Эрариум в римском праве доклад

Обновлено: 04.07.2024

Римское право– право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.

Право в объективном смысле– совокупность правовых норм, в субъективном смысле– право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.

Понятие и виды источников римского частного права

Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.

Римское право различало несколько видов источников:

1) обычное право – совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять вжизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;




2) законы (leges) – основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:

а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);

б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta);

в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta);

3) плебисциты – акты, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.

Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.

Источники римского права:

1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);

2) Законы XII таблиц – свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий;

3) кодификация императора Юстиниана– Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);

4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.

5) Папирусы,изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки – папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы – Constitutio Antonina 212 г. н. э.о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.

Понятие и основные черты римского частного права

Римское право– право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации.

Право в объективном смысле– совокупность правовых норм, в субъективном смысле– право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.

Понятие и виды источников римского частного права

Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.

Римское право различало несколько видов источников:

1) обычное право – совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять вжизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;

2) законы (leges) – основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:

а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);

б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta);

в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta);

3) плебисциты – акты, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.

Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.

Источники римского права:

1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);

2) Законы XII таблиц – свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий;

3) кодификация императора Юстиниана– Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);

4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.

5) Папирусы,изучению которых посвящена специальная отрасль исторической науки – папирология. Папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения, например на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы – Constitutio Antonina 212 г. н. э.о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.


Содержание

Римская Республика

Первоначально эрариумом управляли два квестора, а затем до восьми всенародно избранных квесторов в конце республики, и он находился в ведении римского сената . Он состоял из драгоценных металлов, денег и облигаций. В то же время он также служил хранилищем для государственных документов, таких как аренда государственной коммунальной земли, налоговые списки и счета для государственных средств. Это также был журнал стандартов, а также архив народных постановлений и отчетов сената ( senatus consulta ). Там же хранились списки судей и присяжных. Эрарий был кормили за счет налогов, излишки провинциальных администраций, доходы от аренды, штрафов и трофеями.

Римская имперская эпоха


Расторжение камень praetores aerarii (L. Кальпурний Пизон и М. Салль (и) vius) , который купил частную землю за счет средств Эрарий на резолюцию Сената ( CIL 06 1265 )

В эпоху империи важность aerarium saturni снизилась, поскольку императорская казна, фиск , получала значительную часть доходов, которые ранее предоставлялись эрариуму со времен Августа . Дополнительные доходы от сенаторских провинций продолжали поступать в эрариум , который также сохранил свое значение как государственный архив. Казначейством управляли в 23 г. до н. Передан двум преторам аэрариям . Фискальная администрация эрарии наконец под Нероном в ответственность имперских агентов ( praefecti aerarii ) для того, чтобы быть полностью всасывается в фиске в период следуя принцип .

Особые формы

В дополнение к оригинальному aerarium populi romani существовало еще три особые формы.

Aerarium sanctius populi romani

Доход от пятипроцентного налога на выпуск поступал в этот отдел государственной казны, который был предназначен в качестве резерва на случай чрезвычайных ситуаций . Эта оценка была сделана в 357 году до нашей эры. Представленный на ЛЕКС Manlia .

Военный аэрариум

Военный аэрариум, основанный Августом , из которого ветераны получали свои припасы, первоначально управлялся совместно с Сенатом, но также попал под имперский контроль в течение имперской эпохи. Этот пенсионный фонд финансировался за счет пятипроцентного налога на наследство ( vicesima hereditatium ), который должны были платить только римские граждане, и однопроцентного налога с продаж ( centesima rerum venalium ). В 6 году нашей эры Август внес 170 миллионов сестерциев из своего состояния в фонд в качестве стартового капитала ; В свою очередь, солдатам пришлось согласиться на продление сроков службы ( преторианцы с 12 до 16 лет и легионеры с 16 до 20 лет). Первоначально было решено, что солдаты должны получить следующие суммы по окончании службы : каждый преторианец 20 000 и каждый легионер 12 000 сестерциев.

Aerarium publicum

Государственную казну городов ( Municipia ) и небольших сельских общин в Римской империи также можно было назвать эрариумом .

литература

Замечания

  1. CIL06, 1265
  2. ↑Тит Ливий , Римская история 7:16 (перевод на английский)
  3. ↑ К этому Джованнанджело Кампореале : Aerarium militare. В: Новый Поли (DNP). Том 12/2, Метцлер, Штутгарт 2002, ISBN 3-476-01487-8 , столбец 880 f.
  4. ↑Вернер Эк : Обеспечение власти и расширение: Римская армия при Августе В: Studi su Augusto. По случаю дель ХХ столетия делла морте, изд. Джованни Негри и Альфредо Вальво, Турин (2016), стр. 77–94, здесь стр. 86–89 ( онлайн ).
    Эта страница последний раз была отредактирована 17 октября 2020 в 22:23.

В казне хранились деньги и счета государственных финансов . Он также держал штандарты легионов ; государственные законы, выгравированные на латуни, постановления Сената и другие важные документы и реестры. Эти общественные сокровища хранились в храме Сатурна на Римском форуме , на восточном склоне Капитолийского холма . Во время республики они находились в ведении городских квесторов под наблюдением и контролем Сената. [1]

Такое расположение продолжалось (за исключением 43 г. до н.э., когда не было выбрано ни одного квестора) до 28 г. до н.э., когда Август передал аэрарий двум praefecti aerarii , ежегодно избираемым сенатом из экс- преторов . В 23 г. они были заменены двумя преторами ( praetores aerarii или ad aerarium ), выбранными по жребию в течение срока их полномочий. Клавдий в 44 г. восстановил квесторов, но назначил их императором на три года. В 56 году Нерон заменил двух бывших преторов, выбранных на тех же условиях. [1]

В дополнение к общей казне, поддерживаемой общими налогами и покрывающей обычные расходы, существовал специальный резервный фонд, также в храме Сатурна, aerarium sanctum (или sanctius ). Этот фонд, вероятно, изначально состоял из военных трофеев . Впоследствии он поддерживался в основном 5-процентным налогом на стоимость всех освобожденных рабов. Этот источник доходов был установлен законом Манлия в 357 году. Этот фонд нельзя было трогать, за исключением случаев крайней необходимости. [1]

При императорах сенат продолжал, по крайней мере, номинально управлять эрариумом, в то время как у императора было отдельное казначейство, называемое фискусом . Однако через некоторое время, когда власть императоров возросла, а их юрисдикция расширилась до тех пор, пока Сенат не существовал только по форме и имени, это различие практически исчезло. [1]

Помимо создания фиска , в 6 г. н.э. Август учредил военную казну (aerarium militare) в качестве фонда пенсионных пособий ветеранов. Он был в значительной степени обеспечен самим императором и поддерживался поступлениями от новых налогов, налога на наследство и налога с продаж на аукционах. Его управление находилось в руках трех praefecti aerarii militaris . Сначала они назначались по жребию, но затем императором из сенаторов преторианского ранга на три года. [1]

По словам Теодора Моммзена , это были люди, проводившие конную перепись , но не публичные лошади. Они были удалены из списка судей Юлием Цезарем , но заменены Августом. Согласно Мадвигу , первоначальные трибуны аэрари были вовсе не чиновниками, а были частными лицами со значительными средствами, совершенно отличными от трибуума кураторов, которые брали на себя определенную финансовую работу, связанную с их собственными племенами. Затем, как и в случае с всадниками, этот термин был впоследствии расширен, чтобы включить всех тех, кто обладал имущественным цензом, который давал им право служить в качестве трибунала аерария. [1]

До децемвирата в 451 г. до н.э. существовало отдельное учреждение, известное как паблик .

В ряде случаев записано, что различные патриции вызывали гнев плебса, отдавая военную добычу в паблик, а не в эрариум, например Квинт Фабий Вибулан в 485 г. до н.э. после победы над вольсками и эки . [2] Исходя из этого утверждалось, что publicum был фондом, управляемым патрициями, [3] но это оспаривалось другими. [4]

AERA ́ RIUM (ЭРА ́ РИЙ) ( τὸ δη­μόσιον ), государ­ст­вен­ное каз­на­чей­ство в Риме и отсюда — сами государ­ст­вен­ные день­ги. После изгна­ния царей храм Сатур­на, по пред­ло­же­нию Вале­рия Попли­ко­лы, стал местом хра­не­ния государ­ст­вен­ной каз­ны, и его про­дол­жа­ли исполь­зо­вать для это­го до послед­них дней импе­рии (Plut. Popl. 12, Quaest. Rom. 42; Fes­tus, s. v. Aera­rium) 1 . Кро­ме государ­ст­вен­ной каз­ны и сче­тов, свя­зан­ных с ее дохо­да­ми, рас­хо­да­ми и долж­ни­ка­ми, в каз­на­чей­стве хра­ни­лись раз­лич­ные дру­гие вещи; из них важ­ней­ши­ми были: 1. Штан­дар­ты леги­о­нов (Liv. III. 69, IV. 22, VII. 23). 2. Раз­лич­ные зако­ны, при­ни­мае­мые вре­мя от вре­ме­ни, выре­зан­ные на мед­ных дос­ках (Suet. Caes. 28). 3. Поста­нов­ле­ния сена­та, содер­жав­ши­е­ся в кни­гах, кото­рые велись с этой целью, хотя ори­ги­наль­ные доку­мен­ты хра­ни­лись в хра­ме Цере­ры под над­зо­ром эди­лов (Joseph. Ant. XIV. 10 § 10; Plut. Cat. Min. 17; Cic. de Leg. III. 4; Tac. Ann. III. 50) [ Aedi­les ].

С осно­ва­ни­ем импе­ра­тор­ской вла­сти при Авгу­сте про­изо­шла важ­ная пере­ме­на в государ­ст­вен­ных дохо­дах и рас­хо­дах. Август разде­лил про­вин­ции и пра­ви­тель­ст­вен­ное управ­ле­ние меж­ду сена­том — как пред­ста­ви­те­лем древ­не­го рим­ско­го наро­да — и цеза­рем: вся соб­ст­вен­ность пер­во­го по-преж­не­му назы­ва­лась эра­ри­ем, а соб­ст­вен­ность вто­ро­го полу­чи­ла назва­ние фис­ка [ Fis­cus ]. Таким обра­зом, в эра­рий посту­па­ли все нало­ги из про­вин­ций, при­над­ле­жав­ших сена­ту, а так­же боль­шин­ство нало­гов, ранее соби­рав­ших­ся в самой Ита­лии, такие, как дохо­ды со всех обще­ст­вен­ных земель, еще суще­ст­во­вав­ших в Ита­лии, налог на осво­бож­де­ние рабов, тамо­жен­ные пошли­ны, пла­та за поль­зо­ва­ние водой, посту­паю­щей в город по акве­ду­кам, пла­та за кана­ли­за­цию и т. д.

Кро­ме эра­рия и фис­ка, Август учредил и третью каз­ну для обес­пе­че­ния опла­ты и содер­жа­ния армии; она полу­чи­ла назва­ние воен­но­го эра­рия (aera­rium mi­li­ta­re). Эта каз­на была созда­на в кон­суль­ство М. Эми­лия Лепида и Л. Аррун­ция, в 6 г. н. э., вслед­ст­вие труд­но­стей, кото­рые воз­ник­ли при изъ­я­тии из обыч­ных государ­ст­вен­ных дохо­дов сумм, необ­хо­ди­мых для выпла­ты воз­на­граж­де­ния сол­да­там после их уволь­не­ния со служ­бы. Созда­вая эту каз­ну, Август поло­жил в нее очень зна­чи­тель­ную сум­му денег и обе­щал делать это еже­год­но. Анкир­ская над­пись (Mo­nu­men­tum An­cy­ra­num) сооб­ща­ет, что в кон­суль­ство Эми­лия и Аррун­ция Август внес в каз­ну 170 мил­ли­о­нов сестер­ци­ев, но, веро­ят­но, это — общая сум­ма, вне­сен­ная туда за все его прав­ле­ние. После учреж­де­ния воен­ной каз­ны он пра­вил восемь с поло­ви­ной лет и, веро­ят­но делал взно­сы раз в пол­го­да, сле­до­ва­тель­но, каж­дые пол­го­да он поме­щал в каз­ну по 10 мил­ли­о­нов сестер­ци­ев. Он учредил несколь­ко новых нало­гов, кото­рые долж­ны были упла­чи­вать­ся в этот эра­рий (Suet. Aug. 49; Dio Cass. LV. 23, 24, 25, 32; Mo­nu­men­tum An­cy­ra­num, pp. 32, 65, ed. Fran­zius and Zumpti­us, Be­ro­li­ni, 1845). Наи­бо­лее важ­ным из них являл­ся vi­ce­si­ma he­re­di­ta­tum et le­ga­to­rum, пяти­про­цент­ный налог, кото­рый дол­жен был пла­тить каж­дый рим­ский граж­да­нин с любо­го остав­лен­но­го ему наслед­ства или лега­та, за исклю­че­ни­ем заве­щан­ных бли­жай­ши­ми род­ст­вен­ни­ка­ми или не пре­вы­шав­ших опре­де­лен­но­го раз­ме­ра (Dio Cass. LV. 25, LVI. 28; Plin. Pa­neg. 37— 40; Ca­pi­tol. M. An­ton. 11). Кара­кал­ла под­нял этот налог до деся­ти про­цен­тов, но Мак­рин впо­след­ст­вии пони­зил до пяти (Dio Cass. LXXVII. 9, LXXVIII. 12), и в кон­це кон­цов он был отме­нен (Cod. 6 tit. 33 s. 3). В воен­ный эра­рий упла­чи­вал­ся так­же одно­про­цент­ный налог с каж­до­го това­ра, про­дан­но­го с аук­ци­о­нов (cen­te­si­ma re­rum ve­na­lium), кото­рый Тибе­рий сни­зил до полу­про­цен­та (du­cen­te­si­ma), а Кали­гу­ла пол­но­стью отме­нил в Ита­лии (Tac. Ann. I. 78, II. 42; Suet. Ca­lig. 16); а так­же налог с каж­до­го про­дан­но­го раба, состав­ляв­ший сна­ча­ла два про­цен­та (quin­que­ge­si­ma), затем четы­ре про­цен­та (quin­ta et vi­ce­si­ma) от его цены (Dio Cass. LV. 31; Tac. Ann. XIII. 31; Orel­li, Inscr. No. 3336). Поми­мо этих нало­гов, в воен­ную каз­ну несо­мнен­но посту­па­ла добы­ча, взя­тая на войне и не рас­пре­де­лен­ная меж­ду сол­да­та­ми.

В эпо­ху рес­пуб­ли­ки сенат без­раздель­но рас­по­ря­жал­ся государ­ст­вен­ны­ми дохо­да­ми, а кве­сто­ры под над­зо­ром и кон­тро­лем сена­та заве­до­ва­ли эра­ри­ем [ Se­na­tus ; Quaes­tor ]. Без спе­ци­аль­но­го раз­ре­ше­ния сена­та кве­сто­ры не име­ли пол­но­мо­чий выда­вать день­ги нико­му, — даже дик­та­то­ру, — кро­ме кон­су­лов, имев­ших пра­во брать из каз­ны любые сум­мы, какие поже­ла­ют (Po­lyb. VI. 12, 13; Liv. XXXVIII. 55; Zo­nar. VII. 13). В 45 г., когда кве­сто­ры не были избра­ны, над­зор за каз­ной осу­ществля­ли два пре­фек­та горо­да (Dio Cass. XLIII. 48); но когда в сле­дую­щем году вновь были избра­ны кве­сто­ры, каз­на несо­мнен­но вновь пере­шла в их руки. В их руках она, по-види­мо­му, и оста­ва­лась до 28 г. до н. э., когда Август отстра­нил кве­сто­ров от каз­ны и пере­дал ее двум пре­фек­там; он поз­во­лил сена­ту избрать их из чис­ла пре­то­ров в кон­це года их пре­бы­ва­ния в долж­но­сти, одна­ко, опа­са­ясь, что это при­ведет к росту сопер­ни­че­ства, в 23 г. до н. э. пред­пи­сал, чтобы каз­ной заве­до­ва­ли по жре­бию два пре­то­ра, нахо­дя­щих­ся в долж­но­сти (Suet. Oc­tav. 36; Dio Cass. LIII. 2, 32; Tac. Ann. XIII. 29). Они назы­ва­лись пре­то­ра­ми каз­на­чей­ства (prae­to­res aera­rii) (Tac. Ann. I. 75; Fron­tin. de Aquae Duct. 100) или ad aera­rium (Orel­li, Inscr. n. 723). Такой порядок сохра­нял­ся до Клав­дия, кото­рый вер­нул над­зор за эра­ри­ем кве­сто­рам, осво­бо­див их от неко­то­рых дру­гих обя­зан­но­стей, пору­чен­ных им Авгу­стом (Tac. Ann. XIII. 29; Suet. Claud. 24; Dio Cass. LX. 24); но они были слиш­ком моло­ды для столь ответ­ст­вен­но­го дела, поэто­му Нерон пере­дал его лицам, уже зани­мав­шим долж­ность пре­то­ра и полу­чив­шим назва­ние пре­фек­тов каз­на­чей­ства (prae­fec­ti aera­rii) (Tac. Ann. XIII. 28, 29). В кон­це прав­ле­ния Тра­я­на или в нача­ле прав­ле­ния Вес­па­си­а­на про­изо­шла новая пере­ме­на, ибо мы чита­ем о пре­то­рах каз­на­чей­ства во вре­ме­на послед­не­го (Tac. Hist. IV. 9), но в прав­ле­ние Тра­я­на, если не рань­ше, каз­на­чей­ство вновь было пору­че­но пре­фек­там, кото­рые, по-види­мо­му, зани­ма­ли свою долж­ность в тече­ние двух лет, и с этих пор уже боль­ше ниче­го не меня­лось (Plin. Pa­neg. 91, 92; Ep. X. 20; Suet. Claud. 24). В над­пи­сях они назы­ва­ют­ся prae­fec­ti aera­rii Sa­tur­ni (пре­фек­ты каз­на­чей­ства Сатур­на); по-види­мо­му, они име­ли кве­сто­ров, помо­гав­ших в осу­щест­вле­нии их обя­зан­но­стей, ибо встре­ча­ют­ся упо­ми­на­ния о с. 25 quaes­to­res aera­rii Sa­tur­ni (кве­сто­рах каз­на­чей­ства Сатур­на) в над­пи­сях вре­мен Адри­а­на и Севе­ра (Gu­dius, Ant. Inscr. p. 125 n. 6, p. 131 n. 3; Gru­ter, p. 1027, n. 4). Эти пре­фек­ты обла­да­ли судеб­ной вла­стью, и на их суд в хра­ме Сатур­на пред­став­ля­лась вся инфор­ма­ция об иму­ще­стве, при­чи­таю­щем­ся эра­рию и фис­ку (Plin. Pa­neg. 36; Dig. 49 tit. 14 ss. 13, 15).

Воен­ный эра­рий нахо­дил­ся под над­зо­ром осо­бых пре­фек­тов, кото­рые сна­ча­ла выби­ра­лись по жре­бию из чис­ла лиц, ранее зани­мав­ших долж­ность пре­то­ра, но затем назна­ча­лись импе­ра­то­ром (Dio Cass. LV. 25; comp. Tac. Ann. V. 8). В над­пи­сях они часто встре­ча­ют­ся под назва­ни­ем пре­фек­тов воен­но­го каз­на­чей­ства (prae­fec­ti aera­ri mi­li­ta­ris) (Wal­ter, Ge­schich­te des Rö­mi­schen Rechts, pp. 201, &c., 397, &c. 2d edi­tion; Lip­sius, ad Tac. Ann. XIII. 29).

Читайте также: