Эрариум в римском праве доклад
Обновлено: 04.07.2024
Римское право– право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.
Право в объективном смысле– совокупность правовых норм, в субъективном смысле– право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.
Понятие и виды источников римского частного права
Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.
Римское право различало несколько видов источников:
1) обычное право – совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять вжизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;
2) законы (leges) – основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:
а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);
б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta);
в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta);
3) плебисциты – акты, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.
Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.
Источники римского права:
1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);
2) Законы XII таблиц – свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий;
3) кодификация императора Юстиниана– Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);
4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.
5) Папирусы,изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки – папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы – Constitutio Antonina 212 г. н. э.о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.
Понятие и основные черты римского частного права
Римское право– право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.
Право в объективном смысле– совокупность правовых норм, в субъективном смысле– право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.
Понятие и виды источников римского частного права
Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.
Римское право различало несколько видов источников:
1) обычное право – совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять вжизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;
2) законы (leges) – основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:
а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);
б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta);
в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta);
3) плебисциты – акты, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.
Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.
Источники римского права:
1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);
2) Законы XII таблиц – свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий;
3) кодификация императора Юстиниана– Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);
4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.
5) Папирусы,изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки – папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы – Constitutio Antonina 212 г. н. э.о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.
Содержание
Римская Республика
Первоначально эрариумом управляли два квестора, а затем до восьми всенародно избранных квесторов в конце республики, и он находился в ведении римского сената . Он состоял из драгоценных металлов, денег и облигаций. В то же время он также служил хранилищем для государственных документов, таких как аренда государственной коммунальной земли, налоговые списки и счета для государственных средств. Это также был журнал стандартов, а также архив народных постановлений и отчетов сената ( senatus consulta ). Там же хранились списки судей и присяжных. Эрарий был кормили за счет налогов, излишки провинциальных администраций, доходы от аренды, штрафов и трофеями.
Римская имперская эпоха
Расторжение камень praetores aerarii (L. Кальпурний Пизон и М. Салль (и) vius) , который купил частную землю за счет средств Эрарий на резолюцию Сената ( CIL 06 1265 )
В эпоху империи важность aerarium saturni снизилась, поскольку императорская казна, фиск , получала значительную часть доходов, которые ранее предоставлялись эрариуму со времен Августа . Дополнительные доходы от сенаторских провинций продолжали поступать в эрариум , который также сохранил свое значение как государственный архив. Казначейством управляли в 23 г. до н. Передан двум преторам аэрариям . Фискальная администрация эрарии наконец под Нероном в ответственность имперских агентов ( praefecti aerarii ) для того, чтобы быть полностью всасывается в фиске в период следуя принцип .
Особые формы
В дополнение к оригинальному aerarium populi romani существовало еще три особые формы.
Aerarium sanctius populi romani
Доход от пятипроцентного налога на выпуск поступал в этот отдел государственной казны, который был предназначен в качестве резерва на случай чрезвычайных ситуаций . Эта оценка была сделана в 357 году до нашей эры. Представленный на ЛЕКС Manlia .
Военный аэрариум
Военный аэрариум, основанный Августом , из которого ветераны получали свои припасы, первоначально управлялся совместно с Сенатом, но также попал под имперский контроль в течение имперской эпохи. Этот пенсионный фонд финансировался за счет пятипроцентного налога на наследство ( vicesima hereditatium ), который должны были платить только римские граждане, и однопроцентного налога с продаж ( centesima rerum venalium ). В 6 году нашей эры Август внес 170 миллионов сестерциев из своего состояния в фонд в качестве стартового капитала ; В свою очередь, солдатам пришлось согласиться на продление сроков службы ( преторианцы с 12 до 16 лет и легионеры с 16 до 20 лет). Первоначально было решено, что солдаты должны получить следующие суммы по окончании службы : каждый преторианец 20 000 и каждый легионер 12 000 сестерциев.
Aerarium publicum
Государственную казну городов ( Municipia ) и небольших сельских общин в Римской империи также можно было назвать эрариумом .
литература
Замечания
- ↑CIL06, 1265
- ↑Тит Ливий , Римская история 7:16 (перевод на английский)
- ↑ К этому Джованнанджело Кампореале : Aerarium militare. В: Новый Поли (DNP). Том 12/2, Метцлер, Штутгарт 2002, ISBN 3-476-01487-8 , столбец 880 f.
- ↑Вернер Эк : Обеспечение власти и расширение: Римская армия при Августе В: Studi su Augusto. По случаю дель ХХ столетия делла морте, изд. Джованни Негри и Альфредо Вальво, Турин (2016), стр. 77–94, здесь стр. 86–89 ( онлайн ).
-
Эта страница последний раз была отредактирована 17 октября 2020 в 22:23.
В казне хранились деньги и счета государственных финансов . Он также держал штандарты легионов ; государственные законы, выгравированные на латуни, постановления Сената и другие важные документы и реестры. Эти общественные сокровища хранились в храме Сатурна на Римском форуме , на восточном склоне Капитолийского холма . Во время республики они находились в ведении городских квесторов под наблюдением и контролем Сената. [1]
Такое расположение продолжалось (за исключением 43 г. до н.э., когда не было выбрано ни одного квестора) до 28 г. до н.э., когда Август передал аэрарий двум praefecti aerarii , ежегодно избираемым сенатом из экс- преторов . В 23 г. они были заменены двумя преторами ( praetores aerarii или ad aerarium ), выбранными по жребию в течение срока их полномочий. Клавдий в 44 г. восстановил квесторов, но назначил их императором на три года. В 56 году Нерон заменил двух бывших преторов, выбранных на тех же условиях. [1]
В дополнение к общей казне, поддерживаемой общими налогами и покрывающей обычные расходы, существовал специальный резервный фонд, также в храме Сатурна, aerarium sanctum (или sanctius ). Этот фонд, вероятно, изначально состоял из военных трофеев . Впоследствии он поддерживался в основном 5-процентным налогом на стоимость всех освобожденных рабов. Этот источник доходов был установлен законом Манлия в 357 году. Этот фонд нельзя было трогать, за исключением случаев крайней необходимости. [1]
При императорах сенат продолжал, по крайней мере, номинально управлять эрариумом, в то время как у императора было отдельное казначейство, называемое фискусом . Однако через некоторое время, когда власть императоров возросла, а их юрисдикция расширилась до тех пор, пока Сенат не существовал только по форме и имени, это различие практически исчезло. [1]
Помимо создания фиска , в 6 г. н.э. Август учредил военную казну (aerarium militare) в качестве фонда пенсионных пособий ветеранов. Он был в значительной степени обеспечен самим императором и поддерживался поступлениями от новых налогов, налога на наследство и налога с продаж на аукционах. Его управление находилось в руках трех praefecti aerarii militaris . Сначала они назначались по жребию, но затем императором из сенаторов преторианского ранга на три года. [1]
По словам Теодора Моммзена , это были люди, проводившие конную перепись , но не публичные лошади. Они были удалены из списка судей Юлием Цезарем , но заменены Августом. Согласно Мадвигу , первоначальные трибуны аэрари были вовсе не чиновниками, а были частными лицами со значительными средствами, совершенно отличными от трибуума кураторов, которые брали на себя определенную финансовую работу, связанную с их собственными племенами. Затем, как и в случае с всадниками, этот термин был впоследствии расширен, чтобы включить всех тех, кто обладал имущественным цензом, который давал им право служить в качестве трибунала аерария. [1]
До децемвирата в 451 г. до н.э. существовало отдельное учреждение, известное как паблик .
В ряде случаев записано, что различные патриции вызывали гнев плебса, отдавая военную добычу в паблик, а не в эрариум, например Квинт Фабий Вибулан в 485 г. до н.э. после победы над вольсками и эки . [2] Исходя из этого утверждалось, что publicum был фондом, управляемым патрициями, [3] но это оспаривалось другими. [4]
AERA ́ RIUM (ЭРА ́ РИЙ) ( τὸ δημόσιον ), государственное казначейство в Риме и отсюда — сами государственные деньги. После изгнания царей храм Сатурна, по предложению Валерия Попликолы, стал местом хранения государственной казны, и его продолжали использовать для этого до последних дней империи (Plut. Popl. 12, Quaest. Rom. 42; Festus, s. v. Aerarium) 1 . Кроме государственной казны и счетов, связанных с ее доходами, расходами и должниками, в казначействе хранились различные другие вещи; из них важнейшими были: 1. Штандарты легионов (Liv. III. 69, IV. 22, VII. 23). 2. Различные законы, принимаемые время от времени, вырезанные на медных досках (Suet. Caes. 28). 3. Постановления сената, содержавшиеся в книгах, которые велись с этой целью, хотя оригинальные документы хранились в храме Цереры под надзором эдилов (Joseph. Ant. XIV. 10 § 10; Plut. Cat. Min. 17; Cic. de Leg. III. 4; Tac. Ann. III. 50) [ Aediles ].
С основанием императорской власти при Августе произошла важная перемена в государственных доходах и расходах. Август разделил провинции и правительственное управление между сенатом — как представителем древнего римского народа — и цезарем: вся собственность первого по-прежнему называлась эрарием, а собственность второго получила название фиска [ Fiscus ]. Таким образом, в эрарий поступали все налоги из провинций, принадлежавших сенату, а также большинство налогов, ранее собиравшихся в самой Италии, такие, как доходы со всех общественных земель, еще существовавших в Италии, налог на освобождение рабов, таможенные пошлины, плата за пользование водой, поступающей в город по акведукам, плата за канализацию и т. д.
Кроме эрария и фиска, Август учредил и третью казну для обеспечения оплаты и содержания армии; она получила название военного эрария (aerarium militare). Эта казна была создана в консульство М. Эмилия Лепида и Л. Аррунция, в 6 г. н. э., вследствие трудностей, которые возникли при изъятии из обычных государственных доходов сумм, необходимых для выплаты вознаграждения солдатам после их увольнения со службы. Создавая эту казну, Август положил в нее очень значительную сумму денег и обещал делать это ежегодно. Анкирская надпись (Monumentum Ancyranum) сообщает, что в консульство Эмилия и Аррунция Август внес в казну 170 миллионов сестерциев, но, вероятно, это — общая сумма, внесенная туда за все его правление. После учреждения военной казны он правил восемь с половиной лет и, вероятно делал взносы раз в полгода, следовательно, каждые полгода он помещал в казну по 10 миллионов сестерциев. Он учредил несколько новых налогов, которые должны были уплачиваться в этот эрарий (Suet. Aug. 49; Dio Cass. LV. 23, 24, 25, 32; Monumentum Ancyranum, pp. 32, 65, ed. Franzius and Zumptius, Berolini, 1845). Наиболее важным из них являлся vicesima hereditatum et legatorum, пятипроцентный налог, который должен был платить каждый римский гражданин с любого оставленного ему наследства или легата, за исключением завещанных ближайшими родственниками или не превышавших определенного размера (Dio Cass. LV. 25, LVI. 28; Plin. Paneg. 37— 40; Capitol. M. Anton. 11). Каракалла поднял этот налог до десяти процентов, но Макрин впоследствии понизил до пяти (Dio Cass. LXXVII. 9, LXXVIII. 12), и в конце концов он был отменен (Cod. 6 tit. 33 s. 3). В военный эрарий уплачивался также однопроцентный налог с каждого товара, проданного с аукционов (centesima rerum venalium), который Тиберий снизил до полупроцента (ducentesima), а Калигула полностью отменил в Италии (Tac. Ann. I. 78, II. 42; Suet. Calig. 16); а также налог с каждого проданного раба, составлявший сначала два процента (quinquegesima), затем четыре процента (quinta et vicesima) от его цены (Dio Cass. LV. 31; Tac. Ann. XIII. 31; Orelli, Inscr. No. 3336). Помимо этих налогов, в военную казну несомненно поступала добыча, взятая на войне и не распределенная между солдатами.
В эпоху республики сенат безраздельно распоряжался государственными доходами, а квесторы под надзором и контролем сената заведовали эрарием [ Senatus ; Quaestor ]. Без специального разрешения сената квесторы не имели полномочий выдавать деньги никому, — даже диктатору, — кроме консулов, имевших право брать из казны любые суммы, какие пожелают (Polyb. VI. 12, 13; Liv. XXXVIII. 55; Zonar. VII. 13). В 45 г., когда квесторы не были избраны, надзор за казной осуществляли два префекта города (Dio Cass. XLIII. 48); но когда в следующем году вновь были избраны квесторы, казна несомненно вновь перешла в их руки. В их руках она, по-видимому, и оставалась до 28 г. до н. э., когда Август отстранил квесторов от казны и передал ее двум префектам; он позволил сенату избрать их из числа преторов в конце года их пребывания в должности, однако, опасаясь, что это приведет к росту соперничества, в 23 г. до н. э. предписал, чтобы казной заведовали по жребию два претора, находящихся в должности (Suet. Octav. 36; Dio Cass. LIII. 2, 32; Tac. Ann. XIII. 29). Они назывались преторами казначейства (praetores aerarii) (Tac. Ann. I. 75; Frontin. de Aquae Duct. 100) или ad aerarium (Orelli, Inscr. n. 723). Такой порядок сохранялся до Клавдия, который вернул надзор за эрарием квесторам, освободив их от некоторых других обязанностей, порученных им Августом (Tac. Ann. XIII. 29; Suet. Claud. 24; Dio Cass. LX. 24); но они были слишком молоды для столь ответственного дела, поэтому Нерон передал его лицам, уже занимавшим должность претора и получившим название префектов казначейства (praefecti aerarii) (Tac. Ann. XIII. 28, 29). В конце правления Траяна или в начале правления Веспасиана произошла новая перемена, ибо мы читаем о преторах казначейства во времена последнего (Tac. Hist. IV. 9), но в правление Траяна, если не раньше, казначейство вновь было поручено префектам, которые, по-видимому, занимали свою должность в течение двух лет, и с этих пор уже больше ничего не менялось (Plin. Paneg. 91, 92; Ep. X. 20; Suet. Claud. 24). В надписях они называются praefecti aerarii Saturni (префекты казначейства Сатурна); по-видимому, они имели квесторов, помогавших в осуществлении их обязанностей, ибо встречаются упоминания о с. 25 quaestores aerarii Saturni (квесторах казначейства Сатурна) в надписях времен Адриана и Севера (Gudius, Ant. Inscr. p. 125 n. 6, p. 131 n. 3; Gruter, p. 1027, n. 4). Эти префекты обладали судебной властью, и на их суд в храме Сатурна представлялась вся информация об имуществе, причитающемся эрарию и фиску (Plin. Paneg. 36; Dig. 49 tit. 14 ss. 13, 15).
Военный эрарий находился под надзором особых префектов, которые сначала выбирались по жребию из числа лиц, ранее занимавших должность претора, но затем назначались императором (Dio Cass. LV. 25; comp. Tac. Ann. V. 8). В надписях они часто встречаются под названием префектов военного казначейства (praefecti aerari militaris) (Walter, Geschichte des Römischen Rechts, pp. 201, &c., 397, &c. 2d edition; Lipsius, ad Tac. Ann. XIII. 29).
Читайте также: