Цикл уральские рассказы доклад

Обновлено: 04.07.2024

Урал неспроста называют краем загадок и легенд. Местные народы хранят массу преданий об известных достопримечательностях своего края. Они с радостью делятся этими историями с путешественниками, ведь Уральские горы для их жителей – поистине живые создания.

Легенды Урала нередко раскрывают нам традиции, уклад жизни и культуру ненцев, вогулов, хантов, башкирских племён. Это могут быть истории о реальных исторических личностях или волшебные сказочные предания. В любом случае, они очень интересны тем, кто хочет лучше познакомиться с Уралом. Что же могут открыть нам уральские сказания, которые живут в народе уже не одно поколение?

Каменный народ Урала

В старину народы, живущие в Уральских горах, верили, что существуют каменные люди, населяющие этот край. Это были могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги. По силе никто не мог сравниться с такими людьми, однако они сами не могли знать любви и дружбы, ведь имели сердца из камня.

Правили каменным народом семь братьев, что жили в хрустальном замке. Однажды приехал на Урал чужеземец Мань-Пупы-Ньер. Его пригласили во дворец правителей, и именно там он увидел красавицу Аэлиту, сестру каменных царей. С первого же взгляда полюбил девушку Мань-Пупы-Ньер.

Более того, его искренние чувства смогли тронуть каменное сердце Аэлиты. Признавшись ей в любви, иноземец позвал возлюбленную с собой, осознавая, что могущественные братья не дадут согласия на брак сестры с ним.

Аэлита дала согласие, и поутру пара уже умчалась вдаль на быстроногих конях. Когда братья проснулись и увидели пропажу, они тут же бросились в погоню. По их приказу каменные люди взбирались на вершины гор и указывали путь, по которому уходили беглецы. Несколько раз братьям пришлось менять коней, но они смогли нагнать сестру и её избранника.

Понимая, что бой неизбежен, Мань-Пупы-Ньер решительно выступил против братьев своей возлюбленной. Но разве мог противостоять каменным великанам один смертный человек? С лёгкостью сразил его один из братьев, а умирая, иноземец проклял весь род людей из камня.

Небесами были услышаны его слова, и каменные великаны перестали существовать. С тех пор на Урале можно увидеть высокие скалы-останцы. Местные жители говорят, что это – тела тех самых каменных братьев, что неподвижно застыли, проклятые своим противником.

Пояс и кувшин Уральских гор

В переводе с башкирского “Урал” значит “пояс”, и это название выбрано неслучайно. Известная башкирская сказка повествует, что когда-то один великан носил огромный пояс.

В своих карманах на поясе он прятал самые разные сокровища. Однажды великан растянул свой пояс, и тот упал на землю, образовав Уральские горы. Окаменев, пояс протянулся от холодных вод Карского моря до песчаного побережья Каспия.

Среди преданий Южного Урала стоит выделить истории о хребте Сулея, что рассказывают нам о судьбе местной красавицы. Давным-давно у старого башкирского пастуха была дочь, прекраснее которой не было ни одной девушки в селении. Красавица всем сердцем любила бедного юношу из соседней деревни, однако отец не желал и слышать о браке с ним. Однажды о красоте девицы узнал богатый бай, что тут же приехал свататься к дочери пастуха. Тот был рад состоятельному жениху и дал своё согласие.

В знак скрепления будущего союза пастух попросил дочь принести кувшин с кумысом для бая. Руки несчастной девушки тряслись, и она не смогла удержать сосуд, что, упав, разлетелся на мелкие кусочки. Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи, что сегодня люди обходят стороной.

Сама же девушка безуспешно пыталась отговорить отца выдавать её замуж за нелюбимого. Из-за его упрямства красавица умерла, не вытерпев горя. Примечательно, что горный хребет Сулея действительно по своей форме напоминает кувшин, о котором идёт речь в предании.

Зеркало Юрмы

Ещё одной достопримечательностью Урала стало озеро Зюраткуль, что располагается в высокогорном Саткинском районе Челябинской области. Одна из местных легенд рассказывает, что некогда в этих местах жила гордая красавица Юрма.

Богатырь Семигор, являвшийся хозяином Уральских гор, преподнёс ей удивительный подарок – зеркало. В этом волшебном предмете можно было видеть всё, что происходит в окрестностях Урала. Более того, зеркало охраняло людей и природу от нечистой силы.

Однако красавице такой подарок не пришёлся по душе. В гневе она бросила хрусталь на камни. Зеркало разбилось, и одна маленькая частичка отлетела далеко в горы. Именно на месте её падения появилось озеро Зюракутль (в переводе значит “озеро-сердце”), что часто называют зеркалом Юрмы. Оно действительно притягивает к себе людей. Тот, кто однажды увидит Зюракутль, навсегда сохранит его в своём сердце.

Легенда о Большом Таганае

Удивительным местом стал и хребет Большой Танагай. В переводе с местного наречия его название значит “подставка Луны”. Старинное предание рассказывает, что давным-давно юный Нажибек каждый вечер с восходом луны начинал играть на курае для своей возлюбленной Айгуль. Но песня так и оставалась прерванной, поскольку светило уходило за горизонт.

Однажды Нажибек крикнул луне “Остановись!”. Та покорно замерла, заставив вздрогнуть саму землю. Зацепившись за вершину, луна освещала ночной мир, а Нажибек продолжал играть, пока его Айгуль не постарела. Увидев совсем седую и пожилую возлюбленную, Нажибек в сердцах сломал своё курай, а луна снова опустилась за горизонт.

Это – только малая часть легенд Урала. Одни из них напоминают удивительные сказки, другие раскрывают трагические истории, третьи демонстрируют верования местных племён. Однако есть во всех сказаниях нечто общее – любовь и восхищение, что люди по-прежнему испытывают к этим загадочным горам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литература Урала

Программа факультатива для учащихся 10-11 классов.

Пояснительная записка.

Культура и образование находятся в тесной связи. Изучение жизни, быта, природы и культуры отчего края способствует нравственно-эстетическому и духовно-просветительскому воспитанию юных, становлению их гражданской позиции, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции и уважения к культурам других народов, проживающих на этой территории.

Современная школа сегодня решает главную проблему в воспитании подрастающего поколения – социализация личности. Решению этой проблемы способствуют региональные предметы. Занятия должны заинтересовать ребят в приобретении новых знаний об окружающем мире, познакомить с прошлым родной земли, приобщить к культуре умственного труда, способствовать формированию характера и воспитанию гражданских чувств учащихся.

Русская литература изучается в школе как самостоятельный предмет. Но в процессе преподавания следует учитывать, что с давних времён общероссийская и региональная литература развивались в тесном взаимодействии и оказывали влияние друг на друга. Поэтому велико значение краеведения в расширении литературного кругозора школьников, в развитии у них интереса к художественной литературе прошлого и наших дней, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений.

Здесь будут несколько иные средства анализа, чем литературный разбор в рамках урока: большая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей учащихся в выборе материала и простор для самостоятельной работы учеников.

Современное занятие по литературе – это сотворчество учителя и ученика. А творчество возможно лишь в свободном проявлении личности. Поэтому занятия по литературе родного края, как и обычный урок по русской литературе, должны опираться не только на законы науки, но и, в первую очередь, на законы искусства и должны строиться как художественный процесс, возбуждая работу чувств, воображения, вовлекая жизненный опыт ученика в изучение региональной литературы. Это является одним из важных моментов данной программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Нет счастья вне Родины. Каждый

пускай корень в родную землю.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 08.04.2015 г. №1/15

Программа даёт возможность реализовать культурологический подход в образовании на факультативных занятиях данного курса.

Цель факультативного курса – воспитание юного гражданина, знающего свой край, его историко-литературную, духовную культуру и умеющего ориентироваться в социокультурном пространстве.

* познакомить учащихся с историей развития литературного процесса на Урале, современной литературной жизнью региона и соотнести этот процесса с развитием русской литературы в целом;

* расширить представление учащихся о литературном образе Урала: о многонациональном творчестве уральских авторов, их весомом вкладе в развитие русской литературы;

* уметь использовать полученные знания в конкретной поисково-исследовательской, творческой деятельности.

Предполагаемый факультативный курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его – соединение литературы с краеведением как средства воспитания молодого поколения.

В основе проведения факультативных занятий по данному курсу предполагается сочетание традиционных и инновационных методик: лекции, семинары, доклады, уроки - презентации проектов, театрализации, проблемно-поисковые ситуации, очно - заочные (виртуальные) путешествия по уральской земле с использованием литературной карты и др.

Интегративный характер факультативного курса направлен на формирование гражданской позиции молодого поколения, воспитания уважительного отношения к прошлому уральского края через художественные произведения уральских авторов.

Программа составлена для учащихся 10 -11 классов общеобразовательной школы. Обучение по УМК:

Выявление круга фольклорных интересов Д. Мамина и его предпочтений при собирании устно-поэтических и речевых жанров. Изучение коммуникативного пространства героев "Уральских рассказов" в его связях с традициями народного поведенческого и речевого этикета.

Рубрика Литература
Вид автореферат
Язык русский
Дата добавления 10.12.2013
Размер файла 206,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Художественное наследие писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей. Биография писателя и его демократические взгляды. Основные приёмы формирования активизации словаря при изучении произведения Мамина-Сибиряка о природе "Серая Шейка": фрагмент урока.

курсовая работа [31,6 K], добавлен 07.05.2009

Сказки К.Д. Ушинского и его принципы литературной обработки фольклорных источников. Русская литературная прозаическая сказка на примере творчества Л.Н. Толстого, Мамина-Сибиряка. Анализ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка "Умнее всех" из "Аленушкиных сказок".

контрольная работа [27,1 K], добавлен 19.05.2008

Тематика, персонажи, пейзаж и композиционные особенности "Северных рассказов" Джека Лондона. Художественный образ и речевая характеристика героев "Северных рассказов" Д. Лондона. Человек как центральный компонент повествования цикла "Северные рассказы".

курсовая работа [25,4 K], добавлен 10.01.2018

Синтез художественного мышления и документализма, который является центром эстетической системы автора "Колымских рассказов". Колымский "антимир" и его обитатели. Образные концепты, нисхождение и восхождение героев в "Колымских рассказах" В. Шаламова.

курсовая работа [69,9 K], добавлен 26.01.2017

Личность и творческая судьба писателя Л.Н. Андреева. Понятие заглавия, персонажа, пространства и времени в произведениях. Анализ рассказов "Иуда Искариот", "Елезар", "Бен-Товит". Различия и сходство между андреевскими рассказами и евангельскими текстами.

Хотелось бы немного рассказать о некоторых объектах [ПРИЛОЖЕНИЕ2].

Сейчас большинство объектов из сказов выглядят совершенно не так сказочно: большинство шахт затоплено, окружающая природа серьезно пострадала от хозяйственной деятельности человека.

3.2. Прообразы героев сказов П.П. Бажова

Все герои сказов Бажова были условно разделены на две группы:

2) Образы людей, например: Данила-мастер, Прокопьич, Степан, владелец заводов Турчанинов и т.д.

Нас заинтересовала история возникновения этих образов. Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что многие герои имеют реальных прототипов, причем иногда даже описания жизни их совпадают. Приведем примеры.

Сказы П.П.Бажова

Реальные люди

Указами Сената в 1757 г. Северский, Полевской, Сысертский заводы были проданы купцу Алексею Федоровичу Турчанинову. Семья Турчаниновых являлась владельцами до 1832г.

До наших дней сохранился дом Турчаниновых в Полевском.

Иван Бушуев (100-1834) мастер по украшению оружия Златоустовского завода, поступил в ученики к Шафам в 1817 году, а уже через год начал работать самостоятельно, причем ему доверяли такие сложные работы, как, например, украшение клинка турецкой сабли, нанесение на нее узоров, имитирующих булат. Его работы представлены в Кремле Оружейной палате.

Образы сказочных персонажей Бажов взял из народных преданий, из фольклора горняков. С древних времен в народе ходили, например, легенды о Малахитнице, Хозяйке Медной горы, которая помогает простым рабочим, награждает за честность и трудолюбие, наказывает за жадность. Этот образ в фольклоре имел разные варианты: Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка-Азовка, Горный дух, Горный старец. В ходе проведения своего исследования мы много узнали о возникновении использованных Бажовым мифологических образов.

3.3. Добыча и обработка

Читая сказы П.П.Бажова, можно очень полно представить, какими полезными ископаемыми был богат Урал, как тяжел и опасен был труд горняков.

Произведения П.П. Бажова соответствуют определению сказа: художественного вымысла в них больше, чем фактов;

Места действия сказов — реально существующие географические объекты;

Способы добычи и обработки полезных ископаемых не совсем соответствуют реальности. Есть расхождения, связанные с авторским замыслом;

Ключевые герои имеет прототипов;

План развития исследования

Провести бинарный урок (география-литература) в 5-9 классах вместе с учителями географии и литературы.

Практическая значимость

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бажов П.П. Уральские сказы. — Москва, 2007.-320с

Бажова-Гайдар А.П. Дом на углу: Воспоминания о моем отце. — Свердловск, 1970.-88с.

Гельгардт Р.Р. Фантастические образы горняцких сказов и легенд. // Русский фольклор. Материалы исследования. — М.-Л. Издательство академии наук СССР, 1961.193-226с.

Гельгардт Р.Р. Стиль сказов Бажова . Очерки. Пермь .1958.-482с.

Романов В.Я. Дедушко Слышко и его внуки. — Свердловск, 1963.-190с.

Хоринская Е.Е. Наш Бажов. — Свердловск, 1989.-108с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Гумешки (Гумешевский медный рудник) — один из старейших на Урале. Первоначально здесь добывали исключительно медную руду, которую плавили тут же неподалеку от рудника. Позднее рядом был построен Полевской медеплавильный завод, вокруг которого вырос поселок Полевской (или Полевой). Но во второй половине 18 века рудник приобрел всемирную известность как основной поставщик малахита. С 1757 года принадлежал семье купца Турчанинова, упоминания о котором тоже часто встречается в сказах Бажова.

Мраморское – крупное месторождение белого мрамора, открыто в 1738 году. Здесь добывали мрамор для украшения дворцов Петербурга., Петергофа, Царского Села. В 20 веке мрамор шел на отделку станций метро, театров, подземных переходов. Функционирует до сих пор.

Красная горка — известнейшее месторождение родонита, второго по значению минерала Урала (в народе называли орлец) Здесь была найдена самая большая глыба родонита, весом 45,6 тонны. К 1981 году была практически выработана, в 90-годы ее варварски сровняли с землей.

Читайте также: