Фармация в византийской империи 4 15 вв доклад

Обновлено: 30.06.2024

Преемницей Восточной Римской Империи стала Византия. Будучи прямой наследницей античной культуры, Византийская империя долгое время сохраняла традиции Древнего Рима: строительство храмов, одежду, спорт, латинский язык – язык медицины, различные церемонии. Также ранневизантийская цивилизация унаследовала от античности устройство и быт городов: водопроводы, сточные системы, бани. Наиболее ярко это проявилось при строительстве Константинополя.

Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных растений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.

Накоплению определенных химических знаний способствовала и алхимия. Алхимики верили в трансмутацию металлов и возможность получения химическим путем золота, серебра и драгоценных камней, занимались поисками философского камня и эликсира долголетия. Несмотря на то, что исходная посылка алхимиков была ложной, их практика способствовала расширению знаний о химико-технических процессах и методах их изучения.

Бурная эпоха IV-VII вв. оставила гораздо больше письменных медицинских источников, чем вся последующая история Византии. Это был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям.

Видным византийским врачом был Павел с острова Эгина. Павел составил два больших сочинения: труд о женских болезнях и медико-хирургический сборник.

Несомненным достижением византийской медицины было повсеместное строительство больниц при монастырях. Одна из самых крупных больниц была основана в 4 веке в Кесарии. Больницы играли важную роль в предотвращении эпидемий оспы, чумы, холеры, и чаще всего использовались в качестве изоляторов.

Так называемая социальная деятельность в Византии лежала целиком и полностью на Церкви и монастырях, и лишь много позже к этой работе подключилось государство и частные лица. Филантропическая деятельность главной своей целью имела, прежде всего, оказание помощи болящим и неимущим и вообще всем тем, кто в силу каких-то обстоятельств не мог сам себя содержать. Вообще в Византии Церковь понимала милосердие, прежде всего, как духовную обязанность христиан, а государство имело примеры отношения к этим вопросам еще с эллинистического времени.

Размер оплаты зависел от серьезности заболевания и длительности лечения. Сумма оплаты прописывалась в уставе того или иного учреждения, в которое попадал больной. Вот в таких, как бы мы сказали, образцовых больницах, лечила официальная, государственная медицина. Своей основой она имела древнюю греко-римскую практику и медицинские традиции. Такие врачи, как Оривасий, Аэтий, Павел Эгинит, да и сам святой Кесарийский епископ Василий, Стефаний Афинский и другие, естественно, не ограничивались в своей деятельности лишь традиционными древними методиками терапии, они внедряли свои, новые идеи и подходы, повлиявшие впоследствии на развитие всей медицины.

Трудно переоценить и личный вклад императоров Византии, членов их семей в осуществлении политики государства в области здравоохранения. Личные пожертвования императоров уже со времен правления Константина Великого поступали в самые разные медицинские учреждения. И это тоже знак нового взгляда государства на вопросы здравоохранения.

Женщины из императорских семей нередко принимали личное участие в уходе за больными, заботились об улучшении условий лечения. Например, Плакилла, супруга императора Феодосия I, сама застилала больничные койки и снимала пробу во время приготовления пищи больным, сама кормила лежачих и даже мыла кастрюли на больничных кухнях. Она вообще желала выполнять те обязанности, которые лежали на обслуживающем персонале низшего звена. С нее брали пример и другие великосветские придворные дамы.

Подобного рода служение, имевшее место в IV веке, было характерно и для других, более поздних периодов существования Византии. В летописях мы встречаем описание деяний милосердия императриц Ирины, Евдокии, Феодоры, принцесс, фрейлин двора. Похвальные дела милосердия и пожертвования членов императорских фамилий создавали прецедент и исподволь способствовали развитию социальной деятельности Церкви. О том, сколь широкий размах эта работа приобрела в Византии, можно судить по тому факту, что право на медицинское обслуживание имели все без исключения граждане, а не представители отдельных слоев, как это было в древнем мире. Существовал реестр всех лечебных и филантропических заведений, где последние делились по категориям: детские больницы, дома сирот, дома престарелых, больницы для неимущих, больницы для иногородних, профилактории и т.д. Такие названия начинают входить в тогдашнее употребление. Можно сказать, что все лечебные учреждения государства того времени были центрами, где людям не только предоставляли медицинские услуги, но и обеспечивали питанием и одеждой. В случае неизлечимых болезней больницы служили местом долговременного пребывания (например, лепрозории).

Обычное лечение граждан проходило в других учреждениях.

И еще один новый момент: женщины работали в медицине на равных правах с мужчинами. Существовал в Византии так называемый институт диаконис. На них возлагался уход за больными. В основном, это были монахини. Причем, женщины работали не только медсестрами, акушерками, но и врачами (например, гинекологами).

Несколько лет спустя друг Василия Великого прп. Ефрем Сирин в 373 г., во время голода в городе Эдесс в Сирии, создает профилакторий на 300 коек в одном из городских зданий. Позже, при епископе Раввуле, это здание перестроили под больницу, которую обслуживали монахи. Отдельно построили лепрозорий.

В народе преклонялись перед святыми целителями и врачами, трудившимися, не взимая платы. Таких людей называли бессребрениками. Это Косьма и Дамиан, святой целитель Пантелеимон. Они мученически закончили свою жизнь в период, довольно близкий по времени к Византии — в III веке. Именно к предстательству этих святых обращались верующие.

В ранневизантийский период вся ответственность за лечебный процесс в больницах лежала на главном враче. У главврача были помощники — заведующие и администраторы. Своеобразными управляющими в пансионатах обычно были представители духовенства. Они назначались на свою должность, как правило, учредителем того или иного медицинского учреждения, а иногда и указом самого Императора. Чаще всего, однако, их назначал местный архиерей (такая практика существовала уже в III в.).

Врачи. Манускрипт XV в.
Врачи. Манускрипт XV в.
Упомянем еще одно известное медицинское учреждение того времени — Пансион Самсона (V — начало VI в.). Пансион располагался близ храма Святой Софии Константинопольской. Устроителем и строителем этой больницы был некий врач Самсон. Он бесплатно лечил людей и свой личный дом перестроил под лечебницу. Именно Самсон излечил от серьезной болезни императора Иустиниана, который в знак благодарности построил новое здание для больницы и выделил большие средства на ее содержание. Говоря современным языком, частная инициатива снизу получила государственное (императорское) финансирование сверху. После смерти Самсона управляющих в эту больницу назначала Патриархия, и каждый год (вплоть до Х века) служилась Божественная литургия в его память.

Когда во время беспорядков в Константинополе в 532 г. больница сгорела, ее вновь отстроили на средства казны. Сам Император назначал средства на финансирование больницы. И всегда после очередных катаклизмов здание восстанавливалось из бюджетных средств. По такой же системе работали другие известные больницы — имени святой Ирины в окрестностях Константинополя, Эвульская лечебница и другие. Управляющие этими больницами всегда присутствовали в качестве почетных гостей на всех императорских торжествах.

В византийских больницах начиная с VII в. работали в основном хирурги, офтальмологи, гинекологи, акушеры-гинекологи, врачи других специальностей и многочисленный медперсонал. От века к веку совершенствовалась система здравоохранения. После войн с арабами и внутренних нестроений X–XI вв. медицинские профессии приобретают очень высокий статус.

В XII в. государственные больницы становятся местом оказания медпомощи на постоянной основе для всех граждан. Были и придворные врачи. Например, когда император Алексий Комнин заболел, придворный врач Иоанн организовывал транспортировку больного из дворца в Манган, район Константинополя, где находилась больница.

Император Иоанн неоднократно упоминал, что созданный им монастырь — это дань благодарности Богу за помощь в решении внутренних и внешних проблем Империи. Монарх посчитал лучшей благодарностью Богу творить дела милосердия — строить богадельни, лепрозории, больницы. За его веру ему будут прощены многие грехи.

Устав монастыря и всех расположенных на его территории медицинских учреждений был написан самим императором. Устав служит прекрасной иллюстрацией системы работы больниц в Византии.

В больнице работала аптека, были и специальные помещения для медперсонала. Здесь работали люди самых разных профессий: фармацевты, повара, санитары, сторожа. Два врача руководили научной работой больницы по месяцу каждый. Они же контролировали правильность диагнозов и следили за правильностью терапии. Врачи и их ассистенты закреплялись за палатами больницы. На каждое мужское отделение предусматривалось два дополнительных врача, три основных специалиста-ассистента, два запасных ассистента и два медбрата.

В женских палатах работали три врача (2 мужчины и 1 женщина), 4 специалиста-ассистента (женщины), 2 ассистента (женщины) и две медсестры. Работали еще 4 врача (2 терапевта и 2 хирурга) в приемном отделении. Здесь работали 4 основных специалиста-ассистента и столько же помощников. В течение одного месяца один из двух главных врачей должен был каждый день осматривать больных, следить за ходом лечения и корректировать ошибки, если таковые были. В обязанности врача входило также следить за качеством хлеба и ежедневного рациона питания больных. При поступлении тяжелобольного дежурный врач должен был подготовить подробный отчет заведующему о состоянии больного. По распоряжению заведующего назначался лечащий врач, на котором лежала ответственность за лечение.

Устав определял и оплату всем категориям служащих. Оплата была здесь несколько выше средней. Заведующие отделением были разделены на две группы и каждый месяц менялись. Надо сказать, что только им позволялось заниматься частной практикой в свободное от работы в больнице время. Это был для них дополнительный заработок. К этим врачам обращались, потому что они работали в известной больнице. И наоборот, строго запрещено было лечащим врачам в период их работы в монастырской больнице заниматься любым видом частной практики, даже если это касалось самого Императора. Вообще, врачам запрещалось заниматься частной практикой вне стен больницы в период их работы.

В больнице работали четыре фармацевта (один главный и три рядовых), при них работали еще два помощника. Существовали должности больничного сторожа, было пять прачек, один человек отвечал за постоянную подачу горячей воды, работали 2 повара, 2 булочника, мельник и конюх. Конюх заботился о лошадях врачей и помогал на мельнице. Был свой привратник и снабженец. За больницей было закреплено 3 священника: два иерея исповедовали тяжелобольных и умирающих, один совершал отпевания. Кроме священников был чтец церковных текстов и 4 гробокопателя. И самая последняя должность в больнице — уборщик отхожих мест.

Монастырский устав определял даже рацион питания для каждого больного, денежное пособие, которое больной должен был получить, а также рацион питания служащих, медбратьев, помощников и пр. Строго следили за личной гигиеной больных — ответственность за это лежала на персонале. Больных надо было обеспечить всем необходимым: тазы, полотенца и т.д. Особое внимание уделялось чистоте посуды в пищеблоках.

Управляющий и главврач, помимо денег, получали продукты и все необходимое для обеспечения деятельности больницы. Все работники больницы получали зарплату согласно должности и в соответствии с установленной в уставе суммой вознаграждения.

Хирургическая операция по разделению сиамских близнецов. Хроника Иоанна Скилицы. Византия; XII в.
Хирургическая операция по разделению сиамских близнецов. Хроника Иоанна Скилицы. Византия; XII в.
Хирурги в больницах Византии проводили чрезвычайно тонкие и сложные операции. В Х в. хирурги Константинополя сделали попытку разделить детей — сиамских близнецов, которых привезли из Армении. Один из близнецов умер, врачи ампутировали ту часть, которая соединяла близнецов. Но через три дня умер и второй младенец. В рукописях Иоанна Скилицы сохранилась миниатюра этой операции.

В других письменных свидетельствах мы находим описание специальных швов при лечении расширения вен (у Оривасия), описание методик лечения паховой грыжи, катаракты, сосудистой аневризмы, описания трахеотомии (Павел Эгинит), описание флегмоны и ее влияния на состояние человека (у Василия Великого). В рукописях мы находим описание лечения нефрита, головокружений, эпилепсии, других болезней и, конечно же, много данных о всевозможных фитотерапиях и лекарственных растениях.

Арабы систематически переводили с греческого на арабский, помимо всего прочего, и трактаты византийских врачей, в основном переводили Оривасия и Павла Эгинита. Эти работы позже были переведены на латинский язык и стали основным источником знаний для развития европейской медицины. Издания переводов трудов византийских врачей осуществлялись в Лейпциге, в Оксфорде и других научных центрах Европы.

Каждый город Византийской империи нуждался — сообразно с потребностями своих жителей — в соответствующих платных учреждениях и врачах. Причем, город осознавал всю важность и нужность профессии врача, осознавал его социальную значимость. Потому врачей награждали и предоставляли им всевозможные привилегии.

Вместе с тем византийское законодательство определяло и уголовную ответственность врачей, как мужчин, так и женщин. Наказания предусматривались самые разные. Все зависело от того ущерба здоровью, который был нанесен пациенту, от социального положения пострадавшего больного и от квалификации врача. Вина врача определялась судебной медициной. Наказания были самые разные: от простого штрафа до частичной или полной конфискации имущества. Применялось и публичное осуждение аморального поступка врача. Это проходило так: врача водили по городу, он должен был держать в руках емкость для сбора мочи и подвергаться всеобщему осмеянию публики. Еще один вид наказания — пожизненные принудительные работы на рудниках. В самых редких случаях врача могли приговорить к смерти — в этом случае его закалывали шпагой.

Знакомясь с организацией системы здравоохранения в Византии, мы видим множество достоинств и получаем уникальный опыт. В Византии система охраны здоровья населения впервые в истории основывалась на принципе любви к человеку, она охватывала абсолютно все слои населения. Эту систему здравоохранения поначалу разработали Церковь и монастыри. По существу она опиралась на щедрое финансирование из госбюджета, а также имела поддержку государственных лечебных учреждений. Надо сказать, что женщины пользовались равными правами в медицине. Иными словами, организация здравоохранения и его развитие в тысячелетней истории Византии поражает нас, она во много раз превосходила по своему уровню все, что существовало в этой области в других странах. И еще, о чем следует сказать — поражает личный интерес императоров и членов их семей к состоянию здравоохранения в стране.

Благочестивый народ обращался за молитвенной помощью к святым угодникам. Это, однако, не мешало параллельно развивать медицинскую науку, способствовать ее прогрессу. Врачи, как мы уже сказали, имели очень высокое социальное положение в обществе, высокие зарплаты. Но они, как мы видим, несли и огромную ответственность, получали наказания, если вдруг нарушали клятву врача или халатно относились к своим обязанностям.

Византия — это уникальное явление Средних веков. То, что дала Византия человеческой истории, невозможно переоценить. Византия — это сочетание, сплетение православной христианской веры, древнегреческой культуры и римского права. Все эти три составляющие не только были сохранены, но и преобразованы, развиты и в совершенном виде переданы тем, кто желал воспринять этот опыт. За свою тысячелетнюю историю Византия сталкивалась как с всемирным признанием и славой, так и испытала на себе уничижение и неприятие других народов.

В течение десяти веков Византия была, можно сказать, ковчегом человеческой культуры. Она была унижена и оклеветана врагами и была предана друзьями. Эта славная империя, как и Господь наш, смирилась до конца и в итоге приняла мученическую кончину. Но основы ее жизни и ее ценности остаются во веки живыми, и она готова явиться, как Сам Господь, всем тем, кто обращается и приближается к ней искренне, с любовью и без предубеждения.

Профессора хирургии Георгий Папагеоргиу
Перевела с греческого Наталия Николау

Средние века явились временем становления, развития и упадка феодализма. В разных регионах земного шара феодальный строй зарождался и развивался неодновременно, поэтому хронологические рамки средних веков (так же, как и других периодов истории) являются весьма условными. Так, в Западной Европе началом средних веков и феодализма считается 476 г. — год падения Западной Римской империи. В странах Востока феодализм зародился значительно раньше. В Китае он укреплялся в III в., в странах Закавказья — в IV в., в Византии и государствах Средней Азии — в VII в. На Руси феодальный строй начал формироваться в IX в.

В Европе эпоху средневековья условно делят на три периода: раннее средневековье (V—XI вв.), развитое средневековье (XI—XV вв.) и позднее средневековье (XV—XVII вв.).

Конец средних веков современная историческая наука определяет временем первых буржуазных революций, среди которых общеевропейское значение имела английская буржуазная революция 1640—1649 гг. Год ее начала условно считается границей между историей средних веков и новым временем.

Медицина в Византийской империи (395—1453)

История

В истории мировой культуры византийская цивилизация явилась непосредственной преемницей греко-римского наследия. В течение 10 веков своего существования она была центром своеобразной и поистине блестящей культуры.

Западная Римская империя, ведущая непрекращающиеся кровопролитные войны и ослабленная восстаниями рабов, существовала недолго: в 476 г. племена ругиев. под водительством Одоакра свергли последнего Западно Римского императора Ромула Августула, и Западная Римская империя прекратила своё существование.

. Иная судьба была у Восточной Римской империи со столицей Константинополем. Экономическая прочность ее более развитых провинций обеспечивалась . высокоразвитым ремесленным производством, (особенно художественных- изделий) и земледелием, оживленной внешней торговлей. с Аравией, Причерноморьем, Персией, странами Средней Азии, Индией и Китаем. Ведущие города империи Константинополь, Библ, Кесария, Бейрут, Фессалоникй, Эфес, Смирна и другие были крупными центрами ремесла и международной торговли.

Будучи прямой наследницей античной культуры, Византийская империя долгое время сохраняла традиции древнего Рима: градостроительство, термы, большие сады вокруг зданий, роскошь внутреннего убранства дворцов, одежда, упряжь, охота, спорт, театр, цирк, придворные церемонии и латинский язык — язык политики, церкви и литературы (в V в. он сменился на греческий).

Одним из выдающихся достижений многонациональной византийской культуры явилось изобретение в IX в. братьями Кириллом (Константином) и Мефодием славянской азбуки — кириллицы, положившей начало славянской письменности. В IX в. установились тесные связи Византии с Киевской Русью, началось взаимное обогащение культур.

В силу особенностей своего экономического и государственного развития Византийская империя существовала на тысячелетие дольше, чем Западная Римская империя. В 1453 г. после захвата Константинополя турками последние византийские территории вошли в состав Османской империи— Византия прекратила свое существование. Однако влияние византийской культуры на страны Востока и Запада ощущалось в течение многих столетий. Именно Византия сохранила те античные традиции, преемственность которых в Западной Европе была нарушена.

Санитарно-технические сооружения

Ранневизантийская цивилизация унаследовала от античности устройство и быт городов: водопроводы, сточные системы, бани. Наиболее ярко это проявилось при строительстве Константинополя.

Каменистая почва, на которой располагался древний г. Византии, не давала населению необходимого количества воды. Строительство колодцев было затруднено. Вода, наполнявшая их, имела горько-соленый вкус и была непригодна для питья. Поэтому одной из важнейших, задач при создании новой столицы, которое длилось в течение многих столетий, было строительство акведуков (водопроводов), постоянно пополнявших запасы воды в колодцах, фонтанах и подземных резервуарах—цистернах. Наибольшее число гидротехнических сооружений Константинополя было построено при Константине Великом, Валенте (364—378) и Юстиниане I.

Двухъярусный акведук Валента (рис. 63) является одним из самых древних среди сохранившихся византийских сооружений Константинополя. Его строительство началось во II в. при императоре Адриане и завершилось в IV в. при императоре Валеите. Аркады акведука высотой 23 м протянулись на 625 м, пересекая город из конца в конец и проходя над крышами домов и улицами. К выдающимся гидротехническим сооружениям этого периода относится также акведук, построенный во времена Юстиниана. Его четырехъярусные арки высотой 36 м были перекинуты через поток шириной 140 м.

В силу своего географического положения и исторического значения в решении судеб Востока и Запада Константинополь часто подвергался длительным осадам и успешно их выдерживал, отчасти благодаря значительным запасам питьевой воды, которые всегда имелись (и имеются сегодня) в подземных цистернах города. Архитектурное и техническое решение этих подземных водохранилищ сделало их уникальными памятниками византийского зодчества. Некоторые цистерны сохранились до наших дней, в частности цистерна Базилики, или Йеребатан-сарай (в переводе с турецкого — Дворец, провалившийся под землю, рис. 64). Размеры его огромны: длина 1!2 м, ширина 61 м, высота 13,5 м. Своды спираются на 336 колонн. И по сей день в цистерне частая вода/ (В настоящее время Йеребатан-сарай является филиалом музея храма св. Софии, рядом с которым он находится.)

Константинополь

Византийская наука и религия

На протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим. Византийская культура объединила в себе достижения многих населявших ее народов (греков, сирийцев, римлян, коптов, армян, грузин, киликийцев, фракийцев, каппадокийцев, даков, славян, половцев, арабов и др.). Однако византийцы не ограничивались простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие столетия, и в ряде отраслей сделали определенные шаги вперед.

Особое внимание уделялось тем областям знаний, которые были тесно связаны с практикой, прежде всего с медициной, сельскохозяйственным производством, строительством, мореплаванием. В то же время в основу всех наук была положена не античная философия, а теология. Утверждаясь на развалинах античного мира, христианство в Византии вытесняло жизнеутверждающую языческую религию греков.

Став идеологией средневековья, христианство оказывало определяющее влияние на общественные и политические процессы. Государственная доктрина прославления христианской монархии и культ византийского императора как главы всего христианского мира имели огромное влияние на всю общественную и идейную жизнь Византии (идеологию, культуру, философию, историю, литературу, искусство и различные области знания, в том числе медицину).

Развитие медицинских знаний

Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, нередко уточняющие описания отдельных растений и их лечебные свойства. Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаника постепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений.

Со временем приготовлением лекарств стали интересоваться и ремесленники-химики. В период средневековья химии как науки еще не существовало: шло количественное и качественное накопление сведений практического характера, составлялись специальные руководства по производству разнообразных веществ, главным образом красителей и лекарств.

Накоплению определенных химических знаний способствовала и алхимия, возникшая в первые века нашей эры и достигшая наибольшего развития в средние века. Алхимики верили в трансмутацию металлов и возможность получения химическим путем золота, серебра и драгоценных камней, занимались поисками философского камня и эликсира долголетия, который бы (как они полагали) избавил человека от болезней и обеспечил бы долгую жизнь (и даже бессмертие). .

Несмотря на то, что исходная посылка алхимиков была ложной, их практика способствовала расширению знаний о химико-технических процессах и методах их изучения.

Первыми христианскими врачами считались братья-близнецы Косьма и Дамиан. Во времена Диоклетиана (284—305) они были преданы мученической смерти, последствии произведены в сан святых и почитаются в христианском мире как покровители врачей и аптекарей.

Бурная эпоха IV—VII вв. оставила . гораздо больше письменных медицинских источников, чем вся последующая история Византии (схема 5). Это был период создания многотомных энциклопедических сводов, обобщающих наследие древних и опыт византийских врачей. Черпая свои знания из трактатов выдающихся ученых древности, византийские медики спасли их от забвения и передали последующим поколениям.

Одним из самых выдающихся вралей Византии был Орибасий из Пергама (греч. Oreibasios, лат. Oribasius, 325—403), грек по происхождению. Медицину он изучал в Александрии, .которая в то время сохраняла славу крупнейшего медицинского центра Средиземноморья.. Его учителем был знаменитый в то время врач Зенон с о. Кипр.

В нем он. обобщил и систематизировал врачебное наследие от Гиппократа до Галена, включая труды Геродота, Диоскорида, Диокла и других античных авторов. О многих сочинениях мы знаем лишь то, что успел сообщить Орибасий.

За свои научные взгляды и приверженность античным традициям Орибасий подвергался гонениям со стороны церкви и после гибели Юлиана (в персидском походе в 363 г.) был временно изгнан из Константинополя.

Больничное дело

Go временем первоначальное содержание монашества — уход от жизни — расширилось: монахи начали принимать участие в общественных заботах. Постепенно монастыри стали местом, где вдали от мирских забот монахи (среди прочих дел) читали, переписывали и писали книги. Деловая организация и дисциплина монастырей позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться цитаделью порядка и принимать под свою крышу стариков и детей, раненых и больных. Так возникли первые ксенодохии (т. е. монастырские приюты для увечных И больных путников) — прообразы будущих монастырских больниц. Василий Великий закрепил это в составленном им Уставе киновитских общин, который сохранял свое значение во все века православного монашества, в том . числе и на Руси.

Монастыри производили также жесткий отбор того минимума церковной и светской литературы, которую с позиций церкви нужно было сохранить, переписать и прокомментировать. Результаты этого отбора определили будущие судьбы средневековой учености, впоследствии неразрывно соединившей себя со схоластикой (см. с. 171).

По сравнению с латинским Западом больничное дело в Византии стояло на более высоком уровне. Первая большая христианская больница была Построена в Кесарии в 370 г. Василием Великим. Она походила на маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Была там и колония для прокаженных— прообраз будущих европейских лепрозориев.

В Византийской империи больницы были распространены повсеместно. Так, на территории Западной Армении в Севастии уже в IV веке славилась больница для бедных, иноземцев, калек и немощных.

О высокой организации больничного дела в Византии свидетельствует описание одной из больниц в Константинополе, основанной Иоанном II при монастыре Пантократора в XII веке. В ней было пять отделений, включая отделение женских болезней. Общее число мест достигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов (хирургов, повитух) и их помощников, которые работали в две смены, чередовавшиеся через месяц. В каждом отделении было по два врача, которые принимали и приходящих больных. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. При больнице работала школа для обучения врачебному искусству.

Образование и медицина

Образование в Византийской империи носило светский характер. В IV— VII вв. основными его центрами оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая функционировала и после завоевания ее арабами (до начала VIII в.). Как уже отмечалось, из александрийской врачебной школы вышли Ориба-сий, Аэций, Павел и многие другие выдающиеся византийские врачи. В Афинах — столице риторики и философии — продолжала ' работать основанная Платоном Афинская Академия (закрытая при Юстиниане). Бейрут был центром юридического образова-ни. Гааза славилась риторской школой, которая долгое время сохраняла эллинские традиции. Преподавание велось на греческом языке.

Система обучения была рассчитана на приобретение чисто светского образования. Виднейшие деятели церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский получили блестящее светское образование в лучших грамматических, риторских и философских школах империи.

Монастырских школ в Византии было сравнительно мало. Право их посещать имели только будущие монахи. Образование, получаемое в монастырях, было чисто религиозным (скорее духовно-аскетическим, нежели интеллектуальным).

Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих медиков античности (христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов). Особое внимание уделялось приемам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.

В ранневизантийский период наибольшей известностью пользовалась александрийская школа: учиться в ней стремились все, желающие стать врачами. В поздней Византии крупными центрами медицинского образования стали школы в Константинополе и Охриде (Македония).

По свидетельству современников, обучение медицине носило характер дискуссии. По окончании образования, сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и получения соответствующих свидетельств окончившие медицинские школы могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве случаев они занимались частной практикой.

В истории науки наследие Византии не может рассматриваться как достояние одной страны — на ее обширной территории располагаются ныне Греция и Болгария, Югославия и Румыния, Турция и Венгрия, Италия и Египет и многие другие страны Средиземноморья. За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригинальную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.


После падения под напором варваров Западной Римской империи в 476 г. н.э. Восточная Римская империя (Византия) продолжила тради­ции античной греческой и римской эллинистической медицины и фар­мации. Византия отличалась значительным развитием торговли и ре­месленной промышленности, ростом и экономическим процветанием городов. Именно Восток, и прежде всего Египет, являлся хлебной жит­ницей империи. В Египте выращивали и обрабатывали лен и хлопок, здесь было развито стекольное производство, обслуживавшее другие провинции. Широкое распространение на Востоке, в частности в Ма­лой Азии, получило скотоводство, в том числе разведение овец и коз. На базе животноводства развивалась шерстоткацкая промышленность. Сирия славилась железными и ювелирными изделиями и коврами. Го­рода Востока: Александрия, Дамаск, Антиохия, Эфес, Константинополь — были центрами крупной торговли.

Преобладающая экономическая роль стран Востока возросла после па­дения Западной Римской империи. Расширение связей с Индией, Цейло­ном, Абиссинией, Средней Азией (Бу­харой, Хорезмом), Закавказьем, Кита­ем и другими странами привело к дальнейшему росту промышленности. В частности, в VI в. в Византию были доставлены из Китая шелковичные черви (грена) и начало быстро разви­ваться шелководство.

Византия явилась прямой наслед- ницей античной культуры. В IX—XI вв. Византия выделялась своей куль- турой и в X в. была самой культур- ной страной мира и крупнейшим культурным центром на Востоке Ев- Лечение женщины извлечением Р опы - Византийская империя просу- из Plantago major (XIII в.) шествовала на 1000 лет дольше За-

падной Римской империи, и только в середине XV в. ее за­воевали турки-османы.


Чеснок (ботаническое название Allium D т*„„„ _ Л

ч х В Византии параллельно с

sativum) с древности служит одним из

Читайте также: