Засушливые зоны умеренного пояса доклад

Обновлено: 17.05.2024

Учащиеся знакомятся со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями. Дети работают с картой природных зон.

ВложениеРазмер
urok.docx 30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Засушливые зоны умеренного пояса.

Цель: познакомить учащихся со степями и пустынями умеренного пояса их особенностями и обитателями; создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонах умеренного пояса.

Образовательная: сформировать у учащихся представление о степях и пустынях умеренного пояса, их особенностями и обитателями. Показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы степи, пустыни, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

Развивающая: развитие познавательной активности учащихся, связной речи; психических процессов: мышления, внимания, памяти.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к предмету.

Минимум: ребята должны научиться узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу, показывать ее на карте и там же находить типичных представителей флоры и фауны. Понятия: степная зона, зона пустынь.

Минимакс: к концу урока учащиеся должны уметь объяснить, что такое степь и пустыня.

Максимум : уметь объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей; иметь представления о взаимосвязи живых организмов в данных экосистемах, о влиянии человеческой деятельности на данную экосистему.

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать в предложенных ситуациях конкретные поступки, как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

4. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

2. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

3. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты) .

4. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развивать умения извлекать необходимую информацию из учебника, схем, иллюстраций, текстов.

2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2. Развитие умения слушать и понимать речь других.

3. Умение работать в паре.

4. Вступать в беседу на уроке и в жизни .

Дидактический материал и оборудование : интерактивная доска, цифровой образовательный ресурс – презентация в программе Microsoft Offise Power Pоint; карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями); учебник, рабочая тетрадь, 3 полотенца, вода.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

- Я вижу, что настроение у всех отличное и вы готовы к новому путешествию. Будьте активными и работайте усердно.

- Ребята, давайте с вами проведём небольшой опыт. У меня 3 одинаковых полотенца. Я намочу и отожму их. Первое повешу вдали от обогревателя (батареи отопления). Второе расправлю и положу на батарею. Третье скатаю в плотный комок и тоже положу на батарею. В течение урока мы посмотрим, что же произойдёт.

- А теперь давайте вспомним, с какими природными зонами мы уже познакомились? Расставьте изученные природные зоны по порядку в направлении от полюса к экватору и определите, какая пропущена.

(Пропущена зона тундр. А природные зоны располагаются так: ледяные пустыни, тундра, тайга, широколиственные леса.)

- Мы продолжаем разговор об экосистемах и зонах. Попробуем найти причины разных явлений, выявить закономерности.

II. Актуализация знаний.

– Мы продолжаем разговор об экосистемах и зонах. Попробуем найти причины разных явлений, выявить закономерности. Давайте вспомним, в чём отличие климата умеренного пояса от холодного?

(Солнечные лучи обогревают природные зоны по-разному. Умеренный пояс обогревается лучше из-за изменения угла наклона солнечных лучей. Земля глубже прогревается, выпадает достаточное количество осадков, необходимое для роста растений, выражены все времена года и т.д.)

Послушайте загадку-описание одной из зон.

  1. В этой природной зоне есть полярный день и полярная ночь, здесь живут белые медведи. (Это зона Арктических пустынь.)
  2. В этой природной зоне короткое лето, много болот, здесь живут лемминги. (Это зона тундр в холодном поясе).

- Молодцы! Вы хорошо разбираетесь в особенностях этих зон. А теперь я предлагаю вам посмотреть следующий слайд 2 . На какой вопрос ищут ответ ребята?

Формулирование темы и целей урока .

- Молодцы, ребята. А теперь попробуйте отгадать мою загадку. Здесь самые плодородные почвы, тёплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растёт ни одного дерева. Где это?

(Мы сразу не можем ответить, с такой зоной мы ещё не встречались. Но похоже, что эта зона находится в умеренном поясе.)

- Какие вопросы у вас возникают?

1. Почему в таких благоприятных условиях не растут деревья?

2. Какие же растения там встречаются?

– Что нам нужно выяснить на уроке?

1. Выяснить название данной зоны.

2. Узнать, какие животные и растения встречаются в этом месте.

3. В чём своеобразие экосистем данных зон?

– В процессе урока нам предстоит ответить на все эти вопросы.

ΙΙΙ. Совместное открытие знаний.

- Ребята, где мы можем найти названия данных зон? (Нам поможет карта.)

Дети работают с картой природных зон в учебнике (с. 104–105 ).

– После лесных зон идёт зона лесостепей и степей.

(Мы выяснили, что в умеренном поясе находится ещё зона степей и пустынь.)

– Как будет звучать тема урока? Проверьте себя по учебнику с.26-29.

Засушливые зоны умеренного пояса. (Зона степей и пустынь умеренного пояса .) Слайд 3.

1.Знакомство с зоной степей. Слайд 4.

Работа с учебником стр.26. Чтение текста.

- Как вы думаете, почему при богатой почве, достаточном тепле и дождях, в степной зоне не растут деревья? Что является причиной этого? (Мы думаем, что деревьям жарко, т.к. здесь теплее.)

- Вернемся к опыту. Что заметили?

(Полотенце, которое находилось далеко от батареи, подсохло. Полотенце, которое лежало расправленным на батарее высохло, а скомканное осталось мокрым.)

- Почему это произошло?

(Вода с поверхности полотенец испарялась по-разному. То, что было самым мокрым, получило меньше тепла. То, что было расправлено, получило столько же тепла, сколько скомканное, но, наверное, вода с него легко испарилась именно из-за того, что оно было расправлено.)

- Да, вы правы, при одинаковой температуре вода испаряется быстрее с более широкой и ровной поверхности. Вспомните листья деревьев. Какая у них поверхность по размеру? Как это связано с испарением?

(Поверхность листьев достаточно большая. Поэтому вода будет испаряться быстро. В данных условиях при нехватке воды дерево может просто засохнуть.)

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 27).

- Почему листья деревьев в степи высыхают?

– Какие листья должны иметь растения степей?

(Они не должны быть широкими. Растения должны уметь удерживать влагу. Поэтому они должны быть густыми и напоминать скомканное полотенце.)

В степной зоне растут в основном травянистые растения. Они покрывают землю сплошным ковром, корни их сплетаются. Эти растения хорошо переносят засуху и зимние морозы.

- С какой поверхности вода испаряется быстрее? Какой вывод можно сделать?

( Вода испаряется тем скорее, чем теплее и чем больше открытая поверхность.)

- Сравните с выводом в учебнике на с. 27.

-Какими, по вашему мнению, должны быть корни степных растений? Почему?

(У растений степи густые и длинные корни. Узкие, жёсткие листья экономят влагу.)

- Назовите растения степей. (Слайд 7)

- Какую роль в экосистеме выполняют растения? (Роль кормильцев.)

- Сравните свои выводы с иллюстрациями на с. 27.

- Давайте откроем карту ещё раз и поищем данные зоны на разных материках. Заодно рассмотрим, какие животные здесь встречаются.

(Такие зоны встречаются в Евразии, Северной и Южной Америке. В Евразии можно встретить зайца-русака, суслика, тушканчика, волка, джейрана, благородного оленя. В Северной Америке водятся чёрная белка, койот, олень, вилорог, бизон.)

- Представьте себе степь. И скажите, с какими проблемами столкнутся животные этой зоны.

(Животные должны уметь переносить жару, быстро бегать или уметь маскироваться). (Слайд 8)

-Разнообразны насекомые степной зоны. Особенно много здесь кобылок и кузнечиков. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечики поедают мелких насекомых. Живут в степной зоне различные бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые-опылители. Есть в степи интересные насекомые-санитары: жуки-навозники и жуки-могильщики. Они уносят в свои норки помёт животных, питаются им сами и запасают его для своих личинок. Жуки-могильщики закапывают в почву мертвых птиц и зверьков. Если насекомых-санитаров достаточно, они содержат свой дом в порядке.

Учитель называет различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост – кустарники, руки вверх – деревья.

Берёза, подорожник, сосна, крыжовник, морошка, тюльпан, ковыль, ель, мак, дуб, орешник, зверобой, сирень, липа, шиповник, клевер, малина, смородина, осина.

- Найдите информацию о них и проверьте свои предположения о приспособлениях животных. Прочитаем текст в учебнике на с. 28.

- С какими проблемами столкнулись животные в этой зоне? Как воздействует на нее человек?

(Раньше в степях паслись стада крупных травоядных зверей, например, бизонов. Теперь большая часть степей распахана человеком для выращивания культурных растений.) Слайд 11.

- Оказывается, вытаптывая сухую траву и корни, крупные животные разрушают ее и дают возможность расти молодым побегам, новым растениям.

-Что произойдет, если нарушится, хотя бы одно звено в цепи питания? Если исчезнут:

1) крупные травоядные: бизоны, сайгаки, олени;

2) хищники: волки, орлы;

(Дети работают с текстом на с. 32–33 и отвечают на эти вопросы. Если удалить одно из звеньев степной экосистемы, она может разрушиться. Растения засохнут, погибнут. Ведь если некому задерживать влагу, она быстро испаряется. Это повлияет на жителей почв. Они могут тоже погибнуть или их станет меньше. Почва стала бы не такой плодородной. Растений становилось бы всё меньше и меньше.)

- Что это вам напоминает? (Пустыню.)

2.Знакомство с зоной пустынь.

- Покинув бескрайние степи, мы движемся на юг, а куда попадаем, узнаете, если отгадаете загадку:

В ней песков большие груды

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном. ( Пустыня ). (Показ на карте новой зоны учителем.)

- Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Пустыни бывают песчаные, глиняные и даже каменистые. Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70˚С, а в тени выше 40˚С. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. А чего хочется человеку, когда ему очень жарко?

- К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12˚с, и длится зима 2-3 месяца.

- Действительно ли там пусто? (Чтение текста в учебнике на с. 29)

- Как приспособились растения к жизни в пустыне? (Имеют длинные корни) Слайд 12.

- Кроме того , пустынные растения часто имеют листья в виде колючек.

- Как приспособились животные к условиям жизни в пустыне?

(Животные должны уметь переносить жару и нехватку воды. Они имеют сухую кожу, которая защищает их от потери влаги). Слайд 13.

- Откройте карту на с.107, какие еще животные встречаются в пустыни?

- Мне бы хотелось рассказать о самом удивительном животном пустыни- верблюде. Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды, но это не так. Существует два вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают 2 метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыне ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находятся запасы жира. Он может обходиться без воды в сильную жару по 4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер.

ΙV. Самостоятельное применение знаний.

-Чем похожи и чем отличаются пустынные растения от степных?

( В степях и пустынях растения имеют длинные корни, приспособленные к добыванию воды. Буйный расцвет бывает весной, когда не так жарко и есть влага в почве. Но в степях травяной покров гуще, а в пустынях много голых участков, пустынные растения часто имеют листья в виде колючек, их корни проникают глубже, чем корни степных растений.)

-На какую ещё зону похожи пустыни?

( На ледяную зону по почти полному отсутствию растений, но не похожи по климату. )

-Почему в степях так много подземных животных?

( Там прохладно в жару и есть пища - подземные части растений).

V. Применение нового знания.

Работа с Рабочей тетрадью.

Задания 3,4,7,8,9. Взаимопроверка.

VI. Стадия рефлексии. Итог урока.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

-А теперь вернемся к вопросу, который мы поставили в самом начале урока, но не смогли на него ответить.

- Здесь самые плодородные почвы, теплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растет, ни одного дерева. Где это?

-И еще одна загадка:

- В каком климатическом поясе они расположены?

VII. Домашнее задание (на выбор).

(Мы не говорили о жарком поясе.)

- А хотели бы вы узнать о природных зонах жаркого пояса от настоящего путешественника? А может быть, вы захотите сами стать путешественниками? Да, путешествовать можно даже по книгам, например по учебнику. Надо только выбрать тот маршрут, который будет вам интересен.

- Как подготовиться к такому путешествию? План подготовки тоже есть в учебнике.

- А на следующем уроке в нашем классе будет проходить заседание географического общества и мы услышим отчёты наших путешественников. Выбирайте маршруты для путешествий и темы докладов на с. 31 в учебнике.

2) Учебник, с. 26 – 29, читать, вопросы; рабочая тетрадь, с. 48 – 50 (остальные задания).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру Засушливые зоны умеренного пояса, 2 класс, 2100

Презентация содержит вспомогательный материал по окружающему миру к уроку по теме "Засушливые зоны умеренного пояса", 2 класс, 2100.


Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс.

Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс УМК "2100".


Урок окружающего мира "Засушливые зоны умеренного пояса"

Цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонах умеренного.


Урок окружающего мира "Природные зоны холодного пояса"

Урок изучения нового материала. Четвертый урок в разделе "Земля - наш общий дом" УМК "Школа 2100".


Урок в технологии критического мышления по окружающему миру "Природные зоны полярного пояса" (2 класс, "Школа 2100").

Данный материал включает в себя конспект урока и тематическую презентацию. Урок разработан в технологии критического мышления.

Урок окружающего мира "Природные зоны холодного пояса", 2 класс

На уроке дети знакомятся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями.

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны холодного пояса"

Методы и приёмы работы:иллюстративно-словесный, практический, исследовательский (фронтальная беседа, работа с картами, раздаточным материалом, практическая работа)Тип урока: комбинированный (изу.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Засушливые зоны умеренного пояса. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Контрольные вопросы Где на Земле расположены степи и пустыни? Какие растения растут в степях? В пустынях? Как они приспособились к жизни в жарком климате? Какие животные живут в степях? В пустынях? Что помогает им выживать в тяжёлых климатических условиях?

89017 89025 89011 89000 89024 89001 89005 89020 89002 88997 89026 89019 89016 89004 89013 89018 89015 89006 89007 89010 88999 89012 89009 89023 89021 89008 88998 89014 89003 89022

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Умеренный климатический пояс занимает обширные территории земного шара. Он охватывает области Северного и Южного полушарий. Природная зона умеренного пояса отличается разнообразием и включает в себя лесные массивы, степи и лесостепи, переходящие в полупустынные и пустынные районы.

Где находится умеренный пояс

Общая характеристика

Значительная часть пояса находится под воздействием умеренных воздушных течений, которые приносят низкое атмосферное давление и высокую влажность. Этому явлению способствует географическое положение умеренного пояса. Ближе к полюсам он соприкасается с границами субарктических и субантарктических зон, в направлении экватора — с субтропическими зонами. Температурные режимы находятся в прямой зависимости от смены сезонов и отличаются чёткой выраженностью.

Климат в умеренных широтах зависит от близости морей и океанов и характеризуется четырьмя типами:

  • континентальный;
  • резко континентальный;
  • морской;
  • муссонный.

Природная зона умеренного пояса

Континентальные климатические области расположены в глубине материков, от океанов их отделяют значительные расстояния. Зона характеризуется наиболее стабильными климатическими условиями с морозным зимним периодом и жарким летним сезоном. Характерные признаки: минимальное количество осадков, сильный ветер, пыльные бури.

Резко континентальным зонам, которые располагаются исключительно в Северном полушарии планеты, свойственны суровые и сухие погодные условия. Эти области находятся на двух материках — Евразии и Северной Америке — и представляют собой зону с повышенным атмосферным давлением, наиболее характерным для зимнего сезона.

Умеренный пояс

Территории прибрежных районов находятся под влиянием климатических условий, которые формируются над просторами океанов. Районам, в которых находится умеренный пояс морского типа, характерна мягкая зима и нежаркое дождливое лето. Резких колебаний температурного режима при смене сезонов здесь не бывает.

Формирование муссонного климата происходит в областях, где проходит условная граница между сушей и океаном. Воздушные массы, образованные в этой зоне, называются муссонами, а их постоянное перемещение оказывает основное влияние на погодные условия местности. Главная особенность муссонного климата состоит в резкой сезонной смене количества осадков.

В зимний период ветер дует со стороны материка и приносит сухость и холод, летние муссоны зарождаются над поверхностью океана и способствуют выпадению обильных дождей на суше. На территории России этот климатический тип характерен для дальневосточных регионов, камчатского полуострова и острова Сахалин.

Основные природные комплексы

Географические пояса земного шара представляют собой обширные районы, которым характерны однородные условия климата. Растительный и животный мир, населяющий природный комплекс, является одним из основных признаков этих территорий. Их образование связано с неравномерным распределением солнечной радиации и влаги на планете.

Все природные зоны, расположенные в умеренном поясе, подвержены влиянию континентальных, арктических и океанических воздушных масс, которые могут смешиваться над этими районами и создавать определённые погодные условия. Они характеризуются тремя основными типами: лесные массивы, степные зоны и пустыни.

Географическое положение умеренного пояса

Лесная зона

Основную часть территории с умеренным климатом занимают лесные массивы. Они располагаются в восточных областях североамериканского континента, центральных и западных областях Европы, севере и востоке Азии. Краткая характеристика лесных зон включает в себя описание природных комплексов, которые, согласно географическому положению, подразделяются на следующие виды:

  • тайга;
  • смешанные леса;
  • широколиственные леса.

Перечислите природные зоны расположенные в умеренном поясе

Таёжные (бореальные) леса состоят преимущественно из хвойных и темнохвойных пород деревьев. Тайга занимает часть умеренного пояса Канады, Скандинавского полуострова, России. Климат отличается суровой зимой и жарким летом. Минимальная температура воздуха в зимний период может достигать -50 0 C. В летние месяцы столбик термометра иногда поднимается до +30 0 C. В тайге обитают как хищные, так и травоядные животные, приспособленные к суровым условиям. В их число входят бурый медведь, соболь, косули, волки, рыси, благородные олени.

Зоны смешанных лесов расположены на евразийском континенте, на острове Новая Зеландия, в Северной и Южной Америке. Лес состоит из устойчивых к продолжительному и суровому зимнему периоду пород деревьев, к ним относятся тополь, ольха, дуб, ель, берёза, осина. В смешанных лесах обитают те же виды фауны, что и в тайге, однако, их разнообразие дополняется лосями, большим количеством грызунов и птиц.

Широколиственные лесные массивы распространены в Японии, Китае, южной части дальневосточного региона, Западной Европе. Этой зоне свойственно жаркое лето и мягкая зима. На плодородных почвах произрастают буковые деревья, вязы, каштаны, клёны. Среди животных много грызунов, пернатых, хищников, копытных.

Засушливые регионы

В регионах с небольшим количеством осадков и более высокими летними температурами происходит постепенный переход лесных массивов в редколесья и лесостепи. На евразийском континенте эта зона пролегает от Карпатских гор до предгорных районов Алтая. Для лесостепных областей характерно луговое разнотравье, которое постепенно сменяют степные растения, такие как ковыль, злаки, полынь.

Климат степной зоны характеризуется небольшим количеством выпадающих осадков, жарким летом и холодным зимним периодом. Лесостепные и степные районы обладают самыми плодородными почвами — чернозёмом, поэтому используются для земледелия.

Засушливые регионы

Этот фактор создал неблагоприятные условия для местной экосистемы. Чтобы сохранить жизнь исчезающих видов фауны, на отдельных участках были созданы заповедники. Живая природа степей представлена различными видами насекомых, а также сусликами, тушканчиками, рептилиями.

Области полупустынь и пустынь относятся к наиболее засушливым регионам планеты. Знойное, сухое лето и холодная, ветреная погода зимой представляют собой крайне неблагоприятные условия для развития местной флоры и фауны. Скудная растительность состоит в основном из колючих кустарников. Животный мир пустынь представлен устойчивыми к суровому климату видами, к которым относятся скорпионы, змеи, некоторые виды грызунов, верблюды, сайгаки.

Зоны умеренного пояса обладают большим количеством природных ресурсов. Обширные площади, занимаемые лесными массивами, обеспечивают планету кислородом, что даёт возможность поддерживать жизнь всех живых существ на Земле. Добыча природных ископаемых, которыми богаты недра умеренной зоны, способствует развитию всех отраслей человеческой деятельности.

Засушливые зоны умеренного пояса

№ слайда 1

Засушливые зоны умеренного пояса

Контрольные вопросы Где на Земле расположены степи и пустыни?Какие растения раст

№ слайда 2

Контрольные вопросы Где на Земле расположены степи и пустыни?Какие растения растут в степях? В пустынях?Как они приспособились к жизни в жарком климате?Какие животные живут в степях? В пустынях?Что помогает им выживать в тяжёлых климатических условиях?

Зона степей Степная зона расположена южнее лесной. Здесь много солнца, жаркое пр

№ слайда 3

Зона степей Степная зона расположена южнее лесной. Здесь много солнца, жаркое продолжительное лето, короткая зима, богатые перегноем почвы, чернозёмы. Но не все природные условия в степи благоприятны: летом на большой части территории выпадает мало осадков, бывают сильные ветры – суховеи.В степи очень плодородные почвы — черноземы, поэтому сегодня практически все степные территории превращены в пашни, где человек выращивает множество сельскохозяйственных культур. Естественная природа степи сохранилась только в заповедниках.

Растительный мир степей Характерная черта степи — безлесие огромных равнин, покр

№ слайда 4

Растительный мир степей Характерная черта степи — безлесие огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью, которой свойственна быстрая смена цветовых аспектов (до 12 раз в году) и изменчивость растительного покрова в связи с малым количеством осадков. Травы образуют сомкнутый или почти сомкнутый покров. У большинства растений длинные и ветвистые корни, которыми растения добывают воду из глубоких слоёв почвы; узкие листья, помогающие экономнее расходовать её.Яркие маки, гиацинты, сон-трава, тюльпаны, горицвет застилают степные пространства красочным ковром. Но основные травы, растущие в степи, злаки (растения, образующие колоски) — ковыль, типчак, мятлик, тонконог.

Животный мир степей В степи довольно богатый животный мир. Среди степных животны

№ слайда 5

Животный мир степей В степи довольно богатый животный мир. Среди степных животных много грызунов, роющих глубокие норы, где зверьки спасаются от летнего зноя и зимних холодов. Это суслики, хомяки, сурки, тушканчики, слепыши. За ними охотятся хищные птицы: орел, пустельга, лунь, кобчик, коршун, ушастая сова; а также змеи, которых здесь много. Встречаются в степи и копытные — антилопы, сайгаки. А еще в степях живет необычная птица дрофа, которая полету предпочитает бег на длинные дистанции.

Пустыня Пустыни — самые засушливые области Земли. Летом в этих районах дневная т

№ слайда 6

Пустыня Пустыни — самые засушливые области Земли. Летом в этих районах дневная температура достигает 50 °С в тени, а ночью резко опускается (иногда ниже нуля). Дожди здесь — явление крайне редкое, например, в пустыне Намиб на юго-западе Африки осадков не бывает годами. Самая большая пустыня в мире — Сахара. Она занимает свыше 7 млн кв. км. Унылые каменистые или песчаные пространства, протянувшиеся на многие километры, на первый взгляд выглядят абсолютно безжизненными, однако это не так.

Растительный мир пустынь В пустыне немало приспособившихся к ней растений. Многи

№ слайда 7

Растительный мир пустынь В пустыне немало приспособившихся к ней растений. Многие из них живут в пустыне только в прохладное время года, когда влаги чуть больше. Ранней весной они успевают отцвести и дать семена, которые спокойно дожидаются наступления поздней осени. Многолетние растения вместо обычных листьев имеют тонкие иголки, способные выдержать палящие лучи солнца. У многих пустынных растений, например, у кактусов, толстые мясистые стебли. Они помогают запасти влагу на предстоящий засушливый период.

Животный мир пустынь Животные пустыни в основном ведут ночной образ жизни, днем

№ слайда 8

Животный мир пустынь Животные пустыни в основном ведут ночной образ жизни, днем они скрываются от палящего зноя в тени или в глубоких норах. Вечером, когда жара спадает, выбираются из своих укрытий тушканчики, мыши-песчанки, пустынные лисицы, ящерицы, разнообразные насекомые и отправляются на поиски пищи.В пустынях встречаются и копытные животные. Антилопы и джейраны преодолевают большие расстояния в поисках водопоя. Величавый и надменный верблюд был приручен человеком еще в глубокой древности и в диком виде встречается только в пустынях Монголии.

Итог урока Где на Земле расположены степи и пустыни?Какие растения растут в степ

№ слайда 9

Итог урока Где на Земле расположены степи и пустыни?Какие растения растут в степях? В пустынях?Как они приспособились к жизни в жарком климате?Какие животные живут в степях? В пустынях?Что помогает им выживать в тяжёлых климатических условиях?

Читайте также: