Этика и диалектика сократа доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЭТИКА СОКРАТА.

Всего более нужно ценить

не жизнь как таковую,

но жизнь хорошую

В философии, этике и эстетике о Сократе, его биографии и учении накопилась огромная литература. Но все-таки нет личности более загадочной в истории Древней Греции, чем личность Сократа. Философ не оставил письменного наследства. О жизни и учении Сократа мы узнаем главным образом из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта) или его идейных противников (комедиографа Аристофана).

Сократ является родоначальником философской этики, которая, в отличие от религиозной, рассматривает мораль в качестве предмета, который находится только в компетенции человека, в границах его познавательных и практических возможностей. Для наиболее полного раскрытия данной темы реферата, необходимо прежде всего рассмотреть взгляды Сократа в контексте социально-политической ситуации и идейно-духовной атмосферы Древней Греции.

I .ЭТИКА СОКРАТА И СОВРЕМЕННОСТЬ

1.1. Сократ и его время

Сократ жил в переходный период истории Греции, когда греческая демократия клонилась к упадку. Поэтому вся философия Сократа, его духовный облик и деятельность – наиболее яркое проявление этой переходной и глубоко противоречивой эпохи.

В V в. до н. э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Развитие созданных ее господством новых выборных учреждений - народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе классов и партий свободного населения, – породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать силой слова и доказывать, способных свободно ориентироваться в различных вопросах и задачах права, политической жизни и дипломатической практики. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой области людей: юристы, риторы, – становились учителями политических знаний и риторики. На тот момент не были разделены специальные научные дисциплины и философия, что привело к тому, что эти новые преподаватели обычно не только учили технике политической и юридической деятельности, но и связывали эту технику с общими вопросами философии и мировоззрения.

1.2. Философия в понимании Сократа

Но Сократ совершил принципиально новый поворот в теории и практике философии как науки.

1.3. Этическое учение Сократа

Этика Сократа может быть сведена к трем основополагающим идеям: а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.

Если учесть, что понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности, то мы тем самым получаем строгий закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его оценки: стремиться к удовольствиям и избегать страданий.

Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается весьма относительным, ведь существует множество страданий и удовольствий жизни. Разным людям приятны разные вещи. Часто человек совершает взаимоисключающие поступки. В мире нет строгой границы между удовольствиями и страданиями, одно сопряжено с другим. Горе и счастье находятся совершенно рядом. Страдание может скрываться за личиной удовольствий. Путь к удовольствиям может лежать через страдания. Человек постоянно оказывается в ситуации, когда необходимо выбирать между разными удовольствиями или между удовольствиями и страданиями. Соответственно встает проблема основания такого выбора. Высшим критерием страданий и удовольствий, по Сократу, является измеряющий, взвешивающий, подготовленный знаниями разум.

1.4. Актуальность учения Сократа

II . МОЖНО ЛИ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, НЕ БУДУЧИ НРАВСТВЕННЫМ?

Сч а стье, понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. С. является чувственно-эмоциональной формой идеала [ Философский энциклопедический словарь 1998: 311 ] .

III . ОСНОВНЫЕ ДИЛЕММЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОВОЙ

Важно, что в первую очередь сократовский рационалистический подход к праву и закону заметно повлиял на концепцию права Цицерона.

Вот некоторые идеи Сократа, которые во многом способствовали основам развития права в мире. Например, 1) гражданин имеет право оспаривать справедливость принятых решений, возможность переубедить государство и объяснить, в чем состоит справедливость; 2) принятие гражданином на себя обязательств исключает принуждение или обман со стороны государства; 3) заключение соглашения не связывает гражданина с государством навсегда, но предоставляет каждому гражданину право забрать свое имущество, поселиться за пределами отечества по своему усмотрению [См.работы: В.А. Кондрашова, В.Г.Иванова].

Тем самым концепции древнегреческих мыслителей о соотношении и взаимосвязи государства, права и закона получают в учении Цицерона существенное развитие в направлении той юридизации понятия государства, которая в последующем имела многих приверженцев, вплоть до различных современных сторонников идеи правового государства.

Самым актуальным вопросов сократовского времени был вопрос справедливости, как видим, философ посвятил ему множество времени. И сегодня этот вопрос остается открытым, так как законы добродетели у нас прописаны и в конституции, и в различных кодексах, уставах, а реализация этого всего иногда не осуществляется. Следовательно, теория и практика жизни в этом случае идут в разрез.

Итак, сегодня все больше внимания в нашей литературе стало уделяться проблемам изучения античных источников о Сократе, прошлым и современным трактовкам сократовской темы, месту и роли учения Сократа в истории идей, значению его творческого наследия для современности.

Ряд новых работ о Сократе научно-биографического профиля (с освещением конкретно-исторической обстановки и духовной ситуации жизни и творчества мыслителя, характеристикой его как философа, воспитателя и гражданина, рассмотрением причин и мотивов его обвинения и осуждения, оценкой его воззрений в исторической связи времен и идей) опубликован в зарубежных социалистических странах.

Современные обращения к Сократу – это не просто академическая дань уважения к общечеловеческому авторитету античного мыслителя, но и неподдельный интерес к его любопытной и привлекательной личности, к его продолжающемуся и в наши дни духовному влиянию.

В самом деле, как быть, если индивидуальное сознание сталкивается с общественным, если совесть одного идет вразрез с убеждением многих? Что делать, если мнение одного из граждан противоречит интересам государства, его требованиям? Как поступить тем, теоретическая и практическая деятельность которых вызывает недоверие и вражду со стороны окружающих людей? Какой приговор можно вынести человеку, обвиненному в подрыве устоев общественной и семейной жизни, если к тому же он решительно отказывается от какого-либо компромисса с людьми, считающими его деятельность разрушительной и даже пагубной? Словом, как быть, если один идет наперекор всем и считает истиной то, что, по мнению остальных, является опасным заблуждением?

В этих вопросах мнения расходились ранее и расходятся теперь. Так же как и в вопросах о счастье и справедливости.

Сократ (470/469-339 до н.э.) «Древне-греческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов.

О Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература. И тем не менее в истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Он не оставил письменного наследства. О жизни и учении Сократа мы узнаем главным образом из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта) или его идейных противников (комедиографа Аристофана).

С именем Сократа связано качественное изменение в истории европейской культуры, суть которого хорошо передал Гегель словами о том, что место оракулов заня­ло свидетельство духа индивидуумов. Сократ является родоначальником философской этики, которая, в отличие от религиозной, рассматривает мораль в качестве пред­мета, целиком находящегося в компетенции человека, в границах его познавательных и практических возмож­ностей.

Чтобы выяснить теоретическое содержание, смысл и значение учения Сократа, необходимо прежде всего рассмотреть его взгляды в контексте социально-политической истории и идейно-духовной атмосферы Древней Греции периода его жизни и деятельности.

1. Сократ и его время

Сократ жил в переходный период истории Греции, когда греческая демократия (в частности, афинская) стала клониться к упадку. Поэтому вся философия Сократа, его духовный облик и деятельность – наиболее яркое проявление этой переходной и глубоко противоречивой эпохи.

В V в. до н. э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовла­дельческой демократии. Развитие созданных ее господством новых выборных учреждений - народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе классов и партий свободного населения, - породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать силой слова и доказывать, способных свободно ориентироваться в различ­ных вопросах и задачах права, политической жизни и дипломати­ческой практики. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой области людей — мастера красноречия, юристы, дипломаты — ста­новились учителями политических знаний и риторики. Однако нерасчлененность тогдашнего знания на философскую и специаль­но научные области, а также значение, которое в глазах образован­ных людей греческого Запада успела в V в. до н. э. получить философия с ее вопросами о началах вещей, о мире и его возник­новении, привели к тому, что эти новые преподаватели обычно не только учили технике политической и юридической деятельности, но и связывали эту технику с общими вопросами философии и мировоззрения.

О жизни Сократа можно сказать, что она в ре­шающей мере явилась его собственным творением. По сло­вам Сократа, ему с детства сопутствовал внутренний голос - некий демон, ангел-хранитель, удерживавший его от совер­шения определенных поступков. Речь в данном случае фактически идет о внутреннем обосновании поведения.

Сократ признавался, что всегда следовал пред­остережениям своего демона и вообще взял за твердое прави­ло действовать в соответствии с глубоко продуманным убеждением.

Сократ понимал, что своей деятельностью, направленной против господствовавших мнений и предрассудков, он обре­кает себя на преследования со стороны государства, а, может быть, и на смерть. Примеры Анаксагора и Протагора, из­гнанных из Афин по обвинению в безбожии, были весьма наглядны. Но свои представления о справедливом и несправедливом Сократ ставил выше всех других соображений.

Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос (ethos), означавшего в да­лекие времена местопребывание — человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Позднее данное слово при­обретает новый смысл - устойчивая природа како­го-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. В данном значении оно широко исполь­зуется в философии.

Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам: а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.

Если учесть, что понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности, то мы тем самым получаем строгий закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его оценки: стремиться к удовольствиям и избегать страданий.

Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается сложным. Существует много удовольствий и существует много страданий. Разным людям приятны разные вещи. Часто один и тот же человек может быть раздираем одновременно желанием разных удовольствий. Кроме того, нет строгой границы между удовольствиями и страданиями, одно сопряжено с другим. За радостью опьянения следует горечь похмелья. Страдание может скрываться за личиной удовольствий. Путь к удовольствиям может лежать через страдания.

Человек постоянно оказывается в ситуа­ции, когда необходимо выбирать между разными удовольствиями, между удовольствиями и страданиями. Соответственно встает проблема основания такого выбора. То, что было критерием — граница между удовольствиями и страданиями, само нуждается в критерии. Таким высшим критерием является измеряющий, взве­шивающий разум.

Этот вывод Сократа является безупречным, если принять первоначальную посылку, согласно которой человек всегда стремится к удовольствиям, пользе, счастью. Человек выбирает для себя лучшее. Такова его природа. И если, тем не менее, он ведет себя плохо, порочно, то тому может быть только одно объяснение — он ошибается. Согласно одному из сократовских парадоксов, если бы было возможно намеренное (сознательное) зло, оно было бы лучше ненамеренного зла. Человек, совершающий зло, ясно пони­мая, что он совершает зло, знает его отличие от добра. У него есть знание добра, и это в принципе делает его способным к добру. Если же человек совершает зло ненамеренно, не ведая о том, что он делает, то он вообще не знает, что такое добро. Такой человек наглухо закрыт для добрых дел. Сказать, что человек знает добро­детель, но не следует ей, — значит сказать бессмыслицу. Это значит допустить, будто человек действует не как человек, вопреки своей пользе.

Между мудростью и благоразумием Сократ не находил различия: он при­знавал человека вместе и умным, и благоразумным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководится этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его.

3. Философская этика Сократа

Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания – природных людских и божественных явлений и отношений – в том чтобы научиться разумно вести человеческие дела.

В философии центральными для него стали не онтологические проблемы, а этические и гносеологические, причем последние – как дополняющее этику. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения, на роль индукции в их формировании (всё это – преимущественно в применение к этике). Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из природных частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятие – Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, а главное – отношение человека к человеку, к самому себе. Истина нужна чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы.

Для достижения истины имеются разные способы. Главным из них Сократ считал майевтику. Её сущность заключалась в том, чтобы путем следующих друг за другом вопросов заставить собеседника, сначала испытать чувство замешательства, отойти от первоначального неверного или одностороннего понимания и прийти затем к истине. Иначе говоря, майевтика – это диалогический способ рождения нового знания. Это был поиск истины через противоречия.

Сократовское проникновение в существо человеческих проблем требовало новых, истинных путей познания. Человек и его место в мире стали центральной проблемой в этики Сократа и главной темой его бесед. Цицерон заметил, что он спустил философию с неба на землю. По существу своему, учение Сократа – это философия морали, этика. Этически сориентирована и его теория познания, гносеология. Нравственно – этических смысл человеческих поисков истины и овладения знанием предопределяется тем, что истоки и знания и нравственности восходят, по Сократу, к богам. Мерой человеческой добродетели оказывается мера его приобщения к божественной мудрости, и процесс познания приобретает характер морального действия, нравственного акта. Обозначенный Сократом путь познания и есть его школа добродетели.

Предопределенная и пронизанная божественным разумом гармония вселенной служит предпосылкой разумной, целесообразной и целеустремленной земной деятельности человека и его добродетельной жизни. Знания о человеке, формах его индивидуальной, общественной и политической жизни, его душе и теле, пороках и добродетелях и знания о мире в целом – это, по Сократу, не различные знания, но лишь различные части единого знания о божественной истине бытия.

Философия как любовь к мудрости в сократовской трактовке предстаёт как любовь к божественной мудрости.

В противоположность мнению большинства Сократ отстаивал принцип всеобщего господства разума – в природе, в отдельном человеке и в человеческом обществе в целом. Поэтому истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к нему. А истинный путь человеческого познания и состоит в том, чтобы уразуметь божественную мудрость, управляющую всеми делами. Поэтому мерой вещей у Сократа, в конечном счёте, оказывается человек, но Сократ при этом имеет в виду разум и знание человека – человек как мыслящее существо. При этом высшим проявлением божественной заботы о людях является разумность человека. В земной жизни человек непосредственно не видит образ божий, но ему достаточно и того, что он видит дела богов. Не видимо и божественное начало в человеке, его разумная душа, хотя именно она правит телом и действиями человека.

Человек по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нём, на ряду со смертным телом, не было бы бессмертной души. Именно благодаря божественной душе человек приобщается к божественному знанию: подобное познаётся подобным. Кроме того, душа – хранительница знаний, приобретённых ею ранее в вечных странствиях в этом и ином мире; Человеческое же познание – это по сути дела, воспоминание души о прежних знаниях.

Отсутствие бессмертия души, замечает Сократ, было бы счастливой находкой для дурных людей: со смертью души они легко избавлялись бы от присущей им порочности. Но душа бессмертна, и следовательно, неизбежна ответственность человека за свои дела. Будучи бессмертной, душа, по версии Сократа, вместе с тем, подвержена как совершенствованию, так и порче – в зависимости от земного образа жизни тех, кому она достаётся в своих вечных переселениях из этого мира в загробный и возвращения назад. Душа людей, совершивших тяжкие, но всё же искупимые преступления ( напр., души раскаявшиеся ещё при жизни убийц и т. д.), ввергаются в Тартар ( т. е. ад ) лишь на время, до тех пор, пока не вымолят себе прощения у своих жертв.

Космос, по Сократу, служит местом обитания богов. Сюда – то, судя по его рассказу, и направляются души философов. Воздаяние им состоит, следовательно, в том, что их души высвобождаются из вечного круговорота и переселения душ, избавляясь окончательно от необходимости новых телесных перевоплощений и связанных с этим мук. Только для истинного философа, к числу которых Сократ, конечно, относил и себя, смерть означает конец мукам и начало вечной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение доступного смертному человеку бессмертия. Души же прочих людей будут мучаться до тех пор пока не станут чище, совершеннее, умереннее, разумнее. Главным на этом пути избавления от мук является забота о душе: пренебрежение телесными удовольствиями, которые, скорее, приносят вред, чем пользу и украшение души подлинными добродетельными плодами познания - истины, справедливости, свободой, мужеством, воздержанностью.

Страстный философский порыв Сократа к полям блаженным, на том свете обернулся духовным бессмертием на этом свете: земные дела имеют земной исход.

В соотношении с благом как результатом действия познанию, зло есть недоразумение, следствие проступков, совершенных по неведению. Следовательно, добро и зло, по концепции Сократа, не два различных и автономных начала, как это имеет место, например, в поучениях Зороастра о борьбе света и тьмы или в христианской доктрине о борьбе бога и дьявола. У Сократа добро и зло – следствие наличия или отсутствия одного и того же начала, а именно – знания.
Обычно же люди только мнят, что знают, и их мнения в большинстве случаев мало чем отличаются от простого незнания. Но есть, замечает Сократ, и истинные мнения которые находятся как бы между знанием и незнанием. Мнение, если оно истинно, ведет к правильным действиям и добродетельным поступкам. Истинное мнение, так же как и знание, руководят человеком, направляет его к верной цели и удерживает в границах добродетели.

Помимо философского своего значения, деятельность Сократа имела и политическое содержание. Он высказывал суждения, касающиеся справедливости, законности, добра, зла и т.п. применительно к существующему тогда общественному строю и отношениям между людьми. Рост его популярности не совпадал с интересами правящей аристократии. Как пишет А.Ф.Лосев, на гнилой почве вырождавшейся в Афинах демократии зародился в те годы крайний индивидуализм, всегдашняя уверенность в себе, эгоизм и жажда власти. Сократ же своими с виду простыми и невинными вопросами разоблачал не только пошлость обывательских представлений, но и ни на чем не основанную самоуверенность сторонников тогдашнего демократического режима. Его деятельность для таких людей стала разрушительной. Но эти выпады Сократа не означали что он хотел бы насильственным образом заменить демократию какой – либо иной политической формой. Речь шла, скорее, о необходимости совершенствования демократии, о необходимости иметь компетентное правление. Всякий человек, даровитый или бездарный, должен, по Сократу, учиться и упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых. Эти люди, будучи по природе своей нередко неукротимыми и необузданными, без надлежащих знаний способны причинить государству и согражданам огромный вред. И, наоборот, они приносят большую пользу отечеству, если предварительно изучили предмет соей будущей деятельности, научились искусству управления, приобщились к политической добродетели. Сократ, сам непосредственно, не занимавшийся политической деятельностью, вместе с тем живо интересовался всеми полисными делами и стремился к их совершенствованию. Воспитание своих слушателей, особенно молодых, в духе политической добродетели было главной целью сократовских бесед, всех его филовско – просветительских усилий.

И вот случилось так, что власти, считавшие себя демократическими, не выдержали добродушной иронии Сократа, и ему был вынесен судебный приговор – такой, какого до тех пор ещё никому не выносили в Афинах в случаях отвлеченных идейных разногласий. Было решено его казнить.

Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии.

Следовательно, начиная с Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. В философии Сократа человек становится единственным бытием.

Сократу принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошёл в духовную культуру человечества.

Список литературы

1. Гусейнов А.А. Античная этика. М., Гардарики, 2004. – 270 с.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., Гардарики, 2005. – 471 с.

3. Гусейнов А.А., Дубко Е.Л. Этика. М., Юристъ-Гардарика, 2003. – 496 с.

4. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: учебное пособие. Ростов-на-Дону, Март, 2003. – 412 с.

5. Каменская Е. Этика. Эстетика. Конспект лекций. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 260 с.

6. Кондрашов В., Чичина Е. Этика: История и теория. Эстетика: Особенности художественных эпох и направлений. / Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 360 с.

7. Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1 / Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2002. - 51 с.

8. Мишаткина Т.В. Этика: Практикум. Пособие для студентов вузов. Мн.,Тетра-Системс, 2003. – 192 с.

9. Нерсесянц В.С. Сократ. М., Инфра-М-Норма, 2000. - 312 с.

11. Разин А.В. Этика. / Учебник для ВУЗов. М., Академический проект, 2003. – 624 с.

12. Чесноков Н.Г. Этика и истина. Могилев, 2002.- 90 с.





Каждый человек хотя бы один раз в своей жизни слышал о Сократе. Этот древнегреческий философ оставил яркий след не только в истории Эллады, но и во всей философии. Особо интересна для изучения диалектика Сократа как искусство творческого диалога. Этот метод стал основой всего учения древнегреческого философа. Наша статья посвящена Сократу и его учению, ставшему основой для дальнейшего развития философии как науки.

Диалектика Сократа

Сократ: гений и бессребреник

О великом философе сказано достаточно много, его личность в процессе развития философии и психологии упоминалась не единожды. Феномен Сократа рассматривался с разных сторон, а история его жизни обросла невероятными подробностями. Чтобы осознать, что понимал под термином "диалектика" Сократ и почему считал его единственно возможным способом познать истину и прийти к добродетели, необходимо немного узнать о жизни древнегреческого философа.

Сократ родился в пятом веке до нашей эры в семье скульптора и повитухи. Так как наследство отца, по закону, должен был получить старший брат философа, он с ранних лет не имел склонности к накоплению материальных благ и тратил все свободное время на самообразование. Сократ обладал отличными ораторскими способностями, умел читать и писать. Помимо этого, он изучал искусства и слушал лекции философов-софистов, пропагандирующих верховенство человеческого "я" над всеми правилами и нормами.

Несмотря на эксцентричный образ жизни городского нищего, Сократ был женат, имел несколько детей и слыл храбрейшим воином, принимавшим участие в Пелопоннесской войне. За всю свою жизнь философ не покидал Аттики и даже не мыслил своей жизни вне ее границ.

Сократ презирал материальные блага и всегда ходил босиком в уже видавшей виды одежде. Он не оставил после себя ни одного научного труда или сочинения, ведь философ считал, что знание нельзя преподавать и насаждать человеку. Душу необходимо подтолкнуть к поиску истины, а для этого как нельзя лучше подходят споры и конструктивные диалоги. Сократа довольно часто обвиняли в противоречивости его учения, но он всегда готов был вступить в дискуссию и выслушать мнение оппонента. Как ни странно, это оказывалось лучшим методом убеждения. Практически каждый, кто хотя бы единожды слышал о Сократе, называл его мудрецом.

Смерть великого философа тоже удивительно символична, она стала естественным продолжением его жизни и учения. После обвинения в том, что Сократ развращает умы молодежи новыми божествами, не являющимися богами Афин, философ был отдан под суд. Но он не стал дожидаться вынесения приговора и назначения наказания, а сам предложил казнь через принятие яда. Смерть в этом случае рассматривалась обвиняемым как избавление от земной суеты. Несмотря на то что друзья предлагали вызволить философа из тюрьмы, он отказался и стойко встретил свою смерть после принятой порции яда. Согласно некоторым источникам, в кубке была цикута.

Я знаю, что ничего не знаю

Несколько штрихов к историческому портрету Сократа

О том, что греческий философ был незаурядной личностью, можно сделать вывод уже после одного описания его жизни. Но некоторые штрихи характеризуют Сократа особенно ярко:

  • он всегда поддерживал себя в хорошей физической форме, занимался различными упражнениями и считал, что это лучший путь к здоровью ума;
  • философ придерживался определенной системы питания, которая исключала излишества, но одновременно давала организму все самое необходимое (историки считают, что именно это спасло его от эпидемии во время Пелопоннесской войны);
  • он плохо отзывался о письменных источниках - они, по мнению Сократа, ослабляли ум;
  • афинянин всегда был готов к дискуссии, а в поисках знаний мог пройти многие километры, вопрошая признанных мудрецов.

С середины девятнадцатого века, в момент наивысшего развития психологии, многие пытались дать характеристику Сократу и его деятельности с точки зрения темперамента и предрасположенностей. Но к единому мнению психотерапевты не пришли, а свою неудачу они списали на минимальное количество достоверной информации о "пациенте".

Как к нам пришло учение Сократа

Философия Сократа - диалектика - стала основой многих философских течений и направлений. Она сумела стать базой для современных ученых и ораторов, после смерти Сократа его последователи продолжали дело учителя, образовывая новые школы и трансформируя уже известные методики. Трудность в восприятии учения Сократа состоит в отсутствии его сочинений. Мы знаем о древнегреческом философе благодаря Платону, Аристотелю и Ксенофонту. Каждый из них считал делом чести написать несколько сочинений о самом Сократе и его учении. Несмотря на то что оно дошло до наших времен в самом подробном описании, не стоит забывать о том, что каждый автор привнес в изначальную трактовку свое отношение и нотку субъективности. Это легко заметить, сравнив тексты Платона и Ксенофонта. Они абсолютно по-разному описывают самого Сократа и его деятельность. Во многих ключевых моментах авторы кардинально расходятся во мнении, что существенно снижает достоверность изложенной в их трудах информации.

Диалоги Сократа

Философия Сократа: начало

Античная диалектика Сократа стала абсолютно новым и свежим веянием в устоявшихся философских традициях Древней Греции. Некоторые историки считают появление такого персонажа, как Сократ вполне естественным и ожидаемым. Согласно определенным законам развития мироздания, каждый герой появляется именно тогда, когда это наиболее необходимо. Ведь ни одно религиозное течение не возникло на пустом месте и не уходило в никуда. Оно, как зерно, падало на благодатную почву, в которой прорастало и давало плоды. Подобные аналогии можно проводить со всеми научными достижениями и изобретениями, ведь они появляются в самый необходимый для человечества момент, в некоторых случаях кардинально меняя дальнейшую историю всей цивилизации в целом.

То же самое можно сказать и о Сократе. В пятом веке до нашей эры искусство и наука развивались быстрыми темпами. Постоянно возникали новые философские течения, моментально обретавшие последователей. В Афинах было довольно популярным собираться и проводить конкурсы ораторского искусства или диалоги на острую тему, интересующую весь полис. Поэтому не удивительно, что на этой волне возникла диалектика Сократа. Историки утверждают, что, согласно текстам Платона, Сократ создал свое учение как противостояние популярной философии софистов, претившей сознанию и пониманию уроженца Афин.

Зарождение диалектики Сократа

Субъективная диалектика Сократа целиком и полностью противоречила учению софистов о преобладании человеческого "я" над всем общественным. Эта теория была очень популярна в Аттике и всячески развивалась греческими философами. Они утверждали, что личность не ограничивается никакими нормами, все ее действия исходят из желаний и способностей. К тому же философия того времени была полностью направлена на поиск тайн мироздания и божественной сущности. Ученые соревновались в красноречии, обсуждая создание мира, и стремились как можно больше проникнуться идеей равенства человека и богов. Софисты считали, что проникновение в высшие тайны даст человечеству огромную силу и сделает его частью чего-то необыкновенного. Ведь даже в своем нынешнем состоянии личность свободна и может опираться в поступках только на свои скрытые потребности.

Сократ же впервые обратил взгляд философов на человека. Он сумел перевести сферу интересов от божественного к личностному и простому. Познание человека становится самой верной дорогой к достижению знаний и добродетели, которые Сократ ставил на один уровень. Он считал, что тайны мироздания должны оставаться в сфере божественных интересов, а вот человек в первую очередь должен познавать мир через самого себя. И это должно было сделать из него доброжелательного члена общества, ибо только знания помогут отличить добро от зла и ложь от истины.

Что понимал под термином диалектика Сократ

Этика и диалектика Сократа: кратко о главном

Основные идеи Сократа базировались на простых общечеловеческих ценностях. Он считал, что должен слегка подталкивать своих учеников к поискам истины. Ведь эти поиски и являются основной задачей философии. Это утверждение и представление науки в виде бесконечного пути стало абсолютно свежим веянием среди мудрецов Древней Греции. Сам философ считал себя некой "повивальной бабкой", которая путем несложных манипуляций позволяет родиться на свет абсолютно новому суждению и мышлению. Сократ не отрицал, что человеческая личность обладает огромным потенциалом, но утверждал, что большие знания и понятия о себе самом должны привести к появлению определенных правил поведения и рамок, превращающихся в совокупность этических норм.

То есть философия Сократа приводила человека на путь изысканий, когда каждое новое открытие и знание должно было вновь привести к вопросам. Но только этот путь мог обеспечить получение добродетели, выражавшейся в знании. Философ говорил, что имея представления о добре, человек не станет творить зло. Тем самым поставит себя в рамки, которые помогут ему существовать в обществе и приносить ему пользу. Этические нормы неотделимы от самопознания, они, по учению Сократа, вытекают друг из друга.

Но познание истины и ее рождение возможны только благодаря многогранному рассмотрению предмета. Диалоги Сократа на ту или иную тему служили инструментом для выяснения истины, ведь только в споре, где каждый оппонент аргументирует свою точку зрения, можно увидеть рождение знания. Диалектика предполагает дискуссию до полного выяснения истины, каждый аргумент получает контраргумент, и так продолжается до достижения конечной цели - получения знания.

Этика и диалектика Сократа кратко

Принципы диалектики

Составляющие элементы диалектики Сократа достаточно просты. Он пользовался ими на протяжении всей жизни и через них доносил истину до своих учеников и последователей. Их можно представить следующим образом:

1. "Познай самого себя"

Эта фраза стала основой философии Сократа. Он считал, что именно с нее необходимо начинать все изыскания, ведь познание мира доступно только Богу, а человеку предначертана иная судьба - он должен искать себя и познавать свои возможности. Философ считал, что именно от уровня самопознания каждого члена общества зависит культура и этика целой нации.

2. "Я знаю, что ничего не знаю"

Данный принцип существенно выделял Сократа среди иных философов и мудрецов. Каждый из них утверждал, что обладает высшей совокупностью знаний и поэтому может называть себя мудрецом. Сократ же шел по пути поиска, который не может быть закончен априори. Границы сознания личности могут раздвигаться до бесконечности, поэтому прозрение и новые знания становятся всего лишь ступенью на пути к новым вопросам и поискам.

Удивительно, но даже Дельфийский оракул считал Сократа мудрейшим. Существует легенда, которая гласит, что, узнав об этом, философ очень удивился и решил выяснить причину столь лестной характеристики. В итоге он опросил массу признанных самыми умными людей Аттики и пришел к удивительному выводу: его признали мудрым, потому что он не кичится своими знаниями. "Я знаю, что ничего не знаю" - это и есть наивысшая мудрость, ведь абсолютное знание доступно только Богу и не может быть дано человеку.

3. "Добродетель - это знание"

Данная идея весьма тяжело воспринималась в общественных кругах, но Сократ всегда мог аргументировать свои философские принципы. Он утверждал, что любой человек стремится делать только то, чего желает его сердце. А желает оно только красивого и прекрасного, поэтому понимание добродетели, которая и есть самое прекрасное, ведет к постоянной реализации этой идеи.

Можно сказать, что каждое из вышеперечисленных утверждений Сократа можно свести к трем китам:

  • самопознание;
  • философская скромность;
  • торжество знания и добродетели.

Диалектика Сократа представляется движением сознания к пониманию и достижению идеи. Во многих ситуациях конечная цель остается недостижимой, а вопрос - открытым.

Метод Сократа

Диалектика, созданная греческим философом, заключает в себе метод, позволяющий встать на путь самопознания и обретения истины. Он имеет несколько основных инструментов, которые и по сей день успешно используются философами различных течений:

Без умения смеяться над собой невозможно прийти к пониманию идеи. Ведь, согласно Сократу, догматическая самоуверенность в своей правоте тормозит развитие мысли и не оставляет права на сомнение. Исходя из метода Сократа, Платон утверждал, что настоящая философия берет начало с удивления. Оно способно заставить человека сомневаться, а значит существенно продвинуться на пути самопознания. Диалектика Сократа, примененная в обычных разговорах с жителями Афин, часто приводила к тому, что даже самые уверенные в своих знаниях эллины начинали испытывать разочарование в себе прежнем. Можно сказать, что данная сторона метода Сократа идентична второму принципу диалектики.

Майевтикой можно назвать последнюю стадию иронии, на которой личность рождает истину и приближается к пониманию предмета. На практике это выглядит следующим образом:

  • человек избавляется от своей самонадеянности;
  • испытывает удивление и разочарование в своей неосведомленности и глупости;
  • подходит к пониманию необходимости поиска истины;
  • проходит путь ответа на вопросы, заданные Сократом;
  • каждый новый ответ рождает следующий вопрос;
  • после ряда вопросов (причем многие из них могут быть заданы в диалоге с самим собой) личность самостоятельно рождает истину.

Сократ утверждал, что философия - это непрерывный процесс, который просто не может превратиться в статичную величину. В этом случае можно прогнозировать "смерть" философа, который становится догматиком.

Майевтика неотделима от диалогов. Именно в них можно прийти к знаниям, причем Сократ приучал своих собеседников и последователей искать истину разными путями. Для этого одинаково хороши и важны вопросы и к другим людям, и к самому себе. В некоторых случаях именно вопрос, заданный себе, становится решающим и подводит к знанию.

Отличительной чертой диалогов Сократа является то, что истина недостижима. Она является целью, но сама философия скрывается в движении к данной цели. Побуждение к поиску и есть диалектика в самом прямом ее проявлении. Понимание, по Сократу, - это не усвоение истины, как пищи, а лишь определение необходимого предмета и пути к нему. В дальнейшем человека ожидает только движение вперед, которое не должно прекращаться.

Составляющие элементы диалектики Сократа

Диалектика: этапы развития

Диалектика Сократа стала первым и, можно сказать, стихийным этапом в развитии новой философской мысли. Она возникла в пятом веке до нашей эры и в дальнейшем продолжала активно развиваться. Исторические этапы диалектики Сократа некоторые философы ограничивают тремя главными вехами, но в реальности они представлены более сложным списком:

  • античная философия;
  • средневековая философия;
  • философия Возрождения;
  • философия Нового времени;
  • немецкая классическая философия;
  • марксистская философия;
  • русская философия;
  • современная западная философия.

Данный список красноречиво доказывает, что это направление развивалось на протяжении всех исторических этапов, которые проходило человечество. Конечно, не в каждый из них диалектика Сократа получала серьезный толчок к развитию, но современная философия связывает с ней многие понятия и термины, появившиеся уже гораздо позже смерти древнегреческого философа.

Античная диалектика Сократа

Заключение

Вклад Сократа в развитие современной философской науки неоценим. Он создал новый научный метод поиска истины и обратил энергию человека внутрь самого себя, подарив ему возможность познать все грани своего "я" и убедиться в верности изречения: "Я знаю то, что ничего не знаю".

Сократ (470/469-339 до н.э.) «Древне-греческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов.

О Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература. И тем не менее в истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Он не оставил письменного наследства. О жизни и учении Сократа мы узнаем главным образом из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта) или его идейных противников (комедиографа Аристофана).

С именем Сократа связано качественное изменение в истории европейской культуры, суть которого хорошо передал Гегель словами о том, что место оракулов заня­ло свидетельство духа индивидуумов. Сократ является родоначальником философской этики, которая, в отличие от религиозной, рассматривает мораль в качестве пред­мета, целиком находящегося в компетенции человека, в границах его познавательных и практических возмож­ностей.

Чтобы выяснить теоретическое содержание, смысл и значение учения Сократа, необходимо прежде всего рассмотреть его взгляды в контексте социально-политической истории и идейно-духовной атмосферы Древней Греции периода его жизни и деятельности.

Сократ и его время

Сократ жил в переходный период истории Греции, когда греческая демократия (в частности, афинская) стала клониться к упадку. Поэтому вся философия Сократа, его духовный облик и деятельность – наиболее яркое проявление этой переходной и глубоко противоречивой эпохи.

В V в. до н. э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовла­дельческой демократии. Развитие созданных ее господством новых выборных учреждений - народного собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе классов и партий свободного населения, - породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать силой слова и доказывать, способных свободно ориентироваться в различ­ных вопросах и задачах права, политической жизни и дипломати­ческой практики. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой области людей — мастера красноречия, юристы, дипломаты — ста­новились учителями политических знаний и риторики. Однако нерасчлененность тогдашнего знания на философскую и специаль­но научные области, а также значение, которое в глазах образован­ных людей греческого Запада успела в V в. до н. э. получить философия с ее вопросами о началах вещей, о мире и его возник­новении, привели к тому, что эти новые преподаватели обычно не только учили технике политической и юридической деятельности, но и связывали эту технику с общими вопросами философии и мировоззрения.

О жизни Сократа можно сказать, что она в ре­шающей мере явилась его собственным творением. По сло­вам Сократа, ему с детства сопутствовал внутренний голос - некий демон, ангел-хранитель, удерживавший его от совер­шения определенных поступков. Речь в данном случае фактически идет о внутреннем обосновании поведения.

Сократ признавался, что всегда следовал пред­остережениям своего демона и вообще взял за твердое прави­ло действовать в соответствии с глубоко продуманным убеждением.

Сократ понимал, что своей деятельностью, направленной против господствовавших мнений и предрассудков, он обре­кает себя на преследования со стороны государства, а, может быть, и на смерть. Примеры Анаксагора и Протагора, из­гнанных из Афин по обвинению в безбожии, были весьма наглядны. Но свои представления о справедливом и несправедливом Сократ ставил выше всех других соображений.

Этическое учение Сократа.

Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос (ethos), означавшего в да­лекие времена местопребывание — человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Позднее данное слово при­обретает новый смысл - устойчивая природа како­го-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. В данном значении оно широко исполь­зуется в философии.

Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам: а) благо тождественно удовольствиям, счастью; б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.

Если учесть, что понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности, то мы тем самым получаем строгий закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его оценки: стремиться к удовольствиям и избегать страданий.

Однако мир удовольствий, как и мир страданий, оказывается сложным. Существует много удовольствий и существует много страданий. Разным людям приятны разные вещи. Часто один и тот же человек может быть раздираем одновременно желанием разных удовольствий. Кроме того, нет строгой границы между удовольствиями и страданиями, одно сопряжено с другим. За радостью опьянения следует горечь похмелья. Страдание может скрываться за личиной удовольствий. Путь к удовольствиям может лежать через страдания.

Человек постоянно оказывается в ситуа­ции, когда необходимо выбирать между разными удовольствиями, между удовольствиями и страданиями. Соответственно встает проблема основания такого выбора. То, что было критерием — граница между удовольствиями и страданиями, само нуждается в критерии. Таким высшим критерием является измеряющий, взве­шивающий разум.

Этот вывод Сократа является безупречным, если принять первоначальную посылку, согласно которой человек всегда стремится к удовольствиям, пользе, счастью. Человек выбирает для себя лучшее. Такова его природа. И если, тем не менее, он ведет себя плохо, порочно, то тому может быть только одно объяснение — он ошибается. Согласно одному из сократовских парадоксов, если бы было возможно намеренное (сознательное) зло, оно было бы лучше ненамеренного зла. Человек, совершающий зло, ясно пони­мая, что он совершает зло, знает его отличие от добра. У него есть знание добра, и это в принципе делает его способным к добру. Если же человек совершает зло ненамеренно, не ведая о том, что он делает, то он вообще не знает, что такое добро. Такой человек наглухо закрыт для добрых дел. Сказать, что человек знает добро­детель, но не следует ей, — значит сказать бессмыслицу. Это значит допустить, будто человек действует не как человек, вопреки своей пользе.

Между мудростью и благоразумием Сократ не находил различия: он при­знавал человека вместе и умным, и благоразумным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководится этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его.

Читайте также: