Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности доклад

Обновлено: 02.07.2024

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Условие возникновения опыта

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.

Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

Цель исследования :

определить и проверить на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Объект исследования:

развитие способностей детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования :

процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

Исходя из цели, гипотезы и, учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.

2.Обеспечить диагностику развития творческих способностей.

3.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Таким образом, условие возникновения данного проекта обусловливается необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей.

Основные педагогические идеи.

Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Гуманная педагогика ориентирует на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости .

Особенно значимы такие идеи, как идея творческого самоуправления (при условии совместной работы старших и младших членов коллектива), идея сотрудничества с родителями, как детей, так и педагогов, идея личностного подхода к ученику.

Моя работа всецело построена на педагогики сотрудничества – это гуманистическое направление педагогики, основанное на демократических принципах, равноправной субъектной позиции участников целостного педагогического процесса, их взаимодействии, сотворчестве, совместной коллективной деятельности, направленное на всестороннее развитие и саморазвитие личности детей.

IV . Теоретическая база опыта

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эстетически эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную милую вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к нашему миру. И любовь и гармония войдут в его жизнь.

Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Творческая личность – это национальное достояние и истинное богатство страны. Творческая личность от других отличается стремлением выходить за пределы норм.

Проектирование, развитие и формирование творческой индивидуальности предлагает создание для этого специальных возможностей. Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются только там, где есть творческое отношение к жизни и адекватные социальные условия для самодвижения. Работая с детьми, мы должны раскрыть их природные потенциалы и подготовить к продуктивному труду.

Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

(Медленно опустить голову вниз)

А теперь посмотрит вниз -
Мышцы шеи напряглись!
Возвращается обратно -

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей школы, а, следовательно, и нас воспитателей.

Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Школа выполняет заказ общества и государства. ФГОСы дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. В стандартах предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности воспитанников и основываться на личностном опыте ребенка.

Что же такое творчество?

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

Что это значит развивать творческие способности?

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности воспитанника.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.

2. Технология реализации идеи в собственном опыте.

Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности воспитанников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

При организации внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующую цель: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей.

Основными задачами при организации внеурочной деятельности являются:

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. В процессе занятий вышиванием и вязанием заложен высокий воспитательный потенциал. На занятиях раскрываются духовные ценности изделий народных мастеров. В процессе занятий формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются трудовые умения и навыки. Занятия в кружках позволяют приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время.

Я перед собой ставлю задачу: заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.

В своей работе использую общедидактические принципы:

- от простого к сложному.

Наряду с принципами использую и методы:

Стараюсь целенаправленно выявлять склонности воспитанников, предлагаю им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Я позволяю ребятам самим выбирать и предлагать для выполнения изделия. Здесь я выступаю в роли помощника. А воспитанник – экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое изделие.

Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим моим руководством ребята самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания.

Для успешного выполнения намеченных целей я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.

Индивидуальные художественные особенности понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнять задание воспитателя. Ребёнок проявляет свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами. Каждый ребёнок стремиться быть непохожим на других. Поэтому моей задачей является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.

Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся.

На занятиях соблюдаю следующие принципы:

- добровольность выбора содержания занятия, с учетом склонностей детей;

- опора на самостоятельную творческую инициативу детей;

- знакомлю с новыми видами творчества.

Основное внимание на занятиях уделяю:

- формированию практических умений и навыков;

- выполнению элементов для украшения изделия;

-правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия;

-развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.

Информацию на занятиях сообщаю небольшими порциями. Вновь полученные знания сразу закрепляем практическими умениями. Повторение знаний и совершенствование умений осуществляем на разнообразных изделиях.

Начинаем всегда с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы воспитанники могли быстрее увидеть результат своего труда. Стараемся работать так, чтобы в каждом новом изделии ребята могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку.

Поэтому я нахожусь в постоянном творческом поиске, фантазирую, включаю в работу что-то новое.

Занятия по вышивке и вязанию строятся по схеме уроков трудового обучения. Но есть и отличия. Необходимость охраны зрения и связанное с этим ограничение времени, затрачиваемого на непосредственную работу вышивкой или вязанием.

- В начале занятия беседа.

- объяснение последовательности выполнения работы

- практическая часть – не даю готовое решение задачи занятия (выбор материала, технологии изготовления).

Примерная структура занятия:

Организация рабочего места.

Беседа или рассказ (3-5мин.).

Показ приёмов работы, используемых для изготовления изделия (3-5мин.), при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени.

  1. Физминутка.
  2. Практическая часть (23-33 мин.)

Работа по графическим схемам (10-15мин.)

  1. Физминутка или гимнастика для глаз.
  2. Практическая часть. Продолжение (10-15мин.)
  3. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше.

Оценивание работы: ребёнку следует показать положительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочёты, подсказывая способы их устранения.

Уборка рабочих мест (1-2 мин.)

Занятия не только вооружают умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия.

Дети неистощимы на выдумки. В результате – каждая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносят ему большое удовлетворение при выполнении изделия. Внеурочная деятельность воспитанника помогает ему стать:

- доводить начатое дело до конца;

- самостоятельно решать поставленные задачи.

Закрепив ряд трудовых навыков и умений, освоив процесс подготовки и выполнения изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами трудовой деятельности. Всё это подготовит к жизни, труду независимо от того станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

В процессе творческой работы воспитанник открывает для себя понятия: линия, цвет, форма, ритм. Это происходит на уровне подсознания без заучивания законов и правил.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Воспитанники становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Внеурочная деятельность позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогаю воспитанникам понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно, так как это стимулирует развитие мышления ребёнка.

Чтобы воспитанник представлял, что он делает и какой результат получится, я стараюсь направлять его практические действия. Но помню, что направлять – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, помню, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создаю положительную мотивацию:

Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает учащихся в своей работе, у них появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом воспитанники будут стремиться делать всё лучше и лучше, могут посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.

Преобразования, происходящие в обществе, требуют существенных перемен в системе профессионального образования, подготовке подрастающего поколения к жизни в новых социальных условиях, формах хозяйствования. Сегодня нужны люди, умеющие творчески мыслить, способные принимать нестандартные решения. Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.

Действующие ФГОС задают направление таких изменений. В основу стандартов положен системно-деятельностный подход, предполагающий, в частности, активизацию познавательной деятельности обучающихся, направленную на формирование учебно-познавательной компетенции. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.

Методы активизации познавательной деятельности учащихся: самостоятельный поиск, кооперирование, сотрудничество, участие в работе всех членов команды с учетом способностей каждого; креативный (творческий) подход, интеграция визуального, вербального, кинестетического восприятия, метод инверсии (используются противоположные операции мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное и т. д., метод проблемного обучения, метод проектов, эвристический метод (мозговой штурм)

Условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся: формирование осознанного интереса учащихся к получаемым знаниям, возможность применения их в жизни; создание ситуации успеха, поощрение; самостоятельная активность учащихся и формирование чувства ответственности; обеспечение возможности полного охвата обучающихся при сохранении дифференцированного подхода; сочетание различных видов и форм обучения, в т. ч. во внеурочное время и др.; формирование осознания непрерывности познавательной деятельности, в т. ч. во внеурочное время и др. Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству. Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

-Походы. Каждый раз в конце года мы с классом ходим в поход. Поход планируем с родителями заранее. Придумываем развлекательную программу, творческие конкурсы. Выявляем способности учащихся в походных условиях. Как правило, такой отдых надолго запоминается детям.

-Новый год. Этот праздник празднуем с родителями в костюмах, с подарками. Родители играют роли в 1, 2, 3 классе. А в 4-ом уже играют спектакль сами дети. Игры, хороводы, песни, танцы- что придумаем, то и играем.

- Посвящение в первоклассники. Готовим с учителем музыки песни, сценки, танцы, составляем слова, в общем, проводим творчески, чтобы детям запомнился праздник. Приглашаем родителей. Вручаем свидетельство и подарки на память об этом событии.

- Родительские собрания. Провожу их одно в четверть. Готовлю интересно, чтобы родители поучаствовали в разговоре в нетрадиционной форме. Использую : работа в группе, в паре, в команде. Даю творческие задания, памятки. Использую ИКТ. Открытые родительские собрания: для концерта приглашаются дети.


Творчество — деятельность, которая порождает что-то качественно новое, никогда ранее ещё не существовавшее, это продукт человеческого созидания, это результат деятельности, которая воплощается в реальную действительность. Творческие способности не могут развиваться самостоятельно и, следовательно, требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Творческим людям интересно жить, их интересуют различные сферы человеческой жизни, разные науки и особенно сам процесс творения, создания, изобретения чего-то нового. Поэтому на нас лежит огромная ответственность — развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек как личность. В настоящее время общество в котором мы живём, испытывает огромную потребность в активной, творческой личности, которая обладает индивидуальными творческими качествами так необходимыми для решения этих проблем. Детское творчество также даёт материал для изучения возрастных особенностей, закономерностей формирования личности. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.

Если говорить о видах творческой деятельности, то они, по моему мнению могут быть представлены двумя основными группами:

  1. деятельность по выдвижению принципиально новых решений;
  2. деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, сделать лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.

− обладает, широким кругозором;

− комбинирует различные находки;

− работа приносит ей удовольствие;

− не останавливается на достигнутом.

Необходимо осознавать, что истинная цель обучения — это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно в начальных классах в большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому творчеству, нужно учить ещё с начальной школы.

Одним из важных средств развития творчества учащихся является по моему мнению техническое детское творчество, которое способствует формированию у детей устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления, содействует повышению научного уровня образования. Учащиеся вовлекаются в творческую работу в связи с изучением наук, знакомством с промышленным производством, достижениями науки и техники. Чаще всего техническое творчество проявляется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных машин и др. технических объектов. Этот вид деятельности осуществляется преимущественно в процессе внеклассных занятий, а также на уроках технологии. В процессе технического детского творчества проявляются несколько основных направлений: постановка технической задачи, сбор информации, поиски конкретного решения для реализации творческого замысла.

Для того чтобы богатый творческий потенциал учащихся мог развиваться, нужно создать определенные условия — прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность, именно в ней, рождаются и развиваются способности. Истинная цель обучения — это, прежде всего развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Развивать творческие способности:

− это развивать наблюдательность, активность, общительность, память, привычку анализировать и осмысливать факты;

− это самовыражение учащихся;

− это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Это такие технологии как: игровые; технологии развивающего обучения; проблемные технологии; развитие мышления; технологии современного проектного обучения.

Внеурочная деятельность, особенно по технологии, создаёт прекрасные условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Основная цель внеурочной деятельности по технологии — воспитывать интерес и любовь к ручному труду, вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.

Основными задачами внеурочной деятельности, на мой взгляд, по технологии являются:

− научить учащихся основным технологиям изготовления изделий;

− развить творческие способности и закреплять их в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

− воспитывать трудолюбие, самостоятельность и аккуратность;

− обучать специфике технологии изготовления изделий с учетом возможностей и материалов;

− организовать участие в творческих выставках, презентациях, конкурсах, олимпиадах.

В процессе внеурочной деятельности раскрываются большие возможности для развития творческих способностей, развивается кругозор, прививаются навыки самостоятельной работы, появляется больше возможностей для проявления творческой инициативы.

Каждый ученик в большей или меньшей степени способен к творчеству, которое является постоянным и естественным спутником формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень ответственная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Все эти качества можно и нужно развивать на внеурочных занятиях особенно тех, которые связанны с технологической деятельностью учащихся. Дети очень любят трудиться, делать что-то своими руками, прежде всего для того, чтобы увидеть результат своей деятельности. Но для того, чтобы увидеть этот результат, они должны пройти через несколько этапов, чтобы достичь желаемого результата. На всех этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат — развитие творческих способностей, приобретение учеником новых знаний, умений и навыков, точнее говоря, мы должны иметь ввиду, что в данном случае мы имеем дело ни с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает ребенок своей головой и руками — поделку, макет, проект, второй, самый важный — педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

И вот, после того, как все этапы практической работы пройдены, где учащиеся, порой сами не осознавая, проявляли творчество, видят плоды своей работы, особенно того изделия, которым можно ещё и пользоваться, или поиграть, всё это стимулирует их к дальнейшему труду, поиску чего-то нового, интересного, необычного, и, возможно, более сложного, а следовательно, развивают свои творческие способности, получают новые знания, умения, и многие другие качества, которые так необходимы человеку.

Чтобы оценить работу, выполненную учениками, необходимо, я считаю, провести презентацию, не только для того, чтобы оценить качество их изготовления, но прежде всего и для того, чтобы сами ученики оценили своё изделие, рассказали о всех пройденных этапах изготовления, о своих впечатлениях от проделанной работы, а также увидели презентацию других выполненных работ, сделали выводы, высказали своё мнение. В связи с этим, защита проектных работ приобретает особую значимость. Это необходимо, так как в работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность, ценность собранного материала, структура работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Кроме того, необходимо отметить работы по номинациям: за самый интересный проект, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, и т. д. Презентация работ станет праздником для учащихся, на котором получат оценку своего труда.

Предполагаемый результат такой работы:

− формирование мировоззрения учащихся;

− расширение кругозора учащихся в предметных областях;

− вооружение универсальными способностями учебной деятельности;

− развитие способностей к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю, самооценке, саморазвитию;

− формирование опыта в труде и общении.

Возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты на профессиональной основе с коллегами, родителями учащихся. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей и их творчество должно проходить не только в учебной, и во внеклассной работе.

Именно здесь раскрываются уникальные способности, данные каждому ребенку.

C:\Users\User\Desktop\фото шахматы\DSC_0108.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): способность, творческая личность, внеурочная деятельность, творческая деятельность, творчество, мое мнение, работа, развитие воображения, желаемый результат, техническое детское творчество.

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство развития творческих.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению.

Внеурочная деятельность как средство развития творческих.

Развитие личности — это процесс раскрытия качеств человека, во время которого происходит переход от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. Проблемы интеллектуального.

Развитие творческих способностей детей на уроках технологии.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования.

Развитие творческих способностей младших школьников во.

. вкус, творческий потенциал личности, творческая активность, креативность, расширяются коммуникативные умения, навык работы

Развитие творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках.

творческая деятельность, творческая личность, кадет, способность, класс, фото, игровой момент, Древняя Греция, Великая Победа, практическая работа, творческое воображение, театральный костюм, учащийся, развитие.

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках.

Для развития творческой личности обучающегося использую следующие этапы деятельности: ‒ развитие творческой активности обучающегося; ‒ вовлечение обучающихся во внеурочную творческую деятельность

Развитие творческих способностей обучающихся подросткового.

Данная статья посвящена проблеме развития творческих способностей обучающихся подросткового возраста во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС ООО. В работе проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме работы.

Развитие творческих способностей у младших школьников как.

Это означает, что развитие руки тесно взаимосвязаны с развитием речи, творческих способностей, воображения.

Развитие творческих способностей младших школьников

Такая способность была названа креативностью (творчеством). Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей основного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса и отличная от урочной системы обучения (кружки, секции, олимпиады, соревнования, КВН, экскурсии, конференции, научные сообщества, диспуты и т.д.)

Внеурочная деятельность – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей основного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса и отличная от урочной системы обучения (кружки, секции, олимпиады, соревнования, КВН, экскурсии, конференции, научные сообщества, диспуты и т.д.)

Основным нормативным документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Отличительная особенность стандартов второго поколения – внеурочная деятельность как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. В рамках реализации ФГОС НОО внеурочную деятельность следует понимать как образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Понятие внеурочной деятельности школьников объединяет все виды внеучебной деятельности детей, в которых возможно решение задач по их воспитанию и социализации. Внеурочная деятельность предлагает широкий выбор занятий, направленных на развитие детей.

Д.В. Григорьев и П.В. Степанов дают такое определение: «Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и

Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития интересов ребенка на основе свободного выбора, формирование духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основными задачами внеурочной деятельности детей являются:

выявление интересов, склонностей, способностей, учащихся к различным видам деятельности;

создание условий для индивидуального развития ребенка в выбранной сфере деятельности;

усиление педагогического влияния на жизнь детей во внеучебное время;

организация общественно-полезной и досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений внешкольного воспитания, семьями учащихся, учреждениями культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями;

расширение рамок взаимодействия с социумом;

развитие опыта неформального взаимодействия, сотрудничества, общения;

создание условий для развития приобретенных навыков, знаний, умений;

развитие опыта творческой деятельности, развитие творческих способностей;

воспитание культуры досуговой деятельности детей.

Для достижения главной цели внеурочная деятельность должна быть организована в соответствии со следующими принципами:

Принцип системности – содержание и процесс обучения, учебно- воспитательный процесс, мышление ученика должно быть организованно в систему;

Принцип вариативности – предоставление ученикам самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, форм контроля и управления учебным процессом;

Принцип добровольности – свобода выбора деятельности и добровольность участия в ней;

Принцип успешности и социальной значимости – упор организации деятельности на мотивацию и потребность к успешности обучения. Важность достигаемых результатов для ближайшего социального окружения ребенка.

В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, общественно-полезное, художественно- эстетическое, научно-познавательное, проектное, духовно-нравственное. Данные направления являются содержательным ориентиром при организации деятельности и основа для построения образовательных программ. Внеурочная деятельность может осуществляться в виде: познавательной, игровой, досугово-развлекательной, трудовой, туристско- краеведческой и спортивно-оздоровительной деятельностями, проблемно- ценностного общения, художественного и социального творчества.

Внеурочная деятельность может быть представлена в форме экскурсии, кружка, секции, проекта, викторины, олимпиады, соревнования и т.д. Наиболее оптимальными формами организации внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста являются кружок, клуб, секция, студия, театр и мастерская.

Кружок – это добровольное объединение детей. Основной и наиболее распространенный вид групповой внеурочной деятельности. Основное

отличие кружков друг от друга это тематика изучаемых в рамках кружка вопросов.

Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов. Главные принципы клуба: самоуправление, добровольность, единство цели и совместная работа в непосредственном контакте друг с другом.

Секция – форма объединения детей для занятия физкультурой и спортом (футбол, каратэ, шахматы и т.д.). Отличительными чертами секции являются специфические образовательные задачи, принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта, ориентир на овладение какого-либо вида спорта, демонстрация достигнутых результатов в виде состязаний, конкурсов и соревнований.

Студия – еще одна форма добровольного объединения детей и специально обустроенное место для занятий по усвоению знаний, навыков, умений.

Театр – форма добровольного объединения детей, работа и распределение ролей которой направлены на достижение успеха в исполнении художественного действия на сцене.

Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенным видом деятельности, в которой педагог выступает в качестве

поиск информации по решению проблемы;

применение новой информации по решению проблемы;

Результат – это что стало непосредственно итогом участия ребенка в деятельности. Например, приобретение знаний, ценностей и опыта.

Эффект – это то к чему привело достижение результата, его последствие. Например, полученные знания и опыт, пережитые эмоции и чувства привели к развитию человека как личности, его компетентности. То есть развитие ребенка – это эффект, который возможен благодаря достижению результатов учебно-воспитательной деятельности.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения первого уровня результатов особое внимание уделяются взаимодействию ученика с педагогами, как носителям социальных знаний и опыта.

Второй уровень результатов – формирование базовых ценностей и ценностного отношения к реальности в целом. Для достижения второго уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника со сверстниками как ближайшей социальной средой. Именно здесь он получает первые практически приобретенные социальные знания, формирует ценностное отношения к действительности, или отвергает ее. Примером художественно-эстетической работы на втором уровне результатов может служить разработка оформления зала для проведения школьного праздника, организация и проведения спектакля для младших учащихся, оформление клумбы на территории школы (ландшафтный дизайн).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального взаимодействия. Включает в себя освоение способов решения задач по поиску и привлечению возможностей для реализации проектов в сфере художественного творчества. Для получения

третьего уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с открытой социальной средой за пределами стен школы. Примером такой работы можно назвать любительское театральное представление для жителей округи, открытый показ видеопроектов.

Последовательное восхождение от первого ко второму уровню результатов дает младшему школьнику возможность выхода в общественное пространство, т.е. достижению третьего уровня. Здесь важно отметить что выход младшего школьника в пространство социального взаимодействия обязательно должен быть оформлен как выход в дружественную среду, ограниченную для современной конфликтности и неопределенности. Достижение всех трех уровней результатов увеличивает возможность появления образовательного эффекта воспитания и социализации детей:

формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности;

формирование социокультурной идентичности школьников: гендерной, государственной, этнической, культурной и др.

Интерес детей к внеурочной деятельности вызван возможностью осуществлять свои возможности, раскрывать задатки проявляя свой талант. Слияние различных видов искусства в специально организованной внеучебной деятельности активизирует творческое самовыражение.

Существует две формы творческой активности личности – пассивная и активная. Пассивная форма заключается в воспроизведении или повторении человеком ранее созданных приемов поведения и действий. Например, рассматривание картин, чтение книг, прослушивание музыкальных произведений прививает интерес к литературе, живописи, музыке. Активная же форма проявляется в творческой деятельности, выражающейся в создании своими руками поделок, рисунков, создание новых образов, совершенствование навыков. Все формы творческой активности способствуют накоплению детьми новых знаний и опыта, а также получению новый впечатлений от восприятия искусства.

Как уже отмечалось ранее, способности формируются и развиваются в деятельности. Для эффективного развития творческих способностей во внеурочной деятельности общеобразовательных школ широко используется работа кружков как основной формы внеклассной работы с детьми. В структуре образовательного учреждения занимает базовую ступень закрепления индивидуальных потребностей, желаний, интереса к какому- либо виду деятельности, а также выявления способности ребенка к активному творчеству. Кружок – это пространство для общения и совместной деятельности, в которой каждый имеет возможность проявить себя и свои способности. Эта форма внеурочной деятельности способная удовлетворить разнообразные потребности детей.

Кружковая форма работы во внеурочной деятельности в значительной степени способствует развитию творческих способностей школьников. Занятия в кружке не только формируют у детей умения и навыки, но и позволяют осуществить собственные замыслы, пробуждая творческую активность, выступать в роли творца. В результате такой деятельности каждая новая работа получается индивидуальной и неповторимой.

Занятия в кружке в целом способствуют гармоничному и разностороннему развитию личности школьника, решению задач нравственного, эстетического и трудового воспитания, раскрытию творческого потенциала ребенка.

Деятельность кружка в начальных классах связана с учебно- воспитательным процессом, осуществляемым на уроках и основывается на навыках и знаниях, полученных в урочное время. Если работа кружка не ограничена требованиями программы и ее смысл не конкретизирован, это позволяет использование разнообразных видов деятельности в кружковой работе и дает возможность углубления в различные виды искусства, сочетание различных техник и приемов исполнения работы.

Деятельность школьников в кружке способствует формированию ценностного отношения к окружающей действительности. Эффективность

развития творческих способностей в кружковой работе в большей степени зависит от умения руководителя кружка организовать творческую деятельность, умения использовать различные методы и дидактические приемы обучения в зависимости от поставленных задач. От этого зависит будут ли дети заинтересованы и увлечены работой в кружке, а в конечном счете и успешность занятий. Основное место на занятиях отводится практической работе.

Помимо творческого развития роль кружка незаменима в воспитании чувств младшего школьника. Работа в кружке способна перенести ребенка в мир красок, звуков и чувств, принести радость творчества и приобщить к ценностям художественной культуры.

Широкое распространение получили кружки изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное творчество имеет наиболее тесную связь с бытом и повседневной жизни каждого человека и поэтому играет значительную роль в воспитании детей. Способствуя развитию творческих способностей учащихся посредством изготовления изделий, декоративно-прикладное творчество формированию культуры народного труда и быта, человеческих отношений, в целом. На занятиях в кружке проходит углубленное изучения теоретических и практических основ художественного промысла, развивается интерес к творчеству мастеров. Исходя из вышесказанного, основная задача кружка декоративно-прикладного творчества – творческое развитие школьников, развитие способности к пониманию и чувству прекрасного в окружающей среде, расширение и углубление знаний и представлений учащихся о прекрасном. Также важно не только обучить детей навыкам создания качественного продукта, но и различать сочетание цветов и форм, развивать чувство композиции, симметрии. Как одна из форм внеурочной деятельности занятия в кружке декоративно-прикладного творчества способствуют пробуждению и росту творческих возможностей школьника. Они формируют умение оценивать произведения искусства, воспитывают эстетический вкус,

повышают мотивацию обучения, а также уменьшает физическую усталость школьников. Дети посещающие кружковые занятия заметно растут, происходит развитие личностного творческого потенциала, решаются некоторые психологические проблемы, устраняются отклонения в поведении и развивается чувство ответственности ребенка.

В процессе работы кружка, учащиеся получают знания о закономерностях строения формы, перспективах, художественных стилях, цветоведении и композиции, правилах рисования и аппликации, учатся воспринимать красоту природы и человеческих чувств. Особое значение в развитии творческих способностей имеет посещение музеев, художественных выставок, мастерских художников, просмотр фильмов о выдающихся творческих деятелях.

Занятия в кружке так же решают еще одну немаловажную и актуальную проблему занятости детей. Дети, испытывающие недостаток внимания со стороны родителей, могут заполнить эту нишу посещая кружки во внеурочное время. Творчество увлекает детей, и многие участники кружковых занятий свободное время с удовольствием посвящают любимому делу.

Средствами мотивации являются радость творчества, расширение знаний и умений, уверенность в себе, самосовершенствование.

Анализируя исследования, посвященные развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности, можно сделать вывод о том, что особенности организации занятий позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи:

воспитать эмоционально-эстетическое отношение учащихся к предметам и явлениям окружающей действительности;

развить творческие способности каждого ученика, исходя из его индивидуальных особенностей;

обучить грамотно передавать особенности формы, строения, пространства, светотени и цвета изображаемых объектов;

сформировать умение работать самостоятельно;

воспитать стремление использовать полученные знания, умения, навыки в общественно полезной работе.

Успехи в декоративно-прикладном творчестве порождают у учащихся уверенность в своих силах, что позволяет преодолеть барьер нерешительности перед новым видом деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. Следовательно, чтобы добиться высоких результатов в развитии творческих способностей необходимо создать благоприятные условия и умело пользоваться эффективными методиками, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика.

Читайте также: