Хронологические рамки и проблема периодизации истории первобытного общества доклад

Обновлено: 02.07.2024

Предмет Истории первобытного общества – истоки развития общества. Рубежи первобытной истории определяются следующим образом: от появления человеческого общества до появления цивилизаций. Первобытная история – дисциплина синтетическая. Она синтезирует данные разных наук: археологии, этнографии, антропологии, истории, лингвистики. В связи с этим, существует множество различных периодизаций первобытной истории.

Источниковедческая периодизация первобытной истории . Делит развитие первобытного общества на два этапа:

  • Апополитейные общества (возникшие ранее всех цивилизаций и не зафиксированные никакими письменными источниками)
  • Синполитейные общества (существовавшие одновременно с цивилизациями и потому зафиксированные в письменных источниках).

Археологическая периодизация . Делит общества по основным орудиям труда на:

  • Палеолитические (2.6 млн лет назад – 12 000 г. до н.э.)
  • Мезолитические (12 – 10 000 гг. до н.э.)
  • Неолитические (10 – 5 000 гг. до н.э.)
  • Энеолитические (5 – 3 000 гг. до н.э.)
  • Общества эпохи бронзы (3 – 2 000 гг. до н.э.)
  • Общества эпохи железа (1 000 г. до н.э.)

Антропологическая периодизация . Делит первобытную историю на следующие периоды:

  • Эпоха архантропа (австралопитеки и питекантропы)
  • Эпоха палеоантропа (неандерталоиды)
  • Эпоха неоантропа (человек современного вида)

Геологическая периодизация . Четвертичный период кайнозойской эры делится на три эпохи:

  • Эоплейстоцен
  • Плейстоцен
  • Голоцен

Плейстоцен делится на ледниковые и межледниковые геологические эпохи (по альпийской шкале): Гюнц, Миндель, Рисс, Вюрм.

Культурно-исторические периодизации первобытной истории

Льюис Генри Морган выделял следующие этапы: дикость, варварство, цивилизация . Дикость и варварство делятся на три ступени. Критерии перехода на новую ступень – изменения в хозяйстве: применение огня, изобретение лука и стрел, доместикация животных или растений, изобретение гончарства, освоение металлургии.

Периодизация С.П. Толстого (1940 г.) . Ученый делил развитие общества на:

  • Первобытное стадо
  • Первобытная община
  • Военная демократия

Периодизация Ю.И. Семенова (1960-е гг.) :

  • Первобытное стадо
  • Раннепервобытная община с присваивающим хозяйством без прибавочного продукта
  • Позднепервобытная община с производящим хозяйством и регулярным распределением избыточного продукта (первый шаг к разложению первобытного общества)
  • Орудийная (мезолитическая) – изобретение лука и стрел
  • Аграрная (неолитическая) – переход к производящему хозяйству
  • Городская – возникновение цивилизаций
  • Реципрокация – равнообеспечивающее горизонтальное распределение
  • Редистрибуция – распределение по вертикали с накоплением общественного прибавочного продукта

В 1970е гг. археолог Адамс и этнограф Фрид предложили на основе идей Стюарда и Салинса разделить общества на:

  • Эгалитарные (реципрокация)
  • Ранжированные (начало перехода к редистрибуции)
  • Стратифицированные (редистрибуция)

Если данная статья об основных концепциях (видах) периодизации истории первобытного общества была для вас полезной, то обязательно загляните и на наш сайт !

Доисторическая эпоха — самый длительный период в истории развития человечества. Он начался более 2,4 млн лет назад, а закончился только в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Именно в этот временной промежуток появился человек разумный, произошла неолитическая революция и зародились общественные отношения. Первобытное общество кратко характеризуется сильной зависимостью от окружающей среды, отсутствием государственной власти и правовой системы.

Первобытное общество

Возникновение и периодизация общества

Возникновение и периодизация общества

​Согласно общепринятой теории Ч. Дарвина, человек произошёл от обезьяноподобного существа. В процессе эволюции гоминиды были вынуждены спуститься с деревьев на землю и научиться ходить на задних конечностях. Передняя часть тела была освобождена от физической нагрузки, поэтому руки стали использоваться для охоты и труда.

Примерно 4 млн лет назад гоминиды эволюционировали в австралопитеков, которые имели более ра́звитый головной мозг. Для защиты от хищных зверей и природных факторов особи объединялись. Так, около 2,5 млн лет назад стало формироваться первобытное общество, которое имело ряд характе́рных признаков:

  • наличие коллективного труда;
  • равномерное распределение пищи и труда;
  • наличие общинной собственности;
  • зависимость от природных факторов;
  • родоплеменная организация.

Принято выделять несколько этапов развития первобытного общества. Согласно учениям этнографа Льюиса Моргана, вся эпоха делится на дикость, варварство и зарождение цивилизации. Для изучения древнейшей истории используется археологическая периодизация, которая включает в себя:

  1. Каменный век (2,4 млн лет до н. э. — 2 тыс. лет до н. э.).
  2. Бронзовый век (3500 — 800 до н. э.).
  3. Железный век (IX век до н. э. — I век н. э.).

Ввиду отсутствия письменных источников, хронологические рамки этих периодов весьма условны. Учёные основываются только на археологических и биологических данных. Существенный вклад в периодизацию первобытности внесли советские этнографы. Они основывались на эволюции форм собственности, выделяя этап стада, родового строя и его разложения.

Характеристика доисторической эпохи

Этап первобытнообщинного строя прошли абсолютно все народы мира. Именно в этот исторический период сформировались основы правовых и социальных систем.

Быт древних людей

Характеристика доисторической эпохи

К основным занятиям древних людей можно отнести охоту, рыбалку и собирательство. Добыча делилась на всех членов племени поровну. Личной собственности не существовало, всё имущество было общим. Как правило, сообщества вели кочевой образ жизни.

На ранних этапах развития брачные отношения между членами племени никак не регулировались. В племени наблюдался промискуитет. Это определение обозначает беспорядочную, ничем и никем не ограниченную половую связь между членами одного сообщества. Близкородственное скрещивание приводило к появлению нежизнеспособного, больного потомства. Со временем был введён полный запрет на половые отношения между членами одного рода. Появление дуально-родового брака привело к превращению стада в родовую общину.

Орудия труда постепенно совершенствовались. Изобретение лука и стрел привело к интенсивному развитию охоты, а позже и к одомашниванию животных. Собирательство стало неэффективным, его заменило земледелие. Этот переход от присваивающей экономики к развитию сельского хозяйства называют неолитической революцией. Явление привело к многочисленным изменениям:

Быт древних людей

  1. Люди перестали вести кочевой образ жизни и закрепились на конкретных территориях.
  2. Произошёл рост численности населения.
  3. Человек стал производить больше, чем потреблял. Появлялся избыточный продукт.

На стадии неолита началось разложение праобщины и формирование соседской общины. Это произошло из-за того, что излишки продуктов сосредотачивались в руках родоплеменной знати. Остальное свободное население было заметно беднее. Наблюдалось расслоение общества на группы, а позже на сословия и классы. Через несколько тысяч лет сформировался рабовладельческий строй, характерный для первых цивилизаций.

Социальные и правовые нормы

Социальные и правовые нормы

Первобытное общество характеризовалось отсутствием публичной власти и государственных институтов. Управление общиной осуществлялось старейшинами, вождями или предводителями. Их власть основывалась только на авторитете.

Во время палеолита и неолита члены общества обладали равными правами. Жители одной общины были разделены только по профессиональному признаку на охотников, скотоводов, земледельцев. Отношения между людьми не были хаотичными, они регулировались специальными нормами: обычаями, традициями и запретами (табу). Особенности мононорм:

Название социальной нормы Суть
Обычай Исторически сложившиеся правила поведения, которые соблюдаются в силу привычки населения.
Нормы морали Первобытные представления о добре и зле.
Мифология Фантастические представления человека о мире, природе и жизни.
Табу Строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Все нормы соблюдались добровольно. Самым жестоким наказанием являлось изгнание человека из общины, что фактически означало смерть от голода или хищных животных.

Основные черты первобытной правовой системы:

  1. Нормы никак не закреплялись и существовали только в сознании людей.
  2. Выражали интересы всего населения.
  3. Имели локальный характер.
  4. Предусматривали 2 способа регулирования: запрет и дозволение.

Правовая система имела тотемную форму, когда какие-либо животные или растения объявлялись священными. Именно от тотема исходили все запреты и дозволения.

Культура и религия

Формирование речи открыло путь самовыражению человека. Люди стали обмениваться друг с другом информацией, давать название явлениям и предметам. Это повлияло на развитие полушарий головного мозга и появление творчества.

Культура и религия

Практически все виды художественного искусства зародились в первобытном обществе. Особое распространение получили петроглифы, то есть наскальные рисунки. Древние люди изображали на стенах пещер животных и растений, сцены охоты и сакральные ритуалы. Несмотря на то что первобытная культура развивалась крайне медленно, члены общин накопили много знаний о врачевании, изменении погоды, поведении животных.

Главное культурное достижение первобытности — формирование примитивной письменности. Алфавита не существовало, записи имели вид перечня символов и простейших изображений. Их краткое содержание свидетельствует о том, что в общинах вёлся учёт продуктов и орудий труда.

В эпоху неолита возникают первые религиозные направления. Древние люди поклонялись природным объектам: солнцу, небу, луне, тотемным животным или растениям. Религиозные обряды совершались старейшинами. Позже их заменили профессиональные жрецы, которые обладали исключительным правом общения с духами и богами.

В четвёртом тысячелетии до нашей эры соседские общины были вытеснены первыми цивилизациями. О жизни и культуре древних людей известно только благодаря археологическим, биологическим и геологическим исследованиям.

Первобытное общество – самая длительная эпоха в истории человечества
Древнейший период человеческой истории (предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых государств – получил название первобытно-общинного строя, или первобытного общества. В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д.

Нижний и средний палеолит
Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита – неандерталец, верхнего палеолита – кроманьонец. Данное определение основывается на археологических исследованиях в Западной Европе и не может быть в полной мере распространено на другие регионы.

Основные занятия – охота, рыболовство, собирательство

Орудия – кости животного, части дерева, позднее – рубила, резцы, ножи, наконечники копий, скрёбла

Животные: антилопы, кабаны, зубры, олени, дикие быки, медведи

Археологическая периодизация истории первобытного общества

Каменный век палеолит Нижний 2,7-600тыс.л.н
Средний 600-40тыс
Верхний 40-35тыс
Мезолит 10-6тыс.лет до н.э.
Неолит 6-4тыс.лет до н.э.
Бронзовый век 4-1тыс.лет до н.э.
Железный век С 1тыс.лет до н.э.

(эпоха раннепервобытной общины)

70-40тыс.л.н – появление HomoSapiens(человек разумный)

Время формирования родовых организаций, искусства и религии.

Социальный уклад в эпоху верхнего палеолита.

Появляются институты брака и семьи.

Род-коллектив людей, связанных кровнородственными отношениями, возводящих свое происхождение к общему предку-родоначальнику по одной линии.

Матриархат-форма общества, при которой лидирующая роль принадлежит женщинам, особенно матерям семейств этого общества.

Наиболее ранние формы проявления религии:магия, тотемизм, анимизм, фетишизм.

Магия-действия и образы, совершенные с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных, человека.

Тотемизм- одна из ранних форм религии, в основе которой лежит представление в родстве между группами людей и тотемами.

Анимизм-первобытные религиозные представления, приписывающие всем предметам и явлениям душу.

Фетишизм-религиозное верование, в основании которого лежит поклонение фетишам-неодушевленным предметам, обладающим сверхъестественным силам.

Мезолит(завершение эпохи раннепервобытной общины)

· Изобретение лука и стрел

Неолит (позднепервобытная община)

· Формирование племенной организации

· Появление керамики, ткачества

· Переход от присваивающего к производящему х-ву

Племя-коллектив людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, диалектом, самоназванием.
Бронзовый и ранний железные века (эпоха разложения первобытного общества).
На смену каменному веку приходит краткий период энеолита, т.е. существования культур с медно-каменным инвентарем. Бронзовый век (лат.– энеолит; греч.– халколит) начался в Европе с III тыс. до н.э. В это время во многих регионах планеты возникают первые государства, развиваются цивилизации – Междуречья, Египта, Средиземноморская (раннеминойская, раннеэлладская), мексиканская и перуанская в Америке
Предпосылки разложения:

· Развитие земледелия, скотоводства, кочевого скотоводства

· Возникновение ремесла и металлургии

Источники по истории первобытного общества

Поэтому основным источником по истории первобытного общества выступают вещественные, и важнейшую роль в деле познания древнейшего этапа развития человека играет археология. Именно благодаря археологическим данным установлена точка отсчета для появления человека как вида: обнаружение вместе с костными остатками приматов искусственно изготовленных орудий труда.

Территория раскопок древней стоянки

Однако при работе над изучением древнейшей истории используются и другие источники:

Изучение древнейшей истории не обходится и без помощи физики. Датировка археологических и палеонтологических находок этого периода проводится преимущественно методом радиоуглеродного анализа.

Хронологические рамки и периодизация древнейшей истории

Хронологические рамки первобытной истории установлены крайне неточно. Проблема состоит как в приблизительности датировок, так и в разных темпах и особых нюансах развития человечества на разных территориях. Остается фактом, что даже сейчас существуют малые народы, живущие по законам первобытного общества.

Современные южноамериканские индейцы - источник знаний по первобытной истории

За начало отсчета берется факт появления человека как вида. Его отличительным качеством определено умение изготавливать орудия труда (именно изготавливать – применять орудия умеют многие виды животных). Древнейшая находка кремневых орудий из урочища Олдувай в Восточной Африке датируется 2,5 млн. лет до н.э.

Окончанием доисторического периода считается появление первых структурно оформленных государственных образований. Считается, что это произошло в IV тыс. до н.э. Хотя некоторые историки полагают, что шумерские города-государства древнее, но к этому периоду можно отнести возникновение и Индской, и египетской, и древнейшей китайской государственности – то есть явление становится более типичным.

Эти рамки более чем неточны для разных регионов. Так, в Северной Америке и Австралии древнейшие люди не жили вовсе – там первобытная история начинается не ранее 40 тыс. лет до н.э. (а вернее, еще поздней). С другой стороны, на огромных территориях в Центральной Африке, Южной Америке и в той же Австралии население не имело представлений о государственности до XVII-XIX веков нашей эры.

Существуют разные предложения по периодизации древнейшей истории. У западных историков пользуется популярностью периодизация Фергюссона – Моргана. В ней в древней истории выделяются периоды дикости (время присваивающего хозяйства, охотников и собирателей) и варварства (начинается с переходом к земледелию и скотоводству). Возникновение государственности эти ученые рассматривали как начало этапа цивилизации.

В СССР иногда использовали периодизацию по особенностям общественных отношений: дородовая эпоха (период первобытного стада), эпоха родоплеменных отношений, период кризиса родового строя. Однако наибольшую популярность приобрела археологическая периодизация, взявшая за основу материалы для изготовления орудий труда. В рамках этой периодизации выделяют:

  • каменный век (до VI тыс. до н.э.);
  • эпоху меди-бронзы (до конца II тыс. до н.э.);
  • железный век (с рубежа II-I тыс. до н.э.).

Типичные орудия каменного века

Каменный век дополнительно подразделяют на палеолит (до X тыс. до н.э.), мезолит (X-VIII тыс. до н.э.), неолит (VIII-VI тыс. до н.э.). Период палеолита тоже делят на ранний, или нижний (примерно до 800-600 тыс. лет до н.э.), средний (до 40 тыс. лет до н.э.) и поздний, или верхний (до 10 тыс. лет до н.э.). Однако характерные признаки разных периодов в разных местах проявлялись в разное время и могли подолгу успешно сосуществовать. Сосуществовали также культуры каменного века и более поздних эпох.

Биологическая эволюция человека

Период нижнего и среднего палеолита – время, когда шло формирование современного человека как биологического вида. Древнейшие люди, хоть и умели уже изготавливать орудия труда и даже имели зачатки общественной организации, сильно отличались внешне от современных: имели волосяной покров на значительных участках тела, малый объем мозга, иную длину и устройство конечностей, крупные зубы.

Типы древних людей (реконструкции)

Среди факторов отбора, повлиявших на изменение человеческого организма, есть природные и социальные. Среди природных факторов – изменения климата и условий проживания, состава пищи и способов ее добычи.

Имелись и социальные факторы, оказывающие влияние на эволюцию. Ими стали сам навык производства орудий труда, увеличение потребности в общении, развитие речи, формирование новых навыков (например, использования огня или изготовления одежды).

В результате эволюции у человека уменьшился лицевой отдел черепа и увеличился объем мозга, изменилась длина и устройство конечностей, зубной аппарат, сформировалось прямохождение, практически исчез волосяной покров на теле, увеличился рост. Современный облик человек приобрел в начале верхнего палеолита, то есть примерно 40 тыс. лет назад.

Схема эволюции человека

Развитие производственных навыков древних людей

В качестве первых орудий труда человек использовал острые осколки камней (кремня, обсидиана, некоторых других пород), палки, заостренные или с утяжеленными концами, расколотые кости животных. С развитием мозга и приспособлением к такой деятельности рук эти изделия становились все функциональней и сложней. Позже случайные наблюдения и сделанные из них выводы помогли человеку научиться выплавлять металлы и изготавливать керамическую посуду. Однако производственные и бытовые навыки, сформировавшиеся у человека в первобытный период, не сводятся лишь к изготовлению орудий труда.

Если в условиях Африки и Центральной, Южной и Восточной Азии (где обнаружены древнейшие следы пребывания людей) человека мало волновали вопросы тепла и укрытия от непогоды, ситуация изменилась после расселения людей по менее благоприятным регионам. Расселение же стало неизбежным в связи с увеличением числа людей. Аналогичные проблемы вызывали и изменения климата (человечество пережило не один ледниковый период).

Поэтому среди важнейших хозяйственных достижений древнего человека следует назвать

  • навык использования огня (в Китае найдены стоянки с многометровыми пластами угля – костры горели там десятилетиями);
  • изобретение одежды – с нею холодная погода не мешала охоте и собирательству;
  • приобретение навыков строительства жилья (поначалу это были загородки из камней и палок у входов в природные пещеры, а в эпоху верхнего палеолита появились и сложные конструкции из костей, древесины и шкур).

Жилище из костей мамонта (с. Межирич Черкасской обл., Украина)

Еще до окончания каменного века человек изобрел лук (то есть сильно увеличил дальность действия своих орудий), одомашнил животных и ряд растений (это произошло в эпоху неолита), научился пользоваться плавсредствами (для начала это были плоты). Изготовление керамики было освоено также в эпоху неолита (местами и раньше), а эпоха меди-бронзы принесла не только умение выплавлять металлы, но и навык изготовления тканей.

Стимулом для различных открытий обычно выступали природные изменения – переселение в другую климатическую зону, наступление или отступление ледника, появление или исчезновение промысловых животных и съедобных растений. Первобытный человек однозначно оставался зависимым от природы.

Неолитическая революция и ее значение

В период неолита, когда количество промысловых животных существенно уменьшилось (в связи с исчезновением многих крупных видов) человечество сменило присваивающий тип хозяйствования (основу которого составляют охота и собирательство) на производящий. При производящем хозяйстве человек сам заботился о том, чтобы рядом с ним имелись пригодные в пищу животные и растения – он их целенаправленно выращивал. Это явление известно как неолитическая революция.

Производящее хозяйство оказалось более производительным, чем присваивающее (хотя в догосударственный период охота и собирательство все равно играли важнейшую роль в экономике). Человек оказался способен производить больше, чем требовалось для выживания лично ему и его потомству. Поэтому неолитическая революция стала важнейшей причиной кризиса и разложения первобытного общества – она привела к имущественному неравенству и создала возможность эксплуатации.

Древнейшие люди вели преимущественно кочевой образ жизни. Неолитическая революция привела к тому, что группы. Специализирующиеся на земледелии, стали жить оседло. Скотоводы же в основном остались кочевниками.

Неолитическая революция стала важнейшим явлением в экономической истории. Она дала мощнейший толчок дальнейшему прогрессу человечества.

Изменения общественного уклада

Историки полагают, что на ранней стадии развития люди жили подобно современным группам человекообразных обезьян. Толчком к прогрессу стали не только изготовление орудий труда, но и те преимущества, которые давало взаимодействие особей в группе и распределение между ними обязанностей. Организованная, сплоченная группа, где каждый член знал свои обязанности и мог рассчитывать на помощь сородичей, приобретала большие эволюционные преимущества.

Первобытное стадо

В результате произошло первое разделение труда – по половозрастному признаку. Мужчины занимались преимущественно охотой, женщины и дети собирательством. Они же чаще занимались изготовлением одежды и орудий, поддержанием огня. Все добытое принадлежало всем членам группы, частной собственности не было.

Необходимость эффективного взаимодействия между членами группы и появление новых понятий в результате приобретения новых навыков привели к развитию членораздельной речи. Ради мира внутри группы возник запрет на половые отношения внутри ее – половых партнеров следовало искать в других группах (экзогамия). Группы понемногу превращались в родственные – их составляли потомки одной женщины (при отсутствии стойких брачных уз род мог быть только матрилинейным).

Экзогамия привела к установлению относительно близких контактов между проживающими на сопредельных территориях родами. В результате стало возможным появление племен – объединений нескольких родов. Для хорошей организации совместной деятельности относительно больших групп людей потребовались лидеры. Поначалу они были ситуативными, но затем характер и сроки их полномочий стали более определенными – появилась власть (пока еще исключительно выборная и не слишком сильная и авторитетная).

Ранняя система управления

На ранних стадиях развития общества женщина занимала в нем равное положение с мужчиной, а в некоторых сферах и доминирующее – существовал матриархат. Неолитическая революция привела к доминированию мужчины ввиду увеличения его роли в экономике – сформировался патриархат. Поскольку неолитическая революция была также причиной появления имущественного неравенства и эксплуатации. Она потребовала также укрепления структур власти – так начала формироваться государственность.

Культурные достижения первобытного общества

Появление членораздельной речи стало величайшим культурным достижением первобытных людей. Речь сделала возможным эффективную передачу знаний и умений от поколения к поколению – ускорилось закрепление полезных навыков и прогресс в целом.

Древний человек довольно быстро осознал пользу знаний – ему стали очевидны преимущества, которые разные особые навыки дают ему перед другими животными. Однако из-за ограниченности своих возможностей он еще не был способен действительно понять сущность важных для него, но весьма сложных явлений жизни (природных катаклизмов, смены времен года, вопросов жизни и смерти…). Поэтому человек постарался придумать для себя правдоподобные объяснения всему этому – так появились религиозные верования.

Первыми формами религий были анимизм, тотемизм и фетишизм. Человек еще не отделял себя от прочего мира, и признавал его столь же наделенным душой (анимизм), себя – родственником иных живых видов (тотемизм), а вещи – сильными и ценными сами по себе (фетишизм). Абстрактные верования древнему человеку свойственны не были – он обожествлял самого себя, природу и ее проявления.

Вероятно, в первобытную эпоху зародились и все основные виды искусства. Археологами обнаружено большое количество рисунков древнего человека и выполненных им скульптурных изображений. Они также считают, что охотничий лук стал заодно и первым в мире струнным музыкальным инструментом, а ударные (для передачи сигналов и ритуальных целей) появились еще раньше. Экстраполяция позволяет предположить, что тогда же зародилась и литература – в форме устных преданий и рассказов о событиях.

Сцена охоты - рисунок на стене обитаемой пещеры

Значение древнейшего периода истории человечества

В период первобытной истории человек научился не только изготавливать орудия, облегчившие ему добычу пропитания, но обрел и другие навыки, что помогли ему выживать в относительно неблагоприятных условиях. Использование огня, жилищ, одежды, а после и одомашнивание животных и растений уменьшили зависимость человека от природы, сделав его хозяином собственной судьбы.

Памятный знак в Олдувае, посвященный открытию древнейших человеческих артефактов

Первобытный человек приобрел не только практические, но и духовные навыки – создал религию (как раннюю картину мира), искусство, зачатки системы образования. Но главное – он научился жить среди подобных себе, разделяя с ними права и обязанности. Этот навык не утратит значения, пока существует человечество.

Читайте также: