Право как средство управления органами внутренних дел доклад

Обновлено: 07.07.2024

Ознакомиться Назначить курс группе

Учебник поможет студентам (курсантам) получить комплексное представление об административной деятельности органов внутренних дел. В учебнике раскрываются базовые вопросы, а также особенности административной деятельности органов внутренних дел. Освещаются основные направления деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, административно-процессуальная деятельность органов внутренних дел. Особое внимание уделено особенностям взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в деле обеспечения правопорядка. Проконтролировать полученные знания и приобрести необходимые практические навыки можно с помощью имеющихся в учебнике контрольных вопросов и заданий.

  • Глава 1. Основы административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.1. Понятие и принципы административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.2. Формы и методы реализации административной деятельности органов внутренних дел (полиции)
    • 1.3. Национальная безопасность Российской Федерации и роль административной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, в ее обеспечении
    • 1.4. Основные направления деятельности органов внутренних дел (полиции) по обеспечению общественной безопасности
    • 1.5. Принципы деятельности российской полиции
    • 1.6. Контроль за административной деятельностью органов внутренних дел (полиции)
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • 2.1. Правовое положение МВД России
    • 2.2. Правовое положение главных управлений МВД России по федеральным округам
    • 2.3. Правовое положение МВД республик, главных управлений МВД по субъектам Российской Федерации
    • 2.4. Правовое положение отделов и управлений МВД России по районам
    • 2.5. Правовое положение органов внутренних дел на транспорте
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • 3.1. Правовое положение и организационное построение организационно-аналитических подразделений органов внутренних дел
    • 3.2. Правовое положение и организационное построение дежурных частей органов внутренних дел
    • 3.3. Правовое положение и организационное построение кадровых аппаратов органов внутренних дел
    • 3.4. Правовое положение и организационное построение информационных центров МВД России
    • 3.5. Правовое положение и организационное построение тыловых и финансово-экономических подразделений МВД России
    • 3.6. Правовое положение и организационное построение экспертных учреждений МВД России
    • 3.7. Правовое положение и организационное построение правовых подразделений (юридической службы) МВД России
    • 3.8. Правовой статус внутренних войск МВД России
    • Вопросы и задания для самоконтроля
    • Глава 4. Права и обязанности полиции
      • 4.1. Права полиции
      • 4.2. Обязанности полиции
      • 4.3. Правовые основы и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
      • 4.4. Применение полицией физической силы
      • 4.5. Применение полицией специальных средств
      • 4.6. Применение полицией огнестрельного оружия
      • 4.7. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
      • Вопросы и задания для самоконтроля
      • 5.1. Права сотрудника полиции
      • 5.2. Обязанности сотрудника полиции
      • 5.3. Прохождение службы в органах внутренних дел
      • 5.4. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел
      • 5.5. Противодействие коррупции в органах внутренних дел
      • 5.6. Поощрение и награждение сотрудников органов внутренних дел
      • 5.7. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел
      • Вопросы и задания для самоконтроля
      • Глава 6. Правовое положение и организация деятельности полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
        • 6.1. Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
        • 6.2. Правовое положение и организация деятельности участковых уполномоченных полиции
        • 6.3. Правовое положение и организация работы полиции по осуществлению лицензионно-разрешительной деятельности
        • 6.4. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения
        • 6.5. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению имущественной безопасности
        • 6.6. Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
        • 6.7. Правовое положение и организация деятельности полиции по обеспечению миграционной политики
        • 6.8. Правовое положение и организация деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых
        • Вопросы и задания для самоконтроля
        • Глава 7. Административная юрисдикция и ее реализация в деятельности органов внутренних дел
          • 7.1. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел (полиции)
          • 7.2. Понятие и признаки административного правонарушения
          • 7.3. Состав административного правонарушения и его содержание
          • 7.4. Квалификация административных правонарушений
          • 7.5. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (полиции)
          • 7.6. Производство по обращениям в органах внутренних дел (полиции)
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 8.1. Меры административного предупреждения, применяемые органами внутренних дел
          • 8.2. Меры административного пресечения, применяемые органами внутренних дел
          • 8.3. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые органами внутренних дел
          • 8.4. Меры административной ответственности, применяемые органами внутренних дел
          • 8.5. Меры убеждения, применяемые органами внутренних дел
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 9.1. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок
          • 9.2. Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность
          • 9.3. Административные правонарушения против порядка управления
          • 9.4. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
          • 9.5. Административные правонарушения в сфере экономики
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • 10.1. Установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
          • 10.2. Организация осуществления административного надзора за поднадзорным лицом
          • 10.3. Административная ответственность за нарушение требований административного надзора
          • 10.4. Уголовная ответственность за нарушение требований административного надзора
          • 10.5. Основания и порядок продления срока административного надзора и его прекращения
          • Вопросы и задания для самоконтроля
          • Глава 11. Организация и деятельность органов внутренних дел в условиях специальных правовых режимов
            • 11.1. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению чрезвычайного положения
            • 11.2. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению военного положения
            • 11.3. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел (полиции) в условиях правового режима контртеррористической операции
            • 11.4. Правовое регулирование и организация деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении публичных мероприятий
            • Вопросы и задания для самоконтроля
            • 12.1. Общественный контроль как основополагающий принцип деятельности полиции правового демократического государства
            • 12.2. Формы общественного контроля в системе МВД России
            • Вопросы и задания для самоконтроля

            9.4. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность

            регулированию в сфере внутренних дел, в т.ч. в сфере миграции.

            Министерство Внутренних Дел Российской Федерации осуществляет

            свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему

            главные управления Министерство Внутренних Дел Российской Федерации

            (далее МВД РФ ) по федеральным округам, министерства внутренних дел

            республик, главные управления, управления внутренних дел других субъектов

            РФ (ГУВД РФ, УВД РФ), управления (отделы) внутренних дел на

            железнодорожном, водном и воздушном транспорте (УВДТ РФ), управления

            (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных

            образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления

            материально-технического и военного снабж ения, органы управления

            внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск,

            представительства (представители) МВД России за рубежом, иные организации

            и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской

            Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних

            Деятельность Министерства осуществляется на основе принципов

            уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности,

            гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности,

            взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами

            государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,

            общественными объединениями, а также соответствующими органами

            Основными задачами Министерства является: разработка общей


            стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

            совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной

            сфере деятельности; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и

            свобод человека и гражданина; организация в пределах своих полномочий

            предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования

            преступлений, а так же предупреждения и пресечения адм инистративных

            правонарушений; обеспечение охраны общественного порядка; обеспечение

            безопасности дорожного движения; организация и осуществление

            государственного контроля з а оборотом оружия; организация в соответствии с

            законодательством Р оссийской Федерации государственной охраны имущества

            и организации; управление органами внутренних дел РФ (в дальнейшем:

            органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД РФ, организация их

            Актуализация исследования правового положения и структуры МВД РФ

            состоит в том, что помощь и защита населения своей конечной целью будет

            иметь поддержку уверенности человека в своих силах и возможностях.

            Одна из конечных целей связана с концепцией независимой жизни,

            которая рассматривает человека и его проблемы в свете его гражданских прав,

            а не с точки зрения его личностных и социальных трудностей, и в обществе

            необходима ориентация на преодоление физических и психолог ических

            барьеров в окружающей среде с помощью служб, методов и средств.

            Целью исследования является изучение правового положения,

            структуры и компетенции МВД РФ на современном этапе.

            На основе постав ленной цели необ ходимо реализовать следующие

            2. Проанализировать функции и задачи главных управлений.

            Предметом исследования является административное право. Объектом


            П р и н а п и с а н и и и с с л е д о в а н ия и с п ол ь з о в а н ы с л е д у ю щ и е м е т о д ы и

            п р и е м ы : м е т о д г р у п п ир о в о к , п р и е м о в д и н а м и че с к о г о а н а ли з а , м е т о д

            с р а в н е н и я , м е т о д а н ал и з а и с и н те з а .


            1.1 Задачи и полномочия Министерства внутренних дел Российской

            смысле. В широком смысле внутренние дела означают дела ( деятельность)

            органов государств енной власти в сфере политической, экономической,

            социальной и в других сферах внутри нашего государства. В узком смысле

            внутренние дела означают обеспечение личной безопасности граждан,

            общественного порядка и общественной безопасности, охрана всех форм

            МВД России является федеральным органом исполнительной власти,

            осуществляющим функции по выработке и реализации государственной

            политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в

            Министерство подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к

            МВД РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и (или)

            через входящие в его систему главные управления МВД РФ по федеральным

            округам, министерства внутренних дел республик (МВД), главные управления,

            управления внутренних дел других субъектов Ф едерации (ГУВД РФ, УВД РФ),

            управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и

            воздушном транспорте (УВДТ РФ), управления ( отделы) внутренних дел в

            закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и

            режимных объектах, окружные управления материально-техническог о и

            военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и

            воинские части внутренних войск, представительства (представители) М ВД РФ

            Административное право России: Учебник / П од ред. А.П. Алехина, А.А. Кармолицкого. -


            Одной из главных отличительных особенностей повседневной деятельности сотрудников правоохранительных органов вообще, и сотрудников органов внутренних дел в частности, является то, что им приходится прибегать к ограничению прав и свобод человека.

            В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина – главный признак правового государства. При этом в основном законе отмечается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17). Устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

            Сотрудники органов внутренних дел в рамках своей повседневной деятельности, связанной с ограничением прав и свобод человека, не вправе выходить за пределы, установленные Конституцией и законами. В частности, статья 55 Конституции РФопределяет основные принципы ограничения прав и свобод. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо:

            ​ в целях защиты основ конституционного строя,

            ​ в целях защиты нравственности,

            ​ в целях защиты здоровья,

            ​ в целях защиты прав и законных интересов других лиц,

            ​ в целях защиты обеспечения обороны страны и безопасности государства.

            Вместе с тем, в законе отмечаются более конкретные пределы ограничения прав человека применительно к повседневной оперативно-служебной деятельности. Так, статья 5закрепляет, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

            Также сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

            Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с эти м права и обязанности гражданина.

            Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

            Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

            Особое место в деятельности сотрудника органов внутренних дел должна занимать беспристрастность (статья 7). Данный термин обозначает равное отношение сотрудника при исполнении им свих обязанностей ко всем лицам вне зависимости от их сугубо личностных характеристик. Фундаментом данного требования служат положения Конституции РФ. В частности, статья 19 Конституции РФ определяет, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

            Таким образом, смысл беспристрастности, как одной из неотъемлемых составляющих деятельности сотрудника ОВД, должен заключаться в соблюдении толерантного отношения к представителям любых национальностей, меньшинств, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства. Также сотрудник обязан воздерживаться от любых, в том числе и личных политических взглядов при осуществлении своей деятельности. Такие убеждения не запрещаются сотруднику, но они не должны влиять на толерантное отношение к людям, соблюдение равенства в защите их прав и свобод.

            ​ лица, совершившие побег из-под стражи,

            ​ лица, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;

            ​ лица, уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста;

            ​ лица, находящиеся в розыске;

            ​ лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;

            ​ лица, уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

            ​ лица, совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение.

            Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина отведена подразделениям органов внутренних дел Российской Федерации, которые обязаны решать вопросы противодействия преступности, обеспечивать безопасность населения и личности, а также защищать его имущественные и иные права от преступных посягательств. И, выполняя указанные обязанности, сотрудники подразделений органов внутренних дел должны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также соблюдать общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

            Гост

            ГОСТ

            Сущность и назначение органов внутренних дел

            Органы внутренних дел – это единая система органов исполнительной власти федерального уровня, призванная защищать гражданские и человеческие свободы и права людей посредством реализации функции обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на территории страны.

            Данные органы призваны осуществлять следующие функции:

            • во-первых, осуществлять защиту здоровья, жизни, человеческих прав и свобод российского народа;
            • во-вторых, противодействовать преступности;
            • в-третьих, обеспечивать охрану общественного порядка;
            • в-четвертых, охранять права собственности;
            • в-пятых, обеспечивать общественную безопасность.

            Цель функционирования органов внутренних дел состоит в осуществлении защиты государства, общества и отдельного гражданина от преступных и прочих противоправных посягательств.

            В основе функционирования органов внутренних дел находится ряд принципов, к числу которых можно отнести следующие:

            • принцип законности, подразумевающий, что основу функционирования и единственную возможную базу деятельности органов внутренних дел составляет законодательство;
            • принцип уважения человеческих прав и свобод, а также их соблюдения, подразумевающий понимание этих прав и свобод как высшей ценности государства;
            • принцип гуманизма, подразумевающий понимание значимости жизни человека как важной ценности государства;
            • принцип гласности, подразумевающий открытость действий органов внутренних дел перед населением страны;
            • принцип подконтрольности, подразумевающий ответственность органов внутренних дел перед населением страны, а также перед органами государственного управления за свои действия.

            Органы внутренних дел призваны поддерживать общественный порядок на территории государства, обеспечивая возможность для нормального развития общества и соблюдение законности на территории российского государства. Органы внутренних дел не вмешиваются в осуществлении государственного управления, а скорее создают условия для его осуществления.

            Готовые работы на аналогичную тему

            Значение органов внутренних дел в системе государственного управления

            Органы внутренних дел занимают существенное место в системе государственного регулирования. Сфера интересов данных органов в системе государственного управления выходит за пределы дипломатических, военных, внешнеэкономических, транспортных отношений. При этом она включает всё то, что не относится к вышеперечисленным сферам общественных отношений.

            Перестройка общественного строя в России, а также необходимость совершенствования системы органов внутренних дел обусловили непрерывную трансформацию этой системы, завершившуюся преобразованием милиции в полицию. Эта реформа была призвана улучшить работу органов внутренних дел, исключить из сферы деятельности несвойственные ей функции, усовершенствовать обеспечение защиты граждан, общества и страны от преступных посягательств. Реформа подразумевала проведение изменений, учитывающих современные политические процессы, тенденции, явления.

            Реформирование органов внутренних дел призвано создать профессиональную полицию, функционирование которой будет в полной мере отвечать потребностям современного российского общества.

            Основы деятельности органов внутренних дел

            Органы внутренних дел в системе государственного управления призваны осуществлять деятельность в разрезе следующих направлений:

            1. обеспечивать защиту граждан, государства и общества в целом от посягательств противоправного характера;
            2. осуществлять розыск лиц;
            3. предупреждать и пресекать преступления и правонарушения административного характера;
            4. выявлять и раскрывать преступления, производить дознание в рамках уголовных дел;
            5. осуществлять производство в рамках дел о правонарушениях административного характера, осуществлять исполнение наказаний административного характера;
            6. обеспечивать правопорядок в общественных местах;
            7. обеспечивать безопасность на дорогах;
            8. защищать свидетелей, потерпевших, прочих участников уголовных дел, прокуроров, судей, должностных лиц органов правопорядка;
            9. осуществлять деятельность экспертно-криминалистического характера.

            Состав обязанностей органов внутренних дел в системе государственного управления

            Органы внутренних дел в системе государственного управления в лице полиции выполняют ряд следующих обязанностей:

            Читайте также: