Доклад на педсовете в музыкальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

1. История музыки. Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли. Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира. Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль. Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

2. Воздействие музыки на человека.

Эмоциональные оценочные способности человека формируются через восприятие произведений искусства.

3. Музыка – путь к эстетическому воспитанию ребенка.

Действительно, музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает их от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание.

Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верность долгу, раскрывает богатство душевного мира.

Дети очень остро чувствуют прекрасное и тянуться к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.

Красота художественной формы, понятное ребенку содержание музыкального произведения вызывают определенное отношение к художественному образу и через него к жизни, влияют на воспитание художественного вкуса.

Задачи эстетического воспитания требуют отношения к любому музыкальному произведению, пусть самому простому, как к произведению искусства. Поэтому каждая песня, танец должны исполняться детьми эмоционально - выразительно, вызывать у них радость. Небрежное исполненные песни или танца теряют свою эстетическую ценность и отрицательно влияют на процесс музыкального развития. Выразительное же исполнение вызывает у детей желание неоднократно повторять песни, пляски, игры, а также внести в них что-то новое – способствуют развитию детского творчества. Кроме того, познание ребенком красоты музыки, ее богатейшей образности, средств выразительности приобщает его к миру

прекрасного, вызывает потребность вносить музыку в свой быт. Музыка развивает эстетические свойства личности ребенка.

Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, - путь к формированию его нравственности. Адресуясь к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры и наказания.

Отечественные композиторы С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кобалевский, М. Красев, В. Герчик, М. Раухвегер, Е. Тиличеева, А. Филлипенко и многие другие создали золотой фонд музыкальных произведений для детей, разнообразных по жанрам и тематике, музыкальной образности.

4. Роль и место музыки в жизни ребенка.

Музыка вызывает у детей положительные эмоции, благотворно действующие на их нервную систему. Разнообразие содержания музыкальных произведений обуславливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Воспитание музыки требует наблюдательности, сообразительности. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности: оперирует звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов.

возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать.

Знакомство ребенка с многообразной музыкой - классической, народной, музыкой разных стилей и эпох, созданной композиторами специально для детей, способствует эстетическому развитию ребенка, а так же развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Развивая эмоциональную отзывчивость и музыкальные способности, решаются задачи обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни ребенка.

1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. Для студ. высш. учкб. заведений. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000

4. Школяр Л., Кадобнова И., Усачева В. Программа музыкального воспитания. /Дошкольное воспитание №6.1993

Влияние классической музыки на эстетическое развитие дошкольников Обращение к классике чрезвычайно актуально в условиях снижения культурного уровня современного общества "в котором всё более вытесняется.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45

Выступление на педагогическом совете

учитель музыки

Скиба Вероника Владимировна

Современный урок даёт возможность учащимся самостоятельно приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности. Современного ученика сегодня очень трудно чем-либо удивить. Стандартный комбинированный урок для них скучен, неинтересен. Поэтому основная задача современного педагога правильно преподнести учебную информацию. В целом все этапы урока остались прежние, изменились лишь методы и приемы, использованные учителем на уроках. Я приведу несколько примеров использования современных методов на различных этапах урока.

На первом этапе урока музыки можно использовать следующие методы и приемы:

- интеллектуальная минутка (на доске кроссворд; ключевое слово-тема урока;

- интрига (а знаете ли вы…, даже не знаю, справитесь ли вы…, на сегодня я приготовила вам задание…);

На этапе воспроизведения новой информации:

- лови ошибку. (Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.);

шесть шляп (белая - факт, желтая -логика, красная –эмоции, черная – критики, зеленая –творчество, синяя –рефлексия);

толстый и тонкий вопрос;

игровая цель. (Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.);

корзина идей, понятий, имен. ( На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.);

приём Фантастическая добавка Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету: изменить значение, какого - то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.

На этапе закрепления изученного материала:

приём - создай паспорт. (Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями);

метод пластического интонирования;

метод моделирования художественно-творческого процесса (Разыграй песню, музыкальный спектакль).

На этапе подведения итогов:

повторение с расширением контроля;

На этапе контроля:

решение и составление кроссворда;

На этапе рефлексии: Таблица вопросов (чему я научился? какие вопросы остались для меня неясными? какие вопросы я бы задал ученикам, чтобы проверить…?)

эмоциональное состояние (листы разного цвета);

Этап домашнее задание:

задание на выбор;

рекламный плакат; афиша

подобрать пословицы, загадки, найти портрет и т.д.

Таким образом, применение активных методов обучения обеспечивает решение самых разнообразных образовательных задач: формирует положительную учебную мотивацию, повышает познавательную активность учащихся, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, способствует развитию творческих способностей учеников. А это в полной мере отвечает необходимым стандартам современного образования, а также является одним из главных факторов достижения важных задач, которые ставит перед собой музыкальное воспитание.

Урок- основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним ученикам: лечить детей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить дома - главное делать это творчески, с фантазией, выдумкой и любовью. На своих уроках я стараюсь ввести детей в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров. Уроки провожу с использованием ИКТ.

Занятия превращаю в различные конструктивные модели получения знаний. Инновационная работа позволяет вовлечь детей в сотворчество, развивать все лучшее в классической музыке. Дети активно участвуют в музыкальных конкурсах, фестивалях, КВМ, концертах, музыкально- интеллектуальных играх, проектной деятельности.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность.

Зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику.

Я использую этот метод в разноуровневых классах на протяжении нескольких лет

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1.Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2.Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3.Выполнение проекта.

4.Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

5.Подведение итогов проектной работы.

6.Рефлексия

Что вы считаете значимым, интересным при выполнении этого проекта?

Ваши впечатления, ощущения.

Какой приобрели новый опыт?

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.

Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу.

В прошлом году, подводя некоторые итоги работы по методу проектов, я предложила своим ученикам принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить,

интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении.

Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически.


В современном образовании актуальным вопросом остается совершенствование учебного процесса, поиск и внедрение активных форм и методов обучения с использованием новых технологий в практической деятельности преподавателя, обеспечивающих достижение эффективного результата. Какие же педагогические технологии может применять в своей работе педагог по вокалу?

Содержимое разработки

"Современные технологии на уроках вокала"

В современном образовании актуальным вопросом остается совершенствование учебного процесса, поиск и внедрение активных форм и методов обучения с использованием новых технологий в практической деятельности преподавателя, обеспечивающих достижение эффективного результата. Какие же педагогические технологии может применять в своей работе педагог по вокалу? Поделюсь своим опытом работы.

Моя цель - содействовать становлению ребенка как личности.Современный подход в обучения вокалу в дополнительном образовании главным образом это - развитии познавательных способностей и стимулирование на занятиях вокалом мышления ученика, понимания им себя и своей роли на различных уровнях социально-коммуникативных связей, а ведь еще не так давно считалось что на уроке по вокалу ученик должен усвоить определенный объем знаний и информации.

Выпускник вокального класса в наше время должен овладеть системой теоретических и практических знаний, уметь применять современные технические средства обучения. Поэтому совершенствование методики обучения пению всегда будет считаться актуальной музыкально-педагогической задачей.

В соответствии с ФГОС стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников) и детей. В основе моей методики – два основополагающих принципа: индивидуальное развитие ученика и развитие качества звучания его голоса – как средства настройки и регуляции голосообразующего комплекса. Одновременно оба этих принципа, в комплексе с личностно-ориентированной стратегией, предполагают в качестве основного стиля общения сотрудничествопедагога и ученика.

Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать его современным и привлекательным для учащихся путем соединения традиционных и современных образовательных технологий форм работы:

Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

Личностно - ориентированный подход

Использование этих технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В работе использую дифференцированный и индивидуальный подход, активно применяю различные формы и методы организации работы учащихся. На уроках используется система методов, направленных на усвоение способов музыкальной деятельности.

1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля и самоконтроля.

Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания изучаемого материала.

Использую общественно признанные авторские методики (Д.Б.Кабалевский, Э.Б.Абдулин, В.В.Алиев, Л.В.Школяр, Е.Д.Критская), электронные средства обучения.

Внедряя инновационные технологии, следует учитывать специфику психологической структуры личности младшего школьника:

разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;

недостаточная вокально-слуховая координация (иногда двигательно-слуховая);

потребность в смене эмоциональных состояний;

интеллектуально-волевая регуляция только во имя субъективно привлекательных причин;

личностная доминанта (стремление к самовыражению в разнообразных формах: звуковых, зрительных, двигательных).

В системе работы наблюдается оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных типов уроков: урок-экскурсия, урок-импровизация, урок-концерт, урок-путешествие, интегрированный урок, игры драматизации, тем самым вызывая больший интерес со стороны учащихся.

В итоге, данные тенденции креативной педагогики направлены на преодоление психологической дистанции (учитель - ученик), эстетической (автор - исполнитель - слушатель) .Они способствуют постижению Культуры как целостного явления - с одной стороны, с другой же являются залогом успешного формирования эмоциональной культуры личности. В век всеобщей компьютеризации возможность использования технических средств обучения в преподавании вокала используется далеко не всеми педагогами, хотя по-моему ,это хороший стимул к обучению.

Очень важно, чтобы учащийся правильно выбрал такой эталон, к которому он должен стремиться в своём вокальном росте. На занятиях по вокалу представления о правильном певческом звучании чаще всего осуществляются на основе звукового показа, словесного описания правильного звучания и оценки получившегося звука педагогом. Однако оценка звучания собственного голоса во время пения затруднена, так как звук, проходя через мышечные ткани организма, искажается.

Такие технические средства обучения как компьютер, видео камера, планшет, смартфон могут помочь педагогам в формировании таких представлений. В век всеобщей компьютеризации возможность использования технических средств обучения в преподавании вокала используется далеко не всеми педагогами, хотя по-моему ,это хороший стимул к обучению.

Очень важно, чтобы учащийся правильно выбрал такой эталон, к которому он должен стремиться в своём вокальном росте.

На занятиях по вокалу представления о правильном певческом звучании чаще всего осуществляются на основе звукового показа, словесного описания правильного звучания и оценки получившегося звука педагогом.

Однако оценка звучания собственного голоса во время пения затруднена, так как звук, проходя через мышечные ткани организма, искажается.

Такие технические средства обучения как компьютер, видео камера, планшет, смартфон могут помочь педагогам в формировании таких представлений.

С их помощью педагог и ученик могут прослушать (увидеть) запись урока, выступления несколько раз. При этом оценку получившемуся звуку дает не только педагог, но и ученик, получивший возможность услышать свой голос со стороны и оценить его вместе с педагогом.

С их помощью педагог и ученик могут прослушать (увидеть) запись урока, выступления несколько раз. При этом оценку получившемуся звуку дает не только педагог, но и ученик, получивший возможность услышать свой голос со стороны и оценить его вместе с педагогом.

Личностно - ориентированный подход.

Принятие ребёнка как данность;

Создание гуманистических взаимоотношений в коллективе;

Оценивание роста конкретной личности;

Оценивание успеха ученика как успеха учителя;

Принятие родины как предмета культурного творчества. (Родина - это мы сами в наших особенных дарах и талантах).

Игровые технологии.

Направлены для активизации и интенсификации деятельности обучающихся, они выступают как метод обучения и воспитания.

Участие обучающихся в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различным мотивационным качествам, развивают двигательные способности, воображение и творчество.

Музыкальные игры направлены на развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Они способствуют быстрому запоминанию изученного материала, делают занятие более интересным, насыщенным, повышают эмоциональный настрой, сохраняя при этом контингент.

Коллективно – творческая деятельность с использованием музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Очевидно, что никого не нужно убеждать в том, что игры развивают способность младших школьников к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативу, дисциплинированность. Игровая форма занятий создается на занятиях вокалом при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В своих занятиях часто использую игровую деятельность в синтезе с здоровьесберегающими технологиями, которые направлены на решение самой главной задачи – сохранить здоровье обучающихся, создать условия для психического развития, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии.

разогревание, настройка и сбережение голосового аппарата вокалистов;

развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого

звучания в произведениях.

Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

Прежде чем начинать занятия пением, необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют специальные разминки.

Снятия напряжения с внутренних и внешних мышц

Подготовка дыхательной системы

Упражнения для ощущения интонации

Пример: для смачивания и размягчения голосовых связок:

Пожевывание языка (копим слюну, и проглатываем);

Пример: для подготовки дыхательной системы:
Счет на четыре:

Пример: для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

счет на четыре: вдох - голова назад, задержка – голова прямо, выдох – голова вниз;

счет на четыре: поворот головы в стороны;

счет на четыре: положить голову на плечи.

Импровизация

Материально-техническое обеспечение для учебного процесса на занятии вокала.

Наличие специального кабинета (кабинет вокала).

Наличие репетиционного зала (сцена).

Фортепиано, синтезатор (по возможности)

Музыкальный центр или магнитофон, ноутбук с выходом в интернет, диктофон.

Аудиоаппаратура - микрофоны: шнуровые и радио, микшерный пульт, аудио - колонки.

Нотный материал, подборка репертуара.

Аудио- и видеозаписи выступлений, концертов

Вокал – это урок искусства, урок творчества.

Воспитание эмоциональной культуры ребёнка

Расширение кругозора обучающегося в области искусства

Развитие музыкальных и творческих способностей как предпосылки для самоутверждения личности

Привитие устойчивого слушательского внимания, как путь к становлению художественного вкуса

Формирование исполнительской культуры, как самовыражение его впечатлений и переживаний в пении, музыкально ритмической деятельности.

Современные образовательные технологии обогащают учебный процесс, делают его более интересным и доступным, насколько возможно помогают сохранить здоровье детей, помогают чувствовать ребенка успешным, прививает чувство коллективизма, что утрачено последнее время, повышают результативность учебы.

Применение СОТ актуально, педагогически целесообразно и необходимо: эффективность современных образовательных технологий способствует повышению результата в решении педагогических задач.

Применение ИКТ на занятиях вокала развивает у учащегося критическое мышление, заставляет его думать и анализировать, способствует закреплению вокально-технических и художественно-исполнительских навыков, мотивирует изучение предмета, делает его более интересным и творческим.


-75%

Читайте также: