Роль медсестры в профилактике рахита доклад

Обновлено: 02.07.2024

__________________ Заместитель директора ГБПОУ

Курс III Группа 5 Филиалом №2 Л.С. Спирина

Руководитель ВКР ________________

Е.А. Спевакова (подпись)

__________________Работа защищена

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. 1 Характеристика заболевания рахит………………………………

1.2 Витамин D и его роль в организме человека……………………

1.3 Особенности сестринской деятельности при рахите у детей грудного возраста………………………………………………………

1.4 Сестринский уход при рахите…………………………………….

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.3. Анализ результатов исследования ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рахит – что нужно знать о нем…………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ В Первые проявления Рахита…………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Профилактика Рахита………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Правила приема витамина D……………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ Е Продукты, содержащие витамин D и кальций……

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Подготовка ребенка к пробе Сулковича………….

ПРИЛОЖЕНИЕ И Польза грудного вскармливания………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ К Схема введения прикорма здоровым детям первого года жизни……………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ Л Режим дня ребенка……………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ М Стандарт диспансерного профилактического наблюдения детей первого года жизни……………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ Н Календарь профилактических прививок……….

ПРИЛОЖЕНИЕ О Персональный сайт медицинской сестры………

ВВЕДЕНИЕ

Еще в 1891 году Н. Ф. Филатов подчеркивал, что рахит является общим заболеванием организма. Не вызывает сомнений, что младенческий рахит является не только педиатрической, но и медико-социальной проблемой, так как имеет серьезные последствия. Доказано, что перенесенный в раннем возрасте рахит предрасполагает в будущем к нарушению формирования пиковой костной массы, развитию остеопороза и других нарушений костной минерализации в старшем возрасте. К примеру, деформации таза чреваты вынужденной необходимостью родоразрешения путем кесарева сечения в будущем, плоскостопие - длительным болевым синдромом и опосредованным повреждением позвоночника и суставов в течение жизни. Разнообразная ортопедическая патология требует длительной, травматичной, дорогостоящей коррекции, выраженные деформации нижних конечностей, грудной клетки, костей черепа служат существенным косметическим дефектом, ведущим к психологическому дискомфорту пациента (особенно подростка), могут нарушать работу внутренних органов (находящихся в грудной полости). Данные нарушения могут оставаться в течение всей жизни и даже привести к инвалидности. Поэтому так важна профилактика развития рахита у детей в антенатальном и постантенатальном периоде [10].




Качественно и грамотно организованная деятельность медицинской сестры по профилактике рахита включает следующее:

· своевременно провести профилактическую беседу с родителями о причинах заболевания и возможных последствиях, в результате чего родители смогут эффективно и надежно уберечь малыша от целого спектра проблем, многие из которых, возникнув в раннем возрасте, перейдут во взрослую жизнь;

· вовремя выявить нарушенные потребности ребенка и умение предупредить развитие данного заболевания.

Цель выпускной квалификационной работы:определить роль медицинской сестры в профилактике рахита у детей грудного возраста.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. оценить уровень знаний родителей по профилактике рахита у детей грудного возраста;

2. установить причины недостаточной информированности родителей в вопросе профилактики рахита у детей грудного возраста;

3. предложить способы повышения информированности родителей в вопросе профилактики рахита у детей грудного возраста.

Объект исследования: уровень знаний родителей о профилактике рахита у детей грудного возраста.

Предмет исследования:влияние профессиональной роли медицинской сестры на повышение уровня знаний родителей в вопросах профилактики рахита у детей грудного возраста.

Гипотеза:при условии качественно организованной работы медицинской сестры повысится уровень знаний родителей по вопросам профилактики рахита у детей грудного возраста.

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Характеристика заболевания рахит

Рахит – это заболевание, обусловленное дефицитом витамина D, сопровождающееся нарушениями фосфорно-кальциевого обмена, процессов образования и минерализации костей, формирования скелета и функций внутренних органов и систем.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

В ПРОФИЛАКТИКЕ РАХИТА У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРСТА

Специальность Сестринское дело

Работу выполнил Допустить к защите

__________________ Заместитель директора ГБПОУ

Курс III Группа 5 Филиалом №2 Л.С. Спирина

Руководитель ВКР ________________

Е.А. Спевакова (подпись)

__________________Работа защищена

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. 1 Характеристика заболевания рахит………………………………

1.2 Витамин D и его роль в организме человека……………………

1.3 Особенности сестринской деятельности при рахите у детей грудного возраста………………………………………………………

1.4 Сестринский уход при рахите…………………………………….

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.3. Анализ результатов исследования ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рахит – что нужно знать о нем…………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ В Первые проявления Рахита…………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Профилактика Рахита………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Правила приема витамина D……………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ Е Продукты, содержащие витамин D и кальций……

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Подготовка ребенка к пробе Сулковича………….

ПРИЛОЖЕНИЕ И Польза грудного вскармливания………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ К Схема введения прикорма здоровым детям первого года жизни……………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ Л Режим дня ребенка……………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ М Стандарт диспансерного профилактического наблюдения детей первого года жизни……………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ Н Календарь профилактических прививок……….

ПРИЛОЖЕНИЕ О Персональный сайт медицинской сестры………

ВВЕДЕНИЕ

Еще в 1891 году Н. Ф. Филатов подчеркивал, что рахит является общим заболеванием организма. Не вызывает сомнений, что младенческий рахит является не только педиатрической, но и медико-социальной проблемой, так как имеет серьезные последствия. Доказано, что перенесенный в раннем возрасте рахит предрасполагает в будущем к нарушению формирования пиковой костной массы, развитию остеопороза и других нарушений костной минерализации в старшем возрасте. К примеру, деформации таза чреваты вынужденной необходимостью родоразрешения путем кесарева сечения в будущем, плоскостопие - длительным болевым синдромом и опосредованным повреждением позвоночника и суставов в течение жизни. Разнообразная ортопедическая патология требует длительной, травматичной, дорогостоящей коррекции, выраженные деформации нижних конечностей, грудной клетки, костей черепа служат существенным косметическим дефектом, ведущим к психологическому дискомфорту пациента (особенно подростка), могут нарушать работу внутренних органов (находящихся в грудной полости). Данные нарушения могут оставаться в течение всей жизни и даже привести к инвалидности. Поэтому так важна профилактика развития рахита у детей в антенатальном и постантенатальном периоде [10].

Качественно и грамотно организованная деятельность медицинской сестры по профилактике рахита включает следующее:

· своевременно провести профилактическую беседу с родителями о причинах заболевания и возможных последствиях, в результате чего родители смогут эффективно и надежно уберечь малыша от целого спектра проблем, многие из которых, возникнув в раннем возрасте, перейдут во взрослую жизнь;

· вовремя выявить нарушенные потребности ребенка и умение предупредить развитие данного заболевания.

Цель выпускной квалификационной работы:определить роль медицинской сестры в профилактике рахита у детей грудного возраста.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. оценить уровень знаний родителей по профилактике рахита у детей грудного возраста;

2. установить причины недостаточной информированности родителей в вопросе профилактики рахита у детей грудного возраста;

3. предложить способы повышения информированности родителей в вопросе профилактики рахита у детей грудного возраста.

Объект исследования: уровень знаний родителей о профилактике рахита у детей грудного возраста.

Предмет исследования:влияние профессиональной роли медицинской сестры на повышение уровня знаний родителей в вопросах профилактики рахита у детей грудного возраста.

Гипотеза:при условии качественно организованной работы медицинской сестры повысится уровень знаний родителей по вопросам профилактики рахита у детей грудного возраста.

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Характеристика заболевания рахит

Рахит – это заболевание, обусловленное дефицитом витамина D, сопровождающееся нарушениями фосфорно-кальциевого обмена, процессов образования и минерализации костей, формирования скелета и функций внутренних органов и систем.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

В ПРОФИЛАКТИКЕ РАХИТА У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРСТА

специальность Сестринское дело

Работу выполнил Допустить к защите

__________________ Заместитель директора ГБПОУ

Курс III Группа 5 Филиалом №2 Л.С. Спирина

Руководитель ВКР ________________

Е.А. Спевакова (подпись)

__________________ Работа защищена

Председатель ГЭК _____________

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. 1 Характеристика заболевания рахит………………………………

1.2 Витамин D и его роль в организме человека……………………

1.3 Особенности сестринской деятельности при рахите у детей грудного возраста………………………………………………………

1.4 Сестринский уход при рахите…………………………………….

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.3. Анализ результатов исследования ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рахит – что нужно знать о нем…………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ В Первые проявления Рахита…………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Профилактика Рахита………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Правила приема витамина D ……………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ Е Продукты, содержащие витамин D и кальций……

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Подготовка ребенка к пробе Сулковича………….

ПРИЛОЖЕНИЕ И Польза грудного вскармливания………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ К Схема введения прикорма здоровым детям первого года жизни……………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ Л Режим дня ребенка……………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ М Стандарт диспансерного профилактического наблюдения детей первого года жизни……………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ Н Календарь профилактических прививок……….

ПРИЛОЖЕНИЕ О Персональный сайт медицинской сестры………

Еще в 1891 году Н. Ф. Филатов подчеркивал, что рахит является общим заболеванием организма. Не вызывает сомнений, что младенческий рахит является не только педиатрической, но и медико-социальной проблемой, так как имеет серьезные последствия. Доказано, что перенесенный в раннем возрасте рахит предрасполагает в будущем к нарушению формирования пиковой костной массы, развитию остеопороза и других нарушений костной минерализации в старшем возрасте. К примеру, деформации таза чреваты вынужденной необходимостью родоразрешения путем кесарева сечения в будущем, плоскостопие - длительным болевым синдромом и опосредованным повреждением позвоночника и суставов в течение жизни. Разнообразная ортопедическая патология требует длительной, травматичной, дорогостоящей коррекции, выраженные деформации нижних конечностей, грудной клетки, костей черепа служат существенным косметическим дефектом, ведущим к психологическому дискомфорту пациента (особенно подростка), могут нарушать работу внутренних органов (находящихся в грудной полости). Данные нарушения могут оставаться в течение всей жизни и даже привести к инвалидности. Поэтому так важна профилактика развития рахита у детей в антенатальном и постантенатальном периоде [10].

Качественно и грамотно организованная деятельность медицинской сестры по профилактике рахита включает следующее:

своевременно провести профилактическую беседу с родителями о причинах заболевания и возможных последствиях, в результате чего родители смогут эффективно и надежно уберечь малыша от целого спектра проблем, многие из которых, возникнув в раннем возрасте, перейдут во взрослую жизнь;

вовремя выявить нарушенные потребности ребенка и умение предупредить развитие данного заболевания.

Цель выпускной квалификационной работы: определить роль медицинской сестры в профилактике рахита у детей грудного возраста.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи :

оценить уровень знаний родителей по профилактике рахита у детей грудного возраста;

установить причины недостаточной информированности родителей в вопросе профилактики рахита у детей грудного возраста;

предложить способы повышения информированности родителей в вопросе профилактики рахита у детей грудного возраста.

Объект исследования : уровень знаний родителей о профилактике рахита у детей грудного возраста.

Предмет исследования: влияние профессиональной роли медицинской сестры на повышение уровня знаний родителей в вопросах профилактики рахита у детей грудного возраста.

Гипотеза: при условии качественно организованной работы медицинской сестры повысится уровень знаний родителей по вопросам профилактики рахита у детей грудного возраста.

Основные причины, связанные с зоной риска заболеваемости рахитом:

световая (включающая сезонные, бытовые факторы); нерациональное вскармливание (вскармливание ребенка чужим молоком, что вызывает плохое усвоение кальция, питание однообразной белковой пищей или пищей с насыщенной липидной природой); недоношенность ребенка

Классификация рахита:

Различают три степени:

Рахит 1 степени тяжести характеризуется нарушениями со стороны центральной и вегетативной нервной системы: ребенок становится беспокойным, пугливым, раздражительным, часто вздгаривает, потеет, его сосудистая система становится реактивной. Страдает и мышечная система (это проявляется в гипотонии мышц и появлении запоров), и костная — края большого родничка становятся слегка податливыми.

Группу риска по рахиту составляют дети:

недоношенные, маловесные; родившиеся с признаками морфофункциональной незрелости; с синдромом мальабсорбции; с судорожным синдромом, получающие антиконвульсивные препараты; со сниженной двигательной активностью (парезы и параличи, длительная иммобилизация); с хронической патологией печени, желчевыводящих путей; часто болеющие острыми респираторными заболеваниями; получающие неадаптированные молочные смеси; с отягощенной наследственностью по нарушениям фосфорно-кальциевого обмена; из двоен или от повторных родов с малыми промежутками между ними.

Специфическая профилактика рахита недоношенным детям с недоношенностью 1 степени проводится с 10–14 дня жизни по 400–500 –1000 МЕ в сутки ежедневно в течение первых 2 лет, исключая летние месяцы. При недоношенности 2–3 степени витамин D назначают в дозе 1000–2000 МЕ ежедневно в течение первого года жизни, а на втором году в дозе 500–1000 МЕ, исключая летние месяцы.

Лечение рахита состоит из нескольких этапов:

организация режима и питания; нормализация фосфорно-кальциевого обмена; ликвидация метаболических нарушений; коррекция вегетативных расстройств.

Организация режима и питания включает в себя прогулки
на свежем воздухе, физическую активность, солнечные инсоляции, сбалансированный, полноценный рацион питания с обогащенной витаминами и микроэлементами пищей.

С целью нормализации фосфорно-кальциевого обмена, процессов остеогенеза и ликвидации дефицита витамина D назначают препараты витамина D. Лечебной дозой витамина считается 2000-5000 МЕ в течение 30-45 дней. В дозе 5000 ME его назначают, как правило, при выраженных костных изменениях, высокой активности процесса. После достижения терапевтического эффекта (нормализация активности щелочной фосфатазы, уровня кальция и неорганического фосфора в крови) дозу витамина D снижают до профилактической(400-500), которую ребенок продолжает получать ежедневно в течение 2 лет и в зимнее время на 3-м году жизни.

Детям из групп риска (часто болеющие, плохие бытовые условия) проводят противорецидивное лечение витамином D в
дозе 2000-5000 ME в течение 3-4 недель через 3 месяца после
окончания основного курса лечения.

Витамин D выпускается в виде масляного, спиртового и водного раствора животного (D3) или растительного (D,) происхождения. Наиболее рациональным считается применение водного раствора витамина D.

Современная классификация лекарственных препаратов на основе витамина D выглядит следующим образом:

- нативные витамины – холекальциферол, мэргокальциферол;

- структурные аналоги витамина D (печеночные метаболиты) — дигидротахистерол (тахистин);

-активные метаболиты витамина D

Специфическая активность этих препаратов различна. В настоящее время считается, что наиболее безопасны в плане передозировки и не требуют дополнительного приема препаратов кальция лекарственные формы витамина D последней группы. Эти препараты имеют многоплановое влияние на костную ткань, быстро действуют, легко дозируются, хорошо выводятся из организма, не требуют гидроксилирования в почках и предотвращают потерю костной ткани.

Одновременно с витамином D назначают препараты кальция, особенно детям, находящимся на естественном вскармливании и недоношенным, — по 0,25-0,5 г 1-2 раза в день (глюконат кальция) и 0,05-0,1 г 2-3 раза в день (глицерофосфат кальция). Препараты кальция применяют в первом и втором полугодиях жизни в течение 2-3 недель, при этом необходимо учитывать содержание кальция в пище.

Для улучшения усвоения солей кальция и фосфора, повышения реабсорбции фосфора в почечных канальцах и усиления обызвествления хрящевой ткани рекомендуется цитратная смесь (Ac. citrici 2,1; Natrii citrici 3,5; Aq. destilat. 100) по 1 чайной ложке 3 раза в день в течение 10-15 дней.

Для нормализации функции паращитовидных желез и уменьшения вегетативных нарушений рекомендуют аспаркам (панангин) по 1 драже 1-2 раза в день внутрь или 1% раствор магния сульфата из расчета 10 мг/кг магния в сутки в течение 3-4 недель. Магнийсодержащие препараты особенно показаны детям с проявлениями экссудативно-катарального диатеза.

Для стимуляции метаболических процессов назначают калия оротат в дозе 10-20 мг/сут за 1 час до кормления в 2 приема в течение 3-4 недель. Препараты оротовой кислоты усиливают биосинтез кальцийсвязываюшего белка, поэтому назначение их патогенетически оправдано; карнитина гидрохлорид (детям раннего возраста 20% водный раствор препарата по 4-12 капель 3 раза в день в течение 1-3 месяцев).

Для стимуляции энергетического обмена у больных рахитом тяжелой степени тяжести (фосфоропенический вариант) показано введение АТФ по 0,5-1 мл внутримышечно 1 раз в день в течение 15-30 дней.

Коррекцию вегетативных расстройств проводят после окончания медикаментозного лечения детям старше 6 месяцев в виде лечебных ванн. Легковозбудимым детям рекомендуют хвойные ванны. Детям пастозным, вялым, малоподвижным назначают солевые ванны. После ванны ребенка нужно облить пресной водой. Солевые ванны применяют с осторожностью при экссудативно-катаральном диатезе. При наличии экссудативно-катарального диатеза рекомендуют ванны с отварами трав (подорожник, череда, корень аира, ромашка, кора дуба). Бальнеолечение проводится 2 3 раза в год. Назначаются массаж и гимнастика.

Для контроля эффективности лечения рахита используется исследование уровня кальция в моче с помощью реакции Сулковича.

Профилактика

В женском и коровьем молоке витамин D содержится в очень небольшом количестве (40-70 МЕ/л), которое не покрывает потребности растущего организма. Поэтому дети раннего возраста нуждаются в дополнительном поступлении витамина D.

Профилактика рахита подразделяется на неспецифическую и специфическую, антенатальную и постнатальную.

Неспецифическая антенатальная профилактика должна включать соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание во время беременности с достаточным количеством пищи, богатой витаминами, микроэлементами, содержащими витамин D, -печень трески, тунца, яичный желток, растительное масло, ростки пшеницы; продукты с большим содержанием кальция — сыр, петрушка, сгущенное молоко, курага, творог.

Физиологические суточные потребности в витамине D определяются, по данным ВОЗ, следующим образом:

- для взрослых — 100 ME;

- для детей — 400 ME;

- для беременной или кормящей женщины — 1000 ME.

Неспецифическая профилактика рахита новорожденным детям предусматривает режим дня, достаточный двигательный режим, прогулки на свежем воздухе, грудное вскармливание, закаливание. При переводе на искусственное вскармливание необходимо рекомендовать адаптированные молочные смеси, содержащие профилактическую дозу витамина D.

Специфическая профилактика рахита доношенным детям, находящимся на грудном вскармливании или вскармливании неадаптированными смесями, назначается с 3-4-недельного возраста в течение первых 2 лет жизни в осенне-зимне-весенний периоды с перерывом на летние месяцы. Профилактическая доза составляет 400-500 ME витамина D ежедневно. Для детей, имеющих факторы риска по развитию рахита, составляется индивидуальный график профилактическою приема витамина D.

Сестринский процесс при рахите:

1. Во время патронажа на первом году жизни ребенка медсестра фиксирует внимание на ранних симптомах рахита.

2. У детей первых трех месяцев медицинская сестра особое внимание уделяет осмотру, пальпации большого и малого родничков, швов черепа.

3. У детей 4-6 мес. особое внимание медсестра обращает на обследование грудной клетки: по ходу ребер выявляет утолщение в местах перехода хрящевой ткани в костную (особенно на V-VIII ребрах). У детей II полугодия жизни медицинская сестра следит за искривлением костей, утолщением эпифизов костей предплечий и голеней.

4. Медицинская сестра также наблюдает за психомоторным развитием, поведением, двигательной активностью, состоянием тонуса мышц.

5. Корректирует питание ребенка. 3-4-месячному ребенку на естественном вскармливании вместо питья дают овощные и фруктовые отвары и соки, раньше вводятся желток и творог. При смешанном и искусственном вскармливании первый прикорм вводится на 1 мес. раньше (овощное пюре). Для второго прикорма рекомендуется гречневая/овсяная каши, приготовленные на овощном отваре. Ограничивается количество молока, молочных каш, кефира.

6. В разгар заболевания и при остром течении рахита назначают:

Витамин Д назначают исходя из тяжести состояния, стадии заболевания и выявленных отклонений в состоянии здоровья. Дозу подбирают индивидуально каждому ребенку, она зависит от возраста, наследственности и генетики, характера питания, и других особенностей.


7. При патронаже медсестра обязана обращать внимание на создание благоприятных условий окружающей среды для ребенка, следить за регулярным проведением массажа, ЛФК, гигиеническими мероприятиями.

8. Медицинская сестра регулирует пребывание ребенка на свежем воздухе: в зимний период прогулки не менее 3 ч в день, в летний период 5-6 ч и более. Личико ребенка во время прогулок должно быть открытым.

9. За детьми, которым проводилось лечение рахита, осуществляется диспансерное наблюдение и систематические лечебные и профилактические мероприятия.

10. При выполнении антенатального патронажа беременной медицинская сестра обязана провести беседу о рациональном питании и режиме с целью профилактики рахита у ребенка. Беременная должна получать следующие продукты: мясо, рыба, сыр, молоко, кисломолочные продукты, яйца, сливочное масло, овощи, фрукты. Достаточно времени находиться на свежем воздухе, спать, исключать тяжелые физические нагрузки и стрессовые ситуации, избавляться от вредных привычек.

Актуальность Рахит и рахитоподобные заболевания являются актуальной проблемой в настоящее время, и остается не только педиатрической, но и медико-социальной проблемой, так как имеет серьезные последствия, а так, же не выясненными многие звенья патогенеза, встречаются затруднения в диагностике, а существующее методы лечения нередко малоэффективны. В большинстве случаев заболевание может приводить к снижению иммунитета, задержке нервно-психического и физического развития. Профилактическое направление характеризует всю медицину, оно должно быть основным в деятельности каждого детского врача и медицинской сестры. Данная патология актуальна в виду высокой распространенности (55-66% детей), отсутствием должной профилактики в связи с недостаточной образованностью молодых родителей по воспитанию и обучению ребенка здоровому образу жизни. Во-первых, заболеваемость детей напрямую связана с качеством жизни семьи. Во-вторых, рахит остается одной из важнейших форм патологии детей раннего возраста, так, как и среднетяжелые и легкие формы заболевания значительно изменяют реактивность детского организма. У детей, больных рахитом, отмечается склонность к более тяжелому, часто осложненному течению инфекционных процессов, нередко переходящих в хронические формы. При среднетяжелом и тяжелом течении рахита дети отстают в развитии: поздно начинают сидеть, стоять, задерживается развитие психики. Особенно важна профилактика рахита, так как это заболевание легко возникает у детей и не так уж редко, плохо поддаваясь лечению, оставляет тяжелые остаточные явления, отрицательно сказывающиеся на течении всей последующей их жизни.


2. Динер, В.Л. Теория и методика физической культуры[Текст]: учебник / В.Л. Динер. - Краснодар: Высшая школа, 2011. - 220 с.

3. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) [Текст]: пособие / В.И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 608 с.

4. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина [Текст]: учебник/ В.А. Епифанов. - М.: Медицина, 2007. - 304 с.

6. Новиков, П.В. Рахит и наследственные рахитоподобные заболевания у детей[Текст]: пособие/П.В. Новиков. - М., 2006. - 336 с

8. Тульчинская, В.Д. Сестринское дело в педиатрии[Текст]: учебник/ В.Д. Тульчинская. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 78 с.

Введение: актуальность темы обусловлена тем, что рахит и рахитоподобные заболевания являются актуальной проблемой в настоящее время и остаются не только педиатрической, но и медико-социальной проблемой, так как имеют серьезные последствия, а также не выяснены многие звенья патогенеза, возникают трудности в диагностике, а существующие методы лечения зачастую неэффективны.

В большинстве случаев заболевание может привести к снижению иммунитета, задержке психоневрологического и физического развития.

Профилактическое направление характеризует всю медицину, оно должно быть основной деятельностью каждого детского врача и медсестры.

Данная патология актуальна ввиду высокой распространенности (55-66% детей), отсутствия должной профилактики из-за недостаточной образованности молодых родителей в воспитании и обучении ребенка здоровому образу жизни. Во-первых, заболеваемость детей напрямую связана с качеством семейной жизни. Во-вторых, рахит остается одной из важнейших форм патологии детей раннего возраста, так как умеренные и легкие формы заболевания существенно изменяют реактивность детского организма. У детей, больных рахитом, наблюдается тенденция к более тяжелому, часто осложненному течению инфекционных процессов, часто переходящих в хронические формы. При рахите средней и тяжелой степени дети отстают в развитии: поздно начинают сидеть и стоять, задерживается развитие психики.

Профилактика рахита особенно важна, так как это заболевание легко протекает у детей и не так уж редко, плохо поддается лечению, оставляет тяжелые остаточные явления, негативно влияющие на течение всей их последующей жизни.

Цель данной работы явилось: оценка качества проводимой работы участковой медицинской сестры по профилактике рахита у детей до 1 года.

Методы исследования

1.Аналитический - теоретический анализ и обобщение имеющихся научных данных по изучаемому вопросу в общей и специальной литературе.

2.Эмперический - проведение бесед, наблюдений, констатирующего и контрольного анкетирования.

Анализ деятельностии участковой медсестры по профилактике рахита у детей до 1 года

Нами было проведено исследование среди детей до года. В исследовании приняло участие 50 детей, относящихся к группе риска, которые проходили обследование на выявление рахита. Из 50 детей, у5 детей подтвержден рахит. Данным детям назначено лечение участковым педиатром. Родителям даны рекомендации по питанию и приёму витамина Д.

Рисунок 1 – Анкетирование респондентов по знанию о заболевании рахита.

Возраст матери до 22 лет или старше 35 лет – является одним из предрасполагающих факторов в развитии рахита.

Рисунок 2 – Соблюдение режима дня во время беременности (на 100 опрошенных)

Беременная женщина должна проводить на свежем воздухе не менее 2-4ч в день.

В ходе исследования была составлена методика расчёта уровня осведомлённости родителей детей до 1 года по вопросам профилактики рахита. Представлены вопросы закрытого типа с одним или несколькими правильными ответами. За каждый вопрос присуждается определённое количество баллов в зависимости от сложности вопроса.

Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Расчет уровня осведомлённости родителей по профилактике рахита у детей до 1 года

1. Соблюдали ли Вы во время беременности режим дня?

2. Принимали ли Вы комплекс витаминов во время беременности?

3. Знаете ли Вы какие продукты богаты витамином Д?

4. Знаете ли Вы какие продукты богаты Кальцием?

5. Употребляли ли Вы во время беременности продукты, богатые витамином D и кальцием?

6. Своевременно ли Вы вводите прикорм в рацион питания Вашего ребенка?

7. Как часто Вы гуляете с ребенком?

8. Соблюдаете ли Вы режим дня ребенка?

9. Знаете ли Вы о заболевании Рахит?

10. Откуда Вы знаете о данном заболевании?

Знакомые и родственники

11.Перечислите известные Вам факторы риска развития рахита?

Социально-бытовые условия жизни

12. Перечислите известные Вам ранние и основные проявления заболевания Рахит?

Ребёнок капризный и пугливый

Потливость во время кормления и при крике

13.Выставляли ли Вашему ребёнку диагноз Рахит?

14. Если данный диагноз присутствовал, то в каком возрасте?

15. Принимает ли Ваш ребёнок витамин Д в качестве профилактики?

16.Знаете ли Вы о пробе Сулковича?

17. Как часто Вы с ребенком посещаете врача – педиатра?

1 раз в 2-3 месяца

1 раз в 6 месяцев

18. Соблюдаете ли Вы план диспансерного наблюдения ребенка первого года жизни?

19.Ваш ребёнок привит по возрасту?

20. Выполняли ли Вы рекомендации данные медсестрой по профилактике рахита?

Анализ уровня осведомленности показал, что большинство родителей имеют хороший уровень осведомлённости – 51%, 37% родителей имеют удовлетворительный уровень, отличный и удовлетворительный уровень у 12% (6% и 6% соответственно) (рисунок 25).

По результатам исследования сделаны следующие выводы:

1. Согласно результатам исследования, деятельность медицинской сестры по профилактике рахита включают в себя – своевременно проводить мероприятия, а также постоянно общаться с родителями и вести санитарно-просветительную работу по профилактике рахита у детей. С рождения медицинская сестра наблюдает за развитием, поведением, двигательной активностью, состоянием тонуса мышц ребенка. В особенности патронажа медицинская сестра обязана обращать внимание на благополучные условия дома для ребенка, следить за проведением всех профилактических мероприятий. Лечебная физкультура, массаж должны проводиться систематически, регулярно, длительно, с постепенным и равномерным увеличением нагрузки под контролем медицинской сестры. Большинство матерей (72,5 из 100) приводят ребёнка на осмотр к педиатру 1 раз в месяц, 66,5 из 100 матерей соблюдают план диспансерного наблюдения за ребёнком до 1 года.

2. Уровень знаний родителей по вопросам антенатальной неспецифической профилактики рахита, показал следующие результаты: 65,4 из 100 матерей не принимали витамин Д во время беременности и не употребляли продукты, богатые кальцием и витамином Д – 59,5 из 100 матерей; 70% родителей назвали недоношенность, как одним из факторов риска развития рахита, 60% матерей ранним проявлением рахита считают облысение затылка, не принимают витамин Д в профилактических целях 15% детей, при чем 59% детей необходимо принимать витамин Д в профилактических целях, так как они родились весной, осенью и зимой.Анализ уровня осведомленности показал, что большинство родителей имеют хороший уровень осведомлённости – 51%, 37% родителей имеют удовлетворительный уровень, отличный и удовлетворительный уровень у 12% (6% и 6% соответственно).

Подводя итог, уровень знаний родителей по вопросам антенатальной неспецифической профилактики рахита, является достаточным для того, чтобы уменьшить рост заболеваемости рахитом детей раннего возраста.

Гост

ГОСТ

Рахит – это заболевание детей грудного и раннего возраста, которое связано с нарушением костеобразования и недостаточным содержанием минералов в костях. Такое состояние провоцируется недостатком витамина D и всех видов его активных метаболитов.

Деятельность медицинских сестер, оказывающих помощь детям, страдающим рахитом

Медицинская сестра – это специалист со средним специальным медицинским образованием в области сестринского дела.

Когда медицинская сестра осуществляет ведение ребенка, который страдает рахитом, то ей приходится решать:

  • насущные проблемы - нарушение сна, беспокойство, повышенная потливость ребенка, расстройство процесса костеобразования младенцев, дефицит медицинских знаний у матерей;
  • потенциальные проблемы - развитие невротических реакций, возникновение патологий роста и развития ребенка, деформация костной ткани, инвалидность, утрата приобретенных навыков.

Краткосрочной целью деятельности медицинской сестры при организации ухода является отслеживание процесса правильной организации питания ребенка и минимизация изменений нервной системы. Долгосрочной целью деятельности медицинской сестры является формирование у матери устойчивых навыков ухода за ребенком, страдающим рахитом, а также обеспечение повышения качества жизни такого ребенка.

В ходе обеспечения ухода за ребенком более старшего возраста (после полугода) медицинская сестра дает большое количество рекомендаций, которые связаны с питанием ребенка. Она подчеркивает важность того, что в рационе ребенка должно присутствовать большое количество витаминов и ценного белка. Кроме того, медицинская сестра поясняет, что на ранних этапах необходимо вводить ребенку три обязательных прикорма, а именно овощные пюре, гречневую кашу, кефир с творогом и печеньем.

Медицинская сестра в обязательном порядке оказывает содействие в правильной организации режима сна ребенка и его прогулок на свежем воздухе. Она подчеркивает, что такой подход позволит активизировать обменные процессы и обеспечить улучшение состояния ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Среди важнейших элементов деятельности медицинской сестры можно выделить:

  • обеспечение контроля приема витамина D с лечебной целью по назначению врача;
  • применение технологий специфического лечения в случае возникновения подобной необходимости;
  • обучение матери методики подачи витамина D в зависимости от концентрации имеющегося раствора;
  • обучение матери различным техникам лечения ребенка, например, порядку применения солевых ванн;
  • отслеживание процесса организации питания ребенка;
  • фиксация конкретного состояния ребенка при патронаже.

Особенно важен патронаж ребенка первого года жизни, в ходе которого медсестра не только фиксирует внимание матери на основных симптомах рахита, но и уделяет колоссальное внимание осмотру ребенка, пальпирует большие и малые роднички, а также черепные швы.

По достижении ребенком 4 – 6 месяцев медицинская сестра обращает внимание на состояние грудной клетки. У детей II полугодия жизни медицинская сестра следит за искривлением костей, утолщением эпифизов костей предплечий и голеней.

Во время оказания помощи пациенту медицинская сестра наблюдает за поведением, развитием, двигательной активностью, тонусом различных групп мышц ребенка.

Ребенку в возрасте 3-4 месяцев, который находится на естественном вскармливании, вместо питья рекомендуются свежие овощи и фруктовые соки, в более раннем возрасте в питание вводят желток и творог. При смешанном и искусственном вскармливании первый прикорм необходимо вводить приблизительно на месяц ранее обозначенного срока. Второй прикорм состоит из гречневой или овсяной каши, которые готовятся на овощном отваре. Также детям ограничивают прием молока и молочных каш, а также кефира. Нормы отслеживаются лечащим врачом.

Такую систему питания также отслеживает медицинская сестра. К диете она добавляет назначенные врачом витамины (это могут быть витамины группы B и витамин С. Они помогают уменьшить степень ацидоза.

Ацидоз – это смещение кислотно-щелочного баланса организма в сторону увеличения кислотности (уменьшению рН).

С этой целью часто применяют цитратную смесь, которая принимается по одной чайной ложке 3 – 4 раза в сутки, курсом до 1 месяца.

Периодически медицинская сестра отслеживает содержание кальция в моче ребенка, используя для этого пробу Сулковича. Ее основной смысл заключается в добавлении к 5 мл утренней мочи реактива Сулковича. Степень присутствия кальция в крови оценивается по степени помутнения.

Проба Сулковича – это полуколичественный метод определения содержания кальция в моче, основанный на взаимодействии реагента Сулковича с оксалатом кальция, что сопровождается выпадением видимого осадка.

Особенности патронажа

При патронаже медицинской сестре необходимо в обязательном порядке обращать внимание на условия жизни ребенка, а именно компоненты, созданной для него родителями или опекунами безопасной среды. Медицинская сестра следит за регулярным массажем для ребенка, отслеживает качество проведения гигиенических мероприятий.

При патронаже медицинская сестра регулирует пребывание ребенка на свежем воздухе и объясняет родителям, что даже в зимний период прогулки должны составлять не менее 3 часов в день, а в летний период более 5 – 6 часов. В зимний период медицинская сестра в домашних условиях проводит ультрафиолетовое облучение курсом 20-25 сеансов. Употребление витамина D в этот период приостанавливается.

Медицинская сестра также напоминает о необходимости лечения рахита и осуществления диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий для детей, страдающих рахитом.

Деятельность медицинской сестры имеет крайнюю степень важности, поэтому ей необходимо подходить к выполнению своих обязанностей со всей ответственностью и использовать весь профессиональный потенциал.

Читайте также: