Оэз трт эльбрус доклад

Обновлено: 19.05.2024

ОЭЗ ТРТ создаются для развития и оказания услуг в сфере туризма на одном или нескольких участках территории. В данных ОЭЗ не разрешается применение процедуры свободной таможенной зоны, но допускается размещение объектов жилищного фонда.

В ОЭЗ ТРТ разрешается осуществление только туристско-рекреационной деятельности, а именно, деятельности по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристской деятельности и деятельности по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, в том числе деятельности по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

ОЭЗ ТРТ располагаются в самых живописных и востребованных туристами регионах России и предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Резидентом ОЭЗ ТРТ признаются индивидуальный предприниматель и коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

На территории ОЭЗ также могут осуществлять предпринимательскую деятельность инвесторы, которые не являются резидентами ОЭЗ. Кроме того, в случае утраты хозяйствующим субъектом статуса резидента ОЭЗ ему разрешается вести деятельность в ОЭЗ на общих основаниях.

  • ОЭЗ ТРТ "Байкальская гавань"
  • ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь"
  • ОЭЗ ТРТ "Завидово"
  • ОЭЗ ТРТ "Ворота Байкала"
  • ОЭЗ ТРТ "Архыз"
  • ОЭЗ ТРТ "Ведучи"
  • ОЭЗ ТРТ "Эльбрус"
  • ОЭЗ ТРТ "Матлас"
  • ОЭЗ ТРТ "Армхи и Цори"
  • ОЭЗ ТРТ "Мамисон"

По состоянию на 14 декабря 2021 года резидентами ОЭЗ ТРТ являлись 81 компания.

Резидентами ОЭЗ ТРТ накопленным итогом создано 911 рабочих мест, осуществлено 6,76 млрд. рублей инвестиций, объем выручки составил 2,81 млрд. рублей, уплачено 0,44 млрд. рублей налоговых, таможенных отчислений и отчислений в государственные внебюджетные фонды.



Официальный сайт Минэкономразвития России. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.

• обеспечение устойчивого развития туристско-рекреационного комплекса;

• выделение элементов планировочной структуры и установление параметров их планируемого развития;

• установление функциональных зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Проект планировки решает следующие задачи:

• создание условий для сохранения уникального природно-ресурсного потенциала;

• увеличение инвестиционной привлекательности территории;

• развитие внешних и внутренних транспортных связей с учетом планомерного увеличения туристического потока;

• развитие сферы рекреации и туризма, с созданием и расширением предоставляемых видов и услуг отдыха.


• Схема планировки Приэльбрусского района. Зона туризма, альпинизма и горнолыжного спорта (1965 г.),

• Проект районной планировки Приэльбрусья Кабардино-Балкарской АССР (1990 г.),

• Схема территориального планирования Кабардино-Балкарской Республики, (2007 г.).


Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 06.10.2017 г. № 184-ПП утвержден проект планировки территории со следующими объемами:

  • Количество средств размещения туристов увеличится в 5 раз.
  • Общая длина горнолыжных трасс будет увеличена в 7 раз, а длина канатных дорог с подъемниками - в 2,5 раза по сравнению с текущим положением.
  • Размещение современных объектов торговли, питания, развлечения и услуг.
  • Существенное развитие общих показателей инженерного обеспечения и транспортной инфраструктуры.

Осуществление запланированных мероприятий позволит создать условия, необходимые для устойчивого развития территории, и обеспечить возможности для увеличения туристического потока к 2036 году более чем в 4 раза.

от 6 июля 2020 года N 294-рп

[О проекте перспективного плана развития туристско-рекреационной особой экономической зоны на территориях Эльбрусского и Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики на период до 2030 года]

1. Одобрить прилагаемый проект перспективного плана развития туристско-рекреационной особой экономической зоны на территориях Эльбрусского и Зольского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики на период до 2030 года.

2. Рекомендовать Председателю Правительства Кабардино-Балкарской Республики подписать указанный Перспективный план.

Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ

Утвержден
решением
Наблюдательного совета
туристско-рекреационной особой
экономической зоны на территориях
Эльбрусского и Зольского муниципальных
районов Кабардино-Балкарской Республики
Протокол от ____________ 2020 г. N ___

Председатель Наблюдательного совета
______________________ _____________

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ ЭЛЬБРУССКОГО И ЗОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

"Курорты Северного Кавказа"

Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики

__________________ Х.Х. Тимижев

__________________ А.Т. Мусуков

"___" _______________ 2020 г.

"___" _______________ 2020 г.

1. Резюме проекта

1.1. Информация о создании особой экономической зоны

1.2. Основная цель создания особой экономической зоны

1.3. Источники финансирования

1.4. Количество действующих резидентов

1.5. Основные этапы развития особой экономической зоны

1.6. Ключевые приоритеты развития особой экономической зоны

2. Общая информация об особой экономической зоне

2.1. Основная цель создания особой экономической зоны

2.2. Информация о создании особой экономической зоны

2.3. Территория особой экономической зоны

2.4. Информация о земельных участках в границах особой экономической зоны

2.5. Потенциал территории особой экономической зоны и ее конкурентные преимущества

2.5.1. Географические и климатические преимущества

2.5.2. Экономические преимущества

2.5.3. Инфраструктурные преимущества

2.5.4. Логистические преимущества

2.5.5. Социальные преимущества

2.5.6. Налоговые преимущества

2.5.7. Прочие преимущества

2.6. Информация о текущем состоянии туристской отрасли как одной из приоритетных отраслей экономики Кабардино-Балкарской Республики

2.7. Органы управления особой экономической зоной

2.8. Информация о заключенных соглашениях (дополнительных соглашениях), в том числе переданных Минэкономразвития России/Минкавказом России отдельных полномочиях по управлению особой экономической зоной управляющей компании

3. Описание стадии реализации Проекта (текущее состояние Проекта и достигнутые результаты)

3.1. Информация о наличии проектной документации, ее основные положения и технические характеристики

3.2. Информация о выполненных мероприятиях и созданных, капитально отремонтированных, реконструированных объектах инфраструктуры

3.3. Информация о действующих льготах и преференциях для резидентов особой экономической зоны и управляющей компании

3.4. Сведения о действующих резидентах особой экономической зоны и их проектах

3.5. Меры поддержки резидентов особой экономической зоны (предоставление услуг, субсидий, льготное кредитование, фондовое финансирование, а также консультационная, методологическая и информационная поддержка и пр.)

3.6. Сводная информация о результатах функционирования особой экономической зоны с момента ее создания

3.7. Информация об имеющихся потребностях и проблемах

4. Перспективное развитие особой экономической зоны и прилегающей территории

4.1. Стратегические направления развития особой экономической зоны (ключевые приоритеты развития и специализация особой экономической зоны)

4.2. Информация о потенциальных резидентах/инвесторах и о планируемых мерах поддержки резидентов особой экономической зоны (предоставление дополнительных услуг резидентам, субсидирование, кредитование, фондовое финансирование, а также консультационная, методологическая и информационная поддержка и пр.)

4.3. Этапы развития особой экономической зоны на десятилетний период с детализацией ближайшего 3-летнего периода

4.4. Перечень объектов инженерной, транспортной, инновационной и социальной инфраструктуры, подлежащих строительству, реконструкции и капитальному ремонту для функционирования особой экономической зоны с указанием предполагаемых источников финансирования

4.5. Технико-экономическое обоснование необходимости создания, реконструкции и капитального ремонта объектов инфраструктуры с учетом перспективы развития особой экономической зоны и потребностей действующих и потенциальных резидентов

4.6. Финансирование Проекта и его обеспеченность денежными средствами с учетом этапов развития особой экономической зоны. Общая стоимость Проекта с разбивкой на этапы развития особой экономической зоны и источники финансирования

5. Оценка эффективности и рисков реализации Проекта

5.1. Оценка экономической эффективности Проекта, прогнозно-плановые показатели эффективности функционирования особой экономической зоны на десятилетний период

5.2. Прогноз объема налоговых отчислений резидентов особой экономической зоны в федеральный бюджет, республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты на ближайшие 10 лет

5.3. Расчет срока окупаемости государственных инвестиций, направляемых на создание и развитие особой экономической зоны

5.4. Описание возможных рисков при реализации Проекта в целом, в том числе при реализации резидентами особой экономической зоны своих проектов, и предложения по минимизации негативных факторов

6. Цели, задачи и мероприятия по перспективному развитию особой экономической зоны

6.1. Постановка краткосрочных целей и задач, направленных на достижение конкретных результатов, обеспечивающих эффективное функционирование особой экономической зоны с учетом стратегических направлений развития особой экономической зоны

6.2. Разработка мероприятий, обеспечивающих выполнение конкретной задачи с указанием сроков, ответственных исполнителей и промежуточных результатов


Общая площадь исследуемой территории 2682 гектар.

Перепад высот объекта работ:

5621м – 2180м = 3441м

Цели и задачи проекта

Задачи:

  • Создание планово-высотной опорной геодезической сети;
  • Измерение точек планово-высотного контроля данных ВЛС;
  • Создание цифровых топографических планов М 1:2000 и М 1:5000, с сечением рельефа через 1м.

SONY DSC

Особенности реализации проекта

Основной особенностью проекта можно смело назвать высокогорное расположение объекта работ. Максимальная по высоте точка объекта – восточная вершина Эльбруса с отметкой 5621м. н.у.м.

В этих обстоятельствах выполнить условия Задания и уложиться в отведенные договором сроки стало возможным только с использованием технологии воздушного лазерного сканирования, а так же с привлечением мощного вертолета Ми-8 МТВ с опытным экипажем из Авиационно-спасательного центра Северо-Кавказского регионального центра МЧС России.

Достаточно высокие требования к точности и плотности данных, обусловили необходимость выполнения аэросъемочных проходов на высотах не более 1500м над рельефом, но при этом огромный (около 3,5 км) перепад высот на объекте съемки и необходимость выполнения отдельных проходов лазерного сканирования на абсолютной высоте – более 6000 м н.у.м., однозначно определили наше решение по выбору такого достаточно редко используемого для аэросъемки воздушного судна.

Только МИ-8 МТВ имеет практический потолок 6000 м, высокую скороподъемность (более 9 м/с) и при этом возможность выполнения съемки на скоростях ниже 150 км/ч. с установкой оборудования внутрь отапливаемой кабины.

Но даже такой подготовленный к высокогорью вертолет не имеет герметичную кабину, что приводит к обязательному использованию выше 5000 м всеми членами экипажа и аэросъемочной бригады кислородного оборудования.

Используемое оборудование

ВОЗДУШНЫЙ ЛАЗЕРНЫЙ СКАНЕР RIEGL LMS-Q780

На сегодняшний день, в России самый современный воздушный лазерный сканер дальнего действия от мирового лидера в производстве LiDAR систем, обладающий следующими харак тиристиками:

Региональные власти утвердили решение о создании особой экономической зоны на территории города-курорта Железноводска. Судя по всему, она будет туристско-рекреационного типа, так как здесь планируется строить объекты санаторно-курортного значения и гостиницы. Уже составлена заявка в минэкономразвития РФ, и, если все пойдет по плану, первые резиденты должны появиться в 2023 году.

ОЭЗ должна помочь инвесторам выудить максимальную прибыль из участка у Курортного озера Железноводска. Фото: Екатерина Ковалевская/РГ

ОЭЗ должна помочь инвесторам выудить максимальную прибыль из участка у Курортного озера Железноводска. Фото: Екатерина Ковалевская/РГ

Создать ОЭЗ губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров предложил в середине июля, однако говорить о ней начали еще в прошлом году. Мэр Железноводска Евгений Моисеев, говоря об этой инициативе в декабре 2020 года, сразу указал, какие территории можно включить в проект. В итоге именно их и выбрали.

Фото: iStock

- На них планируется строительство 19 объектов санаторно-курортного значения на 7950 мест и шести гостиниц на 750 мест. Общая сумма инвестиций составит около 40 миллиардов рублей. Особая экономическая зона поможет увеличить туристический потенциал города, построить новые объекты инфраструктуры, создать рабочие места, - отметил Евгений Моисеев.

Включить в нее предлагается две территории, обе находятся в курортной зоне города - это инвестиционная площадка рядом с западным склоном горы Развалка и участок возле Курортного озера "30.Ка". Заявка почти готова, вскоре ее направят в министерство экономического развития РФ. Ответ от федерального ведомства ждут в 2022 году.

Как сообщили в пресс-службе администрации Железноводска, уже есть список потенциальных резидентов, в который вошли около десятка компаний. Имея статус резидента, они смогут получить льготы по налогам на прибыль, имущество и землю, а также на тарифы по страховым взносам.

В России сейчас 10 ОЭЗ туристско-рекреационного типа (ТРТ), из них шесть в СКФО - "Архыз" (Карачаево-Черкесия), "Ведучи" (Чечня), "Эльбрус" (Кабардино-Балкария), "Матлас" (Дагестан), "Армхи и Цори" (Ингушетия), "Мамисон" (Северная Осетия). Управляет ими компания "Курорты Северного Кавказа". Они объединены в туристический кластер.

Особенность ОЭЗ ТРТ заключается в том, что здесь допускается строительство жилищного фонда. Но в таких зонах можно заниматься только рекреационной деятельностью, а именно строить, реконструировать, эксплуатировать объекты санаторно-курортного и туристического комплексов, вести разработку месторождений минеральных вод и осваивать другие природные лечебные ресурсы. Резидентами могут стать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий.

Фото: Пресс-служба администрации главы Чувашии

Из федерального бюджета на финансирование объектов инженерной, транспортной, социальной и инновационной инфраструктур (за исключением канатных дорог, горнолыжных трасс, систем искусственного снегообразования и защитных сооружений) потрачено 22,62 миллиарда рублей, в том числе в 2020-м - более миллиарда, построено 212 объектов. Региональные и местные бюджеты в финансировании данных работ не участвовали. Налогов за весь период уплачено 385,8 миллиона рублей.

В ингушской ОЭЗ пока один резидент, в осетинской и дагестанской - ни одного. Строительство курорта "Мамисон" в Осетии начнется в 2022 году, а создание рекреационного комплекса "Матлас" и развитие Каспийского прибрежного кластера предполагается начать и вовсе после 2025-го, и то при условии выделения дополнительного бюджетного финансирования.

ОЭЗ на Ставрополье, кстати, также существовала. В 2007 году в особую экономическую зону вошли часть Минераловодского и Предгорного округов, а также четыре города-курорта. Якорным стал инвестпроект "Гранд SPA Юца", позднее к нему должны были добавиться инвестиционные площадки "Горное море" под Железноводском и "Капельная балка" у Ессентуков.

Фото: iStock

К 2026 году, благодаря ОЭЗ, в регионе планировали создать около 40 тысяч рабочих мест, 17 тысяч номеров в средствах размещения, а также увеличить турпоток на КМВ до 2,5 миллиона человек в год. Но толком ничего сделано не было, и в 2016-м зону ликвидировали, поскольку ни один резидент здесь так и не зарегистрировался. После этого власти Ставрополья заявили, что в данной ситуации ОЭЗ краю не нужны и большего эффекта можно достичь благодаря финансовым вложениям в действующие курорты, тем более что интерес к внутреннему туризму вырос.

А в сентябре 2020 года Михаил Бабич, занимавший тогда пост первого замминистра экономического развития РФ, предложил вообще весь СКФО сделать особой экономической зоной. По мнению чиновника, преференции для инвесторов смогли бы уменьшить теневой сектор экономики в республиках Северного Кавказа. Однако поддержки идея не получила.

Павле Мрвалевич, сопредседатель Ставропольского краевого отделения "Опоры России":

- Если существует такой экономический инструмент, то нужно им пользоваться. Свободные от налогов зоны есть по всему миру, то есть это зарекомендовавший себя механизм. Возможно, сейчас довольно неудачный период для вложения инвестиций. Из-за пандемии многие компании находятся в режиме выживания и пытаются остаться на плаву. Однако особая экономическая зона как раз может дать стимул к развитию благодаря налоговым преференциям. При этом муниципалитет в итоге выиграет за счет новых рабочих мест, выплат НДФЛ и так далее.

Железноводск не был главным городом Кавминвод, ведь есть Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки. Но муниципальные власти смогли продвинуть его на первый план. Проект ОЭЗ имеет больше шансов на успешную реализацию в том случае, если администрация сможет подтянуть инвесторов и проконтролирует проведение инициативы.

В первых числах сентября правительство России изменило правила отбора регионов, которые могут компенсировать за счет федерального бюджета затраты на создание, модернизацию или реконструкцию инфраструктуры особых экономических зон. Сейчас эти работы финансируются из территориальных бюджетов, а возмещение из федерального они получают в сумме фактически уплаченных резидентами налогов и таможенных пошлин. Благодаря поправкам увеличен период учета налоговых платежей резидентов ОЭЗ с семи до 15 лет, это позволит субъектам получить возмещение в большем размере.

- Изменения позволят снизить нагрузку на бюджеты регионов и стимулируют территории к развитию инфраструктуры ОЭЗ, необходимой для привлечения инвесторов и создания новых рабочих мест, - отметил заместитель министра экономического развития РФ Сергей Галкин. Кроме того, теперь компенсировать можно еще и расходы на капремонт объектов, перешедших в региональную собственность из федеральной.

Читайте также: