Прикладной характер науки и ее коммерциализация доклад

Обновлено: 03.05.2024

Аннотация

Авторы, отталкиваясь от исследований по организации современной американской науки, обсуждают проблему коммерциализации исследований и научных разработок. Задача данной статьи – выявить особенности коммерческой науки. Показывается, что, вопреки распространённому пониманию, коммерческая наука не тождественна прикладной. На основе деятельностного подхода развивается мысль, согласно которой современные тенденции коммерциализации исследований рождают новое представление о науке как о частном деле в противоположность господствовавшему прежде пониманию науки как деятельности, направленной на общее благо. Авторы обращают внимание на изменение ценностной стороны научной деятельности, формирующееся под влиянием принципов, свойственных бизнесу. В первой части статьи на широком историко-научном материале эксплицировано классическое понимание науки как общего блага. Приводятся примеры, демонстрирующие, что идеология организации классической науки предполагала нацеленность науки на достижение максимального блага для человечества. Во второй части статьи, анализируя работу контрактно-исследовательских организаций и профессиональных публикационных агентств, авторы выявляют изменение структуры исследовательской деятельности в рамках коммерческой науки. Указывается, что за идеологией новых институций (контрактно-исследовательских организаций и публикационных агентств) скрываются партикулярные интересы, нацеленные на рыночное преуспевание корпораций. Авторы отмечают, что при реформировании науки в третьих странах следует с осторожностью подходить к заимствованию готовых образцов организации научных исследований, принимая во внимание факт их противоречивости и несовершенства.

общее благо, коммерция, коммерческая наука, прикладная наука, контрактно-исследовательская организация, американская наука, деятельностный подход, публикационные агентства

Биографии авторов

Виктор Александрович Куприянов, Санкт-Петербургский филиал, Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, Санкт-Петербург, Россия

Светлана Александровна Душина, Санкт-Петербургский филиал, Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, Санкт-Петербург, Россия

Литература

1. Дежина И. Г., Грэхем Л. Наука в новой России: кризис, помощь, реформы. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2009. 240 с.

3. Грэхэм Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 272 с.

5. Игнатов И. И. Роль акта Бэя–Доула (Bayh-Dole Act-1980) в трансфере научных знаний и технологий из американских университетов в корпоративный сектор. Итоги тридцатилетнего пути // Наука. Инновации. Образование. 2012. № 12. С. 159–188.

6. Сказочкин А. В. О формировании системы коммерческого использования результатов научных исследований // Наука. Инновации. Образование. 2012. Вып. 12. С. 129–158.

7. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1972. С. 489–524.

8. Weld C. R. A history of the Royal society with memoirs of the presidents. Vol. 1. London: John W. Parker, West Strand. 1848. 527 р.

9. Oldenburg H. An introduction to this tract // Philosophical transactions. 1665. № 1. P. 2.

10. Leibniz G. W. F. Oeuvres de Leibniz. Tome 7, publiées pour la première fois d’après les manuscrits originaux, avec notes et introduction par A. Foucher de Careil. Leibniz et les Academies. Leinbiz et Pierre le Grand. Paris: Librairie de Firmin Didot Freres, 1875. 652 p.

11. Уставы Академии наук СССР. М.: Наука, 1974. 208 c.

12. Gless R. De la KWG à la Max Planck Gesellschaft, 75 ans d’organisation de la recherche en Allemagne // Revue d’Allemagne. 1988. T. XXI. № 1. Рp. 378–396.

13. Brachner A. Fraunhofers Erben. Ein Stueck unbekannte Muenchener Stadtgeschichte // Kultur & Technik. 1988. № 3. S. 185–189.

14. Колчинский Э. И. РАН и институциализация науки в 1918 году // Проблемы деятельности учёного и научных коллективов. 2019. № 5 (35). С. 16–52.

15. Актуальное прошлое: взаимодействие и баланс интересов Академии наук и российского государства в XVIII – начале XX в. Очерки истории: в 2 кн. / Сост. и отв. ред. И. В. Тункина. СПб.: Реноме, 2018. 704 с.

16. Стёпин В. С. Исторические типы научной рациональности: проблемы демаркации и преемственности // Философия во множественном числе / Сост. и отв. ред. А. В. Смирнов, Ю. В. Синеокая. М.: Академический проект, 2020. С. 14–51.

17. Gilson E. From Aristotle to Darwin and back again: a journey in final causality, species and evolution. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1984. 209 p.

18. Коулер Р. Менеджмент науки путём благотворительности: Рокфеллеровский фонд и создание молекулярной биологии // Наука по-американски. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 95–157.

19. Фёдоров Б. И. Бернард Больцано как методолог науки // Больцано Б. Учение о науке (избранное). СПб.: Наука, 2003. С. 6–50.

20. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель, 2006. 874 с.

22. Slaughter S., Rhoades G. The Emergence of a Competitiveness Research and Development Policy Coalition and the Commercialization of Academic Science and Technology // Science, Technology, & Human Values. 1996. Vol. 21. № 3. Рр. 303–339.

23. Slaughter S., Rhoades G. The Neo-Liberal University // New Labor Forum. 2000. № 6. Рр. 73–79.

24. Slaughter S. Academic Freedom and the State: Reflections on the Uses of Knowledge // The Journal of Higher Education. 1988. Vol. 59. № 3. Рр. 241–262.

25. Hull D. Reining in the Commercialized Foreign Clinical Trial. Journal of Legal Medicine. 2015. Vol. 36. Iss. 3–4. Pр. 367–401.

26. Mirowski P., Horn R. The Contract Research Organization and the Commercialization of Scientific Research // Social Studies of Science. 2005. Vol. 35. № 4. Pр. 503–548.

27. Sismondo S. Ghosts in the machine: Publication planning in the medical sciences // Social Studies of Science. 2009. Vol. 39. № 2. Pр. 171–198.

28. Greenhalgh S. Neoliberal science, Chinese style: Making and managing the ‘obesity epidemic’// Social Studies of Science. 2016. Vol. 46. № 4. Рр. 485–510.

29. Sismondo S. Medical publishing and the drug industry: Is medical science for sale? Learned Publishing. 2012. Vol. 25. №. 1. Рр. 7–15.

30. Fugh-Berman A. The corporate coauthor // Journal of General Internal Medicine. 2005. Vol. 20. Pр. 546–548.

33. Сервос Дж. Связи науки с производством по-американски: химическая технология в Массачусетсом технологическом институте, 1900–1939 гг. // Наука по-американски: Очерки истории. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 402–441.

С экономической стороны инновационная деятельность означает развитие сектора реальной экономики (промышленности и сельского хозяйства) за счет инвестирования финансовых активов в реальные активы.

Причем реальные активы в своем составе включают материальные активы – недвижимое и движимое имущество и нематериальные активы, как идентифицируемые – интеллектуальную собственность в составе имущественного комплекса действующего предприятия и приравненные к интеллектуальной собственности имущественные права, так и неидентифицируемый нематериальный актив – гудвилл.

Инновационная деятельность в реальной экономике является последовательностью осуществления инновационных проектов по инвестированию в реальные активы в противовес финансовым проектам по распродаже реальных активов. Инновационная деятельность способствует продвижению финансовых активов в промышленность.

Существенным отличием от финансового инвестиционного проекта, ориентированного на задачи деления собственности, выступает общая направленность инновационного проекта на производство, для которого приобретаются определенные совокупности реальных активов за счет расходования финансовых активов. При этом повышается стоимость имущественных комплексов действующих предприятий и производится нематериальный актив.

Используется свойство реальных активов, которые в определенных совокупностях стоят больше, чем взятые по отдельности. Этим свойством не обладают финансовые активы, а суммарная стоимость отдельных частей финансовых активов равна стоимости суммы частей (в соответствии с правилами арифметики и бухгалтерского учета).

В промышленности инновационная деятельность означает крупные инвестиции в реальные активы и требует государственной поддержки для защиты от коммерческих рисков. Надо признать, что приватизация имущества, осуществляемая после начала периода рыночных реформ в России, по большей части шла в русле не инновационных, а финансовых проектов, а активы распродавались.

Преобладающий характер прошедшего периода не инновационной, а финансовой, иначе говоря, монетарной экономики для некоторых организаций и учебных заведений отразился на действовавших предпочтениях в форме выбора профиля прикладной науки и образования, а профессиональная подготовка при этом сместилась в область обучения финансистов, бухгалтеров, менеджеров и юристов.

Для реальной экономики, развитие которой является инновационной деятельностью, а коммерциализация прикладной науки и образования входит неотъемлемой частью, нужны специалисты не столько финансового, правового, гуманитарного или теоретического профиля, сколько профессионалы в различных отраслях промышленности.

Надо сказать, что наука и образование по теоретическим направлениям, а также по гуманитарным, как правило, не подлежат коммерциализации и требуется достаточный объем целевого финансирования из государственного бюджета.

Проблемный характер коммерциализации теоретической науки и образования заключается в том, что коммерческий заказ мог бы привести к изменению научного профиля, который стал бы не теоретическим, а прикладным. При данных обстоятельствах коммерциализация означала бы ликвидацию теоретических исследований или их трансформацию в прикладном направлении.

Например, не сложно понять мотивы ученого (физика, химика, биолога, филолога и др.), работающего по тому или иному теоретическому направлению исследований естественных законов, который не имеет достаточного правительственного финансирования, стремится к коммерциализации своей работы и предположительно получает заказ на выполнение прикладной задачи.

Ясно, что мотивы в данном случае сводятся к прекращению фундаментальных исследований и к освоению прикладного направления. Возможно, изменение профессионального профиля способного человека при коммерциализации предмета его работы будет решением личных экономических проблем. Но кто же будет изучать естественные законы, что не менее важно с точки зрения интересов общества и государства.

Бюджетное финансирование учреждений теоретической науки и образования само по себе является исключительно важной задачей для правительства и общества, но не имеет отношения к инновационной деятельности, т.е. к коммерциализации науки.

Таким образом, можно определить следующие общие ограничения по вхождению в инновационную деятельность.

Осуществление самостоятельной инновационной деятельности, т.е. коммерциализация науки и образования, имеет проблемный характер в научных и учебных организациях теоретического профиля, а также в учреждениях по предмету финансовой экономики – не реальной и не инновационной.

Причем для поддержания фундаментальной теоретической науки, по-видимому, нет иной альтернативы, кроме бюджетного финансирования, если только по вопросам коммерциализации не учитывать возможность совместного участия организаций прикладной и теоретической науки. Имеется в виду, что коммерческий заказ на обучение теоретиков и соответствующие исследования может формироваться организациями прикладной науки и образования как часть более общей экономической задачи.

Инновационный потенциал технического университета, способность удовлетворять экономический спрос, содействовать продвижению финансовых активов в сектор реальной экономики, производству нематериального актива и повышению стоимости предприятий можно охарактеризовать следующими двумя критериями:

По указанным критериям наибольшим инновационным потенциалом в Приморском крае обладает Дальневосточный государственный технический университет как крупнейшее многопрофильное учебное и научное учреждение по прикладным направлениям, обладающее многоуровневой и региональной структурой.

Эффективная система профессиональной подготовки в ДВГТУ и прикладные научные исследования способствуют повышению стоимости активов и имущественных комплексов предприятий на Дальнем Востоке, поскольку наполняется рынок предложениями высококвалифицированного труда профессионалов по различным отраслевым направлениям, а также производится нематериальный актив в форме интеллектуальной собственности в результате прикладных исследований. Именно эти основные показатели являются экономической оценкой инновационной деятельности в техническом университете.

Основной задачей университетского комплекса является развитие инновационной деятельности, т.е. коммерциализация системы образования и научных исследований в ДВГТУ.

Причем коммерциализация прикладной науки и профессионального образования, как внешнее проявление, подразумевает структурную внутреннюю перестройку в рамках университетского комплекса ДВГТУ, формирование системы непрерывной многоуровневой подготовки и повышение экономической самостоятельности подразделений.

Многопрофильная по отраслевым направлениям и региональная структура технического университета является предпосылкой коммерциализации с организационной стороны.

Если по вопросам формирования организационной структуры ориентироваться на крупные зарубежные технические университеты, прикладные исследования и профессиональная подготовка в которых в основной части коммерциализированы, то характерной особенностью их устройства можно назвать экономическую самостоятельность входящих подразделений (институтов в составе университетов).

Экономическая самостоятельность подразделений зарубежного технического университета означает формирование собственного финансового результата в каждом из подразделений, объединенных по признакам профессионального и научного профиля, но в экономическом отношении выступающих как независимые лица. Действует координационный центр самостоятельных подразделений, являющийся университетом.

При такой структуре технический университет является саморегулируемой организацией, строящейся как некоммерческое партнерство по профилю прикладной науки и профессионального образования в подразделениях, самостоятельных в экономическом отношении.

Некоммерческое партнерство самостоятельных подразделений в рамках университетского инновационного комплекса позволяет раскрывать собственный коммерческий потенциал подразделений, что необходимо для инновационной деятельности.

Изменение структуры взаимодействия подразделений для коммерциализации многопрофильных технических университетов является важной для общества и сложной задачей и на переходном периоде требует государственной поддержки.

Именно это, по-видимому, является целевым назначением правительственных инвестиций, направляемых в инновационную деятельность, а не финансирование теоретической науки и образования, что было бы ненадлежащим использованием этих инвестиций.

Примером успешной прикладной деятельности в университетском комплексе ДВГТУ является направление по определению стоимости активов и имущественных комплексов промышленных предприятий. Инновационный эффект по данному прикладному направлению заключается в том, что определение стоимости активов способствует продвижению инвестиций в сектор реальной экономики.

Причем специалисты университетского комплекса ДВГТУ эту деятельность осуществляют с начала периода рыночных реформ, выполнили множество работ по определению стоимости активов и имущественных комплексов, опубликовали десятки научных трудов, а также методологически обеспечили профессиональную подготовку в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и переподготовки специалистов на базе ДВГТУ по предмету оценки активов.

По-видимому, для малосерийных, нетиповых и дорогостоящих объектов – имущественных комплексов, недвижимости, обособленных крупных активов, например, гражданских морских судов, технологических линий, воздушных летательных аппаратов, энергетических и информационных сетей, транспортных коммуникаций и т.д. оценка стоимости и эффективности это сложная наука, а не ремесло.

Актуальность исследования обусловлено тем, что коммерциализация научных разработок и управление технологическими стартапами — актуальные темы современного менеджмента. Базовая задача таких проектов — трансформировать знания в стоимость. В статье исследуются причины, почему же не все из них оказываются успешными. Систематизация проведенной аналитики крупнейших мировых компаний позволили автору сформировать факторы успешной коммерциализации прикладной науки. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты позволят образовательным учреждениям и наукоемким компаниям выработать верную стратегию по успешному выводу инновации на рынок.

The relevance of the study is due to the fact that the commercialization of scientific developments and the management of technology startups are relevant topics of modern management. The basic task of such projects is to transform knowledge into value. This article explores the reasons why not all of them are successful. The systematization of the conducted analytics of the world’s largest companies allowed the author to form the factors for the successful commercialization of applied science. The practical significance of this study lies in the fact that the results obtained will allow educational institutions and knowledgebased companies to develop the right strategy for successfully bringing innovation to the market.

Принято считать, что во взаимоотношениях между бизнесом и наукой есть внутреннее противоречие. Коммерческий успех во многом зависит от эксклюзивности обладания уникальными активами или технологиями, в то время как научные прорывы нередко возникают вследствие свободного обмена идеями. Публикации в международных журналах — важный аспект академической карьеры, но стремление ученых обнародовать свои открытия может вызвать трудности в их коммерциализации [7, 10, 12, 13]. Если изобретение стало достоянием общественности, получить патент крайне сложно.

Есть и другие ловушки коммерциализации инноваций, связанные с вопросами интеллектуальной собственности. Среди них эксперты называют пренебрежение патентной защитой (особенно когда дело касается новшеств в процессах и методах работы, а не продуктах), неспособность доказать уникальность разработки, нечетко определенное авторство. Бывает и так, что исследователи слишком узко видят сферу использования своих открытий — этим могут воспользоваться конкуренты, запатентовав новое применение. Инвесторы неохотно вкладываются в разработки ученых, допускающих подобные ошибки.


При наличии большого количества перспективных идей, их преобразование в готовый научный продукт и дальнейшая коммерциализация происходят крайне медленно и сопровождаются разнообразными проблемами. В связи с этим значительный научный потенциал российских ученых остается нереализованным. Авторами рассмотрены способы коммерциализации результатов научных прикладных исследований и разработок, выделены основные проблемы коммерциализации и определены перспективы их решения. Статья будет полезна для специалистов в области управления научно-исследовательскими и образовательными организациями, сфере инновационного развития.

Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

Некоторые аспекты коммерциализации результатов научных прикладных исследований и разработок в Российской Федерации

Шарапова Т.В., Бакша Н.В. Некоторые аспекты коммерциализации результатов научных прикладных исследований и разработок в Российской Федерации // Креативная экономика.2016.-Т. 10.-№ 7.-С. 691-704.-doi: 10.18334/ce.10.7.35601

Развитие инфраструктуры нововведений: зарубежный опыт и возможности его применения в российской практике // Российский внешнеэкономический вестник

  • В А Баринова
  • В А Еремкин
  • В В Рыбалкин

Баринова В.А., Еремкин В.А., Рыбалкин В.В. Развитие инфраструктуры нововведений: зарубежный опыт и возможности его применения в российской практике // Российский внешнеэкономический вестник. -2014. -№ 2. -С. 36-48.

Сетевое взаимодействие -ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник Томского государственного университета

Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие -ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник Томского государственного университета. -2012. -№ 354. -С. 163-166.

Наука. Инновации. Информационное общество: 2015: Краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг [и др.].-М.: НИУ ВШЭ, 2015.-80 с.

Новикова Е.Н. Развитие инфраструктуры коммерциализации результатов инновационной деятельности: Дис. к.э.н.: 08.00.05.-Ставрополь, 2015.-210 с.

Модель взаимодействия научных организаций с предпринимательским сектором // Наука. Инновации. Образование. -2014. -№ 16

Осадчук Е.В. Модель взаимодействия научных организаций с предпринимательским сектором // Наука. Инновации. Образование. -2014. -№ 16. -С. 139-156.

Биржа интеллектуальных продуктов как центр системы коммерциализации результатов научных исследований // Наука. Инновации. Образование. -2013. -№ 13

Сказочкин А.В. Биржа интеллектуальных продуктов как центр системы коммерциализации результатов научных исследований // Наука. Инновации. Образование. -2013. -№ 13. -С. 205-216.

О формировании системы коммерческого использования результатов научных исследований // Наука. Инновации. Образование. -2012. -№ 12

Сказочкин А.В. О формировании системы коммерческого использования результатов научных исследований // Наука. Инновации. Образование. -2012. -№ 12. -С. 129-158.

Recommended publications

Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации. Некоторые аспекты реализации

Читайте также: