Средневековые музыкальные инструменты доклад

Обновлено: 02.07.2024

Миниатюра из сборника короля Альфонса X

Музыкальные инструменты Средневековой Европы

Музыкальные инструменты Средневековой Европы можно разделить на три основные группы.

Ударные инструменты. К ним относятся колокола, как простые и одиночные, так и подобранные по нотам. О колоколах упоминается еще в VI в., а начиная со второй половины IX в. они уже были распространены при церквях.

Гремушка и треугольник. Гремушка — инструмент из Египта, почти такой же, как в древности. Это металлический обруч с поперечными палочками, на которые нанизаны кольца. Треугольник — древневосточный инструмент, он состоял из согнутого в виде треугольника металлического прута, иногда с украшением посредине. Гремушку сотрясали рукой, а на треугольнике играли с помощью металлической палочки.

Кроталы и тимпаны. Первые напоминали кастаньеты, тимпан — род барабана или литавры, состоит из металлического или деревянного корпуса, затянутого кожей, с прилагавшимися к нему билами. Тимпаны были неодинаковые по размеру и по величине, носили различные названия.

Барабаны были принесены на Запад с Востока. Учитывая это, можно считать, что известные в это время табореллус и накария (соответственно сходству названий с арабскими: табл — малый барабан и наккара — большой) являются такими же барабанами.

Духовые инструменты. Это флейты и трубы, изображенные на миниатюрах.

Туба и корну соответствовали военным трубам древних римлян. Туба — все прямые трубы, а корну — изогнутые, несмотря на различную форму.

Струнные инструменты. Изображения свидетельствуют о слабом развитии струнных инструментов, в том числе смычковых. Струны перебирались либо непосредственно пальцами (одной рукой или обеими), либо особой палочкой — древним плектроном.

К последним принадлежала лира. По форме она была сходна с древнеримской, иногда отличалась от нее более широким корпусом, дугообразными, сходящимися на концах ручками, заменявшими горизонтальную палочку, на которую было натянуто от трех до восьми струн.

Кифара состояла из треугольной или продолговатой четырехугольной рамки, закругленной вверху, на которой было натянуто от шести до двадцати четырех струн. В рамках треугольной формы струны, находясь на одинаковом расстоянии одна от другой, направлялись от длинной стороны треугольника к вершине, где сходились на короткой поперечной палочке. В четырехугольных рамках струны шли параллельно диагонали от косой палки внутрь рамки.

Псалтерий состоял также из треугольной или продолговатой четырехугольной рамы с натянутыми внутри струнами. У четырехугольных рамок продольные стороны частью совершенно прямые, частью вогнутые внутрь, а у треугольных — две стороны рамки всегда сходятся под очень острым углом.

Струны никогда не натягивались по всей рамке, иногда даже доходили только до ее середины. По другой части рамки, находившейся вверху от поперечника, к которой прикреплены были концы струн, перекрещивались два ремня, с помощью которых натягивался инструмент. Число струн бывало не менее десяти, но иногда увеличивалось вдвое.

Колокол 1159 г., находящийся на колокольне в Сиене, имеет форму бочки, что составляет исключение из правил. У инструментов с колокольчиками их число увеличилось, и колокольчики стали постепенно подбираться по определенной шкале; человек, управлявший звоном, постепенно заменился особым механизмом, приводившим в движение молотки. Инструмент, называемый ранее цимбалум, не изменив формы, стал теперь называться флагеллум.

Из ударных инструментов бомбулюм сохранился до начала XII в., а гремушка и треугольник все время оставались в употреблении. Кроталы во Франции сперва были переименованы в маронетты, а в XIII в. получили название кликетты (ср. рис. 1).

Барабаны известны с этого времени под названием тамбурин. Они немного изменились, вследствие чего для этих инструментов возникло несколько новых названий, из которых наиболее распространенными были для барабанов, в которые били рукой или только палкой, тимпан, тамбурин, табурель, а для барабанов с двумя палками — таборнум, табурцинум и пр. (ср. рис. 2, в; рис. 3). Были еще барабаны: тимбалана — медный, цилиндрической формы, а также большой — бедон, с двумя доньями, и пр.

Духовые инструменты. Из них изменениям подверглись преимущественно флейты. Длина у некоторых из них увеличилась, у других уменьшилась. Соответственно размеру флейт увеличились или уменьшились число и величина звуковых отверстий, к которым стали применять изобретенные в это же время простые и двойные клапаны. Установилось более точное различие между одинарной, двойной и малой флейтой, представительницами которых были сиринкс, хорус, корнемуза, флажолет, пандориум и т. д.

Хорус, впоследствии означавший вид барабана, вплоть до конца XI в. имел форму шаровидного пузыря, снабженного на одной стороне игральной трубкой с дульцем, а на другой — звуковой трубкой в виде звериной головы.

Каламус, свирель, превратился постепенно в гобой, от которого произошли потом несколько других форм (ср. рис. 2, г), например, фагот, образовавшийся из верхней части гобоя, ставшего длиной несколько дюймов. Корнемуза была, в сущности, тоже свирелью.

Дудки (свирельки) тоже стали разных видов, так что до XIV в. их насчитывалось около двадцати разновидностей. Почти на всех этих инструментах играли только левой рукой, а правой обычно отбивали такт на барабане или небольшом тазе.

Струнные инструменты. Лира, сохранив свою первоначальную древнеримскую форму (рис. 4, д), заметно усовершенствовалась благодаря отчасти тому, что резонатор был расширен, а отчасти из-за более рационального устройства боковых ветвей и некоторых других частей.

Одновременно с этими преобразованиями, происшедшими приблизительно в X в., древний псалтерион, как и набулюм, были заменены кифарой и настоящей арфой. Из них первая, чтобы отличаться от арфы, с которой ее часто путали, сохранила свою первоначальную форму, хотя и видоизменявшуюся у разных народностей; поэтому существовали такие названия, как кифара варварская, английская, тевтонская и пр.

То же самое можно сказать и об арфе, все изменения которой, не коснувшись первоначальной формы, заключались в увеличении или уменьшении размера, в большем или меньшем числе струн, а затем в постоянно увеличивавшейся роскоши внешней отделки, соответствовавшей вкусу времени и состоявшей чаще всего из инкрустаций и резной орнаментовки, изображающей животных (рис. 4, а—в).

Под хороном, или хорусом, подразумевались теперь, как и в X в., кроме упомянутого выше духового инструмента с этим же названием, еще и древняя кифара с четырьмя струнами. Органиструм до конца XII в. означал тот же самый инструмент, который носил это название еще в IX в. (рис. 5).

Монокордиумом назывался вообще всякий инструмент для игры одной рукой. Из уменьшенного и измененного органиструма образовалось впоследствии несколько видов малых ручных органов. Ко всем этим инструментам прибавились потом, но не ранее XIV в., позаимствованные из Италии и Испании лютня, цитра и пр.

Совершенно новым видом музыкальных инструментов являлись смычковые инструменты, число которых все возрастало. Возникнув на Севере, вероятно у норманнов, этот род инструментов, предшественницей которых была лира, до такой степени распространился еще в начале X века, что вскоре повсюду стали заниматься их производством. При этом до XII в. устройство их было довольно простым, но после этого времени эти инструменты стали быстро усовершенствоваться вместе с развитием музыкального искусства, а с изменением форм менялись и названия.

Органиструм (рис. 5) по форме похож на большую гитару с двумя расположенными одно против другого круглыми звуковыми отверстиями и тремя струнами, которые, проходя по двум подставкам на нижней части доски, сходились у рукояти с колесом, значительно выступавшим за нижний край инструмента. На шейке помещались восемь подвижных кобылок, посредством которых можно было по желанию повысить или понизить тон.

Итальянская виола и германская гиге отличались от ротты меньшими размерами и способом держания во время игры. На обоих играли, как на современных скрипках, правой рукой, держа инструмент левой за шейку и прижав его к груди или плечу под подбородком (рис. 6, а—в).

У гиге, называвшейся также фидель, было не более трех струн, а шейка была длиннее или другой формы, в отличие от настоящей виолы (т. е. четырехгранная, закругленная или несколько изогнутая).

У виолы число струн колебалось от трех до четырех, а шейка обычно имела на конце форму фиалки (рис. 6, в; рис. 7). Резонатор у обоих инструментов был сначала плоский и лишь немного выпуклый, впоследствии его стали делать более конусообразным, с выпуклой задней стороной, а затем яйцеобразным и с выпуклой задней стороной, как у мандолины. На обоих этих инструментах было по два слуховых отверстия, смычки были довольно длинные, но легкие, в одну струну.

Древнейшим из смычковых инструментов был кроут, название произошло от crowht и выдает северное происхождение. Струнный набор на нем первоначально состоял из трех, потом из четырех струн, натянутых вдоль посередине инструмента. К ним впоследствии прибавились еще две струны, расходившиеся с другими у верхнего конца инструмента, все они выходили из деревянного брусочка клинообразной формы.

В верхней части инструмента по обеим сторонам были проделаны продолговато-прямоугольные отверстия достаточной величины, чтобы играющий, просунув в них левую руку, мог перебирать струны. На другом конце, который во время игры упирался в ногу выше колена, находились по обеим сторонам по одному отверстию, или отдушине, между которыми помещалась кобылка, по которой проходили струны. Смычок для этого инструмента был короткий, значительно согнутый, с одной натянутой металлической или жиловой струной.

До XII в., но не позднее его начала, кроут был окончательно вытеснен происшедшей от него роттой, или кроттой. Таким образом, ротта, на которой играли не только смычком, но и пальцами, составляла как бы сочетание древнего кроута и старинной лиры. В связи с двойственностью этого инструмента ему придали форму продолговато-овального ящика (резонатора), выпуклого снизу наподобие мандолины, и сохранили свойственные кроуту проемы для руки. Число струн было от двух до шести.

Такая форма оставалась у инструмента до XIII в. (рис. 8, а). Этот вид ротты бывал разной величины, иногда походил на гитару, иногда на длинную виолончель с длинной или короткой шейкой и тремя-четырьмя струнами из жил, натянутыми по кобылке (рис. 8, в).

Когда на нем играли, игравший левой рукой обхватывал инструмент вверху у шейки и, в зависимости от величины, упирал его либо в бок, либо в бедро; иногда он держал инструмент между ногами, как виолончель. Левой рукой он брал тон, а правой играл с помощью длинного и крепкого смычка (рис. 8, в).

Средние Века были свидетелями того, как общество становилось все более изысканным и элегантным, главным образом, под влиянием различных иноземных культур. Музыка была чрезвычайно важна для людей, живших в эпоху средневековья, особенно при средневековых королевских дворах. Это была эпоха рыцарей, угождавших дамам, и соответствие требованиям рыцарской любви было весьма значимым. Для рыцаря важно было не только уметь храбро сражаться, но и уметь мастерски играть на музыкальных инструментах и танцевать. Музыкальные инструменты использовали также и средневековые музыканты: менестрели и трубадуры.

Музыкальные инструменты в Средние Века

Старейшим средневековым музыкальным инструментом был человеческий голос. Распространение христианства в период Темных веков и раннего средневековья привело к популярности гимнов и светских песней.

Самый ранний церковный орган датируется VIII веком. Многие музыкальные инструменты средневековья были предшественниками наших современных музыкальных инструментов.

Разновидности музыкальных инструментов Средних Веков.

В Средние Века существовало множество музыкальных инструментов, которые можно классифицировать следующим образом:

    Духовые — инструменты, в которые надо было дуть, как в трубы или волынки

Струнные — инструменты, звук из которых извлекался при помощи смычка (смычковые) или пальцев (щипковые)

Струнные музыкальные инструменты в Средние Века

Арфа – была любимым инструментом трубадуров и менестрелей и составляла около 30 дюймов в длину

Скрипка — существовали различные средневековые скрипки, на которых играли смычком или щипками пальцев; обычно они удерживались подбородком или размещались на сгибе руки. Скрипки было легче всего носить с собой, поэтому они были одними из самых популярных уличных музыкальных инструментов.

Ребек — старинная трехструнная скрипка была инструментом с круглым грушевидным корпусом, таким же, как у ранних скрипок.

Гусли — средневековый музыкальный инструмент, представлявший собой нечто среднее между арфой и гитарой.

Дульцимер – мог иметь различную форму (каплевидную, песочных часов, трапециевидную и др.).

Шарманка — появилась в Англии в XII веке – смычок был заменен барабаном, вращавшимся при помощи ручки.

Виола – на ней играли смычком и держали на коленях или между ног.

Труба — длинный инструмент из металла, часто состоявший из четырех частей — часто ассоциируется с фанфарами и конкурсы

Дудка — была основным инструментом, обычно имеющим лишь три отверстия для извлечения мелодии.

Блокфлейта — также была одним из основных инструментов с пальцевыми отверстиями.

Волынка — древний инструмент, использовавшийся беднейшими слоями населения и изготавливавшийся из козьей или овечьей кожи и свирели.

Ударные музыкальные инструменты в Средние Века

Барабан — первоначально изготавливались из полого ствола дерева, глины или металла и покрывались шкурами водных животных.

Тарелка — тонкие металлические круглые вогнутые пластины.

Треугольник — музыкальный инструмент, появившийся в XIV веке.

Бубен — этот музыкальный инструмент, традиционно использовавшийся женщинами.

Вероятно, рассуждения о том, какой инструмент древнее, следует признать не актуальными, поскольку эмблемой музыки стал все-таки струнный инструмент, лира (lyre), с которой мы и начнем рассказ о струнных щипковых инструментах.

Античная лира — это струнный инструмент с тремя-семью струнами, вертикально натянутыми между двумя стойками, укрепленными на деревянной деке. Струны лиры либо перебирали пальцами, либо играли на ней с помощью резонатора-плектра. На миниатюре из манускрипта X—XI вв. (рис. 30), хранящегося в Национальной библиотеке Парижа, можно видеть лиру с двенадцатью струнами, собранными в группы по три и натянутыми на разной высоте (рис. 30а.) Такие лиры обычно имеют красивые скульптурные ручки с двух сторон, за которые можно было закрепить ремень, что, очевидно, облегчало игру музыканта.




Гитерн, судя по имеющимся изображениям, мог быть и ансамблевым инструментом. Известна крышка от ларца из коллекции музея Клюни (XIV в.), где скульптор вырезал на слоновой кости очаровательную жанровую сценку: два молодых человека играют в саду, услаждая слух; у одного в руках лютня, у другого — гитерн (рис. 36).

Иногда гитерн, как и, ранее, ситар, назывался в средневековой Франции ротой (rote), на нем было семнадцать струн. На роте играл в заточении Ричард Львиное Сердце.

Древностью своего происхождения может похвастаться и арфа (harpe) — ее изображения встречаются уже в Древнем Египте. У греков арфа — лишь вариация ситара, у кельтов она называется самбук. Форма арфы неизменна: это инструмент, на котором струны разной длины натянуты на раму в виде более или менее открытого угла. Древние арфы — тринадцатиструнные, настроенные в диатонической гамме. Играли на арфе либо стоя, либо сидя, двумя руками и укрепив инструмент так:, чтобы его вертикальная стойка находилась у груди исполнителя. В XII в, появляются и арфы малых размеров с различным количеством струн. Характерный тип арфы представлен на скульптуре с фасада Дома музыкантов в Реймсе (рис. 37). Жонглеры в своих представлениях использовали только их, и могли создаваться целые ансамбли арфистов. Лучшими арфистами считались ирландцы и бретонцы. В XVI в. арфа практически исчезла во Франции и появилась тут лишь века спустя, в ее современном виде.


О двух щипковых средневековых инструментах следует сказать особо. Это псалтерион и сифония.

Античный псалтерион (psalterion) — струнный инструмент треугольной формы, отдаленно напоминающий наши гусли. В средние века форма инструмента меняется — на миниатюрах представлены и квадратные псалтерионы. Играющий держал его у себя на коленях и перебирал пальцами или плектром двадцать одну струну (диапазон инструмента — три октавы) . Изобретателем псалтериона считается царь Давид, который, по легенде, использовал в качестве плектрума птичий клюв. Миниатюра из рукописи Герарды Ландсбергской в Страсбургской библиотеке изображает библейского царя, играющего на своем детище (рис. 38).

В средневековой французской литературе псалтерионы начинают упоминаться с начала XII в., форма инструментов могла быть самой разной (рис. 39 и 40), играли на них не только менестрели, но и женщины — благородные дамы и их свита. К XIV в. псалтерион постепенно сходит со сцены, уступая место клавесину, однако клавесин не мог достичь того хроматического звучания, которое было характерно для псалтерионов со сдвоенными струнами.


Смычковые струнные

Смычковые струнные Из всех средневековых смычковых струнных инструментов виола (vi?le)— самый благородный и самый сложный для исполнителя. По описанию доминиканского монаха Жерома Моравского, в XIII в. на виоле было пять струн, однако на более ранних миниатюрах представлены

О средневековой музыке и музыкальных инструментах

Какими же музыкальными инструментами звучало средневековье?

Из средневековых иллюстраций мы узнаем о нескольких десятках бытовавших в Европе музыкальных инструментов – струнных, духовых и ударных. Многие из них канули в Лету, другие трансформировались за несколько веков в привычные нам семейства: струнных смычковых, деревянных и медных духовых.


Крупнейший французский композитор 14 века Гийом де Машо, например, упоминает в своих сочинениях некоторые бытовавшие в его время инструменты: духовые – орган, волынка, несколько видов труб, корнет, разнообразные типы флейт, дудка; струнные – цитоль, виела, ребек, гитерна, лютня, арфа, монохорд…

Популярностью пользовались также органиструм и симфония – разновидности колёсной лиры; псалтериум, лира, цимбалы (hackbrett, dulcimer), шалмей. Следует упомянуть и разнообразные ударные инструменты, без которых вряд ли обходились музыканты той поры: барабан, бубен, тарелки, колокольчики, литавры. Из церквей доносился звон колоколов.

Многие инструменты сформировались из своих античных предшественников, таких как – арфа, лира, орган, авлос и др. Влияние культуры арабского мира и Византии, несомненно, также оставило определённый отпечаток в музыкальной культуре южноевропейских стран. Торговые связи, а также войны и крестовые походы способствовали проникновению многих восточных музыкальных инструментов (например, разнообразных щипковых, в том числе лютни, многих духовых) и исполнительских традиций.

Каждый образованный человек 12-13 веков должен был владеть игрой на одном или нескольких музыкальных инструментах – фиделе или ребеке, псалтериуме, флейте, арфе. Три века спустя признаком хорошего тона будет умение играть на виоле, лютне, или клавесине.


Пожалуй, одним из самых популярных инструментов средневековья был фидель, или виела (нем. fidel; лат. viela) – один из далёких предков современной скрипки.

К сожалению, инструменты тех времён не сохранились, а если даже и сохранились бы, то уже в непригодном для игры виде. Поэтому, судить о том, как звучала и исполнялась на этих инструментах средневековая музыка, мы можем лишь на основании описаний и живописных миниатюр её современников. Вряд ли старинные музыкальные инструменты могли уступать современным инструментам в красоте звучания. Наоборот, свидетели отмечают исключительную сладкозвучность музыки и виртуозное владение инструментами.

Вот лишь два свидетельства современников:


Музыка в ту эпоху восхищала и очаровывала слушателей не меньше, чем в наше время.

Эта древняя китайская церемониальная музыка, по-видимому, сопровождала императора при торжественном входе во дворец. В аранжировке использованы тембры блокфлейты, фиделя, мандолины и калимбы.

Поэтическое творчество короля Ричарда принадлежит к наследию труверов и трубадуров – светских поэтов и музыкантов средневековой Франции. И это не удивительно – ведь король владел значительными областями Франции, например – Нормандией, Пуату, Анжу и большую часть жизни провёл именно на континенте, в бесконечных войнах.

До нашего времени дошло около 1700 одноголосных мелодий труверов и трубадуров. Если мелодии самых ранних произведений принято представлять только по ритмике стиха (в ту пору было распространено шесть трёхдольных ритмических модусов, или способов), то более поздние произведения в той или иной степени поддаются расшифровке. Диапазон мелодии обычно не превышал октаву.

Термин – клаузула (в переводе с латинского: заключение, окончание) имеет два значения: многоголосное окончание к одноголосным церковным песнопениям и самостоятельная музыкальная композиция с остинатным повторением в теноре темы хорала, предтеча мотета.

Данное произведение принадлежит школе Нотр-Дам и датируется около 1200 годом.

Авторы – Адам де ла Аль (1237/38 – 1286/87, или после 1306) и Жан Бретель (ум. в 1272).

Жё-парти (песня-диспут) – род музыкально-поэтического диалога между двумя труверами, или трубадурами.

6.Ductia.mp3
(Дукция) Англия, вторая половина 13 века, средневековый танец.

Это одна из трёх безымянных пьес манускрипта Harley 978 (вторая половина 13 века, хранится в Лондонской национальной библиотеке). Исследователи по-разному называют этот двухголосный танец. Наиболее часто встречаются названия – дукция, эстампи.

Гийом де Машо (1300-1377) – прославленный поэт и композитор своего времени, крупнейший представитель нового искусства (Ars nova) во Франции. Его творчество многогранно и охватывает практически все значимые музыкальные жанры 14 века – от одноголосных любовных песен до полифонической мессы (знаменитая Месса Нотр-Дам). В некоторых его произведениях весьма ощутимо чувство тональности.

Виреле – средневековая французская лирическая песня с припевом, одна из самых распространённых музыкально-поэтических форм 13-14 веков.

Ещё одно одноголосное виреле Г. де Машо – одно из самых известных его сочинений. Неторопливая, синкопированная мелодия песни очень изыскана и проста для восприятия.

10. Lamento di Tristano

Одна из немногих одноголосных инструментальных пьес Лондонского манускрипта, включающего в себя около 120 произведений (преимущественно в бытовавших тогда вокальных жанрах) итальянских композиторов 14 века.

Словом ротта в музыке средних веков иногда обозначались различные струнные инструменты, сперва – щипковые (например, псалтерий, лира), позже – смычковые (ребек, фидель). Однако, возможно, что название La rotta в данном случае просто указывает на внезапное изменение метра и темпа, как бы в завершение lamento (la rotta с итал. – разлом).

Автор этой известной трёхголосной песни – английский король Генрих VIII Тюдор (1491-1547). Как и каждый благородный человек времён ренессанса, Генрих VIII владел многими навыками, которые включали: фехтование, охота, танцы, стихосложение, пение, игра и написание музыки. Генрих считался современниками недурным композитором и поэтом. Он владел игрой на лютне, органе, спинете, и мог часами слушать талантливых исполнителей. Он расширил придворную музыкальную капеллу до 58 инструменталистов. Сохранилось 36 его музыкальных произведений – преимущественно трёх и четырёхголосных песен.

Считается, что павана появилась в начале 16 века и быстро стала одним из самых популярных придворных танцев. Наиболее типичные черты паваны: медленный темп; двудольный метр; торжественно-величавый характер. Музыкальное сопровождение часто исполняется при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца (типичный ритмический рисунок каждого такта – половинка и две четвертные). Красивая и выразительная музыка паваны проникнута возвышенной печалью.

Читайте также: