Актуальные вопросы миграции в россии доклад

Обновлено: 18.05.2024

В последнее время граждане РФ обеспокоены увеличением числа иностранцев, которые стремятся улучшить экономическое положение и жизнь своих близких. В связи с этим Россия испытывает проблемы и пытается решить их на законодательном уровне. С чем приходится бороться местным властям и какие пути решения разработаны по мигрантам в России?

Основные проблемы миграции, возникшие от наплыва трудовых мигрантов в РФ

1. Рост преступности, контрабанда наркотиков и оружия, нелегальное использование и подделка денежных средств, терроризм.

2. Увеличение числа безработных граждан. Однако больше всего в этом виноваты недобросовестные предприниматели, которые отняли рабочие места у местного населения и используют нелегалов, платя им копейки за малоквалифицированный труд.

3. Культурные проблемы связаны, прежде всего, с недостаточным образованием мигрантов. У них возникают трудности с местным населением. Они создают этнические группировки и продолжают традиции своего народа. Некоторые объединения носят криминальный характер. Единственный плюс от общения с мигрантами – изучение новых культурных традиций, языка и создание интернациональных семей.

4. Внутренняя миграция. Упадок производства в небольших населенных пунктах вынудил работоспособных российских граждан переехать в крупные города в поисках лучшей жизни. За свой труд они получают мизерные зарплаты, которыми вполне довольны иностранцы. Небольшие города и поселения продолжают вырождаться.

5. Внешняя миграция. Из-за отсутствия рабочих мест в РФ, специалисты высокого класса вынуждены искать работу в США, Канаде и других развитых европейских странах. Для того чтобы занимать достойную должность в престижной компании, им приходится преодолевать жесткую конкуренцию.

Разрешение проблем миграции

Российское Правительство для борьбы с мигрантами усилило миграционное законодательство. Прежде чем приехать на заработки граждане ближнего зарубежья должны:

– сдать экзамен по русскому языку;

– знать историю и основы права РФ;

– иметь разрешение на работу на территории проживания.

Вводя новые меры, государство намерено не только ужесточить приток мигрантов в Россию, но и значительно пополнить свой бюджет. За нарушение миграционной политики нелегалам грозит депортация. Также в законодательстве предусмотрены огромные штрафы для работодателей, которые незаконно привлекают к труду иностранцев.

Для поддержки своих граждан Российское Правительство сформировало следующие стимулирующие мероприятия:

– для работодателей, которые приглашают на работу россиян из других областей, предусмотрены выплата субсидий и уменьшение налогов;

– разработана программа по переселению соотечественников;

– для граждан на сайте Правительства РФ имеется информация и телефоны по миграции населения.

Существующие проблемы с миграцией показали, что одних запрещающих мероприятий недостаточно. Необходимо оказывать содействие странам – поставщикам: инвестировать денежные средства в науку и образование, развивать информационные технологии.

В данной статье рассматриваются миграционные тенденции населения в Российской Федерации, выделяются основные проблемы, связанные с данным процессом.

Ключевые слова

Текст научной работы

Миграционные вопросы являются общими для всех стран мира. А в последние два десятилетия, столкнулась с этими проблемами, и Российская Федерация.

Миграция населения представляет собой как механическое передвижение людей, так и сложный общественный процесс, который затрагивает множество сторон социально-экономической и культурной жизни целых народов. [1]

С учетом демографической ситуации миграция является одним из основных и реальных источников восполнения нехватки трудовых ресурсов. Если в 1994 г. в России было 129 тыс. легальных трудовых мигрантов, то в 2014 г. — 482 тыс. человек.

Те данные, которые готова предоставить Федеральная Миграционная Служба, говорят только о том количестве трудовых мигрантов, которые официально зарегистрировались в органах власти и получили разрешение на работу или патент. Не стоит забывать, что зачастую мужчины-мигранты приезжают с семьями, состоящими из жены и детей, которые, как правило, нигде не регистрируются.

По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2016г. составила 146,6 млн. человек. С начала года число жителей России возросло на 36,6 тыс. человек, или на 0,025% (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 9,9 тыс. человек, или на 0,007%). Миграционный прирост более чем в 2 раза компенсировал численные потери населения. (рис.1) [2]

Численность постоянного населения, данные http://www.gks.ru/

На сегодняшний день перемещение граждан происходит в четырех направлениях:

  1. В Россию из ближнего зарубежья;
  2. В РФ из дальнего зарубежья;
  3. В ближнее зарубежье из РФ;
  4. В дальнее зарубежье из РФ. (рис.2).

Количество мигрантов, которое въехало, выехало и находится на территории РФ

Рисунок 2. Количество мигрантов, которое въехало, выехало и находится на территории РФ

Иммигранты, прибывающие в Российскую Федерацию из-за рубежа, являются в подавляющем большинстве выходцами из стран — бывших союзных республик СССР. Среди переехавших на постоянное место жительства в Россию доля иммигрантов из стран Содружества Независимых Государств (СНГ), Балтии и Грузии составляла в 1997-2011 годах от 93% до 97% (рис. 4). Среди иммигрантов, учтенных по измененным в 2011 году критериям, доля иммигрантов из стран СНГ, Балтии и Грузии немного снизилась — до 90% в 2011-2013 годах, а затем немного увеличилась. В январе-июне 2016 года доля иммигрантов, прибывших в Россию из других стран — бывших союзных республик СССР, составила 92%, в том числе из стран СНГ — 90%. [3]

Согласно прогнозу Росстата, численность населения в 2016–2030 гг. возрастет на 0,9 млн. человек, но население в трудоспособном возрасте сократится на 5 млн. человек. (При том, что в прогнозе уже заложено сальдо миграции в 4,9 млн. человек — Рис. 3). Важнейшим источником компенсации сокращения трудовых ресурсов на ближайшие десятилетия является миграция. [3]

Динамика общей численности населения в трудоспособном возрасте в 2017–2030 гг. с учетом миграции

Рисунок 3. Динамика общей численности населения в трудоспособном возрасте в 2017–2030 гг. с учетом миграции

Иммиграция для России — не вопрос выбора, а вопрос необходимости. Иммиграция становится важнейшим элементом поддержания потенциала экономического развития, сохранения стабильности в отдельных регионах, обеспечения национальной безопасности. Но массовый приток иноэтничных трудовых мигрантов (несоразмерный с иммиграцией на постоянное место жительства), выходцев из иных обществ, с другими традициями, культурами и нормами поведения, станет серьезным вызовом для страны, если не удастся их адаптировать к российским условиям, обеспечить интеграцию тех из них, кто связывает свое будущее и будущее своих семей с Россией.

Наряду с положительными эффектами, создаваемыми миграционными процессами, происходящими на территории Российской Федерации, выделяют такие основные проблемы, как:

  1. С одной стороны, осуществляется приток иностранцев, не требующих больших зарплат, что позволяет выдерживать конкуренцию на рынке, удешевляя процесс производства. Но, с другой стороны, все заработанные гастарбайтерами рубли вывозятся из страны, тратятся за ее пределами;
  2. В результате миграционных процессов увеличивается уровень безработицы среди коренных жителей;
  3. Большая часть приехавших работников — нелегалы. А это означает, что работодатели наживаются на их труде и не делают никаких отчислений в бюджет. Кроме того, если есть дешевая рабочая сила, нет потребности внедрять новые технологии и развиваться. [5].

Таким образом, проблема миграции на сегодняшний день является достаточно актуальной для Российской Федерации. Если дефицит трудовых ресурсов может быть восполнен притоком временных трудовых мигрантов, то депопуляция может быть сглажена исключительно притоком иммигрантов, переселяющихся в Россию на постоянное жительство.

Список литературы

Цитировать


По данным Росстата, в 2005–2017 годах в Российской Федерации происходил рост основных показателей миграции населения. Увеличение числа прибывших и выбывших приостанавливалось лишь в кризисные годы, продолжаясь в период посткризисного восстановления.



В докладе представлено исследование направлений внутренней миграции, проводится анализ структуры миграции по гендерному, возрастному, образовательному параметрам. Так, например, гендерный состав внутренней миграции, согласно данным Росстата, характеризуется некоторым превышением удельного веса женщин, причём это соотношение оставалось практически неизменным в течение 2008–2016 годов. Внешняя же миграция обеспечила суммарный миграционный прирост населения России, в котором доля мужчин составила 51,3%, а женщин — 48,7%, и тем самым способствовала сокращению гендерного дисбаланса населения, что важно с позиции перспектив улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.



На интенсивность внутренней миграции в субъектах Российской Федерации в 2005–2017 годах оказали влияние такие показатели социально-экономического развития регионов, как: уровень экономического развития регионов; параметры уровня жизни населения; уровни развития и доступность объектов социальной инфраструктуры в регионах; уровень преступности. Наблюдаемое после 2011 года сокращение миграционного прироста (сальдо) внешней миграции в России связано, в том числе, с падением покупательной способности среднемесячной номинальной заработной платы работников в экономике России в долларовом эквиваленте, вызванным ослаблением курса рубля относительно доллара. Позитивное влияние на результаты внешней миграции оказала государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Оптимизация направлений внутренней миграции населения возможна путём преодоления региональных различий в уровнях доходов и бедности населения, выравнивания развития социальной инфраструктуры, доступности объектов и предоставляемых ими социальных услуг. Целесообразно использовать позитивный опыт стимулирования добровольных переселений, накопленный в международной практике. По мнению экспертов Аналитического центра, мероприятия, направленные на решение проблем внутренней миграции, необходимо включать в стратегии и программы развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относятся распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

Сохраняется внутренняя миграция населения, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем.

Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.

Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.

В последние два десятилетия возникла новая поляризация миграционного пространства России. Все территории Европейского Севера, востока Сибири и Дальнего Востока, за редким исключением, стали терять население. Тем самым был сломан длительный колонизационный тренд, который сохранялся в течение нескольких столетий.

В 2007 г. миграционная география России сохраняла уже установившиеся черты. Основную часть мигрантов аккумулировал Центральный федеральный округ (66,4%). Четыре других европейских округа (включая Урал), взятые вместе, получили значительно меньший (в 1,7 раза) прирост, чем один Центральный округ. Сибирь и Дальний Восток продолжали отдавать население, хотя их потери сокращаются

В условиях сокращения прироста населения России за счет внешней миграции, особенно заметного в начале текущего десятилетия, миграционный баланс всех федеральных округов, за исключением Центрального, приблизился к нулю. Чем ниже миграционный прирост населения России, тем большая часть мигрантов концентрируется в Центральном округе.

Внутри России в 2007 г. сменили место жительства 2,0 млн. человек, или 1,4% населения страны. Вот уже в течение шести лет внутренняя мобильность удерживается на этом уровне. В действительности миграционная мобильность гораздо выше. В стране, по оценкам, около 3 млн. внутренних трудовых мигрантов, как фактически постоянно проживающих не в тех местах, где они прописаны, так и сезонных. Почти во всех региональных центрах есть такие мигранты. Трудности с решением жилищной проблемы сдерживают переселение россиян в пределах своей страны, воскресив феномен отходничества, столь характерный для конца Х I Х — начала ХХ вв. Несмотря на значительные масштабы внутренней миграции, федеральные округа получают основной миграционный прирост за счет переселенцев из СНГ.

Во внутренней же миграции все округа, кроме Северо-Западного, теряют население в пользу Центрального округа. Внешнего притока едва хватает, чтобы возместить эти потери только в европейских регионах, о Сибири и Дальнем Востоке говорить не приходится. Все федеральные округа теряют население в западном направлении и получают прирост за счет прибывших с востока. В 2000-х гг. (в том числе и в 2007 г.) такой перенос населения сохранялся примерно на одном уровне, но по сравнению с 1990-ми гг. он сильно уменьшился.

Главной причиной такой динамики было завершение массового населения с севера, а также возвратной миграции демобилизованных военнослужащих из расформированных после распада СССР воинских частей

С сокращением размеров западного переноса многие регионы, лежащие на пути дрейфа, потеряли возможность возмещать часть своих потерь в западном направлении.

Почти весь миграционный прирост в межрайонной внутренней миграции получают 10 наиболее привлекательных регионов страны — 93% в 2005—2007 гг. При этом Московская область и Москва приняли 28 и 26% внутренних мигрантов соответственно, а вместе — 54%.

Центром притяжения общероссийского масштаба является также Санкт-Петербургская агломерация. Кроме того, на такую роль могут претендовать Краснодарский край и Белгородская область, а с некоторой оговоркой — Калининградская область и Ставропольский край. Мощными региональными лидерами являются Республика Татарстан, Свердловская, Самарская, Ярославская области. К региональным лидерам второго плана можно отнести Карелию, Волгоградскую, Саратовскую, Кемеровскую области, Хабаровский край. Подавляющее же большинство регионов России теряет население, причем потери по регионам распределяются довольно равномерно.

Решение проблем миграции во многом связано с вопросами социально-экономического развития, стабилизации политической обстановки России и субъектах Федерации, политического урегулирования имевших место вооруженных этнополитических и региональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Читайте также: