Как сделать доклад о законе

Обновлено: 13.05.2024

3.4.1. Минпросвещения России в установленной сфере деятельности разрабатывает проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и проекты технических заданий на их разработку (далее - законопроект) во исполнение актов законодательства Российской Федерации, поручения или указания Президента Российской Федерации, плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, соответствующих указаний или поручений руководства Министерства, а также в инициативном порядке.

Организация подготовки законопроектов возлагается на руководителей структурных подразделений в соответствии с их компетенцией.

Контроль за указанной выше деятельностью осуществляется заместителем Министра, курирующим соответствующее структурное подразделение.

3.4.2. Законопроект разрабатывается в соответствии с Основными требованиями к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 и в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (далее - Регламент).

3.4.3. Для рассмотрения законопроекта в Правительство Российской Федерации представляется пакет документов: сопроводительное письмо, законопроект и материалы к нему.

Сопроводительное письмо содержит основания внесения законопроекта, сведения о его содержании и согласовании, сведения об отсутствии в проекте коррупциогенных факторов. В случае проведения в отношении законопроекта педагогической и (или) обязательной метрологической экспертиз в сопроводительном письме также указываются сведения о результатах проведения указанных экспертиз.

К законопроекту прилагаются следующие материалы:

проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначении официального представителя (официальных представителей) Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации;

пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования, основной идеи законопроекта и информацию о соответствии законопроекта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации;

финансово-экономическое обоснование решений, предлагаемых к принятию законопроекта, оформленное в соответствии с подпунктами 53(1) и 53(2) Регламента (представляется в случае внесения проектов федеральных законов, предусмотренных частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, а также абзацем вторым подпункта 53 Регламента), содержащее в том числе сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой разработан законопроект либо к сфере реализации которой он относится, а также прогноз последствий реализации положений законопроекта, направленных на достижение целей указанной государственной программы Российской Федерации, или сведения об отсутствии влияния положений законопроекта на достижение целей государственных программ Российской Федерации;

перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;

перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом;

заключения, предусмотренные подпунктами 60 - 60(5) Регламента;

заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации;

перечень нормативных правовых актов, необходимых для реализации законопроекта, содержащих наименования проектов нормативных правовых актов, обоснование необходимости их подготовки, примерный срок подготовки, краткое описание каждого акта (цель, предмет и содержание правового регулирования), а также сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов. В случае если подготавливаемый акт влечет за собой необходимость внесения изменений в другие акты, эти изменения включаются в проект подготавливаемого акта или предоставляются одновременно с ним в виде проекта отдельного акта.

3.4.4. Требования к оформлению законопроекта и сопроводительных документов приводятся в приложении N 22 к настоящей Инструкции.

3.4.5. Структурное подразделение, ответственное за подготовку законопроекта, проводит согласование его с соответствующими структурными подразделениями.

Визирование законопроекта структурным подразделением осуществляется в электронном виде в системе ЕСЭД с обязательным дублированием на бумаге.

Согласование законопроекта оформляется визой, включающей личную подпись визирующего, при необходимости его должность, расшифровку подписи и дату.

Визы проставляются собственноручно на оборотной стороне последнего листа законопроекта на втором экземпляре документа на листе согласования.

Возражения по законопроекту излагаются в отдельной справке, которая прилагается к проекту.

Если в процессе согласования в законопроект вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит повторному визированию. Повторного визирования не требуется, если при доработке в законопроект внесены уточнения редакционного характера, не изменившие его содержания.

Финансово-экономическое обоснование к законопроекту до его представления в Правовой департамент визируется руководством Департамента финансов, экономики и организации бюджетного процесса.

3.4.6. Законопроект, подготовленный структурным подразделением и завизированный руководителями (или их заместителями) всех заинтересованных структурных подразделений, до согласования с заинтересованными органами государственной власти подлежит правовой экспертизе, проводимой Правовым департаментом.

Законопроект направляется в Правовой департамент с приложением всех материалов (документов), в соответствии с которыми или во исполнение которых он подготовлен. Правовая экспертиза законопроекта без приложения указанных материалов (документов), предусмотренных Регламентом, а также сведений о согласовании его со структурными подразделениями, не производится, а законопроект возвращается исполнителю со служебной запиской и приложением всех представленных документов.

Работники Правового департамента вправе не проводить правовую экспертизу законопроекта в случае, если стало известно, что редакция законопроекта изменилась, либо законопроект отозван исполнителем.

3.4.7. Правовая экспертиза законопроекта осуществляется Правовым департаментом в 7-дневный срок со дня его поступления. При проведении правовой экспертизы законопроекта исполнитель может привлекаться работником Правового департамента, проводящим правовую экспертизу, для дачи пояснений. При наличии замечаний и предложений, сделанных по тексту, законопроект передается исполнителю на доработку.

Доработанный законопроект вместе с предыдущим законопроектом, содержащим замечания и предложения, сделанные по тексту, передаются исполнителем работнику Правового департамента, проводившему правовую экспертизу, для проверки соответствия и правильности доработанного проекта.

При наличии неурегулированных разногласий законопроект не визируется, а возвращается исполнителю вместе с заключением, подписанным руководством Правового департамента.

При отсутствии замечаний законопроект полистно (внизу каждого листа проекта) визируется руководством Правового департамента.

3.4.8. Законопроект до его внесения в Правительство Российской Федерации подлежит обязательному согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и иными организациями.

В соответствии с подпунктами 57 - 59 Регламента законопроект после согласования и при условии его размещения в сети Интернет в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы в установленном порядке до внесения в Правительство Российской Федерации направляется с приложением заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (при их наличии), протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на правовую экспертизу и антикоррупционную экспертизу для оценки проекта акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, в том числе на предмет соответствия законопроекта Договору о Евразийском экономическом союзе, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдения правил юридической техники, а также наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов.

Законопроект, оказывающий влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, направляется на заключение в Министерство финансов Российской Федерации с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии), замечаний, а также финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию законопроекта, составленным в соответствии с подпунктами 53(1) и 53(2) Регламента.

Законопроект, оказывающий влияние на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, направляется с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство финансов Российской Федерации.

Законопроект, регулирующий отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающий влияние на макроэкономические показатели развития страны, направляется с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Законопроект, регулирующий отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства, направляется на заключение об оценке регулирующего воздействия в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Законопроект, подготовка которого осуществлялась с привлечением Экспертного совета, вносится в Правительство Российской Федерации с заключением Экспертного совета.

Законопроект, подготовка которого осуществлялась с привлечением Экспертного совета, может быть внесена в Правительство Российской Федерации без заключения Экспертного совета в случае, если заключение Экспертного совета не поступило в Минпросвещения России в установленный срок.

3.4.9. В соответствии с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, законопроект размещается структурным подразделением - исполнителем в установленном порядке на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение рабочего дня, соответствующего дню его направления на согласование в государственные органы и организации в соответствии с подпунктом 57 Регламента, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы законопроекта не может быть меньше срока, установленного для его рассмотрения государственными органами и организациями.

Согласование законопроекта осуществляется одновременно с проведением процедур общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы при условии их размещения в сети Интернет, направлением на заключение в Экспертный совет и обсуждением общественно значимых из них с общественными советами при Минпросвещения России.

3.4.10. В случае если решением Конституционного Суда Российской Федерации федеральный конституционный закон, федеральный закон и (или) закон Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, проект нового федерального конституционного закона, проект нового федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений в закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным в отдельной его части, вносится в Правительство Российской Федерации в срок не более 3 месяцев со дня официального опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации.

3.4.11. Законопроект вносится в Правительство Российской Федерации в форме пакета документов на бумажном носителе, подписанный собственноручно Министром или лицом, его замещающим, или в виде электронных документов (за исключением случаев, когда документы содержат сведения, составляющие государственную тайну), подписанных этими должностными лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписью. В Правительство Российской Федерации также представляются копии подготовленных материалов в электронной форме.

\u0417\u0430\u043a\u043e\u043d \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432\u0430\u0436\u043d\u043e\u0439 \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c\u044e \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438, \u0432\u0435\u0434\u044c \u043e\u043d \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442 \u043d\u0430\u0448\u0435 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f. \u041d\u043e \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u043b\u0438 \u0442\u0430\u043a \u0431\u044b\u043b\u043e? \u0412\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u043b\u0438 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b?\n

\u041d\u0435\u0442, \u0431\u044b\u043b\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043d\u0438\u043a\u0430\u043a\u043e\u0433\u043e \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430 \u043d\u0435 \u0431\u044b\u043b\u043e. \u041d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0431\u044b\u0442\u043d\u043e\u043c \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435. \u0422\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043d\u0435 \u0431\u044b\u043b\u043e \u043d\u0430\u0434\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0432 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0435, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u043d\u0435 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0439. \u0413\u043e\u0440\u0430\u0437\u0434\u043e \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435\u0435 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0442\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0438\u043c\u0435\u043b\u0438 \u043e\u0431\u044b\u0447\u0430\u0438, \u0437\u0430\u043f\u0440\u0435\u0442\u044b \u0438 \u043e\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f. \u042d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430, \u0432\u0435\u0434\u044c \u043d\u0430\u0440\u0443\u0448\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043a\u0430 \u043d\u0430\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c, \u043a \u043d\u0438\u043c \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u043d\u044f\u043b\u0438 \u043c\u0435\u0440\u044b, \u043e\u043d\u0438 \u043f\u043e\u0440\u0438\u0446\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0438\u043b\u0438 \u0438\u0437\u0433\u043e\u043d\u044f\u043b\u0438\u0441\u044c \u0438\u0437 \u043e\u0431\u0449\u0438\u043d\u044b. \u00a0

\u0412 \u0441\u0432\u044f\u0437\u0438 \u0441 \u0442\u0435\u043c, \u0447\u0442\u043e \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0441\u0442\u0430\u043b\u0438 \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u044b\u043c\u0438, \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b. \u041c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b \u043e\u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u043f\u0440\u0438 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0445 \u0446\u0438\u0432\u0438\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0439. \u0412\u0435\u0434\u044c \u0442\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u043e\u0441\u044c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0438 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432\u0437\u0430\u0438\u043c\u043e\u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438. \u0422\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u0431\u044b\u043b\u043e \u0432\u0430\u0436\u043d\u043e \u0437\u0430\u043a\u0440\u0435\u043f\u0438\u0442\u044c \u043c\u0435\u0440\u044b \u0438 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0440\u043e\u043b\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438\u0445 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435. \u00a0

\u041e\u0434\u043d\u0438\u043c\u0438 \u0438\u0437 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0445 \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b \u0425\u0430\u043c\u043c\u0443\u0440\u0430\u043f\u0438 \u2013 \u0446\u0430\u0440\u044f \u0412\u0430\u0432\u0438\u043b\u043e\u043d\u0430. \u042d\u0442\u0438 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043e\u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u0432 1700 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0434\u043e \u043d\u0430\u0448\u0435\u0439 \u044d\u0440\u044b. \u042d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b \u00ab\u043a\u043e\u0434\u0435\u043a\u0441 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432\u00bb, \u0433\u0434\u0435 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u044b \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430, \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438, \u0440\u0430\u0437\u043c\u0435\u0440 \u0443\u043f\u043b\u0430\u0442\u044b, \u043c\u0435\u0440\u044b \u043d\u0430\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0438\u044f, \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438. \u0426\u0430\u0440\u044c \u043d\u0430\u043f\u0438\u0441\u0430\u043b \u044d\u0442\u043e\u0442 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d \u0441\u0430\u043c\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e.\n

\u0415\u0449\u0435 \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0437\u043d\u0430\u043c\u0435\u043d\u0438\u0442\u044b\u043c \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c, \u043d\u043e \u0443\u0436\u0435 \u0432 \u0415\u0432\u0440\u043e\u043f\u0435, \u0431\u044b\u043b \u043a\u043e\u0434\u0435\u043a\u0441 \u042e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0430\u043d\u0430 \u2013 \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u0430. \u0412 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434 \u0441 529 \u043f\u043e 534 \u0433\u043e\u0434\u044b \u044d\u0442\u043e\u0442 \u043a\u043e\u0434\u0435\u043a\u0441 \u0431\u044b\u043b \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d. \u041a\u043e\u0434\u0435\u043a\u0441 \u043d\u0435 \u0438\u043c\u0435\u043b \u043f\u0440\u0438\u0432\u044b\u0447\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u0438\u0434\u0430, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043b \u0438\u0437 \u0438\u043c\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u0439 \u0438 \u0441\u043e\u0447\u0438\u043d\u0435\u043d\u0438\u0439 \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0438\u043a\u043e\u0432. \u042d\u0442\u043e\u0442 \u043a\u043e\u0434\u0435\u043a\u0441 \u043b\u0435\u0433 \u0432 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0443 \u0435\u0434\u0438\u043d\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b, \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c\u044e \u0440\u0438\u043c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u0441\u0442\u0430\u043b\u043e \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0435\u0432\u0440\u043e\u043f\u0435\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430: \u0435\u0433\u043e \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u043b \u041d\u0430\u043f\u043e\u043b\u0435\u043e\u043d \u0434\u043b\u044f \u00ab\u0413\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043a\u043e\u0434\u0435\u043a\u0441\u0430 \u041d\u0430\u043f\u043e\u043b\u0435\u043e\u043d\u0430\u00bb, \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0435\u043a\u0441\u044b \u0415\u0432\u0440\u043e\u043f\u044b, \u0410\u043c\u0435\u0440\u0438\u043a\u0438, \u041d\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0417\u0435\u043b\u0430\u043d\u0434\u0438\u0438 \u0438 \u0442\u0430\u043a \u0434\u0430\u043b\u0435\u0435.\n ">]" data-testid="answer_box_list">


Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.

  1. Закон – основа государственной власти
  2. Виды законов
  3. Конституционные законы
  4. Федеральные законы

Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.

Закон – основа государственной власти

Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:

  • устройство страны, законодательных и исполнительных органов власти;
  • структуру местного самоуправления;
  • права и свободы человека.

Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.

Виды законов

Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:

  1. Закон РФ о поправках к Конституции РФ;
  2. Федеральные конституционные законы, занимающиеся урегулированием вопросов, указанных в Конституции;
  3. Федеральные законы, регулирующие общественные отношения по другим вопросам.

Конституционные законы

Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:

  • членами Совета Федераций в количестве ? и более голосов от общего числа участников;
  • представителями Государственной думы РФ в количестве 2/3 голосов и более.

Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.

Федеральные законы

Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.

Закон и правовые нормы существовали не всегда. На раннем этапе развития человеческого общества отношения между людьми регулировались устными запретами и ограничениями. И лишь с усложнением общественного устройства и появлением основ государственности возникла необходимость закрепить правила поведения в виде письменных законов.

Как появился закон

Почему возникла необходимость в законах

В первобытном обществе отношения между соплеменниками не отличались сложностью и разнообразием. И все же часто приходилось регулировать их, чтобы избегать конфликтов и недоразумений. Роль регулятора в этом случае играли обычаи, ограничения и запреты на те или иные действия.

Тот, кто нарушал установления рода, подвергался строгим мерам, вплоть до порицания, физического наказания или изгнания из общины.

Со временем общественные отношения существенно изменились. Усложнилась социальная структура общины, появилась частная собственность. Нередкими стали конфликты между членами общества. Это вызвало необходимость в появлении специальной структуры для управления и принуждения. Так возникло государство.

Одна из функций государства как раз и состояла в регулировании взаимоотношений между отдельными членами общества. Появилась потребность письменно закрепить правила поведения, ограничив свободу людей.

Появление и развитие законов

Во втором тысячелетии до нашей эры появляются первые писаные системы законов. Одним из старейших источников, позволявших говорить о появлении норм права, считаются законы вавилонского царя Хаммурапи. В его кодексе отчетливо определяются права личности и собственников имущества.

Вначале источником законов были высшие лица государства. Цари сами определяли, какие нормы поведения нуждаются в законодательном закреплении, сами же вершили суд и назначали наказание за нарушение закона. Впоследствии функции контроля перешли к специально выбираемым судьям. Появились специалисты в области права, которые изучали и толковали законы.

Во времена расцвета Древнего Рима законы получили новое содержание. Многие из принципов римского права в несколько измененном виде дошли до наших дней и нашли отражение в современном законодательстве. Позже человечество прошло через период средневековья, когда отношения между людьми чаще всего регулировались церковью, законы и установления которой именовались канонами.

С дальнейшим развитием гражданского общества усложнялась и система законодательства. После XII века на основе положений римского права во многих странах Европы стало развиваться гражданское, общее и международное право.

За многовековую историю развития права законы существенно изменились. Они стали в большей степени учитывать особенности общественного устройства и хозяйственной деятельности. Современному юристу приходится иметь дело со сложными системами права. Знание законов и умение их применять на практике выделилось в особое направление, называемое юриспруденцией.

Читайте также: