, меньшевики Скобелев и Церетели, а также народный социалист Пешехонов и трудовик Переверзев.

Июль 1917 петроград

Рис. 2. Июль 1917 петроград.

Июньский и июльский кризисы

Поводом к июньскому кризису стало начавшееся на Юго-Западном фронте наступление. Несмотря на численное превосходство над противником, через пару дней оно остановилось. В июне стало заметным расхождение взглядов большевиков и эсеров на ведение войны. Вторые настаивали на ее немедленном прекращении и организовали демонстрации рабочих в свою поддержку. В них приняло участие свыше 500 тыс. человек.

Июньский кризис перерос в июльский. Несмотря на отставку трех министров-кадетов, в Петрограде продолжались антиправительственные выступления большевиков.24 июля было сформировано второе коалиционное правительство и восстановлена смертная казнь на фронте. Также в стране завершилось двоевластие, произошел конфликт власти с большевиками. Лидеры этой партии, в том числе и Ленин, перешли на нелегальное положение.

Систематизировать полученные сведения о кризисах Временного правительства поможет такая таблица:

Период

Причина

Результат

Создание первого коалиционного правительства

Июньское наступление и ситуация на фронте

Рост поддержки большевиков в промышленных центрах

Неудачи на фронте, отставка “министров-капиталистов”, то есть кадетов

Восстановление на фронте смертной казни, создание второго коалиционного правительства во главе с Керенским, гонения на большевиков

Председателем второго коалиционного правительства стал А. Керенский. Он же приступил к руководству военным и морским министерствами. В состав правительства вошли представители партий эсеров, меньшевиков, радикальных демократов, трудовиков и беспартийные.

Временное правительство Керенский

Рис. 3. Временное правительство Керенский.

Что мы узнали?

Кризисы Временного правительства 1917 года свидетельствуют о его слабости и шатком положении, которое завершилось достаточно быстрым свержением в ходе Октябрьской революции. Кратко из изучают в школьном курсе истории 9 класса.

Читайте также: