Путешествие во времени в литературе доклад

Обновлено: 05.07.2024

Облачный атлас

Также стоит сказать, что в шести историях персонажи постоянно меняются, как и события, проблемы, локации и, естественно, время. Благодаря широкой палитре героев и временных отрезков автору удалось отобразить на страницах своего романа довольно увлекательные приключения, не стеснённые ничем. Хотя, конечно, изначально читатель будет в шоке от незавершённости повествования и обрывистых рассказов, но в конце всё встанет на свои места. Одна из лучших книг про путешествия во времени, которую ещё и экранизировали — можно после прочтения посмотреть, как Голливуд преобразил книгу в фильм.

11/22/63

Если вы хоть немного интересуетесь художественной литературой, то про Стивена Кинга точно слышали — он написал столько невероятных романов, что даже страшно представить, откуда в его голове появляются такие задумки. И книга 11/22/63, возможно, является одной из лучших у данного автора, если не лучшей. В основе сюжета, что неудивительно, лежит путешествие во времени. Точнее, путешествия — возвращаться в прошлое главный герой будет несколько раз, так как добиться желаемого результата с первой попытки у него не выходит. И каждый раз, возвращаясь в своё время он будет замечать, что действия в прошлом изменили ход истории.

Зачем же наш герой постоянно прыгает в прошлое? Задача вполне ясна — он хочет предотвратить убийство президента США Джона Кеннеди. Это событие в своё время потрясло мир, так что учитель английского всё чётко спланировал и надеется изменить прошлое, дабы Кеннеди выжил. Вот только в этой игре есть несколько правил, которые делают задачу максимально сложной, да и нужно понимать, что само прошлое активно сопротивляется кардинальным изменениям, которые хочет внести герой повествования. И, уж поверьте, это даже не половина того, что происходит в этом романе.

Конец вечности

Кроме того, что характерно для Азимова, основной темой книги являются не только технологии, физика с математикой, вымышленные миры и путешествия во времени, но и обычные человеческие чувства. Ведь именно благодаря любви и страсти главный герой совершает резкий переход от скучной работы до остросюжетных приключений. Но, конечно, нужно понимать, что данный автор пишет весьма сложно, запутанно и без упрощений — некоторые моменты нужно будет продумывать по несколько раз, дабы понять, как действия героя повлияли на будущее, почему так произошло и что будет дальше. С другой стороны, разве не ради этого мы читаем книги?

Доктор Кто. 11 историй

Стоит сказать, что сериал на основе данной книги не снимался. Просто одиннадцать отдельных авторов, среди которых есть очень известные писатели, написали по одному рассказу о путешествиях главного героя, описав события так, как они это представляют. Каждый рассказ отличается от всех предыдущих стилем написания, локациями, действующими лицами и событиями, происходящими на страницах книги. Благодаря этому сборник получился весьма уникальным и неповторимым, так как ничего подобного на эту тематику никто не писал. Фанатам сериала точно понравится, да и всем остальным — тоже.

Стрела времени

Дверь в лето

Эффект бабочки

Главный герой неоднократно отправляется в прошлое, меняя его с целью собственной выгоды. Да, эгоизм — сильнейший мотиватор для человека, тем более с таким уникальным даром. Основной персонаж не преследует каких-то высоких целей, не думает спасать кого-то или предотвращать беды, всё делается для собственного удовольствия и радости. Так что изначально вы будете, скорее всего, героя ненавидеть всей душой. Но вскоре он обнаружит, что его действия крайне негативно влияют на окружающий мир, на людей и их судьбы. Вот только сколько бы герой не пытался всё изменить — всё тщетно.

Меж двух времён

Нужно понимать, что данный роман не просто так назвали одним из лучших детективов в истории — автор делает акцент именно на расследовании, хитросплетениях судеб и тонкостях добычи улик. Сами путешествия во времени тоже играют важную роль в повествовании, ведь герой будет несколько раз отправляться в прошлое, дабы найти ответы на поставленные его подругой вопросы. Но ожидать привычных для научной фантастики мотивов здесь всё же не стоит, так как путешествия во времени происходят немного иначе, под гипнозом и самовнушением. С другой стороны, назвать книгу хуже остальных язык тоже не поворачивается — она шикарна.

Грань будущего

Важно сказать, что в отличие от многих сюжетов, в данном рассказе главный герой не является особенным или опытным бойцом — это обычный новобранец, которого облачили в специальный экзоскелет, дабы сражаться с противником в качестве пушечного мяса. Но что-то идёт не так, и наш персонаж после гибели на поле боя просыпается в своей же постели за 30 часов до боя. И так будет продолжаться ровно до того момента, пока он не разгадает какую-то загадку, не изменит ход ведения боя. Правда, что именно ему нужно разгадать и что сделать — герой не знает. К счастью, на размышления времени у него предостаточно.

Дом странных детей

Жена путешественника во времени

Условно говоря, роман построен на двух ключевых персонажах. Первый — мужчина, который благодаря генетическим отклонениям может путешествовать во времени. Проблема в том, что путешествия эти довольно спонтанны и непредсказуемы. Вторым ключевым персонажем выступает его жена, которая вынуждена мириться с путешествиями мужа, перебаривая в себе все негативные чувства из-за расставаний. Важно отметить, что книгу в равной степени относят как к научной фантастике, так и к любовным романам, что весьма нехарактерно для жанра — такого рода коллаборации встречаются почти никогда.

Туннель во времени

Гарри Гаррисон за свою карьеру писателя написал свыше двух сотен рассказов и тридцать пять романов, тесно связанных с научной фантастикой, но неслыханную популярность так и не обрёл. Его рассказы, конечно, периодически издаются сборниками по несколько тысяч экземпляров, но до уровня мастодонтов жанра американский писатель так и не добрался. Вероятно, всё дело в том, что творчество его очень нестандартное — пока все писатели стараются отправлять своих героев в прошлое или будущее для работы над невероятными проблемами или спасения жизней, Гиррисон просто помогает своими штрихами снять фильм о викингах, например.

Акульшина Лидия Григорьевна

ВложениеРазмер
konovalov_valerii.doc 119.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

Конкурс реферативно-исследовательских работ

Автор: Валерий Коновалов

11 класс МБОУ СОШ №6

  1. Введение…………………………………………………………………………………….3
  2. Представления о пространстве и времени в классической физике……………………. 4
  3. Путешествия в пространстве и времени в специальной теории относительности……4
  4. Возможные способы путешествия в пространстве и времени в общей теории относительности и некоторые нерешённые проблемы…………………………………..6
  5. Заключение………………………………………………………………………………….10
  6. Список литературы………………………………………………………………………….11

Актуальность работы объясняется новыми веяниями в науке, новыми гипотезами и теориями о структуре пространства-времени и тем, что физики всерьез занялись возможностью создания машины времени.

Целью работы является: Установить, возможны ли путешествия во времени и пространстве, и какие проблемы решают ученые, чтобы осуществить эту мечту.

  • Изучая литературные источники, раскрыть представления о пространстве и времени в классической и современной физике.
  • Выяснить, какие способы путешествия во времени и пространстве рассматриваются в современной физике.
  • Выяснить условия, при которых станут возможны путешествия во времени и пространстве.

Метод исследования, применяемый при написании работы, можно охарактеризовать как теоретический, основанный на анализе различных литературных источников, других источников информации.

Объект исследования: понятия пространства и времени.

Предмет исследования: вероятность путешествия в пространстве и времени.

2 . Представления о пространстве и времени в классической физике.

Ньютон считал, что пространство и время — как бы декорация, сцена, на которой разворачиваются события. Мы приходим, уходим, а декорации останутся. Значит, пространство и время оказываются вне физического процесса. В ньютоновой вселенной время текло равномерно и прямолинейно, а путешествия во времени были решительно невозможны. Одна секунда на Земле равнялась одной секунде в любой другой точке Вселенной.

Современное понимание пространства и времени было сформулировано в теории относительности А.Эйнштейна, по-новому интерпретировавшей концепцию пространства и времени и давшей ей естественнонаучное обоснование.

3. Путешествия в пространстве и времени в специальной теории относительности.

Эйнштейн показал, что время больше похоже на извилистую реку, которая пересекает Вселенную; петляя меж звезд и галактик, оно ускоряется и замедляется. Так что одна секунда на Земле вовсе не абсолютна. Время в разных точках Вселенной течет по-разному.

Специальная теория относительности, созданная в 1905 г. А. Эйнштейном, стала результатом обобщения и синтеза классической механики Галилея - Ньютона и электродинамики Максвелла - Лоренца. Она описывает законы всех физических процессов при скоростях движения, близких к скорости света, но без учета поля тяготения. При уменьшении скоростей движения она сводится к классической механике, которая, таким образом, оказывается ее частным случаем”.[1] Согласно Ньютону, обогнать свет можно без особого труда. Если двигаться рядом с лучом света со скоростью, равной его скорости, то луч в вашей системе координат остановится. Но Эйнштейн еще в юности понял, что никто никогда не видел неподвижной световой волны — и вообще непонятно, как ее можно остановить. А значит, решил он, механика Ньютона здесь не работает. Эйнштейн обнаружил факт, которого не знал даже Максвелл: что скорость света постоянна и не зависит от скорости вашего движения. Невозможно лететь рядом со световым лучом, потому что он всегда удаляется от вас с одинаковой скоростью, как бы быстро ни двигались вы сами.

В теории Ньютона время в любой точке Вселенной течет одинаково. Одна секунда на Земле равна одной секунде в любой точке Вселенной. Точно так же метр на Земле имеет в точности ту же длину, что метр на Марсе или на Плутоне. Но если предположить, что скорость света постоянна и не зависит от скорости движения наблюдателя, то надо полностью менять представления о пространстве и времени.

Согласно Эйнштейну, если вы находитесь в быстро летящем космическом корабле, ход времени в нем замедляется по отношению к земному времен и зависит от того, насколько быстро движется корабль. Мало того, пространство внутри корабля сжимается, и в зависимости от скорости его движения метр может изменять свою длину, а масса корабля увеличивается. Если бы ракета летела со скоростью света, то время в ней, по всей видимости, остановилось бы, сама она схлопнулась бы до нулевой длины, а масса ее стала бы бесконечной. Это противоречит здравому смыслу. Эйнштейн объявил, что световой барьер преодолеть невозможно. Объект становится тем тяжелее, чем быстрее он движется, а это значит, что энергия движения переходит в массу. Количество энергии, которая при этом превращается в массу, можно посчитать из знаменитого уравнения Эйнштейна Е = mc 2 .

Революционные идеи учёного нашли подтверждение в экспериментах. Например, если не вводить в нее релятивистские поправки, то система GPS, способная определить ваше положение на Земле с точностью до нескольких метров, не сможет работать. Часы GPS действительно замедляются при движении спутников по орбите, как и предсказывал Эйнштейн. В гигантском ускорителе CERN в Швейцарии — Большом адронном коллайдере ученые разгоняют частицы до околосветовых скоростей. Процессы замедления хода времени в зависимости от скорости движения реально регистрируются сейчас в измерениях длины пробега мезонов, возникающих при столкновении частиц первичного космического излучения с ядрами атомов на Земле. Мезоны существуют в течении 10 -6 - 10 -15 с (в зависимости от типа частиц) и после своего возникновения распадаются на небольшом расстоянии от места рождения. Это регистрируется измерительными устройствами по следам пробегов частиц. При движении мезона со скоростью, близкой к скорости света, время замедляется, период распада увеличивается (в тысячи и десятки тысяч раз), и соответственно возрастает длина пробега от рождения до распада.

Эйнштейн утверждал, что теоретически возможно замедлить для себя течение времени, покинуть Землю и вернуться, чтобы встретиться со своими внуками или даже правнуками, но гарантии на возвращение не дал. Однако физик Стивен Хокинг считает, что нельзя путешествовать в прошлое, поскольку можно случайно убить собственную бабушку еще до того, как родится мать или отец, и таким образом сделать невозможным собственное рождение, а следовательно, и возвращение. То есть возвращение невозможно при общепринятой модели мира. Но некоторые ученые считают, что во Вселенной существует бесконечное множество параллельных миров. При таком ее строении, попав в прошлое и убив собственную бабушку, человек просто создаст ответвление во времени, параллельный мир, в котором он уже не часть будущего. Но полноценные путешествия во времени требуют возможности возвращения назад, что равносильно путешествиям в прошлое.

Скорость света - это самая большая из всех скоростей в природе, предельная скорость физических взаимодействий. Она составляет 300 000 км/с. Скорость света - это верхний предел для скорости перемещения любых тел в природе, для скорости распространения любых волн, любых сигналов. Она максимальна - это абсолютный рекорд скорости.

4. Возможные способы путешествия в пространстве и времени в общей теории относительности и некоторые нерешённые проблемы.

В 1915 г. Эйнштейн создал общую теорию относительности, еще более мощную, чем специальная теория относительности. Следует различать специальную и общую теории относительности. В специальной теории относительности законы природы считаются справедливыми относительно инерциальных систем отсчета, т.е. систем неподвижных или движущихся прямолинейно и равномерно. Но абсолютную инерциальную систему отсчета обнаружить не удается. В связи с этим и возникает проблема: построить такую общую физическую теорию, в которой законы природы были бы верны относительно любых систем отсчета, а не только инерциальных.

Если описание явлений и законы природы не должны зависеть от системы координат, то необходимо найти то связующее звено, которое существует между инерциальными и неинерциальными системами отсчета. Таким звеном служит сила тяжести. Эта сила образует поле тяготения, сходное с электромагнитным, но в то же время, отличающееся от него тем, что его действие не зависит ни от каких свойств и структуры тел, кроме их массы.

Слабые поля тяготения не оказывают существенного влияния на свойства окружающего пространства. Поэтому в них можно пользоваться евклидовой геометрией и специальной теорией относительности. В сильных полях тяготения, например в поле тяготения Солнца, приходится учитывать искривление световых лучей его полем и применять неевклидову геометрию и общую теорию относительности. Поскольку в общей теории относительности решающую роль играет именно тяготение, то ее называют новой теорией тяготения, чтобы подчеркнуть ее отличие от теории тяготения Ньютона.

Очевидно, что по отношению к неинерциальной системе отсчета движение тела описывается иначе, в чем мы можем убедиться, если сидим в вагоне поезда, который начинает тормозить. Там же, где появляется ускорение, возникает и соответствующее ему поле тяготения. В отличие от других полей поле тяготения сообщает всем, находящиеся в нем телам, ускорение, не зависящее ни от материала, ни от их физического состояния. Вблизи поверхности Земли ускорение равно 9,81 м/с 2 .

Как будет двигаться световой луч в разных системах? В инерциальной системе отсчета свет распространяется по прямой линии, с постоянной скоростью с = 300 000 км/с. Относительно системы отсчета, имеющей ускоренное движение, световой луч не будет двигаться прямолинейно, ибо в этом случае он будет находиться в поле тяготения. Следовательно, в поле тяготения световые лучи распространяются криволинейно. Этот результат имеет важнейшее значение для проверки и обоснования общей теории относительности. Для полей тяготения тел малых масс искривление световых лучей слишком мало, чтобы проверить его экспериментально, но если луч будет проходить, например, вблизи Солнца, обладающего огромной массой в сравнении с массой Земли, то его искривление можно измерить. Впервые такие измерения были проведены во время полного солнечного затмения в 1919 г., и они полностью подтвердили предсказание общей теории относительности. Искривление светового луча в поле тяготения свидетельствует, что скорость света в таком поле не может быть постоянной, а изменяется от одного места к другому. Благодаря воздействию тел происходит искривление путей движения световых лучей. Следовательно, гравитационное поле, создаваемое телами с большими массами, определяет в конечном итоге пространственно-временные свойства мира. Пространство и время тесно взаимосвязаны друг с другом, ибо только совместно они определяют положение движущегося тела. В общей теории относительности пространство-время можно сравнить с полотном, которое может сжиматься и растягиваться.

Митио Каку отмечает, что специальная теория относительности применима только в ближайшей окрестности наблюдателя. К примеру, в Солнечной системе она работает, в чем мы легко можем убедиться по данным наших космических зондов. Но в масштабе Вселенной мы должны пользоваться не специальной, а общей теорией относительности. В ней пространство-время превращается в ткань, и ткань эта способна растягиваться быстрее света. Один из способов путешествовать со скоростью больше скорости света — воспользоваться общей теорией относительности. Сделать это можно двумя способами:

Вопрос – как построить вакуумный тоннель практически, какие для этого потребуются технологические операции и приемы? Сейчас перед учеными стоит задача экспериментально, в ходе наблюдений доказать, что “кротовые норы” реально существуют. Перед учеными стоит вполне практическая задача: если “кротовые норы” есть, то как они могут выглядеть, чем отличаются от черных дыр, как их можно найти, где они могут быть и что из этого следует. Может быть решение будет найдено с помощью Большого адронного коллайдера. Как ожидается, это устройство позволит получить новую информацию о частицах и силах, действующих в космосе, а также воспроизвести условия, которые возникли сразу после Большого взрыва, породившего Вселенную. И поскольку БАК призван, образно говоря, создать часть космоса на Земле, то с его помощью можно попробовать получить и часть этой темной энергии.

Разработана теория возможного существования “кротовых нор”, но эти объекты пока считаются гипотетическими. Так было и с черными дырами. Эйнштейн, предсказавший их сразу после того, как сформулировал ОТО, сам относился к ним, к сожалению, скептически, как и многие другие великие ученые. “Кротовые норы” и черные дыры могут быть очень похожими, но по существу - это принципиально разные объекты. Те и другие очень компактны, но в отличие от черных дыр масса “кротовых нор” может быть относительно маленькой и даже отрицательной. По-видимому, они обладают сильнейшим магнитным полем, причем силовые линии выходят из них радиально - это теоретически доказано и может служить важным признаком для внешнего наблюдателя.

Внутри чёрной дыры удивительным образом меняются свойства пространства и времени. Иными словами, путешествие в пространстве превращается в путешествие во времени. Внутри чёрной дыры, за краем этой своеобразной гравитационной бездны, откуда нет выхода, текут удивительные физические процессы, проявляются новые законы природы.

Для тех, кто будет находиться у чёрной дыры, время будет замедляться. Нужно только найти способ балансировать на волне гравитационных сил дыры. Гравитация настолько сильна, что может расщепить путешественника на отдельные частицы. Для этого необходимо антивещество, которое позволит уцелеть в сильнейшем гравитационном поле. Количество такого антивещества должно быть огромно. Возможно, что, попав в будущее таким способом, нельзя вернуться обратно.

Другим предположительным способом путешествия во времени является теория суперструн. По своей глубине и оригинальности она не менее важна, чем теория Эйнштейна. Струны - это длинные, тонкие объекты, которые, по мнению космологов, появились на самых ранних периодах образования Вселенной. Они бесконечно длинны и не шире атома, но настолько плотные, что несколько километров одной космической струны может перевесить Землю.

Физик Н. Гот говорит, что коллапсирующая струнная петля, достаточно большая, чтобы ее можно было обогнуть один раз и вернуться при этом на один год назад. По своей массе-энергии должна превосходить половину галактики.

По теории Эйнштейна гравитацию может создавать не только вещество, но и свет. Рональд Малет утверждает, что если гравитация может влиять на время, а свет способен создавать гравитацию, то закономерно, что свет также может влиять на время. Его машина времени выглядела бы как свет, цилиндр постоянно циркулирующего света. Расчеты Маллетта показывают, что энергия вращающегося лазерного луча способна деформировать пространство в световом кольце таким образом, что силы гравитации заставят любое тело, движущееся в нем, вернуться в прошлое.

Итак, с позиции теории относительности, ход собственного времени любого тела может быстро измениться только в двух случаях: либо тело вдруг окажется в ином гравитационном поле, либо скорость тела вдруг увеличится до околосветовой. Мне удалось определить некоторые проблемы, над которыми работают ученые, чтобы осуществить мечту – путешествовать в пространстве и времени:

1. Для достижения действительно экстремальных скоростей в качестве ракетного топлива была предложена антиматерия. Но производить ее в больших количествах чрезвычайно сложно. Физик Цзя Лю из университета Нью-Йорка предложил использовать темную материю, существующую во Вселенной. Мы не можем увидеть темную материю, но можем почувствовать ее гравитационную силу. Она состоит из электрически нейтральных частиц - нейтралинов (neutralinos), которые аннигилируют, выделяя огромную энергию. Идея проста: в передней части корабля имеется воронка для захвата и накопления темной материи в контейнере. При получении достаточного количества вещества контейнер закрывается, сжимается, нейтралины сближаются друг с другом, сталкиваются и превращаются в чистую энергию. Затем открывается днище бокса, гамма-излучение вырывается наружу, за счет чего происходит движение космоплана. Но темной материи понадобится огромное количество.

5. Теория суперструн существует, но, несмотря на её математическую строгость и целостность, пока не найдены варианты экспериментального подтверждения.

6. Машина времени на основе гравитации, создаваемой цилиндром постоянно циркулирующего света Рональда Малета не противоречит теории, а техническая реализация – удел инженеров-конструкторов.

Одно из первых литературных произведений про путешествия во времени. По сюжету капитан-де-почт при помощи волшебного гиппогрифа отправляется в Грецию в 300-е годы до н.э., чтобы проверить, правда ли он является предком Александра Македонского. Вельтман был историком и археологом, поэтому эпоху Александра Филипповича Македонского описывает со знанием дела. Вельтман также считается отцом славянского фэнтези, к сожалению, незаслуженно забытым.

Из рецензии Белинского на романа: "Слог г. Вельтмана превосходный, и весь роман, хотя и выдуманный, читается легко".

"Часы веков" Виталия Губарева (1965)

Девочка Муха и маленький старичок Великанов при помощи волшебных часов отправляются в доисторическую эпоху и наблюдают за тем, как обезьяна постепенно превращалась в человека.

Если вы не читали "Часы веков" Губарева, то наверняка знаете его сказку "Королевство кривых зеркал" или смотрели снятый по ней фильм 1963 года.

"Демон истории" Севера Гансовского (1967)

"Петля гистерезиса" Ильи Варшавского (1968)

Из светлого коммунистического будущего, в котором возможны путешествия во времени, в тёмное прошлое, а именно в Иудею начала нашей эры, отправляется в отпуск на несколько дней историк Курочкин, чтобы доказать коллегам, что Христос никогда не существовал.

"Винсент Ван Гог" Севера Гансовского (1970)

Главный герой рассказа совершает временной скачок из 1995 года в 80-е годы XIX века, чтобы украсть картины Ван Гога лично у Ван Гога и выгодно продать их в своём родном времени.

В рассказе в 1995 году человечество постоянными перемещениями во времени успело загадить и прошлое, и будущее. Те, у кого есть возможность, живут во временных петлях, а искатели приключений продолжают создавать альтернативные временные линии, показывая Колумбу путь в Индию, помогая добиться славы Леонардо да Винчи. Перемещения во времени происходят при помощи Временных Камер.


"Можно попросить Нину?" Кира Булычёва (1972)

Это маленький трогательный рассказ о звонке по телефону, случайно попавшем из 1972-го в 1942 год.

"Ночь молодого месяца" Андрея Дмитрука (1979)

Рассказ из сборника фантастических рассказов Андрея Дмитрука. По сюжету металлофизик Сергей Ивченко (Серж), опоздав на последний автобус, уснул в поле, недалеко с археологическими раскопками, а проснулся в Киевской Руси.

"Отблеск грядущего" Александра Хлебникова (1984)

"Терминатор" по-советски. Профессионального путешественника во времени (десантника) отправляют в блокадный Ленинград для спасения маленького мальчика, будущего гения, изобретателя "космического корабля, способного достичь околосветовой скорости".

"Подробности жизни Никиты Воронцова" Аркадия и Бориса Стругацких (1984)

В руки героя этой повести попадает дневник, в котором Никита Воронцов описывает свои перемещения во времени и бесплодность попыток хоть как-то изменить историю и свою жизнь. Повесть написана Аркадием Стругацким и Борисом Стругацкими под псевдонимом С. Ярославцев.

"Звёздный скиталец" Николая Гацунаева (1984)

В далёком будущем путешествия во времени стали обычным делом. Главный герой романа перемещается в Хивинское ханство XVIII века, чтобы избежать армейского призыва в своём родном времени.

"Часы с вариантами" Александра Житинского (1985)

Создатели фильма "Клик. С пультом по жизни" наверняка читали повесть Александра Житинского. Главный герой "Часов с вариантами" 17-летний Сергей Мартынцев получает в подарок от деда часы, дающие возможность перемещаться по собственной жизни.

"Побег" Север Гансовский (1988)

Преступника из далёкого будущего, в котором преступником можно стать, оскорбив кого-нибудь, отправляют отбывать наказание в эпоху Екатерины II.

"Тёмная комната" Валерия Попова (1991)

Школьники через волшебное окно попадают в Петербург XIX века, где знакомятся с чахоточной девочкой и пытаются ей помочь, используя достижения науки XX века.

"Время всегда хорошее" Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак (2009)

Девочка из 2018 года и мальчик из 1980-го меняются местами. Им предстоит на себе проверить, правда ли, что раньше было лучше, трава зеленее, а пломбир вкуснее.

"Агафонкин и время" Олега Радзинского (2014)

Книга Олега Радзинского, сына Эдварда Радзинского, повествует о приключениях межвременного курьера Агафонкина, доставляющего посылки в разные эпохи. Однажды Агафонкин теряет очередную посылку, обыкновенную на вид детскую юлу, которая способна изменить ход мировой истории.

Делитесь в комментариях любимыми книгами про путешествия во времени.


Ключевые слова:фантастика, модель мира, художественное время, будущее, символика.

Художественное время в литературе отличается системным характером, становясь при этом одним из способов организации эстетической действительности того или иного произведения. Изучение особенностей организации временного потока и соотнесенности событий позволяет определенным образом охарактеризовать созданную автором модель мира.

Поскольку именно автор является основной организующей силой пространственно-временных отношений в тексте, модель временного потока и ее организация будет детерминирована системой авторских воззрений.

Уэллс обращается к изображению мира будущего, в котором система социальных отношений определяется как результат действия особых тенденций развития общества и мира в целом.

Отметим, что связь временного потока с предметно-событийным наполнением становится неотъемлемой характеристикой художественного времени в романе, но сама категория времени в мире будущего воспринимается героем по-разному. В зависимости от характера и масштаба происходящих событий, время в сознании персонажа может сжиматься, растягиваться, ускоряться. При этом Г. Уэллс воспроизводит не всю модель временной протяженности, а лишь художественно и идейно значимые фрагменты, что способствует динамизации сюжета.

Как уже было отмечено, характер времени для ученого зависит от характера происходящих событий, поэтому ощущение опасности и страх за собственную жизнь будто замедляют время в его сознании.

Подобный прием делает организацию художественного времени в романе достаточно сложной и многомерной, но при этом он выполняет важную функцию усиления контраста при сравнении настоящего и будущего.

Примечательно, что в тексте нарушается реальная последовательность событий, поскольку Путешественник обращается к ретроспекции, рассказывая о своих приключениях. Совмещение различных временных пластов, резкая смена пространственно-временных координат позволяет Г. Уэллсу определенным образом расширять идейно-тематический план романа.

Г.Дж. Уэллс рассматривает время как один из синонимов изменений, которые неизбежно коснутся мира и общества, хотя и вносит в содержание этого понятия дополнительные значения. Будущее, по мнению фантаста, — результат развития определенных тенденций в современном ему обществе и мире в целом с позиции социального, политического, технологического и нравственного аспектов.

Используя метод экстраполяции (т. е. прогнозирование, перенос устойчивых тенденций прошлого и настоящего в будущее), писатель создает вполне конкретный образ будущего, пытается философски осмыслить данную категорию.

1. Драгомирецкая, Н. В. Время в литературе // Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. — М.: Учпедгиз, 1974.

3. Кагарлицкий, Ю. И. Вглядываясь в будущее. — М.: Книга, 1989.

4. Лихачев, Д. С. Историческая поэтика русской литературы. — М.: Алетейя, 1997.

5. Уэллс, Г.Дж. Машина времени // Собрание соч. в 15 томах. — М.: Правда, 1964. — Т. 1.

Основные термины (генерируются автоматически): художественное время, временный поток, время, будущее, мир будущего, рассказ Путешественника, категория времени, модель мира, Путешественник, собственная жизнь.


Да, это весьма просто объяснить. Да, без него бы нас не существовало. Можно назвать ещё кучу фактов, но это не отменит моего трепетания перед ним. Вы никогда не задумывались о том, что ту часть времени, которую используем мы, придумали мы сами? По-нашему летоисчислению камни сохраняются невероятно долго. Но… Если сравнить их по датам, что принято использовать у геологов, то тот камень, что пролежал около тридцать лет у кого-то во дворе, невероятно юн. А для нас? Что же для нас значат тридцать лет?

Да практически всё. Хотя, я не совсем так выразился. Но это не отменило того факта, что за этот промежуток времени человек успевает вырасти и найти своё место в обществе (в большинстве случаев). И… Сейчас, когда приведена такая статистика, мы начали осознавать, на сколько же мало у нас времени. Да, для нас наш срок – вся жизнь. Но не для камня, особенно, не для нашей планеты. О космосе даже говорить не стоит – настолько мал этот срок по сравнению со звёздами.

Да даже для того, чтобы ощутить, как же невероятно быстро для человека течёт время, нужно всего лишь ночью выйти на улицу. И взглянуть на Луну. А потом осознать, что на неё же когда-то смотрел и Александр Македонский, и Вильям Шекспир, и Александр Пушкин. Просто осознать. Интересно, почувствовали вы ту невероятную связь с прошлым, что почувствовал я, когда впервые осознал это? Поколения сменяются как огромный локомотив, мчащийся на следующую станцию. Так же сменяются и века, не говоря уже о людях.

В такой суматохе почти невозможно зацепиться за что-то своими мыслями, делами, взглядом. И именно от этого мне становится страшно. Что же будет там, дальше? Смогут ли люди будущего сохранить планету? Не останется ли она одна, сиротливо кружащая вокруг красного карлика, в которого когда-нибудь превратится Солнце? Какой же источник энергии будут использовать потомки? Познаем ли мы хоть малую часть космоса? Узнаем ли мы, существует ли иные формы жизни?

Сейчас мы можем лишь задумчиво вздыхать – время, когда эти вопросы будут обнародованы, ещё не наступило. К сожалению, мы, скорее всего, его даже не застанем. Однако, есть ещё один вопрос, на который мы должны начать искать ответ прямо сейчас. Что мы оставим будущему? Неужели грязную планету и мысль, что всё безнадёжно? Мне кажется, что мы должны вдохновлять, а не погружать в пучину отчаяния, своими делами. Если мы не будем двигать прогресс, то не успеем ничего. Особенно, с тем количеством времени, что нам отведено на существование. Пора взяться за ум. Пора показать, что время дано нам не просто так.

Первые мысли человечества о путешествии во времени

марк твен писатель фото

В литературе путешествия во времени описывались в зависимости от эпохи, в которую жили их творцы. Например, в романах 18 века, когда религия еще сохраняла свой вес в обществе и превалировала над остальными фактами, все необычное писатели связывали с божественным вмешательством.

В дальнейшем в литературе авторы все чаще стали использовать тему путешествия во времени. Чарльз Диккенс, Марк Твен и другие писатели увидели перед собой огромный простор для фантазии, чем не преминули воспользоваться.

Теория

Однажды немецкий математик Курт Гёдель подарил своему другу Альберту Эйнштейну необычный презент на день рождения. Это была пачка листов, завёрнутых в красивую подарочную ленту, на которой было приведено решение системы уравнений гравитационного поля, составленной именинником и описывающей вращающуюся вселенную. Эйнштейн, взглянув на свой подарок, был поражён — теория допускала возможность путешествий во времени. Он воспринял эту новость с досадой, решив, что это ставит под сомнение его теорию.

Герберт Уэллс автор машины времени фото

• Эдвард Митчелл считается одним из родоначальников современной научной фантастики. Он описал в своих книгах множество изобретений и идей задолго до того, как они появились на страницах других фантастов. Он рассказал о путешествиях со сверхсветовой скоростью, человеке-невидимке и многом другом раньше других.

Отличительной особенностью романа является то, что некоторые моменты путешествия главного героя во времени были описаны с помощью предположений, которые впоследствии появились в общей теории относительности Альберта Эйнштейна. На момент написания рассказа ее даже не существовало.

История создания

Идея путешествий во времени возникла ещё в 19-м веке, когда человечество активно осваивало путешествия в пространстве с невиданными ранее скоростями. Говорят, некоторые учёные того времени считали, что при путешествии со скоростями выше 20 км/ч человек сойдёт с ума. Но появление паровозов, пароходов, а затем автомобилей и самолётов заставило замолчать скептиков.

Путешественник во времени встаёт за этот пульт, набирает код доступа и вводит дату назначения. Процесс перемещения во времени при этом идёт не мгновенно, а занимает некоторое время, сопровождаясь фантасмагорическими метаморфозами перемещаемого.

Эта машина не перемещает путешественника, а соединяет пространства, лежащие не только в разном времени, но и в разных точках пространства. Так, в фильме машина соединила пространство скромной квартиры изобретателя Шурика (А. Демьяненко) 70-х годов 20 века с палатами царя Иоанна IV в Кремле XVI века.

Таким образом, попав в прошлое, человек не может увидеть там самого себя до путешествия, а попадает прямо в своё тело. Причём новые воспоминания оказываются покрытыми прежними и для их актуализации требуется мощная психологическая встряска. Такой встряской для героев фильма явилось явление поливальной машины, мигающей оранжевым проблесковым маячком.

Этот маячок им напомнил эцилоппов — жестоких представителей власти на планете Плюк, куда они случайно попали и откуда с огромным трудом вырвались. Впрочем, есть в том фильме и другая машинка, ею владел Абрадокс на цветущей планете Альфа. Эта машинка также перемещает и в пространстве и во времени, но новых воспоминаний не затирает старыми.

Феномен Эйнштейна

Альберт Эйнштейн фото величайший гений науки и человечества

С древних времен человек воспринимал окружающее его пространство, как значение трех измерений: длину, ширину и высоту. Разговоры о времени были уделом философов, лишь в 17 веке ввели понятие времени в науку, как физической величины, однако ученые, в том числе и Ньютон, воспринимали время как нечто неизменяемое, прямолинейное.

Ньютоновская физика предполагала, что часы, которые будут расположены в любой части Вселенной, всегда покажут одинаковое время. Ученых устраивало текущее положение дел, ведь проводить расчеты по таким данным гораздо проще.

Все изменилось в 1915 году, когда за трибуну встал Альберт Эйнштейн. Доклад о Специальной теории относительности (СТО) и Общей теории относительности (ОТО) поставил ньютоновское восприятие времени на колени. В его научных работах время существовало неразрывно с материей и пространством и не было прямолинейным. Оно могло менять свой ход, ускоряться или замедляться, в зависимости от условий.

У сторонников ньютоновской вселенной опустились руки. Теория Эйнштейна была крайне логичной, все основные законы физики продолжали работать в ней безупречно, поэтому научному сообществу осталось принять ее, как данное.

Альберт Эйнштейн

В своих уравнениях ученый представил искривления пространства-времени, вызванные гравитационной составляющей материи. В них учитывались не только геометрические особенности объектов, но также плотность, давление и другие факторы, которыми они обладают. Особенность уравнений Эйнштейна в том, что их можно читать как справа-налево, так и слева-направо. В зависимости от этого будет изменяться восприятие окружающего нас мира и взаимодействие пространства-времени.

Первые представления путешествия во времени

червоточина кротовая нора мост эайнштейна розена фото

После того, как научное сообщество отошло от шока, оно начало активно использовать наработки Эйнштейна в своих исследованиях. Первыми заинтересовались астрономы и астрофизики, ведь теория относительности работала для окружающей нас Вселенной, что несомненно поможет ответить на ряд вопросов, которые ранее считались риторическими. В то же время выяснилось, что научные труды немецкого физика допускают возможность существования машины времени, даже нескольких ее видов.

Уже в 1916 году появились первые научные труды о путешествиях во времени с теоретическим обоснованием. Первым об этом заявил ученый-физик из Австрии, которого звали Людвиг Фламм, которому на тот момент было всего 30 лет. Он вдохновился идеями Эйнштейна и пытался решить его уравнения. Внезапно Фламма осенило, что при искривлении пространства и материи в окружающей нас Вселенной могут возникать своеобразные тоннели, сквозь которые можно проходить не только в рамках пространства, но также и времени.

Эйнштейн тепло принял теорию молодого ученого, и согласился, что она отвечает всем условиям теории относительности. Спустя почти 15 лет ему удалось развить рассуждения Фламма, и он вместе со своим коллегой Натаном Розеном смогли соединить между собой две черных дыры Шварцшильда с помощью пространственно-временного тоннеля, который расширялся на входе, постепенно сужаясь к своей середине. В теории, сквозь такой тоннель можно путешествовать в пространственно-временном континууме. Физики назвали такой тоннель мостом Эйнштейна-Розена.

путешествие сквозь кротовую нору червоточину

Впрочем, физики не разделяют оптимизма писателей. По их заявлению, путешествие сквозь червоточину может стать последним, что увидит человек. Как только он попадет за горизонт событий, его жизнь остановится навсегда.

Но не стоит отчаиваться. На самом деле физики все же оставили лазейку для романтиков, мечтающих путешествовать сквозь пространство и время. Чтобы выжить в червоточине, нужно лишь лететь быстрее скорости света. Дело в том, что по законам современной физики это просто невозможно. Таким образом, мост Эйнштейна-Розена в рамках сегодняшней науки является непроходимым.

Парадокс

Основной парадокс путешественника во времени заключается в том, что, попав в прошлое и изменив его, он изменяет тем самым и будущее. При этом он может даже исключить возможность своего рождения (например, лишив возможности встречи своих родителей). При этом для путешествий в будущее со скоростью выше 1ч/ч никаких препятствий нет. Просто в период от отлёта до прилёта человек отсутствует в мире (при мгновенном перемещении в будущее) или живёт, как в ускоренном фильме (при перемещении со скоростями выше 1ч/ч).

Путешествия в будущее начались ещё в конце XX века с развитием криогеники. Богатые люди перед смертью обращались в лабораторию, где их тела замораживали криопротекторами до сверхнизких температур, при которых процессы гниения не могли происходить. Каждому школьнику известно имя первого крионавта, отца основателя американского Института Продления Жизни, замороженного в 1976 году и возвращённого к жизни в 2034-м. Он описывал своё путешествие как непродолжительный сон.

Теги: творческая мысль, идеи, писатели, время, фантазия, фантастика, автомобили, литература, книги, кино, путешествия, техника, машина времени

Машина времени в фильме

Развитие теории путешествий во времени

Кадр из фильма назад в будущее путешествие в прошлое

К сожалению, модель Курта Гёделя также не вписывается в рамки современной физики из-за невозможности путешествия быстрее скорости света.

Обратимая червоточина Кипа Торна

Заявление Кипа Торна было очень достоверно и подкреплялось математическими расчетами. Проблема была лишь в том, что она шла вразрез с аксиомой, которая лежит в фундаменте современной физики – события прошлого нельзя изменять.

Рэй Брэдбери писатель фантаст фото

Развитие теории Торна

Кип Торн и Кристофер Нолан фото интерстеллар

На данный момент, мировое научное сообщество разделилось на два лагеря. Один из них поддерживает мнение Кипа Торна и Игоря Новикова относительно путешествий сквозь кротовые норы и их безопасности, другие упорно отрицают. К сожалению, современная наука не позволяет ни доказать, ни опровергнуть эти заявления. Обнаружить червоточины в космосе мы также пока не в силах из-за примитивности наших приборов и механизмов.

Читайте также: